Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО АРМРЕСТЛИНГУ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО АРМРЕСТЛИНГУ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМРЕСТЛИНГ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕГО УГЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломахин О.Б., Александрова О.В., Мавлиев Ф.А., Бареева Д.Р., Уразгильдеева В.Ф.

Анализ федеральных стандартов и программ спортивной подготовки по армрестлингу показывает, что более пристальное внимание стоит уделять технической подготовке юных спортсменов. Армрестлинг относится к скоростно-силовым видам спорта. Борьба на руках предполагает не только наличие высоких силовых качеств, но и хорошую техническую подготовленность спортсмена. В статье представлено отношение тренеров по армрестлингу к организации и содержанию технической подготовки спортсменов в группе начальной подготовки. В исследовании приняло участие 44 тренера по армрестлингу. Показана важность технической подготовки юных спортсменов. Большое значение тренеры придают величине рабочего угла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломахин О.Б., Александрова О.В., Мавлиев Ф.А., Бареева Д.Р., Уразгильдеева В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF ARMWRESTLING COACHES TO THE ORGANIZATION AND CONTENT OF TECHNICAL TRAINING OF ARMWRESTLING ATHLETES IN THE GROUP OF INITIAL TRAINING

Analysis of federal standards and programs of sports preparation in armwrestling shows that more attention should be paid to technical preparation of young athletes. Armwrestling refers to speed and power sports. Wrestling with arms presupposes not only high strength qualities, but also a good technical preparation of the athlete. The article presents the attitude of armwrestling coaches to the organization and content of the technical preparation of athletes in initial training. Forty-four armwrestling coaches took part in the research. A conclusion about the importance of technical preparation of young athletes was made. Great importance is attached by the coaches to the value of the working angle.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО АРМРЕСТЛИНГУ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Konovalov V.N., Levkin A.V., Polyanchikov D.V. (2020) , "Planning of training and competitive loads in the mesocycle of the preparatory period for hockey players aged 16-17", Olympic sport and sport for all: materials of the XXV International Scientific Congress, Minsk, Oct 15-17 2020, Belarus State University of Physical culture, Minsk, Part 2, pp. 101-107.

3. Nechitailo E. S., Gorskaya G. B. 2020, "The role of environmental and personal factors in maintaining the mental stability of youth athletes", Materials of the annual reporting scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (May 29, 2020 , Krasnodar) conference materials, Kuban state University of Physics culture, sports and tourism, Krasnodar, pp. 128-133.

4. Pavlov A. S. , Pavlov S. E. (2012), "General principles of training hockey players", Olympic Bulletin, No. 13 , Moscow, pp. 215-222.

5. Romanova, N.N., Nadrgulov A.R., (2021), "Methodical features of Psychological preparedness of hockey players at the sport master skill improvement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 442-446.

6. Smolentseva V.N., (2020), "Development and formation of psychoregulation as a scientific direction in the practice of sports", Physical education in Siberia, Issue. 1 (43), pp. 61-64.

Контактная информация: valentinaomsk333@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2023

УДК 796.8

ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ ПО АРМРЕСТЛИНГУ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Олег Борисович Соломахин, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Владимировна Александрова, старший преподаватель, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань; Диана Рустемовна Бареева, мастер спорта международного класса по армрестлингу, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Венера Фоатовна Ураз-гильдеева, старший преподаватель, Чистопольский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, Чистополь; Эльза Исхаковна Ахметшина, кандидат педагогических наук, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань

Аннотация

Анализ федеральных стандартов и программ спортивной подготовки по армрестлингу показывает, что более пристальное внимание стоит уделять технической подготовке юных спортсменов. Армрестлинг относится к скоростно-силовым видам спорта. Борьба на руках предполагает не только наличие высоких силовых качеств, но и хорошую техническую подготовленность спортсмена. В статье представлено отношение тренеров по армрестлингу к организации и содержанию технической подготовки спортсменов в группе начальной подготовки. В исследовании приняло участие 44 тренера по армрестлингу. Показана важность технической подготовки юных спортсменов. Большое значение тренеры придают величине рабочего угла.

