Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ К УЧЕБЕ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ К УЧЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / УСТОЙЧИВОСТЬ В ВЫБОРЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Анатольевна

В статье представлены результаты социологического исследования с целью описания отношения студентов юридического факультета к учебе. Отношение студентов юридического факультета к учебе рассмотрено и изучено через следующие индикаторы: мотивация выбора профессии; позитивные и отрицательные стороны обучения на юридическом факультете; устойчивость в выборе факультета. Рассмотрены подходы к определению категорий «мотивация выбора профессии». Результаты приведенного исследования показали, что в качестве ключевого мотива выбора студенты юридического факультета обозначили интерес к профессии, а также высокий статус и достойная заработная плата. Студенты в целом в большинстве своем позитивно относятся к учебе на юридическом факультете, в том числе благодаря высокому уровню преподавания дисциплин и интересности самого процесса обучения. Также, по словам студентов, имеются и недостатки обучения: невозможностью совмещать учебу с работой и недостаточная практическая ориентированность учебных курсов, несмотря на что, подавляющее большинство опрошенных не имеют желания сменить факультет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логинова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENTS OF LAW FACULTIES TO STUDY

The article presents the results of a sociological study in order to describe the attitude of students of the Faculty of Law to study. The attitude of students of the Faculty of Law to study is considered and studied through the following indicators: motivation for choosing a profession; positive and negative aspects of studying at the Faculty of Law; stability in the choice of faculty. Approaches to the definition of the categories of “motivation for choosing a profession” are considered. The results of this study showed that students of the Faculty of Law identified interest in the profession, as well as high status and decent wages as a key motive for choosing. Students in general, for the most part, have a positive attitude towards studying at the Faculty of Law, including due to the high level of teaching disciplines and the interestingness of the learning process itself. Also, according to students, there are also disadvantages of training: the inability to combine study with work and the lack of practical orientation of training courses, despite this, the vast majority of respondents have no desire to change.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ К УЧЕБЕ»

Отношение студентов юридических факультетов к учебе

Логинова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)

E-mail: okean559@yandex.ru

В статье представлены результаты социологического исследования с целью описания отношения студентов юридического факультета к учебе. Отношение студентов юридического факультета к учебе рассмотрено и изучено через следующие индикаторы: мотивация выбора профессии; позитивные и отрицательные стороны обучения на юридическом факультете; устойчивость в выборе факультета. Рассмотрены подходы к определению категорий «мотивация выбора профессии». Результаты приведенного исследования показали, что в качестве ключевого мотива выбора студенты юридического факультета обозначили интерес к профессии, а также высокий статус и достойная заработная плата. Студенты в целом в большинстве своем позитивно относятся к учебе на юридическом факультете, в том числе благодаря высокому уровню преподавания дисциплин и интерес-ности самого процесса обучения. Также, по словам студентов, имеются и недостатки обучения: невозможностью совмещать учебу с работой и недостаточная практическая ориентированность учебных курсов, несмотря на что, подавляющее большинство опрошенных не имеют желания сменить факультет.

Ключевые слова: студенты юридического факультета, учебная деятельность, мотивы выбора профессии, устойчивость в выборе.

По данным мониторинга качества приема в российские вузы, проводимым Высшей школой экономики совместно с Минобрнауки России, в 2022 году направление подготовки «юриспруденция» по приему абитуриентов заняло четвертое место среди направлений подготовки [1]. Поступив, студенты считают свою задачу выполненной и расслабляются -постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, некоторые из них учебные заведения покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами. Для решения данного вопроса необходимо определить, что определяет отношение студентов юридических факультетов к учебе.

Настоящее исследование проводилось с целью описать отношение студентов юридических факультетов к учебе через ряд индикаторов:

- мотивация выбора профессии;

- позитивные и отрицательные стороны обучения на юридическом факультете;

- устойчивость в выборе факультета. В качестве респондентов выступали

студенты юридических факультетов вузов Самарской области.

В качестве метода сбора информации использовался онлайн опрос.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана анкета.

В ходе исследования всего было опрошено 211 человек. По возрасту практически все опрошенные принадлежат к категории 18-24 лет за исключением одного человека более старшего возраста 25-34 года, что отвечает целевой установке на участие в опросе студентов, которые в большинстве своем принадлежат к этой возрастной группе.

В современном обществе проблема профессионального самоопределения крайне актуальна для каждого.

137

Выбор направления подготовки, с помощью которого студенты будет строить свою карьеру, играет важную роль в их профессиональном самоопределении и становлении в будущем [2, с. 12], а также оказывает непосредственное влияние на их отношение к учебе уже сегодня.

Какие именно мотивы влияют на решение человека как полноценного члена общества при выборе им будущей профессии? Согласно теории Е.А. Климова, существует 8 факторов, определяющих выбор профессии [3].

