Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОПАНДЕМИЙНЫЙ И ПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОПАНДЕМИЙНЫЙ И ПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна, Шакурова Евгения Сергеевна, Мамонов Игорь Михайлович

Введение. Исследование проблемы обучения студентов технических вузов иностранному языку до и во время пандемии является актуальным в связи с тем, что высшая школа ищет способы как улучшить процесс получения образования молодыми людьми, в частности рассмотреть проблему обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Цель исследования заключается в анализе поведенческих стратегий студентов регионального вуза допандемийный и пандемийный периоды, ориентированных на формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы при изучении дисциплины Иностранный язык в техническом вузе. Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анонимного социологического опроса 100 студентов Ступинского филиала Московского авиационного института (национальный исследовательский университет). Методы исследования: поисковый, дескриптивный, компаративный, метод анализа на основе социологического опроса, метод графического представления данных, статистический метод хи-квадрат Пирсона, а также метод систематизации и обобщения. Результаты. Сравнительный анализ результатов обучения иностранному языку студентов технических вузов до и во время пандемии показал, что пандемия и на ее фоне ускоренный процесс развития цифровизации, а также введение онлайн платформ для обеспечения непрерывного получения высшего образования студентами российских вузов способствовали в целом повышению мотивации к изучению иностранного языка и оказали значимое влияние на ряд исследуемых показателей, связанных с уровнем владения языком и структурой учебного процесса. Оценка статистических различий проводилась по критерию согласия Пирсона χ² при уровне значимости α=0,05 с учетом числа степеней свободы k. По отдельным показателям обнаружено существенное превышение критических значений χ², что говорит о статистически значимых отличиях исследуемых показателей в пандемийный период обучения от показателей базового периода. Заключение. Период локдауна стал серьезным испытанием как для студентов, так и для преподавателей вузов, несмотря на то, что изучение иностранного языка играет немаловажную роль при получении престижной работы выпускниками технических вузов. Тем не менее, инновационные решения с использованием технологий могут помочь преодолеть пробелы в иноязычном образовании у студентов инженерных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старчикова Ирина Юрьевна, Шакурова Евгения Сергеевна, Мамонов Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY TO FOREIGN LANGUAGES IN THE PRE-PANDEMIC AND PANDEMIC PERIODS OF STUDY

Introduction. The study of the problem of teaching students of technical universities a foreign language before and during the pandemic is relevant due to the fact that higher education is looking for ways to improve the process of education for young people, in particular, to consider the problem of teaching foreign languages in a non-linguistic university. The purpose of the study is to analyze the behavioral strategies of students of a regional university in the pre-pandemic and pandemic periods, focused on the formation of competencies and ensuring the achievement of the planned results of mastering the educational program when studying the discipline Foreign Language at a technical university. Materials and methods. The research material was the data of an anonymous sociological survey of 100 students of the Stupino branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University). Research methods: search, descriptive, comparative, method of analysis based on a sociological survey, method of graphical presentation of data, Pearson's chi-square statistical method, as well as the method of systematization and generalization. Results. A comparative analysis of the results of teaching a foreign language to students of technical universities before and during the pandemic showed that the pandemic and, against its background, the accelerated development of digitalization, as well as the introduction of online platforms to ensure continuous higher education for students of Russian universities, in general, contributed to an increase in motivation to learn a foreign language and had a significant impact on a number of studied indicators related to the level of language proficiency and the structure of the educational process. Statistical differences were assessed using Pearson's χ² goodness-of-fit test at a significance level of α=0.05, taking into account the number of degrees of freedom k. For individual indicators, a significant excess of the critical values of χ² was found, which indicates statistically significant differences between the studied indicators in the pandemic period of education from the indicators of the base period. Conclusion. Nowadays, learning a foreign language plays an important role in obtaining a prestigious job for graduates of technical universities, so the lockdown period was a serious test for both students and university teachers. However, innovative solutions using technology can help overcome gaps in foreign language education for engineering students.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОПАНДЕМИЙНЫЙ И ПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 24.08.2022 Дата публикации: 28.02.2023

И. Ю. Старчикова, Е. С. Шакурова, И. М. Мдмонов

Отношение студентов технического вуза к иностранным языкам в допандемийный и пандемийный периоды обучения

Введение. Исследование проблемы обучения студентов технических вузов иностранному языку до и во время пандемии является актуальным в связи с тем, что высшая школа ищет способы как улучшить процесс получения образования молодыми людьми, в частности рассмотреть проблему обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

Цель исследования заключается в анализе поведенческих стратегий студентов регионального вуза допандемийный и пандемийный периоды, ориентированных на формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы при изучении дисциплины Иностранный язык в техническом вузе.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анонимного социологического опроса 100 студентов Ступинского филиала Московского авиационного института (национальный исследовательский университет). Методы исследования: поисковый, дескриптивный, компаративный, метод анализа на основе социологического опроса, метод графического представления данных, статистический метод хи-квадрат Пирсона, а также метод систематизации и обобщения.

Результаты. Сравнительный анализ результатов обучения иностранному языку студентов технических вузов до и во время пандемии показал, что пандемия и на ее фоне ускоренный процесс развития цифровизации, а также введение онлайн платформ для обеспечения непрерывного получения высшего образования студентами российских вузов способствовали в целом повышению мотивации к изучению иностранного языка и оказали значимое влияние на ряд исследуемых показателей, связанных с уровнем владения языком и структурой учебного процесса. Оценка статистических различий проводилась по критерию согласия Пирсона х2 при уровне значимости а=0,05 с учетом числа степеней свободы к. По отдельным показателям обнаружено существенное превышение критических значений х2, что говорит о статистически значимых отличиях исследуемых показателей в пандемийный период обучения от показателей базового периода.

Заключение. Период локдауна стал серьезным испытанием как для студентов, так и для преподавателей вузов, несмотря на то, что изучение иностранного языка играет немаловажную роль при получении престижной работы выпускниками технических вузов. Тем не менее, инновационные решения с использованием технологий могут помочь преодолеть пробелы в иноязычном образовании у студентов инженерных специальностей.

Ключевые слова: английский язык, студенты технических вузов, иноязычная подготовка, поликультурное пространство, универсальные компетенции

Ссылка для цитирования:

Старчикова И. Ю., Шакурова Е. С., Мамонов И. М. Отношение студентов технического вуза к иностранным языкам в допандемийный и пандемийный периоды обучения // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 108-125. сЫ: 10.32744/р$е.2023.1.7

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 24 August 2022 Published: 28 February 2023

I. Yu. STARCHIKOVA, E. S. SHAKUROVA, I. M. MAMONOV

The attitude of students of a technical university to foreign languages in the pre-pandemic and pandemic periods of study

Introduction. The study of the problem of teaching students of technical universities a foreign language before and during the pandemic is relevant due to the fact that higher education is looking for ways to improve the process of education for young people, in particular, to consider the problem of teaching foreign languages in a non-linguistic university.

