9. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993.
10. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985.
11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - 1987.
12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.: Питер, 2005.
13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.
Комиссарова Любовь Гомбоевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, психолог Бурятского лесопромышленного колледжа, г. Улан-Удэ.
Komissarova Lubov Gomboevna, postgraduate student, department of general and social psychology, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a, Buryat State University, psychologist of Buryat Forestry College, Ulan-Ude.
УДК 316.61 © И.В. Приступа
Отношение военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма
В статье рассмотрена проблема отношения военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма, выявлены их социально-психологические установки к изучаемому феномену.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, ценностные ориентации, мотивы, военнослужащие по призыву, современная молодежь.
I.V. Pristupa
Attitude of conscripts to youth extremism
The article considers a problem of military's attitude to the cases of youth extremism. It reveals the social- psychological attitudes to the studied phenomenon.
Keywords: youth extremism, value orientations, motivation, conscripts, modern youth.
На фоне экономического кризиса, политических процессов, происходящих в российском обществе, происходит трансформация личностных и социальных ценностей. В первые годы реформ для общественного сознания был характерен экономический детерминизм - восприятие и объяснение происходящего в социуме как обусловленного преимущественно экономическими причинами. Такие проблемы, как острейшая социальная несправедливость, деградация морали, социальная и физическая незащищенность граждан, рассматривались в качестве второстепенных [5], ценности национальной культуры как классической, так и народной заменялись образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение американского образа жизни в его примитивном и облегченном варианте.
На наших глазах сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений: от псевдокультуры, порнографии и насилия до банд неофашистов. Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки прежних ценностных ориентаций и формирования новых социальных отношений. Кризисным моментом молодости, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. У современной молодежи есть несколько вариантов разрешения кризисной ситуации: приспособиться к ней, уйти от нее в виртуальное пространство либо субкультуру, либо протест и нигилизм, что в итоге может привести и к экстремистским проявлениям. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. В моменты значительных потрясений, связанных с существенными изменениями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся идеологическим вакуумом, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.
Молодежный экстремизм необходимо рассматривать как социальный и культурный феномен. Это сложная форма выражения ненависти и вражды. Одним из определений, которым пользуются в настоящий момент, является следующее: «Экстремизм (от фр. extremisme - крайний) - приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов. Для достижения своих целей экстремистские организации и движения используют зажигательные лозунги и призывы, демагогию, провоцируют беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны <...>. Выделяют следующие формы проявления экстремизма: политический, религиозный, националистический, экологический» [3].
Среди различных аспектов проблемы экстремизма следует выделить проблему отношения молодежи к этому явлению, в том числе и отношение молодых людей, проходящих службу по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), которых обучают применению различных видов оружия и военной техники в условиях современного боя, при этом совершенствующих свою физическую и психологическую подготовку.
Актуальность таких исследований обусловливается следующими противоречиями. Во-первых, известно, что определенная часть молодых лю-
дей склонна к радикальным и экстремистским взглядам, а иногда и действиям [2]. Объяснить это можно тем, что экстремизм имеет много общего с инфантилизмом, свойственным многим юношам. Экстремистское сознание характеризуется неустойчивостью, конфликтностью, внутренним напряжением, деструктивностью, нетерпимостью, тяготением к острым ощущениям [4]. Во-вторых, задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне реформирования ВС РФ, предполагает: обеспечение осознанного понимания и поддержки военнослужащими государственной политики в области военного строительства и безопасности страны, мероприятий по формированию перспективного облика Вооруженных Сил; поддержание моральной готовности и психологической способности военнослужащих к отстаиванию национальных интересов России, вооружённой защите Отечества, выполнению боевых (учебно-боевых) задач в любых условиях обстановки; воспитание этнической толерантности у военнослужащих для поддержания правопорядка и воинской дисциплины; формирование у военнослужащих необходимых военно-профессиональных и моральных качеств, стремления к гармоничному развитию личности, физическому совершенствованию, ведению здорового образа жизни. Все сказанное, на наш взгляд, предопределяет необходимость соответствующих социально-психологических исследований среди военнослужащих по призыву.
Целью исследования является изучение отношения военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма.
Объект исследования - социальные установки военнослужащих к явлениям молодежного экстремизма. Предмет исследования - отношение военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма.
В исследовании приняли участие 148 военнослужащих в возрасте от 18 до 25 лет, призванных из различных регионов Российской Федерации: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Мари-Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Красноярский, Пермский край, Омская, Оренбургская Новосибирская, Иркутская области и др.