1. Позиция родителей. Выделяют несколько позиций родителей: первая, когда родители предоставляют возможность своему ребенку самому осуществлять выбор и принимать решение, за которое в дальнейшем необходимо будет нести ответственность; вторая, когда родители хотят, чтобы их ребенок продолжил их профессиональную династию; третья, когда родители навязывают ребенку свое мнение о предпочтительности той или иной профессии, считая его неспособным самостоятельно принять верное решение, компенсируя тем самым свои личные неудачи в профессиональной деятельности. Дети часто поддаются влиянию родителей, рассчитываю на материальную поддержку во время обучения в вузе [4].

2. Позиция друзей. Профессиональный выбор друзей (микрогруппы) может сыграть решающую роль при выборе профессии.

3. Позиция педагогов. Учителя «любимых» и «нелюбимых» предметов, в том числе, благодаря своим личным качествам играет важную роль при выборе профессии школьниками. Кроме того, учителя могут давать советы тем самым подсказывать выбор профессионального пути.

4. Личные профессиональные планы. У каждого молодого человека есть какие-то представления о своем будущем, о том, чем он хочет заниматься. Он имеет определенные цели, желания, и именно эти представления формируют его поведение, пути достижения профессиональных планов.

5. Способности. Способности, проявляющиеся как в учебной деятельности, так и в хобби влияют на уровень профессиональной пригодности.

6. Склонности. Для молодого человека склонности крайне важны, именно различного уровня успехи в дополнительных профессиональных увлечениях определяют выбор будущей профессии.

7. Информированность. Одно из самых важных условий выбора профессии - информированность. Недостаточная информация о какой-либо специальности как следствие неправильного выбора профессионального пути.

8. Уровень притязаний на общественное признание. Профессиональная сфера играет важную роль в структуре общества в целом. Популярность и престижность профессии также является определяющим фактором при ее выборе.

Если говорить о мотивации выбора профессии, то базовым мотивом здесь будет интерес к профессии. Подавляющее большинство опрошенных (78,2%) мотивировались именно этим при выборе факультета, см. рисунок 1. Более половины респондентов (56,9%) руководствовались представлениями о статус-ности профессии юриста. Значительное число (43,1%) выбрали юридический факультет в расчете на возможность устроиться на интересную работу.

Интересна эта профессия

Привлекает статус профессии

Возможность устроиться на интересную работу

Достойный уровень заработка

Родственники работают в этой сфере Возможность быстро устроиться на работу На этот факультет было проще поступить Меня "устроили" на факультет

Другие ответы

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о мотивации выбора профессии

Принципиальных различий в мотивации студентов разного пола не выявлено: иерархия мотивов у девушек и юношей идентична, см. рисунок 2.

138

Но можно отметить, что девушек чаще привлекает статус профессии, а юно-

ши больше ценят возможность быстро найти работу

женщины

мужчины

Интересна эта профессия Привлекает статус профессии Возможность устроиться на интересную работу Достойный уровень заработка Родственники работают в этой сфере Возможность быстро устроиться на работу На этот факультет было проще поступить

Меня "устроили" на факультет | 2,0% Другие ответы | 0,7%

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о мотивации выбора профессии в зависимости от пола

С.Л. Рубинштейн видит цель учения в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности [5]. Следовательно, на уровень успеваемости в учебной деятельности студента, также влияет его мотивация. А.К. Маркова, анализируя деятельность обучающихся, выделяет внешние (социальные мотивы) и внутренние мотивы (познавательные) [6]. Так, как же относятся студенты к учебной деятельности на юридических факультетах, какие позитивные и отрицательные стороны обучения они выделяют?

Абсолютное большинство опрошенных студентов (92,9%) заявили о том, что им нравится учиться на юридическом факультете, см. рисунок 3. Доля тех, кто выразил противоположное мнение - «не нравится учиться» - чуть больше одного процента. Это, безусловно, очень высокие показатели удовлетворенности учебой.

НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ?

Скорее нравится ■ Скорее не нравится

Затруднились ответить

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, нравится ли студентам учиться на юридическом факультете

Основными причинами высокой удовлетворенности являются уровень преподавания и интересное содержание обучения, см.рисунок 4.

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, почему им нравится учиться

Тем не менее, студенты вполне определенно сформулировали и те стороны обучения, которые вызывают у них недовольство, см. рисунок 5. Это прежде всего:

• невозможность совмещать учебу с работой,

• недостаточная практическая ориентированность учебных курсов,

• сложная для усвоения программа. Далее перейдем к вопросу устойчивости в выборе факультета. Так, под устойчивостью выбора мы понимаем

139

его константность как показатель внутренней непротиворечивости вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств.

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, почему им не нравится учиться

Если говорить об устойчивости в выборе факультета, то о высоком уровне удовлетворенности учебой и позитивном отношении к ней будущих юристов говорит и тот факт, что в ситуации повторного выбора подавляющее большинство не стали бы менять факультет (85,3%), см. рисунок 6.

