Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ С СОВЕТАМИ В ГОДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ (1919-1923)'

ОТНОШЕНИЯ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ С СОВЕТАМИ В ГОДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ (1919-1923) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
695
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСТАФА КЕМАЛЬ / СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ТУРЦИИ / СОВЕТСКАЯ ПОМОЩЬ / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА / МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР 1921 / ЛОЗАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / MUSTAFA KEMAL / SOVIET-TURKISH RELATIONS / THE LIBERATION STRUGGLE OF TURKEY / SOVIET ASSISTANCE / DIPLOMATIC CORRESPONDENCE / MOSCOW TREATY OF 1921 / LAUSANNE CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Текерек Мелтем

В конце Первой мировой войны для Турции начался период оккупации значительной части ее территории державами Антанты. Это стимулировало освободительную борьбу, которая началась в Анатолии. Единственным союзником возрождавшейся Турции в этой борьбе стала Советская Россия. Начиная с прибытия Мустафы Кемаля в Самсун, между двумя странами стал складываться тесный альянс. В течение 1919-1923 гг. они поддерживали активную переписку на высшем уровне, провели многочисленные переговоры. Мустафа Кемаль лично имел много контактов с советскими представителями. В его встречах и переписке затрагивался широкий круг вопросов, прежде всего, вопросы финансовой и военной помощи Турции со стороны Советской России. При этом некоторое время Мустафа Кемаль даже не исключал заимствования опыта государственного строительства Советов. Однако уже в 1920-1921 гг. он пришел к выводу о том, что условия для русского коммунизма в Турции являются неблагоприятными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSTAFA KEMAL'S COMMUNICATION WITH THE SOVIETS IN NATIONAL STRUGGLE YEARS (1919-1923)

At the end of the First World War, the period of occupation of a significant part of its territory by the Entente powers began for Turkey. This stimulated the liberation struggle that began in Anatolia. Soviet Russia became the only ally of the reborn Turkey in this struggle. Since the arrival of Mustafa Kemal in Samsun, a close alliance began to form between the two countries. During 1919-1923 they maintained active correspondence at the highest level, held numerous negotiations. Mustafa Kemal personally had many contacts with Soviet representatives. In his meetings and correspondence a wide range of issues were touched upon, first of all, issues of financial and military assistance to Turkey from Soviet Russia. At the same time, for some time Mustafa Kemal did not even rule out borrowing the experience of state-building the Soviets. However, already in 1920-1921. He concluded that the conditions for Russian communism in Turkey are unfavorable.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ С СОВЕТАМИ В ГОДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ (1919-1923)»

Таким образом, модернизация народного хозяйства, осуществленная в 1920-1930-е годы, нарушила естественный ход развития Кубани и Черноморья. Тем не менее, спустя несколько лет Кубани удалось восстановить славу «житницы России», а Черноморью приобрести звание «всесоюзной здравницы».

Различия между двумя регионами в географическом, историко-культурном, аграрном и других аспектах сохраняются по сей день. Эти обстоятельства нельзя обходить вниманием при разработке комплексной программы развития Краснодарского края.

Литература и источники

1. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3544429.

2. РатушнякВ.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. - Краснодар: Традиция, 2010. - 430 с.

3. Черноморское побережье Кавказа: справочная книга / сост. В.П. Доброхотов; под ред. Н.И. Воробьева. - Краснодар: Традиция, 2009. - 528 с.

4. Гозулов А.И. Морфология населения: Опыт изучения строения основных свойств населения Северо-Кавказского края по данным трех нар. переписей - 1926, 1920 и 1897 гг. - Ростов н/Д : Сев.-Кавк. краев. стат. упр., 1929. - VIII, 442 с.

5. ЦСУ СССР. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. V. - М., 1928.

6. ЦСУ СССР. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Приложение к XVIII -XXXIV т. отд. П. Занятия. - М., 1929.

7. Мальцев В.Н. Социально-экономическое положение Кубанской области в годы Первой мировой войны: автореферат дис... канд. ист. наук Краснодар, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-kubanskoy-oblasti-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-1914-1917-gg.

8. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р-7. Оп.1. Д. 285.

9. Чернопицкий П.И. Деревня Северо-Кавказского края в 1920-1929 гг. - Ростов-на-Дону, 1987. - 232 с.

10. Архивный отдел администрации города Сочи (АОАГС). Ф. Р-158. Оп. 1. Д.71.

11. Бейбулатов А.Ш. Кулацкий вопрос на Северном Кавказе: эволюция и особенности решения: 1928-1935 гг.: автореферат дис. канд. ист. наук. -Пятигорск, 2006.

12. Алексеенко И.И. Колхозный строй и казачество в первой половине 30-х годов// Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения: материалы Междунар. научно-практ. конф. - Краснодар, 1992. - С. 80-83.

14. Архивный отдел администрации города Сочи (АОАГС). Ф. Р-158. Оп.1. Д. 120.

References and Sources

1. Bol'shaya rossijskaya ehnciklopediya [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3544429.

2. Ratushnyak V.N. Istoriya Kubani v datah, sobytiyah, faktah. - Krasnodar: Tradiciya, 2010. - 430 s.

3. CHernomorskoe poberezh'e Kavkaza: spravochnaya kniga / sost. V.P. Dobrohotov; pod red. N.I. Vorob'eva. - Krasnodar: Tradiciya, 2009. - 528 s.

4. Gozulov A.I. Morfologiya naseleniya: Opyt izucheniya stroeniya osnovnyh svojstv naseleniya Severo-Kavkazskogo kraya po dannym trekh nar. perepisej - 1926, 1920 i 1897 gg. - Rostov n/D : Sev.-Kavk. kraev. stat. upr., 1929. - VIII, 442 s.

5. CSU SSSR. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 goda. T. V. - M., 1928.

6. CSU SSSR. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 goda. Prilozhenie k HVIII -HKHKHIV t. otd. P. Zanyatiya. - M., 1929.

7. Mal'cev V.N. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie Kubanskoj oblasti v gody Pervoj mirovoj vojny: avtoreferat dis. kand. ist. nauk Krasnodar, 1993. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cheloveknauka.com/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-kubanskoy-oblasti-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny- 1914-1917-gg.

8. Centr dokumentacii novejshej istorii Rostovskoj oblasti (CDNIRO). F. R-7. Op.1. D. 285.

9. Chernopickij P.I. Derevnya Severo-Kavkazskogo kraya v 1920-1929 gg. - Rostov-na-Donu, 1987. - 232 s.

10. Arhivnyj otdel administracii goroda Sochi (AOAGS). F. R-158. Op. 1. D.71.

11. Bejbulatov A.SH. Kulackij vopros na Severnom Kavkaze: ehvolyuciya i osobennosti resheniya: 1928-1935 gg.: avtoreferat dis. kand. ist. nauk. -Pyatigorsk, 2006.

12. Alekseenko I.I. Kolhoznyj stroj i kazachestvo v pervoj polovine 30-h godov// Kubanskoe kazachestvo: problemy istorii i vozrozhdeniya: materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. - Krasnodar, 1992. - S. 80-83.

14. Arhivnyj otdel administracii goroda Sochi (AOAGS). F. R-158. Op.1. D. 120.

БЕРШАДСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». BERSHADSKAYA, OLGA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Philosophy, History and Law, Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation ([email protected]).

УДК 94(560)« 1919/1923»:327(47+57)

ТЕКЕРЕК МЕЛТЕМ ОТНОШЕНИЯ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ С СОВЕТАМИ В ГОДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ (1919-1923)

Ключевые слова: Мустафа Кемаль, советско-турецкие отношения, освободительная борьба Турции, советская помощь, дипломатическая переписка, Московский договор 1921, Лозаннская конференция.

В конце Первой мировой войны для Турции начался период оккупации значительной части ее территории державами Антанты. Это стимулировало освободительную борьбу, которая началась в Анатолии. Единственным союзником возрождавшейся Турции в этой борьбе стала Советская Россия. Начиная с прибытия Мустафы Кемаля в Самсун, между двумя странами стал складываться тесный альянс. В течение 1919-1923 гг. они поддерживали активную переписку на высшем уровне, провели многочисленные переговоры. Мустафа Кемаль лично имел много контактов с советскими представителями. В его встречах и переписке затрагивался

широкий круг вопросов, прежде всего, вопросы финансовой и военной помощи Турции со стороны Советской России. При этом некоторое время Мустафа Кемаль даже не исключал заимствования опыта государственного строительства Советов. Однако уже в 1920-1921 гг. он пришел к выводу о том, что условия для русского коммунизма в Турции являются неблагоприятными.

TEKEREK, MELTEM

MUSTAFA KEMAL'S COMMUNICATION WITH THE SOVIETS IN NATIONAL STRUGGLE YEARS

(1919-1923)

Keywords: Mustafa Kemal, Soviet-Turkish relations, the liberation struggle of Turkey, Soviet assistance, diplomatic correspondence, the Moscow Treaty of 1921, the Lausanne Conference.

