Научная статья на тему 'МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК: БЕССМЕРТИЕ ПОДВИГА РАДИ РОДИНЫ И НАРОДА'

МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК: БЕССМЕРТИЕ ПОДВИГА РАДИ РОДИНЫ И НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
816
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСТАФА КЕМАЛЬ / РОДИНА / НАРОД / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сотавов Н.А.

Статья посвящена многогранной деятельности Мустафы Кемаля Ататюрка по сплочению патриоти- ческих сил для освобождения страны от оккупации войсками Антанты, реализации стратегии и тактики переходного периода от султаната и халифата к республике, осуществления важнейших экономических, политических, идеологических и иных мероприятий внутреннего и международного характера, равзития взаимовыгодных отношений независимой Турции с Советской Россией и народами Востока, борющими- ся за возрождение и прогрессивное развитие своих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУСТАФА КЕМАЛЬ АТАТЮРК: БЕССМЕРТИЕ ПОДВИГА РАДИ РОДИНЫ И НАРОДА»

УДК 951/959 Н.А. Сотавов

Мустафа Кемаль Ататюрк: бессмертие подвига ради Родины и народа

Дагестанский государственный университет, dekanif@mail.ru

Статья посвящена многогранной деятельности Мустафы Кемаля Ататюрка по сплочению патриотических сил для освобождения страны от оккупации войсками Антанты, реализации стратегии и тактики переходного периода от султаната и халифата к республике, осуществления важнейших экономических, политических, идеологических и иных мероприятий внутреннего и международного характера, равзития взаимовыгодных отношений независимой Турции с Советской Россией и народами Востока, борющимися за возрождение и прогрессивное развитие своих стран.

Ключевые слова: Мустафа Кемаль, Родина, народ, патриотические силы.

The article is dedicated to many-sided activity of Mustafa Kemal Ataturk in uniting of patriotic powers for freedom of the country against Antanta troops occupation, to realization of the strategy and tactics of the transition period from Sultanate and Khalifate to the Republic, to realization of the most important economic, political, ideological policy of internal and international affairs, to the development of mutually advantageous relations of independent Turkey with the Soviet Russia and the peoples of the East, struggling for the revival and progressive development of their countries.

Keywords: Mustafa Kemal, land, people, patriotic powers.

Важнейшие события довоенного периода (1918-1938 гг.) показывают, что среди выдающихся деятелей стран Востока, оказавших влияние на их развитие, заметное место занял Мустафа Кемаль Ататюрк, поднявший турецкий народ на борьбу за независимость, ликвидацию султаната и халифата, создание республики и прогрессивное развитие страны с учетом внутренних и международных реалий. Как верно заметил Ю.Н. Розалиев, он «относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был в определенной мере их творцом. Полководец, политик и дипломат, создатель нового государства на развалинах Османской империи, он руководствовался идеей направить все свои усилия на службу своему народу. Жизнь Ататюрка - один из примеров того, как личность может заслужить международное признание на поприще самоотверженного служения Родине» [13, с. 57].

Ататюрк, родившийся в декабре 1881 г. и нареченный именем Мустафа, отличался выдающимися способностями, непреклонной волей и целеустремленностью, за что к указанному имени добавилось второе - Кемаль, что означает «совершенство в чем-либо», «талантливость», «безупречность». В январе 1905 г. он окончил с отличием Академию Генштаба и в чине капитана был отправлен на службу в Дамаск. Спустя некоторое время он так определил свое жизненное кредо: «У меня есть амбиции, но они ни в коей мере не касаются ни хорошей карьеры, ни денег. Я ищу реализации моих амбиций в успехе великой идеи, которая касается моей страны, и только служение родине может дать мне чувство глубокого удовлетворения от исполненного долга. Именно это стало принципом всей моей жизни. И пока я молод и полон сил, я исполню свой долг и буду верен ему до самой смерти» [15, с. 24].

