Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА'

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ российского бизнесмена / предприниматели / школьная молодежь / image of Russian businessperson / entrepreneurs / school youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахмеева Ирина Игоревна, Клейменов Михаил Вячеславович

Актуальность исследования установок общества в отношении предпринимательства на современном этапе обусловлена необходимостью преодоления социокультурного кризиса и активации внутренних социальных, институциональных факторов для выхода на траекторию роста. Теоретическим фундаментом исследования служат разного рода социально-экономические концепты, а методическим инструментарием – социологические методы. Цель исследования – выявить и сопоставить образ предпринимателя в глазах общества и характеристики бизнесмена, которые способствуют/препятствуют социально-экономическому развитию. Выводы статьи базируются на результатах социологических исследований, проведенных авторами в 2017–2023 гг. среди представителей российского малого и среднего бизнеса, а также школьников, студентов экономического университета и совершеннолетнего молодого населения Свердловской области. В ходе основного исследования в 2023 г. авторами выявлено позитивное отношение школьников и родителей к занятию бизнесом, что может являться основой для формирования мотивации к становлению молодежи предпринимателями в будущем. Положительное отношение (максимальные 5 баллов) поставили 48,3 % школьников и 70,9 % родителей. При этом крайне негативное отношение (минимальный 1 балл) указали 22,6 % школьников и 9,9 % родителей. Говоря об образе бизнесмена, то 34,3 % школьников и 51,6 % родителей считают, что предприниматель – это труженик. Если говорим о бизнесмене как ловкаче, изворотливом человеке, то так считает 22,6 % школьников против 9,9 % родителей. И результаты прошлых социологических исследований социологической лаборатории УрГЭУ показали, что позитивный образ предпринимателя прочно укоренился среди молодых людей 18–30 лет, молодых предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF THE SCHOOL YOUTH OF SVERDLOVSKAYA OBLAST TOWARDS ENTREPRENEURSHIP AND THE IMAGE OF THE MODERN RUSSIAN BUSINESSPERSON

The relevance of studying society's attitudes towards entrepreneurship at the present stage arises from the need to overcome a sociocultural crisis and activate internal social and institutional factors to follow a growth trajectory. The theoretical basis of the research encompasses various socio-economic concepts, while the methodological tools utilized are sociological methods. The purpose of the study is to identify and compare the image of entrepreneurs in the eyes of society and the characteristics of businesspersons that promote or hinder socio-economic development. The conclusions of the article are based on the results of sociological studies conducted by the authors from 2017 to 2023 among representatives of Russian small and medium-sized businesses, as well as schoolchildren, students of an economic university, and young adults in the Sverdlovskaya Oblast. During the main study in 2023, the authors revealed a positive attitude among schoolchildren and parents toward entrepreneurship, which may serve as a basis for motivating young people to become entrepreneurs. A positive attitude (rated maximum 5 points) was expressed by 48.3% of schoolchildren and 70.9% of parents. Conversely, 22.6% of schoolchildren and 9.9% of parents indicated an extremely negative attitude (rated minimum 1 point). Regarding the image of businesspersons, 34.3% of schoolchildren and 51.6% of parents believe that an entrepreneur is a hard worker. Additionally, 22.6% of schoolchildren perceive a businessperson as a 'dodger,' compared to 9.9% of parents. Previous sociological studies conducted by the sociological laboratory of the Ural State University of Economics have shown that a positive image of entrepreneurs is firmly rooted among young people aged 18-30, young entrepreneurs, and representatives of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.5 УДК 373.5.091.212(470.54):316.334.23