At the end of the First World War, the period of occupation of a significant part of its territory by the Entente powers began for Turkey. This stimulated the liberation struggle that began in Anatolia. Soviet Russia became the only ally of the reborn Turkey in this struggle. Since the arrival of Mustafa Kemal in Samsun, a close alliance began to form between the two countries. During 1919-1923 they maintained active correspondence at the highest level, held numerous negotiations. Mustafa Kemal personally had many contacts with Soviet representatives. In his meetings and correspondence a wide range of issues were touched upon, first of all, issues of financial and military assistance to Turkey from Soviet Russia. At the same time, for some time Mustafa Kemal did not even rule out borrowing the experience of state-building the Soviets. However, already in 1920-1921. He concluded that the conditions for Russian communism in Turkey are unfavorable.

1. После прибытия Мустафы Кемаля в Самсун.

После распада Османской империи Советское правительство предложило дружеские отношения и султану (15.02.1919 г.), и турецким рабочим и крестьянам (13.09.1919 г.). Мустафа Кемаль, который знал о планах Запада по расчленению Турцию, искал поддержки Москвы. Вместе с тем, он осознавал исходившую с Севера опасность. По оценке Элиота Гриннела Мирса: «Мустафа Кемаль воспользовался этой критической ситуацией, как того требовалось, и это вызывает восхищение». В частности, он устранил факторы, которые могли помешать турецко-российским отношениям, и его умелая дипломатия привела к очевидным успехам. Однако как отмечал Родерик Х. Довисон: «Москва и Анкара имели одних врагов, но их конечные цели были совершенно различными». И он в этом прав. Впрочем, Лоис Фишер точно подметил, что «с самого начала большевики относились к Кемаль-паше весьма дружелюбно и сердечно» [17, с. 159].

Говорят, что Мустафа Кемаль свои первые контакты с Советами установил через советского полковника Ильяшева (ilya9ev) в его доме в Шишли, Стамбул. Однако точная информация о содержании этих контактов отсутствует [22, с. 87; 10, с. 45].

Вскоре после этой встречи Мустафа Кемаль прибыл в Самсун 19 мая 1919 года в качестве инспектора 9-й армии, а 25 мая 1919 года он переехал из Самсуна в Хавзу [15, с. 34, 37]. Имеются данные, что по прибытию в Хавзу Мустафа Кемаль встретился здесь с советской делегацией. Основываясь на воспоминаниях Хусаметтина Эртюрка (Хьюсаметтин Эртюрк был председателем специальной организации), Тансу сообщил: «Главой российской делегации был российский военачальник С.М. Буденный, который пообещал Мустафе Кемалю помощь большевистской России, включая оружие, боеприпасы и деньги. С другой стороны, он призвал турок бороться против держав Антанты - их общих врагов. Россия хотела от Турции отмены султаната и халифата и провозглашения коммунизма. Мустафа Кемаль заявил, что в настоящее время их единственная цель - выиграть битву, когда победа будет одержана, они пересмотрят условия» [23, с. 336-339].

Очевидно, что дискурсы Мустафы Кемаля о большевизме в июне и сентябре 1919 года различались. В шифротелеграмме от 23 июня 1919 года Мустафа Кемаль отмечал: «Считаем, что не будет недостатком для страны обсуждение концепции большевизма и даже появление большевизма, люди исламского происхождения, из Казани, Оренбурга, Крыма в основном приняли его, и это уже не касается религии и обычаев » [12, с. 97, 101]. В отличие от этого, в докладе генералу Джеймсу Харборду от 24 сентября 1919 года он сказал о большевизме: «... Что касается большевиков, то этой доктрине нет места в нашей стране. Наша религия, наши

традиции и наша социальная структура не подходят для создания такой доктрины. Здесь нет ни крупных капиталистов, ни миллионов ремесленников и рабочих. С другой стороны, у нас нет проблем с сельским хозяйством. Наконец, наши религиозные принципы в социальном плане удерживают нас от принятия большевизма ... » [18, с. 191].

С учетом этих двух тезисов, понятно, что если поначалу Мустафа Кемаль считал, что российский большевизм является режимом, который может быть принят в стране, в конечном счете, он пришел к выводу, что такой доктрине нет места в Турции.

2. После открытия Великого Национального Собрания Турции.

Несмотря на убежденность в том, что большевистский режим России в турецких условиях не может быть реализован, еще до открытия парламента 11 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль говорил командиру 15-го корпуса Кязыму Карабекиру-паше, что им следует как можно скорее связаться с большевиками [5, с. 305].

23 апреля 1920 года было открыто Великое Национальное Собрание [15, с. 100]. Одним из первых его решений стало постановление об отправке делегации в Москву (26 апреля) для решения проблемы денег и оружия, которые были необходимы Национальному собранию и правительству для ведения национальной борьбы. Также ее задача состояла в том, чтобы сорвать усилия лидеры юнионистов в Москве, которые пытались влиять на большевистское правительство в то время [20, с. 167].

Список предложений под названием «Первое предложение Великого Национального Собрания Правительству Москвы» выглядит следующим образом:

1. Мы признаем единство рабочих движений с русскими большевиками, целью которых является борьба против империалистических правительств и освобождение угнетенных людей от эксплуатации.

2. Если большевики начнут военную операцию против Грузии или обеспечат благодаря своей политике и влиянию, чтобы Грузия вступила в Союз большевиков, а также предоставят возможность начать операции, связанные с выводом британских войск, правительство Турции обязуется осуществить военные акции против империалистического правительства Армении и за переход Азербайджана на сторону большевистских государств.

3. Прежде всего, чтобы изгнать империалистические державы, оккупирующие нашу национальную территорию и создать наши внутренние силы для нашей общей борьбы с империализмом в будущем, в настоящее время мы просим Российскую Советскую Республику для начала предоставить пять миллионов золотом, а также согласованное количество боеприпасов, военного снаряжения, транспортных средств и медтехники, предназначенных только для тех сил, которые будут действовать на Востоке...» [1; 11, с. 626; 24, с. 232; 5, с. 318].

После этого первого решения Великого Национального Собрания в сфере иностранных дел, 3 мая 1920 года было создано первое правительство. Бекир Сами бей, назначенный министром иностранных дел, возглавил первую турецкую делегацию, направленную в Москву.

Инструкция, подготовленная для делегации, которая отправилась в Москву 8 мая, предполагала, что ею будет обеспечено прямое общение с Москвой, благодаря чему уменьшится влияние юнионистов на советско-турецкие отношения и будет обеспечено быстрое поступление помощи. Поскольку Кавказская дорога была закрыта, делегация направилась по Черному морю через Трабзон и прибыла на московский вокзал 19 июля. Делегацию Великого Национального Собрания Турции 24 июля приняли нарком Г.В. Чичерин и его заместитель армянского происхождения Л.М. Карахан. Во время данной встречи возникли проблемы с представительством, поскольку одновременно с этим в Москве в то время находились Джемаль-паша и Халил-паша. Однако Бекир Сами бей напомнил, что его делегация является первой, прибывшей в Москву от имени Великого Национального Собрания Турции [20, с.167-169]. 9 мая 1920 года аплодисментами было встречено заявление, которое Советское правительство сделало русским и восточным мусульманам 3 декабря 1917 года [7, с. 236.] Это важно с точки зрения демонстрации того, что контакт с

большевиками был не только попыткой решения существующих проблем Мустафой Кемалем и Казымом Карабекиром.

Впрочем, Курат навязчиво утверждает, что этого письма, которое якобы было сохранено советскими историками в Государственном архиве в Москве, не существовало [13, с. 189-193; 14, с. 26-29].

Учитывая название первого письменного послания Великого Национального Собрания Турции в Москву, оно было написано не как личное письмо, а как официальное письмо, включающее некоторые предложения, сформулированные Великим Национальным Собранием Турции. Начало ответного письма Чичерина Мустафе Кемалю от 3 июня 1920 года выглядит следующим образом: «Советское правительство имеет честь подтвердить, что оно получило ваше письмо с выражением участия в общей борьбе против империализма, который угрожает обеим нациям и, желая установить регулярные отношения, Советское правительство России с большим удовлетворением приняло основные принципы внешней политики нового турецкого правительства. ». Согласно этому письму Чичерина, написанному от имени Советского правительства: «в то время как российское советское правительство поддерживает турецкую военную операцию за славное дело освобождения угнетенных народов от империалистических правительств, оно приветствует работу Великого национального собрания и его решение действовать в соответствии с этими идеалами» [24, с. 238-239].

После того, как список предложений, который был сформирован 26 апреля 1920 года и широко обсуждался в Турции, был отправлен в Москву, письменные контакты Мустафы Кемаля с Г.В. Чичериным продолжались до конца 1920 года.

На письмо Чичерина от 3 июня 1920 года Мустафа Кемаль ответил 20 июня 1920 года. В этом письме Мустафа Кемаль заявил, что они получили информацию о содержании письма, которое было направлено на имя Председателя Великого Национального Собрания Турции Народным комиссариатом иностранных дел Российской Советской Республики 3 июня 1920 года. Согласно письму: «Представители турецкой стороны, которые были направлены в Российскую Советскую Республику с чрезвычайными полномочиями, находятся в пути и все еще ждут в Эрзуруме. У них есть задача установления регулярных политических отношений и организации будущих отношений с Российской Советской Республикой. Отношения задерживаются из-за блокировки соседей. Для установления этих отношений связь с Российской Советской Республикой должна быть максимально облегчена, и от нее ожидаются уполномоченные советские представители и делегации» [5, с. 353-354; 24, с. 240-241].

