DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-2-20-35 УДК 316.628
МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ
С.М. Мальцева, А. А. Воронкова, В.А. Оринчук, К.С. Сябитова
Актуальность. Процесс формирования готовности студента к будущей профессиональной деятельности требует развитой мотивационной сферы личности. Профессиональная мотивация -ведущий движущий фактор успешного обучения. Актуальные потребности личности должны здесь иметь тесную связь с удовлетворением их через решение учебных задач, связанных с выбранной сферой деятельности. Однако авторы замечают, что мотивы поступления в вуз у первокурсников недостаточно совпадают с мотивами обучения конкретной профессии.
Целью работы стала постановка проблемы недостаточного использования аксиологического подхода в обучении как условия профессионального развития.
Методология исследования связана с обоснованием ценностного подхода к выбору и получению профессии.
Результаты. Анализ данных, полученных в ходе опроса 310 студентов, показал, что для подавляющего большинства из них получение высшего образования является важным фактором для устройства на высокооплачиваемую работу, но при этом многие также считают, что даже без высшего образования человек способен хорошо устроиться в жизни и получить престижную профессию. Характерно, что респонденты в основном считают свой выбор самостоятельным, положительно влияющим на личностный рост человека, однако почти треть из них предпочитает не задумываться о том, что нужно будет работать по выбранному профилю. Такой выбор нельзя назвать вполне осознанным. Как следствие
снижается мотивация к обучению и качество образовательного результата. Авторы приходят к выводу, что аксиологический подход в процессе обучения уже на первых курсах позволяет направлять их ценностные ориентации в сторону проявления большего интереса к выбранной профессии.
Ключевые слова: профессиональная мотивация; студенты-первокурсники; вуз; выбор профессии; виды мотивов; аксиология образования
MOTIVATION FOR OBTAINING HIGHER EDUCATION BY FIRST-YEAR STUDENTS
S.M. Maltseva, A.A. Voronkova, V.A. Orinchuk, K.S. Syabitova
Relevance. The process of forming a student's readiness for future professional activity requires a developed motivational sphere of personality. Professional motivation is the leading driving factor of successful learning. The actual needs of the individual here should have a close connection with their satisfaction through the solution of educational tasks related to the chosen field of activity. However, the authors note that the motives of admission to university for first-year students do not sufficiently coincide with the motives of learning a particular profession.
The aim of the work was to pose the problem of insufficient use of the axiological approach in teaching as a condition for professional development.
The research methodology is related to the substantiation of a value-based approach to choosing and obtaining a profession.
Results. Analysis of the data obtained during the survey of 310 students showed that for the vast majority of them, higher education is an important factor for getting a high-paying job, but many also believe that even without higher education, a person is able to get a good job in life and get a prestigious profession. It is characteristic that respondents mostly consider their choice to be independent, pos-
itively affecting a person's personal growth, however, almost a third of them prefer not to think about the fact that they will need to work according to the chosen profile. Such a choice cannot be called fully conscious. As a result, the motivation to learn and the quality of the educational result decreases. The authors come to the conclusion that the axiological approach in the learning process already in the first years allows them to direct their value orientations towards showing more interest in the chosen profession.
Keywords: professional motivation; first-year students; university; choice ofprofession; types of motives; axiology of education
Введение
Современная система образования с каждым годом претерпевает все новые изменения. Происходящие преобразования требуют существенных перемен в подготовке молодого поколения к профессиональной деятельности. Это связано с изменениями в условиях жизни общества [15], внедрением новых технологий производства [11, 12], изменением условий труда [10], вследствие чего многие профессии уходят с рынка, а на их место встают новые.
Система высшего образования в нашей стране функционирует и претерпевает изменения в новых социальных, экономических и политических условиях, которые определяют векторы ее развития и проблемы. Исходя из этого, можно увидеть противоречие между количеством людей, которые считают, что наличие высшего образования является обязательным условием для построения удачной карьеры, а их 68% (на 2019 год) [3], и количеством людей, которые поступают в вузы, с 2013 по 2020 год их стало меньше на 16,5 тысяч человек [13]. Динамично меняющиеся внешние условия жизни делают выбор будущей профессии противоречивым явлением. Цена ошибки выбора неуклонно возрастает, а исключение влияния на этот выбор стихийных факторов становится не только личностной, но и педагогической задачей. Введение в систему высшего образования универсального бакалавриата должно было дать возможность студенту подумать и определиться уже в процессе с профилем подго-
товки, однако практика показывает, что лишь единицы пользуются этой возможностью. Хотелось бы думать, что это происходит, потому что они еще на стадии поступления четко определились с выбором, но это далеко не так.
