ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
УДК 32 Ю. Г. Акимов
КВЕБЕКСКАЯ ПАРАДИПЛОМАТИЯ И ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАНАДЫ: ОТ КОНФЛИКТА К КОМПРОМИССУ
На протяжении уже более полувека канадская провинция Квебек является чрезвычайно активным и заметным игроком на международной арене. Ее внешнеполитическая активность по ряду показателей выходит за рамки «стандартной» субъектно-территориальной дипломатии (парадипломатии), характерной для большинства «структурных единиц» федеративных государств. Наряду с тем, что Прекрасная провинция (как часто неофициально называют Квебек) поддерживает разнообразные контакты с несуверенными акторами (провинциями, территориями, штатами, землями, входящими в состав других федераций), она уже в течение достаточно длительного времени проявляет себя в тех сферах и на тех уровнях, где, как правило, действуют только суверенные государства. Так, еще с начала 1960-х годов у Квебека установились и с тех пор сохраняются и развиваются «особые» двусторонние отношения с Францией; кроме того, он активно участвует в деятельности Международной организации франкофонии (МОФ) и ее отдельных структур, а недавно получил возможность заявить о себе в ЮНЕСКО.
Международная деятельность Квебека, естественно, всегда привлекала к себе пристальное внимание федерального правительства Канады. Первоначально (в 1960-е — начале 1980-х годов) Оттава относилась к этой деятельности достаточно настороженно, а порой и откровенно негативно. Затем (в второй половине 1980-х — 1990-е годы) ситуация стала в целом более спокойной, хотя отдельные трения и сохранялись, особенно в кризисные для федерально-провинциальных отношений моменты. В XXI в. и сама внешняя политика Квебека и отношение к ней со стороны официальной Оттавы продолжают эволюционировать. Специфику данного процесса и его основную направленность мы рассмотрим в данной статье.
* * *
Внешнеполитическая деятельность Квебека в своем современном виде началась в 1960-е годы, в период так называемой Тихой революции. Тогда на волне подъема франко-канадского национального движения провинциальное правительство
© Ю. Г. Акимов, 2011
Ж. Лесажа выдвинуло тезис о том, что Квебек следует рассматривать как «политическое выражение Французской Канады» [1, p. 97]. Параллельно в политический обиход было запущено выражение «L’Etat du Quebec». Можно сказать, что квебекское руководство начало активно и самостоятельно действовать на международной арене, стремясь, с одной стороны, таким образом заявить о франко-канадской, или, точнее, уже квебекской самобытности, с другой — достичь определенных внутриполитических целей, связанных с отстаиванием тезиса об особом характере Квебека. Сам Ж. Лесаж характеризовал внешнеполитическую активность своего правительства как «пролонгацию тех усилий, которые мы предпринимаем в самом Квебеке» [2, p. 30].
В 1965 г. министр образования Квебека П. Жерен-Лажуа в двух публичных речах сформулировал ряд положений, касающихся характера и конституционно-правового статуса внешнеполитической деятельности Квебека, которые вошли в историю как доктрина Жерен-Лажуа. Ее суть заключалась в отстаивании права Квебека самостоятельно заключать международные соглашения по тем вопросам, которые канадская конституция относит к исключительной компетенции провинций. «Нет... никакого смысла в том, чтобы право применять международный договор было бы отделено от права заключать этот договор. Речь идет о двух основных этапах одной единой операции» — таков был основной вывод Жерен-Лажуа, который считал, что на основании этого Квебек, во-первых, может претендовать на «ограниченное право заключать международные договоры» (jus tractatuum limite), а, во-вторых, на «право участвовать в деятельности некоторых международных организаций неполитического характера» [3, p. 285-292]. Доктрина Жерен-Лажуа увенчала тот комплекс конституционных положений, судебных решений и прецедентов, на котором строились и продолжают строиться отношения Квебека и Оттавы в области внешней политики. Однако на практике эти отношения прошли сложную эволюцию.
