УДК 316.4.063 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-41-49
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КЛАССА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИКОНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: Nikon561@yandex.ru
СУХОМЛИНОВА МАРИНА ВАЛЕРЬЯНОВНА
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: marina27.surina@rambler.ru
Характеристика состояния класса предпринимателей в социальной структуре российского общества обусловлена имеющимися диспропорциями его развития и функционирования. Низкий социально-экономический потенциал данного слоя, по сравнению с развитыми странами, выражен в дисбалансе направленности предпринимательской деятельности, ориентированной с основном на торговлю. Прогнозы развития сферы малого бизнеса констатируют снижение его объема в структуре экономики страны, а, следовательно, ожидается уменьшение данной прослойки в базовом социальном слое. Первичными и вторичными социологическими исследованиями показано, что большинство устоявшихся предпринимательских организаций в России претерпевает множество трудностей, связанных с отсутствием стартового капитала, конкуренцией, административными барьерами, несовершенством законодательства и отсутствием поддержки со стороны государства. Мониторинговые исследования указывают на отрицательное восприятие россиян самого явления предпринимательства, а показатель плотности предпринимательского слоя в России заметно низок. «Теневой/гаражный» бизнес, как вид промысла, является слабым звеном экономики страны, а множество рисков вынуждает предпринимателей сворачивать свой бизнес. Выявленный спектр основных трудностей, с которыми сталкиваются бизнесмены, отражается не только в области взаимоотношений с государством, но и на уровне морально-этических норм отдельных личностей, партнерских и деловых взаимодействий и др. В целях развития отечественной социологии предпринимательства необходимо направить исследования в область социально-экономической статистики структуры слоя предпринимателей, особенностей его регионально-поселенческого размещения, культурно-возрастного уровня и развития механизмов социальной защищенности.
Ключевые слова класс предпринимателей, предпринимательство, сфера малого бизнеса, структура экономики, «теневой/гаражный» бизнес, социальные риски, механизмы социальной защищенности
Социально-экономическое развитие государства обеспечивается посредством движущей силы общества, которой, в первую очередь, является предпринимательский класс. В этой связи социальная политика государства в сфере предпринимательства должна быть направлена на создание и постоянную корректировку социальных гарантий наиболее важной социальной прослойке населения. В подтверждение этого Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г., отмечая приоритетность экономического развития общества, обращает внимание на «необходимость создания условий для роста предпринимательской инициативы во всех секторах экономики, в том числе и посредством совершенствования законодатель-
ства, обеспечивающего гарантии предпринимательской деятельности» [1].
Для того, чтобы малый бизнес в России постоянно укреплял свой социальный потенциал, обеспечивая свои ведущие функции по обеспечению занятости трудоспособного населения, увеличению доли вклада в ВВП и объемов налоговых поступлений и т. д., необходима не только стабильная политическая ситуация, но и современная правовая база, направленная на облегчение налогового и административного давления на бизнес, его материально-технологическую поддержку. Кроме того, сравнительный анализ степени развитости предпринимательской деятельности в экономике развитых стран, показал, что в Российской Федерации доля занятых в данной сфере значительно ниже, и количественно составляет (табл. 1).
V. A. NIKONOV, M. V. SUKHOMLINOVA
В настоящее время, по данным информационно-аналитического сетевого издания «ПРОВЭД», число появившихся новых предпринимателей не компенсирует число ликвидируемых: по состоянию
на 1 янв. 2017 г. в России зарегистрировалось 92,4 тыс. чел., а прекратили свою работу 623,7 тыс. чел. При этом ситуация в регионах сильно различается.
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства по данным Единого реестра ФНС РФ, по состоянию на 10.07.2018 г. [2]
Таблица 1
Показатели Субъекты малого бизнеса
Микропредприятия Малые
Количество организаций 5986652 262576
Численность работников 6913717 7022410
Количество выпускаемой продукции 3198 934
Таблица 2
Направления деятельности сферы малого бизнеса в РФ, по состоянию на 1 января 2018 г. [3]
№ п/п Наименование деятельности Число малых предприятий, юр. лиц, тыс. Численность фактически действующих инд. предпринимателей, тыс. чел.