The purpose of the study is to analyze the behavioral strategies of students of a regional university in the pre-pandemic and pandemic periods, focused on the formation of competencies and ensuring the achievement of the planned results of mastering the educational program when studying the discipline Foreign Language at a technical university.

Materials and methods. The research material was the data of an anonymous sociological survey of 100 students of the Stupino branch of the Moscow Aviation Institute (National Research University). Research methods: search, descriptive, comparative, method of analysis based on a sociological survey, method of graphical presentation of data, Pearson's chi-square statistical method, as well as the method of systematization and generalization.

Results. A comparative analysis of the results of teaching a foreign language to students of technical universities before and during the pandemic showed that the pandemic and, against its background, the accelerated development of digitalization, as well as the introduction of online platforms to ensure continuous higher education for students of Russian universities, in general, contributed to an increase in motivation to learn a foreign language and had a significant impact on a number of studied indicators related to the level of language proficiency and the structure of the educational process. Statistical differences were assessed using Pearson's x2 goodness-of-fit test at a significance level of a=0.05, taking into account the number of degrees of freedom k. For individual indicators, a significant excess of the critical values of x2 was found, which indicates statistically significant differences between the studied indicators in the pandemic period of education from the indicators of the base period.

Conclusion. Nowadays, learning a foreign language plays an important role in obtaining a prestigious job for graduates of technical universities, so the lockdown period was a serious test for both students and university teachers. However, innovative solutions using technology can help overcome gaps in foreign language education for engineering students.

Keywords: English language, students of technical universities, foreign language training, multicultural space, universal competencies

For Reference:

Starchikova, I. Yu., Shakurova, E. S., & Mamonov, I. M. (2023). The attitude of students of a technical university to foreign languages in the pre-pandemic and pandemic periods of study. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 108-125. doi: 10.32744/ pse.2023.1.7

_Введение

е жизни современного общества образование играет одну из ведущих ролей, поскольку является основной возможностью генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а, следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния каждого человека. В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, главным образом информационных, процессами трансформации в социальной среде, в России и во всем мире происходят значительные изменения в области образования [37]. Международные инициативы, направленные на улучшения качества образования в мире, затронули такие влиятельные организации как ООН, Совет Европы, МАУ и другие. В международных инициативах ООН обозначены 17 целей, где образование стоит под четвертым номером и выбрана цель на «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [34]. Данные цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим как от бедных, богатых, так и среднеразвитых стран мира. Принимая новую Повестку дня в сентябре 2015 года, международное сообщество признало, что образование имеет решающее значение для достижения всех её 17 целей. Качественное образование для всех на всех уровнях возможно достичь при увеличении государственных расходов на образование в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране, и планируется «выделение на нужды образования не менее 4-6% валового внутреннего продукта и/или не менее 15-20% общих государственных расходов» [35]. В Совете Европы рассматривают вопросы о поощрении совершенствования и инноваций в сфере преподавания языка. Европейский центр современных языков (ECML), занимающийся помощью в проведении эффективной политики преподавания языков, акцентирует свое внимание «на практике обучения языкам и их преподавания, содействуя диалогу и обменам между теми, кто активно работает в этой сфере, проводя подготовку преподавателей и оказывая поддержку сетям и исследовательским проектам, связанным с программами» [36]. У нас в России, как и во всем мире в условиях пандемии возникли проблемы с повышением качества образования в университетах. Очевидно, данные вызовы и изменения в образовательной среде обострились с вынужденным уходом вузов на дистанционное или гибридное (смешанное) обучение [9]. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сделал выводы о последствиях самоизоляции и введения цифровизации. Было признано, что пандемия явилась драйвером реформ высшего образования, в научном сообществе поднялся интерес к проблемам выживаемости и обретения успешности в новой образовательной среде в период пандемии.

Новизна представленных в статье результатов исследования и выводов определяется рассмотрением поведенческих стратегий студентов регионального технического вуза в контексте проблемы в овладении иностранным языком до (в обзоре 2017 г.) и во время пандемии (в период четвертой волны в октябре-ноябре 2021 г.). Такое сравнительно-сопоставительное исследование дополнительно подтверждает влияние глобальных процессов (цифровизация, самоизоляция из-за заражения новой инфекцией COVID-19, глобализация общества) на изменения процесса обучения иностранному

языку во время пандемии, придав проводимому исследованию большую актуальность и объективность.

Иноязычное образование в Российских вузах является приоритетным направлением для большинства студентов как гуманитарных (в том числе лингвистических), так и технических вузов. Ценные мысли и идеи по вопросам изучения иностранных языков до и во время пандемии были найдены в работах зарубежных авторов [25; 27-30], где авторы, видя изменения, связанные с локдауном, внедряют в образовательную среду университета новые подходы и методы, например, интеллект-карты для онлайн-обучения и оценивания студентов. COVID-19 оказал влияние не только на методы обучения и оценивания, но и на исследования, которые установили, что «совместимость с онлайн-режимом» и «новые возможности» существенно повлияли на успеваемость обучаемых.

Российских авторов [18-22] затрагивает тема воспитательного процесса при пандемии, вернее его отсутствие, поскольку, например, в МАИ (НИУ) при дистанционных занятиях по дисциплине Иностранный язык студентам было предложено введение электронного тестирования и обучение по электронным учебникам в системе MOODLE, следовательно, как такового воспитательного процесса не было. Эту же тему развивает исследование С.А. Безклубой, которое применительно к техническому университету рассматривает вопросы воспитания профессионально грамотных и высокодуховных технических специалистов. Автор подчеркивает, что духовность имеет многомерное значение, поскольку гуманизация рассматривается как сущность проявления и реализации «человеческого духа» в образовании; гуманитаризация как фактор развития духовности и стратегия формирования понимания нравственного смысла инженерной профессии; гуманитарная среда вуза как основа для формирования духовных, нравственных и культурных качеств будущего выпускника; диалог как императив развития духовности технических специалистов [26].

Преподаватели и педагоги (Е.В. Грунт с группой исследователей [9], Т.О. Пахомова и соавторы [32], а также А. Кахаруддин и И. Исмаил [30]) в своих работах указывают на образовательный ландшафт при дистанционном обучении иностранным языкам и отводят немаловажную роль изучаемому языку в формировании индивида и его интеллекта, а также приобретении духовно-нравственных ценностей [17]. Это обусловлено доминирующей и определяющей ролью иностранного языка в развитии, прежде всего, когнитивной способности студенческой молодежи, умеющей критически мыслить. Основные исследования и публикации дают оценку эффективности высшего образования в период локдауна и констатируют, что отличное знание иностранных языков помогает погружению в прошлое народов, в их культуру, традиции, историю, знание их настоящего и предвидению будущего [14]; развивает и формирует систему мировоззрения [4], помогает оценить шедевры мировой культуры [6] и расширить кросс-культурную компетенцию студентов [8].

