Научная статья на тему '«Невмешательство и небезразличие»: Франция и Квебек в 1976–1985 гг.'

«Невмешательство и небезразличие»: Франция и Квебек в 1976–1985 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
800
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Квебекско-французские отношения / квебекский сепаратизм / парадипломатия / первый референдум о суверенитете / политика «невмешательства и небезразличия» / международное франкофонное сотрудничество / Франция / Квебек / Канада / Quebec–France relations / Quebec separatism / Paradiplomacy / First Quebec referendum / non ingérence / non indifférence policy / International Francophone Cooperation / France / Quebec / Canada

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Германович Акимов

Статья посвящена квебекско-французским отношениям в период пребывания у власти в Квебеке пекистского правительства Рене Левека (1976–1985). Рассматривается позиция, занятая французскими лидерами того периода по «квебекскому вопросу», анализируется содержание провозглашенной президентом Валери Жискар д’Эстеном политики «невмешательства и небезразличия» в дела провинции. Выясняется отношение французских властей к суверенистскому проекту и перспективам изменения политического статуса Квебека в период подготовки и проведения первого референдума о суверенитете (1980). Вскрывается политическое и экономическое значение официальных визитов квебекского премьера во Францию, подчеркивается их символическая составляющая. Устанавливаются особенности подхода к «квебекскому вопросу» президента-социалиста Франсуа Миттерана и его окружения в первой половине 1980-х гг. Делается вывод о принципиальном сходстве позиций ведущих политических сил Франции по «квебекскому вопросу», отмечается, что различия касались в основном нюансов. Рассматривается воздействие «квебекского вопроса» на отношения Парижа и Оттавы. Показывается, что либеральное правительство Пьера Элиота Трюдо занимало существенно более жесткую позицию по отношении к квебекско-французским связям, нежели прогрессивно-консервативное правительство Брайана Малруни. Вскрывается роль личностного фактора в контактах Трюдо с Жискар д’Эстеном и Миттераном. Также в статье затрагивается проблема организации первого франкофонного саммита и дискуссии по поводу формата участия в нем Квебека, имевшие место между Парижем, Оттавой и г. Квебек в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Делается общий вывод о том, что политика, проводившаяся Францией и при Жискар д’Эстене и при Миттеране объективно отвечала интересам пекистов, но, в то же время, позволяла Франции поддерживать диалог с Канадой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Non ingérence, non indifférence»: France and Quebec in 1976–1985

The article is devoted to the Quebec–France relations un-der René Lévesque first PQ government (1976–1985). It shows the attitude of French leaders to “Quebec issues” and also analyses so called “ni-ni” doctrine (non ingérence, non indifférence) proclaimed by the President Valérie Giscard d’Estaing. It deals with the position of France during the First Referendum Campaign (1980) and the attitude towards the Sovereignty–Association project and perspectives of Quebec independence. It reveals the political and economic importance of official visits of Quebec prime-minister to France and emphasizes their symbolic component. It determines the specificity of socialist President Francois Mitterrand’s and his team’s approach to “the Quebec question” in the first half of the 1980s. It shows that France's leading political forces had fundamentally similar positions on “the Quebec question” with only slight nuances. The article also analyzes the influence of the “Quebec question” on Paris–Ottawa bilateral relations. It is stated that the Liberal government of Pierre Elliott Trudeau took a much tougher position on the Quebec–France relations than progressive Conservative government of Brian Mulroney. The article reveals the role of personal factor in relations of P. E. Trudeau with Giscard d’Estaing and Mitterrand. It also considers the issue of organization of the first Summit of La Francophonie, and the debate over its format between Paris, Ottawa, and Quebec-city at the end of the 1970-s – beginning of 1980-s. It is concluded that under Giscard d’Estaing and Mitterrand the policy pursued by France objectively favored the péquistes’ interests, but, at the same time, allowed France to maintain a dialogue with Canada.

Текст научной работы на тему ««Невмешательство и небезразличие»: Франция и Квебек в 1976–1985 гг.»

УДК 94(714) + 327

«Невмешательство и небезразличие»: Франция и Квебек в 1976-1985 гг.

Юрий Германович Акимов,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры американских исследований ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 191060, Российская Федерация г. Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3, 8-й подъезд Тел: +7 812 363 34 64, e-mail: [email protected]

Статья посвящена квебекско-французским отношениям в период пребывания у власти в Квебеке пекистского правительства Рене Левека (1976-1985). Рассматривается позиция, занятая французскими лидерами того периода по «квебекскому вопросу», анализируется содержание провозглашенной президентом Валери Жискар д'Эстеном политики «невмешательства и небезразличия» в дела провинции. Выясняется отношение французских властей к суверенистскому проекту и перспективам изменения политического статуса Квебека в период подготовки и проведения первого референдума о суверенитете (1980). Вскрывается политическое и экономическое значение официальных визитов квебекского премьера во Францию, подчеркивается их символическая составляющая. Устанавливаются особенности подхода к «квебекскому вопросу» президента-социалиста Франсуа Миттерана и его окружения в первой половине 1980-х гг. Делается вывод о принципиальном сходстве позиций ведущих политических сил Франции по «квебекскому вопросу»,

отмечается, что различия касались в основном нюансов. Рассматривается воздействие «квебекского вопроса» на отношения Парижа и Оттавы. Показывается, что либеральное правительство Пьера Элиота Трюдо занимало существенно более жесткую позицию по отношении к квебекско-французским связям, нежели прогрессивно-консервативное правительство Брайана Малруни. Вскрывается роль личностного фактора в контактах Трюдо с Жискар д'Эстеном и Миттераном. Также в статье затрагивается проблема организации первого франкофонного саммита и дискуссии по поводу формата участия в нем Квебека, имевшие место между Парижем, Оттавой и г. Квебек в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Делается общий вывод о том, что политика, проводившаяся Францией и при Жискар д'Эстене и при Миттеране объективно отвечала интересам пекистов, но, в то же время, позволяла Франции поддерживать диалог с Канадой.

