Научная статья на тему 'Отношения Квебека и США в 1940-е - начале 2010-х годов'

Отношения Квебека и США в 1940-е - начале 2010-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕБЕКСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ПАРАДИПЛОМАТИЯ / КВЕБЕКСКАЯ ПРОБЛЕМА / СУВЕРЕНИСТСКИЙ ПРОЕКТ / QUEBEC-U.S. RELATIONS / DIPLOMACY OF NON-CENTRAL GOVERNMENTS / IDENTIFYING PARADIPLOMACY / QUEBEC ISSUE / QUEBEC SOVEREIGNTY PROJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимов Юрий Германович

Статья посвящена отношениям франкоязычной канадской провинции Квебек с США ее единственным зарубежным соседом. Данные отношения являются одним из двух важнейших направлений субъектно-территориальной дипломатии Квебека. В статье выясняется специфика этих отношений, их отличие от отношений с Францией другого ключевого направления квебекской активности на международной арене. Рассматривается становление квебекско-американских контактов, прослеживаются основные этапы их развития начиная с 1940-х годов до настоящего времени. Анализируются отдельные составляющие этих отношений, прежде всего экономическая и политическая. Выясняются различия в подходах к отношениям с США со стороны ведущих политических сил Квебека либералов (т. е. федералистов), Национального союза и Квебекской партии. Вскрывается значение контактов с южным соседом для Квебека и его идентификационной парадипломатии. Показывается роль «американского фактора» в квебекской политике последних десятилетий ХХ начала XXI в. Библиогр. 15 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEBEC-USA RELATIONS SINCE THE 1940S TILL THE BEGINNING OF 2010S

The article is devoted to the relations between the Province of Quebec (the only francophone province of Canada) and the United States its only foreign neighbor. There are two key directions in Quebec international activity / paradiplomacy and those relations are one of them. The article deals with the features of those relations, first of all their distinctions from the relations with France which represent the second key direction of Quebec paradiplomacy. The article deals with the initial stage of Que-bec-USA contacts and their further development since the beginning of 1940s till present. It analyses the main aspects of those relations, first of all economic and political aspects. The article analyses the difference in the position of main political parties of Quebec: liberal (i.e. federalist), Union nationale and Parti québécois towards the Quebec-USA relations. The article shows the importance of those relations for Quebec and its identifying paradiplomacy. The article also deals with the role of «U.S. factor» for Quebec politics (including sovereignty project) of the last decades of the 20th century and of the beginning of the 21st century. Refs 15.

Текст научной работы на тему «Отношения Квебека и США в 1940-е - начале 2010-х годов»

УДК 327+323.172

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 3

Ю. Г. Акимов

ОТНОШЕНИЯ КВЕБЕКА И США В 1940-е — НАЧАЛЕ 2010-х ГОДОВ

Статья посвящена отношениям франкоязычной канадской провинции Квебек с США — ее единственным зарубежным соседом. Данные отношения являются одним из двух важнейших направлений субъектно-территориальной дипломатии Квебека. В статье выясняется специфика этих отношений, их отличие от отношений с Францией — другого ключевого направления квебекской активности на международной арене. Рассматривается становление квебек-ско-американских контактов, прослеживаются основные этапы их развития начиная с 1940-х годов до настоящего времени. Анализируются отдельные составляющие этих отношений, прежде всего экономическая и политическая. Выясняются различия в подходах к отношениям с США со стороны ведущих политических сил Квебека — либералов (т. е. федералистов), Национального союза и Квебекской партии. Вскрывается значение контактов с южным соседом для Квебека и его идентификационной парадипломатии. Показывается роль «американского фактора» в квебекской политике последних десятилетий ХХ — начала XXI в. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: квебекско-американские отношения, субъектно-территориальная дипломатия, идентификационная парадипломатия, квебекская проблема, суверенистский проект.

Yu. G. Akimov

QUEBEC-USA RELATIONS SINCE THE 1940S TILL THE BEGINNING OF 2010S

The article is devoted to the relations between the Province of Quebec (the only francophone province of Canada) and the United States — its only foreign neighbor. There are two key directions in Quebec international activity / paradiplomacy and those relations are one of them. The article deals with the features of those relations, first of all their distinctions from the relations with France which represent the second key direction of Quebec paradiplomacy. The article deals with the initial stage of Quebec-USA contacts and their further development since the beginning of 1940s till present. It analyses the main aspects of those relations, first of all economic and political aspects. The article analyses the difference in the position of main political parties of Quebec: liberal (i.e. federalist), Union nationale and Parti québécois towards the Quebec-USA relations. The article shows the importance of those relations for Quebec and its identifying paradiplomacy. The article also deals with the role of «U.S. factor» for Quebec politics (including sovereignty project) of the last decades of the 20th century and of the beginning of the 21st century. Refs 15.