Вынужденный существенный перерыв в учебном процессе из-за карантинных ограничений может привести к настоящему коллапсу системы высшего образования, поэтому, рассмотрев и проанализировав работы в области изучения английского языка, авторы пришли к выводу, что «белым пятном» в актуальных исследованиях высшего образования остаётся влияние пандемии на изменение мотивационной структуры и поведенческих моделей российских студентов [2, с. 71]. Новый поток исследований, связанных с погружением общества в процесс цифровизации во время

пандемии, оказался необратимым и имел противоречивый характер. Обобщив все сказанное выше, можно выявить следующие проблемы, связанные с трудностями при обучении дистанционно:

• снижение качества образования в угоду доступности (проблема контента: введение электронного тестирования и обучение по электронным учебникам);

• замена учебного процесса электронно-образовательной средой (обучение без преподавателя по разные стороны монитора не ведет к творческому процессу, не дает возможности ввести пояснения, не образует контакта с преподавателем вживую, что приводит студентов к психологическим предпосылкам лениться);

• влияние на состояние здоровья (ухудшение зрения, проблемы с позвоночником и шейным отделом при длительной работе за монитором);

• наличие фактора информационного стресса (необходимо искать информацию в многочисленных источниках); пассивная работа в интернете, когда студент выбирает только первый открывшийся сайт в первой представленной строке;

• студенты не стараются использовать кафедральную литературу, а читают у ко-пирайтеров, где информация упрощена, и при отсутствии опыта критического мышления берется в рассмотрение не всегда актуальная часть вопроса, т.е. информация упрощается с целью экономии времени поиска;

• отсутствие в полной мере реализации воспитательной функции, основанной на гуманистическом характере образования, приоритетах общечеловеческих и нравственных ценностей, которая реализуется в совместной образовательной, научно-исследовательской, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и преподавателей вуза;

• слабая материальная база вузов (в частности региональных), не позволяющая полноценно проводить занятия онлайн;

• отсутствие качественного контроля приводит к универсальности и унификации результата обучения студентов, лишая преподавателя возможности достоверно выявить особенности в усвоении учебного материала у обучающихся;

• невозможность качественного контроля позволяет многим недобросовестным студентам перекладывать ответственность за свой образовательный процесс на других студентов и/или спекулировать на слабой технической обеспеченности у себя дома: отсутствие интернета, технических возможностей, условий для учебы, а также расхолаженность, связанная с отсутствием навыков самоорганизации и рационального планирования своего времени;

• необходимость ввести изменения в системе оценивания студенческих работ [24];

• вопросы, связанные с обучением и повышением квалификации преподавателя вуза для работы в дистанционном формате [26].

В результате анализа работ авторы приблизились к пониманию того, что сегодня в университетской среде, особенно на периферии, в технических вузах назрела необходимость расширить рамки дисциплины «Иностранный язык» в связи с гуманизацией и гуманитаризацией технического инженерного образования [1; 5], создания мотивационной базы [3; 6-7] и проведения воспитательной работы как недостающего звена в формировании иноязычной компетенции высококлассного специалиста, в том числе и на дистанте.

_Материалы и методы

Эмпирической базой для создания статьи послужили результаты исследований, проведённых в 2017 и в 2021 гг. научной группой преподавателей гуманитарной (языковой) подготовки в СФ МАИ (НИУ). Для изучения отношения студентов технических вузов к изучению иностранного языка было проведено сравнительное исследование ответов студентов СФ МАИ (НИУ) в 2017 году до пандемии и в 2021 г. на фоне развернувшейся четвертой волны COVID-19 в России.

Цель статьи заключается в анализе поведенческих стратегий студентов регионального вуза допандемийный и пандемийный периоды, ориентированных на формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы при изучении дисциплины Иностранный язык в техническом вузе.

Задачами исследования являлись:

• сбор и исследование ответов респондентов, принявших участие в социологическом опросе посредством Google Forms в 2017 и в 2021 гг.

• анализ материала проведенных исследований.

• разработка рекомендаций по формированию практико-ориентированного подхода у студентов технического вуза в сфере иноязычной подготовки в региональном вузе.

Методы опроса: на основе анонимности и добровольности был проведен социологический опрос простым случайным отбором. В нем приняли участие студенты в количестве 100 человек, обучающиеся по всем направлениям подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Материаловедение и технологии материалов», «Двигатели летательных аппаратов» и «Менеджмент».

Тип выборки интернет-исследования: студенты с первого по четвертый курс дневного отделения. Важно отметить, что дисциплина Иностранный язык не читается на четвертом курсе, а заканчивается сдачей дифференцированного зачета на третьем курсе в шестом семестре. Опрос студентов проводился через Google Forms: https:// forms.gle/N5Vf851irvcSSZ3r9.

База исследования - Ступинский филиал Московского авиационного института (научный исследовательский университет). Период проведения исследования - октябрь 2021 г. Дополнительная информация проведенного исследования как первого этапа была представлена в 2017 г. в виде статьи в Международном научно-исследовательском журнале [20]. Второй этап исследования начался на фоне четвертой волны коро-навирусной инфекции в России.

Материалами для данного исследования послужили статьи отечественных и зарубежных авторов: ученых, исследователей, языковедов, лингвистов и преподавателей вузов. Методами исследования явились: дескриптивный, поисковый, компаративный, метод анализа на основе социологического опроса, а также методы систематизации и обобщения. Оценка статистических различий проводилась по критерию согласия Пирсона х2 при уровне значимости а=0,05.

_Результаты исследования

Данный опросный лист был предложен для ответов студентам очного отделения СФ МАИ (НИУ) в 2017 г., а затем в 2021 г. с разницей в 4 года, что обусловлено продолжительностью обучения студентов по системе бакалавриата в течении четырех лет. Первый блок вопросов был нацелен на определение личностно-компетентных особенностей испытуемых, включающий в себя следующее: гендерная характеристика, изучаемый язык, оценка уровня владения языком, способ его изучения, а также применение языка в жизни.

В результате анализа полученных данных были определены следующие особенности. В 2021 году количество девушек, обучающихся на 1-4 курсах технического вуза, по сравнению с 2017 годом уменьшилось на 17%.

Увеличилось количество отличников (студентов, сдавших экзамен на оценку «отлично») на 8%. Количество удовлетворительных оценок уменьшилось на 10%; количество студентов, чьи знания были оценены на отметку «хорошо», несущественно увеличилось (44% против 46%). В целом по успеваемости повышение среднего балла можно считать статистически незначимым: наблюдаемое значение критерия Пирсона Х2набл=3,4 (что не превосходит критическое значение х2кр=6,0).

