Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ВОСПРИЯТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ'

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ВОСПРИЯТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амбрушкевич К. В.

В статье рассматривается отношение населения России к предпринимателям и предпринимательской деятельности. Актуальность работы обусловлена большим вниманием, уделяемым государством вопросам развития в стране малого и среднего бизнеса. Эмпирические данные, на которых базируется статья, представлены вторичными данными: результатами всероссийских репрезентативных опросов, реализованных ведущими отечественными социологическими центрами. В статье изучаются такие аспекты, как интерес населения к предпринимательской деятельности, причины нежелания заниматься собственным делом. Рассмотрены сферы, в которых потенциальные предприниматели хотели бы открыть своё дело. Определён портрет типичного предпринимателя. Выделены факторы и личностные качества, которые россияне считают наиболее значимыми в становлении преуспевающего предпринимателя. Анализируется специфика ответов на вышеупомянутые вопросы в различных социально-демографических группах. Рассмотрено отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности и профессии. Изучена динамика предпринимательской активности, а также барьеры и факторы успеха в предпринимательстве. Констатированы изменения, произошедшие за тридцать лет замеров мнений россиян по предпринимательской тематике. Сделан вывод о характере эволюции предпринимательства за данный период и необходимости дальнейшей поддержки малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TOWARDS ENTREPRENEURS AND PERCEPTION OF BUSINESS IN RUSSIA

The article deals with the attitude of the population of Russia towards entrepreneurs and entrepreneurial activity. The relevance of the work is due to the great attention paid by the state to the development of small and medium-sized businesses in the country. The empirical data on which the article is based are represented by secondary data: the results of all-Russian representative surveys carried out by leading Russian sociological centers. The article examines such aspects as the interest of the population in entrepreneurial activity, the reasons for the reluctance to engage in their own business. The areas in which potential entrepreneurs would like to open their own business are considered. The portrait of a typical entrepreneur is defined. The factors and personal qualities that Russians consider the most significant in becoming a successful entrepreneur are highlighted. The specificity of the answers to the above questions in various socio-demographic groups is analyzed. The attitude of Russians to entrepreneurship as a type of activity and profession is considered. Studied the dynamics of entrepreneurial activity, as well as barriers and success factors in entrepreneurship. The changes that have taken place over thirty years of measuring the opinions of Russians on entrepreneurial topics are stated. The conclusion is made about the nature of the evolution of entrepreneurship over this period and the need for further support for small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ВОСПРИЯТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ»

Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России

Амбрушкевич К.В.,

аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет

Е-mail: ambrushkevichk@mail.ru

В статье рассматривается отношение населения России к предпринимателям и предпринимательской деятельности. Актуальность работы обусловлена большим вниманием, уделяемым государством вопросам развития в стране малого и среднего бизнеса. Эмпирические данные, на которых базируется статья, представлены вторичными данными: результатами всероссийских репрезентативных опросов, реализованных ведущими отечественными социологическими центрами. В статье изучаются такие аспекты, как интерес населения к предпринимательской деятельности, причины нежелания заниматься собственным делом. Рассмотрены сферы, в которых потенциальные предприниматели хотели бы открыть своё дело. Определён портрет типичного предпринимателя. Выделены факторы и личностные качества, которые россияне считают наиболее значимыми в становлении преуспевающего предпринимателя. Анализируется специфика ответов на вышеупомянутые вопросы в различных социально-демографических группах. Рассмотрено отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности и профессии. Изучена динамика предпринимательской активности, а также барьеры и факторы успеха в предпринимательстве. Констатированы изменения, произошедшие за тридцать лет замеров мнений россиян по предпринимательской тематике. Сделан вывод о характере эволюции предпринимательства за данный период и необходимости дальнейшей поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, государство, социологическое исследование, поли-

Актуальность

В условиях рыночной экономики предпринимательство не только играет ключевую роль в достижении экономического успеха государства, но и выполняет ряд важнейших социальных функций. Предприниматели - это люди, которые генерируют новые идеи, видят возможности и превращают их в пользу для личного и общественного благосостояния. Развитие предпринимательства способствует формированию особого социального слоя - независимых, самостоятельных граждан, взвешивающих риски и способных принимать ответственные решения. По состоянию на 10 января 2023 года в России зарегистрировано чуть менее 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства [3], что составляет около 4% от численности всего населения. Можно констатировать, что в настоящее время остаётся большой потенциал развития предпринимательства в стране.

