ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ПОЛИТИКА, ПРАВО
УДК 327.8
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПАЛЕСТИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИЕЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ: ЭТАП ПРЕЗИДЕНТСТВА В.В. ПУТИНА
© Мохаммед Асаад АЛИВАИВИ
Открытый университет Аль-Кудс, Палестинская национальная автономия, г. Восточный Иерусалим, доктор исторических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Анализируются отношения между Палестинской национальной автономией и Российской Федерацией за последние полтора десятилетия. Обсуждены традиции и современное состояние политических, дипломатических, экономических, культурных и иных связей между двумя странами, складывание в бытность СССР логики и принципиальных оснований этих связей, поколебленных, впрочем, в 1990-е гг. С избранием в России президентом В.В. Путина постепенно и твердо эти отношения воссоздаются. Считается, что современная политика России в отношении Палестины основывается на наследии советского периода взаимовыгодных отношений между двумя странами. Фиксируется ситуация продолжения заинтересованного сближения обеих стран. Общая конфигурация политических акторов на Ближнем Востоке показывает близость интересов Палестины и России, их общую нацеленность на обретение Ближним Востоком мира и стабильности. С одной стороны, несмотря на то, что приоритетом для России сегодня являются политические процессы в странах СНГ и снятие напряжения вокруг Сирии, внешняя политика РФ отличается от политики «западных союзников» своим реалистичным подходом к урегулированию палестино-израильского конфликта и оттого - продолжающимся ростом ее интереса к усилению позиций в этом регионе. С другой стороны, твердость позиции России и ее стремление добиться мирного разрешения конфликта в регионе стимулирует заинтересованность Палестины в лидирующей роли России во всем ближневосточном регионе.
Ключевые слова: Палестина; Россия; Израиль; палестино-израильский конфликт; внешняя политика; внешнеполитические интересы; межгосударственные отношения.
Политика России на Ближнем Востоке в период президентства В.В. Путина способствовала восстановлению влияния России в регионе, присутствие в котором восходит к временам Киевской Руси. В Российской империи отношениями со Святой землей, в т. ч. отстаиванием интересов православных паломников, занималось Императорское православное палестинское общество. Советский этап развития государства диктовал свои условия поведения на международной арене, в рамках которых прилагались усилия по сохранению установленных в предыдущие столетия духовно-нравственных и политических отношений, а также накопленных культурно-материальных ценностей на Святой земле. Так, период после окончания Второй мировой войны и создания государства Израиль знаменовал собой разделение мира на противоборствующие лагеря, а ближневосточный
узел противоречий с «палестинской проблемой» являлся одним из центральных в повестке дня международного сообщества и внешней политики СССР, а затем и России.
Современная политика России в отношении Палестины, определяемая руководством страны во главе с В.В. Путиным, основывается в целом на складывавшейся столетиями истории российского присутствия в ближневосточном регионе и в частности -взаимоотношений между палестинскими лидерами и руководством СССР. Так, в мае 1956 г. в Советском Союзе был создан Советский комитет солидарности стран Азии (СКССА), позднее переименованный в Советский комитет солидарности стран Азии и Африки. Помимо социальных программ, этот комитет устанавливал контакты с национально-освободительными движениями, в т. ч. с Организацией освобождения Палести-
ны (ООП). В современной России деятельность Советского комитета солидарности стран Азии и Африки продолжается Российским обществом солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки (РОССНАА), возглавляемым М.В. Маргеловым. Благодаря активности Общества возобновился прием в высшие учебные заведения России студентов из стран Азии и Африки. При участии РОССНАА издается ежемесячный журнал «Моя Африка» на русском, английском и французском языках.
При всем дружественном подходе к палестинскому народу отношения Советского Союза и России как его правопреемницы со всем арабским миром, в т. ч. и Палестиной, складывались не всегда однозначно и имели этапы подъема и спада.