В 1960-е годы наметились основные направления внешнеполитической деятельности Прекрасной провинции: поддержание и развитие вышеупомянутых «особых отношений» с Парижем, международное сотрудничество в области образования (прежде всего с франкоязычными странами), участие в различных структурах Франкофонии [4]. Тогда же в Квебеке стала формироваться собственная внешнеполитическая бюрократия. При этом Прекрасная Провинция действовала самостоятельно лишь в тех сферах, которые относились к ее конституционной компетенции, и не посягала на прерогативы федерального центра. Однако очевидно, что высокая степень активности Квебека на международной арене уже сама по себе выделяла его из ряда других канадских провинций. Это выделение еще больше усиливала четкая направленность квебекской внешней политики, нацеленной на демонстрацию его языковой и культурной самобытности и тесно связанной с продолжавшимся процессом национального строительства. Не случайно внешнеполитическую активность Квебека принято называть «идентификационной» или «идентифицирующей» парадипломатией (paradiplomatie identitaire) [5, p. 553-600].
Первоначально федеральное правительство негативно восприняло как доктрину Жерен-Лажуа, так и конкретные внешнеполитические акции Квебека. 23 апреля 1965 г. министр иностранных дел Канады Пол Мартин-старший в специальном заявлении подчеркнул, что согласно конституции «Канада обладает только одной международной субъектностью в сообществе суверенных государств. Не подлежит сомнению, что именно Правительство Канады имеет полномочия или власть вступать в договорные
отношения с другими государствами». Между тем, в этом же документе констатировалось, что Квебек обладает «особыми» культурными ценностями и что федеральное правительство готово оказать ему содействие в их защите и продвижении — в том числе и на международной арене [6, р. 228-230].
В 1968 г. Оттава выпустила белую книгу «Федерализм и международные отношения», где подчеркивалось, что «субъекты федеративных государств не обладают независимой и автономной властью, чтобы заключать договоры, становиться полноправными членами международных организаций, а также направлять или принимать дипломатических и консульских представителей» [7]. В том же 1968 г. федеральным правительством был обнародован документ под названием «Федерализм и международные конференции по образованию», где подтверждалось, что только «центр» может представлять Канаду на международной арене, даже если речь идет о сферах компетенции провинций — таких как образование. То есть федеральное правительство исходило из «неделимости внешней политики» Канады и не желало допускать какой-либо двусмысленности по данному вопросу: «Внешняя политика — это внешнее выражение суверенитета страны... Если какая-то страна будет пользоваться многими голосами во время какой-то международной конференции это будет означать, что есть более, чем одна внешняя политика. Внешняя политика не может быть фрагментированной. На международной арене есть большие страны и малые страны, но там нет и не может быть — полустран» [8, р. 13].
Именно такой позиции в целом придерживались либеральные правительства Л. Б. Пирсона (1963-1968) и П. Э. Трюдо (1968-1979 и 1980-1984), которые считали своей важнейшей задачей сохранение единства страны — в том числе и перед лицом тех вызовов, которые исходили от Квебека. Не следует забывать, что в Прекрасной провинции с конца 1960-х годов набирал популярность суверенистский проект Квебекской партии, которая в 1976 г. под руководством Р. Левека пришла к власти; а в 1980 г. был проведен первый референдум о суверенитете. Не удивительно, что в этой ситуации Трюдо выступал противником фрагментации канадской внешней политики и заявлял, что «есть один способ сохранить Канаду единой — это быть уверенным, что Канада в мире говорит одним голосом» [9, р. 110].
На практике правительства Л. Б. Пирсона и П. Э. Трюдо стремились воспрепятствовать многим внешнеполитическим инициативам Квебека или хотя бы «приглушить» их. Известно, насколько резко Л. Б. Пирсон отреагировал на знаменитые слова Ш. де Голля о свободном Квебеке, произнесенные французским президентом в Монреале 24 июля 1967 г. [6, р. 230-232]. За этим последовал конфликт по поводу участия Квебека в конференциях министров образования франкоязычных стран (CONFEMEN и др.), проводившихся в 1968-1970 гг. в Габоне и Нигере [2, р. 63-64]. Правда, именно после этого Оттава все-таки пошла на важную уступку Квебеку — она официально согласилась на его членство в АССТ со статусом «участвующего правительства» (1971).