В период первой пандемической волны и формирования первых навыков удаленной и дистанционной работы стали интенсивно модернизироваться и развиваться всевозможные учебные платформы и обучающие онлайн-курсы, позволяющие приспособиться к образовательной среде в условиях пандемии. Несмотря на это существенно сократилось количество студентов, изучающих язык с помощью репетитора (3% вместо 12%), а также посредством языковых курсов (1% вместо 5%) и онлайн-про-грамм (2% вместо 10%). Интересен факт, что в 2017 г. (в так называемый допандемиче-ский период) количество студентов, изучающих иностранный язык самостоятельно, не было выявлено, тогда как в 2021 г. количество таких студентов равнялось 18% (см. таблицу 1). Можно констатировать факт, что изучение иностранного языка посредством наставнической помощи в пандемийный период является для студентов и их семей материально затратным. В целом изменения в использовании различных форм изучения иностранного языка можно считать статистически значимыми: наблюдаемое значение критерия Пирсона х2набл=22,5 (х2кр=11,1).

Кроме вышесказанного в связи с ограничениями в передвижениях, путешествиях, поездках и действии режима карантина существенно изменилось количество студентов, использующих иностранный язык как средство межкультурной коммуникации в повседневной (бытовой) жизни (21% против 35%).

Второй блок был посвящен выявлению коммуникативных навыков, языковых компетенций студентов вуза, количества освоенных языков и оценки уровня владения языком, а также определения возраста максимально подходящего для эффективного изучения языка.

По мнению студентов, эффективнее начинать изучение языка с 6-8 лет. Так считают студенты, участвующие в опросе в 2017 и в 2021 гг. (33-34%). В целом по данному вопросу изменения статистически незначимы: наблюдаемое значение критерия Пирсона х2 б =2,1 (х2 =9,5).

набл ' кр ' '

На вопрос о том, каким количеством иностранных языков вы владеете, большинство студентов в 2017 и в 2021 гг. ответили «одним» (английским) - 65-69%.

Таблица 1

Первый модуль вопросов

№ п/п Вопросы Ответы респондентов в 2017 г. Ответы респондентов в 2021 г. Статистические отличия при а=0,05

1. Ваш пол? o женский o мужской 38% 62% 21% 79%

2. Каким иностранным языком Вы владеете? o Не владею o Английским o Испанским o Итальянским o Немецким o Французским o Другим 8% 78% 1% 1% 9% 3% 90% 3% 1% 6% k=6 Х22а6л=20,9 х2„б=12,6 (Х2 р >Х2 ) набл Л кр'

3. Текущая оценка по иностранному языку: o отлично o хорошо o удовлетворительно 30% 44% 26% 38% 46% 16% k=2 Х2 =3 4 Л набл Хн =6,0 кр (Х2 р<Х2 ) набл Л кр'

4. Как Вы изучаете иностранный язык? o самостоятельно o с репетитором o на языковых курсах o на языковых курсах за рубежом o с помощью on-line программ o в учебном заведении 12% 5% 10% 73% 18% 3% 1% 2% 76% k=5 Х2 р =22,5 набл ' Х2 =11,1 кр (Х2 р >Х2 ) набл кр

5. Используете ли Вы английский язык в повседневной жизни? o Да o Нет o Иногда o Не знаю английского o Использую другой иностранный язык 21% 16% 55% 8% 35% 13% 49% 1% 2% k=4 Х2набл = 7,8 Х5кр=9,5 (Х2 р<Х2 ) набл кр

При анализе ответов на вопрос о формировании коммуникативных навыков при изучении иностранного языка получились следующие результаты: лексический запас по сравнению с 2017 г. снизился на 7%; навыки слушания ухудшились на 8%; навыки чтения снизились на 10%; уровень грамматики остался на относительно прежнем уровне (±3%); однако, навыки говорения улучшились на 24%. Вследствие изоляции и ковидных ограничений студенты не только вынуждены были продолжать обучение дистанционно, но и более усиленно общаться в сетях онлайн. В связи с этим произошло снятие психологического языкового барьера, повлиявшего на более эффективное формирование навыков говорения. В целом изменения в оценке формирования коммуникативных навыков можно считать статистически значимыми: наблюдаемое значение критерия Пирсона х2набл=20,6 (х2кр=11,1).

При самооценке уровня владения английским языком получились следующие результаты. Респондентам были предложены уровни владения иностранным (английским) языком для самоопределения: Beginner (начальный уровень), Elementary (базовый уровень), Pre-Intermediate (ниже среднего), Intermediate (средний), Upper-mediate (выше среднего), Advanced (продвинутый). В 2017 г. большинство студентов определило свой уровень владения языком как Beginner (26%), однако в 2021 г. большая часть студентов указали Elementary (30%), что свидетельствует либо о повышении уровня владения иностранным языком, либо о неадекватной самооценке своих язы-

ковых навыков. Дать объективную оценку полученных результатов не представляется возможным в рамках данного исследования, поскольку дистанционные и гибридные форматы обучения в связи с пандемическими ограничениями не могут заменить традиционной формы, дающей преподавателю основания осуществлять контроль усвоенных знаний (см. табл. 2).

Таблица 2

Второй модуль вопросов

№ п/п Вопросы Ответы респондентов в 2017 г. Ответы респондентов в 2021 г. Статистические отличия при а=0,05

1. Каким навыкам необходимо уделять больше внимания при изучении иностранного языка? o лексика o грамматика o аудирование o чтение o письмо o говорение 9% 16% 1% 2% 1% 71°% 16% 13% 9% 12% 2% 48% k=5 X2 б =20,6 набл ' X2 =11,1 кр ' (X2 р >X2 ) набл кр

2. Количество иностранных языков, которыми вы владеете? o Одним o Двумя o Тремя и более o Не владею ни одним, хотя учили в школе 65% 2% 1% 26% 69% 8% 3% 20% k=3 X2 =5,5 Л набл X2 =7,8 кр (X2 р <X2 ) набл кр

3. Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать обучение детей иностранному языку? o 3-5 лет o 6-8 лет o 9-10 лет o 11-13 o Не важно, в каком возрасте - было бы желание изучать иностранный язык 22% 34% 7% 4% 33% 19% 33% 4% 3% 41% k=4 X2 =2 1 Л набл X2 =9,5 кр (X2 кр <X2 ) набл кр

4. Как вы оцениваете свой уровень владения иностранным языком? o Beginner (начальный уровень, глагол to be) o Elementary (базовый уровень) o Pre-Intermediate (ниже среднего) o Intermediate (средний) o Upper mediate (выше среднего) o Advanced(продвинутый) 26% 19% 23% 23% 8% 1% 27% 30% 17% 22% 3% 1% k=5 X2 =5,7 Лнабл XV=11,1 (X2 <X2 ) набл кр

Третий блок вопросов был направлен на определение значимости таких духовных ценностей как познание, общение, межкультурная коммуникация. Не секрет, что повышение лингвистической компетенции влечет совершенствование навыков общения, вызывает интерес к иной культуре и ментальности ее носителей, позволяет погружаться в стихию другого языка [15; 16]. В связи с этим большинство студентов остро осознает необходимость изучения иностранного языка (90% в 2017 г. и 92% в 2021 г.), а также считает, что его изучение влияет на формирование духовных ценностей и повышение духовной культуры (66% в 2017 г. и 70% в 2021 г.). По этой группе вопросов статистические различия незначимы (х2набл<х2кр).