И.И. Рахмеева, М.В. Клейменов

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА

Актуальность исследования установок общества в отношении предпринимательства на современном этапе обусловлена необходимостью преодоления социокультурного кризиса и активации внутренних социальных, институциональных факторов для выхода на траекторию роста. Теоретическим фундаментом исследования служат разного рода социально-экономические концепты, а методическим инструментарием - социологические методы. Цель исследования - выявить и сопоставить образ предпринимателя в глазах общества и характеристики бизнесмена, которые способствуют/препятствуют социально-экономическому развитию. Выводы статьи базируются на результатах социологических исследований, проведенных авторами в 2017-2023 гг. среди представителей российского малого и среднего бизнеса, а также школьников, студентов экономического университета и совершеннолетнего молодого населения Свердловской области. В ходе основного исследования в 2023 г. авторами выявлено позитивное отношение школьников и родителей к занятию бизнесом, что может являться основой для формирования мотивации к становлению молодежи предпринимателями в будущем. Положительное отношение (максимальные 5 баллов) поставили 48,3 % школьников и 70,9 % родителей. При этом крайне негативное отношение (минимальный 1 балл) указали 22,6 % школьников и 9,9 % родителей. Говоря об образе бизнесмена, то 34,3 % школьников и 51,6 % родителей считают, что предприниматель - это труженик. Если говорим о бизнесмене как ловкаче, изворотливом человеке, то так считает 22,6 % школьников против 9,9 % родителей. И результаты прошлых социологических исследований социологической лаборатории УрГЭУ показали, что позитивный образ предпринимателя прочно укоренился среди молодых людей 18-30 лет, молодых предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: образ российского бизнесмена, предприниматели, школьная молодежь.

Введение. В современном «обществе риска» [1] молодые люди стоят перед многими вызовами современности: прекарная занятость [2], поиск государственной поддержки для бизнеса [3].

На первый план сегодня выдвигаются ценности предприимчивости [4]. С начала XXI в. были попытки искусственно взрастить бизнес-сообщество по западному образцу [5]. При этом в реальности существовал феномен «вынуж-

© Рахмеева И.И., Клейменов М.В., 2024

Рахмеева Ирина Игоревна - д-р экон. наук, профессор, и.о. завкафедрой экономической теории и прикладной социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, е-таИ; rahmeeva_ii@usue.ru.

Клейменов Михаил Вячеславович - канд. социол. наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, е-таУ: k-mihaell@mail.ru.

денного предпринимательства», которое можно назвать принудительным, из-за отсутствия альтернатив занятию бизнесом [6, 7]. Предприниматели-инноваторы находились в затруднительном положении [8].

С помощью изучения образа мы можем изучать цели и функции социальных институтов [9], в том числе с расширением популяризации занятия бизнесом [10, с. 6; 11, с. 91; 12, с. 259]. Предпринимательские классы для школьников могут быть образовательным проектом для получения устойчивого социального слоя бизнесменов [13]. П. Бергер и Т. Лукман указывали, что повседневная активность позволяет рассматривать образ в качестве индикатора конструкции реальности [14]. Также отчасти социальный образ пересекается с социальным самочувствием [15], включая и удовлетворенность экономическим положением [16, с. 2].

Крайне важно понимать то тревожное нервное состояние, в котором находится определенная часть школьников [17; 18, с. 71], и говорить о потребностях современной молодежи: они нуждаются в профподготовке [19].

Процедура анализа и методика исследования. Для выделения образа предпринимателя мы выделили качества предпринимателя в виде шкалы образов - от нарушения законов до таланта, труженика.

В основе статьи лежат результаты опроса, проведенного в мае - июне 2023 г. среди 182 родителей и 478 школьников Свердловской области.

Выборка по полу: учащихся - 58 % мальчики и 42 % девочки; родителей -92 % матери и 8 % отцы. Выборка по доле родителей опрашиваемых школьников, занятых предпринимательством, соответствует среднеобластной доле предпринимателей среди экономически активного населения (10 % у отцов и 5,4 % у матерей).

В статье приведены в целях сравнительного анализа результаты исследования представлений о предпринимательстве среди студентов, молодежи, опубликованные авторами в 2017-2018 гг. (Ы = 555). Для верификации выводов будут сопоставления с результатами опросов ведущих организаций.