Приход в 1976 г. к власти Квебекской партии еще больше обострил ситуацию. Теперь, как заметил Ш. Нода, «каждый международный жест Квебека приобретал новое значение» [10, р. 178]. Не случайно в конце 1970-х — начале 1980-х годов правительство Трюдо всячески противилось идеям проведения саммита франкоязычных государств с самостоятельным участием в нем Прекрасной провинции [11, р. 141-143]. Оттава также стремилась не допустить самостоятельного участия Квебека в деятельности ОЭСР и ЮНЕСКО. Например, в 1977 г. канадским представителям в ОЭСР по этому поводу
была направлена соответствующая нота [5, р. 583]. В то же время федеральное правительство было вынуждено мириться с самостоятельными внешнеполитическими акциями Прекрасной провинции, равно как и с проквебекскими демаршами Парижа.
Одновременно с этим Оттава стремилась продемонстрировать и самим канадцам, и всему остальному миру (прежде всего, конечно, франко-канадцам и франкоязычным странам), что в ее внешней политике присутствует заметный «франкофонный вектор». С этой целью федеральное правительство активизировало сотрудничество с франкоязычными странами Африки (подспудно демонстрируя им преимущества развития контактов именно с Оттавой, а не с Квебеком). Параллельно с Квебеком оно стало участвовать в деятельности структур Франкофонии — в частности в момент создания АССТ Канада обеспечивала 35% его бюджета [6, р. 234]. При поддержке Оттавы в 1977 г. участником Франкофонии — со статусом аналогичным квебекскому (т. е. участвующего правительства) — стала провинция Нью-Брансуик (хотя акадийцы-фран-кофоны составляют лишь около трети ее населения). Последнее в известной степени было сделано для того, чтобы нивелировать факт присутствия Квебека — несуверенного актора — «в компании» суверенных государств [12, р. 190-192].
Важные изменения в позиции федеральных властей по отношению к внешнеполитической деятельности Квебека произошли после прихода к власти в Оттаве в сентябре 1984 г. консерваторов во главе с М. Б. Малруни. Одной из важнейших задач нового правительства было преодоление кризиса, в котором тогда находились федеральнопровинциальные отношения в связи с позицией, занятой Квебеком по отношению к конституционной реформе 1982 г., а также общее укрепление национального согласия в стране.
Уже в ноябре 1984 г. Малруни заявил, что он готов признать «особый статус» Квебека в международных делах, равно как и наличие у Прекрасной провинции привилегированного партнерства с Францией: «Мы признаем законность привилегированных, прямых отношений между Парижем и Квебеком. пока они затрагивают и продвигают вопросы, которые не вторгаются в федеральную юрисдикцию» [11, р. 149]. Помимо вышеизложенных общих обстоятельств такой подход был вызван еще и тем, что в области внешней политики консерваторы стремились к снятию того напряжения, которое с конца 1960-х существовало в отношениях между Парижем и Оттавой, и причиной которого был Квебек [13, с. 95-106]. Однако нам важно отметить, что Малруни фактически признал доктрину Жерен-Лажуа и отошел от той жесткой позиции по поводу международной деятельности Квебека, которой официально придерживались его предшественники на посту премьера (хотя они и закрывали глаза на отдельные внешнеполитические демарши лидеров Прекрасной провинции).
В последующие годы «смягчение» позиции Оттавы продолжилось. Этому, безусловно, способствовали перемены в Квебеке, где в декабре 1985 г. к власти вновь пришли профедералистски настроенные либералы. В феврале 1986 г. в Версале наконец состоялся первый Саммит Франкофонии, в котором помимо Канады приняли участие также Квебек и Нью-Брансуик. Накануне саммита (еще в 1985 г.) между Оттавой и Квебеком была достигнута важная договоренность о совместном присутствии федерального и провинциального премьеров на всем протяжении саммита и формате участия Квебека в дискуссиях по тем или иным пунктам повестки дня. «По вопросам, касающимся мировой политической ситуации, Премьер-министр Квебека присутствует и ведет себя как заинтересованный наблюдатель. По вопросам, относящимся
к международной экономической ситуации, Премьер-министр Квебека может, после согласования и с выраженного согласия Премьер-министра Канады, принять участие в обсуждении тех [вопросов], которые интересуют Квебек. Во время второй части [т. е. при обсуждении вопросов международного развития, культурного сотрудничества, языковых проблем и т. п.] правительство Квебека участвует в дебатах и в работе в полном объеме, в соответствиями с условиями и практикой АССТ» [14].