1 Сельское хозяйство 61,3 112,2
2 Обрабатывающие производства 245,7 127,0
3 Строительство 335,9 92,0
4 Оптовая и розничная торговля 1032,0 1231,7
5 Гостиницы и рестораны 79,4 55,6
6 Транспорт и связь 215,3 307,8
7 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 600,6 370,9
8 Научные исследования и разработки 20,5 -
9 Образование 9,9 21,2
10 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 42,6 17,0
11 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 75,0 161,6
Направлений предпринимательской деятельности также недостаточно, следовательно, весьма низким считается показатель объема занятых в данной отрасли в общей социальной структуре российского общества (табл. 2).
Из таблицы видно, что рейтинг направленности предпринимательской деятельности имеет большие диспропорции, где самые развитые виды - это коммерческие - торговля (1231,7 тыс. чел.), операции с недвижимостью, аренда (370,9 тыс. чел). Тогда как на долю услуг социального назначения - здравоохранения и образования - приходится сравнительно низкие показатели (17,0 и 21,2 тыс. чел, соответственно).
Так, более трети от общего числа субъектов малого предпринимательства России задействованы в торговле. Выбор данного вида экономической деятельности самими предпринимателями объясняется более простыми, по сравнению с другими видами деятельности, бизнес-процессами, быстротой реагирования на изменения рынка, более высокой оборачиваемостью капитала и т. д. На наш взгляд главная
причина - это сравнительное быстрое и ощутимое получение прибыли (рис. 1).
Социологический международный проект, проводивший глобальный мониторинг предпринимательства в сорока странах мира, определил состояние бизнес-класса в РФ так:
- «около 90 % населения не только не занимается предпринимательской деятельностью, но и не видит возможности построить бизнес для себя;
- только 4,7 % взрослых трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями;
- предпринимательство продолжает играть небольшую роль в экономике, не только по сравнению с другими странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), но и по сравнению со странами Восточной Европы;
- только 18 % не-предпринимателей считают внешние условия благоприятными для открытия бизнеса;
- страх неудачи не позволяет 42 % непредпринимателей начать работу» [4].
Рис. 1. Распределение субъектов малого предпринимательства по видам деятельности
Кроме того, данное исследование показало, что в России большинство устоявшихся предпринимательских организаций не преодолевает даже начальные стадии своего развития. В заключение константируется, что в ближайшие годы значительный рост в российском предпринимательском секторе не ожидается, т. к. слишком малая доля россиян планирует открыть свой бизнес.
Говоря о серьезной роли предпринимателей в развитии бизнес-сообщества России, исследова-
Доля вклада малого предпринимател]
тели отмечают незначительный вклад большинства предпринимательских фирм в национальную экономику страны. Согласно Докладу Минэкономразвития России о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, доля российского малого бизнеса в ВВП страны не превышает 20 %, тогда как в развитых странах этот показатель намного выше (табл. 3) [5].
Таблица 3
1 в ВВП развитых стран мира, % [220]
Страна США Страны ЕС Япония Китай Россия
Доля малого бизнеса в ВВП страны ~ 50 50-70 > 50 > 60 < 20
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в феврале 2017 г. (метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, N = 1200), большинство россиян (67 %) не желают открывать свой бизнес. При этом 26 % опрошенных главными препятствиями для открытия бизнеса считают бюрократию, 20 % - высокие налоги, 14 % - высокие финансовые затраты. Также среди главных трудностей назывались отсутствие стартового капитала (12 %), серьезная конкуренция (11 %), административные барьеры и несовершенство законодательства (10 %), отсутствие поддержки со стороны государства (7 %) [6].
V. А. №КО№ЭУ, М. V. 8иКИОМЬШОУЛ
Эксперты утверждают, что уровень предпринимательской активности меняется: доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32 % в 2008 г. - до 22 % в 2017 г.), а оценивающих подобную перспективу как нежелательную - растет - с 49 % в 1991 г. - до 68 % в 2017 г. [7].
Примечательно, что в результате проведенного РБК в начале 2015 г. опроса среди предпринимателей ^ = 7000) на предмет основных препятствий, мешающих выстраивать свой бизнес, большинство высказавшихся (3723 человека из 7000 респондентов) указали на высокие ставки по налогам и кредитам [8].
Особое значение отводится решению проблемы притока доли новых предпринимателей, однако
для этого, как показали международные монито- приятия респондентов по поводу предпринима-ринговые исследования, необходимо преодолеть тельских возможностей со средними мировыми отрицательное восприятие россиян самого явления значениями (табл. 4). предпринимательства. Сравним результаты вос-
Таблица 4
Оценка респондентами предпринимательских возможностей
Параметры оценки Значение параметра
средний мировой Россия, 2016 г.