Первые же шаги на служебном поприще подтвердили верность Кемаля заявленным целям. В 1906 г. он создал в Сирии тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода») для борьбы против террористического режима султана Абдулхамида, а 23 июля 1908 г. привел в качестве начальника штаба из Македонии в Стамбул повстанческие силы, заставившие султана восстановить преданную им забвению Конституцию 1876 г. С этого времени Кемаль стал на путь непримиримой борьбы с авантюристиче-

ски настроенными лидерами младотурок в лице триумвирата: Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши.

Неприятие Кемалем политики триумвирата, основанной на доктринах «паносма-низма», «пантюркизма» и «панисламизма», обусловливалось тем, что «младотурки с первых же шагов... стали отталкивать от себя симпатии народов Оттоманской империи... Их стремление одурачить славян, армян, евреев, греков и т. д., населяющих Оттоманскую империю, приняло еще более грубый и настойчивый характер, чем при Аб-дул-Хамиде» [9, с. 94]. Главную надежду в своей гегемонистской политике они возлагали на Германию, слепо следуя под ее эгидой в пучину Первой мировой войны. Обосновывая необходимость проведения такого курса накануне войны, Энвер-паша заявил: «Германия согласна, чтобы мы отвоевали Египет, Кавказ и даже Иран. таким образом, нет сомнения, что мы можем открыть путь к Турану и осуществить единение турок» [12, с. 16].

Но расчеты триумвирата на поддержку Германии не оправдались. Судьба одряхлевшей империи решалась не в Стамбуле, а в столицах западных держав и довоенном Петербурге, где заблаговременно было решено расчленить и поглотить ее территории, за исключением Стамбула и прилегающего к нему округа. Вот как определил их планы почти за год до начала войны видный политик Виктор Жерар: «Армению - русским, Аравию - англичанам, Месопотамию и Центральную Анатолию - немцам. Можно было еще сомневаться в том, что произойдет с Западной Анатолией. Но нас только что оповестили, что будущее этого последнего куска Турецкой империи уже обеспечено, урегулировано. Итальянцы, . зорко следящие за западным берегом, получат к нему доступ и возможность проникнуть в страну через порт Адалию.

Вот вам полная ликвидация: весь пирог полюбовно поделен; теперь можно взяться за нож и начать резать, не опасаясь уже ссор. все будут довольны. А туркам придется довольствоваться тем, что им соблаговолят оставить на обоих берегах проливов. Эти добрые турки, стоящие на страже Дарданелл и Босфора, получат три города с куполами: Брусу, Андрианополь и Константинополь, международную гавань Смирну и клочок земли для обработки, чтобы было чем по-прежнему оплачивать купоны своего консо-лидационного займа. Игра будет ловко сыграна, турецкий зуб будет выдернут без боли» [14, с. 56].

Более конкретно об этих планах врагов Турции Мустафа Кемаль узнал в Софии, куда был переведен накануне войны на должность военного атташе в звании подполковника. Здесь он примкнул к тому кругу военных и дипломатов, которые прилагали все усилия, чтобы не допустить вовлечения ее в мировую войну. Но достичь этой цели они не смогли. На следующий же день после начала войны - 2 августа 1914 г. - был заключен тайный германо-турецкий договор о союзе, обязывающий турецкое правительство объявить войну России.

Первую мировую войну Кемаль провел в действующей армии. В ноябре 1914 г. он был назначен командиром дивизии 1-й армии, оборонявшей самый ответственный участок - Стамбул и проливы. Не случайно командование войск Антанты, готовившее Дарданелльскую операцию и высадку англо-французского десанта, придавало им исключительное значение. Однако решить эти задачи оно не смогло, чему воспрепятствовал личным мужеством и военным талантом Мустафа Кемаль. Хотя в апреле 1915 г. войска интервентов заняли укрепления Галиполийского полуострова, Кемаль энергично приступил к организации обороны, сам руководил сражающимися, отбивая атаки англичан и французов. Он фактически спас Стамбул, стал в армии живой легендой.