Всех накопившихся проблем это, естественно, не сняло, и определенные трения между федеральной и провинциальной стороной сохранялись во время и после саммита и были видны «невооруженным глазом». Тем не менее в целом во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов отношения Оттавы и Квебека по вопросам, связанным с провинциальной внешней политикой, постепенно переходили от конфронтационных к компромиссным. В конце 1980-х — начале 1990-х Оттава и Квебек уже достаточно конструктивно взаимодействовали в ряде проектов Франкофонии. В Квебеке в 1987 г. был проведен второй саммит Франкофонии, на котором была принята Квебекская декларация «франкофонной солидарности», а также ряд важных решений, связанных с дальнейшим развитием и институционализацией Франкофонии [12, р. 126].
Во второй половине 1980-х годов к вопросам образования и культуры, которые к этому времени стали уже традиционными направлениями внешнеполитической активности Квебека, постепенно стали добавляться новые — прежде всего экономические и экологические. Это было связано, в том числе, с проходившей тогда подготовкой канадско-американского соглашения о свободной торговле (а позднее — в начале 1990-х — с подготовкой и реализацией положений НАФТА и ГАТТ-1994). Правда, говоря о внешнеэкономических связях Квебека, следует подчеркнуть, что, будучи очень интенсивными, они по своим основным показателям практически не отличаются от внешнеэкономических связей остальных канадских провинций и направлены главным образом на Соединенные Штаты [15; 16].
В 1994-1995 гг. отношения между Квебеком и Оттавой опять осложнились по причине тех событий, которые в это время происходили в Прекрасной провинции: в 1994 г. к власти там снова пришла Квебекская партия, а в октябре 1995 г. был проведен второй референдум о суверенитете. Накануне референдума сторонники суверенитета прилагали большие усилия на международной арене, стремясь создать максимально благоприятные условия для скорейшего признания суверенного Квебека международным сообществом. Естественно, что в данном случае их деятельность явно выходила за рамки субъектно-территориальной дипломатии / парадипломатии (пусть и с квебекской спецификой) и соответствовала термину «протодипломатия» [5, p. 556].
Весьма неожиданный и тревожный для федерального правительства исход референдума (противники суверенитета получили всего на 1,12% голосов больше чем его сторонники) заставил Оттаву проводить более гибкую политику по отношению к Квебеку — в том числе и в области международных отношений. В то же время следует учитывать, что до 2003 г. у власти в Прекрасной провинции оставалась Квебекская партия, не собиравшаяся полностью отказываться от суверенистского проекта и продолжавшая курс на укрепление международных позиций Квебека. С 1999 г. Квебек стал практиковать отправку за рубеж в наиболее важные и перспективные страны / регионы-партнеры так называемой Квебекской миссии (Mission Quebec) — представительной делегации из провинциальных политиков, чиновников, представителей бизнеса и общественности. Образцом и стимулом в данном случае явно послужил опыт Миссии
Сборной команды Канады (Team Canada Mission), поездки которой стали организовываться с 1994 г. и оказались чрезвычайно эффективным средством развития, прежде всего внешнеэкономических контактов. При этом сами квебекские лидеры, в отличие от премьеров остальных провинций, не всегда участвовали в миссиях Сборной Канады — опять-таки стремясь продемонстрировать специфику своей Провинции.
В сфере регулирования международных отношений Квебека важнейшим событием этих лет стало внесение изменений в закон о министерстве международных отношений, произведенное Национальной Ассамблеей провинции в 2002 г. (закон № 52). Теперь в Квебеке всякое важное международное соглашение, заключенное федеральным правительством Канады и затрагивающее сферу провинциальной юрисдикции, должно быть в обязательном порядке одобрено Национальной Ассамблеей [17]. В официальном «Стратегическом плане» на 2008-2011 гг., которым в настоящее время руководствуется провинциальное Министерство международных отношений, подчеркивается, что «правительство Квебека желает высказываться своим собственным голосом, когда затрагивается сфера его ответственности, и оставляет за собой право давать свое согласие на всякое международное соглашение Канады по вопросам, которые относятся к его [правительства Квебека] компетенции» [18, p. 7]. Однако пока данное право рассматривается Прекрасной провинцией скорее как символ, нежели как практический инструмент. До настоящего времени процедуру одобрения в Национальной Ассамблее прошли всего несколько давно действующих договоров.
