A
Практика медиаобразоеания
Формы введения медиаобразования образования в Болгарии
Лилия Лозаноеа, доктор наук Университет им. Епископа Константина Преславского, г. Шумен (Болгария) Иогапоуа 72@аЬу.
Аннотация: Современная медийная среда содержит обширные информационные ресурсы, которые могут быть использованы в образовании. Во многих странах, медиаобразование преподается в школе. В данном исследовании представлены результаты опроса общественного мнения преподавателей из городов Велико-Тырново и Шумен о том, в какой форме можно ввести медиаобразование в болгарских школах. Ключевые слова: медиаобразование, Болгария, формы обучения.
Abstract. The modern media landscape contains enormous financial resources for education. In many countries media education is studied in school. In this research are presented results of teachers opinion surveys from Veliko Tarnovo and Shumen Regions in which form can be introduced the media education in Bulgarian school. Keywords: media education, forms of training, Bulgaria.
Во всем мире медиаобразование отвечает вызовам глобализации. Задача состоит в подготовке молодого поколения к жизни в современном информационном обществе. Введение медиаобразования на различных уровнях рекомендуется многочисленными нормативными документами, в том числе Парижской повесткой дня: 12 рекомендаций по медиаобразованию (2007), постановлением Комитета регионов о «Региональных перспективах в развитии медиаграмотности - медиаобразование в образовательной политике
Forms of the introduction for media education in Bulgaria
Dr. Lilia Lozanova, Konstantin Preslavsky University of Shumen,
Shumen (Bulgaria) llozanova72@abv. bg
Европейского союза», резолюцией Европейского Парламента о медиаграмотности в мире цифровых технологий и др.
Эта статья представляет собой обзор мнений учителей из пяти городов центральных районов Северной Болгарии и Северо-восточной Болгарии относительно формата возможного введения медиаобразования в болгарских школах (в контексте международных документов, которые рекомендуют исследование медиаобразования на различных уровнях обучения).
Парижская программа рекомендует «разработка комплексных программ подготовки кадров по медиаобразованию на всех уровнях образования» [Парижская программа..., 2007]. В резолюции Европарламента по медиаграмотности в мире цифровых технологий подчеркнуто, что «медиаобразование должно быть элементом формального образования, к которому все дети имели доступ, и оно должно быть неотъемлемой частью учебной программы на всех уровнях школы» [Резолюция..., 2008].
Документ дает конкретные инструкции для различных форм включения медиаобразования в образовательные системы стран - членов ЕС: отмечается, что «медиаобразование должно быть практически ориентированным в максимально возможной степени и быть связанным с предметами, имеющими отношение к экономики, политики, литературе, социальным деятельностям, творчеством и информационными технологиями». Европейский Парламент считает, что в будущем нужно будет ввести изучение специального предмета «Медиаобразование» и рекомендует приложение междисциплинарного подхода, связанного с внешкольными проектами. В Резолюции определена сущность медиаобразования как «процесса обучения и преподавания о медиа и посредством медиа» [Резолюция..., 2008].
В научной литературе существует множество определений понятия медиаобразования. В российской педагогической энциклопедии оно характеризуется как «научное направление в педагогике, направленное на изучение студентами и учащимися закономерностей массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и т.д.)» [Российская...].
Согласно определению A.B. Федорова, «медиаобразование {media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2014, с.22].
В разных странах существуют специфические характеристики в исследовании медиаобразования на различных уровнях школьного
образования. В европейских документах предполагается, что медиаобразование создает необходимые компетенции у подростков справиться с вызовами информационного общества. В этом смысле медиаобразование можно рассматривать как часть политики непрерывного обучения [Федоров, 2005].
В резолюции Комитета регионов о региональных перспективах в развитии медиаграмотности в образовательной политике Европейского союза" (2010) на местные и региональные власти возлагается обязанность содействовать процессу внедрения медиаобразования в формальном и неформальном образовании. В документе говорится, что «во многих случаях, местные и региональные власти отвечают за внедрение медиаобразования в официальных учебных программ на всех уровнях». В статье 19 выражается согласие с тем, что «следует назначать программы для развития основных элементов медиаобразования, которые являются целесообразными по отношению к образовательным системам государств-членов (в т.ч. и с точки зрения медиаобразования), таким образом, чтоб учитывать одновременно различные образовательные и культурные традиции стран-членов» [Становище .„,2010].