Сегодня государство пытается преодолеть ряд серьёзных препятствий, стоявших на пути отечественного предпринимательства на протяжении последних трёх десятилетий постплановой российской экономики: коррупцию, несовершенства нормативно-правовой базы, чрезмерную бюрократию, формализм, избыточное давление фискальных органов, и др. Оценивая текущее состояние, можно смело сказать, что большинство упомянутых проблем активно решаются, что позволило перейти к популяризации предпринимательства среди широких слоёв населения [9].

Базовой государственной программой по продвижению предпринимательства является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его реализация запланирована до конца 2024 года, а цель - увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек [4]. В рамках проекта реализуется ряд

84

масштабных мероприятий, среди которых образовательные программы, форумы, грантовая поддержка, проведение различных конкурсов, предоставление инфраструктуры для бизнеса и др. Так, для молодёжи, проявляющей интерес к предпринимательской деятельности, на базе центров «Мой бизнес» в ряде регионов России проводятся занятия в «Школах предпринимательства». Проект помогает сформировать навыки поиска и оценки бизнес-проекта, протестировать идею и доработать ее. Действующие предприниматели делятся с участниками своим опытом и дают рекомендации по реализации бизнеса. Примером площадки, созданной для обсуждения актуальных проблем, является ежегодный международный бизнес-форум «Слёт успешных предпринимателей», который на протяжении десяти лет проводится в г. Тюмени.

Таким образом, сегодня можно констатировать наличие существенных усилий, прилагаемых государством и обществом для вовлечения в предпринимательскую деятельность населения. Очевидно, что конечный результат в виде действующих компаний и предприятий -это вопрос средне- и долгосрочной перспективы. Далеко не все инициативы заканчиваются бизнесом, и даже опытные и успешные предприниматели создают компанию, стабильно приносящую доход, не с первого раза [10,11]. Тем не менее, важно своевременно диагностировать текущую ситуацию в сфере установок населения на предпринимательскую деятельность, выявлять наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на их формирование. Иными словами, социологическое изучение связки «предпринимательство - население» является актуальной научно-практической задачей, решение которой предоставляет обратную связь для более эффективной государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Методика исследования

В работе автор опирался на вторичные данные: результаты исследований, реа-

лизованных ведущими российскими социологическими центрами по общероссийской выборке и отдельными учёными - в различных регионах страны. Кроме того, использовались статистические сведения: данные международных организаций, Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Отдельные аспекты изучаемой проблематики анализировались с привлечением экспертных мнений, транслируемыми в открытых источниках (электронных СМИ).

Результаты и обсуждение

Представляется, что обсуждение отношения населения к предпринимательству следует начать с характеристики общего фона - социально-демографического портрета ориентированных на предпринимательство граждан, а также отражения данной проблематики в общественном мнении россиян в целом. Здесь представляют интерес результаты мониторинга отношения населения к предпринимательству, который Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит уже на протяжении 30 лет1. Ниже приведём результаты последней волны мониторинга, проведённой в 2022 году, в ряде случаев сопоставив их с данными 1992 года [7].

Отвечая на вопрос о желании стать предпринимателем, каждый десятый респондент указал, что у него уже есть своё дело (10%). Хотели бы открыть бизнес 23%, а не хотят 65%. За тридцать лет число владельцев своего дела увеличилось более чем в три раза, а доля желаю-

1 До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов. С 2017 года мониторинг тыл продолжен в рамках ежедневного опроса «ВЦИОМ-СПУТНИК». Формализованное телефонное интервью, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Тип выборки: Стратифицированная двухосновная случайная, построена на основе полного списка телефонных номеров (стационарных и мобильных), задействованных на территории РФ. География исследования: не менее 80 регионов, 500 городов и ПГТ, 100 сел.

