УДК 796.853.26
РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-КОРЭШИСТОВ
(по данным социологического опроса тренеров)
И.Е. Коновалов, А.А. Нурмухаметов
ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с авторами: e-mail: [email protected]
Аннотация:
Цель исследования - изучение отношения тренеров, работающих со спортсменами, специализирующимися в корэш, к содержанию тренировочного процесса; выявление существующих проблем в подготовке представителей данного вида спорта.
Методы и организация исследования: для реализации цели нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов и 33 подвопросов открытого и закрытого типа. В анкетировании принимали участие 30 тренеров из 8 регионов России.
Результаты. Определены основные проблемы, с которыми сталкиваются тренеры в процессе спортивной подготовки корэшистов: недостаточность методической литературы по корэш, малое количество соревнований для юных корэшистов; высокая конкуренция с другими видами спорта в наборе детей и др. Выявлен уровень информированности тренеров о содержании технической подготовки юных спортсменов. Ключевые слова: юные спортсмены, занимающиеся борьбой корэш; корэшисты; физическая подготовка корэшистов; техническая подготовка корэшистов; технические приемы в борьбе корэш.
REALITIES AND ISSUES OF TRAINING ATHLETES IN KORESH WRESTLING (According to the coaching survey) I.E. Konovalov , A.A. Nurmukhametov
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:
The purpose of the research is to study the attitude of coaches working with athletes practicing Koresh wrestling to the content of training process, to reveal existing problems in training of representatives of this kind of sport.
Study methods and framework: to achieve the main goal we have developed the questionnaire list containing 8 questions and 33 subquestions of open and closed types. 30 coaches from 8 Russian regions participated in the study.
Results. The main challenges faced by coaches in the process of Koresh wrestlers training are as follows: lack of educational literature on Koresh wrestling, low number of competitions for young Koresh wrestlers, growing competition with other sports to increase children enrollment etc. The awareness level of coaches in the field of technical training content for young athletes is revealed.
Keywords: young athletes practicing Koresh wrestling; Koresh wrestlers; physical fitness of Koresh wrestlers; technical training of Koresh wrestlers; technics in Koresh wrestling.
ВВЕДЕНИЕ. Борьба корэш является одним из популярных видов спорта в Республике Татарстан и иных регионах России. Анализ научно-методической литературы показывает, что, несмотря на популярность данного вида спорта, единичными являются работы, в которых представлены медико-биологические аспекты спортивной тренировки корэшистов, педагогические технологии обучения техническим приемам и формирования ведущих в
борьбе корэш физических качеств [1,2]. Изучение практики спортивной подготовки представителей данного вида спорта показывает, что тренеры корэшистов испытывают затруднения в планировании и организации тренировочного процесса, что обусловлено различными причинами (недостаточным материально-техническим оснащением мест занятий борьбой корэш, низкой конкурентоспособностью данного вида спорта с зарож-
дающимися видами спорта и др.). В связи с вышесказанным целью нашего исследования является изучение отношения тренеров спортсменов, специализирующихся в корэш, к содержанию тренировочного процесса, выявление существующих проблем в подготовке представителей данного вида спорта. Для реализации цели нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов и 33 подво-просов открытого и закрытого типа. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В анкетном опросе принимали участие 30 тренеров, представляющих Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Республику Марий Эл; Челябинскую, Оренбургскую, Свердловскую и Ульяновскую области; Пермский край. В анкетировании участвовали тренеры от 27 до 60 лет (средний возраст в группе составил 45,5 лет), имеющих 2-ю тренерскую категорию (9 человек), 1-ю тренерскую категорию (10 человек) и высшую тренерскую категорию (11 человек). При этом 12 респондентов имеют 1-й разряд, 4 респондента являются кандидатами в мастера спорта; 13 респондентов являются мастерами спорта и один респондент имеет звание Заслуженный мастер спорта. Мы установили, что 73% респондентов имеют высшее образование, а 17% респондентов
— среднее специальное. При этом две трети респондентов имеют различные государственные награды и звания (таблица 1). Анкетный опрос проводился в период проведения Всероссийского турнира «Кубок Урала» по корэш (г. Кунгур, 10-12 ноября 2017 г.) и Чемпионата России по корэш в г. Перми 8-9декабря 2017 года.
