Научная статья на тему 'Стратегическое партнерство Японии и Индии'

Стратегическое партнерство Японии и Индии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1394
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ / ЯПОНО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН АТР / FOREIGN POLICY OF JAPAN / JAPAN-INDIA RELATIONS / INTERACTION BETWEEN COUNTRIES IN ASIA-PACIFIC REGION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое партнерство Японии и Индии»

Таким образом, подход Японии к ситуации в этом регионе в целом свидетельствовал о существовании определенных рамок, ограничивающих готовность японского правительства оказывать поддержку линии США. Сотрудничество Японии с Вашингтоном распространялось преимущественно на дипломатическую сферу (заявление о поддержке курса США и т. п.), но не включало непосредственное взаимодействие в вопросах обеспечения действий военно-морских сил США.

Сдерживающее влияние на позицию Токио оказывало не только мнение широкой общественности страны, требующей соблюдения принципов мирной конституции Японии, но и опасения правящих кругов подорвать связи с кем-либо из государств-экспортеров нефти в случае непосредственного вовлечения в конфликт.

Таким образом, Япония смогла преодолеть нефтяные кризисы на Ближнем Востоке благодаря энергетической дипломатии, которую вела по отношению к странам Ближнего Востока и по отношению к державам, имеющим свои интересы в данном регионе, обеспечив себе непрерывный поток жизненно необходимого энергоресурса.

Стратегическое партнерство Японии и Индии

Н. В. Стапран

В рамках внешнеполитической стратегии, провозглашенной правительством Японии в начале 2007 г. под названием «Ось свободы и процветания» Индии было уделено особое место. В частности, подчеркивалось, что она является одной из немногих азиатских стран, разделяющих принципы демократии, прав и свобод человека, рыночные принципы экономики. В связи с этим за ней признавалось право развивать равноправное и полновесное сотрудничество с Японией. В свою очередь Индия в начале XXI в. выдвинула свою внешнеполитическую стратегию «Взгляд на Восток»1, в которой значительное место уделялось Японии.

Потребность в активизации японо-индийского сотрудничества формировалась на протяжении нескольких лет, и, как говорят многие эксперты, не без американского влияния. Исследователи утверждают, что США стимулируют японо-индийское взаимодействие в первую очередь с целью противодействия растущему влиянию Китая и России в регионе, а также в пику российско-китайско-индийскому треугольнику. Тем не менее, очевидно, что, помимо геополитических интересов США, существует естественная потребность двух стран в развитии отношений. В своей книге «Стремясь к красивой стране» бывший премьер министр Японии С. Абэ отмечал, что «не удивительно, если через 10 лет, японо-индийские отношения опередят японо-американское и японо-китайское взаимодействие»2.

История двустороннего взаимодействия

После окончания второй мировой войны Индия одной из первых азиатских стран пошла на улучшение отношений с Японией еще до подписания Сан-Францисского мирного договора. В 1949 г. в знак примирения Дж. Неру преподнес в дар Токийскому зоопарку двух индийских слонов. 28 апреля 1952 г. был подписан договор об установлении дипломатических отношений между Японией и Индией - один из первых договоров такого рода.

Поставки индийской стали в первые послевоенные годы во многом способствовали восстановлению японской экономики. В 1957 г. премьер-

1 «Азия времен перемен». - Речь министра иностранных дел Яшванта Сингха в Институ-те оборонных и стратегических исследований в Сингапуре. 26.08.2003.

2 Abe S. Towards a Beautiful Country: my Vision for Japan. 2007.

министр Н. Киси в ходе своего первого азиатского турне посетил Индию, подписал соглашение о торговле и достиг договоренности о предоставлении Индии ненового кредита, который стал первым в истории современной Японии примером предоставления помощи азиатским странам в форме открытого займа. К 1986 г. Индия превратилась в одного из главных получателей японской официальной помощи развитию (ОПР).