85

щих, напротив, снизилась на 8%. Характеризуя социально-демографическую специфику современных предпринимателей, отметим, что мужчины (13%) встречаются здесь в два раза чаще, чем женщины (6%). Также предприниматели, чаще встречаются в возрастной когорте 25-44 лет (15%) и проживают в Санкт-Петербурге (15%) или Москве (14%). Чуть меньше владельцев малого бизнеса в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (по 12%), а самые низкие значения характерны для Приволжского и СевероКавказского округов (6-7%).

Интерес к открытию бизнеса также чаще проявляют мужчины - 29% (у женщин соответствующее значение составляет 19%) и молодёжь до 35 лет (43-48%). Треть, среди стремящихся к предпринимательству - респонденты с низким уровнем достатка (32%), а пятая часть оценивают своё материальное положение как среднее (22%) и высокое (21%). Примечательно что в СевероКавказском федеральном округе, где наименьшее количество предпринимателей, самая высокая доля (почти половина) респондентов хотят открыть своё дело (48%). Участники опроса, не выразившие интереса к предпринимательской деятельности - это, чаще всего, женщины (73% против 56% мужчин), респонденты старше 60 лет (87%), а также граждане со средним специальным образованием (72%). Также отметим, что подавляющее большинство (85%) не стремящихся к собственному делу, являются активными телезрителями.

За три десятилетия мониторинговых исследований портрет типичного предпринимателя практически не изменился. Мужской пол, наличие высшего образования, проживание в крупном городе или столице - ключевые факторы, определяющие интерес к собственному бизнесу. Исключение составляет возраст: в 1992 году молодые люди в возрасте 25-34 лет встречались в два раза чаще (6% против 3% среди всего населения). Среди желающих открыть свой бизнес, конкретные действия в виде регистрации, поиске средств производства

и финансирования осуществляют лишь 15%. Это в три раза чаще, чем в 1992 году. Для половины предпринимательство остаётся только в планах - не предпринимает никаких усилий 50% респондентов, а ещё треть (34%) планирует начать реальные действия в ближайшее время.

Отвечая на вопрос о сфере, в которой потенциальные предприниматели хотели бы открыть своё дело, респонденты чаще всего выражали желание заняться розничной торговлей: открыть свой магазин (20%). Каждый седьмой участник опроса (13%) ориентируется на автомобильный бизнес, а каждый девятый (11%) на собственное производство. Сельское хозяйство, строительство и сферу услуг в индустрии красоты отметили по 9%; швейное производство и общественное питание - по 6%; услуги в сфере образования и индустрию гостеприимства - 5%. Реже всего из предложенных вариантов респонденты отмечали 1Т-сферу (3%), а 9% указали свой вариант. Не вдаваясь в детали, отметим, что выбираемые варианты бизнеса имеют гендерную, географическую и возрастную специфику.

Исследуя причины нежелания респондентов заниматься собственным делом, выяснилось, что основной и самой значительной преградой является возраст и состояние здоровье (39%). На втором месте - отсутствие капитала для бизнеса (28%), третьем - отсутствие интереса к бизнесу (22%). Другими, распространёнными факторами оказались: отсутствие необходимых знаний и способностей (20%); сложности, с которыми сопряжено открытие своего дела (19%), недоверие государству (12%). Другие варианты отмечались значительно реже: «страх нарушения закона» (7%), «опасения нападения преступников» (4%), «принципиальная неприязнь к частным предприятиям» (4%); «боязнь осуждения окружающих» (1%). Свой вариант указали 14% респондентов. В 1992 году первые пять строчек рейтинга включали в себя те же варианты, хотя и в другой последовательности. На первом месте -отсутствие капитала, втором - не тот возраст либо отсутствие здоровья, тре-

86

тьем - отсутствие способностей и/или знаний, четвёртом и пятом - отсутствие интереса и нежелание преодолевать сложности. Специфика ответов в различных социально-демографических группах оказалась предсказуемой. Ключевой аргумент пожилых россиян - возраст и состояние здоровья, респондентов с низким уровнем доходов - недостаток финансов, а молодых участников опроса - нехватка компетенций. Отметим, что другие распространённые причины нежелания заниматься предпринимательством у молодёжи - это отсутствие интереса и неуверенность в том, что государство в будущем не закроет частные предприятия - именно их респонденты 18-34 лет отмечали чаще остальных.