В связи с возвращением Халил-паши в Турцию, Г.В. Чичерин написал письмо Мустафе Кемалю 2 июля 1920 года. В нем отмечалось, что представитель посольства в российской делегации вместе с Халил-пашой, а затем и с послом России в Турции упрочат связь, соединяющую два правительства и служащую развитию народов Турции и России, обеспечивая большее процветание [24, с. 244]. Еще одно официальное письмо было отправлено Мустафой Кемалем Г.В. Чичерину 22 октября 1920 года. В нем он подтвердил, что получил письмо от 2 июля 1920 г., переданное представителем российской делегации. Слова Мустафы Кемаля, которые подтверждали то, что он является сторонником большевистской России, таковы: «. день, когда реальность колониальной политики -убийство, укоренится в сердцах и умах трудящихся мира, власть буржуазии будет уничтожена...» [24, с. 259-260; 17, с. 165.].

В результате того, что правительство Армении запросило посредничество между Турцией и Арменией из России и признало Великое Национальное Собрание Турции, Советское правительство приняло это посредничество. После этого Чичерин направил по радио сообщение Мустафе Кемалю, Казиму Карабекиру, С. Врацияну и Б.В. Леграну 11 ноября 1920 г. [24, с. 261.]

Письменные контакты Мустафы Кемаля, начавшиеся с переписки с Чичериным, в 1920 году нашли продолжение в его письмах к Сталину и Ленину. В письме, направленном

Мустафой Кемалем И.В. Сталину 14 декабря 1920 года, отмечалось: «Товарищ Бехбут Шахтахтинский (представитель Азербайджанской СССР в Москве - ред.) объяснил действия, которые он предпринял для укрепления отношений между большевиками и мусульманами». Что более важно в этом послании, так это слова Мустафы Кемаля в отношении империалистов. Согласно заявлению Мустафы Кемаля: «К сожалению, в отличие от того, что они могут сделать сегодня, мир подвергается эксплуатации, и в тот день, когда они могут столкнуться с европейским пролетариатом с порабощенными колониальными народами, их суверенитет закончится» [24, с. 270].

По имеющимся данным; непосредственный контакт между Мустафой Кемаль-пашой и В.И. Лениным был установлен письмом от 18 декабря 1920 года. Название письма -«Председатель Собрания Народных Комиссаров Москвы, товарищ Ленин». Паша в этом письме заявил, что «он узнал, что независимость Дагестана была признана Советской Россией, и он был доволен этой ситуацией». Он считал, что это решение окажет необычайно хорошее влияние на отношения между миром большевизма и мусульманским миром. Таким образом, он выражал уверенность, что стороны еще более приблизятся к общей цели, которая заключается в свержении диктата западного империализма» [24, с. 273; 5, с.383].

7 января 1921 года В.И. Ленин направил председателю Великого национального собрания Турции Мустафе Кемалю телеграмму. В ней Ленин заявил, что пришел к выводу, что политика Советского правительства в отношении национальностей, входящих в Российскую Федерацию, была утверждена и в декларации Мустафы Кемаля. В телеграмме отмечалось: «... я с радостью вижу, что вы правильно истолковали меры, которые мы применяли в наших отношениях с малыми народами, и способ облегчить их с вашей стороны положительно повлиял на установление идеального взаимопонимания и доверия» [24, с. 282]. Этим утверждением В.И. Ленин фактически объединил турецкий народ с другими малыми народами.

В контактах Мустафы Кемаля с Советским государством заслуживает внимания использование слова «товарищ». Тевфик Быйыклы оглу в своей книге «Ататюрк в Анатолии» пишет: «Для контроля за тайной коммунистической деятельностью русских в Анатолии все вожди, включая Мустафу Кемаль-пашу, провели коммунистическую демонстрацию, взяв имя «товарищ» и надев красный колпак» [9, с. 68].

В связи с этим примечательно также заявление, которое Мустафа Кемаль сделал 4 октября - в день, когда первая делегация советского правительства прибыла в Анкару. В нем он разъяснил использование слова «товарищ» таким образом: «В азербайджанском языке используется слово, которое является первым и последним единственным званием или титулом или прозвищем большевика: Товарищ ... Мы принимаем это слово и признаем пришедших товарищами. Прибыли наши друзья и товарищи. Товарищи, которые идут по одному пути и идут к одной цели!» [10, с. 201].

В то время как письменные контакты Мустафы Кемаля с Советами продолжались, начались также его переговоры с официальными представителями наркомата иностранных дел. Утверждается, что Я.Я. Упмал (Y.Y. Upmal; Я.Я. Упмал-Ангарский - ред.) из делегации первого советского посольства впервые встретился с Мустафой Кемалем 8 ноября 1920 г. Следующая встреча состоялось 1 января 1921 г. Во время нее стороны подробно обсудили отношения между армией и политикой. При этом если Упмал доказывал, что армия должна быть связана с политикой, то Мустафа Кемаль выступил против этого, основываясь на прошлом опыте. Мустафа Кемаль и Упмал провели свою последнюю встречу 24 января 1921 года [21, с. 71,74, 252-261].

24 января 1921 года Мустафа Кемаль во время беседы с Упмалом обсуждал различные вопросы. Особенно важна выраженная на этой встрече точка зрения Мустафы Кемаля на проблему перспектив коммунизма в Турции: «Вопрос коммунизма должен быть решен турецким народом. Официально Ленин и Чичерин, а также Радек на наших личных встречах полностью подтвердили нашу точку зрения, что коммунизм в Турции - это дело детей этой страны, прежде всего. Любое другое вмешательство других сил во внутренние дела и

попытки вызвать революцию, безусловно, встретят сопротивление, и породят волнения» [21, с. 273].

Спустя 5 дней после этого, 29 января 1921 года Мустафа Кемаль провел встречу с находившимся в Турции товарищем Е. Эшбой, который был наделен полномочиями Совета по народной пропаганде и движению восточных народов. На этой встрече Мустафа Кемаль вновь обосновал свои взгляды на проблему коммунизма [21, с. 87-89, 297-303].

В феврале-марте 1921 г. в Лондоне проходила конференция по Турции. В те дни, в феврале в своем интервью Мустафа Кемаль, отвечая на вопрос о том, каково отношение его к русской дружбе и коммунизму, вновь подтвердил мысли, высказанные ранее в ходе бесед с Упмалом. Паша сказал: «Коммунизм - это вопрос сообщества. Социальные условия, религия, обычаи в нашей стране показывают, что условия для русского коммунизма неблагоприятны. Партии с тенденцией к коммунизму, которые были созданы в последние годы, прекратили свою деятельность самостоятельно в результате опыта, который они получили из практики. Даже российские союзники уверены, что мы в этом правы. В этом отношении наши отношения с русскими - это дружеские отношения между двумя независимыми государствами» [4, с. 208.]. Фактически, это объяснение ясно раскрывает логику турецко-российских отношений, которые кажутся противоречивыми в рассуждениях, упомянутых выше. Таким образом, по крайней мере Ататюрком, отношения между двумя странами рассматривались «как отношения между двумя независимыми государствами».

Что касается турецко-российских отношений, то первым крупным событием 1921 года стало подписание Московского договора 16 марта 1921 года [15, с. 145].

9 апреля 1921 года полномочный представитель РСФСР в Турции Буду Мдивани написал письмо Мустафе Кемалю. В нем Мдивани отмечал, что «свободная Россия с большим интересом следит за славной борьбой турецкого народа за свободу и независимость своего народа», за национальное самоопределение. От имени РСФСР и рабочих Советской России Мдивани презентовал скромный подарок в 30 000 золотых рублей, который был принят «для удовлетворения потребностей людей в разрушенных районах, которые были опустошены тираническим захватчиком перед своим уходом » [24 , п. 367.] 12 апреля 1921 года Мустафа Кемаль ответил на это письмо. Мустафа Кемаль поблагодарил за помощь в размере 30 000 золотых рублей, предоставленную Общаству Красного Полумесяца для удовлетворения потребностей выживших в регионах, пострадавших от греческого грабежа и бойни [24, с. 370; 5, с. 397-398.] Согласно отчету Российского бюро связи в Турции от 3 июня 1921 года, Мустафа Кемаль и Мдивани также провели встречу [21, с. 305-306].

3 мая Б. Мдивани на посту Полномочного представителя РСФСР в Турции сменил С.П. Нацаренус. Прибыв в Анкару 19 июня, он вручил доверенность Мустафе Кемалю 27 июня. Мустафа Кемаль поделился с ним своим мнением о Московском договоре. По словам Мустафы Кемаля: «Московский договор от 16 марта 1921 года является документом, полностью преодолевшим наследие русского царизма и аристократии, политика которых основывалась на идеях экспансии. В то же время он является документом, который представляет турецкую нацию, которая бросила вызов национальным принципам и стремится обеспечить полную независимость дружественной русской нации». В ходе встречи с Нацаренусом, состоявшейся в последние дни августа, Мустафа Кемаль даже заявил: «Если Россия хочет советизировать Турцию, она через меня это легче сделать, чем через Энвера» [21, с. 106-107]. Это заявление показывает, что Мустафа Кемаль хотел улучшить турецко-российские отношения в позитивном ключе, но хотел держать их под контролем.