Одновременно необходимо признать, что в японо-индийских отношениях во второй половине XX в. не наблюдалось особого развития. Это было, прежде всего, связано с тем, что Индия в качестве своего основного внешнеполитического принципа провозгласила политику неприсоединения, а Япония всецело придерживалась рамок Японо-американского договора безопасности. После окончания холодной войны Индия, потеряв союзника в лице СССР, начала проводить более гибкую внешнюю политику и пошла на сближение с Западом. Особым испытанием для двусторонних отношений стали ядерные испытания, проведенные Индией в 1998 г., которые вызвали серьезную критику японского правительства.

В начале XXI в. с активизацией японо-индийских отношений начинается новый этап сотрудничества между двумя странами. Оба государства с окончанием биполярной конфронтации ищут пути усиления своей роли на международной арене. Рост числа визитов на высоком и высшем уровнях между двумя странами свидетельствует о повышении статуса Индии среди японских внешнеполитических партнеров. Так, с 1985 по 1995 гг. состоялось порядка 17 визитов, тогда как в следующее десятилетие высокопоставленные чиновники обеих стран совершили более 50 поездок3.

В 2000 г. был подписан документ «Японо-индийское глобальное партнерство в XXI в.», после чего последовал ряд важных соглашений, поднявших двустороннее сотрудничество на принципиально новый уровень, - «Совместная японо-индийская декларация» (2001 г.), совместное заявление Дз. Коидзуми и М. Сингха «Японо-индийское партнерство в новой азиатской эре: стратегическая направленность глобального сотрудничества Японии и Индии» (2005 г.).

Начиная с 2005 г. встречи на высшем уровне между двумя странами проводятся ежегодно. В рамках одной из таких встреч в декабре 2006 г., во время официального визита премьер-министра Индии М. Сингха в Японию был подписан очередной стратегически важный документ, значительно расширявший сферы двустороннего сотрудничества, -«Японо-индийская совместная декларация о стратегическом и глобальном партнерстве»4. Эта декларация определила основные направления

3 Japan-India Relations - Официальный сайт министерства иностранных дел Японии. -http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/india/pdfs/joint0612.pdf

4 Joint Statement “Towards Japan-India Strategis and Global Partnership”. Tokyo, 15.12.2006// http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/India/pdfs/joint0612/pdf

развития двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. Токио «простил» индийские ядерные испытания 1998 г. и заявил о приоритетности индийско-японских отношений.

Такая активизация объясняется многими причинами. В частности, Япония старательно ищет верных и «неопасных» союзников в Азии. 2007 год был объявлен годом японо-индийской дружбы. В августе того же года впервые за многие годы состоялся визит японского премьер-министра С. Абэ. В состав делегации входили высокопоставленные чиновники, бизнесмены, ученые. На встрече была утверждена так называемая дорожная карта двустороннего сотрудничества, получившая название «Новые возможности японо-индийского стратегического и глобального партнерства»5, которая, помимо всего прочего, подразумевает развитие взаимодействия по вопросам безопасности и ставит целью увеличение торгового оборота до 12 млрд. долл. к 2010 г. Лидеры двух стран заявили о готовности подписать «Всеобъемлющее соглашение об экономическом партнерстве» и тем самым создать новый экономический полюс в Азии. Вторым важным документом, подписанным в ходе встречи, стало «Совместное заявление о развитии сотрудничества в области защиты окружающей среды и энергетической безопасности».

Япония проявляет очевидный интерес к индийской системе образования и разработкам в области высоких технологий. Обсуждается план создания в ближайшем будущем индийского института технологий при поддержке японского правительства. Более того, уже начали работу на ежегодной основе два важных международных форума - «Политический диалог на высоком уровне по экономическому взаимодействию» и «Японо-индийский стратегический диалог по экономическим вопросам».

Активизация тесного взаимодействия важна не только для двусторонних отношений, но и в региональном масштабе. Это подтверждают соглашение о свободной торговле в Южной Азии (БАРТА), вступившее в силу в январе 2006 г., и решения, принимаемые Организацией сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). В апреле 2007 г. Япония приняла участие в саммите этой организации в качестве наблюдателя. Индия же смогла причислить себя к странам-участницам Восточно-азиатского сообщества (2005 г.) только благодаря своевременной поддержке Японии.

Оба государства стремятся занять место постоянного члена Совета безопасности ООН и главным противником этого в обоих случаях выступает Китай.