Рассуждая факторах, способствующих становлению преуспевающего предпринимателя, наибольшую значимость россияне отводят личным качествам человека, таким как настойчивость и предприимчивость (45%). С большим отрывом следуют «Связи, знакомства» (19%), далее следует вариант «деньги» (17%). Склонность к риску отметили 5%, свой вариант указали 6%, а затруднились с ответом на вопрос 8%. Заметным различием с результатами аналогичного исследования тридцатилетней давности является оценка роли материального фактора: в 1992 году респонденты решающую роль отводили деньгам (35%), далее следовали личностные качества (27%), следом «связи, знакомства» (19%). Примечательно, что о важности личностных качеств чаще говорят респонденты с опытом предпринимательской деятельности и молодёжь, на важность денег чаще указывают те, кто только планирует своё дело, а незаинтересованные в предпринимательской деятельности считают главным фактором успешного предпринимателя связи и знакомства.

Комментируя изменения, произошедшие за тридцать лет замеров мнений россиян по рассматриваемой тематике, эксперты выделяют три условные группы предпринимателей. Первую группу можно обозначить как «врождённые»

предприниматели. Для них своё дело представляет собой самостоятельную и одну из ключевых ценностей жизни. Единственным приемлемым способом получения дохода и самореализации для таких людей является работа на себя. Как и любые другие предприниматели, они могут сталкиваться с трудностями, терпеть убытки, закрывать свой бизнес. Однако взамен неудавшихся проектов такие люди открывают новые, продолжая реализовывать свои идеи независимо от внешних факторов. Ко второй группе относятся «ситуационные» предприниматели, решающие с помощью собственного бизнеса определённые задачи: дополнительный заработок, реализация внезапно возникшей идеи, желание сменить сферу деятельности и др. Третья группа - «вынужденные» предприниматели - люди, для которых формальная регистрация в качестве юридического лица, самозанятого или индивидуального предпринимателя, единственный способ решить насущные проблемы. Это, например, фрилансеры; работники, трудовая книжка которых не позволяет официально устроиться ещё на одну работу или специалисты тех сфер, где работа вне статуса предпринимателя невозможна в принципе (репетиторы, ведущие праздников, бэбиситтеры и т.п.). Таких работников можно отнести к предпринимателям только по формальному признаку [2]. В отечественной научной литературе выделяют и другие типологии [6], однако представленная позволяет лучше продемонстрировать эволюцию предпринимательства за последние тридцать лет.

Отношение к наличию своего бизнеса неустойчиво, и с более высокой вероятностью может измениться у представителей второй группы - «ситуационных» предпринимателей. Собственное дело для них - волевое решение, которое не зависит ни от эмоций, ни от внешних обстоятельств. В отличие от «вынужденных» предпринимателей, «ситуационные» могут гораздо легче отказаться от бизнеса и сменить род деятельности, при этом, в отличие от «врождённых»,

87

они не будут испытывать какого-либо морального долженствования.

Именно «ситуационные» предприниматели, по мнению экспертов, составляют большинство и за последние три десятилетия значительно изменили свои взгляды. В переходный период 90-х годов собственный бизнес представлялся чуть ли не главным источником благосостояния и достойного образа жизни на фоне общей социально-экономической нестабильности. Сегодня же деятельность предпринимателя ассоциируется, скорее, с тяжёлым и кропотливым трудом, бюрократическими сложностями, решением широкого спектра проблем, а после пандемии корона-вируса и санкционных ограничений, ещё и нестабильностью.