В связи с тем, что с момента своего создания в середине 1960 гг. ООП стояла в целом на экстремистских позициях в вопросах ближневосточного урегулирования, советские лидеры избегали отношений с палестинским руководством. Тем не менее, в феврале 1970 г. начались официальные контакты руководства СССР с лидером ООП, когда в Москву по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки впервые прибыла палестинская делегация во главе с председателем Исполнительного комитета ООП Ясиром Арафатом. В дальнейшем на протяжении всей своей жизни Я. Арафат неоднократно посещал СССР, а затем и Россию. Контакты участились с изменением политической ситуации в результате «Войны Судного дня» (октябрь 1973 г.) и поворота ООП в сторону политических методов решения палестинской проблемы.
Переломным этапом для ООП стал 1974 г. В октябре на сессии совета Лиги арабских государств в Рабате и через месяц на заседании Генеральной Ассамблеи ООН ООП была признана единственным законным представителем арабского народа Палестины. В этом же году в Москве было открыто представительство ООП, которому в 1981 г. был присвоен официальный дипломатический статус. 18 ноября 1988 г. СССР официально признал Государство Палестина, провозглашенное тремя днями ранее в Алжире на сессии Палестинского национального совета. В январе 1990 г. Палестинское представительство в Москве стало Посольством Государства Па-
лестина, возглавляемое послом. В декабре 1990 г. палестинская сторона признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР.
После образования в мае 1994 г. Палестинской национальной администрации (ПНА) российско-палестинские отношения вышли на межгосударственный уровень. Так, 18-20 апреля 1994 г. во время рабочего визита Я. Арафата в Москву и встречи с президентом Б.Н. Ельциным было подписано соглашение о культурном и научном сотрудничестве. В августе следующего года в Газе было учреждено представительство РФ при ПНА, которое в 2004 г. было переведено в Рамаллу. В 1996 г. было решено возобновить практику предоставления палестинцам стипендий для обучения в российских вузах за счет федерального бюджета (в 1997 г. палестинцам выделено 80 стипендий, с 1998 г. ежегодно - по 100, с 2004 г. ежегодно - по 150, в настоящее время в вузах России проходит обучение более 500 студентов, значительная часть которых - на бюджетной основе).
В соответствии с межведомственным соглашением между Министерством образования России и Министерством образования ПНА, заключенным в апреле 1998 г., определена и реализовывается программа взаимодействия в сфере высшего образования, включая перспективу открытия на территории ПНА совместных научно-образовательных центров, заключение межведомственного соглашения о признании документов об образовании и ученых степеней.
Развитию сотрудничества между двумя народами, сохранению и укреплению российского присутствия на Святой земле способствовало решение Я. Арафата о передаче в собственность Правительства России земельного участка в Иерихоне, в собственность Русской православной церкви Московского патриархата - участка в Вифлееме, а также участка в Хевроне.
Отношения устанавливались не только на уровне глав государств, но и между ветвями законодательных властей Палестины и России. Так, в январе 1998 г. в Москве побывал Председатель Палестинского законодательного Совета А. Курейи (Абу Аля). В ответ в феврале 1998 г. Газу посетила делегация Государственной Думы России во главе с Г.Н. Селезневым.
Укреплению двусторонних связей способствовало учрежденное в 1998 г. Палестинское Общество Дружбы с Россией, почетным председателем которого является -М. Аббас, а председателем - М. Абдуррахман.
Сотрудничество между Россией и Палестиной не ограничивалось культурными и научными связями. Развивались отношения в социально-экономической и гуманитарной сферах. В 1995 г. по решению Правительства России для палестинской полиции в Газе и Иерихоне были безвозмездно переданы 45 колесных бронетранспортеров. Весной 1995 г. и осенью 1997 г. ряд ее сотрудников прошли курс обучения в России по линии МВД. В октябре 1997 г. МЧС России передало палестинцам в качестве гуманитарной помощи комплекты аварийно-спасательных инструментов.