До последнего времени Индия, опасаясь любых политических альянсов, часто оставалась на задворках мировой политики. Нынешняя

5 The Roadmap for New Dimensions to the Strategic and Global Partnership between Japan and India. 2007//htp://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/joint-2.html

активизация индийских позиций происходит на фоне явного сближения с США. На сегодняшний день складывается ощущение, что США пытаются навязывать Индии тактику внешнеполитического поведения. Так, неожиданным кажется самоустранение Индии в июне 2007 г. с саммита Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), где она является наблюдателем.

Видимо, из-за боязни вызвать недовольство США не отличается особой активностью индийская позиция в рамках стратегического переговорного механизма Россия-Китай-Индия. В то же время Индия не проявила особого стремления к участию и в треугольнике США-Япония-Австралия, вероятно, опасаясь китайского недовольства. Подобная позиция до определенного момента позволяет Индии сохранять политическую гибкость, тем не менее, в долгосрочной перспективе она оставляет ее на периферии мировой и региональной политики.

Изоляционистская политика Индии влечет за собой довольно скромные внешнеэкономические результаты. Так, объемы индо-китайской торговли (25 млрд. долл.) гораздо ниже японо-китайских (207 млрд. долл.) и американо-китайских (263 млрд. долл.) показателей. Несмотря на провозглашение курса «Взгляд на Восток», Индия пока не может предложить региону Юго-Восточной Азии никакой альтернативы китайскому присутствию. Объемы торговли с этим регионом у Индии (30 млрд. долл.) почти в пять с лишним раз ниже, чем у Китая (160 млрд. долл.)6.

В свою очередь Южная Азия является наиболее безопасным для Японии регионом для демонстрации внешнеполитической самостоятельности в отличие от Юго-Иосточной Азии, где сильны негативные настроения относительно усиления Японии. На Ближнем и Среднем Востоке уже действует значительное число участников, и Японии вряд ли удастся занять собственную нишу в этом регионе. Одновременно именно Индия, занимающая геостратегически выгодное положение, становится для Японии своего рода мостом между Азией и Европой.

Одновременно необходимо признать, что японо-индийские отношения достаточно скромны. Индия вряд ли сможет в ближайшее время занять место Китая во внешнеторговом обороте Японии. В 2006 г. в экономику Китая Япония инвестировала 57 млрд. долл., тогда как в индийскую - лишь 2 млрд. долл.

Экономическое сотрудничество

На протяжении второй половины XX в. Япония занимала лишь 10-е место во внешней торговле Индии, а индийская доля в японской внешней торговле составляла не более 4%. В последние годы наблюдается

6 [псНа Нгаш! Eqшty Гошккиюп (ШЕР). - http:www.ibefjrg/artdispvieww/aspx?m=32&art_id= 18923&cat_id=559&page=l

устойчивая тенденция роста объемов двусторонней торговли с 3 млрд. долл. в 2003 г. до 7,5 млрд. долл. в 2006/07 фин. г., что гораздо ниже желаемого потенциального уровня, но в 2 раза больше, чем в 2001 г. Япония занимает пятое место среди важнейших торговых партнеров Индии. К 2012 г. общий товарооборот может достичь 14 млрд. долл. Прямые инвестиции Японии в экономику Индии увеличились почти в

4 раза. Одной из основных целей сотрудничества является подписание соглашения об экономическом партнерстве.

Индия является третьим по важности после Австралии и Бразилии поставщиком железо-рудного сырья в Японию. Испытывая значительную обеспокоенность по поводу последовательного укрепления позиций Китая на рынке металлургического сырья, Япония всячески старается сохранить существующие договоренности с Индией в этой области. Помимо этого, Япония импортирует из Индии морепродукты, специи, свежие фрукты и овощи. В 2008 г. общий объем индийского экспорта в Японию составит более 3 млрд. долл.

Индия импортирует из Японии разнообразную высокотехнологичную продукцию (машиностроение, автомобилестроение, электроника и пр.). Запланированный объем японского экспорта в Индию в 2008 г. -

5 млрд. долл. Хотя наиболее перспективным объектом японского экспорта в Индию является капитал.