В июне 1915 г. мужество и умелые действия Мустафы Кемаля были отмечены присвоением ему чина полковника. В январе 1916 г., когда он появился в столице, молва о его подвигах бежала впереди него. Газеты на все лады описывали его победы. Вскоре

он получил назначение в 16-й корпус 3-й армии, терпевшей неоднократные поражения в Закавказье от русских войск. Став затем генералом и получив титул паши, Кемаль, тем не менее, с сожалением наблюдал за неумелыми действиями командующего потерявшей боеспособность армии немецкого генерала фон Фалькенгайма и, после очередного конфликта с ним, сдал командование дивизией и отбыл в Стамбул.

Важными событиями после прибытия в столицу для генерала Мустафы Кемаль-паши стали поездка в свите наследного принца Вахидэддина в Берлин, встреча с кайзером Вильгельмом, общение с высшим военным командованием Германии. После тщательного изучения обстановки в этой стране он пришел к однозначному выводу: Германия идет на дно и тянет за собой Турцию, союз с ней обречен на поражение и поэтому туркам самим необходимо искать выход из создавшегося тяжелого положения. По возвращении в Стамбул он предложил султану Мехмеду VI осуществить следующие меры: выйти из договора с Германией, удалить немецких советников, отстранить от власти младотурок, стать главнокомандующим вооруженными силами, а себя, Кемаля, назначить начальником Генерального штаба. Опасаясь столь решительных мер, означавших фактически государственный переворот, падишах назначил Мустафу Кемаль-пашу командующим 7-й армией на Сирийском направлении, когда турецкие и германские войска терпели поражения на всех фронтах. Кульминацией поражений Турции от войск Антанты стало подписание с ее членами 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия, по которому предусматривалась военная оккупация союзниками портов Дарданеллы и Босфор, свободный проход через проливы в Черное море кораблей Антанты, немедленная демобилизация турецкой армии, кроме войск, необходимых для охраны границ и поддержания внутреннего порядка, сдача всех военных судов [10, с. 188] и т. д.

Кабальные условия Мудросского соглашения осуществлялись незамедлительно. Прибывшие в проливы военные суда Антанты установили контроль над столицей и действиями правительства Д. Ферид-паши. Англия захватила Южную и Юго-Восточную Анатолию, Киликию, Мосул, Алексанретту, Антеб, Мараш, Урфу, Эскише-хир, Афьюн-Карахисар, Кютахью, установила контроль над анатолийским участком Багдадской дороги и черноморскими портами Турции. Французы оккупировали Мер-син, Аданскую область и Зондулак. Итальянцы захватили Анатолию, Конью, Испару и Бордум. Для окончательного расчленения и порабощения Турции на Измир была брошена прекрасно оснащенная 100-тысячная греческая армия.

Однако добиться своих целей интервентам не удалось. Против зарвавшихся захватчиков на освободительную борьбу для защиты своей родины поднялся турецкий народ под руководством выдающегося политического, государственного и военного деятеля Мустафы Кемаля, избравшего местом своей деятельности Восточную Анатолию с центром в Анкаре [11, с. 623]. 23 апреля 1920 г. Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), созванное в Анкаре, избрало правительство патриотов во главе с Мустафой Кемаль-пашой, принявшее клятву изгнать захватчиков с родной земли.

Встревоженное этими событиями султанское правительство совместно с оккупантами усилило борьбу против кемалистов, создало «Халифатскую армию», которая захватила ряд городов в Северо-Западной Анатолии и двинулась на Анкару. Турецкая реакция и ее западные покровители в один голос заговорили о скорой победе над «бунтовщиками» и «безбожниками». Шейх-уль-ислам издал фетву для всех мусульман «Бунт против халифа», объявив кемалистов отступниками от веры, подлежащими истреблению по воле Аллаха. 11 мая «мятежник Мустафа Кемаль» был приговорен к смертной казни, приговор был утвержден султаном Мехмедом VI.

В ответ на наступление Стамбула и западных держав Анкара под руководством Мустафы Кемаль-паши приняла решительные контрмеры. «Кемаль в те отчаянные дни, - подчеркивает Розалиев, - представлял собой сгусток воли, исключительной энергии и

необычайной оперативности, железной рукою ломавший противников» [13, с. 57]. Неимоверными усилиями и чрезвычайными мерами ему удалось создать новые боеспособные части под командованием верных ему кадровых офицеров, сумевшие приостановить наступление Халифатской армии. Обстановка в мире также стала складываться в пользу кемалистской Турции.