Keywords: Quebec-U.S. Relations, diplomacy of non-central governments, identifying paradiplomacy, Quebec issue, Quebec sovereignty project.

Франкоязычная канадская провинция Квебек в настоящее время является одним из наиболее заметных несуверенных территориальных акторов, действующих на международной арене. Она обладает обширной и разветвленной сетью зарубежных представительств, участвует в работе различных международных организаций. Прекрасная провинция (как часто неофициально называют Квебек) поддерживает контакты не только с акторами, имеющими аналогичный статус (т. е. с субъектами других федераций, регионами, автономиями и т. п.), но также с суверенными государствами.

Акимов Юрий Германович — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Akimov Yury G. — Doctor of History, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

159

Квебек впервые заявил о себе как о самостоятельном игроке в первой половине 1960-х годов, когда в провинции происходили радикальные трансформации, названные впоследствии Тихой революцией. Это был период резкой активизации национального движения франкоканадцев, выступавших против своего приниженного (по сравнению с англоканадским большинством) положения в стране. Одной из важнейших политических тенденций Тихой революции стало стремление использовать провинциальные институты Квебека для выражения и продвижения интересов франкоканадского сообщества как внутри Канады, так и за ее пределами. Именно в 1960-е годы Квебек начал развивать контакты с другими государствами в сферах, относящихся по конституции к провинциальной юрисдикции. При этом большую роль играло стремление подчеркнуть квебекскую самобытность и различие в интересах Прекрасной провинции и «Остальной Канады» в таких областях, как образование, культура, СМИ и т.п. Не случайно особое внимание Квебек стал уделять налаживанию и развитию отношений с Францией — страной, с которой его связывало историческое и языковое родство. Свою роль здесь также сыграла позиция тогдашнего французского руководства и лично президента Шарля де Гол-ля, живо интересовавшегося судьбой «канадских французов» и рассчитывавшего на скорое возникновение «Французской республики Канады», которая могла бы стать ближайшим союзником и партнером «старой» Франции. Не всем расчетам основателя Пятой республики в отношении Квебека суждено было сбыться, однако заложенные при нем «особые отношения» Парижа и Прекрасной провинции стали своего рода константой как квебекской, так и французской политики всех последующих десятилетий [1].

В то же время параллельно с отношениями с Францией — яркими, «лежащими на поверхности», зачастую вызывающими разногласия между провинциальным и федеральным уровнем власти, Квебек развивал другие направления своей международной деятельности. Важнейшим среди них стали контакты с США. Они не столь символичны и не столь политизированы, как отношения с Францией, однако их значение для Квебека также очень велико. В настоящей статье будут рассмотрены основные этапы развития квебекско-американских отношений с начала 1940 г. до начала XXI в., их содержание, ключевые направления, цели и задачи, а также то

место, которое занимают США в квебекской парадипломатии.

* * *

Для Квебека значимость отношений с Соединенными Штатами обусловлена многими факторами. Прежде всего, США являются единственным иностранным соседом Прекрасной провинции, которая имеет с ними общую границу, протяженностью 813 км. Также они всегда были и остаются важнейшим торгово-экономическим партнером Квебека. США играют ключевую роль в обеспечении стратегической стабильности на всем Североамериканском континенте, и очевидно, что какие-либо изменения на его политической карте возможны только с их одобрения.

Отношения Квебека и США имеют давнюю историю, точкой отсчета которой является 1940 год, когда квебекское правительство, возглавлявшееся в то время либералом Жозефом-Аделяром Годбу, решило открыть бюро в Нью-Йорке (по

160

образцу провинциальных бюро, ранее существовавших в Париже, Лондоне и Брюсселе1). Главной целю при этом было привлечение в Квебек американских туристов, которые из-за начавшейся войны перестали ездить в Европу [5, р. 32-33]. Изначально это бюро находилось в ведении провинциального министерства промышленности и торговли. Несмотря на резкое снижение интереса к международным делам в период второго пребывания у власти консервативно-националистического правительства Мориса Дюплесси (1944-1959), бюро в Нью-Йорке продолжало функционировать, и, таким образом, на сегодняшний день это старейшее действующее зарубежное представительство Квебека.

