ответственность, связанная с правом отдавать приказы, выполнение которых сопряжено со смертельным риском; чувство войскового товарищества; забота о подчиненных; уважение к сослуживцам (независимо от воинского звания); умение считаться с мнением других; коллективизм; тактичность; самообладание; выдержка; готовность к осознанному риску; принципиальность; самокритичность; дисциплинированность; порядочность [6, С. 74].
Таким образом, рассмотрев основные структурные элементы профессионально-этического воспитания, особенности состава его объектов и субъектов, основные закономерности и противоречия, посредством которых были выявлены его основные принципы, методы, приемы, средства и формы в данной статье обоснованы сущность и содержание профессионально-этического воспитания курсантов вузов МО РФ и его структурно-логическая схема.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовюк, В.И. Профессионально-этическое воспитание офицера-политработника и пути его совершенствования в свете решений XXVII съезда КПСС : лекция / В.И. Вдовюк ; отв. ред. В. П. Лазарев ; Военно-педагогическая академия им. В.И. Ленина. - М. : [б.и.], 1987. - 65 с.
2. Военная педагогика : учебник для вузов / И.А. Алехин [и др.] ; под общей редакцией И.А. Алехина. - Москва : Издательство «Юрайт», 2018. - 414 с.
3. Киселев, Г.Б. Локальная система воспитания современного военного вуза как средство формирования личностных и профессиональных качеств курсанта / Г.Б. Киселев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 1-2 (7). - С. 63-71
4. Педагогика высшей военной школы / под ред. В.Н. Герасимова ; Военный университет. -М. : [б.и.], 2001. - 175 с.
5. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. Барабанщикова А.В. - М. : Воениздат, 1989. - 365 с.
6. Фадеев, А.В. Современные подходы к организации профессионально-этического самосовершенствования курсантов высших военных учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук / Фадеев А.В. - Рязань, 2004. - 223 с.
REFERENCES
1. Vdovuk V.I. (1987), Professional and ethical upbringing of an officer - political worker and the ways of its improving in the light of XXVIICPSU s meeting resolution : lecture, Lenin Military Academy, Moscow.
2. Ed. Alekhin, I.A. (2018), Military pedagogy : textbook, Yuright, Moscow.
3. Kiselev, G.B. (2011), "Local system of upbringing in modern military ihe as a mean of creation of personal and professional features of cadets", Historical and socially educational idea, No. 1-2 (7), pp. 63-71.
4. Ed. Gerasimov, V.N. (2001), Pedagogy of high military school, Military University, Moscow
5. Barabanshchikov, A.V. (1989), Psychology and pedagogy of high military school, Voenizdat, Moscow.
6. Fadeev, A.V. 92004), Modern ways to the organization of professional and ethical self-improving of cadets of military institutes of high education, dissertation, Ryazan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.08.2019
УДК 796.894.2
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАТАКУЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ АРМРЕСТЛЕРОВ С ПАССИВНЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ
ПОЛОЖЕНИЕМ КИСТИ
Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ по гиревому спорту, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент,
помощник ректора, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург;
Сергей Александрович Блохин, доцент, Заслуженный мастер спорта РФ по армрестлингу, Заслуженный тренер РФ по армрестлингу, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.П. Туполева, Казань
Аннотация
Современные реалии развивающихся видов спорта позволяют выявить неуклонный рост спортивного мастерства соревнующихся атлетов, что требует при управлении тренировочным процессом особого подбора средств и методов, которые в наибольшей мере соответствовали бы индивидуальным возможностям спортсменов. Актуальной проблемой совершенствования процесса подготовки является создание системы специфических программ тренировки разработанных специально с учетом индивидуальных особенностей организма человека и его антропометрических данных, а также иных функциональных факторов, лимитирующих проявление высшей физической производительности. Особенно это проявляется в армрестлинге, где антропометрические данные являются основополагающими предпосылками при формировании стилевых особенностей технических действий спортсмена. Ключевым фактором формирования устойчивого технического движения в армрестлинге является стабильность кистевого аппарата предплечья, а антропометрические данные пальцевых фаланг существенно повышают успех в развитии силового потенциала технических действий при поединке за столом. Это вынуждает спортсменов, не обладающих такими значительными антропометрическими данными развивать у себя такой силовой потенциал контратакующих движений, который мог бы позволить при наличии пассивного физиологического положения своего кистевого аппарата успешно проводить поединок нивелируя генетическое преимущество своего соперника. Целью данного исследования является достижение для конкретного индивидуума, занимающегося армрестлингом максимального спортивного результата при отсутствии у него генетической предрасположенности и не имеющего антропометрических преимуществ при проведении спортивных поединков.
Ключевые слова: развитие контратакующего движения, несоответствующая антропометрия, кистевой аппарат, пассивное положение кисти, силовой потенциал.