Ключевые слова: Квебекско-французские отношения, квебекский сепаратизм, парадипломатия, первый референдум о суверенитете, политика «невмешательства и небезразличия», международное франкофонное сотрудничество, Франция, Квебек, Канада

«Non ingérence, non indifférence»: France and Quebec in

1976-1985

Prof. Dr. of Sc. Yury G. Akimov, Full Professor at the Department of American Studies, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia Smol'ny, Entrance # 8, 1/3 Smolnogo street, 191060,

St. Petersburg, Russia. Phone: +7 812 363 34 64, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the Quebec-France relations under René Lévesque first PQ government (1976-1985). It

shows the attitude of French leaders to "Quebec issues" and also analyses so called "ni-ni" doctrine (non ingérence, non indifférence) proclaimed by the President Valérie Giscard d'Estaing. It deals with the position of France during the First Referendum Campaign (1980) and the attitude towards the Sovereignty-Association project and perspectives of Quebec independence. It reveals the political and economic importance of official visits of Quebec prime-minister to France and emphasizes their symbolic component. It determines the specificity of socialist President Francois Mitterrand's and his team's approach to "the Quebec question" in the first half of the 1980s. It shows that France's leading political forces had fundamentally similar positions on "the Quebec question" with only slight nuances. The article also analyzes the influence of the "Quebec question" on Paris-Ottawa bilateral relations. It is stated that the Liberal government of Pierre Elliott Trudeau took a much tougher position on the Quebec-France relations than progressive Conservative government of Brian Mulroney. The article reveals the role of personal factor in relations of P. E. Trudeau with Giscard d'Estaing and Mitterrand.

It also considers the issue of organization of the first Summit of La Francophonie, and the debate over its format between Paris, Ottawa, and Quebec-city at the end of the 1970-s - beginning of 1980-s. It is concluded that under Giscard d'Estaing and Mitterrand the policy pursued by France objectively favored the péquistes' interests, but, at the same time, allowed France to maintain a dialogue with Canada.

Key words: Quebec-France relations, Quebec separatism, Paradiplomacy, First Quebec referendum, non ingérence, non

indifférence policy, International Francophone Cooperation, France, Quebec, Canada

С середины 1960-х гг., когда Квебек делал свои первые шаги на международной арене, исключительно важное значение для него приобрели отношения с Францией. Тогда же и Париж стал рассматривать Прекрасную провинцию как своего «привилегированного» партнера. Президент Шарль де Голль, воодушевленный подъемом национального движения франко-канадцев в период «Тихой революции», всерьез надеялся на то, что Квебек в обозримом будущем добьется независимости и уже в качестве суверенного государства станет ближайшим и естественным союзником Франции [1]. В 1967-1968 гг. провинция подверглась достаточно интенсивной «голли-стской атаке», кульминацией которой стал визит французского президента и его знаменитая монреальская речь со словами «Да здравствует свободный Квебек!» [2]. Однако в то время сепаратистские / суверенистские идеи еще не получили широкого распространения в провинции, и усилия де Голля по «подталкиванию» Квебека к независимости оказались тщетными. В то же время в значительно степени именно благодаря этому, Прекрасная провинция смогла почувствовать себя уверенно на международной арене и в последующие годы стать там достаточно заметным игроком, одним из пионеров пара-дипломатии.

В первой половине 1970-х гг. отношения Франции и Квебека развивались достаточно динамично, однако были сконцентрированы главным образом в сфере образования, языка, науки и культуры (экономическое сотрудничество также имело место, но здесь главным партнером Квебека всегда были и оставались Соединенные

Штаты). Преемники де Голля не делали каких-либо резких заявлений по поводу Квебека и не призывали к изменению его статуса, однако придерживались заложенной генералом традиции поддержания «особых отношений» с Прекрасной провинцией.

Победа Квебекской партии на провинциальных выборах 1976 г. создала принципиально новую ситуацию, как в самой провинции, так и за ее пределами. Правительство Рене Левека всерьез рассчитывало добиться суверенитета Квебека, и стремилось заручиться поддержкой своих устремлений со стороны хотя бы некоторых ведущих стран мира и, прежде всего, Франции.