Результаты. Исследования авторов показывают:

• большинство школьников (62,4 %) мечтают о бизнесе, но на этапе студенчества возникают сомнения (43,3 %), и на выходе во «взрослую жизнь» (работа, семья) происходит потеря интереса;

• наибольший потенциал для вовлечения в предпринимательство с социально-экономической и компетентностной стороны имеют учащиеся экономических вузов (в два раза выше среднероссийского).

В 2019 г. авторы оценили динамику заинтересованности студентов к открытию своего дела в процессе обучения. До поступления в экономический университет каждый второй студент намеревался открыть собственный бизнес после получения высшего образования. Почти треть студентов (30 %) не пла-

нировали открывать дело; 18,9 % опрошенных затруднились ответить на заданный вопрос. В процессе обучения ситуация существенно не изменилась: распределение 48,4; 26,9 и 24,7 % соответственно [20, с. 36]. Наши исследования показывают направленность интересов молодежи к занятию бизнесом. Однако «при продвижении от мегаполиса к малому городу и селу фиксируется отрицательный тренд: если в Екатеринбурге таких 58,7 %, то в малых городах и на селе - около 42 %» [21, с. 27].

Опросы ВЦИОМ о факторах успешного бизнеса показывают рост роли личных качеств. Так, с 1992 по 2022 г. практически не изменились доли тех, кто считает, что для успеха важны связи (19 %) и готовность к риску и даже нарушению закона (5-7 %). При этом существенно сократилась доля выделяющих значимость денег (с 35 до 17 %) и увеличилась категория видящих настойчивость и предприимчивость залогом успеха (с 27 до 45 %) [22].

Ключевыми барьерами по мнению всех социальных групп являются: первый блок - институциональные (уровень социальных структур, наличие доверия); второй блок - экономические (финансовые), которые больше ощущают действующие предприниматели. Среди тех, кто не состоялся как предприниматель, выделяется третий блок препятствий - отсутствие знаний, навыков [23, 24].

Опросы ВЦИОМ показывают снижение доли людей, негативно настроенных к предпринимателям (с 13 % в 2009 г. до 6 % в 2019 г.), а процент позитивных оценок вырос с 79 до 89 % [25]. Достаточно стабильна доля на уровне 4 % от тех, кто не хочет открывать дело [25]. Результаты нашего опроса коррелируют с данными ВЦИОМ (позитивно настроенных более 76 % у школьников и родителей). Вместе с тем школьники оказались более критичны по отношению к предпринимателям (примерно у каждого пятого школьника и четырнадцатого родителя сформировано негативное восприятие предпринимателей).

Молодые люди Свердловской области в социологическом авторском опросе 2017-2018 гг. (Ы = 555, из них 99 бизнесменов) показали больше положительных отзывов: средневзвешенный коэффициент позитивных отзывов равен 32,1 (а среди молодых бизнесменов 43,4); отрицательных - 10,6 (среди молодых бизнесменов 10,5).

Так, согласно результатам опроса 2023 г. у значительного количества школьников и родителей сформировался позитивный образ предпринимателя-труженика (таблица), влияющего на благополучие региона проживания и целой страны (рисунок).

Данные, представленные на рисунке, показывают, что мнения школьников и родителей отличаются: доля школьников, полагающих, что предприниматели улучшают благосостояние региона и самих опрошенных, больше, чем доля родителей.

Распределение ответов на вопрос, какой из представленных оценочных образов наиболее соответствует пониманию предпринимателя*, % опрошенных

№ п/п Значения Школьники Родители

1 Предприниматель - это ловкач, изворотливый человек 22,6 9,9

2 Предприниматель - это удачливый человек, авантюрист 15,1 11,0

3 Предприниматель - это труженик, работяга 34,3 51,6

4 Предприниматель - это корыстный делец, стремящийся к богатству 12,1 4,9

5 Предприниматель - это представитель криминального, коррупционного мира 7,7 1,1

6 Другое 8,1 13,3

7 Без ответа - 8,2

8 Итого опрошенных 100,0 100,0

Составлено авторами на основе собственного исследования.