Ситуация усугубляется возрастанием нагрузки в виде самостоятельной работы студента, активным внедрением дистанционных технологий в обучения, что требует серьезной профессиональной мотивации, без которой невозможна самоорганизация. Мотивация к учебно-познавательной деятельности у студентов первого курса высших учебных заведений - крайне актуальная проблема на сегодняшний день. Согласно статистике, ежегодно около трети от количества отчисленных студентов приходится именно на первокурсников [8]. Некоторые теряют интерес к выбранной профессии, другие не могут справиться с программой и отчисляются из-за академических задолженностей, остальные же просто устали учиться, делая это под давлением своего окружения, в частности, родителей или педагогов.
На рынке труда сегодня не хватает высококвалифицированных специалистов, работодатели заинтересованы в ответственных работниках, готовых рисковать, проявляющих настойчивость и желание продолжать свое дело. Поэтому формирование и развитие учебной профессиональной мотивации студентов является важной составляющей при формировании личности профессионала.
Методология
Целью работы стала постановка проблемы недостаточного использования аксиологического подхода в обучении как условия профессионального развития. С помощью анкетирования первокурсников в высших учебных заведениях были выявлены основные мотивы поступления.
Результаты исследования и их обсуждение
Мотивация считается основой любой деятельности, поскольку она напрямую связана с личной заинтересованностью человека. Она определяется индивидуальными качествами человека, которые фор-
мируются под воздействием организационной и культурной среды и преобразованием потребностей в цель работы [9].
Часто называют такие группы мотивов выбора профессии: социальные (престиж профессии, желание способствовать прогрессу человечества), этические (помогать другим людям), познавательные (овладеть профессиональными знаниями), эстетические (быть оригинальным), материальные (много зарабатывать), и др. Внутренние мотивы, в отличие от внешних, исходят из потребностей самого человека, а не навязанных окружением, они дают большую удовлетворенность и производительность труда. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность [2, 5]. В свете новой образовательной парадигмы сформированные мотивы, осознанная цель работы придают образовательному процессу смысл и дают возможность получить необходимые знания и навыки, достигнуть требуемых результатов [1, 10].
Самым распространенным внешним положительным мотивом поступления в вуз является получение престижной и высокооплачиваемой работы. Сегодня многие сталкиваются с тем, что, если у человека нет высшего образования, то он не может продвигаться по карьерной лестнице. Предполагается, что за период обучения у студента формируются специальные знания, умения и навыки, самостоятельность, эрудиция, умение обрабатывать большое количество информации, делать выводы и аргументировать свое мнение. Поэтому, когда перед работодателем встает выбор между двумя людьми с одинаковым опытом работы, то, вероятнее всего, он предпочтет человека с дипломом. Важным внутренним мотивом является потребность внутреннего роста, то есть человек поступил в вуз, чтобы расширить свой кругозор, знания в определенной области. Считается, что в высших учебных заведениях более качественная подготовка кадров в рамках конкретного профиля [4]. Также там можно развить коммуникативные навыки, так как происходит смена обстановки и окружения, нужно вновь находить общий язык с преподавателями и одногруппниками [14]. Довольно часто можно встретить людей, которые поступили в вуз по настоянию родителей, педагогов или
окружения (внешний отрицательный мотив). Они в виде намеков, указаний, подсказок, требований или же принуждений навязывают человеку свое мнение о необходимости высшего образования. Конечно, все это они делают из лучших побуждений, считая, что у них больше жизненного опыта, и они вправе решать. В результате, студент учится не по своему желанию, а боится лишь не оправдать ожиданий, возложенных на него, или считает, что старшее поколение, действительно, знает лучше, что и как делать [6, 7].
Так как знание мотивации выбора профессии непосредственно сказывается на результатах обучения, было принято выявить основные мотивы поступления в вуз среди студентов первого курса Нижнего Новгорода. В ноябре 2021 года был проведен опрос, в котором приняли участие 310 человек, среди них 290 девушек и 20 юношей. Все они в возрасте от 17 до 20 лет. Им было задано 10 вопросов, включая 2 общего характера.