Как развивались квебекско-французские связи в период пребывания у власти правительства Рене Левека (1976-1985)? Какую позицию занял официальный Париж по отношению к суверенистскому проекту? Как вели себя французские власти в период подготовки и проведения в Квебеке первого референдума о суверенитете? Как это повлияло на двусторонние отношения Франции и Канады и их отношение к международному франкофон-ному сотрудничеству? Эти вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

* * *

К 1976 г. отношения Франции и Квебека уже прошли в своем развитии несколько этапов, среди которых были как бурные, насыщенные яркими событиями, так и относительно спокойные и стабильные. Предшественник Ле-века на посту провинциального премьера либерал и федералист Робер Бурраса (1970-1976) стремился придать контактам с Парижем прагматичный характер и, в то же время, «деполитизировать» их [3]. В свою очередь, лидер пекистов, обещавший своим избирателям «создать стра-

ну», наоборот нуждался, прежде всего, в политической поддержке со стороны Франции. Это стало особенно очевидным после того, как Левеку не удалось привлечь на свою сторону американцев. В конце января 1977 г. (всего через два с небольшим месяца после выборов) квебекский премьер отправился в США, где встретил более чем прохладный прием. Могущественные южные соседи Прекрасной провинции ясно дали понять Левеку, что не поддерживают суверенистский проект и предпочитают иметь дело с единой Канадой [4]. Это было сильным ударом для квебекского лидера, особенно учитывая тот факт, что он лично был большим поклонником Соединенных Штатов, которые хорошо знал и с которыми был связан один из этапов его журналистской карьеры (с начала 1944 г. Левек был сотрудником Канцелярии военной информации США и находился в действующей армии в качестве военного корреспондента).

В свете вышеизложенного особое значение приобрел первый официальный визит Левека во Францию, состоявшийся в начале ноября 1977 г. На первый взгляд квебекский премьер-сепаратист не мог рассчитывать на слишком теплый прием в Париже. В отличие от многих представителей франко-канадской элиты, он никогда не был «франкофилом». Кроме того в конце 1950-х гг. в качестве ведущего популярной телепрограммы «Point de mire» он довольно резко критиковал действия французских властей во время Алжирской войны (однажды это даже привело к протестам со стороны французского посла в Канаде) [5, p. 14]. Со своей стороны президент Франции Валери Жискар д'Эстен, с которым Левеку предстояло встречаться в Париже, изначально также не был большим поклонником Квебека. В 1948 г. он не-

сколько месяцев преподавал в монреальском Коллеже Станислас и с того времени представлял себе Прекрасную провинцию как очень архаичное сообщество (каковым она действительно была в конце 1940-х гг.). Во второй половине 1960-х гг. Жискар критически оценивал квебекскую политику де Голля и довольно резко высказался по поводу слов генерала о «Свободном Квебеке».

Однако вопреки всем сомнениям пребывание Левека во Франции прошло блестяще. Оказанные ему почести вполне соответствовали голлистскому подходу к франко-квебекским отношениям, а кое в чем даже выходили за его рамки. Так, квебекский премьер был награжден крестом Великого офицера (Grand Officier) Ордена Почетного легиона. Со стороны французского руководства это был явно демонстративный жест. До того времени канадские и квебекские политики награждались высшими степенями главного французского ордена считанные разы: в 1897 г. крест Великого офицера получил федеральный премьер-министр сэр Уилфрид Лорье, а в 1934 г. квебекский премьер Луи-Александр Ташро был удостоен Большого креста [6].

Первого ноября Левек в частном порядке посетил Ко-ломбе-ле-Дёз-Эглиз, где возложил цветы на могилу де Голля - «великого друга Квебека». Второго ноября в Париже, уже в рамках официальной части визита у него состоялась встреча с главой французского правительства Раймоном Барром. Во время переговоров была достигнута важная договоренность об институционализации ежегодных встреч двух премьеров. Этот вопрос впервые был поднят еще в 1967 г. на переговорах квебекского премьер-министра Д. Джонсона и министра образования Франции А. Пейрефитта, однако перевести его в практи-

ческую плоскость удалось только теперь. В тот же день Левек посетил Бурбонский дворец, где участвовал в заседании Национальной Ассамблеи. На следующий день, 3 ноября он возложил цветы к Могиле Неизвестного солдата, а вечером в честь квебекского премьера дал обед Президент Французской Республики. Приветствуя Леве-ка, Жискар д'Эстен подчеркнул, что отношения с Квебеком занимают особое место во французской политике: «Прибытие премьер-министра Квебека во Францию - это семейная встреча <...> Только с одним Квебеком наши отношения являются братскими в буквальном смысле этого слова» [7]. По поводу дальнейших перспектив Прекрасной провинции французский президент высказался следующим образом: «Вы сами, без внешнего вмешательства будете определять путь своего будущего. Вы имеете на это право, и вы способны на это. То, чего вы ждете от Франции <...> это ее понимание, ее доверие, ее поддержка. Вы можете рассчитывать на то, что все это останется с вами на всем протяжении пути, по которому вы решите следовать» [8].

Это заявление имело очень большое значение. Жискар д'Эстен сформулировал тот принцип, которым впредь стали руководствоваться французские власти, выстраивая свою линию по отношению к суверенистско-му проекту квебекской партии. Этот принцип получил название «ni-ni» - «невмешательство и небезразличие» («non ingérence, non indifférence»). То есть, с одной стороны, провозглашалось невмешательство Франции во внутренние дела Канады и уважение ее суверенитета, а с другой - имела место явная демонстрация симпатий к Квебеку и прозрачный намек на поддержку его движения к суверенитету.

Пребывание Левека в Париже широко освещалось французскими СМИ. Наряду с информацией о ходе визита, многие газеты и журналы публиковали материалы о ситуации в Квебеке и перспективах обретения им независимости. При этом подчеркивалась справедливость требований пекистов, и осуждалось «упрямство» федерального правительства, которое не желает идти навстречу франко-канадцам. Так, «Нувель обсерватёр» констатировал, что квебекцы добьются независимости уже через пять, максимум через десять лет, поскольку в рамках Канады они «обречены» на ассимиляцию подобно франкоязычным жителям Луизианы [9, p. 49].