Вызывают интерес ответы студентов на вопрос о мотивации к изучению языка. В 2017 г. большинство студентов было мотивировано к изучению языка в большей степени в стенах вуза (60%). В 2021 г. большинство студентов имеет мотивацию к изучению языка, сформированную школьной программой (35%). Эти показатели объясни-

мы условиями изучения языка в ковидный и постковидный периоды: вынужденное дистанционное обучение языку в вузе показало небольшую эффективность, снизив мотивацию и купировав интерес к изучению языка. Снизился также интерес к потенциальной работе за рубежом (4% вместо 15%), а также личный интерес к иноязычной культуре (19% вместо 25%). Студенты отмечают (14%), что из-за ограничений на свободное передвижение, а также по причине вынужденного онлайн-общения возникла потребность путешествовать по миру и осуществлять кросс-культурную коммуникацию при общении с иностранцами. О реализации этих потребностей студенты даже не заявляли в 2017 г. (см. табл. 3). Статистическая оценка произошедших изменений в вопросах мотивации показала существенное отличие: наблюдаемое значение критерия Пирсона существенно превосходит критическое значение.

Таблица 3

Третий модуль вопросов

№ п/п Вопросы Ответы респондентов в 2017 г. Ответы респондентов в 2021 г. Статистические отличия при а=0,05

1. Как вы считаете - изучение иностранных языков влияет на формирование духовных ценностей и мировоззрение молодежи? о Думаю, да о Скорее всего, нет о Не знаю 66% 33% 1% 70% 24% 6% k=2 х2 =5 1 Л набл J'J- X2 =6,0 кр (X2 р <X2 ) набл кр

2. Как Вы считаете, нужно ли изучать иностранные языки? о Да о Нет о Не знаю 90% 3% 7% 92% 4% 4% k=2 Х22абл=1,0 х2„б=6,0 (Х2 р <Х2 ) набл кр

3. Что побудило вас к изучению иностранного языка? о Изучение языка в рамках школьной программы о Возможность комфортного общения с иностранцами и путешествия о Обучение в высшем учебном заведении о Сфера деятельности (будущая работа), которая обязывает знать иностранный язык о Желание продолжить образование, построить карьеру за рубежом о Личный интерес к изучению иностранных языков и других культур 60% 15% 25% 35% 14% 11% 17% 4% 19% k=5 X2 б =107,0 набл ' X2 =11,1 кр (X2 р >X2 ) набл кр

Четвертый блок вопросов был связан с определением перспектив, планов, целей, прогнозов, включающих совершенствование навыков владения языком, а также повышение уровня иноязычной компетенции.

По мнению студентов, самым перспективным по-прежнему является английский язык (2017 г. - 75% ответивших, 2021 г. - 71% респондентов), в 2021 г. немного «сдав-

«-» ^ г-ч

ший» свои позиции в пользу китайского и японского языков. В пользу последних в статусе престижных отдали свои голоса около 20% студентов (2017 г. - 20%, 2021 г. - 22%). В целом по оценке перспективности различных иностранных языков изменение показателей можно считать статистически значимым: наблюдаемое значение критерия

Пирсона Х2на6л=28,1 (Х2кр=14,1).

Известно, что только один язык не может выполнять функцию межкультурной коммуникации, поскольку в потенциале одного языка не могут содержаться возможности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заложенные в других языках. Китайский язык с каждым годом становится более популярным и стремится наряду с английским также стать языком международного общения. В связи с этим увеличивается процент ответивших положительно на вопрос о мотивации к изучению второго иностранного языка помимо английского (2017 г. - 33% против 2021 г. - 43%). Студенты считают, что иностранный язык будет им необходим в профессиональной деятельности, и процент ответивших на этот вопрос положительно в 2021 г. по сравнению с 2017 г. практически не изменился - 90-89%. Увеличилось количество студентов, планирующих связать профессиональную деятельность с английским языком (2017 г. - 35%, 2021 г. - 42%).

Однако ответы студентов показали, что количество желающих эмигрировать за рубеж (2017 г. - 40%, 2021 г. - 36%), как и количество планирующих сдавать экзамен РТЕ и получить престижный международный сертификат (2017 г. - 32%, 2021 г. - 25%) уменьшилось.

Более подробная аналитика ответов респондентов на вопросы четвертого блока представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Четвертый модуль вопросов

№ п/п Вопросы Ответы респондентов в 2017 г. Ответы респондентов в 2021 г. Статистические отличия при а=0,05

1. Хотели бы Вы связать дальнейшую деятельность (жизнь) с английским языком? о Да о Нет о Еще не думал(а) 35% 28% 37% 42% 24% 34% к=2 Х2 =11 л набл л->±- Х5 =6,0 кр (Х2 р<Х2 ) набл Л кр'

2. Планируете ли вы заняться изучением другого языка? о Да о Нет о Не знаю 33% 28% 39% 43% 29% 28% к=2 Х2 =3,1 Л набл Х5 =6,0 кр (Х2 кр <Х2 ) набл Л кр'

3. Какой, по вашему мнению, из языков наиболее перспективен в будущем? о Английский о Французский о Немецкий о Испанский о Итальянский о Арабский о Китайский о Японский 75% 4% 10% 10% 71% 3% 3% 15% 7% к=7 Х2 р =28,1 л набл ' Х2 =14,1 кр (Х2 р >Х2 ) набл Л кр'

4. Хотели бы Вы сдать экзамены РТЕ (международный экзамен по английскому языку для учебы и работы) и получить престижный международный сертификат? о Да о Нет о Не думал(а) об этом 32% 29% 39% 25% 33% 42% к=2 Х2 =1,2 Л набл Х5КР=6,0 (Х2 кр <Х2 ) набл Л кр'

5. Хотели бы Вы эмигрировать за рубеж? о Да о Нет о Не думал(а) об этом 40% 37% 23% 36% 24% 40% к=2 Х2абл = 7,6 Х5^6,0 (Х2 кр >Х2 ) набл Л кр'

6. Необходим ли Вам будет иностранный язык в Вашей работе? о Да о Нет о Иногда 49% 10% 41% 48% 11% 41% к=2 Х2КРЛ=0,1 х5^6,0 (Х2 кр <Х2 ) набл л кр'

_Обсуждение результатов

Итак, в результате проведенного исследования было выявлено следующее:

• стимулом для изучения иностранного языка, по мнению студентов, участвовавших в опросе в 2017 г., явилось обучение в вузе (60%); студенты, участвовавшие в опросе в 2021 г., считают стимулом к изучению языка школьную программу (35%), что объясняется введением формы дистанционного и гибридного форматов обучения языку в вузе в 2020-2021гг. во время карантинных ограничений;