В научных трудах представлены исследования о формах внедрения медиаобразования в разных странах мира. Так A.B. Федоров всесторонне представляет концептуальную основу, историю и современные тенденции в развитии медиаобразования в разных странах (см. его книги «Медиаобразование: История, теория и методика», «Медиаобразование в зарубежных странах», «Медиаобразование в ведущих странах Запада», «Медиаобразование в России: Краткая история развития», Медиаобразование в странах Восточной Европы»),
Е. Саянова отмечает, что в Болгарии «высокая степень интеграции между системами образования и средствами массовой информации и коммуникации является важным шагом на пути повышения эффективности образования» [Саянова, 2009]. В связи с этим она рекомендует компетентным органам «инициировать и поддерживать разработку и реализацию различных программ по медиаобразованию на различных уровнях - от дошкольного до университета, а так же и в обучении взрослых... В качестве идеала, такие программы должны включать в себя анализ производство СМИ, их использование в качестве средства творческого выражения личности, эффективно использовать доступные каналы средств массовой информации и коммуникации» [Саянова, 2009].
Специфика в изучении этой области науки в школах европейских стран отмечается в резолюции Европарламента по медиаграмотности в цифровом мире. В документе говорится, что «с точки зрения
медиаобразования существуют значительные различия в программах между Западной и Восточной Европой. В то время как медиаобразование развивается в большей или меньшей степени в государствах - членах ЕС-15, в странах Центральной и Восточной Европы, за исключением Словении и Венгрии, медиаобразование не осуществляется. При этом именно школа играет существенную роль в формировании коммуникативных навыков и сформировании собственного мнения. Медиаобразование не может ограничиваться отдельным учебным предметам или до определенных уровней школы, оно должно быть неотъемлемой частью учебной программы на всех уровнях школьного образования, следует учитывать соответствующий уровень развития учеников. Медиаобразование может быть связано в первую очередь с экономическими, политическими, литературными, социальными объектами и объектами, связанными с искусством» [Резолюция..., 2008].
В резолюции рекомендуется междисциплинарный подход в проектах, связанных с медиаобразованием. Данные теоретических исследований свидетельствуют, что есть несколько основных форм, посредством которых было введено медиаобразование в различных странах мира. Среди них - во внешкольных заведениях, интегрирование медиаобразования в рамках учебных предметов, отдельный учебный предмет.
Существуют разносторонние корреляции между различными формами реализации тем медиаобразования в обучении и самом содержании. По словам Е. Саяновой, «разное понимание содержания и целей медиаобразования создает различия в развитии организационных моделей этого педагогического направления. Среди последних выделяются объектная модель, аспектная модель и проектная модель» [Саянова, 2009].
Объектная модель представляет собой разработку и внедрение элективных и факультативных курсов в учебном процессе. Во многих странах изучается специальный предмет с разными названиями и структурой примерно того же содержания, а в качестве основного объекта функционируют средства массовой информации с их характерными чертами. Аспектная модель медиаобразования рассматривается как основной объект исследования не столько средств массовой информации, как их продуктов, так называемых «медиатекстов» [Саянова, 2009].
В болгарской школе медиаобразование осуществляется при помощи тем и разделов, включенных в учебный план по болгарскому языку для младших и старших классов средней школы. Другие распространенные формы внеклассные - такие как клубы «Юный журналист», «Молодой репортер». В последние годы увеличилось число медиаобразовательных проектов, в основном по европейским программам.
И.В. Челышева отмечает, что в Болгарии работа с учениками ведется как по проектам, так и в клубах «Молодой журналист». Автор анализирует дискуссии в научных кругах в последние годы на тему медиаобразования в стране. В своей статье «Медиаобразование в Болгарии» она пишет, что «болгарскими педагогами предпринимаются попытки включения элементов медиаобразования в изучение учебных предметов, медиа/киноклубные занятия, факультативы и т.д. Понимая важность развития медиакомпетентности современного подрастающего поколения, вся жизнь которого тесно связана с медиа, медиакультурой, медиаресурсами и т.п., болгарские исследователи убеждены в эффективности как автономного, так и интегрированного медиаобразования» [Федоров, Левицкая, Челышева, 2014].