В 1960-е годы, когда шло формирование принципов и механизмов современной квебекской субъектно-территориальной дипломатии, руководство Прекрасной провинции, как уже упоминалось выше, стало придавать большое значение развитию отношений с Францией. Однако это отнюдь не означало, что квебекские лидеры упускали из виду «американское направление» внешнеполитической деятельности провинции. Так, уже в 1962 г. квебекское представительство в Нью-Йорке получило статус Генеральной делегации (высший в иерархии зарубежных представительств Квебека). В то же время уже в 1960-е годы стала намечаться тенденция, характерная для всей квебекской парадипломатии последних десятилетий ХХ — начала XXI в. Ее суть заключалась в том, что в период пребывания у власти в провинции либералов (являющихся твердыми сторонниками сохранения Квебека в составе федерации) основной упор в отношениях с США делался на торгово-экономическое сотрудничество, привлечение инвестиций, туризм и т.п., при этом отношения развивались в целом гармонично и конструктивно; наоборот, в период пребывания у власти националистических сил (сначала Национального союза, а потом Квебекской партии) акцент смещался (хотя, конечно, не полностью) в политическую плоскость, а сами отношения приобретали более сложный и не всегда ровный характер. Так, либералу Жану Лесажу в первой половине 1960-х удавалось весьма успешно привлекать в Квебек американский бизнес, что в значительной степени облегчило проведение реформ Тихой революции. Сменивший его в 1966 г. лидер Национального союза Даниэль Джонсон пытался политизировать связи с Соединенными Штатами. Во время своей первой поездки в Нью-Йорк (в ноябре 1967 г.) он пытался привлечь внимание американской стороны к своим проектам реформы Канадской федерации. При всей умеренности высказываний Джонсона, правительство которого стояло на националистических, но не на сепаратистских позициях, его демарши были весьма настороженно восприняты представителями американских деловых и политических кругов. Последние, с одной стороны, явно не хотели втягиваться во внутриканадские политические конфликты, а с другой — опасались дестабилизации обстановки в Прекрасной провинции. Еще одним сдерживающим моментом была резкая активизация квебекско-французских отношений — «Голлистская атака» на Квебек, апогей которой пришелся как раз на годы пребывания у власти правительства Джонсона и которая вызвала весьма негативную реакцию в Соединенных Штатах [2, р. 219; 8, р. 244].

1 Эти бюро, созданные с целью привлечения иммигрантов и поощрения коммерческих контактов со странами Европы, просуществовали очень недолго. Открытое в 1882 г., бюро в Париже было вскоре преобразовано в общеканадское представительство (закрытое в 1912), бюро в Лондоне функционировало в 1911-1935 гг., в Брюсселе — в 1918-1933 гг.

161

Стремясь выправить ситуацию, преемник Джонсона (скончавшегося на своем посту 26 сентября 1968 г.) Жан-Жак Бертран сделал ставку на расширение географии квебекско-американского сотрудничества. В конце 1969 г. в США было открыто сразу пять новых квебекских представительств (бюро) — в Чикаго, Бостоне, Лафайете, Лос-Анджелесе и Далласе.

Возвращение к власти либералов в 1970 г. вернуло отношения Квебека и США в «традиционное» экономическое русло. Робер Бурраса, ставший самым молодым премьером в истории Прекрасной провинции, стремился оздоровить квебекскую экономику за счет масштабного привлечения в нее американских капиталовложений [3, с. 131, 141]. Его правительство инициировало ряд крупных инвестиционных проектов, имеющих континентальное значение — прежде всего это строительство гигантского гидроэнергетического комплекса в районе, примыкающем к заливу Джеймса (Жамези), получившее название «Проект века». В этой ситуации визиты Бурраса и других квебекских министров в США в значительной степени приобрели характер пропагандистской кампании в пользу развития энергетического потенциала Прекрасной провинции. В целом она была достаточно успешной, что позволило уже в 1972 г. начать работы по сооружению первой очереди ГЭС на реке Ля Гранд. С американской стороны интерес к проекту проявили такие влиятельные политики и бизнесмены, как братья Дэвид и Нельсон Рокфеллеры, тогдашний мэр Нью-Йорка Джон Линдси и др.

Важным направлением работы квебекских представительств в США было распространение информации о Прекрасной провинции для привлечения в нее туристов. Одним из наиболее ярких и запоминающихся мероприятий в этой сфере стала демонстрация пятиминутного рекламного ролика о Квебеке на одном из экранов, установленных на на знаменитой площади Таймс-сквер в Нью-Йорке. В течение двух месяцев (с 22 февраля по 22 апреля 1972 г.) его повторяли там по 75 раз в день [4, р. 10].

Одним из ключевых направлений политики правительства Бурраса в самом Квебеке было укрепление позиций французского языка, а также защита и продвижение квебекской культуры (так называемый культурный национализм). В 1974 г. в Прекрасной провинции был принят Закон № 22, провозгласивший французский единственным официальным языком Квебека. Хотя в законе содержались определенные оговорки и уступки англоговорящим квебекцам, значительная их часть (в том числе и деловые круги) была недовольна произошедшим «ущемлением» своих прав. Это могло оказать негативное воздействие на восприятие Квебека в Соединенных Штатах и повлиять на квебекско-американские отношения в отрицательном ключе. Чтобы не допустить этого, провинциальные представительства в США провели большую разъяснительную работу, всячески подчеркивая, что лингвистические и культурные вопросы не следует смешивать с торгово-экономическими. Сам Бурраса говорил об этом во время своего выступления в американском Совете по внешней политике.