В 1998 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой России и Палестинской торговой палатой, а в октябре 1998 г. во время второго визита главы ПНА Я. Арафата в Москву было подписано российско-палестинское соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Установлению всесторонних связей с ПНА способствовало подписание Меморандума о сотрудничестве в области туризма между Госкомитетом РФ по физической культуре и туризму и Министерством туризма и археологии ПНА. В феврале 1999 г. в ходе визита в Москву по линии ИТАР-ТАСС Министра культуры и информации автономии Я. Абд Раббо был подписан Протокол о сотрудничестве в области информации.
Начатое во время президентства Б.Н. Ельцина на межгосударственном уровне сотрудничество между Россией и Палестиной активно развивалось и расширялось при президенте В.В. Путине. В начале января 2000 г. открылось прямое воздушное сообщение между Москвой и международным аэропортом в Газе. Правда, в октябре 2000 г. в связи с обострением палестино-израильского противостояния аэропорты на палестинских территориях были закрыты и авиарейсы в Газу были приостановлены. Летом этого же года в Москве состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Федеральной службой безопасности России и Службой превентивной безопасности ПНА.
В постъельцинской России контакты между Палестиной и Россией в экономической и гуманитарной сфере приобрели более энергичный и плодотворный характер. Так, в апреле 2002 г. была организована срочная поставка груза продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости для ПНА. По инициативе МИД России 20 июля 2004 г. МЧС России осуществило поставку партии медицинского оборудования и лекарственных препаратов на общую сумму в 15,5 млн руб. для населения ПНА в качестве гуманитарной помощи.
За последние годы, по данным МИД РФ, Россия выделила четыре транша по 10 млн долл. на нужды бюджета ПНА в сферах образования и здравоохранения. Ежегодно палестинские территории посещают около 300 тыс. российских туристов. Палестинским студентам предоставляются сотни мест в год в российских вузах за счет федерального бюджета. Несмотря на это, за 2012 г. товарооборот между РФ и Палестиной снизился на 61,8 % по сравнению с 2011 г. и составил 580 тыс. долл. Товарооборот между Израилем и Россией многократно выше российско-палестинского и составляет примерно 3 млрд долл.
В настоящее время выполняется новая программа оказания палестинцам безвозмездной помощи, включающая списание задолженности палестинского посольства в Москве (1,3 млн долл.), финансирование строительства двух школ на Западном берегу р. Иордан (1 ,7 млн долл.), поставку новой партии бронетранспортеров для палестинской полиции и двух вертолетов для руководства ПНА, подготовку кадров полицейских, сотрудников охраны, дипломатов и др., а также участие в финансировании миссии спецпредставителя «квартета» по развитию палестинских территорий (1 млн долл.).
На данном этапе активному развитию российско-палестинских торгово-экономических и культурных отношений препятствует тяжелая военно-политическая обстановка в регионе [1]. Тем не менее, в 2014 г. Россия поставила в Палестину муку на 2 млн долл. Прорабатывается возможность закупок крупных партий овощей и фруктов в ПНА, строительства завода по производству консервов.
В сфере энергетики также разработаны масштабные планы. В их числе - планы «Газпрома» по освоению месторождения на средиземноморском шельфе сектора Газы. Ориентировочные объемы добычи газа могут составить 30 млрд м3/год, а стоимость проекта оценивается в 1 млрд долл. В данном случае на эти газовые месторождения претендует и Израиль, что необходимо учитывать. Кроме того, Россия готова участвовать в сооружении теплоэлектростанции мощностью 200 МВт на Западном берегу р. Иордан. Развитием экономического взаимодействия будет заниматься рабочая группа высокого уровня, которая уже формируется [2].
Необходимо отметить, что Россия сотрудничает с Израилем в военной сфере как с лидером в производстве высоких технологий. Так, Москва заинтересована в освоении технологий беспилотных летательных аппаратов. Однако препятствием для развития отношений в военной сфере являются российские договоры по вооружению Египта и Сирии. Израильское руководство безуспешно пыталось убедить Россию не действовать в направлении отмены санкций против Ирана. Удалось лишь добиться обещания российского президента, что Москва станет гарантом безопасности Израиля в ближневосточном регионе: Россия не согласится на предложение США о созыве международной конференции по ядерному разоружению стран Ближнего Востока.
