520 с.
6. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта / Д.В. Мурзин, Р.М. Ольховский // Российский юридический журнал. - 2017. - № 6. - С. 172-183.
REFERENCES
1. Bardamov, G.B., Badlueva, S.V. and Shargaev, A.G. (2022), Basic preparation for passing the standards of the TRP complex: textbook for universities, Lan, St. Petersburg.
2. Bardamov, G.B. and Baldaev, K.V (2020), Physical culture and sport: a textbook for full-time and part-time students of all directions, Ulan-Ude/
3. Bardamov G.B. (2018), Elective courses in physical culture and sports: a textbook for students with disabilities and persons with disabilities, Ulan-Ude.
4. Zamyatina, M.R. (2015), "Problems and prospects of physical culture development in Russia", Innovative pedagogical technologies: materials of the II International Scientific Conference, Kazan, Publishing house Buk, pp. 108-110.
5. Matveev, L.P. (2021), Theory and methodology of physical culture (introduction to the theory of physical culture: general theory and methodology of physical education), Sport, Moscow
6. Murzin, D.V. and Olkhovsky, R.M. (20170, "Issues of legal regulation of socially useful services in the field of physical culture and mass sports", Russian Legal Journal, No, 6, pp. 172-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2022
УДК 378.17
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОК К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Николай Николаевич Безноско, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Филипп Николаевич Солдатенков, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация
В статье, представлены результаты исследования связанные с отношением студенток педагогического вуза к занятиям физической культурой и спортом, участию в массовом физкультурно-спортивном движении в рамках комплекса ГТО. Организация и методика исследования. В исследовании приняли участие 305 студенток СурГПУ. Данные, полученные в результате исследования, основным инструментом которого стал социологический опрос, позволили выявить ведущие цели студенток относительно занятий физической культурой. Результаты исследования и их обсуждение. Представленные в статье результаты позволяют охарактеризовать основные причины, побуждающие или препятствующие студенткам педагогического вуза заниматься физической культурой и спортом. Выводы. Полученные результаты опроса позволили выявить ведущие мотивы студенток к занятиям физической культурой - это, прежде всего, поддержание тонуса организма, средство профилактики заболеваний и укрепление здоровья, а также способ улучшения физической формы и фигуры. Цель исследования - изучить уровень включенности студенток педагогических специальностей в занятия физической культурой и спортом.
Ключевые слова: студентки, спорт, занятия физической культурой.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p57-61
ATTITUDE OF STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Nikolay Nikolaevich Beznosko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nikolay Iva-novich Sinyavsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Valerievich Fursov,
57
the candidate of pedagogical sciences, docent, Philipp Nikolaevich Soldatenkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Abstract
The article discusses the issues related to the attitude of female students of the pedagogical university to physical culture and sports, as well as to their possible participation in the mass physical culture and sports movement within the framework of the GTO complex. The purpose of the study is to research the level of involvement of pedagogical university students in physical education classes. Methodology and organization of the study. The study involved 305 female students of Surgut State Pedagogical University. The data obtained as a result of the study, the main tool of which was the sociological survey, it made it possible to identify the leading goals of students regarding physical education. Research results and discussion. The results presented in the article allow us to characterize the main reasons that encourage or hinder students of a pedagogical university to engage in physical culture and sports. Conclusions. The results of the survey revealed the leading motives of students for physical education - maintaining the tone of the body, a means of preventing diseases and strengthening health, as well as a way to improve physical condition and figure.
Keywords: students, physical education, motor activity.
ВВЕДЕНИЕ
Занятия физической культурой и спортом являются составной частью проведения свободного времени студенток [2]. Проведенные ранее среди обучающихся вузов исследования подчеркивают ценность здорового образа жизни в сознании студенток. Основными же его составляющими в коллективном мнении прекрасной половины студенческой молодежи являются режим, сон, здоровое питание, физическая активность и отсутствие вредных привычек [2, 3].
Важно отметить, что по результатам последних исследований в студенческой среде фиксируется резкий спад физической активности обучающихся (о ее снижении заявляет почти 60% опрошенных в данной социальной группе), что, на наш взгляд, в первую очередь обусловлено антиковидными ограничениями (перевод высших учебных заведений на удаленный формат работы, закрытие и ограничение работы спортивных клубов, секций и проч.) [1, 4, 5].