Рис. Распределение ответов (мнения школьников и родителей) на вопрос, влияют ли предприниматели на благополучие населения (составлено авторами на основе собственного исследования)

Выводы. Опросы показывают, что за тридцать лет с распада СССР желание быть предпринимателем немного убавилось, в то время как позитивное отношение к предпринимательству растет, как и доля тех, кто считает, что успешными бизнесменами становятся чаще благодаря личностным характеристикам. Значительный потенциал для вовлечения в бизнес имеют студенты экономических вузов, осваивающие компетенции, но и, согласно опросам ав-

*

торов, имеют в два раза большее стремление для занятия бизнесом в сравнении со средними показателями по стране.

Список литературы

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - M.: Прогресс-Традиция, 2000. - 108 с.

2. Бахтин, Е.Л. Нестабильность как новая норма занятости молодежи / Е.Л. Бахтин // Уральский социологический форум к 100-летию Л.Н. Когана: Культура, личность, общество в условиях перемен: новые вызовы, проблемы, перспективы: материалы ХХУ1 Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. -Екатеринбург, 2023. - С. 184-197.

3. Заборова, Е.Н. Влияние власти и бизнеса на развитие рынка труда в малых городах Урала / Е.Н. Заборова // Новая индустриализация России: Экономика - Наука - Человек: сб. науч. тр. VIII Урал. науч. чтений профессоров и докторантов общественных наук / Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2021. - С. 69-73.

4. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. -2005. - № 3. - С. 5-16.

5. Заславская, Т.И. Новое поколение акторов российской экономики: проблемы социального качества / Т.И. Заславская // Общество и экономика. -2005. - № 5. - С. 13-164.

6. Radaev, V. Emerging Russian Entrepreneurship As Viewed By The Experts / V. Radaev // Economic & Industrial Democracy. - 1993. - Т. 14, № S1. - С. 55-77.

7. Радаев, В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности / В. Радаев // Вопросы экономики. - 1994. - № 7. - С. 85-98.

8. Кузьминова, Н.В. Ориентация на инновационную деятельность пермских предпринимателей / Н.В. Кузьминова, В.Н. Стегний // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2019. - № 2. - С. 122-135.

9. Попов, Д.Н. Феноменология социального образа: понятие, уровни, структура / Д.Н. Попов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - Вып. 3(27). - С. 36-46.

10. Черных, В.В. Формирование положительного образа предпринимателя в российском обществе / В.В. Черных // Экономический вектор. - 2020. -№ 1 (20). - С. 5-11.

11. Перевозова, О.В. Медиасреда как условие популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи / О.В. Перевозова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - № 3 (31). - С. 90-97.

12. Шавырина, И.В. Популяризация социального предпринимательства в молодежной среде (по результатам социологического исследования) / И.В. Шавырина // Воспитание как стратегический национальный приоритет: междунар. науч.-образоват. форум. - Екатеринбург, 2021. - С. 256-259.

13. Сизоненко, Р.В. Наставничество на производстве: поиск оптимальной модели / Р. В. Сизоненко // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2022. - № 1. - С. 96- 107.

14. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

15. Мерсиянова, И.В. Социальное настроение россиян: структура и влияние на помогающее поведение / И.В. Мерсиянова, А.С. Брюхно // Социологические исследования. - 2023. - № 9. - С. 29-40.

16. Кормишкина, Л.А. Социальное самочувствие как отображение социально-экономического неравенства в стране / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кор-мишкин, Э Р. Ермакова // Теоретическая и прикладная экономика. - 2021. -№ 3. - С. 1-13.