• при проведении языковой рефлексии студенты оценили свой уровень владения иностранным языком как Elementary (30%), что объясняется нелингвистическим профилем вуза, неготовностью вуза перейти к дистанционным формам обучения, а также неспособностью студентов изучать язык без тьютерского сопровождения;

• по мнению студентов, участвовавших в опросе, необходимо уделять большее внимание формированию навыков говорения (48%), а также изучению лексики и грамматики (29%), что связано с увеличившимися возможностями онлайн-общения в молодежно-информационной среде в сфере межкультурной коммуникации в связи с ковидными ограничениями;

• процент студентов, владеющих английским языком, увеличился по сравнению с 2017 г. с 78% до 90%;

• значительно снизился процент студентов, изучающих иностранный язык с репетитором (на 9%) и на языковых курсах (на 4%); почти пятая часть опрошенных студентов (18%) предпочитают изучать английский язык самостоятельно, что не констатировалось в 2017 г., хотя студентами остро осознается необходимость изучения иностранного языка (92%) и наиболее перспективным, по их мнению, является именно английский (<70%);

• увеличился процент студентов, постоянно пользующихся английским языком в повседневной жизни (на 14%);

• увеличилось количество студентов, желающих связать свою жизнь с английским языком (на 7%), поскольку имеется уверенность, что он им будет необходим в профессиональной деятельности (48%);

• эмигрировать за рубеж хотела бы треть опрошенных студентов, однако сдавать международный экзамен PTE для учебы и работы за рубежом планирует только четвертая часть респондентов, что свидетельствует о наличии желания с непод-крепленными намерениями.

В региональном вузе СФ МАИ изучение дисциплины иностранный язык имеет свои особенности, связанные с пятью направлениями подготовки студентов филиала, а именно: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов и 38.03.02 Менеджмент. В соответствии с уставом вуза и в целях удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования, а общества и государства - в выпуске квалифицированных специалистов с высшим образованием в университете в допандемийный период проводились следующие образовательные мероприятия в рамках дополнительной работы по повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка (см. рис. 1):

S

S

I

У

>

СП SC

S

s т

о. 05

с >s

к

S X

1- X

сс л

s а.

Q. н

С и

О о

о. X

s 5

<и X

л s

I ч;

л с

с; s

<и d"

1- и

(0 S

m О

со

(0

а

VO

О

1 и N

внутривузовская олимпиада по английскому языку по грамматике и лексике,

связанная с терминологическим пластом по направлению: 09.03.01

I ИнАооматика и вычислительнаятехника: )

V__________________________________________________-

выполнение квеста по английской авиационноитерминологии по направлению: 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и

I

I производств;

V________________________________________________у

проведение интеллектуально-развлекательной викторины с вопросами по истории английского языка по направлению: 22.03.01 Материаловедение и ' технологии материалов; 1

конкурс проектов на английском языке «The greatest inventors» по направлению: 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов;

конкурс ментальных карт по различным аспектам английской грамматики в целях лучшего и более интенсивного усвоения материала для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Рисунок 1 Образовательные мероприятия при изучении дисциплины "Иностранный язык" (допандемийный период)

По мнению преподавателей вуза, в постпандемийный период встала проблема повышения образовательного уровня как преподавателей, так и студентов [26]. Речь идет о подготовке тьюторов в области цифровых технологий посредством повышения квалификации, поскольку они должны руководствоваться разнообразием инструментария, используемого в мировой практике. Как утверждают исследователи [10; 11], эффект от введения всевозможных методик при изучении иностранного языка усиливает мотивацию обучающихся благодаря новизне восприятия иного подхода к обучению, что положительно сказывается на практическом применении языка [13]. В качестве примера приведем следующие направления, разработанные преподавателями данного вуза (см. рис. 2).

В рамках дополнительной работы по повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка после завершения локдауна, а также в целях преодоления технократической узости инженерного образования можно рекомендовать преподавателям цикла социально-гуманитарных дисциплин провести в стенах вуза «День карьеры» в интегративной связке с такими дисциплинами как Культурология, Социология, Психология и Философия. Цель данного мероприятия - повышение знаний по выбранным предметам, а также гуманизация и гуманитаризация процесса познания на практике, создание высокодуховной среды, позволяющей студенту свободно мыслить и творчески учиться [5]. Материальный мир не может развиваться без духовного. Техника, оторванная от морали, из созидательной силы превращается в разрушительную [33]. Междисциплинарность поможет предотвратить деградацию гуманитарных дисциплин в техническом вузе и даст понимание их этического значения [23].

Используемый инструментарий для изучен ия языка в техническом ун иверситете

соревновательная геймификация в обучении иностранному языку в высшей школе

массовые открытые онлаин-платформы и курсы иностранных языков

проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов при обучении английскому языку

творческии конкурс как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка (конкурс чтецов)

страноведческий материал на уроках английского языка

контроль навыков аудирования

в обучении иностранному языку студентов бакалавриата неязыковых вузов (лингафонный класс)

1 Специальный вокабуляр при изучении английского языка как языка профессии;

2)формирование грамматической компетенции студентов вуза как одного из условий эффективного обучения иноязычному общению;

3)формирование навыков произношения и совершенствование техники чтения на уроках английского языка

Рисунок 2 Методики изучения иностранного языка в техническом университете

(постпандемийный период)

В мероприятие «День карьеры» могут входить следующие компоненты образовательной программы:

1) организация конкурса проектов в виде выступлений с презентациями по правилам составления резюме;

2) проведение интеллектуально-развлекательной викторины с вопросами на английском языке;

3) проведение практико-ориентированной игры «Деловая игра» в целях моделирования ситуаций на английском языке при устройстве на работу;

Я \ V» V»

4) выполнение квеста по английской авиационной терминологии;

5) решение англоязычных бизнес-кроссвордов.

Заключение

Авторы считают, что выбор стратегии в решении вопроса об изучении иностранного языка до и во время пандемии является одним из актуальных вопросов в техническом вузе, поскольку это позволит сформировать и углубить иноязычную культуру будущего инженера, повлияв на его мировоззрение, расширяя рамки кросс-культурной коммуникации и внося корректировку в гуманитарное образование студента технического направления.

На основе сказанного следует сделать вывод о крайней недостаточности знаний по иноязычной подготовке студентов различных направлений данного технического университета, поскольку данная подготовка представляет собой многогранный процесс и требует очного обучения, общения с преподавателем, дающим возможность студентам быть замотивированными на лучшее усвоение языка и оказывающим воспитательное воздействие на группу студентов при проведении очных занятий, что нельзя сказать об асинхронном или в меньшей степени гибридном формате обучения.

Введение вышеперечисленных мероприятий позволит, по мнению авторов, несмотря на пандемию наиболее полно сформировать универсальную компетенцию ФГОС ВО 3++ у студентов технических специальностей как «способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и на иностранном языке».