Существующее положение дел усугубляется тем, что нормативно-правовая база в сфере предпринимательства в России ещё в полной мере не институционализирована в силу длительного отсутствия опыта развития предпринимательских отношений в советский период. Ключевыми проблемами сегодня являются антимонопольное регулирование, доступ малого и среднего бизнеса к системе госзакупок, вопросы налогообложения [1]. Не случайно сегодня государство пытается реализовать реформу в сфере МСП, выстроенную по принципу регуляторной гильотины, преследующую цель провести инвентаризацию обязательных для бизнеса требований на предмет их соответствия современным реалиям [5].

Другой метаморфозой общественного сознание стало представление россиян об источнике основных финансовых потоков в стране. В нулевые годы предприимчивому населению казалось, что в частном секторе сконцентрированы значительные объёмы средств и финансовых потоков, а работая на себя человек имеет возможность добиться значительного успеха. Однако после череды социально-экономических кризисов и пандемии в общественном сознании все сильнее утверждается мнение, что деньги в России есть только у государ-

ства и крупных окологосударственных компаний и корпораций.

Говоря об отношении россиян к предпринимательству, как явлению, целесообразно рассмотреть результаты ещё одного исследования ВЦИОМ, направленного на выявление отношения к бизнесу [8]. На прямые вопросы о том, как респонденты относятся к малому и крупному бизнесу были получены отличающиеся между собой ответы. Данные показывают, что к малому и среднему бизнесу население относится более благоприятно, чем к крупному. Сумма ответов «Хорошо» и «Скорее хорошо» в 2019 году при ответе на соответствующий вопрос составила 89%. Сумма тех же ответов на вопрос об отношении к крупному бизнесу составила 67%. Хорошее отношение к крупному бизнесу демонстрируют возрастные группы 18-24 лет (88%) и 25-34 лет (79%) а также респонденты с хорошим и очень хорошим материальным положением (75%). Соответственно, группы, плохо относящиеся к крупному бизнесу - это пожилые люди, старше 60 лет (41%), а также люди с плохим и очень плохим материальным положением. Подобное распределение в различных социально-демографических группах можно встретить и по отношению к малому бизнесу.

Приведённые результаты можно объяснить тем, что в старшие возрастные когорты, являются свидетелями приватизации в 90-е годы крупных советских предприятий. По мнению подавляющего большинства населения, ваучерная приватизация оказалась крайне несправедливой, а владельцами советского наследия оказались руководители этих предприятий. Оказавшись в выгодной ситуации, они добивались нужных решений на собраниях акционеров и выкупали акции у рядовых работников по низкой цене. У молодёжи же, по большей части, отсутствуют негативные ассоциации, связанные с крупным бизнесом, а зачастую имеет место обратная ситуация, когда крупные бизнесмены и главы корпораций являются ориентиром для начинающих предпринимателей.

88

Рассматривая ответы респондентов на вопрос о том, можно ли сегодня в нашей стране вести честный бизнес отметим в целом положительную динамику. Если в 2007 году лишь пятая часть (21%) считала, что это возможно, то к 2017 году эта доля выросла практически в 2 раза (до 41%). В 2019 году это значение составило 34%, однако здесь свою роль могла сыграть пандемия COVID-19. Также, примечательно, что в 2007 году была высока доля затруднившихся с ответом на этот вопрос - 10%, в 2017 и 2019 респондентов выбравших этот вариант оказалось 3% и 4% соответственно.

Более половины участников опроса полагают, что деятельность российских предпринимателей и бизнесменов в настоящее время идёт скорее на пользу (52%), а 22% - определённо на пользу, 13% считают, что скорее во вред, 3% -определённо во вред, а 10% затруднились с ответом. Общественная польза от деятельности предпринимателей, по мнению респондентов, проявляется, в первую очередь, в содействии занятости населения и создании рабочих мест (28%). На втором месте по популярности оказался вариант «отчисление налогов, пополнение бюджета» (13%), на третьем - доступность товаров и услуг (12%). Далее в рейтинге следует указание респондентов на развитие экономики, рост ВВП (9%), а также на создание собственной продукции, импортозаме-щение (7%). По 5% отметили такие варианты, как «Снижение цен вследствие конкуренции», «Улучшение жизни», «Качественная продукция», «Благотворительность, меценатство».