В дни, когда французская делегация находилась в Анкаре, чтобы заключить сделку, Советы с подозрением наблюдали за этими встречами. Мустафа Кемаль и Нацаренус также провели встречу по этому вопросу. Позже Мустафа Кемаль ссылался на этот разговор на секретной сессии Ассамблеи 16 октября 1921 г. [21, с. 108].

3. После победы под Сакарье.

Сражение при Сакарье (в греко-турецкой войне 1919-1922 гг. - ред), проходившее в период с 10(23) августа по 31 августа (13 сентября) 1921 года, завершилось победой Турции [15, с. 160-161]. Г. Чичерин и посол Советского Азербайджана Ибрагим Абилов направили в этой связи Мустафе Кемалю поздравительную телеграмму. В свою очередь, Мустафа Кемаль отправил им ответную телеграмму [21, с. 107].

В результате победы в битве при Сакарье было определено стратегическое направление борьбы в Анатолии, а шансы Мустафы Кемаля на победу возросли. Считается, что после битвы за Сакарью мнение Советов по отношению к Турции изменилось. Москва назначила послом в Анкаре С.И. Аралова [8, с. 345-346]. При этом, прежде чем перебраться из Москвы в Анкару Аралов встречался с Чичериным и Лениным. Во время встречи Аралова с Лениным очень важно то, что сказал Ленин о Мустафе Кемале. По словам Ленина: «Мустафа Кемаль-паша отнюдь не социалист. Но, похоже, он хороший организатор. Он талантливый лидер и руководит национальной буржуазной революцией. Прогрессивный, интеллигентный государственный деятель. Он понимает важность нашей социалистической революции и настроен позитивно по отношению к Советской России. Он ведет освободительную войну против захватчиков. Я верю, что он сломит гордость империалистов и сметет султана вместе с его приспешниками. Они говорят, что люди верят ему. Мы должны помочь ему, другими словами, турецкому народу. Это твоя работа... » [6, с. 27-29]. Из этих высказываний В.И. Ленина легко понять, что он понимал, что Мустафа Кемаль не был большевиком. Но он знал о его способностях хорошего организатора и хорошего лидера, и его позитивном отношении к Советской России, что подтолкнуло Советы к помощи турецкой революции.

20 декабря 1921 года Мустафа Кемаль послал телеграмму Калинину и Петровскому в связи с заявлением, зачитанным послом Украины в Ассамблее [24, с. 444].

Как ясно из телеграммы М. Фрунзе (глава делегации УССР) от 22 декабря 1921 года, адресованной Чичерину, он начал переговоры с Мустафой Кемалем. По словам Фрунзе, Мустафа Кемаль упомянул о необходимости предоставления финансовой помощи и оружия. Фрунзе сказал, что у них недостаток в деньгах и оружии, но в любом случае он проинформирует Москву об этих проблемах. 25 декабря 1921 года товарищ Ибрагим Абилов и товарищ Фрунзе встретились с Мустафой Кемалем. При этом Мустафа Кемаль ответил на ряд вопросов, поставленных товарищем Фрунзе. Основными вопросами, которые обсуждались с товарищем Фрунзе, помимо военных, были вопросы помощи Турции со стороны РСФСР в экономической и технической областях. Обсуждались также взгляды коммунистов по восточному вопросу. Темы беседы отразили возникшие сомнения в искренности отношений Турции к Советской Республике под влиянием Анкарского соглашения, подписанного между Францией и Турцией [21, с. 307-309, 311-320].

С начала 1922 года контакты с советскими представителями продолжались в духе дружбы, сотрудничества, доброжелательности и искренности.

После подписания договора с Москвой и в связи с подписанием Договора о турецко-украинской дружбе от 3.01.1922г., на банкете в честь М.В. Фрунзе Мустафа Кемаль, использовал выражения, заслуживающие внимания с точки зрения оценки отношений дружбы и сотрудничества. Мустафа Кемаль сказал: «Сегодняшнее управление нашей нацией на самом деле является государственным управлением. Это не что иное, как администрация Совета. Русские называют это советским управлением ... » [4, с. 291].

В телеграмме от 3 января 1922 г. Председатель IX Всероссийского съезда Советов М. Калинина, заверил Мустафу Кемаля, что съезд с радостью и благодарностью приветствует поздравительное послание, которое Мустафа Кемаль направил ему от имени Великого Национального Собрания Турции. Он высоко ценит глубоко укоренившиеся дружеские чувства и симпатии, которые являются признаками лояльности турецкой нации к народам России [24, с. 450].

Товарищи Фрунзе и Абилов провели свою вторую встречу с Мустафой Кемалем 4 января 1922 года. На этой встрече Мустафа Кемаль передал М. Фрунзе письмо, адресованное

В.И. Ленину. В ходе переговоров с Фрунзе Мустафа Кемаль подробно рассказал ему о военных секретах. Мустафа Кемаль также приветствовал предложение Фрунзе отправиться на фронт [21, с. 118-119, 123, 322.]. В специальном письме, написанном Мустафой Кемалем В.И. Ленину 4 января 1922 года в Анкаре в связи с отъездом товарища Фрунзе из страны, помимо личных чувств и мыслей, он хотел приватно объяснить свои взгляды на турецкую политику и особенно турецко-российские отношения. Согласно заявлению Мустафы Кемаля: «Турция гораздо ближе к России, чем Западная Европа. Другим сходством между двумя странами является борьба с капиталистическим и империалистическим порядком. Политика Великого Национального Собрания Турции не изменилась по отношению к Советской России. Слухи не соответствуют действительности. Недоразумения возникают из-за медленной переписки между Анкарой и Москвой» [2; 19, с. 318-320]. Понятно, что Мустафа Кемаль хотел дать В.И. Ленину гарантии турецко-российской дружбы.

В 1922 году еще одним важным событием в плане развития турецко-советских отношений стало прибытие в Турцию нового полпреда С.И. Аралова. Получивший назначение вместо Нацаренуса в ноябре 1921 года, Семен Иванович Аралов, имевший значительный опыт в военных вопросах, прибыл в Анкару 26 января 1922 года с делегацией посольства. Во время первой встречи Аралов и Мустафа Кемаль обсуждали вопрос о проливах. Аралов, Абилов и российский военный атташе К.К. Звонарьев в середине марта 1922 г. были приглашены Мустафой Кемалем выехать на линию фронта. 23 марта Звонарев, Аралов и Абилов - 27 марта отправились на фронт, чтобы встретиться с Мустафой Кемалем и участвовать в наблюдении за турецкими войсками. В этой поездке советская сторона имела возможность решить накопившиеся проблемы (так как Мустафа Кемаль давно не был в Анкаре), а именно - обсудить предложение Антанты по прекращению огня, узнать новую турецкую армию и пр. Кроме того, они передали 3,5 миллиона золотых рублей, отправленных Мустафе Кемалю В.И. Лениным. 29 марта 1922 года на первой встрече с Кемалем в Сиврихисаре сторонами обсуждались предложения держав Антанты по вопросу прекращения Турцией и Грецией огня. Одним из наиболее важных пунктов повестки дня в переговорах на фронте была предметная помощь Турции [21, с. 130-133].

Письмо от Мустафы Кемаля Ленину было написано в апреле. Согласно этому письму, от 10 апреля 1922 г., соглашение, надлежащим образом подписанное с Россией, соответствовало соглашениям с ЗСФСР и Республикой Украина. Отмечалось, что Великое Национальное Собрание Турции подписало соглашение, которое было заключено с Украиной в последние дни. При этом чрезвычайная делегация Великого Национального Собрания Турции во главе с доктором Риза Нур беем выехала на Украину для обмена ратификационными документами. В письме говорилось, что Риза Нур бей - один из участников Московского договора, назначен выступить с частной инициативой. Как всегда, российская дружба будет основной политикой Великого Национального Собрания Турции. Высказывалось убеждение, что необходимо создать прочное единство против новых игр империалистических и капиталистических государств. Упоминалось, что в любом случае Россия много раз помогала Турции и в этом контексте, высказывалось мнение, что эта помощь будет продолжаться и, более того, она абсолютно обязательна [3; 24, с. 466; 5, с. 456457.].

В связи с Генуэзской конференцией (апрель-май 1922г.), переговоры Мустафы Кемаля и Аралова активизировались. Большинство встреч были связаны с «инцидентом Али Фуата» (вокруг отвода турецких войск из района Александрополя, отразившимся в советских нотах протеста Али Фуату - ред.). С другой стороны, одной из важных тем для обсуждения стала антисоветская деятельность Энвер-паши в Бухаре и встречи делегации посольства Бухары в правительстве Анкары [21, с. 139].