Левек имел все основания охарактеризовать свой визит как «полностью успешный» [5, p. 156]. Ему в той или иной форме выразили свою поддержку все ведущие французские политики. Помимо Жискара и Барра у квебекского премьера состоялась весьма теплая встреча с Жаком Шираком - мэром Парижа и лидером голлистов, также горячим сторонником квебекского суверенитета. В целом Левек получил от французской стороны максимум того, что она могла ему дать в той ситуации, и теперь был вполне уверен в том, что в случае благоприятного исхода референдума о суверенитете, Париж незамедлительно признает его результаты. Представляется, что это в значительной степени было связано с тем, что квебекский лидер нашел верную линию поведения, постоянно подчеркивая, что Квебек «находится на пути освобождения» и стремится консолидировать отношения с Францией. Представ в образе «освободителя», Левек сумел привлечь на свою сторону симпатии различных групп французской политической элиты (то есть отнюдь не только убежденных голлистов) и французской обще-

ственности. В результате те же политики и те же газеты, которые десятью годами ранее осуждали «страсть» де Голля к Квебеку и иронизировали по поводу его монреальской речи, теперь выражали явную симпатию к суве-ренистскому проекту пекистов и их лидеру.

Столь явный «прорыв» в квебекско-французских отношениях не мог не сказаться на отношениях Парижа и Оттавы. После прихода к власти пекистов федеральные власти стали с удвоенным вниманием и подозрительностью следить за международной деятельностью Прекрасной провинции, стремясь максимально ее ограничить. С одной стороны, это имело под собой определенные основания, поскольку правительство Левека, конечно, хотело обеспечить международную поддержку суверени-стского проекта. С другой - «под подозрение» попала вся квебекская парадипломатия, в том числе и та ее часть, которая не несла в себе политического подтекста, а была продолжением курса, проводившегося провинциальными правительствами еще с начала 1960-х гг. и укладывавшегося в конституционные рамки. В частности, во второй половине 1970-х гг. Оттава не позволила Квебеку открыть представительство в Дакаре, воспротивилась его участию в работе ОЭСР и ЮНЕСКО. Как отметил Ш. Нода, те же самые шаги на международной арене, которые Квебек предпринимал раньше, после победы пекистов приобрели в глазах федерального правительства совершенно иное значение [10, p. 178].

«Французское направление» внешних связей Квебека, конечно же, вызывало у Оттавы особое беспокойство еще с голлистских времен. Дело усугублялось тем, что каких-либо иных (помимо Квебека) значимых точек соприкосновения у Парижа и Оттавы тогда не было (хотя, конеч-

но, они оставались союзниками и партнерами в рамках многих международных организаций и структур, включая НАТО и G7); кроме того личные отношения между Трюдо и Жискар д'Эстеном по ряду причин также были довольно сдержанными. Стремясь подчеркнуть значимость канадско-французских отношений и усилить федеральное присутствие в Париже, Трюдо еще в 1975 г. назначил туда послом своего соратника и известного политика Жерара Пеллетье, однако тому было сложно бороться с проквебекским настроем значительной части французской политической элиты и общества в целом.

Еще до начала визита федеральные власти всеми силами пытались дать понять французской стороне, что они категорически против любых демонстраций «особого» характера контактов между Квебеком и Францией, и что Левека следует принимать как любого провинциального премьера. Пеллетье высказал (правда, в весьма осторожной форме) «удивление» по поводу вышеупомянутого награждения квебекского лидера Орденом почетного легиона. По его мнению, речь шла о «разрыве с международным обычаем», поскольку Левек предварительно не запросил разрешения Канадского комитета по награждениям [11, p. 22]. В целом канадские власти были встревожены и раздражены поведением своих французских коллег.

Во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. «квебекская тема» была камнем преткновения в дискуссиях Парижа и Оттавы о перспективах развития многостороннего сотрудничества франкоязычных стран. Еще с середины 1970-х гг. рядом стран-участниц Агентства по техническому и культурному сотрудничеству (АССТ), которое на тот момент являлось ядром институциональной

Франкофонии, высказывалась идея проведения саммита стран-членов этой организации, что позволило бы вывести ее на качественно более высокий уровень. Однако здесь сразу же возникал вопрос о формате участия в этом мероприятии Квебека, являющегося членом АССТ и имеющего в нем статус «участвующего правительства». Канадская сторона настаивала на том, что в саммите должны участвовать только главы суверенных государств, тогда как Французская сторона исходила из того, что на нем должны быть представлены все члены организации. Иными словами федеральное правительство хотело, чтобы на саммит пригласили только его, тогда как Париж настаивал на приглашении и Канады и Квебека. Как раз в октябре 1977 г. точку зрения Оттавы озвучил премьер-министр Пьер Элиот Трюдо, а в декабре последовал жесткий ответ со стороны министра иностранных дел Франции Луи де Гиренго. В результате идея франко-фонного саммита тогда не была реализована.

В последующие годы Париж продолжал действовать в духе политики «ш-ш». Это наглядно продемонстрировала поездка в Канаду премьер-министра Раймона Барра в феврале 1979 г. Фактически это было два несвязанных друг с другом официальных визита - один в Оттаву, другой - в г. Квебек. Согласование деталей поездки происходило с большим трудом. По воспоминаниям Пьера-Андре Вильзера, который в это время был руководителем аппарата французского премьера, дискуссии разгорались по любому поводу, и не менее десяти раз создавалась ситуация, когда казалось, что визит не состоится [12, p. 143].