ЛИТЕРАТУРА

1. Аганина Р. Н. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. 2018. № 3. С. 108-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №11. С. 64-80. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-11-64-80

3. Амитрова М. В., Ковалева С. С. Основные приёмы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 9. С. 21-25.

4. Баркова Н. Н. Карпенко А. В. Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 211-219.

5. Безклубая С.А. Гуманитарная среда технического вуза как основа формирования конкурентоспособного специалиста // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 56-68.

6. Богданова О. А. Пути повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // На перекрестке культур: единство языка, литературы и образования-II: сб. науч. ст. II Междун. науч.-практ. интернет-конференции. Тюмень, 2021. С. 200-204.

7. Борисова И. Л. Способы повышения мотивации студентов в процессе обучения иностранным языкам // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары, 2020. С. 97-101.

8. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования Монография Ижевск 2012.

9. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45-58. DOI: 10.32744/pse.2020.5.3

10. Гусейнова М. Ш. Развитие мотивации в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 4 (48). С. 65-70. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_04_65.

11. Лукьянова Н. А. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков при обучении иностранному языку // СМАЛЬТА. 2021. № 1. С.75-83.

12. Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении // Концепт. 2013. № 7. С. 81-85.

13. Расходова И. А., Романова А. В. Деловая игра как способ эффективного изучения иностранного языка в вузе // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, 2020. С. 432-436.

14. Рахманова М. Д. Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 232-236.

15. Савина В. В. Некоторые вопросы повышения мотивации в процессе обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2021. № 36 (41). С. 56-59.

16. Симонова О. Б., Котляренко Ю. Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1. С. 1-12. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN121.pdf

17. Старчикова Е.С., Прилипов А.С. Формирование культуры студенческой молодежи во время пандемии (по материалам соцопроса студентов МГУ) // Перспективы науки. 2021. № 3 (138). С. 92-95.

18. Старчикова И.Ю. Управление электронной образовательной средой в процессе обучения иностранному языку в техническом университете // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 114-116.

19. Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С. Духовность, язык и культура // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 228-238.

20. Старчикова И.Ю., Мощенок Г.Б., Шакурова Е.С. Социологическое исследование влияния изучения иностранных языков на формирование мировоззрения и духовных ценностей студенческой молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-2 (65). С. 147-151

21. Фирова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Перспективы развития дистанционного образования в России // Глобальный научный потенциал. 2020. № 10 (115). С. 170-172.

22. Чеснокова Н. Е. Обучение профессиональному иностранному языку студентов нелингвистических

специальностей на основе видеоматериалов ted // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 3 (25). С. 123-128.

23. Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Образовательная среда технического вуза как фактор формирования иноязычной и языковой компетенции будущих инженеров // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 131-133.

24. Almossa, S.Y., Alzahrani, S.M. Assessment practices in Saudi higher education during the COVID-19 pandemic // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. vol. 9(1), pp. 1-9. DOI: 10.1057/s41599-021-01025-z

25. Alsuraihi, A.A. The effect of implementing mind maps for online learning and assessment on students during COVID-19 pandemic: a cross sectional study // BMC Medical Education. 2022. DOI: 10.1186/s12909-022-03211-2

26. Bezklubaya, S. A. The Development of the Spirituality of a Technical University's Lecturer in an Advanced Training System // Nova Prisutnost. 2020. Vol. 18. No 3. P. 517-530. DOI: 10.31192/np.18.3.6.

27. Gardas, B.B., Navimipour, N.J. Performance evaluation of higher education system amid COVID-19: a threat or an opportunity? // Kybernetes. 2022. DOI: 10.1108/k-10-2020-0713

28. Garrison, R. Theoretical Challenges for Distance Education in the 21st Century: A Shift from Structural to Transact. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v1iL2

29. Hargittai E. and Y. P. Hsieh. Digital Inequality. Chapter 7 in The Oxford Handbook of Internet Studies. Edited by William H. Dutton. Oxford UK: Oxford University Press. 2013.

30. Kaharuddin, K., & Ismail, I. The use of 'I-Do' methodology in integrating moral characters into the development of ELT materials for transactional speaking skills. Linguistics and Culture Review. 2022. №6(1), С. 1-29. DOI: 10.21744/ lingcure.v6n1.1703

31. Keegan D. Foundations of distance education. Routledge, London. 2013. 240 p.

32. Pakhomova, T.O., Komova, O.S., Belia, V.V., Yivzhenko, Y.V., Demidko, E.V. Transformation of the pedagogical process in higher education during the quarantine // Linguistics and Culture Review. 2021. № 5, pp. 215-230. DOI: 10.37028/lingcure.v5nS2.1341.

33. Harmer. E. The Practice of English Language Teaching. London, 2018. p. 233.

34. ООН. Цели в области устойчивого развития. URL: https: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 18.11.2022)

35. Образование 2030. Ичхонская декларация и рамочная программа действий. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000245656_rus. (дата обращения: 18.11.2022)

36. Европейский центр современных языков. URL: https://www.coe.int/en/web/education/ecml (дата обращения: 18.11.2022)

37. Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/images/klyucheviye_napravleniya_ full_text.pdf (дата обращения: 18.11.2022)

REFERENCES

1. Aganina R. N. Discussion as a method of interactive learning in the educational process. Bulletin of the University named after O. E. Kutafin, 2018, no. 3, pp. 108-116. (in Russ.)

2. Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Ways to success in education: Behavioral Strategies of Students in Regional Universities of Russia. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 11, pp. 64-80. (in Russ.)

3. Amitrova M. V., Kovaleva S. S. The main methods of increasing the motivation of students to study a foreign language. International Journal of the Humanities and Natural Sciences, 2018, no. 9, pp. 21-25. (in Russ.)

4. Barkova N. N., Karpenko A. V. Discussions and debates as methods of vocational training for students of the Pedagogical University. Problems of modern education, 2019, no. 6, pp. 211-219. (in Russ.)

5. Bezklubaya S.A. Humanitarian environment of a technical university as a basis for the formation of a competitive specialist. Human capital, 2018, no. 5, pp. 56-68. (in Russ.)

6. Bogdanova O. A. Ways to increase the motivation of students to study a foreign language. At the crossroads of cultures: the unity of language, literature and education-II: coll. scientific Art. II Intern. scientific-practical. internet conference. Tyumen, 2021, pp. 200-204. (in Russ.)

7. Borisova I. L. Ways to increase the motivation of students in the process of teaching foreign languages. Scientific Art. resp. N. V. Kormilina, N. Yu. Shugaeva. Cheboksary, 2020, pp. 97-101. (in Russ.)

8. Voytovich I. K. Foreign languages in the context of lifelong education. Monograph Izhevsk 2012.

9. Grunt E. V., Belyaeva E. A., Lissitsa S. Distance education in the context of a pandemic: new challenges to Russian higher education. Perspectives of science and education, 2020, no. 5 (47), pp. 45-58. DOI: 10.32744/pse. 20.5.3 (in Russ.).