Ключевые слова: армрестлинг, техническая подготовка, величина рабочего угла.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p375-379

ATTITUDE OF ARMWRESTLING COACHES TO THE ORGANIZATION AND CONTENT OF TECHNICAL TRAINING OF ARMWRESTLING ATHLETES IN THE

GROUP OF INITIAL TRAINING

Oleg Borisovich Solomakhin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Vladimi-rovna Aleksandrova, the senior teacher, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological

sciences, senior research associate, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Diana Rustemovna Bareeva, the master of sports of international class in arm wrestling, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Venera Foatovna Uraz-gildeeva, the senior teacher, Chistopol branch of the Kazan National Research Technical University. A.N. Tupoleva, Chistopol; Elza Iskhakovna Akhmetshina, the candidate of pedagogical sciences, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Abstract

Analysis of federal standards and programs of sports preparation in armwrestling shows that more attention should be paid to technical preparation of young athletes. Armwrestling refers to speed and power sports. Wrestling with arms presupposes not only high strength qualities, but also a good technical preparation of the athlete. The article presents the attitude of armwrestling coaches to the organization and content of the technical preparation of athletes in initial training. Forty-four armwrestling coaches took part in the research. A conclusion about the importance of technical preparation of young athletes was made. Great importance is attached by the coaches to the value of the working angle.

Keywords: armwrestling, technical preparation, value of the working angle.

ВВЕДЕНИЕ

Система подготовки спортсменов-армрестлеров за последние десятилетия подверглась существенным изменениям, которые затронули и теоретико-методические и организационные аспекты тренировочного процесса. С 2015 было принято три Федеральных стандарта спортивной подготовки по данному виду спорта. Минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки варьировался от 14 до 10 лет. Соотношение видов спортивной подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки также значительно поменялось. Так, если в стандарте 2015 года (утвержден приказом Минспорта РФ от 12.10.2015г. № 931) на начальном этапе технико-тактической подготовке отводилось 10-15%, то в ныне действующем стандарте (утвержден Приказом Минспорта РФ от 16.11.2022г. №1003) техническая подготовка выделена отдельно от тактической и ее процент повысился до 36-43.

Армрестлинг относится к скоростно-силовым видам спорта. По биомеханическим и скоростным параметрам он имеет сходство со спринтерским бегом, прыжками, метанием и другими взрывными видами спорта, но, являясь единоборством, имеет существенные отличия. Так вес и форма спортивного инвентаря и снарядов из различных других силовых видов спорта остаются постоянными во время выполнения технических действий, тогда как сопротивление, оказываемое соперником во время поединка, постоянно меняется.

Внешняя простота движения в армрестлинге скрывает за собой технически сложное ведение борьбы [1]. Движения выполняются из неподвижного исходного положения и корректируются по ходу поединка [2]. Анализ научно-методической литературы показал, что борьба на руках предполагает не только наличие высоких силовых качеств, но и хорошую техническую подготовленность спортсмена. В связи с этим целью нашего исследования является изучение отношения тренеров по армрестлингу к организации и содержанию технической подготовки спортсменов в группе начальной подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета, состоящая из 18 вопросов открытого и закрытого типа. В анкетировании приняли участие 44 тренера по армрестлингу в возрасте от 27 до 59 лет (средний возраст составил 44,1 года). Из них 18 человек имеют высшую тренерскую категорию, 20 - 1-ю тренерскую категорию и 6 тренеров имеют 2-ю тренерскую категорию. По уровню образования респонденты распределились следующим образом: 29,5% респондентов имеют высшее профильное образование, 34,1% респондентов высшее непрофильное образование, 36,4% - среднее профессиональное образование. Анкетный опрос проводился во время Первенства и Чемпионата ПФО по

армрестлингу (г. Нижнекамск, 12-14 января 2023 г.)

Результаты анкетирования были подвергнуты статистическому анализу с применением одновыборочного критерия хи-квадрат, а также непараметрического корреляционного анализа Спирмена в программе IBM SPSS 20, уровень использованной статистической значимости а=0,05. Для описания коэффициентов корреляции использовалась шкала Чеддока.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первая часть анкеты содержала общие вопросы по организации тренировок спортсменов в спортивной школе. При ответе на вопрос с возможностью множественного выбора «На основе каких документов вы осуществляете планирование и организацию тренировочного процесса?» тренеры не пришли к единому мнению (p>0,05). 63,6% респондентов указали программы спортивной подготовки по армрестлингу спортивной школы и собственные методики, 45,5% руководствуются также методическими разработками других тренеров. Лишь 43,2% тренеров в своей профессиональной деятельности руководствуются требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «армрестлинг». Следующий вопрос позволил выявить, что большинство (77,3%, р<0,001) тренеров принимали участие в разработке программы спортивной подготовки по армрестлингу спортивной школы. Ответ на этот вопрос и анализ существующих программ спортивной подготовки ряда спортивных школ показал, что они не всегда соответствуют требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «армрестлинг».