17. Барг, А.О. Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста / А.О. Барг, О.А. Кобякова, Н.А. Лебедева-Несевря // Гигиена и санитария. - 2020. - Т. 99, № 8. - С. 829-833.

18. Михальская, Д.С. Стрессогенные факторы, воздействующие на выпускников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену / Д.С. Михальская, С.С. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. -2022. - Т. 5, № 6. - С. 54-81.

19. Стегний, В.Н. Социальные ориентации учащихся начального профессионального образования / В.Н. Стегний // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2020. - № 3. - С. 76-87.

20. Рахмеева, И.И. Студенты экономического университета как резерв для развития предпринимательства в регионах России / И.И. Рахмеева, М.В. Клейменов // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 3. - С. 35-39.

21. Клейменов М.В. Сравнительный анализ предпринимательской активности молодежи Свердловской области: поселенческий аспект // Урал -драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: материалы I Урал. экон. форума. - Екатеринбург, 2019. - С. 26-30.

22. Пора предпринимать? Мониторинг 1992-2022 // Официальный сайт ВЦИОМ. Новости. - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022 (дата обращения: 01.03.2024).

23. Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в 2018-2021 годах [Электронный ресурс]// Новости Российской Недели Бизнеса. - 2021. - URL: https://media.rspp.ru/document/1/9/3 /938760ed6f3815fb6c618bdf8a3e4775.pdf (дата обращения: 31.01.2024).

24. Закрытый опрос ФСО показал рекордное недоверие бизнеса к силовикам [Электронный ресурс] // РБК. - 2019. - URL: https://www.rbc.ru/society/ 28/05/2019/5cebe7939a794754023bf449?utm_source=application (дата обращения: 28.02.2024).

25. Предпринимательство в России: отношение россиян, барьеры [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. Новости. - 2019. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery(дата обращения: 01.03.2024).

References

1. Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne (Russ. ed.: Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. Moscow, Progress-Traditsiia, 2000, 108 p.).

2. Bakhtin E.L. Nestabil'nost' kak novaia norma zaniatosti molodezhi [Instability as the new norm in youth employment]. Ural'skii sotsiologicheskii forum k 100-letiiu L.N. Kogana: Kul'tura, lichnost', obshchestvo v usloviiakh peremen: novye vyzovy, problemy, perspektivy. Proc. of 26th Int. Conf. Yekaterinburg, 2023, pp. 184-197.

3. Zaborova E.N. Vliianie vlasti i biznesa na razvitie rynka truda v malykh gorodakh Urala [The influence of government and business on the development of the labor market in Urals small towns]. Novaia industrializatsiia Rossii: Ekonomika -Nauka - Chelovek. Сollection of scientific works of the VIII Ural Academic Readings. Yekaterinburg, Ural State University of Economics, 2021, pp. 69-73.

4. Zaslavskaia T.I. Chelovecheskii potentsial v sovremennom transformatsionnom protsesse [Human potential in contemporary transformation process. Article 2]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2005, no. 3, pp. 5-16.

5. Zaslavskaia T.I. Novoe pokolenie aktorov rossiiskoi ekonomiki: problemy sotsial'nogo kachestva [New generation of actors in Russia's economy: Issues of social quality]. Obshchestvo i ekonomika, 2005, no. 5, pp. 13-164.

6. Radaev V. Emerging Russian entrepreneurship as viewed by the Experts. Economic & Industrial Democracy, 1993, vol. 14, no. S1, pp. 55-77.

7. Radaev V. Vneekonomicheskie motivy predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Non-economic motives for entrepreneurial activity]. Voprosy ekonomiki, 1994, no. 7, pp. 85-98.

8. Kuz'minova N.V., Stegnii V.N. Orientatsiia na innovatsionnuiu deiatel'nost' permskikh predprinimatelei [Orientation to innovations of Perm entrepreneurs]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 2, pp. 122-135.