Когда европейскими государствами была поднята проблема организации международной конференции в Генуе, РСФСР подчеркнул, что участие правительства Анкары в Генуэзской конференции является важным для решения общеевропейских проблем и для обеспечения мира в Анатолии. Это предложение не было принято, и было предложено,

чтобы советская делегация приняла определенный нейтралитет. Реакция советской делегации на это предложение ярко отражает приоритеты турецко-советского сотрудничества в международных отношениях. 27 мая 1922 года в письме, написанном Караханом от имени Уполномоченного по иностранным делам РСФСР Мустафе Кемалю, говорится следующее: в связи с тем, что Советской делегации в Генуе предложили содействовать умиротворению в Азии, она «выразила свое особенное удивление тем, что вопреки ее предложению о приглашении Турции на конференцию, последняя была исключена. Хотя как раз присутствие Турции способствовало бы восстановлению мира в Анатолии, которое поставлено в повестку дня. Со своей стороны, Россия тоже могла бы содействовать достижению этой цели на основе дружеских связей с Турцией. В меморандуме от 2 мая, когда речь идет о требовании защиты России от нейтралитета в войне на территории Турции, этот нейтралитет не может быть ничем иным, кроме объективности, требуемой от других государств международным правом и соглашениями » [24 , п. 474-475].

После победы в битве под Сакарья, в итоге, в ноябре 1922 года был упразднен султанат [15, с. 190]. По приглашению Мустафы Кемаля, Аралов и Абилов присутствовали на заседании Национального Собрания 1 ноября 1922 года, на котором было принято решение об упразднении прежней системы правления [16, с. 6-7]. Приближалось провозглашение Республики. В этот период, когда хорошие отношения с Советами продолжали сохраняться, в апреле 1923 года следует выделить переписку о состоянии здоровья В.И. Ленина между Мустафой Кемалем и председателем ВЦИК М.И. Калининым [24, с. 608, 611].

В июне 1923 г на должность полномочного представителя в Турции был назначен. Ю.З. Суриц, вручивший верительные грамоты Мустафе Кемалю 23 июня 1923 года. Он прослужил в Турции 11 лет [24, с. 164].

Выступления в Великом Национальном Собрании Турции, интервью, данные газетам и журналам, переговоры с советскими властями, телеграммы и письма, направленные Мустафой Кемалем, дают представление о турецко-советских отношениях в годы национальной борьбы (1919-1923). Отмеченный комплекс документов показывает, что это было время активных переговоров и взаимодействия.

Одним из самых важных документов эпохи, на наш взгляд, является письмо от 26 апреля 1920 года, которое фактически представляет собой список предложений Великого Национального Собрания Турции Советскому правительству. Сомнения в том, было ли оно написано или не написано Мустафой Кемалем, не должны препятствовать их использованию в качестве аргумента в спорах о связях Мустафы Кемаля и большевиков. В дискуссиях, которые велись в годы холодной войны, когда Турция находилась под влиянием Соединенных Штатов, Мустафу Кемаля некоторые обвиняли в том, что он большевик. Другие защищали его от этих обвинений.

Письмо, в котором впервые был установлен прямой личный контакт между Мустафой Кемалем и В.И. Лениным, было написано в декабре 1920 года, и затем их личная переписка продолжалась. В годы национальной борьбы Мустафа Кемаль встречался и беседовал со многими советскими представителями. Эти встречи и переписку следует рассматривать как обычные контакты двух независимых государств в международных отношениях в рамках политики дружбы и сотрудничества. И они не должны восприниматься в упрощенно негативном или позитивном ключе. Анализируя эти отношения, можно видеть, что, хотя Мустафа Кемаль не был поклонником большевизма, он проводил умеренный курс во внешней политике, во внутренней политике объясняя свою оппозицию большевизму различными причинами. В упомянутые годы, несмотря на особенности социального строя Турции, такие причины как географическая близость, материальные потребности, ощущались очень сильно, сближая две страны. Оценивая внутренние и внешние параметры, не следует смешивать внешнюю политику Советской России и ее внутренние дела. Обеспечение добрососедских отношений и, самое главное, получение хорошего источника финансовой помощи объясняет дипломатические усилия Мустафы Кемаля.

1.After Mustafa Kemal Arrived to Samsun

After collapsed the Ottoman Empire, Soviet Government offered friendly relations to sultan in 15.2.1919 and Turkish workers and peasants in 13.9.1919. Meanwhile, Mustafa Kemal who knows plans of disintegration to Turkey by Western, was seeking the support of Moscow. But he was aware of the danger coming from the North. According to Jaeschke's article; Eliot Grinnel Mears said that "Mustafa Kemal's took advantage of this critical situation as it's supposed to be and this is a evoking admiration situation." Especially, he eliminated the factors which will interfere with Turkish-Russian relations with a perfect diplomacy have caused to be much more appreciated. But, Roderic H. Dovison said that: "Moscow and Ankara's current enemies are the same, but their ultimate goal is completely different." And he is right about that. As to Lois Fischer "From the beginning the Bolsheviks were in quite amicable and hearty attitude towards Kemal Pasha." [17, p. 159.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

It is said that Mustafa Kemal made his first contacts with the Soviets through Soviet Colonel flyajev at his house in §i§li, Istanbul. But there is no information about the quality of this interview. [22, p. 87; 10, p. 45.]

Shortly after this meeting, Mustafa Kemal arrived to Samsun on May 19, 1919 as the 9th Army Inspector and on May 25, 1919, he moved from Samsun to Havza. [15, p. 34, 37.] It is said that Mustafa Kemal, who passed to Havza, met with a Soviet delegation here. Based on Husamettin Erturk's memories, (Husamettin Erturk was Chairman of the Special Organization) Tansu informed that: "The head of the Russian Delegation was the Russian Colonel Budigeni (Budyonni). Budigeni promised to Mustafa Kemal about Bolshevik Russia's aid including weapons, ammunition and money, on the other hand he called for the Turks to fight against the Entente Powers, their common enemies. What Russia wanted from Turkey were abolition of sultanate and caliphate and declaration of communism. Mustafa Kemal stated that for the time being, their only goal is to win the battle, when the victory was won they will reconsider the conditions". [23, p. 336-339.]

It is seen that Mustafa Kemal's discourses on Bolshevism in June and September of 1919 differed. Mustafa Kemal, said that coded telegraph dated June 23, 1919, "It was thought that it would not be a disadvantage for the country, since the concept of Bolshevizm and even emergence of Bolshevizm were discussed, and basically the people of Islamic such as Kazan, Orenburg, Crimea accepted this, and it is not already concerned with religion and custom. " [12, p. 97, 101.] In spite of this, in a report to General James Harbord on September 24, 1919 he said related Bolshevizm: "...As for the Bolsheviks, this doctrine no place in our country. Our religion, our traditions and our social structure is not suitable for the establishment of such a doctrine. There are neither large capitalists nor millions of craftsmen and workers. On the other hand, we do not have an agricultural problem. Finally, our religious principles in social terms keep us away from adopting Bolshevism ... " [18, p. 191.]

According to these two explanations of Mustafa Kemal; it is understood that Mustafa Kemal was thought that at the outset Russian Bolshevizm is a regime that could be adopted in country, at the end of reviews, he concluded such a doctrin has no place in Turkey. 2.After Opening Grand National Assembly of Turkey

Although there was a conviction that the regime in Russia cannot be implemented, yet before the opening of Parliament on 11 April, Mustafa Kemal Mustafa Kemal mentioned to 15th Corps Commander Kazim Karabekir Pasha that they should be get in contact with the Bolsheviks as soon as possible. [5, p. 305.] After approximately eleven months Mustafa Kemal arrived to Samsun, On 23 April 1920 the Grand National Assembly was opened. [15, p. 100.] On 26 April, the first decision of the Grand National Assembly was about sending a delegation to Moscow to solve money and weapon problem that the National Assembly/Government needs to carry out the national struggle, as well as to frustrate the efforts of the Unionist leaders in Moscow who were trying to influence the Bolshevik government at that time. [20, p. 167.]

Titled "It is First Proposal of Grand National Assembly to Moscow Government" proposal list is as follows:

1-We acknowledge the working and movement unity with the Bolshevik Russians, whose purpose is the operation against imperialist governments and the liberation of the oppressed people under their sovereignty and exploitation.

2- If The Bolshevik Forces carry out a military operation on Georgia or they ensure the Georgia entered to Bolshevik Union through force of their policy and influence and they provide to start operations against them to remove British forces within them, Government of Turkey undertakes to make a military action on imperialist Armenian Government and to put Government of Azerbaijan into the group of Bolshevik States.

3- First, to expel the imperialist powers that occupy our national territory and to establish our internal forces for our common struggle against imperialism in the future, presently, it is requested providing by Russian Soviet Republic which for the first installment, five million gold and an agreed number of ammunition and other war machines and vehicles and health vehicles, only for the forces that will operate in the East... [1; 11, p. 626; 24, p. 232; 5, p. 318.]

Meantime following this first decision of the Grand National Assembly with regard to foreign affairs; May 3, 1920, the first government established and Bekir Sami Bey was appointed as Minister of Foreign Affairs. An instruction prepared to the delegation which will go to Moscow on May 8. By way of the delegation, direct communication with Moscow will be ensured, the influence of the Unionists on relations will be reduced and a rapid flow of assistance will be provided. The delegation crossing the Black Sea over Trabzon, because Caucasus road is closed, arrived to the Moscow station on 19 July. Chicherin accepted the delegation of Grand National Assembly of Turkey on 24th of July, along with Karahan, his Armenian origin deputy. It was realized that there was a representation problem in this meeting, the necessary principles were determined with the Cemal and Halil Pasha who were in Moscow at that time. Bekir Sami Bey reminded that they were the first delegations to come to Moscow on behalf of Grand National Assembly of Turkey. [20, p.167-169.] On May 9, 1920, the statement which proclaimed by Soviet Government to the Russian and Eastern Muslims on December 3, 1917 was read out with applause. [7, p. 236.] This is important in terms of showing that the contact with the Bolsheviks was not only a solution attempt by Mustafa Kemal and Kazim Karabekir.