До начала XXI в. японские инвестиции в экономику Индии и количество совместных предприятий были минимальны по сравнению с объемом капиталовложений в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако низкая цена индийской рабочей силы и отсутствие явного негативного исторического опыта в отношениях между двумя странами сыграли положительную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества в начале нового столетия.

Японцы доверяют индийской экономике, благодаря чему приток их капиталов в Индию постоянно увеличивается. В 2004 г. был образован первый Индийский инвестиционный фонд. В ноябре 2005 их было уже восемь, а в марте 2007 г. - 16. Сумма чистых активов составила 8,2 млрд. долл.

О популярности Индии среди японских инвесторов свидетельствует деятельность целого ряда инвестиционных фондов, предлагающих вкладывать деньги в индийские активы, под управлением которых совокупные средства к июлю 2007 г. достигли 4,05 млрд. долл. На самом деле компания «Номура Ассет Менеджмент Ко Лтд.» была вынуждена закрыть прием заявок в созданный ей Фонд индийских ценных бумаг на следующий день после начала приема заявок, поскольку за один день в фонд было вложено средств больше, чем «Номура» могла инвестировать без риска необоснованно взвинтить цены на индийские ценные бумаги. Японские инвестиции в Индии росли такими темпами, что

они заняли большую долю из полученных Индией в середине 2007 г.

1,9 млрд. долл. иностранных инвестиций. Для стимулирования потока инвестиций было принято решение открыть в 2008 г. второй центр по поддержке японского бизнеса в Мумбае.

По данным Японского банка международного сотрудничества (.1В1С), именно Индия сейчас является наиболее популярным направлением вложения долгосрочных японских инвестиций. Тот же источник свидетельствует, что 70% предприятий отдают предпочтение Индии в плане перспектив развития совместного бизнеса, тогда как Китаю -67%. Третье место занимает Россия (37%), за ней следует Вьетнам (28%). Япония и Индия готовы подписать двустороннее соглашение о взаимной поддержке курса валют с целью преодоления в случае необходимости любого краткосрочного кризиса ликвидности, что ознаменует значительный прорыв в развитии двусторонних экономических отношений.

Инвестиционная привлекательность Индии базируется на доступности рабочей силы и технологий. В результате прибыль японских компаний, вышедших на индийский внутренний рынок в последние годы, составляет до 50% ежегодно. Япония занимает пятое место в общем объеме прямых инвестиций в экономику И ил ии. Ожидается, что к 2010 г. общий объем ее инвестиций должен составить порядка 5,5 млрд. долл. Традиционно значительная часть таких инвестиций направляется в две основные сферы - автомобильную (60%) и нефтехимическую (20%).

Среди наиболее перспективных инвестиционных проектов с участием японского капитала можно назвать проект автомобильного концерна «Хонда», который планирует открыть 90 дилерских центров по продаже малолитражных автомобилей. Предполагаемый объем продаж должен составить порядка 160 тыс. машин ежегодно. Завод компании «Тоёта» в Бангалоре уже производит до 60 тыс. автомобилей в год, а в мае 2008 г. началось строительство второго завода, который к 2010 г. также начнет выпускать малолитражные модели. Компания «Судзуки» планирует выделить 2,25 млрд. долл. на исследование, освоение, развитие рынка, с перспективой дальнейшего дополнительного инвести рования в размере 2 млрд. долл. для открытия торговых точек. Корпорации «Нисан» и «Ямаха» также разрабатывают планы внедрения на индийский рынок. Лидер в области цифровых технологий компания «Кэнон» также планирует открыть собственные представительства. Развивается тесное взаимодействие в финансовой области, один из крупнейших японских банков «Мидзухо» подписал специальное соглашение с Государственным банком Индии.