Для выявления социальных установок военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма нами была разработана анкета со следующими шкалами: 1) оценка серьезности молодежного экстремизма как проблемы современности; 2) общая оценка явлений молодежного экстремизма; 3) оценка молодежных экстремистских событий, прокатившихся по городам России в декабре 2010 г.; 4) преобладающие мотивы, оправдывающие осуществление экстремистских актов; 5) оценка социальных санкций за экстремистские действия; 6) оценка (прогноз) собственной готовности принять участие в подготовке либо совершении экстремистского акта. К каждой шкале предлагаются соответствующие варианты-выборы. Для повышения уровня достоверности ответов анкетирование проводилось анонимно.
Анализ ответов на вопрос об оценке серьезности проблемы молодежного экстремизма (рис. 1) обнаружил, что большинство опрошенных во-
еннослужащих (43%) осознают всю опасность этого явления и считают молодежный экстремизм глобальной проблемой современности. Но при этом часть респондентов сводят явления молодежного экстремизма к обычным уголовным преступлениям (21%), определяют серьезность данного явления лишь для некоторых стран и регионов (19%), либо отмечают как проблему, которую очень преувеличивают и раздувают (17%).
Полученные результаты можно объяснить прежде всего несформиро-ванной гражданской позицией молодых людей, невысоким уровнем их личностной зрелости, что обусловлено противоречивостью самоопределения юношей, формированием образа «Я» на данном возрастном этапе, становлением ценностно-смысловой сферы личности, а также социально-экономическими, политическими и идеологическими изменениями в об-
Рис. 1. Оценка серьезности молодежного экстремизма военнослужащими по призыву
Примечание: 1. Это серьезная проблема, которая угрожает абсолютно всем странам; 2. Это серьезная проблема лишь для некоторых стран и регионов; 3. Это обычная проблема уголовной преступности; 4. Это проблема, которую очень преувеличивают и раздувают.
Как видно (рис. 2.), общее эмоциональное отношение к изучаемому явлению является негативным (55%). Однако наряду с этим очень распространен дифференциальный подход к оценке молодежного экстремизма, согласно которому положительная или отрицательная оценка конкретного акта зависит от того, кто выступает в роли жертвы (29%). Интересно, что почти каждый пятый (16%) военнослужащий считает явления молодежного экстремизма единственно возможными и эффективными инструментами борьбы (т.е. фактически оправдывает его).
Рис. 2. Общая оценка явлений молодежного экстремизма военнослужащими по призыву
Примечание: 1. Это одно из жестоких и отвратительных преступлений. 2. Это единственно возможный и эффективный способ борьбы. 3. Это не хорошо, не плохо, все зависит от того, кто и против кого осуществляет экстремистский акт.
При рассмотрении и обсуждении с военнослужащими ряда конкретных событий экстремистского характера, которые происходили в конце минувшего года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, нами были получены следующие результаты (рис. 3): половина опрошенных (50%) оценивают декабрьские события крайне отрицательно, но при этом почти каждый третий респондент (33%) выразил безразличие, а каждый пятый (17%) поддерживает данные действия.
Рис. 3. Оценка военнослужащими по призыву экстремистских действий, прокатившихся по городам России в декабре 2010 г.
Примечание: 1. Отрицательно, это ужасное и кровавое преступление; 2. Мне в целом это безразлично; 3. Я в целом поддерживаю данные действия.
Такая неопределенность, неустойчивость в оценках связана с объективными реалиями жизни общества, в котором существует современная система ценностей.
Особого внимания заслуживают результаты ответов на вопрос относительно мотивов, которыми можно оправдать действия молодых экстремистов (рис. 4). Лишь каждый седьмой от общего количества респондентов (17%) считает, что никакими доводами нельзя оправдать действия экстремистов. Преобладающим мотивом для оправдания называлась борьба за свои права (60%). Почти каждый второй опрошенный (48%) оправдательным мотивом определил борьбу за национальный приоритет, каждый третий респондент (33%) оправдывает действия экстремистов местью за товарищей и родственников (33%), борьбой за свои убеждения (30%), борьбой с противниками своей религии (29%), борьбой за установление нового, справедливого порядка (29%). Реже избирались мотивы: тяга к насилию, неравные силы и возможности по сравнению с противником (выбор каждого пятого военнослужащего (15%). Полученные результаты объясняются противоречивостью самоопределения юношей, формированием образа «Я», поиском смысла жизни и становлением ценностно -смысловой сферы личности молодых людей данной возрастной группы [1]. При этом в современных условиях национальный аспект начинает играть доминирующую роль, поскольку становится наиболее простым поводом для проявления враждебности и агрессивности, а сами межнациональные конфликты могут становиться и становятся ведущими источниками всех видов современного экстремизма в Российской Федерации. В современных российских условиях наблюдается явный недостаток воспитательных воздействий на личность молодого человека, а также мер просветительного характера о национальных, этнокультурных, конфессиональных и прочих особенностях народов нашей страны.
123456789
Мотивы
Рис. 4. Преобладающие мотивы, оправдывающие, по мнению военнослужащих по призыву, осуществление экстремистских актов.