Kurat importunately claims that this letter which was allegedly protected by Soviet historians in the State Archive in Moscow, did not exist. [13, p. 189-193; 14, p. 26-29.]

Considering the title of this first written letter from Grand National Assembly of Turkey to Moscow, it was not written as a private letter, it is official letter which includes some proposals submitted by the Grand National Assembly of Turkey. But this situation does not mean that there is no such written letter. Whoever wrote the letter, it is certain that Mustafa Kemal was aware. The fact that the letter was signed by Mustafa Kemal in the capacity of the President of the Assembly Government for 3 days is extremely natural.

The beginning of Chicherin's response letter to Mustafa Kemal dated June 3, 1920 is as follows: "The Soviet Government is honored to confirm that it received your writing that expressed participating of request in a common struggle against foreigner imperialism that threatens both nations and wished to establish regular relationship with them. The Russian Soviet Government has learned with great satisfaction the basic principles of the new Turkish Government's foreign policy... " According to this letter of Chicherin, wrote in the name of Soviet Government, " While the Russian Soviet Government maintains the Turkish military operation, based on a glorious cause such as the liberation of oppressed peoples, against imperialist governments, It considers the work of the Grand National Assembly and its decision to act according to these ideals. " [24, p. 238239.]

After this proposal list which was written on April 26, 1920 and has been much discoursed in Turkey, was sent to Moscow, written contacts which began Mustafa Kemal with Chicherin continued until the end of 1920.

Chicherin's letter dated 3 June 1920, was replied by Mustafa Kemal on 20 June 1920. In this letter, Mustafa Kemal stated that they obtained information of content the letter which sent to on behalf of the Presidency of the Grand National Assembly of Turkey by People's Commissariat of Foreign Affairs of the Russia Soviet Republic on 3 June 1920. According to the letter; "Representatives of the Turkish side which were sent to the Russian Soviet Republic with extraordinary authority, are on the way and are still waiting in Erzurum. They have task of establishing regular political relations and organizing future relations with the Russian Soviet Republic. The relationship is delayed due to the blocking of neighbors. For the establishment of these relations, the Russian Soviet Republic should be facilitated as much as possible and the authorized Soviet representatives and delegations are expected. " [5, p. 353-354; 24, p. 240-241.]

In connexion with Halil Pasha return to Turkey, Chicherin wrote a letter to Mustafa Kemal on 2 July, 1920. It has been mentioned that undersecretary of the embassy in Russian delegation with together Halil Pasha and then Russian ambassador came to Turkey will increase the bond connecting two governments and serve to development the people of Turkey and Russia by providing greater prosperity and supremacy. [24, p. 244.]

An official letter, dated 22 October 1920 was sent from Mustafa Kemal to Chicherin. In this manuscript, he confirms that he had received a letter dated June 2, 1920 which transmitted by clerk of the Russian delegation. Mustafa Kemal's words which indicated he is side of Bolshevik Russia are as follows: "... the day when the reality of the colonial policy is a murder will be settled into hearts and minds of the world laborers, the power of the bourgeoisie will be destroyed..." [24, p. 259-260; 17, p. 165.]

As a result of Armenian Government requested to mediate between Turkey and Armenia from Russia and consented Turkish Grand National Assembly, Soviet Government took this mediation. Hereon Chicherin sent a radio message to Mustafa Kemal, Kazim Karabekir, S. Vratsiyan and B.V. Legran on 11 November 1920. [24, p. 261.]

The written contacts of Mustafa Kemal began with Chicherin in 1920 continued with Stalin and Lenin. In the letter sent to Stalin on December 14, 1920 by Mustafa Kemal noted that: "Comrade Behbut Shahtahtinski explained the actions which he had been done to strengthen the relations between the Bolsheviks and Muslims. " What is more important in this article is Mustafa Kemal's words for the imperialists. According to Mustafa Kemal's statement "unfortunately unlike what they can do today, world exploiters the day when they cannot come across to European proletariat with enslaved colonial peoples, their sovereignty will end. " [24, p. 270.]

According to the available data; the first-hand contact between Mustafa Kemal Pasha and V.I. Lenin established with letter dated 18 December 1920. Title of letter is "Chairman of the Assembly of the People's Commissaries of Moscow, Lenin Comrade". Pasha in this letter stated that "He learned independence of Dagestan was recognized by Soviet Russia and he was happy with this situation." He thinks that this decision will make an extraordinary good effect on the relations between the world of Bolshevism and the Muslim world. Thus, he considers that it will be further more approached to common goal, which is to overthrow the Western imperialism that originated from its life and power of the capitalist order. [24, p. 273; 5, p.383.]

On 7 January 1921 following this correspondence Lenin, "Chairman of the Assembly of the People's Commissaries of Soviet, has sent a telegram to Mustafa Kemal, Chairman of the Grand National Assembly of Turkey. Lenin stated that he reached the conclusion which Soviet Government's policy on the nationalities entering the Russian Federation have been approved from Mustafa Kemal's declaration. In telegram, he said "... I gladly see that you interpretted correctly the measures we have applied in our relations with small peoples and way of facilitation these from your side positively influenced the establishment of a perfect mutual understanding and trust. " [24, p. 282.] With this statement, the Turkish people are considered among the small people by Lenin.

Meantime, Mustafa Kemal's contacts with the Soviet Union, the use of "comrade" is noteworthy. Tevfik Biyiklioglu in his book, "Ataturk in Anatolia" said that "To control the secret communist activities of the Russians in Anatolia, all the chiefs, including Mustafa Kemal Pasha, were performed a communist demonstration by taking the name "comrade" and wearing red crested calpack. [9, p. 68.]

In related this subject; in statement which made by Mustafa Kemal to Hakimiyet-i Milliye on 4 October the day when the first delegation of the Soviet representation came to Ankara, by clarifying the use of comrade said that: "The Azerbaijan language uses a word which is first and last only rank or title or nickname of the Bolshevik: Comrade... We accept this word and recognized as comrade who came. Arrivals are our friends and comrades. Comrades who walk on the same path and go towards the same goal!" [10, p. 201.]

While Mustafa Kemal's written contacts with the Soviets was continuing, on the other hand, negotiations with official foreign affairs representatives began. It is stated that Y. Y. Upmal, from the delegation of the first Soviet Embassy, made his first meeting with Mustafa Kemal on 8 November 1920. The next interview was held on January 1, 1921. During this meeting, Mustafa Kemal and Upmal discussed in detail the relationship between army and politics. While Upmal advocate that the army should be intertwined with politics ; Mustafa Kemal opposed this, based on past experience. Mustafa Kemal and Upmal held their last meeting on 24 January 1921. [21, p. 71,74, 252-261.]

Mustafa Kemal's at interview with Upmal on January 24, 1921 has been addressed various issues. Those expressions which Mustafa Kemal said to Upmal about the matter of communism in this meeting is important. He said "The issue of communism must be solved by the Turkish people. Lenin and Chicherin officially, and Radek in our private meetings, have confirmed us entirely on point of view that communism in Turkey is the work of the children of this country before everything. Every other intervention of other forces into internal affairs and every attempt to instill a revolution, decidedly, it will be met with resistance and the excitement will come out." [21, p. 273.]

5 days after that, Mustafa Kemal held a meeting with Comrade Esba who is empowered of Eastern Peoples Propaganda and Movement Council, on January 29, 1921. Mustafa Kemal's views on the issue of communism was also mentioned in this interview, the main agenda item was conference will be held in London in February. [21, p. 87-89, 297-303.]

On those days, at interview made with Mustafa Kemal, Pasha's answer to the question of what kind of a relationship between Russian friendship and communism has been confirmed what he said in his interview with Upmal. Pasha said: "Communism is a matter of community. Social conditions, religions, customs in our country show that conditions for Russian communism are not favorable. Parties with a tendency to communism which have been established in recent years, ended their activities by themselves as a result of the experiences they gained from the practice. Even Russian Allies are sure that we are in this view. In this respect, our relationship with the Russians is a friendly relationship between two independent states." [4, p. 208.] In fact, this explanation clearly reveals the logic of the Turkish-Russian relations which seem contradictory in the discourses mentioned above. So, at least Ataturk had looked to relations between two countries "as the relationship between two independent states."

In terms of Turkish-Russian relations, first major developments of 1921 was Moscow Treaty was signed in Moscow on 16 March 1921. [15, p. 145.]

A letter was written to Mustafa Kemal by P. Mdivani, RSFSC Representative of the People Commissioner for Foreign Affairs, on April 9, 1921. Mdivani mentions that "Laborer Russia watchs with great interest the glorious struggle of the Turkish people to protect and defend its national existence. On behalf of the RSFSC and the workers of the Soviet Russia, Mdivani wants the modest gift of 30,000 gold rubles to be adopted to alleviate the needs of the people in the demolished areas which had been devastated by tyrannical invader before they left." [24, p. 367.] On 12 April 1921, Mustafa Kemal replied this letter. Mustafa Kemal thanked for 30,000 gold rubles aid delivered Red Crescent Institution to meet the needs of the survivors in the regions where Greek plunder and massacre survived. [24, p. 370; 5, p. 397-398.] According to the report of Russian Communications Office in Turkey dated 3 June 1921, Mustafa Kemal and Mdivani held also meeting. [21, p. 305-306.]