Таким образом, целью проведенного нами социологического исследования стало изучение уровня включенности студенток педагогических специальностей в занятия физической культурой и спортом.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование, в котором приняли участие студентки СурГПУ проводилась в октябре-ноябре 2022 г. Общий объем выборочной совокупности составил 305 респондентов, из них до 18 лет - 11,1% и от 18-21 года - 88,9%. Выборка исследования была получена посредством онлайн-опроса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценивая динамику собственного физического здоровья за последний год, практически каждая вторая респондентка указывала на её стабильность и неизменность, что отражается в выборе вариантов ответов «немного повысился» - 27,2% - и «не изменился» -31,5%. Позитивные тенденции в состоянии своего физического здоровья отмечают 12,8% девушек, а о понижении уровня своего здоровье говорят 24,6% респонденток. Были и те, кто отметил значительное ухудшение своего здоровья - 3,9%. Таким образом, можно заключить, что для большинства студенток уровень физического здоровья не меняется.
В результате анкетирования было выявлено, что 63,3% респонденток отметили у себя отсутствие хронических заболеваний, а 28,2% напротив, подтвердили их наличие.
Интересно, что 8,5% отвечающих на вопросы анкеты затруднились с ответом.
Судя по результатам опроса, у большинства студенток есть все условия для соблюдения режима питания - 86,2% девушек, обучающихся в СурГПУ, ответили именно так. При этом полагают, что соблюдают режим лишь 41,3% респондентов Противоположную точку зрения разделяют 44,9% опрошенных. В то же время, процент тех, кто затруднились на данный вопрос ответить достаточно высок - 15,1%.
Для четверти студенток двигательная активность в списке личностных ценностей, судя по ответам на вопрос о регулярности занятий физической культурой и спортом во внеучебное время, занимает важное место - 25,9%. Считают физическую культуру важной, но второочередной потребностью 42,1% респонденток. Нет времени или сил заниматься активной физической культурой у 28,4% опрошенных.
В качестве ведущего мотива занятий физической культурой и спортом регулярно чуть менее 2/3 опрошенных отмечают фактор привлекательности своего тела. Необходимо отметить, что 36% респонденток ключевым мотивом к двигательной активности видят поддержание здоровья.
Анализ ответов на вопрос о наиболее распространенных формах получения физической нагрузки, таких как, например, фитнес-клубы или тренажерные залы, показывает, что ежедневные занятия практикуют только 2% опрошенных, а с частотой посещения 2-3 раза в неделю лишь 15,4%. Несколько раз в месяц посещают спортивные залы 10,2% респондентов. При этом не посещающих специализированные места для физкультурно-спортивных занятий большинство - 64,9%.
Ответы студенток и анализ посещаемости учебных занятий позволяют сделать заключение, что основной формой получения физической нагрузки для 71% опрошенных служат только практические занятия в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту, реализуемых в вузе.
В связи с этим встал вопрос: «По каким основным причинам Вы не занимаетесь физической культурой и спортом?»
Как показало исследование, препятствует более активному включению студенток в занятия физической культурой и спортом за пределами вуза отсутствие свободного времени. Если бы временные ресурсы у респонденток были более масштабные, то и физической культурой и спортом они занимались бы чаще. На это указало 40,9% опрошенных. Следующая причина связана с инфраструктурной составляющей спортивных объектов (нехваткой учреждений для занятий спортом, спортивных площадок, спортивных клубов, секций и проч.) и транспортной доступностью подобных учреждений. На данную причину указали 25,5% принявших участие в опросе студенток СурГПУ Третья причина, которую отметили респондентки - финансовая. Необходимо отметить, что стоимость разового абонемента в фитнес-клуб или тренажерный зал в г. Сургуте составляет до 500 рублей, месячный абонемент составляет от 3000 до 4000, а годовой, соответственно, от 15 до 25 тысяч рублей.
Снижение стоимости спортивных услуг и увеличение количества бесплатных спортивных секций могло бы стать стимулом для 16,5% опрошенных более активно
3,6% ^
■ Занимаюсь физической культурой регялряно
■ Занимаюсь физической культурой время от времени
■ Нет времени или сил заниматься физической культурой
■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 1 - Результаты ответов на вопрос «Как регулярно Вы занимаетесь физической культурой и спортом в свободное от учебы время?» (%)
включаться в занятия физической культурой и спортом.
При этом необходимо отметить, что для студенток вуза в Сургутском государственном педагогическом университете созданы комфортные условия для бесплатных занятий в тренажёрном зале. Однако посещаемость таких занятий практически нулевая, что говорит о более декларативном, нежели деятельностном желании значительной доли студенток заниматься физической культурой.
Список прочих причин набирает существенно меньшие процентные значения. Среди них следует отметить неудовлетворительное состояние здоровья (8,5%) и отсутствие личной мотивации, желания или просто лень (6,5%).
6,5% _ 2,1%
8,5%
16,5% _
■ Не хватает свободного времени
■ Нет подходящих условий (площадок, 40 9% учреждений, секций и др.)