Как уже говорилось, Индия является одним из крупнейших получателей японской официальной помощи развитию. Именно в рамках этой системы происходит инвестирование многих проектов. Например, японская сторона активно помогает развитию инфраструктуры в разных

районах Индии, на что в 2007 г. было выделено более 2 млн. долл., что на 22% больше чем в предыдущем. Среди проектов в реализации которых участвует японский капитал, выделенный по программе ОПР, можно назвать строительство метро в г. Дели и г. Калькутта, сооружение внешнего транспортного кольца в г. Хайдерабад, водоочистной проект в г. Хогеннакал, проект городской инфраструктуры в г. Тамил На-ду, телерадиовещательный проект в г. Хариана и др. В начале 2008 г. было принято решение о японском участии в проекте по созданию водоочистных и канализационных сооружений на о-ве Гоа. Более того, планируется реализация второго этапа строительства метро в Дели7.

После успешного совместного проекта по созданию метро в Дели, японская сторона в августе 2007 г. приняла решение участвовать в мегапроекте «Промышленный коридор Дели-Мумбай», грандиозной реорганизации транспортной инфраструктуры между двумя крупнейшими городами Индии. Цель данного проекта - приведение к международным стандартам и синхронизация железнодорожного, автомобильного и морского сообщения в этом районе к 2012 г. Действительно, инфраструктура является одной из наиболее проблемных точек развития индийской экономики. «Коридор Дели-Мумбай» протяженностью более 1500 км. охватывает девять инвестиционных районов общей площадью более 2000 кв.км. На этой территории будут созданы совместные производства, в том числе химические и машиностроительные. Планируется построить три порта и шесть современных аэропортов. Стоимость проекта - около 100 млрд. долл. Ориентировочный объем японских инвестиций в основном на уровне средних и малых предприятий должен покрыть примерно треть всех расходов по проекту (30 млрд. долл.). Это - первый в истории Японии проект со столь масштабными объемами зарубежных капиталовложений.

Сводные показатели за 1991-2007 гг. свидетельствуют, что Япония занимает третье место по поставкам технологий на индийский рынок, что составляет 10% совокупного объема технологических вливаний. Особое место занимает сотрудничество в области высоких технологий, в том числе нанотехнологий.

Ядерная проблематика

Одним из наиболее острых вопросов японо-индийских отношений является ядерная проблема. После того как США урегулировали отношения с Индией по этому вопросу, Япония также начала обсуждение перспектив двустороннего сотрудничества в области мирного использования атома для обеспечения энергетической устойчивости Индии. Дели старается заручиться поддержкой со стороны Токио своих усилий

7 %1с1сИ‘Шг!к %г'1\'а*!а\'а. Mega [шНап ^Уе1соте Гог ,1арап. - Ав1а Ткпев. 23.08.2007. -http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/IШЗDf01.htm

по выходу из международной изоляции в области закупки реакторов, технологий и топлива для индийских АЭС. Эти условия предусмотрены соглашением между Индией и США о сотрудничестве в области мирного атома.

Япония столкнулась с очень сложной дилеммой - поддерживать или нет ряд американо-индийских соглашений по ядерной проблематике, достигнутых в 2005-2007 гг.8 Ответ на этот вопрос может поставить под сомнение репутацию Японии как борца за разоружение и нераспространение ядерного оружия. Более того, это решение может коренным образом изменить безъядерную основу японской внешней политики Японии. Индия не присоединилась к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1963 г.) и никогда не была участницей Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), в то время как Япония считает эти два документа краеугольными камнями международного режима разоружения и нераспространения. Более того, японские официальные круги обращают внимание на то, что американоиндийское соглашение не подразумевает никаких контрмер на случай возможных испытаний индийского ядерного оружия.

Япония с максимальной осторожностью выражает свое отношение к американо-индийскому соглашению, последовательно повторяя, что «внимательно и досконально проанализирует все возможные негативные последствия этой сделки для режима нераспространения». Другими словами, японские политики оказались достаточно разумны, чтобы не ввязываться в бесполезную дискуссию, но недостаточно храбры, чтобы последовательно отстаивать свою принципиальную позицию по вопросам нераспространения.