Первый вопрос, который был задан респондентам, направлен на выяснение того, как они выбирали специальность, на которой сейчас обучаются. Больше половины опрошенных, а именно 52%, ответили, что ориентировались на востребованность специальности на рынке труда. Равные доли (по 24%, человека) высказались за интерес к данной профессии или прислушались к совету родителей. Самыми нераспространенными вариантами ответа оказались - «количество бюджетных мест на данной специальности» и «решил пойти «за компанию» со знакомым», на них приходится меньше трети голосов. То есть подавляющее большинство студентов выбрали профессию не из-за интереса к профессии, а из-за ее востребованности на рынке труда. Подтверждают эту мысль и ответы на следующий вопрос.
Согласно второму вопросу, 77% хочет получить высшее образование для того, чтобы найти высокооплачиваемую работу. Только 13% поступили для расширения своего кругозора и получения жизненного опыта, еще 7% нужен только диплом о высшем образовании, неважно какой. Только 10 человек из всех респондентов поступили в вуз по требованию родителей (3%). Вариант ответа «Другое» не выбрал никто (рис.1).
Рис. 1. Причины получения высшего образования
При этом только 182 человека собираются работать по своей специальности после окончания университета, 18 категорически отказываются работать по специальности, и 110 пока об этом не задумывались. То есть существенная часть опрошенных еще не решила, нужна ли будет выбранная профессия им, но решила, что лучше учиться на что-то востребованное и хорошо оплачиваемое. Далее респондентам был задан вопрос: «Обязательно ли человеку в наше время иметь высшее образование?». Для 39% высшее образование является обязательным, однако 55% все же считают, что и без него можно хорошо устроиться в жизни. Несколько человек высказали схожее мнение, что на самом деле все зависит от человека и его планов на жизнь, потому что люди даже с высшим образованием могут остаться безработными (рис. 2).
Следующие вопросы были заданы, чтобы узнать, видят ли респонденты влияние высшего образования на личностный рост человека. 77% опрошенных считают, что высшее образование напрямую связано с личностным ростом. Человек в вузе приобретает новые знакомства, получает новые знания и умения, становится более эрудированным, перед ним открывается много возможностей в профессиональной сфере. Постепенно все это меняет его взгляды
на жизнь, так как он получат новый опыт и иначе смотрит на себя и окружающий мир. Однако, один первокурсник отметил, что личностный рост будет проходить, только если человека не загонять в рамки, под определенные стандарты. Еще 10% ответили, что никакого роста на самом деле нет, и все зависит от людей, от их желания развиваться, общаться, получать знания (рис. 3).
Рис. 2. Необходимость высшего образования
Считаете ли Вы, что при получении высшего образования человек растет еще и как личность?
Рис. 3. Личностный рост людей с высшим образованием — 27 —
Больше половины опрошенных, а точнее 51%, считают, что высшее образование способно повлиять на социальный статус человека, поднять его уровень жизни и положение в обществе. Еще 29% ответили, что никогда не задумывались над этим и не могут ответить однозначно. Только 20% уверены, что социальный статус не зависит от уровня образования человека.
Вывод
По результатам исследования видно, что в настоящее время для студентов первого курса вуза наличие диплома о высшем образовании не является социальной нормой, а скорее традицией. Большинство респондентов понимает, что для построения успешной карьеры необходимо иметь не только высшее образование, но и определенные личностные качества, конкретные умения, опыт работы. Первокурсники поступают в вузы, в большей степени заботясь о своем будущем материальном благополучии, а не из потребности в саморазвитии и не под давлением окружающих. Однако в целом их выбор недостаточно осознан и слабо связан с конкретной выбранной профессией.
Аксиологический подход способствует повышению осознания ценности конкретной профессии, учебной и профессиональной мотивации студентов. Знание мотивации помогает педагогу правильно ориентироваться в педагогической ситуации и ставить адекватные цели для ее развития, подбирать целесообразные побуждающие и формирующие методы педагогического воздействия. Опрос подтвердил, что такая потребность актуальна.
Изучение особенностей профессионального выбора молодежи является также инструментом выявления перспектив конкретных профессий и самого уровня высшего образования.