В нашем исследовании представлены результаты опроса мнений учителей из Центральных районов Северной Болгарии и Северо-восточной Болгарии о том, в какой форме должно изучаться медиаобразование в болгарских школах. Проанализированы ответы 326 преподавателей из 5 муниципалитетов - городов Шумен, Велико Тырново, Павликени, Стражица и Елена. Респондентам было предложено четыре варианта возможного ответа на поставленный вопрос, в соответствии с которыми медиаобразования можно изучать:
а / в качестве внеклассных форм - клуб, мастерская и др.; б / в качестве предмета по выбору (факультативный курс); в / в качестве предмета обязательного обучения;
д/ интегрировано (включены темы по медиаобразованию) в содержании обязательных предметов.
В связи с выяснением различных форм возможного изучения медиаобразования, необходимо выяснить природу некоторых понятий. Термин «форма» имеет латинское происхождение и означает структуру устройство, внутреннюю структуру. Н. Витанова утверждает, что «с точки зрения типологии организационных форм обучения, сегодня в дидактической литературе нет единой, удовлетворительной и общепринятой квалификации. Чаще всего организационные формы обучения делятся на три основные группы: классно-урочные; классно-неурочные; внеклассные» [Витанова, 2011, с.120].
Термины «предмет обязательной подготовки» и «предмет по выбору» (предмет свободного выбора) определены в Законе об уровне образования, общего образовательного минимума и учебного плана. В нормативном акте указано, что предметы обязательной подготовки, включенные в учебный план, «обеспечивают достижение образовательного минимума». В статье 4-й говорится, что «элективное обучение обеспечивает подготовку в классных и внеклассных форм обучения, предлагаемых в школе и выбранных
учениками, которые могут находиться за пределами культурных и образовательных областей» [Закон...].
Внеклассная организационная форма обучения «непосредственно связана с процессом обучения и является естественным продолжением уроков и классно-внеурочных форм обучения. К коллективным формам внеучебной деятельности «относятся кружки, клубы, школы и т.д.» [Закон..., с.132-133].
В Российской педагогической энциклопедии указано, что внешкольная форма «является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учеников» [Российская...].
Анализ результатов, полученных в исследовании, был сделан с учетом пола и городов учителей-респондентов. Полученные данные показали, что почти половина респондентов (в среднем - 46%) из пяти городов считают, что наиболее подходящая форма для возможного внедрения медиаобразования - его интегрирование с предметами обязательного обучения. Больше всего сторонников возможного введения этого научного направления обнаружено в городе Стражица - 75% (75% женщин, 0% мужчин). Поддержка в обоих региональных городах Велико-Тырново и Шумен и муниципальном центре Павликени имеет аналогичные показатели -40% (30% женщин, 10% мужчин), 45% (36% женщин, 9 % мужчин) и 41% (32% женщин, 9 % мужчин). В небольшом муниципальном городе Стражица всего 29% респондентов (24% женщин 5% мужчин) воспринимают идею такой формы обучения по медиаобразованию.
В среднем 13% всех учителей, которые указали вариант „г" (интегрировано"), аргументируют свой выбор; все они из Велико-Тырново, Шумена и Павликени. Контент-анализ аргументов представлен ключевыми словами и фразами, связанными с функциями медиа и медиаобразования (например, информирующая функция), а также со знаниями, навыками и компетенциями, которые медиаобразование развивает у учащихся.
Мнения, связанные с информационной функцией средств массовой информации в рамках медиаобразования, приведены в 14% ответов учителей из Велико-Тырново и Стражицы. В них подчеркнута важность информации (особенно в средствах массовой информации) и роль медиаобразования для ее конструктивного использования учениками. Можно отметить следующие ответы:
- «Медиаобразование должно преподаваться интегрировано, чтобы ученики смогли научиться читать и извлекать информацию из потока новостей и освоить навыки интерпретации» (мужчина, преподаватель истории и цивилизаций, г. Велико-Тырново);
- «В разных дисциплинах необходимо использование информации, и поэтому медиаобразование полезно» (женщина, преподаватель информатики, 51год, г. Стражица).
Интернет и современный облик современных медиа отражены в части учительских мнений, связанных с всеобъемлющим влиянием СМК, в том числе на жизнь молодых людей.
Вот некоторые из 10% ответов учителей; все они из г. Велико-Тырново:
- «Медиаобразование должно быть интегрировано с учебным материалом, потому что ученики с малого возраста имеют доступ к Интернету и социальным сетям» (женщина, учитель болгарского языка, г. Велико-Тырново, 55 лет);
- «Необходима интеграция учебного плана с медиаобразованием, потому что Интернет используется во всех сферах жизни, а так же - в средствах массовой информации» (женщина, преподаватель болгарского языка, 55 лет, Велико-Тырново).
