ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОК К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ФИТНЕСА
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 15.08.2022 г.
Информация для связи с автором: korichko [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1 Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Власова2
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
2Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
STUDENTS' ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION USING HEALTH FITNESS MEANS
PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko1 PhD, Associate Professor O.P. Vlasova2
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
2 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg
Аннотация Abstract
Цель исследования - выявление отношения студенток к занятиям физической культурой и спортом, а также наиболее подходящих средств для повышения интереса к физкультурно-спортивной деятельности в условиях вуза. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 354 студентки (1-3-й курсы) Нижнетагильского государственного социально-педагогического института и Нижневартовского государственного университета. При проведении опроса использовались анкеты, включающие 16 вопросов и касающиеся выяснения отношения студенток к физической культуре и спорту. Возраст респонденток составил от 17 до 23 лет. Результаты исследования и выводы. Данные проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что необходимо формировать мотивацию студенческой молодежи к занятиям физической культурой, как одно из ведущих средств формирования здорового образа и стиля жизни и физической культуры личности. Для этого следует учитывать интересы, индивидуальные черты и предпочтения студенток вуза в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: студентки, физическое воспитание, мотивация, фитнес, интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Objective of the study was to identify the attitude of female students to physical culture and sports, as well as the most appropriate means to increase interest in physical culture and sports activities in the university. Methods and structure of the study. 354 students (1-3 courses) of the Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute and Nizhnevartovsk State University took part in the scientific work. During the survey, questionnaires were used, including 16 questions and related to clarifying the attitude of female students to physical culture and sports. The age of the respondents ranged from 17 to 23 years.
Results and conclusions. The data of the survey conducted indicate that it is necessary to form the motivation of students to engage in physical culture, as one of the leading means of forming a healthy lifestyle and physical culture of the individual. To do this, one should take into account the interests, individual traits and preferences of university students in choosing the type of physical culture and health-improving activity.
Keywords: female students, physical education, motivation, fitness, interest in physical culture and sports.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Теоретический анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению влияния регулярных занятий различными видами фитнеса, свидетельствуют о положительном воздействии на уровень физической подготовленности и физического состояния студенток [3, 4, 6]. Рейтинг наиболее популярных среди студенток средств фитнеса составляют такие оздоровительные направления, как классическая аэробика, степ-аэробика, пилатес, резист-а-бол аэробика, стретчинг [2, 5].
На сегодняшний день многообразие оздоровительных направлений фитнеса активно внедряется в учебный процесс проведения дисциплин «Физическая культура и спорт», элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту. Традиционные занятия фитнесом в рамках вузовских занятий строятся в соответствии с общепринятыми дидактическими принципами физического воспитания и имеют традиционную трехчастную структуру построения.
Обобщение практической работы по проблемам, связанным с востребованностью физической культуры и эффектив-
ностью ее развития в высшем образовательном учреждении, указывает на необходимость изучения интересов и потребностей современной молодежи к различным формам проявления двигательной активности и их учета при разработке вузовских рабочих программ по физической культуре [1, 4].
В связи с этим, огромное значение приобретает исследование мотивационной сферы студенток, их стимулирующих мотивов на протяжении всего периода обучения в вузе, что существенно влияет на процесс вовлечения студенческой молодежи в физкультурно-спортивную деятельность.
Цель исследования - выявить отношение студенток к занятиям физической культурой и спортом, а также подходящих средств для повышения интереса к физкультурно-спортивной деятельности в условиях вуза.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 354 студентки (1-3-й курсы) Нижнетагильского государственного социально-педагогического института и Нижневартовского государственного университета. При про-
78
http://www.teoriya.ru
№10^ 2022 Октябрь | October
ведении опроса использовались анкеты, включающие в себя 16 вопросов и касающиеся выяснения отношения студенток к физической культуре и спорту. Возраст респонденток составил от 17 до 23 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных, полученных при опросе студенток двух вузов, показал, что в начале своего обучения лишь 57 % респонденток считают, что дисциплины, связанные с физической культурой и спортом, являются важным предметом в образовательном процессе. К концу третьего курса этот показатель увеличивается до 73 %. Это, на наш взгляд, может отражать изменения, происходящие в процессе обучения, студентки начинают сознательнее относиться к занятиям и тем самым обретают понимание возможности формирования здорового образа и стиля жизни средствами физической культуры.