При анализе ответов респонденты были поделены на 3 подгруппы; основанием для разделения на подгруппы служила тренерская категория.
Ответы на первый вопрос «Что, по-Вашему, означает сенситивный период развития?» представлены в таблице 2. По утверждению многих исследователей, под сенситивным периодом понимается наиболее благоприятный период для формирования определенных способностей и свойств. Знание сенситивных периодов для развития ведущих физических способностей и их учет при планировании содержания тренировочного процесса может позволить тренеру содействовать значительному их приросту в вышеназванный период.
Как видно из таблицы, большинство тренеров, имеющих высшую и первую категорию, правильно ответили на поставленный вопрос и, вероятно, используют это понимание в
Таблица 1 - Характеристика респондентов
Характеристики Тренеры второй тренерской категории (п=9) Тренеры первой тренерской категории (п=10) Тренеры высшей тренерской категории (п=11)
Средний возраст 39,0 45,9 50,4
Педагогический стаж 13,4 17,6 22,5
Спортивная квалификация: - I р-д - КМС
55,6% 20% 45,5%
- МС 22,2% 20% -
- ЗМС 22,2 % 60% 45,5%
- - 9%
Образование:
-среднеспециальное; 55,5% 20% 9%
- высшее н/физкульт. 11,1% 20% 9%
- высшее физкульт. 33,4% 60% 82%
Что, по-Вашему, означает сенситивный период развития? Тренеры второй категории Тренеры первой категории Тренеры высшей категории
наиболее сложный период для формирования определенных психологических свойств и видов поведения 33,3% 10% 9%
наиболее благоприятный период для формирования определенных психологических свойств и видов поведения 55,6% 90% 91%
психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь 11,1% - -
Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по-Вашему, означает сенситивный период развития?»
тренировочном процессе; четыре тренера из девяти, имеющих вторую тренерскую категорию, неправильно ответили на данный вопрос.
Во втором вопросе требовалось определить ранг видов (сторон) подготовки спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки.
Нами выявлены достоверные различия между подгруппами при ответе на данный вопрос (таблица 3).
Из таблицы 3 видно, что тренеры, имеющие вторую тренерскую категорию, таким образом определили степень важности различных сторон подготовки при работе с начинающими спортсменами:
I место — психологическая подготовка;
II место — общая физическая подготовка;
III место — теоретическая подготовка. Тренеры, имеющие первую тренерскую категорию, расставили следующим образом первые три места в видах подготовки:
I место — общая физическая подготовка;
II место — психологическая подготовка;
III место — техническая подготовка. Тренеры высшей тренерской категории по-своему распределили первые три места:
I место — общая физическая подготовка;
II место — техническая подготовка;
III место — теоретическая подготовка. Интересно, что с повышением тренерской категории значимость технической подготовки в спортивной подготовке начинающих спортсменов возрастает — с V места у тренеров второй категории до II места у тренеров высшей категории. Можно сделать предположение, что внимание, которое уделяется
технической подготовке в тренировочном процессе юных спортсменов, также больше у представителей третьей подгруппы. Возможно, этот факт является основой их профессионального успеха.