Мнение респондентов относительно благоприятного возраста для начала занятий армрестлингом разделилось следующим образом: 8-10 лет - 25%, 11-12 лет - 27,3%, 13-14 лет - 38,6%, старше 14 лет - 6,8%. Наблюдается «умеренная» корреляция (r=0,31, р<0,05) тренерской категории и выбора возраста начала занятий спортом: чем выше категория, тем более старший возраст они выбирают при ответе на данный вопрос.

Ответ на вопрос с множественным выбором о вкладе разных видов спортивной подготовки в группе начальной подготовки в армрестлинге (значительный; средний; незначительный) представлен в таблице.

Таблица - Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько значительным является вклад разных видов спортивной подготовки в группе начальной подготовки в армрестлинге?»

Виды спортивной подготовки Значительный Средний Незначительный Р

ОФП 70,5 29,5 0,0 <0,001

СФП 63,6 29,5 6,8 <0,001

Техническая подготовка 36,4 54,5 9,1 <0,001

Тактическая подготовка 27,3 52,3 20,5 0,009

Теоретическая подготовка 15,9 75,0 9,1 <0,001

Психологическая подготовка 56,8 36,4 6,8 0,001

Примечание: в таблице представлен процент от общего количества респондентов, в колонке «р», статистическая значимость от равномерного распределения при оценке вклада видов спортивной подготовки.

Как следует из таблицы, большинство тренеров (р<0,001) отмечают значительный вклад трех видов спортивной подготовки на начальном этапе в армрестлинге: общей и специальной физической подготовки, психологической подготовки. Техническая, тактическая и теоретическая подготовка по сравнению с вышеуказанными видами спортивной подготовки, по мнению респондентов не являются значительными на начальном этапе и имеют среднее значение. Ни один из тренеров не указал ОФП среди видов спортивной подготовки, имеющих незначительное влияние на начальном этапе. Остальные виды спортивной подготовки, за исключением тактической, получили менее 10% голосов респондентов.

Технической подготовке в группе начальной подготовки в соответствии со стандартом должно уделяться больше внимания, чем ОФП и СФП. Установленные актуальным стандартом границы - от 36 до 43% тренировочного времени, что на 30% больше, чем в ранее действовавшем стандарте. Несмотря на это, только 36,4% тренеров считают

значимой техническую подготовку, 54,5% отмечают ее среднее значение в структуре тренировочного процесса, 9,1% и вовсе считают вклад технической подготовки незначительным. Исходя из этого мнения респондентов о распределении тренировочного времени на техническую подготовку относительно других видов спортивной подготовки в группе начальной подготовки разделились (p>0,05): лишь четверть респондентов выполняют требования стандарта, более 50% респондентов отводят технической подготовке от 11 до 35% тренировочного времени, 20% - более 43%

Следующая часть анкеты посвящена обучению технике в группе начальной подготовки. 72,7% респондентов начинают техническую подготовку юных спортсменов с обучения стартовой позиции (р<0,001), что в полной мере соответствует теории и методике обучения армрестлингу. 18,2% начинают с обучения технике наклона, 9,1% - с обучения без сопротивления. По мнению тренеров, из существующих техник чаще других используется техника борьбы «верхом» (75%, р<0,001). Другие виды: «толчком» и «крюком» получили 13,6% и 11,4% голосов соответственно.

Мнение респондентов относительно параметров при подборе партнеров при обучении технике (при формировании умения) в группе начальной подготовки распределилось следующим образом (р<0,001): по росту - 75%; по весу - 52,3; по длине рук - 34,1%; по длине туловища -11,4%; по другим параметрам - 36,4%.