Оценка предпринимательских возможностей 42,21 17,88
Страх перед открытием бизнеса 36,07 44,80
Уровень предпринимательских намерений 22,32 2,12
Предпринимательская активность 3,35 0,70
Инновационный курс бизнеса 26,38 5,40
Источник: сводная таблица авторов, составленная по результатам международного исследовательского мониторинга [4]
В соответствии с п.7 ст. 10 закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ [9], с 1 августа 2016 г. на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) сформирован и работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в России, согласно данным ФНС зарегистрировано свыше 6,2 млн субъектов малого предпринимательства, с общей численностью работников около 14 млн чел. (табл. 5).
Следует отметить, что и такой показатель, как «плотность предпринимательского слоя» в России заметно уступает соответствующим показателям в других странах. Исследования В. А. Васильева показали, что в России на 10 тыс. жителей приходится только 62 предпринимателя, тогда как в США их насчитывается около 214, в Италии - 693 [10].
Важной характеристикой современного состояния класса предпринимателей в Российской Федерации является «теневой» бизнес и существенное количество занятых в нем слоев населения. Данные опроса, проведенного в июле 2016 г. РАНХ и ГС показали, что в теневом секторе экономики России задействовано около 40 % всего трудоспособного населения страны. Руководитель проекта, социолог А. Н. Покида отмечает, что данный показатель практически не меняется со времени проведения первого исследования, проведенного в 2001 г. [11].
По оценке международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), полученной в ходе исследования развития глобальной теневой экономики по итогам 2016 г.,
Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге с теневым оборотом 33,6 трлн руб. (39 % от ВВП страны). Примечательно, что называя страны с наименьшими показатели объема теневого сектора (США -7,8 % ВВП; Япония - 10 %, Китай - 10,2 %), АССА констатирует отсутствие положительных изменений данных параметров в экономике России на протяжении длительного периода и прогнозирует их неизменность (39,3 %) к 2025 г. [12].
По результатам исследования проекта «Гаражная экономика», проведенного в 60 населенных пунктах восьми регионов России Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники», в теневую предпринимательскую деятельность в гаражных боксах («гаражная экономика») вовлечены в среднем 15 % трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России [13].
Подобное предпринимательство собственников и арендаторов гаражей охватывает многие сферы экономической деятельности: от торговли и сферы услуг (ремонт, хранение продукции, предоставление помещений) - до небольшого производства. Исследователи утверждают, что некоторая часть «гаражников» находится в рамках правового поля и официально оформлена в качестве предпринимателей, однако борьба с остальными теневыми предпринимателями затруднительна, ввиду сложного механизма проверок, а также дотационного положения многих регионов. Авторами исследования установлена прямая взаимосвязь между социально-экономическим развитием региона и количеством «гаражников»: чем богаче регион - тем их меньше.
Таблица 5
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Федеральных округах РФ [2]
Субъекты РФ Всего Из них:
юридических лиц индивидуальных предпринимателей
всего из них всего из них
микро предприятие малое предприятие микро предприятие малое предприятие
Российская федерация 6249228 2933316 2697966 235350 3315912 3288686 27226
Центральный ФО 1955253 1062518 976482 86036 892735 886566 6169
Северо-Западный ФО 726505 401684 370964 30720 324821 322441 2380
Южный ФО 729577 218423 200565 17858 511154 507687 3467
Северо-Кавказский ФО 206724 50874 46439 4435 155850 155039 811
Приволжский ФО 1110405 498976 455891 43085 611137 605137 6292
Уральский ФО 533849 251056 231902 19154 282793 280107 2686
Сибирский ФО 718853 334573 309451 25122 384280 380522 3758
Дальневос-точный ФО 268062 115212 106272 8940 152850 151187 1663
Всего из них:
юридических лиц индивидуальных предпринимателей
всего из них всего из них
микро предприятие малое предприятие микро предприятие малое предприятие
Субъекты 6249228 2933316 2697966 235350 3315912 3288686 27226
Работники 13936127 11656809 5398738 6258071 2279318 1514979 764339
Продукция (кол-во наименования товаров) 4132 3024 2155 869 1108 1043 65
Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский рассматривает «гаражную экономику» как вид промысла, в основе которого лежит не капитализация, а репутация и выживание. Возникновение подобных промыслов, активно приравнивающих властными органами к малому бизнесу, объясняется в первую очередь слабостью рынка [11]. В рейтинге стран с развитой теневой экономикой Россия занимает одну из лидирующих позиций - около 40 % от ВВП страны (рис. 2).