В 14% мнений учителей из городов Шумен и Стражица отмечено, что медиаобразование развивает «знания, навыки и компетенции» учеников.
Среди указанных мнений есть и такие:
- «Разные дисциплины используют различный инструментарий, при помощи которого каждый обучающийся может приобрести компетенции, которые помогают ему «читать» медиатексты из различных социальных сфер» (женщина, учитель болгарского языка, 47 лет, г. Шумен);
- «Медиаобразование должно изучаться интегрированным образом, потому что ученики не могут в достаточной степени совместить знания и навыки, сформированные в процессе обучения, по различным дисциплинам» (женщина, учитель болгарского языка, 53 лет, г. Стражица).
В 14% ответов во внимание принимается новаторский характер медиаобразования, его потенциальная интегративная роль, его способность создавать междисциплинарные связи. Заслуживают внимания следующие мнения учителей из г. Велико-Тырново и г. Шумен:
- «Интегративный характер медиаобразования полезно, поскольку каждая дисциплина нуждается инновациях в методологическом отношении» (женщина, преподаватель по предмету «Домашний быт и техника», 33 года, г. Велико-Тырново).
- «С помощью медиаобразования осуществляются интердисциплинарные связи, закрепляются знания, освоенные учениками по различным дисциплинам» (женщина, преподаватель философии, 57 лет, г. Шумен).
Второе место в плане одобрения у учителей занимает возможное введение медиаобразования во внеклассной работе - в рамках работы клуба, кружка и т.д. Полученные данные показывают, что в среднем 41% (33% женщин, 8% мужчин) всех учителей из пяти городов выбрали позицию „а" (внеклассная форма обучения). Они считают, что медиаобразование должно изучаться в зависимости от интересов учеников в клубе, кружке и т.д.
Полученные результаты показывают, что этот вариант изучения медиаобразования предпочитают учителя из больших городов, таких как Шумен - 48% (39% женщин, 9 % мужчин) и Велико-Тырново - 44% (34% женщин, 10% мужчин). Однако близкими по сути оказались и показатели в г. Павликени - 42% (33% женщин, 95 мужчин). В пять раз ниже или даже больше оказался результат в г. Стражица - всего 8% женщин.
В свободных ответах около 29% учителей (24% женщин и 5% мужчин), одобряющих внешкольное изучение медиаобразования, аргументировано объяснили свой выбор. Например, что медиаобразование следует изучать в клубе или кружке только учениками, которые этим интересуются. В поддержку этого респонденты подчеркнули тот факт, что школьники из младших и старших классов перегружены многочисленными предметам.
Приведем следующие примеры:
- «Когда ученик интересуется, он может присутствовать на таком внеклассном занятии" (учитель музыки, 55 лет, г. Павликени);
- «Когда используется внеучебная форма, медиаобразование становится желанным для учеников» (женщина, младший воспитатель, 23 года, Велико-Тырново).
Учителя начальной школы считают, что вопрос о медиаобразовании более доступен и понятен для старшеклассников.
Почти в три раза снизилась поддержка респондентов по отношению к возможным введением медиаобразования в качестве отдельного предмета - в среднем из пяти городов всего 13% (12% женщин, 1% мужчин). В г. Велико-Тырново одна пятая часть учителей - 22% (20% женщин, 2% мужчин) осознали важность такой учебный дисциплины. Однако в других городах это составляет примерно одну десятую часть учителей - в городах Шумен и Стражица - 12%, в городе Елена - 14%, а в городе Павликени - всего 3% (женщины).
Всего 0,3 % респондентов, выбравшие вариант „в" (учебный предмет обязательного обучения), аргументировали свой выбор. Основная часть указанных ответов утверждает, что медиаобразование представляет собой серьезную область и, следовательно, должно стать обязательным предметом.
Наиболее интересные мнения:
- «Медиаобразование должно преподаваться с необходимой серьезностью, согласно учебному плану, с оценкой» (женщина, учительница начальной школы, 42 года, г. Стражица);
- «Медиаобразование - важная часть жизни людей, что требует максимального внимания и ответственности» (женщина, учитель болгарского языка, 37 года, г. Шумен).