Во время встречи с Барром в федеральной столице Трюдо, естественно, не мог обойти вниманием ситуацию

в Прекрасной провинции. Обращаясь в большей степени к квебекцам, чем к французам он заявил: «<...> когда есть серьезная внутренняя проблема, велик соблазн открыться тем, к кому испытываешь дружеские чувства. Разве пословица не говорит о том, что друзья познаются в беде? Однако дружба требует деликатности, и я от всего сердца надеюсь, что у канадцев достанет мудрости не переносить свои проблемы за границу и не искать где-то далеко решения, которое они могли бы найти только у самих себя» [13].

Квебекская часть визита Барра имела, прежде всего, символическое значение. Она лишний раз подчеркнула наличие «особых отношений» между Францией и Прекрасной провинцией и «небезразличие» Парижа по отношению к ней. Выступая в Национальной Ассамблее Квебека, французский премьер повторил вышепроцити-рованные слова Жискар д'Эстена о «понимании, доверии и поддержке», произнесенные им 3 ноября 1977 г. От себя Барр добавил: «Отношения Франции и Квебека определяются не только общим прошлым, порожденным историей, но также настоящим и будущим, в котором мы хотим сопрягать наши усилия для развития и прогресса»

[14].

Практическое наполнение этой части визита было достаточно скромным, что дало повод некоторым критически настроенным политикам и экспертам (например, А. Патри) сомневаться в ее успехе [15, p. 146]. В то же время именно тогда Левек и Барр договорились активизировать торгово-экономические контакты сторон, заложив, таким образом, фундамент французско-квебекского сотрудничества в данной сфере на последующие десятилетия [16, p. 179]. Также были подписаны важные согла-

шения о качественном расширении обменов аудивизу-альной продукцией.

Трения между канадской и квебекской стороной, имевшие место в ходе визита, порой приводили к курьезам. Так, заключительная беседа между французским и квебекским премьером затянулась, и время отъезда Барра в монреальский аэропорт Мирабель было сдвинуто. Ле-век хотел проводить высокого гостя до трапа самолета, однако этому воспротивились федеральные чиновники, на том основании, что воздушное сообщение и воздушный транспорт относятся не к провинциальной, а федеральной юрисдикции. В итоге квебекский лидер все же был допущен на церемонию проводов, однако она была проведена канадскими официальными лицами [12, p. 144].

В декабре 1979 г. в условиях казавшейся благоприятной политической конъюнктуры правительство Левека приняло решение о проведении референдума о суверенитете (по проекту «Суверенитет-Ассоциация»). Однако в день референдума 20 мая 1980 г. «за» высказалось только 40% квебекцев. Такой результат вызвал растерянность и недоумение во Франции, где не ожидали столь сокрушительного поражения пекистского проекта. Газета «Монд» утверждала, что наступил «конец надежды» «для целого поколения, которое узнавало себя в Квебекской партии и ее лидере» [17]. Журнал «Л'Экспресс» в возвышенно-элегическом тоне говорил о «гибели старой мечты» о «ночи ярости» и «утре разочарования» [18, p. 48]. Еженедельник «Нувель обсерватёр» в более деловом ключе писал об экономической подоплеке референдума, подчеркивая те преимущества, которые дает Квебеку принадлежность к Канадской федерации [19, p. 34].

Несмотря на определенные опасения, которые имелись по этому поводу у Левека, неудачный исход референдума не повлиял на квебекско-французские отношения. Это в частности продемонстрировал его второй официальный визит в Париж, состоявшийся 14-17 декабря 1980 г. Как и тремя годами раньше, французская сторона сделала все, чтобы продемонстрировать «особый характер» своих отношений с Прекрасной провинцией: Левека принимали первые лица, ему оказывались почести, полагающиеся главам суверенных государств. Сорбонна присвоила квебекскому премьеру степень доктора honoris causa. Выступая с речью по этому поводу, Левек заявил, что Квебек «как всякая другая малая нация, имеет право внести свой законный вклад в экономическое, социальное, культурное и политическое развитие современного мира». Он также подчеркнул важность французской поддержки в деле отстаивания «права на различие» для жителей Прекрасной провинции [20].

В свою очередь Барр подтвердил, что Франция и впредь будет оказывать поддержку Квебеку: «<...> мы, французы Франции, искренне ценим приверженность французов Квебека их наследию в тех особых условиях, в которые их поставила история. Вот почему любые ваши усилия, направленные на то, чтобы утвердить индивидуальность Квебека не оставят Францию безучастной. Симпатия, которую мы к вам питаем, не будет подчинена каким-либо обстоятельствам, расчету или интересу» [21].

В ходе этого визита Левек посетил штаб-квартиру Агентства по культурному и техническому сотрудничеству (АССТ), что свидетельствовало о том значении, которое Квебек придает международному франкофонному сотрудничеству (см. ниже). Кроме того он побывал в

Франко-квебекском молодежном офисе (OFQJ), а также принял участие в церемонии присвоения одной из парижских площадей в шестом округе названия Квебекская (Place du Québec).

Официальный Париж также продолжал занимать проквебекскую позицию в вопросе о франкофонном саммите, который снова стал обсуждаться в это время. Жискар д'Эстен рассчитывал провести его до истечения срока своих президентских полномочий (то есть до апреля 1981 г.). Данный вопрос поднимался в ходе переговоров между ним и Трюдо, состоявшихся в ноябре 1981 г. Однако и на сей раз сторонам не удалось достичь соглашения.