Ответы респондентов на вопрос «Как Вы думаете, с каким из видов подготовки в наибольшей степени связана техническая подготовка юных спортсменов?» представлены в таблице 4. Как видно из таблицы, особенности в ответах обусловлены различием подгрупп в профессиональной подготовленности. Так, респонденты второй тренерской категории считают, что в первую очередь техническая подготовка юных спортсменов связана с психологической подготовкой; во вторую очередь — с морально-волевой; в третью — с теоретической подготовкой. Тренеры, имеющие первую тренерскую категорию, связывают техническую подготовку с физической и психологической подготовкой (I- II место) и тактической подготовкой (III место). По мнению тренеров высшей категории, техническая подготовка юных спортсменов тесно связана прежде всего с физической подготовкой. С этим утверждением невозможно не согласиться — многие технические элементы борьбы требуют подготовленности ведущих мышечных групп, определенного двигательного опыта. Низкий уровень физической подготовленности, узость двигательного опыта являются зачастую причинами двигательных ошибок и долгого освоения двигательных действий. По утверждению респондентов этой подгруппы, техническая подготовка тесно связана с тактической подготовкой — эффективность технических дей-
Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Определите ранг видов (сторон) подготовки спортсменов в группах начальной подготовки (пронумеруйте ответы по степени важности: самый важный, на Ваш взгляд, отметьте цифрой 1, менее важный - цифрой 2, и так далее до цифры 7)»
Определите ранг видов (сторон) Тренеры 2-й Тренеры 1-й Тренеры высшей Всего
подготовки спортсменов в груп- катего рии катего рии катего рии
пах начальной подготовки Средний балл Ранг Средний балл Ранг Средний балл Ранг Средний балл Ранг
общая физическая подготовка 2,8 II 1,7 I 2,0 I 2,1 I
психологическая подготовка 2,4 I 2,7 II 4,0 IV 3,1 II
техническая подготовка 4,4 V 4,3 IV 3,2 II 3,9 IV
специальная физическая под- 4,1 IV 4,8 V 4,3 V 4,4 V
готовка
интегральная подготовка 5,8 VII 5,3 VI 6,2 VII 5,8 VII
теоретическая подготовка 3,0 III 3,4 III 3,6 III 3,4 III
тактическая подготовка 4,7 VI 5,5 VII 4,7 VI 4,8 VI
ствии нередко зависит от умения предвидеть замыслы противника и опережать их. Тренеры высшей категории считают, что техническая подготовка также тесно связана с теоретической подготовкой — формирование основ, техники вида спорта начинается с создания представлений о двигательном действии, формирования знаний о нем.
Следующий вопрос предлагал респондентам перечислить существующие в корэш приемы и определить последовательность их изучения в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах. Ответы респондентов представлены в таблице 5. Респонденты перечислили 12 приемов борьбы корэш и предложили варианты их изуче-
Таблица 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы думаете, с каким из видов подготовки в наибольшей степени связана техническая подготовка юных спортсменов? (пронумеруйте ответы по степени важности: самый важный, на Ваш взгляд, отметьте цифрой 1, менее важный - цифрой 2, и так далее до цифры 6)»
Как Вы думаете, с каким из видов подготовки в наибольшей степени связана техническая подготовка юных спортсменов? Тренеры катего 2-й рии Тренеры катего 1- й рии Тренеры катего ысшей рии Всего
Средний балл Ранг Средний балл Ранг Средний балл Ранг Средний балл Ранг
общая физическая подготовка 3,6 IV 2,6 !-М 2,1 I 2,7 I
психологическая подготовка 2,2 I 2.6 !-М 3,5 Ш-М 2,8 II
тактическая подготовка 3,9 V 3,4 III 3,1 II 3,4 III
морально-волевая подготовка 3.0 II 3,6 V 5,2 VI 3,7 V
интегральная подготовка 4,9 VI 5,3 VI 4,5 V 4.9 VI