9. Popov D.N. Fenomenologiia sotsial'nogo obraza: poniatie, urovni, struktura [Phenomenology of social image: Concept, levels, structure]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, iss. 3 (27), pp. 36-46.

10. Chernykh V.V. Formirovanie polozhitel'nogo obraza predprinimatelia v rossiiskom obshchestve [Formation of a positive image of an entrepreneur in the Russian society]. Ekonomicheskii vektor, 2020, no. 1 (20), pp. 5-11.

11. Perevozova O.V. Mediasreda kak uslovie populiarizatsii predprinima-tel'skoi deiatel'nosti sredi molodezhi [Media environment as a condition for popularization of entrepreneurial activity among young people]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniia, 2021, no. 3 (31), pp. 90-97.

12. Shavyrina I.V. Populiarizatsiia sotsial'nogo predprinimatel'stva v molodezhnoi srede (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Popularization of social entrepreneurship in youth environment: On the results of sociological research]. Vospitanie kak strategicheskii natsional'nyi prioritet. Int. Educational Forum. Yekaterinburg, 2021, pp. 256-259.

13. Sizonenko R.V. Nastavnichestvo na proizvodstve: poisk optimal'noi modeli [On-site mentoring: Finding the optimal model]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 1, pp. 96- 107.

14. Berger P.L., Luckmann T. The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge (Russ. ed.: Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniia. Moscow, Medium, 1995, 323 p.).

15. Mersiianova I.V., Briukhno A.S. Sotsial'noe nastroenie rossiian: struktura i vliianie na pomogaiushchee povedenie [Russian citizens' social mood, its structure and influence on helping behaviour]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2023, no. 9, pp. 29-40.

16. Kormishkina L.A., Kormishkin E.D., Ermakova E.R. Sotsial'noe samochuvstvie kak otobrazhenie sotsial'no-ekonomicheskogo neravenstva v strane [Social well-being as a reflection of socioeconomic inequality in the country]. Teoreticheskaia iprikladnaia ekonomika, 2021, no. 3, pp. 1-13.

17. Barg A.O., Kobiakova O.A., Lebedeva-Nesevria N.A. Otsenka sviazi trevozhnosti i zabolevaemosti u uchashchikhsia srednego i starshego vozrasta [Assessing a relation between anxiety at school and morbidity among middle and high school children]. Gigiena i sanitariia, 2020, vol. 99, no. 8, pp. 829-833.

18. Mikhal'skaia D.S., Ignatovich S.S. Stressogennye faktory, vozdeistvuiushchie na vypusknikov v protsesse podgotovki k Edinomu gosudarstvennomu ekzamenu [Stressogenic factors affecting graduates in preparation for the unified state examination]. Pedagogika: istoriia, perspektivy, 2022, vol. 5, no. 6, pp. 54-81.

19. Stegnii V.N. Sotsial'nye orientatsii uchashchikhsia nachal'nogo professional'nogo obrazovaniia [Social orientations of students of primary vocational education]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2020, no. 3, pp. 76-87.

20. Rakhmeeva I.I., Kleimenov M.V. Studenty ekonomicheskogo universiteta kak rezerv dlia razvitiia predprinimatel'stva v regionakh Rossii [Students of economic universities as a reserve for the development of entrepreneurship in the regions of Russia]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2021, no. 3, pp. 35-39.

21. Kleimenov M.V. Sravnitel'nyi analiz predprinimatel'skoi aktivnosti molodezhi Sverdlovskoi oblasti: poselencheskii aspekt [Comparative analysis of youth entrepreneurial activity in Sverdlovsk region: Settlement aspect]. Ural -draiver neoindustrial'nogo i innovatsionnogo razvitiia Rossii. Proc. of 1st Ural Economic Forum. Yekaterinburg, 2019, pp. 26-30.

22. Pora predprinimat'? Monitoring 1992-2022 [Is it time to entrepreneur? Monitoring 1992-2022]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti-cheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022 (accessed 01.03.2024).