Советская Россия успешно отбила натиск стран Антанты, сомкнув фронт национально-освободительной борьбы с турецким народом. Она стала притягательной силой для угнетенных народов Востока, неуклонно выполняя пункты Обращения СНК РСФСР от 3 декабря 1917 г. «Ко всем трудящимся мусульманам России и Ближнего Востока», в котором, в частности, касательно Турции особо подчеркивалось: «Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, - ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и ее правительство, Совет Народных Комиссаров, против захвата чужих земель. Константинополь должен остаться в руках мусульман. На наших знаменах несем мы освобождение угнетенным народам мира» [6, с. 34-35].

Следует отметить, что дружественная политика Советской России в отношении народов Востока, особенно Турции, подвигла прозорливого Мустафу Кемаля на твердый, последовательный и принципиальный выбор внешнеполитической стратегии, отвечающей интересам обеих сторон. 26 апреля 1720 г. он обратился к председателю СНК РСФСР В.И. Ленину с предложением об установлении дипломатических отношений и с просьбой оказать помощь турецкому народу в его тяжелой борьбе. В письме Мустафы Кемаль-паши выражалась твердая решимость бороться против блока Антанты вместе с Советской Россией.

Правительство РСФСР с удовлетворением встретило обращение вождя турецкого народа. Летом турецкая делегация во главе с Юсуф Кемаль-беем прибыла в Москву для переговоров, которые с советской стороны вели нарком иностранных дел Г.В. Чичерин и глубокий знаток ситуации в Турции руководитель дагестанского советского правительства Дж. Коркмасов. Вопросы, связанные с этими переговорами, постоянно находились в поле зрения высшего советского руководства. 13 августа 1920 г. ход этих переговоров обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) с участием В.И. Ленина, который на следующий день лично принял турецкую делегацию. Так был выработан и парафирован проект договора о дружбе между двумя странами. В ноябре 1920 г. в Турцию прибыло первое советское посольство.

16 марта 1921 г. в Москве был подписан договор «О дружбе и братстве» между РСФСР и Турцией, определивший принципиальные позиции обеих сторон как в двусторонних взаимовыгодных взаимоотношениях, так и в многосторонних отношениях на международной арене для защиты государственных интересов России и Турции. Именно поэтому договор вызвал глубокое удовлетворение народов наших стран, особенно его творцов - Мустафы Кемаля и В.И. Ленина. Подтверждение тому - официальное признание Кемаля: «мы с Россией друзья, ибо Россия раньше других признала наши национальные права и проявила к нам уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда, Россия может быть уверена в дружбе Турции» [1, с. 150].

Об этом же свидетельствуют наставления В.И. Ленина отправляющемуся в Турцию послу С. И. Аралову, пронизанные заботой об укреплении советско-турецких отношений. «Конечно же, Мустафа Кемаль-паша не социалист, - разъяснял он послу, - но, по-видимому, хороший организатор, талантливый полководец, ведет буржуазно-национальную революцию, прогрессивно настроенный человек, умный государственный деятель. Надо ему помочь, то есть помочь турецкому народу. Уважайте турецкое правительство, народ, не кичитесь. Не вмешивайтесь в их дела. вы, как посол,

обязаны быть проводником советской политики невмешательства, быть поборником искренней дружбы наших народов» [4, с. 34, 37].

Не случайно этот договор стал основой для подписания аналогичных соглашений между Турцией и другими советскими республиками. 13 октября 1921 г. Турция заключила Карский договор с Азербайджанской, Армянской и Грузинской республиками. 22 января 1922 г. в Анкаре был подписан договор о дружбе и братстве между Турцией и Украинской ССР. Взаимоотношения Советской России с Турцией обрели твердую основу, масштабность и динамизм, способствовали коренному перелому в борьбе турецкого народа против стран Антанты.

