Практика медиаобразования
Отношение учителей из центральных северных и северовосточных районов Болгарии к медиаобразованию
Dr. Л. Лозанова,
Университет им. Епископа Константина Преславского,
Шумен (Болгария)
Аннотация. Медиаобразование поддерживается в документах Европейского Союза, ЮНЕСКО и других международных организаций. В Болгарии оно пока не стало отдельной научной областью, хотя достаточно известно. Цель этой статьи заключается в изучении отношения педагогов из различных районов Болгарии к медиаобразованию. Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, учителя, Болгария.
Bulgarian teachers' attitudes to media literacy education
Dr. Lilia Lozanova, Konstantin Preslavsky University of Shumen,
Shumen (Bulgaria)
Abstract. Media literacy education is regulated in the documents of the European Union, UNESCO and other international organizations. In Bulgaria, it has not yet become a separate field of research, although quite known. The purpose of this article is to examine the relationship of teachers from different parts of Bulgaria to media literacy education. Keywords: media education, media literacy, teachers, Bulgaria.
К настоящему времени медиаобразование предоставляет современному человеку ключевые компетенции и грамотности (медийная и информационная грамотность), благодаря которым возможна его самореализация в современном обществе и максимальное использование им медийных ресурсов. Статья 19 „Всеобщей декларации прав человека" гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и
распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [Wilson, et al., 2012, p.18].
Эти фундаментальные права, которые имеют отношение к реализации целей медийного образования, были разработаны в международных документах ЕС, а так же в Грюнвалдской декларации (1982), Алесандрийской декларации (2005), Парижской повестке дня (2007) и др.
В глобальном масштабе медиаобразование - не только научная область, оно изучается во многих странах на разных уровнях обучения. В Болгарии оно пока не стало самостоятельным научным направлением, не преподается в школах и в университетах. Знания, навыки и компетенции, которые формируются при помощи медиаобразования, не содержатся в последних поправках к Закону о дошкольном и школьном образовании, который вступают в силу с 01.08.2016 г. Вместе с тем, темы, связанные с местом и ролью средств массовой коммуникации в современном обществе, их влияния, были включены в учебную программу по болгарскому языку и литературе в средней школе.
Цель этой статьи: показать отношение болгарских педагогов из северных центральных районов и северовосточных районов к медиаобразованию.
В статье представлены результаты опроса, проведенного в октябре 2015 года среди 326 учителей, работающих в младших, средних и старших классов средней школы, из которых - 276 женщин и 50 мужчин. Они работают в начальных и средних школах в районе Шумена и Велико-Тырново (города Павликени, Стражица, Елена).
Как мы уже отмечали, множество определений медийного образования можно найти в международных и европейских нормативных документах, а также во взглядах известных теоретиков.
В резолюции Европейского парламента от 16 декабря 2008 года о медийной грамотности в мире цифровых технологий говорится, что «медиаобразование играет решающую роль в достижении высокого уровня медиаграмотности, являющейся важной частью политического образования, которое со своей стороны помогает людям проявить уверенность в своем поведении активных граждан и свою осведомленность о своих правах и обязанностях» [Резолюция..., 2008].
В итоговом документе Грюнвальдской конференции по медийному образованию 1982 года отмечено, что политические и образовательные системы должны развивать в людях необходимое понимание феномена коммуникаций и стимулировать их участие в средствах массовой информации и коммуникации (как новых, так старых).
Данное утверждение получило дальнейшие развитие в Александрийской декларации (2005), где медийная и информационная грамотность определяется как основа обучения на протяжении всей жизни. [Wilson, et al., 2012, p.18].
В Российской педагогической энциклопедии медиаобразование (media education) определяется как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская..., 1999].
А.В. Федоров пишет, что медиаобразование - это направление в педагогике, связанное «со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми технологиями, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медия в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того как:
1) анализировать,критически осмислывать и создавать медиатексты;
2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и / или культурные интересы, их контекст;
3) интерпрететировать медиатексты и ценности, разпространяемые медиа;
4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции [Федоров, 2010, с.182].