Не менее активны контакты между Палестиной и Россией в гуманитарной области. Речь идет о сооружении культурно-делового и спортивного центра в Вифлееме, который будет передан в дар жителям города. Российские специалисты готовы принять участие в реконструкции исторического и религиозного центра Вифлеема.
В сентябре 2014 г. в Вифлееме открылась первая после 1917 г. русская школа для местного населения. Проект реализовывался при финансовом участии России и под эгидой Российского Императорского Православного Палестинского Общества. В связи с этим отметим, что глава Палестинской автономии М. Аббас внес большой вклад в дело возрождения российского присутствия на Святой земле.
Что касается российской внешней политики, то в период президентства В.В. Путина
она была направлена на нормализацию обстановки в Палестине. Последнее посещение Москвы Ясиром Арафатом состоялось 28-29 мая 2001 г. Были проведены переговоры с Президентом В.В. Путиным, Министром иностранных дел И.С. Ивановым, а также Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Проявлялось желание палестинского лидера видеть Москву в качестве влиятельного игрока, способного заставить Израиль прекратить строительство новых поселений на оккупированных палестинских территориях и выполнить условия соглашений о поэтапном выводе войск. Были созданы российско-палестинский и российско-израильский рабочие комитеты по Ближнему Востоку, возглавляемые заместителями министра иностранных дел. Эти комитеты в 1996-1999 гг. провели пять заседаний [3].
В мае 2002 г. создается «квартет» международных посредников в составе США, России, ЕС и ООН. Члены «квартета» 30 апреля 2003 г. выдвинули «Дорожную карту» в качестве плана урегулирования. Документ предусматривал отказ сторон от насилия, продолжение переговоров и окончательное определение статуса Палестины в 2005 г. Благодаря усилиям России «Дорожная карта» была поддержана Советом Безопасности ООН, принявшим соответствующую резолюцию. Однако Израиль в декабре 2003 г. приступил к одностороннему территориальному размежеванию с ПНА и прекратил переговоры. Россия осудила строительство разделительной стены, которая фактически включает в состав Израиля часть палестинской территории на Западном берегу р. Иордан и весь Иерусалим.
Необходимо отметить, что на протяжении 2003 и 2004 гг. шло активное взаимодействие между российской и палестинской сторонами по линии внешнеполитических ведомств. В январе и апреле 2004 г. Москву посетил Министр иностранных дел ПНА Н. Шаас, который провел переговоры с Министрами иностранных дел России (И.С. Ивановым и С.В. Лавровым соответственно). В ноябре 2004 г. С.В. Лавров нанес ответный визит в ПНА и провел переговоры с новым палестинским руководством, сформированным после смерти Я. Арафата.
Россия поддерживала палестинскую сторону в проведении выборов в автономии в
январе 2005 г. На территориях ПНА работала группа российских наблюдателей за выборами Главы автономии. В состав российской делегации входили депутаты Государственной Думы, представители Совета Федерации и МИД России. Россия стала первой зарубежной страной, которую 30 января - 1 февраля 2005 г. посетил избранный глава ПНА Махмуд Аббас. Всего с 2005 г. состоялось 10 визитов Махмуда Аббаса в Россию, в ходе которых проходили переговоры на высшем уровне и встречи палестинского лидера с другими российскими руководителями, политиками, религиозными и общественными деятелями.
29 апреля 2005 г. Президент РФ В В. Путин стал первым действующим руководителем РФ, посетившим Палестинскую автономию. В ходе переговоров В.В. Путина с М. Аббасом российская сторона подтвердила, что «продолжит оказание помощи Палестине в становлении собственной государственности», в «развитии экономики, в т. ч. в секторе Газа». В августе 2005 г. в Москве побывал Министр иностранных дел ПНА для проведения консультаций в МИД России. В сентябре 2005 г. в Москве находился Советник Главы Палестинской национальной администрации по вопросам безопасности Дж. Раджуб. 26 октября 2005 г. состоялся визит Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова на территории ПНА.