В целом за 16 лет, прошедших с начала Тихой революции до провинциальных выборов 1976 г. внешние связи Квебека оформились как содержательно, так и институционально. Контакты с Соединенными Штатами заняли в них чрезвычайно важное место. С южным соседом было подписано больше всего соглашений (7 за период 1971-1975 гг.); только там у Квебека имелось 6 представительств, тогда как во всех остальных странах, включая Францию, — по одному. Однако самое главное

162

заключалось в том, что в США уходило более половины квебекского экспорта (60% в 1975 г.) [5, р. 46, 95].

Победа Квебекской партии (PQ, отсюда — «пекисты») на выборах 15 ноября 1976 г. и формирование правительства Рене Левека открыли новую страницу в истории Прекрасной провинции, и в том числе новую страницу в истории ее отношений с Соединенными Штатами. Впервые к власти в Квебеке абсолютно законным и демократическим путем пришла партия, ставящая своей целью достижение политического суверенитета провинции (пусть и при сохранении экономической ассоциации с «Остальной Канадой»). Естественно, реализация этой цели во многом зависела от того, какую позицию по отношению к суверенистскому проекту займут США.

Изначально для «пекистов» была характерна некая двойственность по отношению к Соединенным Штатам. С одной стороны, в их рядах если и не преобладали, то, по крайней мере, «задавали тон» представители университетских кругов, журналисты, профсоюзные деятели и т.п., ориентировавшиеся прежде всего на Францию и придерживавшиеся политических взглядов близких европейским социалистам и социал-демократам. В программе Квебекской партии 1975 г. говорилось о необходимости для «суверенного Квебека» «установить связи сотрудничества и доброго согласия с международным сообществом», при этом в качестве третьего по счету приоритета фигурировали «тесные отношения, которые нас связывают <...> с Соединенными Штатами». Однако там же говорилось о намерениях «пеки-стов» проводить «миролюбивую внешнюю политику», предусматривающую в том числе «выход из военных союзов, таких как НОРАД и НАТО» [11, р. 9]. Очевидно, что в период «холодной войны» такие заявления, к тому же декларируемые в непосредственной близости от Соединенных Штатов, не могли не вызвать серьезного беспокойства у их руководства.

С другой стороны, лидер «пекистов» Рене Левек был хорошо знаком с реалиями американской жизни: во время войны он некоторое время работал в американском Офисе военной информации. Левек был склонен противопоставлять (возможно, несколько искусственно) англоканадцев, свысока относящихся к своим франкоканадским соотечественникам, и американцев, с которыми, как он утверждал, «нет ни проблем, ни, прежде всего, комплексов» [13, р. 84].

В любом случае налаживание отношений с США было первостепенной задачей «пекистского» правительства. В начале 1977 г. Левек совершил свой первый визит в Соединенные Штаты в качестве премьера. 25 января он (по примеру своих предшественников) выступил в Экономическом клубе Нью-Йорка. В первой части выступления Левек стремился заверить своих слушателей в экономической стабильности Квебека и безусловной приверженности своего правительства рыночной экономике и парламентской демократии. Все это было логично и оправданно. Однако затем он перешел к политическим вопросам и стал говорить о движении Квебека к суверенитету. При этом Левек провел параллель между событиями, происходящими в Прекрасной провинции, и Американской революцией, двухсотлетний юбилей которой только что был отпразднован в США с большой помпой. Он утверждал, что квебекцы хотят достичь тех же целей, что и в свое время американцы, но без кровопролития, «только с помощью урн для голосования» [7, р. 227]. Такая постановка вопроса была отрицательно воспринята американскими бизнесменами

163

и политиками. Аналогии с событиями 1776 г. показались им неуместными; все происходящее между Квебеком и Канадой они были склонны рассматривать скорее как нечто напоминающее сецессию южных штатов, ставшую поводом к тяжелой Гражданской войне. В итоге Левек натолкнулся на совершенно ледяной прием. Свою роль сыграло и негативное восприятие американцами многих программных установок Квебекской партии, реализация которых, по их мнению, могла привести к созданию по соседству с США «северной Кубы». Конечно, в данном случае имело место явное преувеличение (Левек и его соратники отнюдь не собирались строить в Квебеке коммунизм), однако с этим также приходилось считаться. В довершение всего спустя несколько недель после Левека в США с визитом прибыл его главный оппонент — премьер-министр Канады Пьер Элиот Трюдо, которому был оказан очень теплый прием. В речи, с которой он выступил перед обеими палатами Конгресса, Трюдо крайне негативно охарактеризовал стремление Квебека к выходу из состава Канады [9, р. 152-153].