On May 3, S.P. Natsarenus is appointed to replace Mdivani. Natsarenus who arrived to Ankara on June 19, presented his letter of trust to Mustafa Kemal on the 27th of June. Mustafa Kemal shared his opinion about the Treaty of Moscow in his acceptance of Natsarenus. The Treaty of Moscow in the words of Mustafa Kemal "Moscow Treaty of 16 March 1921, is a document which has been completely isolated from tendencies of the Russian Tzarism and aristocracy which established on invasion opinion, at the same time, it is a document which will introduced Turkish nation who challenged within national principles and wanted to ensure full independence to friendly Russian nation." In an interview with Natsarenus held in the last days of August, Mustafa Kemal used this statement: "If Russia want to sovietize to Turkey, it is easier to do through me than through Enver. " [21, p. 106-107.] This statement points to the idea that Mustafa Kemal wanted to enhance Turkish-Russian relations in a positive way but wanted to keep them under control.

In the days when the French delegation was in Ankara to make a deal, the Soviets were watching these meetings with suspicion. Mustafa Kemal and Natsarenus also held a meeting on this issue. Mustafa Kemal later referred to this conversation in a secret session of the Assembly dated 16 October (1921). [21, p. 108.] 3.After Sakarya Victory

Battle of Sakarya made and resulted in Turkey's victory between 23 August and 13 September 1921. [15, p. 160-161.] Chicherin and Ibrahim Abilov who ambassador of Soviet Azerbaijan, sent a telegram of congratulations to Mustafa Kemal for his victory, Mustafa Kemal Mustafa Kemal also sent a response to this telegram. [21, p. 107.]

As a result of winning of the Battle of Sakarya, the direction of the struggle in Anatolia was determined and Mustafa Kemal's chance increased. After the acquisition of Battle of Sakarya, it is said that, Soviets' opinion changed against to Turkey. Moscow appointed C.I. Aralov as ambassador to Ankara. [8, p. 345-346.] Aralof made meetings with Chicherin and Lenin before moving from Moscow to Ankara. In meeting Aralof

with Lenin, what Lenin said about Mustafa Kemal is very important. In the words of Lenin: "Mustafa Kemal Pasha is not naturally a socialist. But it seems that he is a good organizer. He is a talented leader and he manages the national bourgeois revolution. A progressive, intelligent statesman. He understands the importance of our socialist revolution and he is positive towards Soviet Russia. He is fighting a war of liberation against the invaders. I believe that he will break pride of the imperialists and sweep the sultan along with his minions. They say people believe him. We should help him, in other words Turkish people. That's your job... " [6, p. 27-29.] From these statements of Lenin; It is easily understood that he realized Mustafa Kemal was not Bolshevik, he was aware of the characteristics of being a good organizer and a good leader and his positive attitude about Soviet Russia pushed the Soviets to help the Turkish Revolution.

On 20 December 1921, Mustafa Kemal sent a telegram to Kalinin and Petrovsky because of the statement was read by the Ukrainian Ambassador in Assembly. [24, p. 444.]

It is understood from Frunze's telegram, dated 22 December 1921, to Chicherin, Frunze negotiated with Mustafa Kemal. According to Frunze, Mustafa Kemal mentioned to Frunze necessity for provision of financial assistance and weapons. Frunze said that their money and weapon conditions were bad, but in any case they would inform Moscow about these issues. On 25 December 1921, Ibrahim Abilov Comrade and Frunze Comrade met with Mustafa Kemal. Some issues reveald by Frunze Comrade were answered by Mustafa Kemal. In addition to military equipment, assistance possibilities in the economic and technical fields by RSFSC for Turkey and the view of communists on the eastern issue were the main issues negotiated with Comrade Frunze. Topics also included that emerging doubts about sincerity of due to Turkey's attitude towards the Soviet Republic in Moscow and other Soviet environment through Ankara Agreement signed between France and Turkey. [21, p. 307-309, 311-320.]

From the beginning of 1922, contacts including positive messages such as friendship, cooperation, goodwill, and sincerity with various Soviet representatives continued.

After the treaty signed with Moscow, owing to signing of the Turkish-Ukrainian Friendship Treaty in "3.1.1922, the expressions used by Mustafa Kemal at a banquet in honor of General Frunze are noteworthy in terms of friendship and cooperation. Mustafa Kemal said: "Today's governance of our nation is actually a public governance. This is nothing but the administration of the Council. The Russians call it the Soviet governance..." [4, p. 291]. In 3 January 1922, in the telegram sent by the M. Kalinin, IX. Chairman of the All-Russian Soviets of Congress, to Mustafa Kemal; he enounced that they welcomed joyfully and with gratitude the congratulatory message which sent by Mustafa Kemal on behalf of the Grand National Assembly of Turkey, and their deep-rooted and solid friendship sentiments and sympathies which loyalty signs of the Turkish nation to the peoples of Russia which was forwarded with this massage. [24, p. 450.]

Frunze and Abilov Comrades held their second meeting with Mustafa Kemal on 4 January 1922. In his meeting with Frunze dated 4 January 1922, Mustafa Kemal gave the letter which wrote to Lenin. In the proceedings of Mustafa Kemal's negotiations with Frunze it was noteworthy that Mustafa Kemal told Frunze in detail about the military secrets he did not proclaimed even cogressman. The proposal of Frunze to travel the front was also welcomed by Mustafa Kemal. [21, p. 118-119, 123, 322.] In a special letter written by Mustafa Kemal to Lenin on January 4, 1922 in Ankara, because of Comrade Frunze's departure from the country, in addition personal feelings and thoughts, he secretly wanted to explain his views on Turkish politics and especially Turkish-Russian relations. Mustafa Kemal stated that they carried out populism order rather than capitalist order. According to Mustafa Kemal's statement "Turkey is much closer a sense to Russia than Western Europe. Another similarity between the two countries is the fight against the capitalist and imperialist order. Grand National Assembly of Turkey's policy has not changed against Soviet Russia. The rumors are not true. The misunderstandings arise from the slowness of correspondence between Ankara and Moscow. " [2; 19, p. 318320.] It is understood that Mustafa Kemal wanted to give assurance to Lenin about Turkish-Russian friendship.

For the year 1922, another important development in terms of Turkish-Soviet relations was Aralov came to Turkey. In November 1921, Semyen Ivanovij Aralov who appointed to Natsarenus's position and has significant experience in military matters came to Ankara in January 26, 1922, with delegation of embassy. Aralov and Mustafa Kemal talked about the Question of the Straits during their first meeting. Aralov, Abilov and the Russian Military Attache, K. K. Zvonaryev was called the front line by Mustafa Kemal in the middle of March 1922. Zvonaryev on 23 March, Aralov and Abilov on 27 March, went to the front line to meet with Mustafa Kemal and to participate in the supervision of Turkish troops. On this trip, the Soviet side had the opportunity to solve the accumulated problems due to Mustafa Kemal has not been in Ankara for a long time, to discuss the ceasefire proposal of the Entente Powers, to recognize the new Turkish army and to closely mastered his needs. In addition, they will hand over 3.5 million gold rubles sent by Lenin to Mustafa Kemal. On March 29, 1922, at the first meeting in Sivrihisar with Mustafa Kemal were discussed on the cease-fire proposed by Entente Powers to Turkey and Greece. One of the most important agenda items of the talks at the front has been the subject assistance to Turkey. [21, p. 130-133.]

A letter was written from Mustafa Kemal to Lenin in April. According to this letter written to Lenin Comrade on 10 April 1922; it is stated that the agreement properly signed with Russia followed to the agreements with the Republic of Caucasus and the Republic of Ukraine. Grand National Assembly of Turkey has signed the agreement which made with Ukraine in recent days. An extraordinary delegation selected from the Grand National Assembly of Turkey, headed Dr. Riza Nur Bey, moved to Ukraine to carry out the exchange of ratification documents. It is stated in the letter that Riza Nur Bey, one of the negotiators of the Moscow Treaty, was assigned to undertake a private initiative. As always that the Russian friendship will be the main policy of Grand National Assembly of Turkey was stated. There was conviction that a solid unity must be formed against the new games played by the imperialist and capitalist states. It is mentioned that Russia helped out to Turkey many times in this context in any case, it is believed that this aid will continue and moreover, it is absolutely to be completed. [3; 24, p. 466; 5, p. 456-457.]

The Genoa Conference was continuing on April-May in 1922, Mustafa Kemal -Aralov negotiations have increased. Most of the interviews were related to the Ali Fuat incident. On the other hand, anti-Soviet activities of Enver Pasha in Bukhara and the Bukhara Embassy Delegation of the Ankara Government were among important debate subjects. [21, p. 139.]