Регулярные встречи на высшем уровне способствовали тому, что в ходе последующих событий и раскола ПНА на два анклава (сектор Газа - под руководством ХАМАС, и Западный берег р. Иордан - во главе с ФАТХ) из всех членов «квартета» только Россия смогла проявить необходимый прагматизм, который дает возможность выхода из сложившегося политического тупика. В процессе создания палестинского правительства национального единства Москва не признает ХАМАС террористической организацией, а значит, может сотрудничать со всеми сторонами конфликта.
Россия осудила действия ХАМАС, но, в отличие от США и Израиля, призвала к переговорам между ФАТХ и ХАМАС с целью восстановления палестинского единства. Вскоре после начавшегося конфликта между двумя палестинскими движениями заместитель директора Департамента стран Ближне-
го Востока и Северной Африки МИД РФ О. Озеров отметил, что, «несмотря на напряженные отношения, оба они стремятся к созданию независимого палестинского государства, что может послужить основой их примирения» [4].
Во время премьерства В.В. Путина Россия продолжила развивать сотрудничество по всем направлениям, оказывать политическую и экономическую помощь и содействие в сфере безопасности и «внимательно следить за тем, что происходит в Палестине», несмотря на сложную ситуацию в процессе палестино-израильского урегулирования. Об этом свидетельствовали непрекращающиеся контакты между премьер-министром В.В. Путиным и главой ПНА М. Аббасом [5]. 18 января 2011 г. состоялся рабочий визит президента России Д.А. Медведева в Палестину (в Иерихон). На переговорах обсуждалось ближневосточное урегулирование, ситуация в регионе, перспектива созыва мирной конференции по Ближнему Востоку в России. Кроме того, обсуждались проблемы экономической сферы, в т. ч. торговля, инвестиционные проекты, туризм и сельское хозяйство. В ходе визита в Иерихоне был открыт Российский музейно-парковый комплекс, который стал даром России к юбилею города (Иерихону исполнилось 10 тыс. лет).
26 июня 2012 г. прошел второй рабочий визит президента РФ В.В. Путина на палестинские территории. В Вифлееме в резиденции главы ПНА В.В. Путин и М. Аббас обсудили палестино-израильское урегулирование, вопросы восстановления межпалестинского согласия, двустороннего взаимодействия. Было подписано межправительственное соглашение о статусе и условиях деятельности Российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне. В.В. Путин и М. Аббас торжественно открыли в Вифлееме Российский центр науки и культуры.
На современном этапе основной темой двусторонних контактов между Россией и Палестиной на высшем уровне по-прежнему остается ближневосточное урегулирование. Так, еще в Совместном заявлении от 31 января 2005 г. стороны согласились, что «такое урегулирование должно носить всеобъемлющий характер и предусматривать освобождение всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий, включая Восточный Иеру-
салим, и создание независимого жизнеспособного демократического Палестинского государства, живущего в мире с Израилем в безопасных и признанных границах». В дальнейшем российская сторона неоднократно подтверждала свою позицию по палестинскому вопросу. РФ входит в «четверку» международных посредников по разрешению арабо-израильского конфликта и выступает за продолжение палестино-израильского диалога по всем вопросам окончательного статуса Палестинского государства.
Статус Российской Федерации как глобальной державы подтверждается официальными внешнеполитическими документами. Так, в Указе о мерах по реализации внешнеполитического курса от 2012 г. говорится: «содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе» [6]. Согласно концепции внешней политики РФ от 2013 г., Россия «продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем» [7].
Необходимо отметить реалистичный характер подходов России к урегулированию палестино-израильского конфликта.