Список литературы 1. Аникина У.Ю., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Особенности учебной мотивации и личностной тревожности у студентов разных вузов // Современные инновации. 2017. №1 (15). С. 99-102.
2. Брусянин В.Е. Основные мотивы студентов при выборе образовательной программы в условиях пандемии // Globus: Психология и педагогика. 2021. Т. 7, № 1 (41). С. 6-8.
3. ВЦИОМ. Новости. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время? [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya (дата обращения: 13.04.2022).
4. Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности в ВУЗе // Мир науки. 2017. №2. С. 8-10.
5. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из ВУЗов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. №1. С. 110-131.
6. Зинкевич Е.Р., Кликунова К.А. Педагогическая рефлексия удовлетворенности первокурсников образовательным процессом в медицинском университете // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, №6. С.43-59. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-43-59
7. Игнатьев В.П., Цой Т.В., Чахов Д.К. Влияние мотивов поступления в вуз на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 54.
8. Королева О.А. Особенности мотивации студентов к обучению/человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сб. трудов XXVI Международной научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 2019 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований. 2019. С. 168-171.
9. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура//Психолого-педа-гогические исследования. 2019. №2. С. 43-57.
10. Лескова И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. 2021. Т.9, №3. С.10.
11. Мальцева С.М., Гнетова Л.В., Бушуева А.А. К вопросу об эволюции прав и свобод человека // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 5-2. С. 90-95.
12. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Воронина И.Р. Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества // Инно-
вационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 79-84.
13. Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации. Сведения о приеме, численности студентов и выпуске специалистов образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ opendata/9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-os (дата обращения: 01.11.2021).
14. Мишанкина Н.А., Гирфанова Ю.Р. Исследование особенностей мотивов поступления в вуз студентов первого курса педагогического вуза // Проблема психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу: Сборник статей. Белгород, 2018. С. 131-136.
15. Gryaznova E.V., Lanskaya I.A., Kozlova T.A. Virtual reality as a category of psychology within the information concept // Perspectives of Science and Education. 2020. № 2 (44). С. 308-316.
References
1. Anikina U.Y., Gafurova T.R., Kurlina K.V. Osobennosti uchebnoj mo-tivacii i lichnostnoj trevozhnosti u studentov raznyh vuzov [Features of educational motivation and personal anxiety among students of different universities]. Sovremennye innovacii [Modern innovations], 2017, no. 1 (15), pp. 99-102.
2. Brusyanin V.E. Osnovnye motivy studentov pri vybore obrazovatel'noj programmy v usloviyah pandemii [The main motives of students when choosing an educational program in a pandemic]. Globus: Psihologiya i pedagogika [Globus: Psychology and Pedagogy], 2021. vol. 7, no. 1 (41), pp. 6-8.
3. VCIOM. Novosti. Vysshee obrazovanie: social'nyj lift ili poteryannoe vremya? [Elektronnyj resurs]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryan-noe-vremya (accessed 13.04.2022).
4. Galkina E.N. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti v VUZe [Motivation of educational activity at the university].Mir nauki [The world of science], 2017, no. 2, pp. 8-10.
5. Gorbunova E.V. Vybytiya studentov iz VUZov: issledovaniya v Ros-sii i SSHA [Student departures from universities: studies in Russia and the USA]. Voprosy obrazovaniya [Education issues], 2018, no. 1, pp. 110-131.
6. Zinkevich E.R., Klikunova K.A. Pedagogicheskaya refleksiya udovlet-vorennosti pervokursnikov obrazovatel'nym processom v medicinskom universitete [Pedagogical reflection of first-year students' satisfaction with the educational process at a medical university]. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 43-59. https:// doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-43-59
7. Ignat'ev V.P., Coj T.V., Chahov D.K. Vliyanie motivov postupleniya v vuz na rezul'taty obucheniya [The influence of motives for admission to university on learning outcomes]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 6, pp. 54.
8. Koroleva O.A. Osobennosti motivacii studentov k obucheniyu [Features of students' motivation to study]. Chelovek, ekonomika, obshchestvo: grani vzaimodejstviya: sb. trudovXXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii (Moskva, 30 noyabrya 2019 g.) [Man, Economy, society: Facets of Interaction: Proceedings of the XXVI International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 30, 2019)]. Belgorod: Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij, 2019, pp. 168-171.