Следует признать, что, принимая активное участие в этой борьбе в собственных интересах, еще до подписания договора 16 марта 1921 г. Советское правительство стало оказывать Турции значительную помощь. По неполным данным, только в течение 1920-1921 гг. Турции было поставлено около 40 тыс. винтовок, свыше 60 млн патронов, 150 тыс. снарядов, 54 орудий, более 3 тыс. пулеметов и другое военное снаряжение. Была оказана и денежная помощь свыше 10 млн рублей золотом [5, с. 28].

Результаты этой политики, подкрепившей решимость турецкого народа бороться до победного конца, не замедлили сказаться. В марте, августе и сентябре 1921 г. турецкие войска нанесли сокрушительные поражения греческим интервентам в сражениях у деревни Иненю и у реки Сакарья. За эти победы ВСНТ присвоило Кемалю как главнокомандующему вооруженными силами чин маршала и звание Гази (победитель).

Дальнейшие победы кемалистов над войсками стран Антанты (Англия, Франция, Италия, Греция и др.) вынудили их подписать 24 июля 1923 г. мирный договор, согласно которому Турция во главе с Кемалем признавалась правопреемницей Османской империи с соответствующим международным статусом. Этот договор (с дополнениями к нему о Черноморских проливах, о долгах и др.) был заключен с кемалистами как с единственными представителями новой, республиканской Турции.

После этих побед, положивших конец военному периоду освободительной борьбы, правительство Кемаля приступило к глубоким преобразованиям, направленным на ликвидацию остатков феодально-монархического строя, перевод страны на путь ускоренного капиталистического развития с учетом прогрессивных национальных традиций, потенциальных возможностей собственных людских, материальных и духовных ресурсов, достижений мировой, европейской и восточной цивилизаций. Начали складываться благоприятные внутренние и международные условия для реализации концепции нового этапа Кемалистской революции.

Наиболее важными мероприятиями в этом плане стали ликвидация султаната решением меджлиса от 1 ноября 1922 г., юридически оформившим республиканский строй; 3 марта 1924 г. был упразднен халифат. Религия объявлялась отделенной от государства, обретавшего светский облик, но ислам еще четыре года оставался государственной религией. 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой, а Мустафа Кемаль-паша был избран ее первым Президентом. В апреле 1924 г. была принята Конституция новой Турции, закрепившая республиканский строй страны. Заметным шагом во внешней политике стало подписание в 1925 г. советско-турецкого договора о дружбе и нейтралитете, укрепившего позиции Турции на международной арене.

Идеологической основой поступательного развития Турции в новых условиях стала совокупность отточенных формулировок Мустафы Кемаля по вопросам внутренней и внешней политики, получившая название кемализм. «Кемализм, - отмечает известный турецкий историк А. Доган, - это Мустафа Кемаль и горстка прогрессивных людей, поддерживающих его, это схватка, сражение среди огромных масс, это эпоха, завоеванная сантиметр за сантиметром» [3, с. 337].

Кемализм включал «четыре основы» и «шесть принципов». Основы состояли из понятий: «родина», «нация», «республика», «общественные права». «Шесть принципов» или «шесть стрел» («алты ок») означали республиканизм, национализм, народность (призыв к социальному партнерству без деления на слои и классы), этатизм (государственный капитализм), лаицизм (светский характер государства) и революционность как верность идеалам национально-освободительной борьбы 1918-1923 гг. Парадигмы ке-малистской национальной идеи стала более действенной с 1931 г., когда созданная Ке-малем Народно-республиканская партия (НРП) приняла ее за основу своей практической деятельности.

Этому же способствовали многочисленные выступления Кемаля во время поездок по Анатолии,в которых он решительно отстаивал принципы народного правления. Особое внимание он придавал правильному толкованию понятия национализма, решительно отвергая попытки оппозиции возродить младотурецкие лозунги пантюркизма и панисламизма. «Наш народ и правительство желают успеха народам-единоверцам, -подчеркивал Кемаль, - мы желаем им независимости, но мы не можем из Турции сделать империю, включающую все мусульманские народы. Это есть иллюзия, противоречащая науке и логике» [2, с. 153]. Проповедь панисламизма есть «желание пожертвовать турецким народом ради простого каприза, фантазии, ложной идеи». Сегодня панисламизм и пантюркизм - не более чем мираж [8, с. 122, 123].