Результаты нашего анкетирования показали, что 53 0% респонденток первого курса регулярно занимаются физической культурой вне вуза. Показатель у студенток 2-го и 3-го курсов - 47 0% и 57 0% соответственно. Как показывают исследования, поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают заниматься физической культурой и спортом.
Мы выявили причины и определили мотивы, не позволяющие студенткам дополнительно посещать спортивные секции и кружки, а также заниматься физической культурой самостоятельно. Недостаток свободного времени с каждым последующим курсом увеличивается (с 61 % до 76 %). Также весомой причиной у 1 -го курса стало отсутствие интереса к занятиям, выявленного у 27 % респонденток. У 2-го и 3-го курсов этот показатель снижается до 16 % и 18 % соответственно.
Нами выявлено, что на протяжении всего периода обучения студентки 1-го, 2-го и 3-го курсов сохраняют примерно равный показатель, отражающий интерес к занятиям физической культурой - 44 %, 48 %, 45 % соответственно. Не проявляют интереса к занятиям достаточно малое число респонденток, у 1-го курса этот показатель достиг 6 %, у 2-го - 13 %, у 3-го курса показатель уменьшился до 4 %.
Результаты анкетирования позволили выявить ведущие мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой. Так, для 25 % студенток в начале обучения ведущими являются такие мотивы, как улучшение состояния здоровья и коррекция фигуры. К концу 3-го курса этот показатель увеличивается до 30 %. Также немаловажны другие мотивы, стимулирующие к занятиям, такие как удовлетворение потребностей в движении (17 %, 12 % и 18 %), стабилизация веса (14 %, 16 %, 14 %). Лишь у 12 % респонденток в начале обучения своевременное получение зачета является стимулирующим, к концу обучения показатель снижается до 4 %.
Анализ ответов, характеризующих предпочтения студенток 1-3 курсов к физкультурным занятиям в вузе, свидетельствует, что приоритетными видами программы по физической культуре студентки 1-го, 2-го и 3-го курсов выделяют такие как: волейбол 22 %, 22 % и 19 % соответственно; фит-нес - 18 %%, 19 %% и 23 %%; настольный теннис - 14 %%, 15 %% и 13 %; баскетбол - 12 %, 10 %, 10 %; гимнастика с элементами акробатики - 11%, 11 % и 12 %.
Рассматривая вопрос совершенствования организации учебного процесса по физической культуре, приоритетным становится мнение студенток по некоторым позициям. В процессе обработки анкетных данных нами отмечено, что интерес и желание у студенток 1-3-го курсов заниматься на занятиях физической культурой вызывают такие оздоровительные технологии, как: фитнес - 30 %, 29 % и 25 % соответственно; йога - 28 %%, 26 %%, 27 %%; аэробика - 18 %%, 20 %%, 22 %. Незначительная часть студенток выделили для себя занятия резист-а-болом, пилатесом, шейпингом.
Выводы. Данные проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что необходимо формировать мотивацию студенческой молодежи к занятиям физической культурой как одну
из ведущих средств формирования здорового образа и стиля жизни, физической культуры личности. Для этого следует учитывать интересы, индивидуальные черты и предпочтения студенток вуза в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности. Данные анкетирования указывают на необходимость формирования у молодежи потребности в занятиях физическими упражнениями на протяжении всей жизни и их дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Аникиенко Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета / СПбГУФК. - СПб., 2012. - № 10 (92). - С. 10-15.