Самую слабую поддержку демонстрировали респонденты в связи с возможностью изучения медиаобразования в качестве факультативного предмета: в среднем всего 6% (5% женщин, 1% мужчин) из пяти городов. Общий процент выбравших этого варианта почти в 7 раз ниже, чем средний процент выбравших интеграцию этой области науки в учебных дисциплинах. Факультативное обучение как возможная форма изучения была указана 8% (только женщины) из г. Елены, 7% (только женщины) из г. Шумен, 5% (только женщины) из г. Велико-Тырново и 3% учителей в г. Павликени (2% женщин, 1% мужчин). Ни один преподаватель из г. Стражица не считает эту форму пригодной для обучения медиаграмотности.
Итак, можно сделать следующие выводы:
- почти половина респондентов в пяти городах считают, что наиболее подходящей формой для возможного введения медиаобразования является его интеграцию с предметами обязательного обучения;
- 41% респондентов полагают, что медиаобразование годится для изучения во внеклассных формах (клуб, кружок и пр.);
- наименьшую поддержку - от всего 6% опрошенных учителей, получило предложение о возможности преподавания медиаобразования в качестве факультативного предмета.
Были рассмотрены и свободно высказанные мнения учителей, в поддержку своего выбора. Интеграция тем медиаграмотности в учебные программы (в основном по болгарскому языку и литературе) фактически уже идет в младших и старших классах средней школы. Можно предположить, что преподаватели следят за результатами изучения основных понятий медиакультуры, и поэтому считают интегративный подход наиболее подходящим.
Рекомендацию преподавать медиаобразование в качестве внеклассной формы учителя аргументируют чрезмерной занятостью учеников старших классов и наличием многих обязательных предметов. Кроме того, некоторые учителя считают, что медиаобразование будет не очень интересно всем обучаемым.
По этой причине более низкий процент респондентов поддерживают возможное внедрение медиаобразования как факультативного предмета,
поскольку они предполагают, что его выберет небольшое количество учеников.
Что касается распределения выборов учителей на разных этапах обучения, можно сказать, что преподаватели младших и старших классов средней школы предпочитают в основном внешкольную форму изучения медиаобразования и интегративного подхода - в среднем 20% и 18%. Такое же соотношение наблюдается и в выборе учителей начальной школы - 15% и 11% для обеих форм обучения. В общем количество полученных голосов в поддержку указанных выше вариантов преподавания медиаобразования учителями начальной школы немного ниже, у их коллег - учителей в старших классах.
Итак, не только преподаватели и ученики, но и в целом болгарское общество нуждается в информации о характере, целях и задачах медиаобразования. Рекомендации европейских институтов о необходимости введения медиаобразования становятся доступными, в первую очередь, через средств массовой информации, но эта тема не всегда попадает в сферу интересов болгарских педагогов. Тем не менее, значительная часть опрошенных учителей оценили важность медиаобразования для молодого поколения, поэтому они предлагают интегрировать его с обязательными предметами. Однако включение определенных медиаобразовательных тем в учебный план обязательных предметов до сих пор не дает ученикам достаточной подготовки, чтобы справиться с вызовами современного мира, где очевидна доминирующая роль медиа.
В нынешней ситуации в Болгарии и с этим действующем законодательством приходим к выводу, что медиаобразование можно изучать во время внеклассных занятий, особенно что касается детей, которые проявляют к нему особый интерес.
Литература
ВитановаН. Основи научилищното обучение. Шумен, 2011. С.120.
Закон за степента на образование, общообразователния минимум и учебния план, www. топ. bg/?h=downloadFile&fileId=37
Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. 2007. www.ifap.ru/pr/2007/070625bb.pdf
Резолюция на ЕП относно медийната грамотност в дигиталния свят. 2008. http://www. europarl.europa. eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+REPORT+A6-2008-0461+0+DOC+XML+VO//BG
Российская педагогическая энциклопедия (электронная).
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/12.php
Саянова, Е. Защо медийното образование? 2009.
http://www.onair.medmediaeducation.it/_casestudies/..%5Cfiles%5C4112009165129-749-79.pdf
Становище на Комитета на регионите относно „Регионалните перспективи в развитието на медийната грамотност — медийното образование в образователната политика на Европейския съюз", http://eur-lex.europa.eu/legal-content/BG/TXT/?uri=CELEX:52009IR0133 Федоров A.B. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005. Федоров A.B. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010. С. 22.
Федоров A.B., Левицкая A.A., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. С. 42.