Весной 1981 г. в Квебеке и во Франции с интервалом в несколько недель состоялись выборы (в первом случае - парламентские, во втором - президентские). В Прекрасной провинции пекистам Левека удалось сохранить большинство в Национальной Ассамблее и остаться у власти. Во Франции Жискар д'Эстен проиграл Франсуа Миттерану. Первоначально в Квебеке опасались, что первый в истории Пятой республики президент-социалист может пересмотреть французскую политику по отношению к Квебеку и отказаться от поддержания «особых отношений». На это явно рассчитывало и канадское федеральное правительство, которое полагало, что настал подходящий момент для того, чтобы, наконец, покончить с этим «голлистским наследием».

Однако на практике никакого крутого поворота не произошло. В июле 1981 г. Миттеран посетил Канаду для участия в саммите «Большой семерки» в Монтебелло. По сравнению с Жискар д'Эстеном с Трюдо у него было больше точек соприкосновения, как объективного, так и

субъективного свойства (от взглядов на мировую политику до литературных пристрастий). В свою очередь канадский премьер также сделал несколько «шагов навстречу» французскому президенту-социалисту. Однако все это не относилось к Квебекским сюжетам, по поводу которых Миттеран ограничился лишь замечанием о том, что «в отличие от голлистов», он «собирается уважать» Канадскую конституцию [22, р. 146].

После окончания саммита Миттеран встретился с Ле-веком в Оттаве на территории французского посольства. Затем состоялась их совместная пресс-конференция, в ходе которой была подчеркнута «теплая преемственность во франко-квебекских отношениях». Журналист «РадиоКанада» задал французскому президенту вопрос о формуле «ш-ш». Миттеран ответил следующее: «Это не совсем мой язык. Ни это и ни то. Вы хотите формулу? Я хочу продолжать осуществлять политику братства и дружбы с народом Квебека и его руководителями, которые очень близки нам по многим причинам, которые бессмысленно объяснять. Когда говорят "невмешательство", разумеется, очевидно, что я не собираюсь вмешиваться, ставить себя на место властей страны, которая сегодня меня принимает. Видите, это также просто, как и та [формула]. Это другое истолкование достаточно сложной формулы, которую вы только что употребили и которая характеризуется суммой своих отрицаний» [23].

В целом, как отметил Филипп Пулен, Миттеран не стал повторять формулу «ш-ш» своего предшественника, однако на практике продолжал оказывать поддержку су-веренистам [22, р. 135].

Важной демонстрацией преемственности курса Парижа по отношению к Квебеку стал визит в Прекрасную

провинцию французского премьер-министра Пьера Мо-руа в апреле 1982 г. Как и в случае с поездкой Барра в 1979 г., этот визит состоял из двух частей. «Канадская часть» прошла не слишком удачно, поскольку французский премьер пытался сделать акцент на развитии экономического сотрудничества двух стран, в то время как Трюдо стремился, прежде всего, получить одобрение своей конституционной реформы, которую незадолго до этого отверг непокорный Квебек, породив тем самым затяжной конституционный кризис.

В Квебеке, где Моруа встретил чрезвычайно теплый прием, он повторил голлистские тезисы о «причастности» Франции к судьбе Квебека, о «государстве Квебек» и т.п. Выступая в квебекской Национальной Ассамблее, он тожественно заявил: «Франция <...> не покинет вас второй раз. То бесконечное одиночество, которое вы пережили - принадлежит прошлому. Я подчеркиваю, что народ Франции твердо находится на стороне вашего народа, Квебек больше никогда не останется в одиночестве. И, безусловно, вам принадлежит право самим, совершенно независимо, определять пути вашей собственной судьбы. Франция, глубоко уважающая права каждого, не может позволить себе малейшее вмешательство, но твердо знайте, что она следит за эволюцией вашего сообщества со страстным вниманием» [24].

Не менее ярко прозвучали слова Моруа о том, что «Франция, сегодня, как и вчера, будет находиться на стороне квебекского народа, каким бы ни был путь, который он изберет, чтобы подтвердить свою идентичность» [24]. Это стало еще одной иллюстрацией того, что в отношении Квебека социалисты, по сути, продолжили курс, проводившийся их предшественниками.

В ходе визита Моруа был заключен ряд соглашений, нацеленных на дальнейшее углубление и расширение квебекско-французского сотрудничества в области промышленности, науки и техники. Наиболее важным из них было соглашение между квебекским энергетическим гигантом Идро-Кебек (Hydro-Québec) и французской индустриальной группой Пешинэ (Pechiney).

В «наследство» от Жискар д'Эстена Миттерану достался вопрос о франкофонном саммите. В июне 1982 г. он подтвердил свою заинтересованность его проведении, а также в создании новых международных институтов, направленных на защиту французского языка [22, p. 146]. В начале 1983 г. французские официальные лица вели по данному вопросу весьма интенсивные консультации со своими канадскими и квебекскими коллегами. В какой-то момент сторонам удалось нащупать почву для компромисса, однако, затем все вернулось на круги своя.