10. Huseynova M. Sh. Development of motivation in the process of learning a foreign language. Humanitarian sciences and education, 2021, vol. 12, no. 4 (48). pp. 65-70. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_04_65. (in Russ.)

11. Lukyanova N. A. Discussion as a method of forming communication skills in teaching a foreign language. SMALTA, 2021, no. 1, pp.75-83. (in Russ.)

12. Moskvina Yu. A., Grigorieva A. V. Formation of motivation for learning a foreign language among students in a higher educational institution. Concept, 2013, no. 7, pp. 81-85. (in Russ.)

13. Raskhodova I. A., Romanova A. V. Business game as a way to effectively study a foreign language at a university. Actual problems of modern science: the view of young scientists: materials of the Intern. scientific-practical. conf. Grozny. 2020, pp. 432-436. (in Russ.)

14. Rakhmanova M. D. Formation of motivation in teaching a foreign language at a university. Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, vol. 8, no. 3 (28), pp. 232-236. (in Russ.)

15. Savina V. V. Some issues of increasing motivation in the process of teaching foreign languages in non-linguistic universities. Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University, 2021, no. 36 (41), pp. 56-59. (in Russ.)

16. Simonova O. B., Kotlyarenko Yu. Yu. Problems of formation of positive motivation for learning a foreign language of non-linguistic students specialties in the context of digitalization of the learning process. World of Science. Pedagogy and psychology, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 1-12. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/11PDMN121. pdf (in Russ.)

17. Starchikova E.S., Prilipov A.S. Formation of student youth culture during a pandemic (based on a sociological survey of students of Moscow State University). Prospects of science, 2021, no.3 (138), pp. 92-95. (in Russ.)

18. Starchikova I.Yu. Management of the electronic educational environment in the process of teaching a foreign language at a technical university. Global scientific potential, 2020, no. 6 (111), pp. 114-116. (in Russ.).

19. Starchikova I. Yu., Shakurova E. S. Spirituality, language and culture. Human capital, 2020, no. 3 (135), pp. 228-238. (in Russ.).

20. Starchikova I.Yu., Moschenko G.B., Shakurova E.S. Sociological study of the impact of studying foreign languages on the formation of the worldview and spiritual values of student youth. International Scientific Research Journal, 2017, no. 11-2 (65), pp. 147-151. (in Russ.)

21. Firova I.P., Red'kina, T.M., Solomon, V.N. Prospects of development of remote education in Russia. Global scientific potential, 2020, no.10 (115), pp. 170-172. (in Russ.).

22. Chesnokova N. E. Teaching a professional foreign language to students of non-linguistic specialties based on video materials ted. Scientific and Pedagogical Review, 2019, no.3 (25), pp. 123-128. (in Russ.)

23. Shakurova E.S., Starchikova I.Yu. Educational environment of a technical university as a factor in the formation of foreign language and language competence of future engineers. Prospects of science, 2020, no. 4 (127), pp. 131133. (in Russ.).

24. Almossa, S.Y. , Alzahrani, S.M. Assessment practices in Saudi higher education during the COVID-19 pandemic. Humanities and Social Sciences Communications, 2022, vol. 9(1), pp. 1-9. DOI: 10.1057/s41599-021-01025-z

25. Alsuraihi, A.A. The effect of implementing mind maps for online learning and assessment on students during COVID-19 pandemic: a cross sectional study. BMC Medical Education, 2022. DOI: 10.1186/s12909-022-03211-2

26. Bezklubaya, S. A. The Development of the Spirituality of a Technical University's Lecturer in an Advanced Training System. Nova Prisutnost, 2020, vol. 18, no. 3, pp. 517-530. DOI: 10.31192/np.18.3.6

27. Gardas B.B., Navimipour N.J. Performance evaluation of higher education system amid COVID-19: a threat or an opportunity? Kybernetes, 2022. DOI: 10.1108/k-10-2020-0713

28. Garrison, R. Theoretical Challenges for Distance Education in the 21st Century: A Shift from Structural to Transactional Issues. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2020, no. 1(1). DOI: 10.19173/irrodl.v1i1.2

29. Hargittai E. and Y. P. Hsieh. Digital Inequality. Chapter 7 in The Oxford Handbook of Internet Studies. Edited by William H. Dutton. Oxford UK: Oxford University Press, 2013.

30. Kaharuddin, K., & Ismail, I. The use of 'I-Do' methodology in integrating moral characters into the development of ELT materials for transactional speaking skills. Linguistics and Culture Review, 2022, no. 6(1), pp. 1-29. DOI: 10.21744/lingcure.v6n1.1703

31. Keegan D. Foundations of distance education. Routledge, London, 2013. 240 p.

32. Pakhomova, T.O., Komova, O.S., Belia, V.V., Yivzhenko, Y.V., Demidko, E.V. Transformation of the pedagogical process in higher education during the quarantine. Linguistics and Culture Review, 2021, no. 5, pp. 215-230.

33. Harmer. E. The Practice of English Language Teaching. London, 2018. p. 233.

34. United Nations. Sustainable Development Goals. Available at: https//www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ education/(accessed 18 November 2022). (in Russ.)

35. Education 2030. Icheon Declaration and Framework for Action. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000245656_rus (accessed 18 November 2022). (in Russ.)

36. European Center for Modern Languages. Available at: https://www.coe.int/en/web/education/ecml (accessed 18 November 2022). (in Russ.)

37. Key directions of development of Russian education for achieving the Goals and objectives of sustainable development in the education system until 2035. Sustainable development in the field of education-2035. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/images/klyucheviye_napravleniya_full_text.pdf (accessed 18 November 2022). (in Russ.)

Информация об авторах Старчикова Ирина Юрьевна

(Россия, г. Москва) Старший преподаватель кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: irina.star4@gmail.com

Шакурова Евгения Сергеевна

(Россия, г. Москва) Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Экономика и Управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0002-0810-4950 E-mail: eshakurova@gmail.com

Мамонов Игорь Михайлович

(Россия, Москва) Доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Моделирование систем и информационные технологии» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID: 0000-0002-0423-1637 E-mail: mamonovim@mati.ru

Information about the authors

Irina Yu. Starchikova

(Russia, Moscow) Senior Lecturer, Department "Economics and Management" Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0003-0502-5680 E-mail: irina.star4@gmail.com

Evgenia S. Shakurova

(Russia, Moscow) Cand. Sci. (Philol.), Senior Lecturer, Department "Economics and Management" Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0002-0810-4950 E-mail: eshakurova@gmail.com

Igor M. Mamonov

(Russia, Moscow) Cand. Sci. (Tech.), Associate Professor, Head of the Department "System simulation and information technology" Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID: 0000-0002-0423-1637 E-mail: mamonovim@mati.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.