В 2000-е годы Квебек продолжал наращивать свою активность на международной арене. Либеральное правительство Ж. Шаре, находящееся у власти в провинции с 2003 г., продолжает развивать «традиционные» направления внешней политики Прекрасной провинции и в то же время ищет новые — в том числе и связанные с Россией. В упоминавшемся выше «Стратегическом плане, 2008-2011» подчеркивается важность для Квебека развития «отношений со странами восточной Европы, особенно с Россией и с Польшей» [18, p. 13]. В русле этого плана в конце 2000-х годов Квебек стал предпринимать определенные усилия по развитию контактов с Москвой, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. В июне 2009 г. Российскую Федерацию посетила представительная квебекская делегация во главе с министром международных отношений П. Арканом, который принял участие в работе Санкт-Петербургского экономического форума. В декабре 2009 г. состоялся первый визит в Россию квебекского премьера. Ж. Шаре посетил Москву и Санкт-Петербург и, в частности, поднял вопрос об открытии постоянного квебекского представительства (бюро) в Москве. Кроме того, 16 марта 2011 г. в г. Квебеке было подписано соглашение о сотрудничестве между провинцией Квебек и Ленинградской областью, которое подписали Ж. Шаре и В. Сердюков. 17 марта 2011 г., обращаясь к Национальной Ассамблее с посланием по вопросу бюджета, Ж. Шаре подтвердил намерение своего правительства открыть бюро Квебека в России.
В целом, на протяжении первого десятилетия XXI в. Квебек по уровню своей внешнеполитической активности остается безусловным лидером не только среди канадских провинций, но и среди всех остальных субъектно-территориальных акторов мира. Сравниться с ним здесь могут только Фландрия и, отчасти, Каталония. В Северной Америке ему вообще нет равных. По мнению американского исследователя Э. Фрая, Квебек в середине 2000-х годов тратил на внешнеполитическую деятельность сумму примерно равную половине той, которую расходовали на эти же цели все пятьдесят штатов США [19]! В 2000-2010 гг. бюджет Министерства международных отно-
шений Квебека стабильно превышал 100 млн канадских долларов в год. На практике же расходы Прекрасной провинции на международную деятельность в разы выше, так как помимо министерства международных отношений ими занимаются и другие министерства [5, р. 553].
Квебек обладает разветвленной сетью зарубежных представительств различного типа (генеральных делегаций, делегаций бюро, антенн) — в начале 2011 г. их насчитывалось 29, причем некоторые из них вполне сопоставимы с полноценными посольствами. За последние десять лет персонал этих учреждений никогда не был меньше 250 человек. Показательно, что по количеству зарубежных представительств Квебек вполне сопоставим с такими развитыми странами, как Новая Зеландия или Финляндия. С 1965 г. Квебек заключил более 550 различных соглашений как с отдельными несуверенными субъектами, так и с суверенными государствами, причем более 300 из них действуют в настоящее время. Международная деятельность Прекрасной провинции охватывает более 80 стран, и ее география продолжает расширяться.
Что касается тематики, то, конечно, по-прежнему чрезвычайно важной сферой сотрудничества Квебека остается образование, культура и язык, однако наряду с этим, как уже было отмечено, возрастет значение экономических, экологических, социальных проблем. Не случайно в 2007 г. премьер-министр Ж. Шаре принял участие в работе всемирного экономического форума в Давосе.
Важнейшим моментом, связанным с федерально-провинциальными отношениями в области внешнеполитической деятельности в 2000-е годы, стала выработка и заключение соглашения по вопросу о представительстве Квебека в ЮНЕСКО. В октябре 2005 г. в соответствии с вышеупомянутыми изменениями в провинциальном законодательстве Национальная ассамблея Квебека одобрила «Конвенцию о защите и продвижении выражения культурного разнообразия» ЮНЕСКО как документ, представляющий особую важность для провинции. Показательно, что квебекская легислатура сделала это одной из первых в мире, существенно раньше, чем федеральный парламент.