2. Власова О.П. Мотивационно-ценностные отношения к физической культуре как фактор формирования здорового образа жизни студенток / О.П. Власова, К.В. Петрова // Безопасность жизнедеятельности и физическая культура: опыт реализации ФГОС: материалы VI Всероссийской ежегодной научно-практической конференции с международным участием [Электронный ресурс]. - Нижний Тагил: РГППУ (ф) в г. Нижний Тагил, 2016. - С. 64-67.
3. Галеев А.Р. Исследование мотивов занятий спортивными танцами / А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 45-46.
4. Кириллова Н.Е. Инновационные оздоровительные технологии как средство формирования здорового образа жизни студенток высших учебных заведений / Н.Е. Кирилова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 1. - С. 50-54.
5. Коричко Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69.
References
1. Anikienko Zh.G. Osobennosti vliyaniya sredstv fitnesa na fizicheskuyu podgotovlennost, fizicheskoye razvitiye i funktsionalnoye sostoyaniye devushek [Features of the influence of fitness means on physical fitness, physical development and functional state of girls]. Uchenye zapiski uni-versiteta SPbGUFK. St. Petersburg, 2012. No. 10 (92). / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69. References Anikienko Zh.G. Osobennosti vliyaniya sredstv fitnesa na fizicheskuyu podgotovlennost, fizicheskoye razvitiye i funktsionalnoye sostoyaniye devushek [Features of the influence of fitness means on physical fitness, physical development and functional state of girls]. Uchenye zapiski universiteta SPb-GUFK. St. Petersburg, 2012. No. 10 (92). Pp. 10-15.
2. Vlasova O.P., Petrova K.V. Motivatsionno-tsennostnyye otnosheniya k fizicheskoy kulture kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentok [Motivational-value relations to physical culture as a factor in the formation of a healthy lifestyle for female students]. Bezopas-nost zhiznedeyatelnosti i fizicheskaya kultura: opyt realizatsii FGOS [Life safety and physical culture: experience in the implementation of the Federal State Educational Standard]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. [Electronic resource]. Nizhny Tagil: RGPPU publ., 2016. Pp. 64-67.
3. Galeev A.R. Issledovaniye motivov zanyatiy sportivnymi tantsami [Study of the motives for practicing sports dances]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2007. No. 6. Pp. 45-46.
4. Kirillova N.E. Innovatsionnyye ozdorovitelnyye tekhnologii kak sredst-vo formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentok vysshikh ucheb-nykh zavedeniy [Innovative health technologies as a means of forming a healthy lifestyle for students of higher educational institutions]. Vestnik sportivnoy nauki. 2010. No. 1. Pp. 50-54.
5. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Osobennosti muzykalno-ritmicheskogo vospitaniya studentok vuza na zanyatiyakh gimnastikoy [Musical-rhythmic education aspects of academic gymnastics course]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 6. Pp. 67-69.
6. Krasnikova O.S., Pashchenko L.G., Davydova S.A. Aktivizatsiya fizicheskoy aktivnosti studentok vuza putem sovershenstvovaniya sistemy massovogo studencheskogo sporta [Mass academic sport system improvement model to promote physical activity among students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 8. Pp. 36-38.
7. Kuramshin Yu.F., Luik L.V., Dyachenko G.B. Otnosheniye stu-dencheskoy molodezhi k fizicheskoy kulture i sportu v aspekte teo-reticheskogo analiza [Formation of conscious attitude of student youth to physical education and sports: problems and solutions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 5. Pp. 42-44.
8. Pivneva M.M., Rumba O.G. Ozdorovitelnaya aerobika kak sred-stvo povysheniya somaticheskogo zdorovya studentok spetsialnykh meditsinskikh grupp [Health-improving aerobics as a means of improving the somatic health of students of special medical groups]. Pedagogika, psikhologiya i metodiko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2013. No. 8. Pp. 74-87.
№10 • 2022 Октябрь | October
http://www.teoriya.ru