Далее этот известный российский эксперт представляет современный взгляд на определение медийной грамотности, которая характеризуется как «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2010].
Необходимость медийного образования для современников обоснована в ряде нормативных документов, в том числе в Парижской программе рекомендаций по медиаобразованию (2007), где указывается, что «медиаобразование рассматриваетстя в контексте экономической и социальной среды, испытывающих значительные изменения вследствие
интенсивного развитития информационных технологий» [Парижская..., 2007].
В Парижский программе среди основных рекомендаций указывается разработка учебных программ по медиаобразованию для всех уровней образования. Медиаобразование преподается в школах и университетах многих стран мира.
В связи с этим нами был проведен опрос болгарских педагогов из северных центральных районов и северовосточных районов, выявивший их отношение к медиаобразованию. При проведении этого исследования использовалась модель известного российского теоретика А. В. Федорова, результаты которого представлены в его монографии «Медиаобразование будущих педагогов» [Федоров, 2005].
В частности, опрошенные учителя ответили на вопрос «Считаете ли вы, что медиаобразование должно преподаваться в школе?». Отвечая, обни могли выбрать между тремя вариантами: "да", "нет" и "не могу ответить".
Результаты анализировались нами как по половому принципу, так и в зависимости от города и стадии обучения. Респонденты были разделены на две группы: «начальная стадия обучения» и «младшие и старшие классы средней школы».
Анализ итогов опроса показывает, что средний процент числа учителей, считающих, что медиаобразование должно преподаваться в школе, относительно высо - в среднем 83%. Преобладают ответы женщин - 75%, которые составляют большинство практикующих эту профессию как в северных центральных районах, так и в северовосточных районах Болгарии. Процент мужчин, которые дали утвердительный ответ на вопрос, в среднем составляет 8%.
Наибольшую поддержку получило изучение этого научного направления в болгарских школах города Елена, где 100% преподавателей (85% женщин, 5% мужчин). На втором месте - положительные мнения их коллег из города Стражица, где 90% (85% женщин, 5% мужчин) поддерживают введение медиаобразования как учебной дисциплины.
Стоит отметить, что оба города - Елена и Стражица, это небольшие населенные пункты, муниципальные центры (с население от 5 до 6 тысяч человек) в районных центрах Велико-Тырново и Шумен.
Результаты в более крупных городах Велико-Тырново (население 67 тысяч человек) и Шумен (90 тысяч человек) близки, так как средний процент учителей в этих городах, поддерживающих изучение медиаобразования, составляет соответно 76% и 78%. Женщины, сделавшие положительный выбор в обоих городах, составляют 68%, а мужчины - 8% и 10%.
Самые низкий, но ближе к результату региональных городов, составлятет процент учителей в городе Павликени (с населением 12 тысяч человек), где утвердительный ответ на вопрос дали 70% (58% женщин, 12% мужчин).
Полученные данные показывают, что введение медиаобразования в школе имеет высокую поддержку среди опрошенных учителей.
Анализ положительных ответов, в зависимости от кого исходят они -от учителей начальных классов, младших или старших классов средней школы, показал, что медиаобразование имеет больше сторонников среди учителей средней школы. Около 32% (30% женщин, 2% мужчин) учителей начальной школы поддерживают изучение медиаобразования, в то время, как процент их коллег в младших и старших классов средней школы, составляет 48% (40% женщин, 8% мужчин).
Можно предположить, что педагоги старших классов средней школы логично считают медиаобразование необходимым для молодых людей предметом обучения. Они полагают, что его введение было бы подходящим для учеников постарше, располагающих опредленными знаниями и владеющих определенными навыками, в результате чего эти учащиеся больше способны к осмыслению и использованию той или иной информации. Зато только третья часть учителей начальных классов считает, что медиаобразование нужно их ученикам.