теоретическая подготовка 3.4 III 3,5 IV 3,5 Ш-М 3,5 IV
Перечислите существующие приемы в корэш и определите последовательность их изучения в ГНП и в УТГ (всего 12 приемов) Бросок прогибом ч\з грудь с места - 29 ответов ГНП-1 28 96,55%
ГНП-2 0 0%
ГНП-3 1 3,45%
УТГ 0 0,00%
Бросок с зашагиванием за левую и правую ногу - 28 ответов ГНП-1 21 75,00%
ГНП-2 5,5 19,64%
ГНП-3 1,5 5,36%
УТГ 0 0%
Бросок прогибом ч\з грудь с зашагиванием между ног соперника - 12 ответов ГНП-1 8 66,67%
ГНП-2 3 25,00%
ГНП-3 0 0%
УТГ 1 3,57%
Бросок через бедро (с выводом за спину) - 22 ответа ГНП-1 0 0%
ГНП-2 7 31,82%
ГНП-3 7,5 34,09%
УТГ 7,5 34,09
Бросок прогибом через грудь с подсадом - 22,5 ответа ГНП-1 3 13,33%
ГНП-2 10 44.44%
ГНП-3 4,5 20,00%
УТГ 5 22,22%
Бросок с подседом на колени - 6 ответов ГНП-1 0 0%
ГНП-2 1 16,66%
ГНП-3 4 66,67%
УТГ 1 16,66%
Бросок скручиванием (с ног, без ног; влево, вправо) - 15 ответов ГНП-1 8 53,33%
ГНП-2 3 20,00%
ГНП-3 1 6,67%
УТГ 3 20%
Бросок наклоном вперед с маятниковым движением - 3 ответа ГНП-1 1 33,33%
УТГ 2 66,67%
Бросок с подбивом коленом - 4 ответа ГНП-1 0 0%
ГНП-2 1 25%
ГНП-3 2 50%
УТГ 1 25%
Бросок наклоном вперед - вертушка - 1 ответ УТГ 1 100%
Болтушка- 1 ответ ГНП -3 1 100%
Бросок через ногу - 1 ответ ГНП -3 1 100%
Таблица 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Перечислите существующие приемы в корэш (варианты их выполнения) и определите последовательность их изучения в группах начальной подготовки и в учебно-тренировочных группах»
ния по годам обучения. Из таблицы видно, что наиболее популярными приемами являются: бросок прогибом через грудь с места; бросок с зашагиванием за левую и правую ногу; бросок прогибом через грудь с подсадом; бросок через бедро с выводом за спину. При этом, по мнению респондентов, начинать освоение технических приемов в группе начальной подготовки первого года обучения следует со следующих приемов:
— бросок прогибом через грудь с места (такой вариант ответа выбрали 28 тренеров);
— бросок с зашагиванием за левую и правую ногу (такой вариант ответа выбрали 21 человек);
— бросок скручиванием (такой вариант ответа выбрали 8 человек).
Анализ ответов на вопрос «Какие нормативно-правовые документы и методические материалы Вы используете в тренировочной деятельности?» показывает, что каждый участник анкетного опроса в той или иной мере знаком с нормативно-правовыми документами и методическими материалами и использует их в тренировочной деятельности. При этом 12 тренеров, участвующих в анкетном опросе, опираются в своей педагогической деятельности на Федеральный стандарт по виду спорта «корэш», 7 тренеров используют в работе Устав ДЮСШ; 6 респондентов опираются в работе на нормативно-правовые акты ДЮСШ (распоряжения, приказы и др.); 6 человек — на методические пособия по борьбе корэш. Значительно меньше в педагогической деятельности респонденты используют правила
соревнований, учебные программы, видеоматериалы соревнований и другие методические материалы. Тревожным является тот факт, что более половины тренеров представили лишь один документ (методические материалы), на который они опираются в тренировочной деятельности — Устав ДЮСШ, либо программу ДЮСШ, либо Федеральный стандарт или конкретные методические пособия. Ответы на вышеназванный вопрос согласуются с данными, представленными в таблице 6. Ответы респондентов на вопрос «Какие трудности в Вашей профессиональной деятельности вызывают у вас беспокойство?», представленные в таблице 6, показывают, что многие тренеры, участвующие в анкетном опросе, жалуются на отсутствие методической литературы. Анализ ответов на поставленный выше вопрос позволил выявить достоверные различия в ответах у представителей различных подгрупп.