■ Не хватает денег
■ Не позволяет здоровье
■ Нет мотивации
25 50/ _/ Затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Результаты ответов на вопрос «Какие причины не позволяют Вам уделять больше внимания занятиям физической культурой?»
Анализ ответов на вопрос о том, насколько осведомлены студентки СурГПУ о нормативах комплекса ГТО, показал, что 65,9% опрошенных студенток владеют достаточно полной информацией об испытаниях комплекса. Этот показатель соответствует примерному количеству студенток, сдающих «прикидочные» нормативы комплекса в рамках занятий. В целом, полученные данные совпадают и ранее проведёнными нами исследованиями [6].
Распределение ответов на вопрос: «Являетесь ли Вы пользователем личной учетной записи на сайте www.gto.ru?» выявило следующие результаты.
В рейтинге ответов позиция «не являются активными пользователями» лидирует, так высказались 45,2% опрошенных. При этом пользователями личной учетной записи являются лишь 6%, а пассивными - 19,3%. 29,5% опрошенных не знают, для чего нужна личная учетная запись. Причем корреляция между ответом на данный вопрос и теми, кто заявил, что вообще не занимается физической культурой и спортом практически стопроцентная.
ВЫВОДЫ
Подводя итог, заметим, что проведенное исследование позволило актуализировать причины, которые препятствуют более активному включению студенток педагогического вуза в регулярные занятия физической культурой и спортом. Ведущими из них являются: отсутствие свободного времени, недостаточно развитая инфраструктура спортивных объектов и транспортная доступность подобных учреждений, а также финансовая проблема. Полученные результаты опроса позволили выявить ведущие мотивы студенток к занятиям физической культурой - это, прежде всего, поддержание тонуса организма, средство профилактики заболеваний и укрепление здоровья, а также способ улучшения физической формы и фигуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреенко Т. А. Исследование интересов и отношения к физической культуре и спорту студенток вуза / Т.А., Андреенко М.И. Ситникова // Наука-2020. - 2019. - № 2 (27). - С. 28-30.
60
2. Мотивационное отношение студенток к здоровому образу жизни и выполнению испытаний ГТО / Н.Н. Безноско, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Нацаренус // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 3. - С. 34-36.
3. Вашляева И.В. Исследование мотивационных факторов к занятиям физической культуры и спортом студенток / И.В. Вашляева, Н.Н. Шуралева, И.С. Кудрявцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 53-56.
4. Морев Д.Г. Влияние комплекса ГТО на мотивацию занятий спортом у молодёжи / Мо-рев Д.Г., Марченко И.Н. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 4 (92). - С. 209-214.
5. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность молодежи в условиях досуга в аспекте социологического анализа / Л.Г. Пащенко, О.А. Чуенко, Н.В. Матюнина, А.С. Хорькова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - С. 47-49.
6. Синявский Н.И. Исследование отношения студенток к здоровому образу жизни на основе реализации комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары-Ташкент, - 2022. - С. 190-196.
REFERENCES
1. Andreenko, T.A. and Sitnikova, M.I. (2019), "Research of interests and attitudes to physical culture and sports of university students ", Science-2020, No. 2 (27), pp. 28-30.
2. Beznosko, N.N. Sinyavsky, N.I., Fursov, A.V. and Natsarenus, N.N. (2022), "Motivational attitude of students to a healthy lifestyle and the performance of GTO tests ", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 34-36.
3. Vashlyaeva, I.V., Shuraleva, N.N. and Kudryavtsev, I.S. (2022), "The study of motivational factors for physical education and sports of students ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (211), pp. 53-56.
4. Morev, D.G. and Marchenko, I.N. (2021), "The influence of the TRP complex on the motivation of sports among young people ", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (92), pp. 209-214.
5. Paschenko, L.G. Chuenko, O.A., Matyunina, N.V. and Khorkov, A.S. (2022), "Independent physical culture and sports activity of youth in leisure conditions in the aspect of sociological analysis ", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 47-49.
6. Sinyavsk,y N.I. and Fursov, A.V (2022), "Research of students' attitude to a healthy lifestyle based on the implementation of the GTO complex ", Actual problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Cheboksary-Tashkent, pp. 190-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2022
УДК 796.853.26
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПО КУМИТЭ И КАТА НА СОРЕВНОВАНИЯХ КИОКУСИНКАЙ
Константин Владимирович Белый, кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер России, Главный аналитик, Институт научных исследований, цифровых, инновационных и аналитических технологий. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Актуальность. В киокусинкай широко применяются т.н. «традиционные» подходы к подготовке спортсменов, в которых особая роль отводится изучению и практике ката - канонизированным формальным техническим комплексам, которые часто декларируется как универсальный комплексный метод тренировки, а эффективное использование ката предполагается для всех разделов