Квебекское правительство оказалось в очень сложной ситуации. Левек и его соратники прекрасно понимали, что достичь желаемого суверенитета будет совершенно невозможно, если США жестко выступят против этого. Они также отдавали себе отчет в том, насколько сложно будет убедить американцев в допустимости и приемлемости их проекта. Однако пекисты не собирались опускать руки. Под руководством самого Левека и его министра межправительственных дел Клода Морена (по праву считающегося одним из «отцов-основателей» квебекской внешней политики) была разработана программа мероприятий, получившая неофициальное название «Операция Америка». Ее цель состояла в том, чтобы прежде всего убедить американцев в безоговорочной приверженности Квебека принципам демократии и рыночной экономики и затем постараться добиться от них хотя бы нейтрального отношения к суверенистскому проекту.

Осуществление «Операции Америка» началось уже в 1978 г. Во-первых, резко возросло количество визитов квебекских министров в США. Сам Левек совершил визиты в Бостон, Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес, а в следующем, 1979 г. он посетил Вашингтон, где, в частности, выступил перед журналистами в Национальном пресс-клубе и встретился с известным политиком Эдмундом Маски (сенатором от пограничного штата Мэн). В ходе своих визитов премьер и другие представители «пекистского» правительства стремились убедить своих американских партнеров в том, что Квебек — это динамичное, современное, демократическое и стабильное общество с устойчивой рыночной экономикой; что обретение им суверенитета возможно только после того, как по этому вопросу будет проведен референдум с соблюдением всех демократических процедур; что переход к суверенитету будет происходить постепенно, без резких колебаний, с учетом мнений всех заинтересованных сторон и с учетом озабоченности соседей и т. д.

Во-вторых, в срочном порядке были пересмотрены те положения программы Квебекской партии, которые вызывали наибольшее беспокойство в Соединенных Штатах. VII съезд «пекистов», состоявшийся 1-3 июня 1979 г., принял новую редакцию партийной программы, где из раздела, посвященного внешней и оборонной политике были убраны положения о нейтралитете суверенного Квебека. Вместо этого там говорилось о «выработке условий участия в структурах, обеспечивающих безопасность, таких как НАТО и НОРАД» [14, р. 14].

164

В-третьих, по традиции делался акцент на неполитических сферах сотрудничества Прекрасной провинции и США. В 1977 г. была открыта делегация Квебека в Атланте (нацеленная в основном на реализацию инвестиционных проектов), а в 1978 г. — небольшой туристический офис в Вашингтоне. Следует отметить, что федеральное правительство Канады традиционно сопротивлялось появлению квебекских представительств в столице США, поэтому основная часть работы по реализации на месте «Операции Америка» ложилась на плечи сотрудников генеральной делегации в Нью-Йорке. Именно через нее шли контакты с конгрессменами, представителями Госдепа, лоббистами и т.п. Что касается других делегаций, то туда специально назначались не только «пекисты-суверенисты», но и федералисты — чтобы таким образом лишний раз продемонстрировать американцам открытость и демократичность Прекрасной провинции.

В итоге к моменту проведения референдума о суверенитете 1980 г. «пекистам» удалось несколько исправить ситуацию. Пусть у американских политиков и бизнесменов и не появилось больших симпатий к суверенистскому проекту, но по крайней мере, они перестали рассматривать его как катастрофу. Накануне референдума официальный Вашингтон заявил о том, что США, во-первых, не собираются вмешиваться во внутренние дела Канады и высказываться по вопросам ее конституционного устройства; во-вторых, приветствуют все то, что будет способствовать укреплению канадского единства и выражают предпочтение единой Канаде, нежели сецессии Квебека; в-третьих, будут уважать волеизъявление граждан Канады, которым принадлежит право определять будущее своей страны. Очевидно, что в тот момент это был максимум того, на что могли рассчитывать Левек и его сторонники.

Хотя на референдуме 1980 г. 60% квебекцев высказалось против суверенист-ского проекта, «пекисты» оставались у власти в Прекрасной провинции до конца 1985 г. Несмотря на то, что вопрос об изменении политического статуса Квебека был снят с повестки дня (по крайней мере, на какое-то время), «Операция Америка» продолжалась. В значительной степени это было связано с тем, что в первой половине 1980-х годов Прекрасная провинция столкнулась с серьезными экономическими трудностями, преодолеть которые можно было только с помощью американских инвестиций и жесткого монетаристского курса. На это наложился новый виток противостояния с Оттавой, связанный с отказом Квебека поддержать Конституционную реформу 1982 г. А поскольку федеральное правительство Трюдо в это время пыталось сократить зависимость канадской экономики от США (в том числе с помощью контроля над инвестициями) квебекско-американское сотрудничество, развивавшееся «в пику» Оттаве, приобретало дополнительное политическое значение. Показательно заявление, сделанное новым министром межправительственных отношений Квебека Жаком-Иваном Мореном во время визита в Сан-Франциско: «Квебек не разделяет точку зрения Оттавы на иностранные инвестиции. Мы выступаем за гораздо более открытую политику <...> мы полагаем, что развитию экономической оси север-юг [т. е. между Квебеком/Канадой и США. — Ю. А.] принадлежит будущее» [9, р. 156].