В предвыборной статье «Россия и меняющийся мир» В.В. Путин писал: «учитывая, в частности, наши близкие отношения с руководством Израиля и палестинскими лидерами, российская дипломатия продолжит на двусторонней основе и в формате ближневосточного «квартета» активное содействие возобновлению мирного процесса, координируя свои шаги с Лигой арабских государств» [8]. В Москве считают, что на уступки должны идти обе стороны. Самый чувствительный вопрос - о судьбе Иерусалима -стороны должны решать на последнем этапе переговоров. Министр иностранных дел С.В. Лавров озвучил позицию Москвы, которая заключается в том, что Западный Иерусалим должен остаться израильским, а Восточный - палестинским. При этом допускается возможность того, что святые места, расположенные в восточной части города,
могут быть переданы под контроль ООН или ЮНЕСКО. В составе планируемого международного органа, управляющего святыми местами, должны быть представители трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Другой сложный вопрос -требование палестинцев о возвращении в Израиль беженцев и их потомков, покинувших свои дома в результате войн 1948-1949 гг. и 1967 г. Эта проблема, как отметил С.В. Лавров, должна решаться путем переселения в Израиль символического числа беженцев и выплаты компенсации остальным. Возвращение всех беженцев маловероятно, если принять естественное желание Израиля сохранить демографический баланс и еврейский характер государства. Россия признает также, что требовать полной эвакуации десятков тысяч еврейских поселенцев с Западного берега непродуктивно, и сторонам необходимо находить компромисс в виде территориальной компенсации палестинцам за освоенные израильтянами земли [3].
При всем при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что для России на сегодняшний день одним из приоритетных направлений является СНГ. На Ближнем Востоке конфликт в Сирии отодвинул на второй план иные региональные проблемы, включая палестино-израильский конфликт [9].
Последовательная внешнеполитическая линия российского руководства на ближневосточном направлении в целом, а также складывавшиеся на протяжении десятилетий отношения между Палестиной и Россией сформировали четко выраженную реальность. Для палестинского общества и элиты президент России В.В. Путин является не только двигателем развития сотрудничества в торговой, гуманитарной и энергетической сферах, но и основным игроком в ближневосточном урегулировании и ключевым посредником в налаживании переговорного процесса с Израилем. Россия обладает сильными позициями для отстаивания своих интересов в регионе, являясь членом «квартета» (который, впрочем, не играет ведущей роли в переговорном процессе), наблюдателем Организации исламского сотрудничества и благодаря конструктивным взаимоотношениям с арабским миром. В отличие от США и ЕС, Москва не стремится к доминированию во всех сферах в рамках регионального со-
трудничества и в переговорном процессе. Позиция России, заключающаяся в декларациях о стремлении достичь урегулирования, но при этом не отличающаяся наличием активных шагов, является в современных условиях наиболее рациональной и соответствует российским интересам в регионе. Москва поддерживает возобновление палестино-израильских консультаций, которые должны привести к устраивающим обе стороны договоренностям и созданию полноценного палестинского государства, живущего в мире с Израилем.
Для палестинцев Россия - великая держава и дружественное для их будущей Палестины государство, которое в то же время отстаивает свои национальные интересы в регионе. Роль России сегодня как никогда прежде востребована в отношениях не только с Палестиной, но и с арабскими государствами, переживающими тяжелый политический, социально-экономический и культурно-исторический кризис. Палестинские лидеры выступают за то, чтобы Россия играла центральную роль в ближневосточном регионе. Подобные устремления соответствуют и национальным интересам России.
1. Палестинская национальная администрация. URL: http://www. russarabbc. ru/rusarab/detail. php?ID=1445 (дата обращения: 26.07.2015).
2. Россия и Палестина активизируют партнерские связи. 2014. 24 января. URL: http://www. putin-today.ru/archives/738 (дата обращения: 26.07.2015).
3. Демченко А.В. Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта. URL: http://www.perspektivy.info/book/rol_rossii_v_u regulirovanii_palestino-izrailskogo_konflikta_ 2011-09-02.htm (дата обращения: 26.07.2015).
4. РИА «Новости». 2007. 28 июня. URL: http:/ /ria.ru/world/20070628/67985433.html (дата обращения: 26.07.2015).
5. РИА «Новости». 2008. 22 декабря. URL: http://ria.ru/politics/20081222/157858680.html (дата обращения: 26.07.2015).
6. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: указ Президен-
та РФ от 7.05.2012 г. № 605. Доступ из спра-вочно-правовой системы «Гарант».
