Научная статья на тему '2009. 04. 047. Гхош М. Растущая синергия Индии и Японии: от политического к стратегическому фокусу. Ghosh M. India and Japan's growing synergy: from a political to a strategic focus // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2008. - Vol. 48, n 2. - p. 282-302'

2009. 04. 047. Гхош М. Растущая синергия Индии и Японии: от политического к стратегическому фокусу. Ghosh M. India and Japan's growing synergy: from a political to a strategic focus // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2008. - Vol. 48, n 2. - p. 282-302 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЯПОНСКО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 047. Гхош М. Растущая синергия Индии и Японии: от политического к стратегическому фокусу. Ghosh M. India and Japan's growing synergy: from a political to a strategic focus // Asian survey. - Berkeley (cal. ), 2008. - Vol. 48, n 2. - p. 282-302»

2009.04.047. ГХОШ М. РАСТУЩАЯ СИНЕРГИЯ ИНДИИ И ЯПОНИИ: ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ФОКУСУ.

GHOSH M. India and Japan's growing synergy: from a political to a strategic focus // Asian survey. - Berkeley (Cal.), 2008. - Vol. 48, N 2. -P.282-302.

Исследовательница с кафедры международных отношений Ядавпурского университета (Калькутта) анализирует современное состояние индийско-японских отношений и препятствия на пути их развития.

После окончания холодной войны Азиатско-Тихоокеанский регион стоит на пороге небывалых изменений. Северная Корея шокирует мир своей ядерной программой. Укрепляется стратегическое сотрудничество Китая с Россией. Япония, похоже, превращается из «торгового государства» в «нормальное государство». Индия укрепляет стратегические отношения с крупнейшими державами региона и расширяет свое военно-морское влияние за пределами Индийского океана.

Изменения в восприятии Индии в глазах японцев стали очевидны после визита в Дели премьер-министра Мори Ёсиро в 2000 г. Япония впервые употребила тогда термин «глобальное партнерство» в отношении какого-то государства, кроме США.

Восприятие индийцами Японии, начиная с победы в русско-японской войне 1905 г., было позитивным. На образ Японии в Индии до сих пор влияет прояпонская позиция одного из индийских националистических лидеров С.Ч. Боса во время Второй мировой войны. И все же тесные связи двух стран начали развиваться только с середины 1990-х годов. Причина - отсутствие политической воли, особенно в эпоху холодной войны, когда Япония зависела от США, а Индия придерживалась политики неприсоединения (при этом Индию верно считали ближе к СССР, чем к США) и рассматривала Японию как американского сателлита. Окончание холодной войны резко расширило зону стратегических маневров двух стран. Закрытие крупнейшей заморской военной базы США (на Филиппинах) в 1992 г. побудило Японию искать стратегических партнеров. К сближению с Индией ее подтолкнуло уже начавшееся сближение с ней США, которые подали японцам пример. Важной вехой в процессе индийско-японского сближения стал визит в Индию в

1997 г. министра иностранных дел Икеды Юкихико: Япония впервые выразила желание вступить в двусторонние стратегические отношения. Заинтересованность Индии отразил визит в Японию в 2000 г. министра обороны Джорджа Фернандеса. В ходе визита в Японию в 2006 г. министра обороны Пранаба Мукерджи стороны впервые договорились проводить регулярные встречи министров обороны. Кроме того, министры заговорили о конкретных «механизмах осуществления» стратегического партнерства.

У Индии и Японии немало общих сфер интересов.