Свою роль в этом сыграл третий официальный визит Левека в Париж, состоявшийся в конце июня 1983 г. В ходе этого визита ему удалось убедить французское руководство не соглашаться на проведение франкофон-ного саммита без Квебека. Другим чрезвычайно важным моментом было подписание протокола о реализации вышеупомянутой индустриальной группой Пешинэ крупнейшего инвестиционного проекта (на сумму около 1,5 млрд. кан. долл.) по строительству алюминиевого завода в Беканкуре. Благодаря этому в последующие годы Прекрасная провинция смогла стать весьма заметным производителем и экспортером алюминия в мировом масштабе!

Двадцать девятого июня 1983 г. Левек выступил перед членами Национального совета французских пред-

принимателей (Conseil national du Patronat français). В своей речи он дал общий обзор развития квебекско-французских отношений и с удовлетворением отметил, что наряду с развитием контактов в «традиционных» сферах (культура, образование, молодежные обмены), в последние годы стало стремительно прогрессировать торгово-экономическое сотрудничество. Признавая, что в этой сфере основным партнером Прекрасной провинции остаются Соединенные Штаты, Левек выдвинул тезис о том, что Квебек может привлекать французские деловые круги в качестве средства для проникновения на американские рынки [25].

В 1984 г. произошли важные перемены в Оттаве: в июне ушел в отставку Трюдо - убежденный противник квебекского национализма и борец за канадское единство; в сентябре либералы проиграли выборы, и к власти пришло консервативное правительство Брайана Малру-ни. Новый федеральный премьер был настроен проводить более гибкую политику в отношении Квебека, в том числе и в отношении его международной деятельности. Спустя два месяца, в ноябре того же 1984 г. во время визита в Канаду (и Квебек) премьер-министра Франции Лорана Фабиуса, Малруни заявил, что он считает «совершенно нормальным и желательным, что квебекское правительство поддерживает с Францией отношения, которые обусловлены культурной идентичностью Квебека». Оттава впервые официально признала «легитимность прямых и привилегированных отношений между Парижем и Квебеком», естественно, с оговоркой о том, что они «не касаются вопросов, относящихся к федеральной компетенции» [22, p. 138-139].

Таким образом, накал страстей в треугольнике Париж - Оттава - г. Квебек существенно снизился. Как в кве-бекско-французских, так и в канадско-французских отношениях наступала новая эпоха. Окончательно это произошло в конце 1985 г., когда сначала свой пост покинул Рене Левек, а затем пекисты проиграли провинциальные выборы и к власти в Прекрасной провинции пришли либералы, настроенные на диалог с федеральным правительством.

В целом следует отметить, что на всем протяжении рассматриваемого нами периода отношения Квебека и Франции, с одной стороны, продолжали следовать по пути, намеченном еще в 1960-е гг., а с другой - явно приобрели новое измерение, связанное с тем, что Парижу было необходимо сформулировать свое отношение к су-веренистскому проекту. Политика «невмешательства и небезразличия», провозглашенная президентом Валери Жискар д'Эстеном, объективно отвечала интересам пе-кистов и в то же время позволяла Франции поддерживать диалог с Канадой.

Литература и источники

1. Акимов Ю. Г. Шарль де Голль и становление «особых отношений» Франции и Квебека // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2014. Сер. 6. Вып. 2. С. 146-152.

2. Акимов Ю.Г. "Голлистская атака" или "война с ветряными мельницами": Франция, Квебек и "остальная Канада" в 1960-е гг. // Канадский ежегодник. Вып. 17. М., 2013. С. 17-43.

3. Акимов Ю.Г. Внешние связи Квебека при первом правительстве Робера Бурасса (1970-1976): формирование основных направлений современной квебекской паради-

пломатии // Канадский ежегодник. 2015. Вып. 19. М., 2015. С. 48-63.

4. Акимов Ю.Г. Отношения Квебека и США в 1940-е -начале 2010-х годов // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2015. Сер. 6. Вып. 3. С. 159-169.

5. Bastien F. Relations particulières. La France face au Québec après de Gaulle. Montréal: Boréal, 1999. - 423 p.

6. Liste des personnalités québécoises décorées de la Légion d'honneur // Association des Membres de la Légion d'Honneur de Québec. URL: http://amlhq.ete.inrs.ca/?q= node/15 (дата обращения 29.06.2016)

7. Le Monde. 1977. 4 novembre.

8. Le Devoir. 1977. 5 novembre.

9. Le Nouvel Observateur. 1977. 6 novembe.

10. Noda Sh. Entre l'indépendence et le fédéralisme. La décennie marquante des relations internationales du Québec. Québec: Les Presses de l'Université Laval, 2001. -372 p.

11. Warren J.-Ph. Gouvernance et diplomatie culturelles: la Légion d'honneur au Québec // Revue d'histoire de l'Amérique française. 2010. Vol. 64. n° 1. - P. 5-30.

12. Les relations internationales du Québec depuis la Doctrine Gérin-Lajoie (1965-2005): Le prolongement externe des compétences internes / Sous la direction de St. Paquin. Les Presses de l'Université Laval, 2006. - 324 p.

13. Le Monde. 1979. 11 février.

14. Le Devoir. 1979. 13 février.

15. Patri A. Le Québec dans le Monde. Montréal: Leméac, 1980. - 167 p.

16. Cholette G. La coopération économique franco-québécoise, de 1961 à 1997. Sainte-Foy: Les Presses de l'Université Laval, 1998 - 375 p.