7. Концепция внешней политики Российской Федерации. МИД РФ. URL: http://www.mid. ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B1 60051BF7F (дата обращения: 26.07.2015).
8. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. 2012. 27 февраля. URL: http://putin2012.ru/#article-7 (дата обращения: 26.07.2015).
9. Исмайлов Н. Политика России в отношении палестино-израильского конфликта // Информационное агентство REX. 2014. 9 июня. URL: http ://www.iarex.ru/articles/48427. html (дата обращения: 26.07.2015).
1. Palestinskaya natsional'naya administratsiya. URL: http://www. russarabbc.ru/rusarab/detail. php?ID=1445 (data obrashcheniya: 26.07.2015).
2. Rossiya i Palestina aktiviziruyut partnerskie svyazi. 2014. 24 yanvarya. URL: http://www. putin-today.ru/archives/738 (data obrashcheniya: 26.07.2015).
3. Demchenko A.V. Rol' Rossii v uregulirovanii palestino-izrail'skogo konflikta. URL: http:// www.perspektivy.info/book/rol_rossii_v_ureguli rovanii_palestino-izrailskogo_konflikta_2011-09-02.htm (data obrashcheniya: 26.07.2015).
4. RIA "Novosti". 2007. 28 iyunya. URL: http:/ /ria.ru/world/20070628/67985433.html (data obrashcheniya: 26.07.2015).
5. RIA "Novosti". 2008. 22 dekabrya. URL: http://ria.ru/politics/20081222/157858680.html (data obrashcheniya: 26.07.2015).
6. O merakh po realizatsii vneshnepoliticheskogo kursa Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 7.05.2012 g. № 605. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Garant".
7. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii. MID RF. URL: http://www.mid. ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B1 60051BF7F (data obrashcheniya: 26.07.2015).
8. Putin V.V. Rossiya i menyayushchiysya mir. 2012. 27 fevralya. URL: http://putin2012.ru/ #article-7 (data obrashcheniya: 26.07.2015).
9. Ismaylov N. Politika Rossii v otnoshenii palestino-izrail'skogo konflikta // Informatsionnoe agentstvo REX. 2014. 9 iyunya. URL: http://www.iarex.ru/articles/48427.html (data obrashcheniya: 26.07.2015).
Поступила в редакцию 21.09.2015 г.
ISSN 2413-6808. BecmHK Try, BtmycK 2 (2), 2015
UDC 327.8
RELATIONS BETWEEN PALESTINIAN NATIONAL AUTHORITY AND RUSSIAN FEDERATION: STAGE OF V.V. PUTIN'S PRESIDENCY
Mokhammed Asaad ALIVAIVI, Al-Quds Open University, Eastern Jerusalem, Palestinian National Authority, Doctor of History, Associate Professor, e-mail: [email protected]
The relations of Palestinian National Authority and Russian Federation for the last half of decade are analyzed. The traditions and modern state of political, diplomatic, economic, cultural and other links in two countries, the way of life of USSR logics and principal bases of these links, which were, anyway, shaken in 1999s are discussed. With the election of V.V. Putin these relations are recreated gradually and firmly. It is considered that modern policy of Russia in relation to Palestine is based on heritage of Soviet period of mutually beneficial relation between two countries. The situation of continuing the interested closing in two countries is fixed. The general configuration of political actors at the Middle East shows the close interests of Palestine and Russia, their general insistence at gaining of peace and stability by the Middle East. On the one hand, the priority for Russia are political processes in CIS countries and ease of the situation in Syria, the external policy of Russian Federation is different from policy of "Western allies" in realistic approach to regulation of Palestine-Israel conflict and because of it, the growing interest in strengthening the positions in this region appears. On the other hand, the firm of Russia's position and its pursuit to achieve the peaceful conflict resolution in region stimulates the interest of Palestine in leading role of Russia in all Near-Eastern region.
Key words: Palestine; Russia; Israel; Palestinian-Israeli conflict; foreign policy; foreign policy interests; interstate relations.