В соответствии с новой концепцией в Турции проводились серьезные реформы. Основой развития экономики стала политика этаизма, поощряющая развитие национального капитализма. Были приняты законы об эмансипации женщин: запрет многоженства, предоставлены права снять паранджу и хиджаб, баллотироваться в парламент, благодаря чему в 1936 г. 20 женщин стали депутатами меджлиса. Просвещение перешло из рук духовенства, перестроено на европейский лад. Арабский алфавит был заменен на латинский. В 1934 г. туркам было предписано выбрать себе фамилию. Мустафа Кемаль обрел ее первым, получив от парламента: он стал Ататюрком - «Отцом турок».

Заметные успехи были достигнуты в экономическом развитии Турции, укреплении ее международных позиций. Стабильно развивались советско-турецкие отношения. В 1932 г. СССР выделил Турции беспроцентный заем на сумму в 8 млн американских долларов. С его участием в 30-х гг. были построены текстильные комбинаты в Назелли и Кайсери, производственные объекты в Измире, Бандырме, Сайдишехире и Эскенде-роне. Упрочилась и мирная линия турецкой внешней политики. В 1932 г. страна стала членом Лиги Наций, в 1935 г. был продлен на 10 лет договор о дружбе и нейтралитете с СССР. Конференция в Монтре (1936 г.) усилила контроль Турции над Черноморскими проливами.

Вне всякого сомнения, все эти успехи были связаны с выдающимися способностями и титаническими усилиями Мустафы Кемаля, с его пятью, как считают отдельные исследователи [13, с. 58, 59], немеркнущими подвигами, обессмертившими имя и дела великого сына турецкого народа - Ататюрка. Не случайно многогранная деятельность основателя Турецкой республики получила признание и высокую оценку и в мировом сообществе, о чем свидетельствует американский журнал «Тайм», признавший в 2000 г. Ататюрка «человеком (ХХ. - Н.С.) столетия» [7, с. 80]. Кемализм и сегодня служит идеологической основой деятельности турецкого руководства с учетом глобальных изменений мирового развития.

Литература

1. Ататюрк Кемаль. Русский народ - искренний и естественный друг нашей страны (Документы) // Международная жизнь. 1963. № 11.

2. Ататюрк Кемаль. Избранные речи и выступления. - М., 1966.

3. Avcioglu Dogan. Turkienin Duzeni. (Dun - Bugun yarim). Onuncu Basim. Birinci ki-tap. - Istanbul, 1976.

4. Аралов С.И. Воспоминания советского дипломата. - М., 1960.

5. Гусейнов А. Турецкой республике - 50 лет // Азия и Африка сегодня. 1983. № 10.

6. Документы внешней политики СССР. - М., 1957.

7. Касаткин Д. Мустафа Кемаль Ататюрк - «человек столетия» // Азия и Африка сегодня. 2006. № 4.

8. Кемаль Мустафа. Путь новой Турции. - М., 1934. Т. 4.

9. Киласов Р.К. Буржуазные революции в Турции в первой четверти ХХ в. - Махачкала, 1990.

10. Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, пактах и декларациях. - М., 1926. Ч. 2.

11. Lord Kinross. Osmanli Imperatorlugun yukseli§u ve Goku§u, Turk9ee 9eviren: Meral Gaspilari. Altin kitaplar yayinevi. - Istanbul, 2008.

12. Mevlan-zade Pifat. Turkiye inkilabinin ie yuzu. - Ankara, 1929.

13. Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории. 1995. № 8.

14. Кайзер Жак. Европа и новая Турция. - М., 1925.

15. Шеремет В. Мустафа Кемаль Ататюрк. Диктатор, республиканец, отец нации, поборник мира // Наука и религия. 2007. № 10.

Поступила в редакцию 20.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.