В документе, который 5 мая 2006 г. подписали премьер-министр Канады С. Харпер и премьер-министр Квебека Ж. Шаре, предусматривается, что в состав Постоянной делегации Канады при ЮНЕСКО отныне должен будет входить представитель Квебека (хотя другие провинции в этой делегации не представлены). Таким образом, федеральное правительство пошло на явную уступку Прекрасной провинции, во-первых, еще раз косвенно подтвердив ее право участвовать в деятельности международных организаций, объединяющих суверенные государства, а во-вторых, официально признав асимметричный характер канадского федерализма (при всей очевидности этого факта, юридически он традиционно не признавался). Как отметил по этому поводу Ж. Шаре, «подписание этого соглашения, основанного на асимметричном федерализме, вводит нас в новую эру партнерства наших двух правительств. Наше присутствие в ЮНЕСКО дает нам возможность высказаться в областях, которые важны для идентичности Квебека, таких как культура, наука и образование. Федеральное правительство формально признало правоспособность Квебека действовать на международной арене» [20]. С. Харпер со своей стороны подтвердил, что «Квебек отныне может полностью участвовать во всей деятельности ЮНЕСКО, вместе с Постоянной делегацией Канады и посредством ее. Это соглашение является наглядной иллюстрацией нашего видения открытого федерализма. Мы находимся на заре новой эры — эры, которая увидит, как мы строим сильную, единую, свободную и независимую Канаду в которой уверенный
в себе, автономный, гордый и цельный Квебек может полностью развить свой потенциал» [20]. Как видим, федеральный премьер расставил акценты несколько по-иному.
Что касается практической стороны дела, то в июне 2006 г. состоялся визит в Квебек генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, а с февраля 2007 г. приступил к работе представитель Квебека в постоянной делегации Канады при ЮНЕСКО (на эту должность был назначен Мишель Одэ).
Эти и другие изменения стали результатом обоюдного процесса — собственно квебекского стремления развивать свою идентифицирующую парадипломатию и встречных шагов федерального правительства, изменившего свою позицию по отношению к проблеме особого статуса Квебека. Действительно, консервативная партия во главе с С. Харпером, пришедшая к власти в начале 2006 г., пошла на ряд важных уступок Квебеку в вопросе признания его специфического статуса и в более широком плане — асимметричного характера канадской федерации. Центральным событием здесь стало официальное признание существования «квебекской нации» в рамках единой Канады в ноябре 2006 г.
Представляется, что в значительной степени именно перемены, произошедшие в политике Оттавы в 2006 г. (конечно, вкупе с политическими изменениями в Квебеке, где популярность суверенистского проекта в последние годы заметно снизилась как в обществе, так и среди значительной части деловой элиты), привели к изменению характера федерально-провинциальных отношений, в том числе в области внешней политики. Можно сказать, что в 1960-1970-е годы здесь имела место значительная напряженность, соперничество, ревность и/или игнорирование, а уровень конфликтности был наиболее высоким, в 1980-1990-е годы этот уровень стал снижаться, стороны научились находить компромиссы (что, впрочем, не исключало периодов конфронтации), а в начале XXI в. компромиссы стали сменяться консенсусом. Представляется, что обе стороны — и Федеральное правительство, и Прекрасная провинция — в современной ситуации пришли к осознанию определенной взаимозависимости и в то же время значительной взаимовыгодности сотрудничества в сфере внешней политики.
Что касается Квебека, то он при осуществлении своей внешней политики, безусловно, заинтересован в использовании имеющихся федеральных структур, налаженных связей, информационной поддержке и т. п. Не случайно в уже цитировавшемся «Стратегическом плане, 2008-2011 гг.» говорится: «Тесное сотрудничество между канадским правительством и квебекским правительством представляет собой необходимое условие продвижения специфических интересов Квебека в этом многостороннем контексте. Для этого правительство Квебека стремится строить свою деятельность на основе эффективных практик, которые состоят в доступе к информации, поступающей от международных организаций, в прямом участии в выработке канадской позиции и [в прямом участии] в переговорах по вопросам, которые относятся к сфере его компетенции и в присутствии в качестве полноправного участника в канадских делегациях» [18, р. 7].