Экономики обеих стран сильно зависят от морских коммуникаций и поставок нефти из Персидского залива. Поэтому безопасность морских путей представляет интерес для обеих стран. Индия имеет большое значение для Японии, поскольку расположена между двумя стратегическими путями для танкеров - Малаккским и Ормузским проливами. Через эти проливы проходит треть международного товарооборота и половина мировых нефтеперевозок. Через Малаккский пролив проходит более 80% нефтяных грузов для Японии из Персидского залива (с. 287). Кроме того, военно-морской флот Индии важен для осуществления операций против пиратов в Индийском океане. Например, в 1999 г. индийцы освободили японское судно, угнанное пиратами в Южно-Китайском море. Тем самым Индия показала всему миру, включая Японию, что может быть стабилизирующей силой в Индийском океане с его резко ухудшающимися условиями безопасности. Неудивительно, что две страны поддерживают сотрудничество в сфере морской безопасности: операции против пиратов, охрана морских путей сообщения. Наблюдаются частые визиты в Индию начальников родов войск японских сил самообороны. Две страны ведут диалог в сфере безопасности, обмен между службами и переговоры военных, проводят совместные учения войск береговой охраны.

Другая зона общих интересов - контроль над распространением оружия массового поражения. Он включает сотрудничество в контроле над экспортом связанных с этим материалов и технологий. Один из вопросов, вызывающих озабоченность обеих стран, -ядерная программа Северной Кореи. Другой вопрос - ядерная программа Ирана. Индия голосовала против Ирана в ООН в 2005 и 2006 гг., поддержала резолюцию СБ ООН № 1737, которая ввела санкции против Ирана. Вместе с тем у Токио и Нью-Дели имеются

в Иране стратегические интересы, которые побуждают к сдержанности в отношении Тегерана.

Еще одна сфера общих интересов - борьба с терроризмом. Индия продолжает быть одной из главных мишеней терроризма. Ее сосед Пакистан остается убежищем по крайней мере для четырех террористических групп, названных Госдепартаментом США. Япония тоже пострадала от терроризма, в частности во время зариновой атаки в токийском метро в 1995 г., предпринятой экстремистской группой «Аум Синрике». Обе страны опасаются морского терроризма. Индия и Япония не ограничиваются совместными заявлениями, а создали Совместную рабочую группу по контртерроризму.

Обе страны озабочены подъемом Китая, особенно развитием военно-морского флота и ракетных войск. Амбиции Пекина в Восточно-Китайском море серьезно беспокоят Токио. Дели беспокоит политика «жемчужного ожерелья»: Пекин стремится создать военные и военно-морские базы по периметру Индии - в Мьянме, Бангладеш и Пакистане. Испытания Китаем антиспутникового оружия в 2007 г. способны дать толчок гонке космических вооружений в Азии, о чем уже заявили Япония и Индия. Вскоре после испытаний министерство обороны Индии объявило о решении создать командование воздушно-космических сил.

«Внешнеполитический подход Индии к Китаю и другим крупным державам региона отличается стратегической гибкостью. По сути, Нью-Дели стремится извлечь максимум выгоды из отношений с США, Японией, Китаем и Россией. Хотя Индия является участником трехстороннего диалога Китай - Россия - Индия, она также поддержала стратегическую идею, которую высказал в своей книге «Уцукуси Куни э» («На пути к прекрасной стране») японский премьер-министр Абе относительно четырехстороннего диалога между Индией, Японией, США и Австралией... Четырехсторонний диалог был официально начат в Маниле 25 мая 2007 г. В сентябре 2007 г. четыре страны также провели совместные военно-морские учения в Бенгальском заливе, показав свою готовность к многосторонней оборонной дипломатии в качестве "квартета демократий" в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пока рано определенно заключать, направлено ли участие Индии и Японии в этом типе четырехстороннего сотрудничества на сдерживание Китая, но совпадение

интересов этих четырех держав в пристальном наблюдении за быстро растущей военной мощью Китая, безусловно, наводит именно на такую мысль» (с. 293).