В ходе визита в Индию в 2007 г. С. Абэ намекнул, что Япония в целом готова поддержать американо-индийскую договоренность, и хотя японский премьер уклонился от непосредственного упоминания самого документа, в итоговом документе встречи было обозначено, что ядер-ная энергия безопасна и важна для устойчивого развития. Если учесть, что в ходе визита были достигнуты важные договоренности о развитии экономического сотрудничества, и проанализировать состав японской официальной делегации, в которую входили влиятельные представители крупнейших компаний атомно-энергетического сектора, то вполне очевидно, что Япония, избегая громких заявлений, намерена развивать сотрудничество с Индией и в данной сфере.

Несмотря на значительную заинтересованность индийского и американского руководства в японской поддержке, страна продолжает относиться к американо-индийской инициативе со сдержанной осторожностью и определенным скептицизмом.

8 Совместное американо-индийское заявление по ядерной проблематике (июнь 2005 г.), Соглашение о сотрудничестве в ядерной области (март 2006 г.), Соглашение о мирном использовании атомной энергии (декабрь 2006 г.)

Американские высокопоставленные представители при любом удобном случае стараются обсудить с японцами дальнейшие перспективы взаимодействия в области атомной энергетики, которое подразумевает поддержку мирного и безопасного распространения атомных технологий в заинтересованные страны. Японцы в свою очередь особенно настороженно относятся к Индии, памятуя о ядерных испытаниях 1998 г. Тогда Япония не ограничилась лишь осуждением индийских действий, но ввела ряд санкций против Индии. Более того, именно Япония стала инициатором созыва Токийского форума по ядерному нераспространению и разоружению, по итогам которого был принят документ, осуждавший ядерные испытания в Южной Азии как угрозу существованию режима Договора о нераспространении ядерного оружия.

В рамках международного переговорного процесса по проблеме ДНЯО, Япония всячески настаивает на его универсальной важности для всего мирового сообщества, поэтому даже малейшие уступки в этой области могут повлечь за собой дальнейшие нарушения, что в конечном итоге превратит его в номинальный акт, ни коим образом не отражающий реальное положение дел.

Пока в данном вопросе японская «настороженность» сильнее «дружелюбности». И если, будучи международным локомотивом движения нераспространения, Япония рискнет официально одобрить американоиндийское соглашение, то скорее всего другие «проблемные» страны также захотят получить некоторые привилегии, что фактически положит конец существованию данного механизма9.

Вместе с тем Япония готова одобрить американо-индийское соглашение, в том случае, если в нем будет специально оговорено автоматическое аннулирование в случае проведения несанкционированных испытаний. Еще одним условием японской стороны, являются обязательные регулярные инспекции индийских атомных объектов представителями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Рано или поздно Японии придется четко заявить свою позицию по данному вопросу. Конечно, для международной стабильности важно, чтобы Япония пошла на кратковременные разногласия с США и Индией ради сохранения режима нераспространения. Очевидно, что в дальнесрочной перспективе приверженность принципам разоружения и нераспространения ядерного оружия является основой национальных интересов Японии.

Япония уже более 10 лет назад предложила Генеральной Ассамблее ООН принять проект резолюции по ядерному разоружению, который бы способствовал быстрейшему вступлению договора в силу, но резолюция не была поддержана тремя странами: США, Индией и КНДР.

9 Chietigj Bajaee. The Strengthening Japan-India Axis. - Asia Times Online. 06.03.2007// http:// www.atimes/Japan/lC06Dh02.html

Возможным выходом из ситуации для Японии может стать попытка убедить Индию экономическими и политическими средствами поддержать данную резолюцию, а в идеале присоединится к ДНЯО, но подобное развитие событий очень маловероятно.

Япония-Индия и Китай

В контексте стратегического партнерства двух стран особый интерес представляет анализ отношений в рамках символического треугольника Япония - Индия - Китай. Очевидно, что все три государства довольно активно взаимодействуют на международной арене, тем не менее, наиболее прочными являются отношения Японии и Индии, тогда как в индо-китайских и японо-китайских отношениях существует значительное число спорных моментов.

Действительно, несмотря на позитивные официальные показатели, японо-китайские отношения претерпевают значительные трудности. Это касается и антияпонских настроений в Китае, и экономических разногласий, и растущей роли Китая на международной арене. В такой ситуации индийское направление представляется для Токио вполне приемлемой альтернативой.