Преподаватели младших классов школ городов Елена, Стражица и Павликени поддержали возможность изучения медиаобразования с большим энтузиазмом: поддержка этими учителями медиаобразования составляет 67%, 55% и 56%. Конечно же, самые многочисленные сторонники введения медиаобразования - женщины, число которых составляет, соответственно, 53%, 50% и 43%. В городах Велико-Тырново и Шумен их коллеги, поддерживающие медиаобразование, составляют приблизительно третью часть опрошенных - 29% и 35% (при том, что основные сторонники - снова представительницы слабого пола - 24% и 30%).
Намного ниже средний процент респондентов из пяти городов, которые считают, что медиаобразованиявовсе не следует преподавать в школе - всего 14% (12% женщин, 2% мужчин).
Больше всего не согласны с введением медиаобразования в школе преподаватели из Велико-Тырново - 29% (23% женщин и 5% мужчин), что составляет почти треть всех опрошенных педагогов из этого города.
Отрицательно отнеслись к медиаобразованию и 15% учителей города Шумен, 18% их коллег из Стражицы и 10% из Павликени. Зато ни один из преподавателей города Елена не ответил на наш вопрос отрицательно.
Большинство оппонентов изучения медиаобразования в школах болгарскими учениками оправдали свою позицию, главным образом, чрезмерной нагрузкой детей. Преподаватели болгарского языка и литературы из средних школ указали, что в учебниках уже темы, касающиеся культуры средств массовой коммуникаций, медийных жанров и пр. Большинство учителей выбрали ответ «нет» на вопрос, считают ли они, что темы из области медиаобразования должны быть интегрированы в учебную программу, главным образом, по отношению к предметам «Болгарский язык и литература» и «Информационные технологии».
Почти все опрошенные преподаватели имеют четкую позицию - «за» или «против» изучения медиаобразования в школе. Поэтому крайне низок процент респондентов, не сумевших ответить на наш вопрос - всего 3%.
К примеру, в Павликени лишь десятая часть учителей колебалась при выборе ответа. В Велико-Тырново и Шумене таких педагогов бало 4%. В городах Стражица и Елена не нашлось неуверенных, большинство учителей выбрали ответ «за» введение этого предмета в школе.
Итак, анализ ответов 326 респондентов из двух районов Болгарии выявил высокий процент поддержки введения медиаобразования в школе, независимо от пола, этапа подготовки и местоположения школы (в районном или в небольшом муниципальным городе). Учителя заявили об однозначной необходимости изучения предмета в плане подтготовки болгарских школьников, хотя термин «медиаобразование» и не присутствует пока в болгарском в законодательстве, нет разработанных учебных планов, методологий и т.д. Насмотря на это болгарские учителя убеждены, что медиаобразование обеспечит школьникам необходимые компетенции использования медиа в современном глобальном мире.
Литература
Парижская программа, или 12 рекомендаций по медиаобразованию. 2007. www.ifap.ru/pr/2007/070625bb.pdf
Резолюция Европейского парламента с 16 декабря 2008 г. относительно медийной грамотности в цифровом мире. www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//...0... Российская педагогическая энциклопедия. 1999.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов, Таганрог: Кучма, 2005. С. 182. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.
Wilson, K., Grizzle, E., et al. (2012). Media and Information Literacy. Curriculum for Teachers. Paris: UNESCO, 198 p.
References
European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world (2008/2129 (INI). www. europarl.europa. eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//. ..0... Fedorov, A.V. (2005). Media education of future teachers, Taganrog: Kuchma, 182 p. Fedorov, A.V. (2010). Glossary of media education, media literacy, media competence. Taganrog: Taganrog State Pedfgogical Institute.
Paris Agenda or 12 Recommendations for Media Education. Paris: UNESCO, 2007.
Russian Pedagogical Encyclopedia. 1999.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php
Wilson, K., Grizzle, E., et al. (2012). Media and Information Literacy. Curriculum for Teachers. Paris: UNESCO, 198 p.