Федеральное правительство Канады с помощью Квебека может существенно расширить сферу своей деятельности, вывести ее на новые уровни. При этом Оттава осознала ту истину, что Квебек во всем мире все равно воспринимается именно как часть Канады (пусть специфическая и обособленная), и поэтому его самостоятельные действия, в конечном счете, идут на пользу всей стране.
1. Balthazar L. Bilan du nationalisme au Quebec. Montreal: Les Editions de L’Hexagone, 1986.
2. BernierL. De Paris a Washington. La politique internationale du Quebec. Sainte-Foy: Les Presses de l’Universite du Quebec, 1996.
3. Les relations internationales du Quebec depuis la doctrine Gerin-Lajoie (1965-2005). Le pro-longement exterieure des competences internes / Sous la dir. de Stephane Paquin. Les Presses de l’Uni-versite Laval, 2006.
4. Акимов Ю. Г Внешнеполитическая деятельность Квебека: становление и характер // Канада и Россия: из прошлого в будущее. Материалы Третьих канадских чтений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
5. Nossal K. R., Roussel S., Paquin S. Politique internationale et defence au Canada et au Quebec. Montreal: Les Presses de l’Universite de Montreal, 2007.
6. Canadian Foreign Policy, 1945-2000: Major Documents and Speeches / ed. by A. E. Blanchette. Ottawa: The Golden Dog Press, 2000.
7. Federalisme et relations internationales. Gouvernement du Canada. Secretaire d’Etat aux Affaires exterieures. Ottawa, 1968.
8. Federalisme et conferences internationales sur l’education. Gouvernement du Canada. Secretaire d’Etat aux Affaires exterieures. Ottawa, 1968.
9. Radwanski G. Trudeau. Toronto: Macmillan, 1978.
10. Noda Sh. Entre l’independence et le federalisme. La decennie marquante des relations internationales du Quebec. Quebec: Les Presses de l’Universite Laval, 2001.
11. Donaghy G., Carter N. “There Are No Half-Countries”: Canada, La Francophonie, and the Projection of Canadian Biculturalism, 1960-2002 // Handbook of Canadian Foreign Policy / eds P. James, N. Michaud, M. J. O’Reilly. Oxford: Lexington Press, 2006.
12. Belkhodja C. Entre la discorde et l’indifference: le Quebec, le Nouveau-Brunswick et la Francophonie internationale // Canada and the New World Order: Facing the New Millennium / eds M. J. Tucker, R. B. Blake, P. E. Bryden. Irwin Publishing, 2000.
13. Канада: взгляд из России / отв. ред. В. И. Соколов. М.: Анкил, 2002.
14. Entente entre le gouvernement du Quebec et le gouvernement du Canada relative au Sommet francophone, 7 novembre 1985. URL: http://www.saic.gouv.qc.ca/publications/Positions/Partie3/Docu-ment21.pdf
15. Акимов Ю. Г. Канадские провинции на международной арене в конце XX — начале XXI в. (новые направления и тенденции) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2006. Сер. 6. Вып. 2.
16. Kukucha Ch. J. The Provinces and Canadian Foreign Trade Policy. UBC Press, 2008.
17. Projet de loi n°52: Loi modifiant la Loi sur le ministere des Relations internationales et d’autres dispositions legislatives. URL: http://www.assnat.qc.ca/fr/travaux-parlementaires/projets-loi/projet-loi-52-36-2.html
18. Ministere des relations internationales. Plan Strategique 2008-2011. Quebec, 2008. P. 7.
19. Fry E. H. An Assessment of Quebec’s Relations with States in the U. S. Federal System // Quebec Studies. Vol. 47. 2009 (Spring).
20. Prime Minister Harper and Premier Charest sign historic agreement establishing a formal role for Quebec in UNESCO http://www.unesco.ca/en/commission/ccfu/documents/13agreementestablishi ngformalroleQuebecinUNESCO5May06.pdf
Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.