Вторая половина 1980-х — начало 1990-х годов были временем, когда Квебек добился значительных успехов в укреплении своих позиций на международной арене и развитии своих внешних связей. Это было связано с несколькими

165

обстоятельствами: во-первых, с общим изменением политической ситуации в Прекрасной провинции, где выборы 1985 г. выиграли федералистски настроенные либералы (второе правительство Р. Бурраса, 1985-1994 гг.); во-вторых, с переменами в Оттаве, где в 1984 г. к власти пришли прогрессивные консерваторы во главе с Брайаном Малруни (1984-1993 гг.), склонным к более гибкой политике по отношению к Квебеку. В-третьих, свою роль сыграли грандиозные события, произошедшие на мировой арене (прежде всего окончание «холодной войны» и резкое усиление интеграционных процессов). В 1991 г. в Прекрасной провинции была выпущена первая Белая книга, посвященная вопросам внешних связей провинции: «Квебек и взаимозависимость. Мир на горизонте. Элементы международной политики». В ней подчеркивалось, что в «современном контексте никакое правительство не сможет успешно выполнять свои внутренние обязательства, не принимая во внимание международное измерение и не действуя с учетом этого сообразно своим возможностям» [12].

Что касается отношений Квебека и США, то они в этот период развивались в контексте дискуссий о создании зоны свободной торговли (сначала между Канадой и США, а затем между Канадой, США и Мексикой). В отличие от «Остальной Канады» Квебек безоговорочно поддержал заключение соглашений ФТА и НАФТА. Следует отметить, что в данном вопросе сошлись мнения обеих ведущих политических партий Прекрасной провинции — либералов и «пекистов». И те и другие надеялись, что соглашения позитивно скажутся на квебекской экономике, однако последние рассчитывали также на то, что резкое усиление контактов с США позволит ослабить зависимость Прекрасной провинции от рынков и капиталов «Остальной Канады» и таким образом в будущем облегчит реализацию суверенистского проекта.

Результат не замедлил сказаться. С конца 1980-х годов Прекрасная провинция стала быстро наращивать объемы экспорта промышленных товаров на американский рынок (прежде всего в северо-восточные штаты). Если в 1985 г. квебекский экспорт в США составлял около 13 млрд канадских долл., то в 1994 г. 33,7 млрд [5, р. 96]. Уже к концу ХХ в. экономика Квебека достигла таких показателей, что если бы он был суверенным государством, то занимал бы в мире 28-ю позицию (т. е. находился примерно на уровне Норвегии).

Наиболее трудным для квебекско-американских отношений периодом была середина — вторая половина 1990-х годов, когда вторично пришедшие к власти «пе-кисты» вновь поставили на повестку дня вопрос о суверенитете (второй референдум был проведен 30 октября 1995 г.). «Команде» Жака Паризо, ставшего премьер-министром в сентябре 1994 г., пришлось действовать в более сложных условиях, нежели их предшественникам. Так же, как и в конце 1970-х, в середине 1990-х годов «пекисты» могли рассчитывать лишь на нейтралитет со стороны южного соседа. Чтобы несколько смягчить позицию американской политической элиты, квебекское правительство даже обратилось к нескольким лоббистским группам. Однако накануне референдума президент США Билл Клинтон достаточно жестко высказался в пользу сохранения канадского единства, а госсекретарь Уоррен Кристофер прозрачно намекнул на то, что у суверенного Квебека могут возникнуть проблемы, в случае если он захочет вступить в НАФТА. По этому поводу вице-премьер правительства Квебека Бернар Ландри сделал специальное заявление о недопустимости вмешательства извне в предреферендумную кампанию [5, р. 116-117].

166

В течение нескольких лет после проведения референдума, когда ситуация вокруг Прекрасной провинции оставалась достаточно напряженной, Соединенные Штаты на самом высшем уровне продолжали выражать свое негативное отношение к суверенистскому проекту. В качестве примера можно привести Первую международную конференцию по федерализму (Форум Федераций), проходившую в октябре 1999 г. в Мон-Трамблане. В ходе этой конференции представители Квебека разъясняли, почему Прекрасной провинции следует мирно выйти из состава Канадской федерации и развиваться самостоятельно. В то же время Клинтон, выступая на заключительном заседании, прямо заявил: «Мы, в Соединенных Штатах ценим наши отношения с сильной и единой Канадой» [6].

Постепенное снижение популярности суверенистского проекта в Квебеке к началу 2000-х годов и затухание политических страстей в отношениях между Прекрасной провинцией и Оттавой опять вернули квебекско-американские отношения в экономическое русло и способствовали их дальнейшему развитию. Если в середине 1990-х годов несколько квебекских представительств в США было закрыто по соображениям экономии, то на рубеже XX-XXI вв. большинство из них возобновило свою деятельность. В настоящее время в США их насчитывается шесть (Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Атланта, Майами, Лос-Анджелес, Вашингтон). В 2014 г. стал рассматриваться вопрос об открытии седьмого (в Хьюстоне).