В военно-стратегическом плане усиление Китая дает Японии и Индии хороший повод для объединения усилий. Проведенные Китаем в январе 2007 г. испытания анти-спутниковых систем особенно стимулировали стремление Японии и Индии тем или иным образом принять участие в гонке вооружений в Азии. Подобное сотрудничество представляется особенно перспективным в контексте активного участия обеих стран в космических проектах. Открыто не осуждая действия Китая, Индия и Япония выступили против милитаризации космоса.

Особую обеспокоенность Индии вызывает активное взаимодействие Китая, Пакистана, Мьянмы и Бангладеш в сфере обеспечения безопасности морских транспортных путей в Индийском океане и Малаккском проливе, через который проходит 80% импортных транзитных поставок китайского топлива10. Малаккский пролив, действительно является одной из наиболее стратегически важных зон межгосударственно взаимодействия. Через него проходит более 40% морских торговых потоков и 50% транзитных поставок нефти и природного газа. Половина индийских торговых путей пролегает через Малаккский пролив, и 80% импорта нефти в Японию приходит отсюда. Следовательно, опасения Индии и Японии относительно монополизации этой важной экономической зоны Китаем имеют значительные основания.

Пекин же с особым вниманием отслеживает развитие отношений между Токио и Дели, особенно учитывая существование американо-

10 Pallavi Aiyar. India Walks a Long Road to China. - Asia Times Online. 09.01.2008//http:// www. atimes/China/JA09 AdO 1 /html

индийского соглашения по ядерной проблематике. Китай опасается укрепления не столько экономических, сколько военно-политических отношений между странами и возможного создания новой независимой структуры в области безопасности. В этой связи особою обеспокоенность китайских специалистов вызывает инициатива четырехстороннего сотрудничества между США, Японией, Индией и Австралией. Они предполагают, что истинной целью подобного объединения является сдерживание Китая, как в экономическом, так и в политическом смысле. В ответ на беспокойство китайской стороны во время визита японского премьера в Дели в августе 2007 г. японский МИД официально заявил, что сотрудничество с Индией не будет развиваться «за счет Китая», схожие заявления сделали и индийские дипломаты. Более того, учитывая, что визит проходил на фоне сложной внутриполитической ситуации в Японии (в сентябре 2007 г. кабинет С. Абэ ушел в отставку), политические круги страны предпочли максимально лаконично и скромно осветить результаты визита, хотя многие перечисленные выше факты свидетельствуют об обратном. Средства массовой информации открыто сформулировали тезис о том, что Япония и Индия хотят создать некий противовес китайскому влиянию в регионе.

Япония и Индия стремятся объединить свои усилия по контролю и сдерживанию китайского влияния. Индия, обладающая пятым в мире по величине морским флотом, представляется Японии вполне выгодным партнером в плане сдерживания китайского военного влияния. Помимо двустороннего военного взаимодействия, довольно перспективным представляется сотрудничество в многостороннем формате.

Особенно активно между странами развивается военное сотрудничество. В мае 2006 г. принято решение о визитах индийских военно-морских кораблей в японские порты, о начале обмена опытом между военными двух стран. В апреле 2007 г. у берегов Японии прошли совместные американо-японо-индийские военно-морские учения. Несмотря на то, что никаких официальных заявлений не последовало, появилась информация, что учения были посвящены тренировкам по преодолению последствий природных катастроф и стихийных бедствий, например, землетрясений или цунами. Особое внимание в ходе учений было уделено отработке коммуникативных навыков, что особенно важно при международном составе участников. Как Токио ни старался убедить Пекин в безобидности собственных намерений, китайская сторона была убеждена, что тактические учения были проведены в первую очередь с намеком на сдерживание китайского влияния в регионе. Учитывая подписанное в марте 2007 г. японо-австралийское соглашение по вопросам безопасности, можно предположить, что опасения Китая имеют под собой некоторые основания.