Отношение к предпринимательству как профессии можно определить исходя из ответов на вопрос, который традиционно присутствует в мониторинговых опросах ВЦИОМа. Формулировка вопроса: «Насколько Вы доверяете представителям следующих профессий?», а один из вариантов - «предприниматель, бизнесмен». Анализ ответов на данный вопрос показывает, что отношение к предпринимательству в российском обществе остаётся не устойчивым. Доля респондентов, которые скорее или полно-

стью доверяют за период 2010-2019 колебалась в пределах 21-32%, а тех, кто скорее или полностью не доверяют 45-37%. То есть, несмотря на снижение недоверия, доля не доверяющих по-прежнему превышает тех, кто доверяет. Также обращает на себя внимание существенный рост респондентов, затруднившихся с ответом на этот вопрос (51%). Отметим, что по уровню доверия предприниматели стоят приблизительно в одном ряду с политиками и работниками гос. органов. Два других вопроса, характеризующих предпринимательство как профессию, предлагали респондентам выбрать из списка три наиболее престижных профессии и три наиболее доходных. Ответы россиян показывают, что за период с 2006 по 2018 год, наблюдалось стабильное снижение престижности деятельности предпринимателя с 10% в 2006 году до 4% в 2018 году. Похожая ситуация и с оценкой доходности: в 2006 году одной из наиболее доходных эту профессию считали 20% респондентов, в 2009-13%, в 2012-14%, а в 2018-11%.

На вопрос о том, какую профессию (род занятий) респонденты желали бы своим подрастающим детям, внукам, вариант «предприниматель, бизнесмен» стабильно находится на третьем месте. В 2010 году этот вариант выбрали 3,51%, А в 2018-3,4%. Первые две строчки в общественном мнении россиян принадлежат врачам и учёным, а на 4-м месте, сразу за предпринимателями, располагаются работники государственных органов, администрации.

К числу главных трудностей, с которыми сталкиваются люди при открытии собственного бизнеса, россияне чаще всего относят высокие налоги (25%), бюрократию (22%), а также высокие затраты (16%). Именно эти барьеры упоминали респонденты, отвечая на соответствующий открытый вопрос анкеты (всего допускалось не более 5 ответов от одного участника опроса). Также в ответах упоминались коррупция (9%), различные административные преграды и деятельность фискальных органов (8%). По 7% респондентов указали на труд-

89

ности, связанные с банковской системой (проблемы с получением кредитов, высокие проценты). Беспредел со стороны чиновников и правоохранительных органов, как и конкуренцию отметили по 5% опрошенных, а несовершенства законодательной системы и отсутствие начального капитала по 4%

Ещё один вопрос был посвящён факторам, которые могли бы подтолкнуть человека к созданию своего дела. Вопрос носил открытый характер и предполагал возможность дать от 1 до 5 ответов респондентам, у которых в настоящее время нет своего бизнеса. Чаще всего упоминались повышение уровня жизни (12%) и необходимость наличия стартового капитала либо финансовой подушки (12%). Этот парадоксальный факт свидетельствует о том, что создание своего дела для многих - это вопрос не заработка для выживания, а самореализация. Для 6% таким толчком может стать совершенствование системы налогообложения. По 5% указали на процент кредитования и состояние здоровья (возраст). Варианты, связанные с поддержкой со стороны государства, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также указание на политику (как внешнюю, так и внутреннюю) выделили по 4% опрошенных. Далее следуют варианты: появление адекватной бизнес-идеи, безвыходная в материальном плане ситуация, экономическая ситуация в стране (по 3%). На реализацию личных амбиций, как толчок для открытия своего дела указали 2%. Такое же количество упомянуло возникновение личных причин, получение соответствующего образования и исчезновение коррупции.