Примечание: 1. Тяга к насилию. 2. Борьба за свои права. 3. Борьба за свои убеждения. 4. Борьба за национальный приоритет. 5. Борьба с противниками своей религии. 6. Борьба за установление нового, справедливого порядка. 7. Месть за товарищей или родственников. 8. Неравные силы и возможности по сравнению с противником. 9. Никакие не оправдывают.
Ответы военнослужащих относительно санкций за совершение действий экстремистского характера отражают их общее отношение к изучаемому явлению. Около половины респондентов (44%) считают, что такой санкцией должно быть длительное тюремное наказание. Настораживает, что четверть опрошенных (25%) дифференцированно относится к санкциям, отмечая, что они могут быть как отрицательными (наказания), так и позитивными (награда), - в зависимости от того, кем и против кого осуществляется экстремистский акт, 21% респондентов отмечают, что экстремисты заслуживают смертной казни, при этом каждый десятый опрошенный (10%) считает, что наказания быть не должно. Полученные результаты можно объяснить недостаточной социальной зрелостью молодых людей, их неустойчивой системой ценностно-смысловой сферы. Наряду с этим на оценку социальных санкций за экстремистские действия, данную военнослужащими, влияют и внешние факторы: деградация морали и развитие в нашем обществе антипедагогики и псевдокультуры.
Рис. 5. Оценка социальных санкций за экстремистские действия военнослужащими по призыву.
Примечание: 1. Заслуживают смертной казни. 2. Заслуживают длительного тюремного наказания. 3. Все зависит от того, кто против кого (может быть либо наказание, либо награда). 4. Наказания быть не должно.
При изучении оценки военнослужащими потенциальной возможности стать участниками подготовки или совершения экстремистских действий обнаружились неожиданные результаты (рис. 6). Из общего количества опрошенных всего лишь меньше половины четко определились с тем, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будут участвовать в подготовке (44%) и в осуществлении действий (41%) экстремистского характера. Четверть респондентов не смогли точно спрогнозировать свое поведение относительно такой возможности (24%), а почти каждый третий от общего количества опрошенных гипотетически предполагает свое участие в подготовке действий экстремистского характера (35%), каждый четвертый - в непосредственном совершении экстремистского деяния (28%). Полученные результаты, на наш взгляд, можно объяснить, во-первых, возрастными особенностями респондентов: определенная часть молодых людей склонна к радикальным и экстремистским взглядам, а иногда и действиям [2], ведь юность - возраст специфической эмоциональной сен-ситивности. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» - не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей. Потребность юноши в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе достижения самых разных целей, которые он ставит перед собой. Во-вторых, нельзя не учитывать и влияния объективных социальных факторов - наличие социально-экономических проблем, незащищенность части населения, невозможность достижения определенных жизненных целей и социального статуса. Согласно положению теории фрустрации-агрессивности Доллар-да-Миллера, чувство фрустрации, порожденное невозможностью для человека по каким-то причинам достичь жизненно важных для него целей, неизбежно порождает у него тенденцию к агрессивным действиям, которые дают возможность самоутвердиться, преодолеть отчуждение и фрустрацию, обрести жизненную перспективу, ощутить принадлежность к всесильиой группе и породить чувство защищенности и безнаказанности.
Рис. 6. Оценка (прогноз) военнослужащими по призыву собственной готовности принять участие в подготовке либо совершении экстремистского акта Примечание: 1. Да, но только в крайнем случае. 2. Нет, никогда и ни при каких обстоятельствах. 3. Не могу сказать точно.
■ Готовность принять участие в подготовке экстремистских действий
Готовностьпрпнятьучастие в совершении действий экстремистского характера
1
2
3
Полученные результаты убедительно свидетельствуют о необходимости проведения просветительной, психопрофилактической работы среди современной молодежи, в том числе и среди военнослужащих по призыву о национальных, этнокультурных, конфессиональных и прочих особенностях народов нашей страны, а также о проявлениях экстремизма, его масштабах и последствиях. Подобного рода работа, на наш взгляд, даст возможность определить в сознании молодых людей роль и место физического насилия, которое не может и не должно быть направлено против собственной нации, против сограждан, против основ государственной системы и нравственного порядка. Насилие в форме вооруженного сопротивления должно быть направлено только на внешнего врага, агрессора, оккупанта, а в форме физического воздействия - только на нарушителя общественного порядка и традиционных норм поведения.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
2. Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политический жизни Франции: 1958 - 1981. - М.: Наука, 1986.
3. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
4. Социология молодежи: учеб. пособие / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996.
5. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества / Юревич А.В. и др. // Психологический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 23.
6. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. - М., 1981.
Приступа Ирина Владимировна, соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: [email protected]
Pristupa Irina Vladimirovna, competitor for candidate degree, department of general and social psychology, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str. 24a.