Несмотря на сферы общих интересов, экономические отношения двух стран отличаются асимметрией. Торговля Японии с Индией составляет 6,5 млрд. долл., что значительно уступает торговле с Китаем (207 млрд. долл. в 2006 г.). Доля Индии во внешней торговле Японии не доходит даже до 1%. Японские иностранные прямые инвестиции в Индии в 1991-2006 гг. составляли всего 2,15 млрд. долл. - 6% всех иностранных прямых инвестиций в Индии. Что касается получения экономической помощи, то здесь Индия вышла у Японии на первое место, обогнав Китай. К примеру, в 2006 г. Индия получила помощь от Японии в размере 1,04 млрд. долл. (с. 293-294). Таким образом, экономические отношения Индии с Японией характеризуются стагнацией двусторонней торговли, небольшим притоком иностранных прямых инвестиций и высокой зависимостью от экономической помощи.

Это указывает на существование препятствий на пути развития двусторонних экономических связей. Один из факторов - высокие тарифы в Японии на товары, в производстве которых Индия обладает относительным преимуществом. Во-вторых, экономические связи двух стран основаны прежде всего на помощи, а не на инвестициях. В-третьих, сказывается неразвитость инфраструктуры в Индии, особенно в транспорте и энергетике. В-четвертых, отсутствует диверсифицированная структура торговли. Япония вывозит в Индию только машины, транспортное оборудование, продукцию черной металлургии и электроники; Индия в Японию - драгоценные камни, ювелирные изделия, железо, марганцевую руду и морепродукты. В-пятых, помехой служит сложная система налогообложения в Индии, которая разнится от штата к штату.

Если две страны хотят укреплять экономические связи, Индии следует ослабить зависимость от японской помощи. В Индии имеется обширный рынок для иностранных инвестиций; растущий средний класс насчитывает 300 млн. потребителей (с. 295). Также двум странам необходимо оптимально задействовать свой потенциал экономической взаимодополняемости: у Индии имеются обширные потребности в развитии инфраструктуры и энергетики, а Япония может предоставить технологии и экспертов; в Индии раз-

вито производство программного обеспечения, а в Японии - электронная промышленность; в Японии стареющее население и растущая потребность в рабочей силе, а Индия располагает обширным запасом квалифицированных работников моложе 25 лет. К тому же индийская экономика развивается быстро, а японская, похоже, только что вышла из десятилетней рецессии.

Чтобы дать импульс двусторонним торговым отношениям, две страны в январе 2007 г. начали переговоры с целью заключить соглашение об экономическом партнерстве. Готовность Японии углублять связи с Индией проявилась во время визита премьер-министра Абе Синдзо в Индию в августе 2007 г. Японского главу правительства сопровождала крупнейшая делегация бизнесменов, которые когда-либо приезжали в Индию (200 человек). Вместе со своим индийским коллегой он подтвердил намерение двух стран утроить объем двусторонней торговли за три года, доведя его до 20 млрд. долл. к 2010 г. Кроме того, Япония согласилась участвовать в амбициозном проекте стоимостью 90 млрд. долл., чтобы помочь Индии развивать промышленный коридор между Дели и Мумбаи длиной 1,5 тыс. км (с. 296).

Другой камень преткновения - противоположные позиции двух стран по Договору о нераспространении ядерного оружия. Япония находится среди тех, кто подписал этот договор, тогда как Индия считает его дискриминационным, направленным на блокирование доступа к ядерным технологиям тем странам, у кого их нет. Япония была среди самых острых критиков ядерных испытаний, которые провела Индия в 1998 г. Ответ Японии был намного более жестким, чем ответ Китаю после его испытаний в 1995-1996 гг. Если в отношении Китая Япония наложила ограниченные санкции, в отношении Индии она заморозила большую часть своей помощи. Это объясняется намного более тесными связями японской экономики с китайской, чем с индийской. И все же индийско-японские разногласия по ядерной программе не являются непреодолимыми. В качестве шага в этом направлении две страны в 2006 г. согласились проводить ежегодные переговоры. После соглашения Индии с США о развитии индийской гражданской ядерной энергетики Япония заявила в 2006 г., что понимает стратегическое значение Индии и важность удовлетворения ее энергетических потребностей.

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.