When problem of organizing an international conference in Genoa by European states was raised, RSFSC emphasized that the Ankara Government's participation in the Genoa Conference was important for the resolution of general European problems and for ensuring peace in Anatolia. This proposal was not accepted and it was proposed that the Soviet delegation accept a definite neutrality. The response of the Soviet delegation against this proposal is important for reflecting the Turkish-Soviet cooperation in international relations. On May 27, 1922, statement in the letter written by Karahan, on behalf of the RSFSC Foreign Affairs People Commissioner to Mustafa Kemal is as follows: "Russia Council reports that it is great surprise why although Russia suggested calling also Turkey for conference, even though Turkey did not invited to the conference, in memorandum the problem of re-establishment of peace in Anatolia against put on the agenda. However, especially to attend the conference of Turkey, it will help to re-establish peace in Anatolia. In terms of its own, Russia would help this objective to be achieved based on the ties of friendship with Turkey. With memorandum dated May 2, when it comes to the question of the demand for protection of neutrality from Russia in the war in Turkish territory, this neutrality cannot be anything other than the objectivity required from other states by international law and agreements." [24, p. 474-475.]

After Sakarya Victory, the Battle of Commander in Chief Pitched Battle held between 26-30 August 1922 was won and the sultanate was abolished in November 1922. [15, p. 190; On the invitation of Mustafa Kemal, Aralov and Abilov were attended to session of National Assembly dated 1 November 1922 in which decision to abolish the reign was taken. 16, p. 6-7.] Now it was being approached the proclamation of the Republic. In this period when continued good relations with the Soviets; in April 1923, there were also seen correspondence about Lenin's health status between Mustafa Kemal and M.I. Kalinin, the Chairman of the Central Executive Committee of All-Russian Soviets. [24, p. 608, 611.]

In June 1923, Y.Z. Surits appointed to Aralov's positions, and he came to Turkey. Surits who presented his letter of trust to Mustafa Kemal on June 23, 1923, will serve 11 years in Turkey. [24, p. 164.] CONCLUSION

During the national struggle years (1919-1923); speeches addressed in Grand National Assembly of Turkey, interviews given the newspapers and magazines, negotiations made with Soviet authorities, telegrams and letters sent by Mustafa Kemal, help us to have an idea about Turkish-Soviet relations. It was seen there are many negotiations and correspondences in this process.

One of the most important among them; It is the letter dated 26 April 1920. This letter, which is said to have been written by Mustafa Kemal on 26 April 1920, is actually a proposal list which from Grand National Assembly of Turkey to Soviet Government. Claims about this letter was written or not written by Mustafa Kemal, are desired to be used as an argument by persons who established a connection Mustafa Kemal and Bolshevism or to reject this relationship. It is thinked that these discussions mostly in the Cold War years, Turkey in an environment that was influenced by the United States, made to accuse Mustafa Kemal of being Bolshevik or to defend against these accusations. After this offer dated April 26, 1920; the letter which made first direct contact between Mustafa Kemal and Lenin was written in December 1920, then their correspondence personally continued. During the years of the National Struggle, Mustafa Kemal met and talked with many Soviet representatives together with Lenin. These interviews and correspondences should be regarded as the usual contacts of the two independent states in international relations in the framework of friendship and cooperation, and should not have a special meaning in a negative or positive way.

In this process, it can be seen that although Mustafa Kemal was not a fan of Bolshevism, he has moderate discourses in foreign policy; but in domestic politics he explained his opposition to Bolshevism along with his reasons. In the years mentioned despite the social structure in Turkey, reasons such as geographic proximity, material needs felt strongly was approached to two countries each other. By evaluating the internal and external parameters without mixing Soviet Russia in its internal affairs; to ensure the continuation of good neighborly relations, and most importantly, to obtain a good source of financial aid can be explained by the diplomatic ability of Mustafa Kemal.

Литература и источники

I. The Foreign Policy Archive of Russian Federation, Fond 04, Siyhi 39, Dosya 52987, Listl. 2. The State Archives of Presidency of Republic of Turkey, BCA 930-2-0-0-2-15-2.

3. The State Archives of Presidency of Republic of Turkey, BCA 930-2-0-0-2-15-3.

4. Atatürk'ün Söylev ve Demefleri, ATAM Yayinlari, Ankara, 2006.

5. Atatürk'ün Tamim Telgraf ve Beyannameleri, ATAM Yayinlari, Ankara, 2006.

6. Aralof, S.I., Bir Sovyet Diplomatinin Türkiye Anilari, Birey ve Toplum Yayinlari, Ankara, 1985.

7. Armaoglu F., 20. Yüzyil Siyasi Tarihi (1914-1995), Kronik yayinlari, Istanbul, 2018, s. 236.

8. Aydemir §.S., Tek Adam, C.2, Remzi Kitabevi, Istanbul, 2010.

9. Biyiklioglu T., Atatürk Anadolu'da (1919-1921), Türk Tarih Kurumu Basimevi, Ankara, 1959.

10. Ileri R.N., Atatürk ve Komünizm, Scala Yayincilik, 1999.

II. Karabekir K., Istiklal Harbimiz, Türkiye Yayinevi, Istanbul, 1969.

12. Karabekir K., Istiklal Harbinin Esaslari, Yelken Matbaasi, Istanbul, 1981.

13. Kurat A. N., "Sovyetler Tarafindan Mustafa Kemal Pa^a'ya Atfedilen, Aslinda Mevcut Olmayan 26 Nisan 1920 Tarihli Mektuba Dair", Türk Kültürü, Yil, 9, Sayi: 99, 1970, s. 189-190.

14. Kurat A. N., "Kurtulu§ Sava^i'mn Ba^larinda Mustafa Kemal Tarafindan Lenin'e Yazildigi Iddia Edilen Bir Mektup'un Mevcut Olmadigi Anla^ildi", Türk Kültürü, Ankara, 1970, Yil: 9, Sayi: 97, s. 26-29.

15. Jaeschke G., Türk Kurtulu§ Sava^i Kronolojisi (Mondros'tan Mudanya'ya Kadar 30 Ekim 1918-11 Ekim 1922, Türk Tarih Kurumu Basimevi, Ankara, 1989.

16. Jaeschke G., Türk Kurtulu§ Sava^i Kronolojisi II, Mudanya Mütarekesinden 1923 Sonuna Kadar (11 Ekim 1922- 31 Aralik 1923) Türk Tarih Kurumu Basimevi, Ankara, 1989.

17. Jaeschke G., "1919-1939 Yillari Arasindaki Türk-Rus Yakmla^masi Hakkinda Bir Inceleme (Atatürk Dönemi Sovyet Politikasi Hakkinda)", (Qev. Hüseyin Zamantili), p. 159-174, http://dergipark.gov.tr/download/article-file/101198.

18. Onar M., Atatürk'ün Kurtulu§ Sava^i Yazi^malari, C.I, T.C Kültür Bakanligi Atatürk Dizisi, G.Ü. Teknik Egitim Fakültesi Matbaasi, Ankara, 1995.

19. Onar M., Atatürk'ün Kurtulu§ Sava^i Yazi^malari, C.II, T.C Kültür Bakanligi Atatürk Dizisi, G.Ü. Teknik Egitim Fakültesi Matbaasi, Ankara, 1995.

20. Oran B. (Ed.), Türk Di§ Politikasi, Heti^im Yayinlari, C.1 (1919-1980), Istanbul, 2008.

21. Perinfek M., Atatürk'ün Sovyetlerle Görü^meleri-Sovyet Ar§iv Belgeleriyle, Kaynak Yayinlari, Istanbul, 2014.

22. Sonyel, R.S., Türk Kurtulu§ Sava^i ve Di§ Politika 1, Türk Tarih Kurumu, Ankara, 2014.

23. Tansu, S.N., Iki Devrin Perde Arkasi, Parola Yayinlari, Istanbul, 2016. 23. Yerasimos S., Türk Sovyet Ili^kileri, Gözlem Yayinlari, Istanbul, 1979.

ТЕКЕРЕК, МЕЛТЕМ - доктор истории, заместитель начальника Центра народного образования Министерства образования Турецкой Республики.

TEKEREK, MELTEM - Ph.D. in History, Deputy Head of the Center for Public Education of the Ministry of Education of the Republic of Turkey ([email protected]).

УДК 94(47).084.5:328.185

ЯБЛОЧКИНА И.В., УПОРОВ И.В. КОРРУПЦИЯ В ГОСАППАРАТЕ ЭПОХИ НЭПА: ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ОБВИНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ А.Я. ВЫШИНСКОГО ПО «ДЕЛУ ЛЕНИНГРАДСКИХ

СУДЕБНЫХ РАБОТНИКОВ» 1924 ГОДА

Ключевые слова: коррупция, советское государство, взятка, закон, судебные работники, Вышинский, процесс, суд, обвинение.

На примере обвинительной речи А.Я. Вышинского по делу ленинградских судебных работников (1924 г.) в статье исследуется проблема борьбы с коррупцией в годы новой экономической политики. Рассмотрены особенности коррупции в советском государстве в 1920-е годы. Особый акцент сделан на коррупционных проявлениях в судебной и правоохранительной сферах. Отмечается, что в данном деле Вышинский проявил себя высококлассным юристом - в духе российской правовой традиции второй половины XIX в., причем его суждения и подходы к разоблачению взяточников по-прежнему актуальны. Однако в силу растущей политизации проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.