9. Krushel'nickaya O.I., Polevaya M.V., Tret'yakova A.N. Motivaciya k polucheniyu vysshego obrazovaniya i ee struktura [Motivation for higher education and its structure]. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research], 2019, no. 2, pp. 43-57.
10. Leskova I.A. Ideya obrazovaniya: struktura i soderzhanie v kontekste smeny filosofskih osnovanij [The idea of education: structure and content in the context of changing philosophical foundations]. Vestnik Mininsk-ogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 3, p. 10.
11. Maltseva S.M., Gnetova L.V., Bushueva A.A. K voprosu ob evolyucii prav i svobod cheloveka [On the question of the evolution of human rights and freedoms]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern studies of social problems], 2019, vol. 11, no. 5-2, pp. 90-95.
12. Maltseva S.M., Goncharuk A.G., Voronina I.R. Odinochestvo v uslovi-yah social'noj transformacii sovremennogo obshchestva [Loneliness in the conditions of social transformation of modern society]. Innova-cionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2019, no. 4 (38), pp. 79-84.
13. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Svedeni-yaoprieme, chislennostistudentovivypuskespecialistovobrazovatel'nyh organizaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel 'nymprogrammam vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeni-ya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatel-nykh-organizatsiyakh-os (accessed 01.11.2021).
14. Mishankina N.A., Girfanova YU.R. Issledovanie osobennostej motivov postupleniya v vuz studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [The study of the peculiarities of the motives for admission to the university of first-year students of a pedagogical university]. Problema psihologii lichnosti v usloviyah sociokul 'turnyh vyzovov rossijskomu obshchestvu [The problem of personality psychology in the conditions of socio-cultural challenges to Russian society]. Belgorod, 2018, pp. 131-136.
15. Gryaznova E.V., Lanskaya I.A., Kozlova T.A. Virtual reality as a category of psychology within the information concept. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 2 (44), pp. 308-316.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Мальцева Светлана Михайловна, доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теологии; доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин
Мининский университет; Филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде
ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация; пл. Комсомольская, 3, г. Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация [email protected]
Воронкова Анна Александровна, доцент, кандидат филол. наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства; доцент кафедры естественно-научных дисциплин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал 23, проспект Гагарина, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация; ул. Менделеева, 15, г. Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация [email protected]
Оринчук Вячеслав Анатольевич, доцент, кандидат пед. наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры; заведующий кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал 23, проспект Гагарина, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация; ул. Менделеева, 15, г. Нижний Новгород, 603011, Российская Федерация [email protected]
Сябитова Ксения Саяровна, студент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами
Мининский университет
ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Svetlana M. Maltseva, Candidate of Philos. Sciences, Associate Professor; Associate Professor of General and Professional Disciplines
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; Branch in the Samara State Transport University in Nizhny Novgorod 1, Ulyanov Str., Nizhniy Novgorod, 603950, Russian Federation; 3, Komsomolskaya Sq., Nizhniy Novgorod, 603011, Russian Federation
[email protected] ORCID: 0000-0002-7273-1852 Scopus Author ID: 57204862811
Anna A. Voronkova, Candidate of Philol. Sciences, Associate Professor of the Department of Culture and Psychology ofEntrepreneurship at the Institute of Economics and Entrepreneurship; Associate Professor of the Department of Natural Sciences National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Moscow Technical University of Communications and Informatics, Volga-Vytsky branch
23, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; 15, Mendeleev Str., Nizhny Novgorod, 603011, Russian Federation
[email protected] SPIN-code: 4884-9495 ORCID: 0000-0003-1125-5466
Vyacheslav A. Orinchuk, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Adaptive Physical Culture; Head of the Department of Natural Sciences and Humanities
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Moscow Technical University of Communications and Informatics, Volga-Vytsky branch
23, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; 15, Mendeleev Str., Nizhny Novgorod, 603011, Russian Federation
Kseniya S. Syabitova, Student of the Department ofProfessional Education and Management of Educational Systems Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ulyanov Str., Nizhniy Novgorod, 603950, Russian Federation [email protected]
Поступила 14.04.2022 Received 14.04.2022
После рецензирования 18.04.2022 Revised 18.04.2022
Принята 28.04.2022 Accepted 28.04.2022