CONCEPT OF DEVELOPMENT OF COUNTERATTACK MOVEMENT OF ARM-WRESTLERS WITH PASSIVE PHYSIOLOGICAL POSITION OF THE BRUSH
Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate ofpedagogical sciences, master of sports of the Russian Federation in weight lifting, senior lecturer, Saint Petersburg state technological Institute (technical University); Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the rector's assistant, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Sergey Aleksandrovich Blohin, the senior lecturer, honored Master Sports of the Russian Federation in arm-wrestling, honored arm-wrestling coach of the Russian Federation, Kazan National Research Technical
University named after A.N. Tupolev
Annotation
Current realities in developing sports help to identify the steady growth of sports skill of the competing athletes that requires, when managing the training process, the special selection of the means and methods, which in the greatest measure corresponds to the individual abilities of the athletes. The actual problem of improving the process of preparation is the creation of the system of the specific training programs, designed specifically to take into account the individual characteristics of the human body and its anthropometric data, as well as other functional factors that limit the manifestation of the highest physical performance. This is especially evident in arm wrestling, where anthropometric data are fundamental prerequisites for the formation of the style features of the technical actions of the athlete. A key factor in the formation of the sustainable technical movement in arm wrestling is the stability of the wrist apparatus of the forearm, and anthropometric data of finger phalanges significantly increase the success in the
development of the power potential of technical actions in the fight at the table. This forces athletes, who do not have such a significant anthropometric data, to develop such power potential of the counterattacking moves, which would allow them, under the presence of the passive physiological position of their wrist, to carry out successfully the fight while leveling the genetic advantage of the opponent. The aim of this study is to achieve for a particular individual, engaged in arm wrestling, the maximum sports result in the absence of the genetic predisposition, not having the anthropometric advantages in sports matches.
Keywords: development of counterattacking movement, inappropriate anthropometry, hand apparatus, passive position of the hand, power potential.
ВВЕДЕНИЕ
В независимости от уровня спортивного мастерства, необходимо ставить вопрос о формировании навыка борьбы в пассивном физиологическом положении кисти у атлетов с короткой антропометрией кистевого аппарата. На основании физиологических предраспо-ложенностей, используя технически развитый прием борьбы спортсменов армрестлеров с пассивным физиологическим положением кисти повышается эффективность отдельных фаз движений, нивелируются технически слабые стороны спортсмена.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследуя существующую проблему борьбы спортсменов армрестлеров в пассивном физиологическом положении кисти, опираясь на соревновательную практику Всероссийского мастерского турнира «Сибирский медведь» (г. Омск) в преддверии подготовки к чемпионату Российской федерации по армрестлингу 2020 г. в городе Пермь на базе спортивного клуба Тюменского государственного университета физической культуры, состоялось заседания коллегии тренерского состава Российской ассоциации армспорта. Одной из ключевых проблем, выносимых на обсуждение с дальнейшим практическим применением в соревновательной практике, поднимался вопрос о теории и методике борьбы в пассивном состоянии кистевого аппарата спортсмена. В ходе анализа видеоматериала поединков, прошедшего Всероссийского мастерского турнира «Сибирский медведь» была отмечена актуальность исследуемой техники борьбы.
В связи с актуальностью проблемы, по графику подготовки сборных команд по армрестлингу на 2019-2020 год, город Тюмень в июле месяце 2019 года состоялись учебно-тренировочные сборы (далее УТС) сборной команды Уральского федерального округа. Неотъемлемой составляющей сборов являлась практика отработки контратакующего движения спортсменов армрестлеров с пассивным физиологическим положением кисти.
В ходе проведения УТС были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Контрольной группе была предложена стандартная программа с использованием отработанных технических приемов, а экспериментальной группе была предложена инновационная методика развития силового давления контратакующего движения с пассивным физиологическим положением кисти. При попадании в пассивное физиологическое положение происходит активное растягивающее силовое воздействие на мышцы предплечья, удлиняется рычаг воздействия на предплечье соперника, в следствии чего говорить об успешности поединка можно только при возникновении разрыва захвата в некритическом положении с дальнейшим продолжением борьбы с использованием фиксирующего ремня. Положение фиксирующего ремня строго регламентировано, согласно исследуемому техническому приему максимально близко к сгибателю кисти с максимальным усилием скрепления кистевого аппарата, во избежание растяжение увязывающего ремня с последующим удлинением рычага спортсмена, навязывающего вышеуказанную борьбу что может привести к проигрышу поединка. Данные технические особенности были доведено до спортсменов экспериментальной группы.