17. Le Monde. 1980. 22 mai.

18. L'Express. 1980. 31 mai.

19. Le Nouvel Observateur. 1980. 26 mai.

20. Discours prononcé par le premier ministre, M. René Lévesque, lors de la remise d'un diplôme honorifique à la Sorbonne, le 15 décembre 1980. URL:// http://www.mrif.gouv.qc.ca/document/spdi/fonddoc/FDOC_a lloc_1537_19801215_levesque-rene.htm (дата обращения 29.06.2016).

21. Le Devoir. 1980. 16 décembre.

22. Histoire des relations internationales du Québec / Sous la dir. de S. Paquin avec la coll. de L. Beaudoin. Montréal, 2006. - 357 p.

23. Conférence de presse conjointe de M. François Mitterrand, Président de la République, et de M. René Lévesque, Premier ministre du Québec, à l'issue de leur entretien à l'ambassade de France, Ottawa, mardi 21 juillet 1981. URL:// http://discours.vie-publique.fr/notices/ 817801900.html (дата обращения 29.06.2016).

24. Le Devoir. 1982. 28 avril.

25. Notes pour l'allocution du Premier ministre Monsieur René Lévesque devant le Conseil national du Patronat français. Paris, le 29 juin 1983. URL:// http://www.mrif.gouv.qc.ca//document/SPDI/FondDoc/FDO C_alloc_1522_19830629_levesque-rene.htm (дата обращения 29.06.2016).

References

1. Akimov Yu. G. Charles de Gaulle i stanovlenie "osobykh otnoshenii" Frantsii i Kvebeka [Charles de Gaulle and the beginning of France-Quebec special relationship] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2014, 6th series, No 2, pp. 146-152.

2. Akimov Yu. G. "Gollistskaya ataka" ili "voina s vetrya-nymi mel'nitsami": Frantsiya, Kvebek i "ostal'naya Kanada" v 1960-e gg. ["Gaullist Attack" of "War with Windmills": France, Quebec and the "Rest of Canada" in the 1960s] // Kanadskii ezhegodnik, 2013, vol. 17, pp. 17-43.

3. Akimov Yu. G. Vneshnie svyazi Kvebeka pri pervom pra-vitel'stve Robera Burassa (1970-1976): formirovanie osnov-nykh napravlenii sovremennoi kvebekskoi paradiplomatii [Quebec international relations under Robert Bourassa first government (1970-1976): a shaping of contemporary provincial paradiplomacy] // Kanadskii ezhegodnik, 2015, vol. 19, pp. 48-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Akimov Yu. G. Otnosheniya Kvebeka i SShA v 1940-e -nachale 2010-kh godov [Quebec-USA relations since the 1940s till the beginning of 2010s] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2015, 6th series, No 3, pp. 159169.

5. Bastien F. Relations particulières. La France face au Québec après de Gaulle. Montréal: Boréal, 1999. - 423 p.

6. Liste des personnalités québécoises décorées de la Légion d'honneur // Association des Membres de la Légion d'Honneur de Québec URL : //http://amlhq.ete.inrs.ca/ ?q=node/15 (retrieved 29.06.2016).

7. Le Monde. 1977. 4 novembre.

8. Le Devoir. 1977. 5 novembre.

9. Le Nouvel Observateur. 1977. 6 novembe.

10. Noda Sh. Entre l'indépendence et le fédéralisme. La décennie marquante des relations internationales du Québec. Québec: Les Presses de l'Université Laval, 2001. - 372 p.

11. Warren J.-Ph. Gouvernance et diplomatie culturelles: la Légion d'honneur au Québec // Revue d'histoire de l'Amérique française. 2010. Vol. 64. n° 1. - pp. 5-30.

12. Les relations internationales du Québec depuis la Doctrine Gérin-Lajoie (1965-2005): Le prolongement externe des compétences internes / Sous la direction de St. Paquin. Les Presses de l'Université Laval, 2006. - 324 p.

13. Le Monde. 1979. 11 février.

14. Le Devoir. 1979. 13 février.

15. Patri A. Le Québec dans le Monde. Montréal: Leméac, 1980. - 167 p.

16. Cholette G. La coopération économique franco-québécoise, de 1961 à 1997. Sainte-Foy: Les Presses de l'Université Laval, 1998 - 375 p.

17. Le Monde. 1980. 22 mai.

18. L'Express. 1980. 31 mai.

19. Le Nouvel Observateur. 1980. 26 mai.

20. Discours prononcé par le premier ministre, M. René Lévesque, lors de la remise d'un diplôme honorifique à la Sorbonne, le l5 décembre 1980 URL : http://www.mrif.gouv.qc.ca/document/spdi/fonddoc/FDOC_a lloc_1537_19801215_levesque-rene.htm (retrieved 29.06.2016).

21. Le Devoir. 1980. 16 décembre.

22. Histoire des relations internationales du Québec / Sous la dir. de S. Paquin avec la coll. de L. Beaudoin. Montréal, 2006. - 357 p.

23. Conférence de presse conjointe de M. François Mitterrand, Président de la République, et de M. René Lévesque, Premier ministre du Québec, à l'issue de leur entretien à l'ambassade de France, Ottawa, mardi 21 juillet

1981 URL :// http://discours.vie-publique.fr/notices/ 817801900.html (retrieved 29.06.2016).

24. Le Devoir. 1982. 28 avril.

25. Notes pour l'allocution du Premier ministre Monsieur René Lévesque devant le Conseil national du Patronat français. Paris, le 29 juin 1983 URL :// http://www.mrif.gouv.qc.ca//document/SPDI/FondDoc/FDO C_alloc_1522_19830629_levesque-rene.htm (retrieved 29.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.