Выбирая из предложенных вариантов наиболее важные условия для ведения бизнеса, более половины респондентов отметили деньги, стартовый капитал (53%). На правильно подобранную команду указала треть участников опроса (34%), а на особые личные качества и предпринимательский талант -четверть (24%). Желание работать в интересах людей демонстрируют 22% респондентов. Далее, с большим отрывом

следуют такие варианты, как «связи» (14%), «опыт» (13%), «знания и соответствующее образование» (13%), «умение создавать качественный продукт» (13%), «оригинальная бизнес-идея» (12%), «наличие партнёров» (11%). Десятая часть указала на удачу (10%) и веру в успех (9%). Выбрали свой вариант и затруднились с ответом по 6% респондентов.

Выводы

Таким образом, можно сказать, что за постсоветский период истории предпринимательство в нашей стране институционализировалось не в полной мере. Отсутствуют ясные «правила игры» между предпринимателями и государством, чётко выстроенные механизмы работы и поведения. Эволюция представлений населения о предпринимательстве как об окне возможностей (в 1990-е годы), через ощущение экономического шока с усилением стереотипов о коммерсантах, как беспринципных дельцах (в 2000-е), к образу полезной и поддерживаемой государством деятельности (в начале 2010-х) привела в 2020-х к разочарованиям, связанным с утратой чувства стабильности. Именно этим можно объяснить снижение интереса населения к предпринимательской деятельности, показанное выше.

Тем не менее, сегодня остаётся треть экономически активного населения, заинтересованных в предпринимательстве: 10% уже имеют своё дело, а 23% хотели бы его открыть. Это те люди, кто мог бы внести существенный вклад в благополучие страны и именно им должна оказываться государственная поддержка при открытии своего дела и на первых этапах его развития.

Относительно отношения россиян к предпринимательству, можно сделать вывод, что оно различается в зависимости от масштаба бизнеса. Отношение к малому и среднему предпринимательству у населения заметно лучше, что можно объяснить процессами приватизации, в результате которых отечественный крупный бизнес и был сформирован. Также можно обозначить наличие тренда на улучшение отношения к ма-

90

лому и среднему предпринимательству на протяжении последнего десятилетия. Доверие к предпринимательству как профессии в нашей стране ещё в полной мере не сформировано: несмотря на рост доверия, число не доверяющих по-прежнему превышает доверяющих.

Другой тенденцией, согласно результатам исследований, можно считать снижение уровня предпринимательской активности. Доля желающих заняться своим делом снижается, а тех, кто считает такую перспективу нежелательной - растёт. Среди тех, кто в настоящее время владеет собственным бизнесом, чаще встречаются мужчины среднего возраста с высшим образованием, проживающие в крупных городах. Основными факторами успеха в бизнесе россияне считают наличие стартового капитала, хорошей команды, а также личных качеств. Основные барьеры, мешающие открытию бизнеса, по мнению россиян - это бюрократия и административное давление. За анализируемый период наблюдения рейтинг этих факторов остался неизменным.

Литература

1. Белоусов А.Л. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства // Russian Journal of Economics and Law. 2020. № 1. с. 5-21.

2. Даниил Ермолаев. От «малинового пиджака» до самозанятого: предпринимательство в России глазами россиян. 11 ноября 2022 // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ex-pertise/ot-malinovogo-pidzhaka-do-samozanjatogo-predprinimatelstvo-v-rossii-glazami-rossijan (дата обращения: 07.02.2023).

3. Единый реестр малого и среднего предпринимательства // Сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: https://ofd.nalog.ru. (дата обращения 07.02.2023).

4. Малое и среднее предпринимательство // Сайт «Национальные проекты России». URL: https://национальные-проекты.рф/projects/msp (дата обращения 05.02.2023)

5. Механизм «регуляторной гильотины» // Са т Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/gosudarst-vennoe_upravlenie/mehanizm_regu-lyatornoy_gilotiny/ (дата обращения 07.02.2023).

6. Пономарев О.Б. Психотипы предпринимателей и комплексное представление о предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. -№ 9. - С. 1105-1118. - doi: 10.18334/ rp.17.9.35239

7. Пора предпринимать? Мониторинг 1992-2022. Аналитический обзор ВЦИОМ от 09 ноября 2022 // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022 (дата обращения: 07.02.2023).

8. Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России. Результаты исследования // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/ reports_conferences/2019/Predprini-matelstvo2019.pdf (дата обращения 10.02.2023)

9. Ардашев Р.Г. Особенности сознания россиян: стратегии восприятия будущего // Социология. 2021. № 2. С. 60-67.

10. Пружинин А.Н. Особенности стратегического развития человеческого капитала // Социология. 2020. № 2. С. 306-313.

11. Пружинин А.Н. Человеческий капитал нефтяных компаний // Социология. 2018. № 4. С. 151-154.

ATTITUDE TOWARDS ENTREPRENEURS AND PERCEPTION OF BUSINESS IN RUSSIA

Ambrushkevich K.V.

Tyumen Industrial University

The article deals with the attitude of the population of Russia towards entrepreneurs and entrepreneurial activity. The relevance of the work is due to the great attention paid by the state to the development of small and medium-sized businesses in the country. The empirical data

91

on which the article is based are represented by secondary data: the results of all-Russian representative surveys carried out by leading Russian sociological centers. The article examines such aspects as the interest of the population in entrepreneurial activity, the reasons for the reluctance to engage in their own business. The areas in which potential entrepreneurs would like to open their own business are considered. The portrait of a typical entrepreneur is defined. The factors and personal qualities that Russians consider the most significant in becoming a successful entrepreneur are highlighted. The specificity of the answers to the above questions in various socio-demographic groups is analyzed. The attitude of Russians to entrepreneurship as a type of activity and profession is considered. Studied the dynamics of entrepreneurial activity, as well as barriers and success factors in entrepreneurship. The changes that have taken place over thirty years of measuring the opinions of Russians on entrepreneurial topics are stated. The conclusion is made about the nature of the evolution of entrepreneurship over this period and the need for further support for small and medium-sized businesses.

Keywords: entrepreneurship, business, government, sociological research, politics.

References

1. Belousov A. L. Audit of measures to support small and medium-sized businesses // Russian Journal of Economics and Law. 2020. № 1. With. 5-21.

2. Daniil Ermolaev. From the "crimson jacket" to the self-employed: entrepreneur-ship in Russia through the eyes of Russians. November 11, 2022 // VTslOM website. URL: https://wciom.ru/expertise/ot-malinovogo-pidzhaka-do-samozanjatogo-predprinimatelstvo-v-rossii-glazami-rossijan (date of access: 02/07/2023).

3. Unified register of small and medium-sized businesses // Website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. URL: https://ofd.nalog.ru (accessed 02/07/2023).

4. Small and medium business // Website "National projects of Russia". URL: https:// nationalprojects.rf/projects/msp (accessed 05.02.2023)

5. Mechanism of the "regulatory guillotine" // Sat of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation URL: https://www.economy.gov.ru/material/di-rections/gosudarstvennoe_upravlenie/me-hanizm_regulyatornoy_gilotiny/ (accessed 07.02.2023).

6. Ponomarev O.B. Psychotypes of Entrepreneurs and a Comprehensive View of Entrepreneurial Activity // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2016. - T. 17. - No. 9. - S. 1105-1118. doi:10.18334/rp.17.9.35239

7. Time to take action? Monitoring 19922022. Analytical review of VTslOM dated November 09, 2022 // VTslOM website. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022 (date of access: 02/07/2023).

8. Attitude towards entrepreneurs and perception of business in Russia. Research results // VCIOM website. URL: https://wciom. ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/ Predprinimatelstvo2019.pdf (accessed 10.02.2023)

9. Ardashev R.G. Peculiarities of Russian Consciousness: Strategies for Perceiving the Future // Sociology. 2021. No. 2. S. 6067.

10. Pruzhinin A.N. Features of the strategic development of human capital // Sociology. 2020. No. 2. S. 306-313.

11. Pruzhinin A. N. Human capital of oil companies // Sociology. 2018. No. 4. S. 151-154.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.