Пассивное положение кистевого аппарата в ходе проведения поединка спортсменов-армрестлеров является заведомо менее выгодным. Критериями отбора в экспериментальную группу послужили антропометрические данные атлетов, способствующие развитию
вышеуказанного технического приема, а именно меньшая длина предплечья и пальцевых фаланг, высокий скоростно-силовой потенциал мышц предплечья, трехглавой мышцы плеча и грудных мышц.
Тренировочный план атлетов был дополнен упражнениями на развитие силового потенциала бокового движения с точкой приложения силы в районе кистевого сгиба, а также увеличения мощности широчайшей мышцы спины в амплитуде, характерной диапазону рабочих углов при проведении поединка.
В таблице 1 представлены результаты динамометрического исследования.
Таблица 1 - Результаты динамометрического исследования (кг) (пкг=5, пэг=5, M±m)
Тяга блока в бок (предплечьем) Максимальная сила (кг)
Контрольная группа (крепление на кисти) 69±0,6
Экспериментальная группа (крепление на запястье) 86±0,4
р-уа1ие p<0,001
Исследование показало, что при измерении максимальной силы, тяги блока в бок (предплечьем), контрольной группы, средний результат силы равен 69±0,6 кг. При измерении силы экспериментальной группы средний результат равен 86±0,4 кг. При измерении двух групп наибольший средний результат силы выявлен у экспериментальной группы.
Средний максимальный результат силы, тяги блока боковым движением, экспериментальной группы больше среднего результата контрольной группы на 19,8%. Различия статистически достоверны (р<0,001). Таким образом, наибольший результат максимальной силы тяги блока в бок (предплечьем) у экспериментальной группы, на втором месте контрольная группа. Данные различия в силе тяги блока в бок (предплечьем), можно объяснить тем, что у экспериментальной группе сила фиксирующего ремня при боковом движении приложена у запястья, что в значительной степени уменьшает длину рычага с приложением сил трёхглавой мышцы плеча, грудных мышц и широчайших мышц спины, в отличие от контрольной группы, где сила, при боковом движении, приложена на кисть, а также на поверхностные и глубокие мышцы сгибания кисти.
ВЫВОДЫ
Включение в тренировочный процесс спортсменов-армрестлеров физических упражнений направленных на развитие силового потенциала бокового движения с точкой приложения силы в районе кистевого сгиба, широчайшей мышцы спины в амплитуде, характерной диапазону рабочих углов при проведении поединка, дает перспективу положительного исхода поединка с использованием технического приема контратакующего движения с пассивным физиологическим положением кисти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Живора, П.В. Армспорт: техника, тактика, методика обучения / П.В. Живора, А.И. Рах-матов. - Москва : Академия, 2001. - 112 с.
2. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк. - М. : Академия, 2002. - 384 с.
3. Годик, М.А. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность / М.А. Годик, A.M. Бара-мидзе, Т.Г. Киселёва. - М. : Советский спорт, 1991. - 92 с.
REFERENCES
1. Zhivora, P.V. and Rakhmatov, A.I. (2011), Armsport: equipment, tactics, training technique, Academia, Moscow.
2. Zheleznyak Yu.D. (2002), Pedagogical physical training and sports improvement, Academia, Moscow.
3. Godik, M.A., Baramidze, A.M. and Kiselyova, T.G. (1991), Stretching: Mobility, flexibility, elegance, Soviet Sport, Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2019
УДК 373.2
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Марина Станиславовна Задворная, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Татьяна Александровна Овечкина, кандидат педагогических наук,
заведующий структурного подразделения «Институт детства», Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Аннотация
В статье представлены результаты исследования деятельности консультационных центров, созданных на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга для родителей, осуществляющих дошкольное образование в форме семейного проводимого в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Ключевые слова: дошкольное образование; консультационный центр; семейное образова-
ORGANIZATION OF ADVISORY CENTERS FOR PARENTS OF PRESCHOOLERS:
RESULTS OF RESEARCH Marina Stanislavovna Zadvornaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Tatiana Alexandrovna Ovechkina, the candidate of pedagogical sciences, head of the structural unit "Institute of childhood", St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Annotation
The article presents the results of the study of the activities of the counseling centers, established on the basis of pre-school educational institutions of St. Petersburg for parents, engaged in pre-school education in the form of family conducted in the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education.
Keywords: preschool education; counseling center; family education.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется с каждым годом. Одним из важнейших направлений работы дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) является работа с родителями детей, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания [1]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), родители детей дошкольного возраста вправе выбрать форму получения дошкольного образования их детьми. В майском Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях социально-экономического развития Российской Федерации поставлена задача обеспечения 100% доступности к 2021 году дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, создания условий для их развития, реализации программы психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающим дошкольное образование в форме семейного образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В Санкт-Петербурге реализуется государственная программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», от 04.06.2014, № 453, цель которой - «обеспечение высокого качества и доступности образования для всех слоев населения в