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ, СМЕНИЛИ БЫ ВЫ ФАКУЛЬТЕТ?

■ Однозначно да

■ Скорее всего да 43,1% Скорее всего нет

Однозначно нет

■ Затруднились ответить

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, если бы была возможность, сменили бы они факультет

Каждый десятый студент (10%) еще не осознал до конца, правильный ли выбор специальности сделал. Неустойчивы в своем выборе и могли бы поменять специальность только 4,7% опрошенных. Среди тех, кто хотел бы изменить свой выбор и поменять факультет, абсолютное большинство - 90% - составляют девушки.

Не смотря на малочисленность группы тех, кто предпочел бы сменить фа-

культет, анализ причин такого решения представляет определенный интерес. Представим весь спектр указанных в анкетах причин (без указания долей в%, т.к. статистически данная группа очень мала):

- разочаровался в профессии;

- не смогу устроиться по специальности;

- нашел /нашла новую, интересную специальность;

- не смогу хорошо зарабатывать, работая по специальности;

- мне неинтересно учиться;

- не хочу учиться на факультете, предложенном родителями;

- не смогу работать в правовой системе, которая основывается не на праве.

Таким образом, следует подчеркнуть, что популярность юридического образование среди абитуриентов объясняется интересом к профессии, как ключевым мотивом их выбора. При этом представления о высоком статусе и достойной заработной плате юристов также стали для многих студентов решающими при выборе факультета.

В целом практически у всех опрошенных сложилось позитивное отношение к учебе на юридическом факультете: студентам либо очень нравится, либо скорее нравится учиться. Число тех, кто не удовлетворен учебой, минимально.

Можно утверждать, что профессорско-преподавательский состав юридических институтов и факультетов вузов Самарской области успешно справляется с удовлетворением познавательных запросов студентов, т.к. основными причинами их удовлетворенности стали именно высокий уровень преподавания дисциплин и интересность самого процесса обучения.

Тем не менее, есть и недостатки в процессе обучения. По словам студентов, они связаны, во-первых, с невозможностью совмещать учебу с работой. Строго говоря, это сложно назвать недостатком, т.к. полноценное очное обучение в вузе не предполагает трудовую занятость. Во-вторых, - недостаточная практическая ориентированность учеб-

140

ных курсов. В отличие от первого, этот момент - актуальная «боль» отечественного высшего образования, которое зачастую сильно фокусируется на фундаментальных и теоретических знаниях в ущерб формированию практических навыков.

При столь высоких показателях удовлетворенности обучением абсолютно закономерными выглядят и результаты замера устойчивости выбора специальности. Подавляющее большинство опрошенных не имеют желания сменить факультет и в ситуации гипотетического повторного выбора вновь выбрали бы юридическую специальность.

Литература

1. Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. - 2022. -Режим доступа: https://ege.hse.ru/ га^пд/2022/91645072/аП/ (дата обращения: 10.02.2023)

2. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: ООО «Вариант», 2015. - 234 с.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

4. Некрасова О.Н. Мотивы выбора профессии // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - № 3 (75). - С. 121-124.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000-712 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

THE ATTITUDE OF STUDENTS OF LAW FACULTIES TO STUDY

Loginova I.A.

Samara National Research University

The article presents the results of a sociological study in order to describe the attitude of students of the Faculty of Law to study. The attitude of students of the Faculty of Law to study is considered and studied through the following indicators: motivation for choosing a profession; positive and negative aspects of studying at the Faculty of Law; stability in the choice of faculty. Approaches to the definition of the categories of "motivation for choosing a profession" are considered. The results of this study showed that students of the Faculty of Law identified interest in the profession, as well as high status and decent wages as a key motive for choosing. Students in general, for the most part, have a positive attitude towards studying at the Faculty of Law, including due to the high level of teaching disciplines and the interestingness of the learning process itself. Also, according to students, there are also disadvantages of training: the inability to combine study with work and the lack of practical orientation of training courses, despite this, the vast majority of respondents have no desire to change.

Keywords: students of the Faculty of Law, educational activities, motives for choosing a profession, stability in the choice.

References

1. Monitoring the quality of admission to universities [Electronic resource] / National Research University Higher School of Economics. - 2022. - Access mode: https://ege.hse. ru/rating/2022/91645072/all/ (date of access: 10.02.2023)

2. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Sociology of professions: analytical perspectives and research methodology. M.: OOO "Variant", 2015. - 234 p.

3. Klimov E.A. How to choose a profession. M.: Enlightenment, 1991. - 158 p.

4. Nekrasova O.N. Motives for choosing a profession // Bulletin of the Kama Social Institute. - 2016. - No. 3 (75). - PP. 121-124.

5. Rubinstein S.L. Fundamentals of General

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

Psychology. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2000-712 p.

Markova A.K. Formation of learning motivation at school age: A guide for the teacher. M.: Enlightenment, 1983. - 96 p.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.