Так, тренеры, имеющие вторую тренерскую категорию, определили следующие наиболее значимые трудности:
— высокая конкуренция с другими видами спорта при наборе детей в группы начальной подготовки (I место);
— отсутствие единой программы ДЮСШ с изложением содержания тренировочного процесса на этапах подготовки (II-III место);
— незначительное количество соревнований для начинающих спортсменов (II-III место). Тренеры, имеющие первую тренерскую категорию, утверждают, что из-за малого количества соревнований, проводимых для юных
Таблица 6 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие трудности в Вашей профессиональной деятельности вызывают у Вас беспокойство? (пронумеруйте ответы по степени важности: самый важный, на Ваш взгляд, отметьте цифрой 1, менее важный - цифрой 2, и так далее до цифры 6)»
Какие трудности в Вашей профес- Тренеры 2-й Тренеры 1-й Тренеры высшей Всего
сиональной деятельности вызыва- категории категории категории
ют у Вас беспокойство? Баллы Ранг Баллы Ранг Баллы Ранг Баллы Ранг
отсутствие методической литера- 3,2 IV 3,0 III 2,0 I 2,7 I
туры
отсутствие единой программы ДЮСШ с изложением содержания 2,8 II-III 2,8 II 2,8 II 2,8 II
по этапам подготовки
мало соревнований для детей 2,8 II-III 2,85 I 3,8 IV 3,1 IV
плохая материально- техническая база 4,0 V 4,2 V 3,9 V 4,0 V
высокая конкуренция с другими видами спорта в наборе детей 2,2 I 3,4 IV 2,9 III 2,9 III
другое 6,2 VI 5,2 VI 5,5 VI 5,3 VI
спортсменов, дети нередко теряют интерес к этому виду спорта и покидают спортивную школу. Тренеры этой группы также утверждают, что для их эффективной работы не хватает методической литературы с подробным изложением содержания тренировок по этапам подготовки. Тренеры высшей категории солидарны со своими коллегами и также считают недостаточность методической литературы и отсутствие единой программы ДЮСШ с изложением содержаний работы по подготовке корэшистов на различных этапах подготовки сдерживающими факторами в тренировочной деятельности. Большинство респондентов всех подгрупп сами определяют содержание тренировочных занятий. Лишь около трети респондентов надеются на помощь относительно содержания занятий со стороны администрации ДЮСШ. ВЫВОДЫ. Таким образом, анкетный опрос тренеров, осуществляющих подготовку корэ-шистов, позволил выявить следующее: — по мнению большинства тренеров, в группах начальной подготовки следует уделять внимание общей физической подготовке (I
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Полько, Г. М. Обоснование методики обучения техническим действиями в борьбе куреш : дис. ... кан. пед. наук / Г. М. Полько. - Челябинск, 2004.
2. Мавлиев, Ф. А. Изменение гемодинамических и стабилографических показателей при ортостати-ческих воздействиях у спортсменов, занимающихся борьбой / Ф. А. Мавлиев, А. С. Назаренко, Ф. Р. Зотова, А. А. Набатов // Теория и практика физиче-
LIST OF REFERENCES
1. Polko, G. M. Justification of educational methods for technics training in Koresh wrestling: thesis of PhD in Education / G. M. Polko. - Chelyabinsk, 2004.
2. Mavliev, F. A. Changes in hemodynamic and stabilo-graphic indicators with orthostatic influences in athletes practicing wrestling / F. A. Mavliev, A. S. Naza-renko, F. R. Zotova, A. A. Nabatov // Theory and practice
место), психологической подготовке (II место), теоретической подготовке (III место) и технической подготовке (IV место). При этом с повышением тренерской категории значимость технической подготовки в тренировочном процессе юных корэшистов возрастает;
— выявлены достоверные различия между мнениями тренеров второй тренерской категории и тренеров высшей категории относительно взаимосвязи технической подготовки с другими видами подготовки. По мнению тренеров второй тренерской категории, техническая подготовка тесно связана с психологической и морально-волевой подготовкой; а тренеры высшей категории успешность технической подготовки связывают с физической и тактической подготовкой;
— по утверждению тренеров, наиболее значимыми трудностями в профессиональной деятельности являются нехватка методической литературы, отсутствие единой программы ДЮСШ с изложением содержания тренировочных занятий по этапам подготовки; высокая конкуренция с другими видами спорта при наборе детей для занятий борьбой корэш.
ской культуры. - 2015. - № 11. - С. 21-23. 3. Нурмухаметов, А. А. Методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса по борьбе корэш в детско-юношеских спортивных школах / А. А. Нурмухаметов, И. Е. Коновалов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы VII международной научно-практической конференции. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2017. - С. 152-154.
of physical culture. - 2015. - № 11. - P. 21-23. 3. Nurmukhametov, A. A. Methodical support of the training process in Koresh wrestling in youth sport schools / A. A. Nurmukhametov, I.E. Konovalov // Actual problems of physical culture and sports: proceedings of VII international conference on science and practice. - Cheboksary: I.Y. Yakovlev ChSPU, 2017. - P. 152-154.