Соединенные Штаты стабильно остаются главным торгово-экономическим партнером Прекрасной провинции. На протяжении последних четырех десятилетий они поглощают большую часть квебекского экспорта, и эта доля продолжает расти (в начале 1980-х годов — 65%, в середине 1990-х — 82%, в начале 2010-х — до 87%). Особое значение имеет сфера туризма, так как американцы составляют более 60% туристов, прибывающих в Прекрасную провинцию. С целью их дальнейшего привлечения Квебек периодически организует в различных городах США мощные рекламные кампании («квебекские сезоны»).

Неудивительно, что о значимости развития различных аспектов отношений с США говорится во всех программных внешнеполитических документах Прекрасной провинции. Более того, в 2010 г. министерством международных дел Квебека была опубликована отдельная «Стратегия правительства Квебека по отношению к Соединенным Штатам», где признается и подчеркивается, что внешнеполитические интересы Прекрасной провинции связаны прежде всего с ее южным соседом [15].

Говоря об отношениях Прекрасной провинции и США, необходимо также учитывать те изменения, которые происходили в самовосприятии франкоквебекского общества в последние десятилетия ХХ в. Вплоть до 1980-х годов важнейшими составляющими этого самовосприятия были чувства принадлежности к Канаде и/ или французской традиции вкупе с неприятием многих из тех мировоззренческих установок и подходов, которые исходили от Соединенных Штатов. Франкоязычные жители Квебека воспринимали самих себя как «канадских французов» и/или «французских канадцев» и противопоставляли себя американцам. В последние два десятилетия ХХ в. популярность стал набирать концепт «американскости» Квебека (américanité — которую ни в коем случае не следует путать и тем более отождествлять с американизацией — américanisation, традиционно вызывающей однозначно негативную реакцию). Данный концепт подчеркивает «американскую природу»

167

Прекрасной провинции, ее историческую и ментальную принадлежность к Североамериканскому континенту и шире — Западному полушарию [10].

В начале XXI в. квебекско-американские отношения уже существенно меньше, чем раньше испытывали на себе воздействие политических коллизий, происходящих внутри Прекрасной провинции. Конечно, отчасти это связано с тем, что в это время суверенистский проект в значительной степени утратил свою остроту и популярность. Либералы находились у власти в Квебеке в 2003-2012 гг. и находятся в настоящее время (с апреля 2014 г.). Их оппонентам-«пекистам» только на короткий период (сентябрь 2012 — апрель 2014 г.) удалось оказаться у руля Прекрасной провинции.

Безусловно, все вышеизложенное не означает, что в квебекско-американских отношениях нет проблем. Однако большинство населения Квебека, с одной стороны, отдает себе отчет в том, что его процветание в значительной степени представляет собой следствие тесных контактов с Соединенными Штатами. С другой стороны — активная деятельность на международной арене является средством продвижения квебекской идентичности. Не случайно квебекское правительство активно поддерживает Американскую ассоциацию квебекских исследований, а также центры по изучению Квебека, существующие в ряде университетов США.

Пришедшее к власти в апреле 2014 г. либеральное правительство Филиппа Куй-яра столкнулось со значительными экономическими трудностями и существенно сократило многие статьи расходов провинциального бюджета. Однако показательно, что расходы на внешние связи и прежде всего на содержание представительств в США остались неизменными [16], это дает веские основания утверждать, что квебекско-американские отношения будут продолжать интенсивно развиваться и дальше.

Литература

1. Акимов Ю.Г. Шарль де Голль и становление «особых отношений» Франции и Квебека // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. 2014. Вып. 2. С. 146-152.

2. Канада — США: экономические и политические отношения / отв. ред. С.Ф. Молочков, В. Б. По-волоцкий. М.: Наука, 1983. 304 с.

3. Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем. Очерки истории Квебека XVII-XX века. М.: Наука, 2006. 314 с.

4. 40 ans: Au Cœur de l'action internationale du Québec, Chronologie 1967-2007. Québec: Relations internationales Québec, 2007. 51 p.

5. Bernier L. De Paris à Washington: la politique internationale du Québec. Sainte Foy: Presses de l'Université du Québec, 1996. 192 p.

6. Clinton W.J. Closing address to the international conference on federalism. URL: http://www. forumfed.org/pubs/MtT-Clinton-EN.pdf (дата обращения: 16. 03. 2015).

7. Fry E.H. Quebec's relations with the United States // The American Review of Canadian Studies. 2002. Vol. 32. N 2 (Summer). P. 323-342.