23. Doklad Rossiiskogo soiuza promyshlennikov i predprinimatelei o sostoianii delovogo klimata v 2018-2021 godakh [Report of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs on the state of the business climate in 2018-2021]. Available at: https://media.rspp.ru/document/1/9/3/938760ed6f3815fb6c618bdf8a3e4775.pdf (accessed 31.01.2024).

24. Zakrytyi opros FSO pokazal rekordnoe nedoverie biznesa k silovikam [Closed FSO survey shows record business distrust of security forces]. Available at: https://www.rbc.ru/society/28/05/2019/5cebe7939a794754023bf449?utm_source=ap plication (accessed 28.02.2024).

25. Predprinimatel'stvo v Rossii: otnoshenie rossiian, bar'ery [Entrepreneur-ship in Russia: Attitudes of Russians, barriers]. Available at: https://wciom.ru/ ana-lytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery (accessed 01.03.2024).

Оригинальность 93 %

Поступила 11.03.2024 Одобрена 08.04.2024 Принята к публикации 27.05.2024

I.I. Rakhmeeva, M.V. Kleymenov

THE ATTITUDE OF THE SCHOOL YOUTH OF SVERDLOVSKAYA OBLAST TOWARDS ENTREPRENEURSHIP AND THE IMAGE OF THE MODERN RUSSIAN BUSINESSPERSON

The relevance of studying society's attitudes towards entrepreneurship at the present stage arises from the need to overcome a sociocultural crisis and activate internal social and institutional factors to follow a growth trajectory. The theoretical basis of the research encompasses various socio-economic concepts, while the methodological tools utilized are sociological methods. The purpose of the study is to identify and compare the image of entrepreneurs in the eyes of society and the characteristics of busi-nesspersons that promote or hinder socio-economic development. The conclusions of the article are based on the results of sociological studies conducted by the authors from 2017 to 2023 among representatives of Russian small and medium-sized businesses, as well as schoolchildren, students of an economic university, and young adults in the Sverdlovskaya Oblast.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

During the main study in 2023, the authors revealed a positive attitude among schoolchildren and parents toward entrepreneurship, which may serve as a basis for motivating young people to become

entrepreneurs. A positive attitude (rated maximum 5 points) was expressed by 48.3% of schoolchildren and 70.9% of parents. Conversely, 22.6% of schoolchildren and 9.9% of parents indicated an extremely negative attitude (rated minimum 1 point). Regarding the image of businesspersons, 34.3% of schoolchildren and 51.6% of parents believe that an entrepreneur is a hard worker. Additionally, 22.6% of schoolchildren perceive a businessperson as a 'dodger,' compared to 9.9% of parents.

Previous sociological studies conducted by the sociological laboratory of the Ural State University of Economics have shown that a positive image of entrepreneurs is firmly rooted among young people aged 18-30, young entrepreneurs, and representatives of small and medium-sized businesses.

Keywords: image of Russian businessperson, entrepreneurs, school youth.

Irina I. Rakhmeeva - Doctor of Economics, Professor, Acting Head of Department of Economic Theory and Applied Sociology, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, e-mail: rah-meeva_ii@usue.ru..

Mikhail V. Kleymenov - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Economic Theory and Applied Sociology, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, e-mail: kleymv@mail.ru.

Received 11.03.2024 Accepted 08.04.2024 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование выполнено в рамках плана работ лаборатории кафедры экономической теории и прикладной социологии УрГЭУ.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Рахмеева, И.И. Отношение школьной свердловской молодежи к предпринимательской деятельности и образ современного российского бизнесмена / И.И. Рахмеева, М.В. Клейменов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 67-76.

Please cite this article in English as:

Rakhmeeva I.I., Kleymenov M.V. The attitude of the school youth of Sverdlovskaya oblast towards entrepreneurship and the image of the modern Russian businessperson. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 67-76 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.