США, скорее всего, сохранят свое присутствие и влияние в регионе АТР. Тем не менее, пробел, который образовался после отвлечения

американских сил в Ирак и Ближний Восток, был заполнен Китаем. Поэтому теперь для восстановления баланса сил в регионе США пытаются создать некий «концерт послушных демократий» в лице Японии, Индии и Австралии, что позволит в определенной степени сдержать гегемонию Китая. Япония и Индия потенциально готовы играть подобную роль, если они продолжат развивать двусторонние отношения и стратегические взаимодействие, и более активно выступать на международной, в первую очередь, азиатской арене.

Так или иначе, взаимодействие между Токио, Дели и Пекином наверняка будет определять траекторию развития регионализма в Восточной Азии. Важно понять, готовы ли Япония и Индия стать составной частью региональной структуры во главе с Китаем, или все же их действия направлены на создание альтернативы «китаецентризму» и создание своеобразной многополюсной структуры в Азиатско-тихоокеанском регионе, хотя во втором случае довольно очевидна опасность возрождения американоцентристкой модели. Более того, укрепление японо-индийских отношений косвенно препятствует развитию трехстороннего сотрудничества между Россией, Китаем и Индией, актуальность и важность которого последовательно декларируется российским руководством. Таким образом, можно утверждать, что Дели становится своего рода «разменной монетой» в отношениях между основными игроками в АТР.

В последние годы Япония и Индия стремятся отрешиться от политической пассивности на международной арене и стать более активными участниками мировой политики. Для этого Японии необходимо пересмотреть стереотипы собственной послевоенной пацифистской конституции и дистанцироваться от США, а Индии освободиться от идей изолированности и неприсоединения и сосредоточенности внешнеполитического курса на проблеме индо-пакистанских отношений. Две восточные демократии способны действовать в тандеме. Более того, их союз может превратиться в некий «третий путь» развития геополитической ситуации в Азии, предлагающий многополярный подход, наряду с американской политикой гуманитарной интервенции и китайской тактикой «безусловной помощи» и «экономического развития без политического присутствия». Тем не менее, способность этих двух стран самостоятельно вырваться из американской «стратегической сети» и предложить реальную альтернативу вызывает значительные сомнения.

Япония и Бразилия: грани сотрудничества

М. В. Буркова

В рамках диверсификации внешней политики и международных экономических отношений Япония в последнее время уделяет значительное внимание поднимающемуся «льву» латиноамериканского региона - Бразилии, которая обладает огромной территорией и 170-миллионным населением. Этот вектор японской дипломатии пока еще мало изучен, но он может стать одним из важных в средне- и долгосрочной перспективе. У этих двух столь разных практически во всех аспектах (цивилизационном, социокультурном, экономико-политичес-ком) стран немало общего. И в первую очередь, они притягательны друг для друга в контексте взаимодополняемости экономик.

Авторитетный прогноз развития мировой экономики до 2050 г., выполненный компанией «Голдман-Сакс», предсказывает, что к середине XX в. по уровню совокупной экономической мощи высшие места в мире окажутся перетасованными не в пользу США. По оценкам независимых политологов, среди стран группы ВЫС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) у Бразилии много шансов для прорыва в так называемый «первый мир». Ее ВВП уже сейчас сравним с суммарным показателем десяти ведущих стран Юго-Восточной Азии. Все отчетливее обозначаются тенденции формирования многополярного мирового порядка, при котором, кроме США - главного стратегического партнера Японии, -«задавать тон» в мировой политике и экономике станут и другие страны. В долгосрочной перспективе «клуб великих держав» пополнится новыми акторами, и перед Японией объективно встает необходимость приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и готовить почву для будущих изменений в расстановке сил на международной арене.

Особый характер японо-бразильских связей предопределен был уже больше столетия назад. Исторически тесный и доверительный характер взаимоотношениям сторон придает фактор проживания в Бразилии значительной колонии потомков японских эмигрантов. В одном только г. Сан-Пауло она насчитывает более 500 тыс. человек, что является наивысшим показателем для городов, расположенных за пределами Японии. В 2008 г., когда отмечалось столетие японской эмиграции в Бразилию (в 1908 г. в порт Сантос прибыл первый корабль с переселенцами из Японии), в обеих странах были запланированы крупномасштабные культурные мероприятия. Большое значение японская иммиграция приобрела в начале XX в. и, особенно, после второй мировой войны. По официальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.