8. Godin P. La Révolution tranquille. En 2 vols. Montréal: Boréal, 1991. Vol. 2. 416 p.

9. Histoire des relations internationales du Québec / sous la dir. de S. Paquin avec la collab. de L. Beau-doin. Montréal: VLB éditeur, 2006. 357 p.

10. Lachapelle G. Le destin américain du Québec: américanité, américanisation et antiaméricanisme. Québec: Les Presses de l'Université Laval, 2011. 344 p.

11. Le Parti québécois. Le programme. L'action politique. Les statuts et règlements. [S.l.], 1975. 56 p.

12. Le Quebec et l'interdépendance. Le monde pour horizon. Eléments pour une politique d'affaires internationales. Québec: Ministère des affaires internationales, 1991. 228 p.

13. Lévesque R. Memoirs. Toronto: McClelland and Stewart, 1986. 368 p.

168

14. Programme oficiel du Parti québécois. [S.l.], 1980. 64 p.

15. Stratégie du gouvernement du Québec à légard des Etat-Unis. Québec, 2010. URL: http://www.mrif. gouv.qc.ca/content/documents/fr/strategie_QC_USA.pdf (дата обращения: 16. 03. 2015 ).

16. Wood A. Quebec spending millions on diplomatic offices around the World // Toronto Star. 2014. August 3. URL: http://www.thestar.com/news/canada/2014/08/03/quebec_spending_millions_on_ diplomatic_offices_around_the_world.html (дата обращения: 25.03.1015).

References

1. Akimov Iu. G. Sharl' de Goll' i stanovlenie «osobykh otnoshenii» Frantsii i Kvebeka [Charles de Gaulle and the beginning of France-Quebec Special Relationship]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 6, 2014, no. 2, pp. 146-152 (In Russian).

2. Kanada — SShA: ekonomicheskie i politicheskie otnosheniia [Canada-USA: political and economical relations]. Eds S. F. Molochkov, V. B. Povolotsky. Moscow, Nauka Publ., 1983. 304 p. (In Russian)

3. Koleneko V. A. Frantsuzskaia Kanada v proshlom i nastoiashchem. Ocherki istorii Kvebeka XVII-XX veka [Past and Present of French Canada: Essays in Quebec History, XVII-XX centuries]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 314 p. (In Russian)

4. 40 ans: Au Cœur de l'action internationale du Québec, Chronologie 1967-2007 [40years : It the heart of Quebec international activity. A Chronology, 1967-2007]. Québec, Relations internationales Québec, 2007. 51 p.

5. Bernier L. De Paris à Washington: la politique internationale du Québec [From Paris to Washington, DC : Quebec international politics]. Sainte Foy, Presses de l'Université du Québec, 1996. 192 p.

6. Clinton W. J. Closing address to the international conference on federalism. Available at: http://www. forumfed.org/pubs/MtT-Clinton-EN.pdf (accessed 16. 03. 2015).

7. Fry E. H. Quebec's relations with the United States. The American Review of Canadian Studies, 2002, vol. 32, no. 2 (Summer), pp. 323-342.

8. Godin P. La Révolution tranquille [The Quiet Revolution]. En 2 vols. Montréal, Boréal, 1991, vol. 2. 416 p.

9. Histoire des relations internationales du Québec [History of Quebec international relations]. Ed. by S. Paquin with the participation of L. Beaudoin. Montréal, VLB éditeur, 2006. 357 p.

10. Lachapelle G. Le destin américain du Québec: américanité, américanisation et antiaméricanisme [American destiny of Quebec: Americanism, Americanization and Anti-Americanism]. Québec, Les Presses de l'Université Laval, 2011. 344 p.

11. Le Parti québécois. Le programme. L'action politique. Les statuts et règlements [The Parti québécois. The Program. The political action. The party rules and regulation]. [S.l.], 1975. 56 p.

12. Le Quebec et l'interdépendance. Le monde pour horizon. Eléments pour une politique d'affaires internationales [Québec and interdependence: global horizons: elements of an international affairs policy. Quebec: Ministry of International Affairs]. Québec, Ministère des affaires internationales, 1991. 228 p.

13. Lévesque R. Memoirs [TheMemoirs]. Toronto, McClelland and Stewart, 1986. 368 p.

14. Programme oficiel du Parti québécois [The Parti québécois Official Program]. [S.l.], 1980. 64 p.

15. Stratégie du gouvernement du Québec à l'égard des Etat-Unis [Quebec government's strategy in regard to the United States]. Québec, 2010. Available at: http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/strategie_ QC_USA.pdf (accessed 16. 03. 2015 ).

16. Wood A. Quebec spending millions on diplomatic offices around the World. Toronto Star, 2014, August 3. Available at: http://www.thestar.com/news/canada/2014/08/03/quebec_spending_millions_on_ diplomatic_offices_around_the_world.html (accessed 25.03.1015).

Статья поступила в редакцию 30 марта 2015 г.

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.