73% (р=0,002) тренеров полностью уверены, что величина рабочего угла влияет на технику исполнения технических действий, остальные 27% при ответе на вопрос выбрали вариант «скорее да, чем нет». Ни один из респондентов не выбрал отрицательный вариант ответа. Это подтверждает значимость правильного положения рук соперников относительно туловища и поверхности стола во время обучения техническим действиям.

Среди важнейших критериев оценки качества технических действий респонденты отмечают (р<0,001): сохранение рабочих углов - 88,6%; выполнение технического действия без нарушения правил - 59%; правильное положение туловища относительно стола

- 47,7%; полная амплитуда движения руки - 38,6%; время исполнения технического действия - 6,8%.

81,8% (р<0,001) тренеров используют при обучении сертифицированный стол для армрестлинга, используемый на официальных соревнованиях. 18,2% используют для тренировок имеющийся в наличии стол, не соответствующий стандарту.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное анкетирование позволило установить, что часть тренеров не уделяют должного внимания технике в группах начальной подготовки (32% тренеров отводят технике менее 20%), что не согласуется с требованиями Федерального стандарта.

В процессе технической подготовки юных армрестлеров большое значение имеет величина рабочего угла. 88,6% тренеров среди важнейших критериев оценки качества технических действий отмечают сохранение «рабочих углов» как в стартовой позиции, так и в течение всего поединка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Живодёров А.В. Техническая подготовка армрестлеров на этапе начальной спортивной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Живодёров Алексей Валерьевич. - Санкт-Петербург, 2013.

- 156 с.

2. Политов А.В. Методика биомеханического анализа двигательных действий в армрестлинге с использованием современных информационных технологий / А.В. Политов, И.Н. Никулин, А.В. Посохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 187-191.

REFERENCES

1. Zhivoderov, A. V. (2013), Technical training of arm wrestlers at the stage of initial sports specialization, dissertation, St. Petersburg.

2. Politov, A.V., Nikulin, I.N. and Posokhov A.V. (2017), "Method on biomechanical analysis of motor actions in arm wrestling using modern information technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 187-191.

Контактная информация: a.olga84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2023

УДК 796.011.3

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ТЕЛЕОПЕРАТОРОВ

Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Илья Александрович Кочергин, старший преподаватель, Леонид Александрович Онучин,

кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Терещенко, старший преподаватель, Мария Евгеньевна Певзнер, студентка, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Ведущую позицию в процессе производства телевизионного спортивного продукта занимает оператор. Этот специалист одновременно выполняет ряд функций. Нередки случаи приобретения профессиональных заболеваний, обусловленных функциональным перенапряжением опорно-двигательного аппарата. Цель исследования - разработка структуры профессионально-прикладной физической подготовки для студентов-телеоператоров, обучающихся в творческом вузе по специальности «Кинооператорство». Методы исследования: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, анализ работы операторов на соревнованиях различного уровня. Выводы. Профессионально-прикладная физическая подготовка оператора состоит из комплексов функциональной тренировки для развития физических качеств и функциональных систем организма, подводящих упражнений к его основным рабочим действиям с репортажной камерой на плече или системой Steadicam.

Ключевые слова: студенты, творческий вуз, телеоператоры, спортивные соревнования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p379-385

STRUCTURE OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS-CAMERAMEN Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical science, professor, Vladimir Sergeevich

Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Ilya Alexandrovich Kochergin, the senior teacher, Leonid Alexandrovich Onuchin, the candidate of pedagogical science, docent, Alexander Sergeevich Tereshchenko, the senior teacher, Maria Evgenievna Pevsner, the student, St. Petersburg State University of Film and Television

Abstract

Introduction. The leading position in the production of a TV sports product is occupied by the operator. This specialist simultaneously performs a number of functions. Cases of acquisition of occupational diseases caused by functional overstrain of the locomotor apparatus are not uncommon. The purpose of the study is to develop a structure of professional-applied physical training for students-cameramen studying at the creative university in the specialty "Cinematography". The methods of the study: analysis of literary sources, pedagogical observations, analysis of the cameramen's work at various levels competitions. Conclusions. Professionally-applied physical training of the cameraman consists of functional fitness complexes for the development of physical abilities and functional systems of the body, lead-up exercises to his main working actions with a shoulder camera or a Steadicam system.

Keywords: students, creative university, cameramen, sports events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.