Сложившаяся в России особенность стихийного рынка, носящего в основном спекулятивный характер, по сравнению со сферой материального производства, не стимулирует предпринимателей производить товары, а все больше вынуждает их сворачивать производство, направляя его в ком-
мерческое русло. Более крупный бизнес предпочитает вкладываться в иностранные активы, развивая тем самым зарубежную экономику.
Высокие экономические риски, связанные с нестабильной социально-экономической ситуацией, высокие налоги и практически не снижающийся административный пресс вынуждают бизнесменов выводить деньги из российской экономики. В результате в регионах происходит процесс дефицита инвестиционных фондов, а дальнейшее их развитие зависит от дотационных финансов из центра, как правило, выделенный под определенный федеральный проект. Статистика показывает, что динамика оттока частного капитала из России за последние 10 лет стабильно увеличивалась [14] (рис. 3).
V. А. МКОЫОУ, М. V. 8иКНОМЬШОУА
Рис. 2. Рейтинг стран с крупнейшей теневой экономикой [12]
Рис. 3. Динамика оттока капитала из России (2006-2017гг.) [14]
По данным аналитики «Альфа-банка», основанной на проведенном в конце 2015 г. исследовании «Пульс малого бизнеса» (опрос проводился среди владельцев и руководителей 1405 компаний малого бизнеса в 64 крупнейших городах страны, выборка «гнездовая», N = 1405 компаний малого бизнеса), большинство предпринимателей (87 % респондентов) отрицательно оценили влияние внешней конъюнктуры и экономической ситуации на развитие бизнеса. При этом 92 % респондентов отметили снижение покупательской способности населения в целом по стране, а 80 % -снижение покупательской способности в своей отрасли [15].
Высокие процентные ставки по кредитам отталкивают потенциальных предпринимателей, лишая их источников формирования первоначального капитала. Можно сказать, государственная поддержка здесь отсутствует, значит, и механизм социальной защищенности в данной области не разработан.
По данным Счетной палаты по состоянию на 10 декабря 2017 г. более чем на треть сократилось количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса - до 5,99 млн. За два года сократилось 2 млн чел., работающих в сфере бизнеса, причем достоверной информации о судьбе уволившихся нет. На федеральную поддержку МСП выделено
34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности не зафиксированы издержки поддержки в рамках МСП-программы. Принцип прозрачности, предусмотренный бюджетным кодексом, в этом плане отсутствует, также не обеспечиваются равные условия на развития предпринимательства в регионах РФ. Так, программа развития малого и среднего предпринимательства, предусматривая поддержку МСП в 89 регионах, реализовала свою цель лишь в пяти регионах страны - в Татарстане, Башкортостане, Московской и Свердловской областях и в г. Москве. Проверка гарантийного фонда и фонда микрофинансирования показывает, что госбюджетные средства не всегда доходят до предпринимателей. Так в 2016 г. предпринимателями получено 41,8 % [16].
В целом, анализ современного состояния предпринимательского класса в России позволил выявить достаточно широкий спектр основных трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Однако, было бы неправильным говорить о проблемах предпринимателей, возникающих только по вине государства.
Многие проблемы предпринимателей кроятся в них самих, а именно: отсутствие у человека определенных знаний, умений и навыков, опыта, самодисциплины и пр. Сюда также можно отнести низкий уровень культуры и социальной ответственности среди некоторых представителей предпринимательского сообщества, в недалеком прошлом выходцев из криминальной среды, «лихих девяностых», или стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в «теневой» экономике.
Кадровый дефицит далеко не всегда является проблемой, возникшей по вине государства, а скорее, наоборот, по причинам социально-психологического типа предпринимателя, причудливо сочетающим в себе завышенные требования к работнику с минимальными обязательствами со своей стороны. Наблюдения авторов, проведенные в данной сфере, позволяют указывать на недостаточно развитый уровень морально-этических норм и правил поведения отдельных предпринимателей, что не способствует обеспечению доверительных, партнерских отношения внутри предпринимательского сообщества, встречается также неразвитый коммуникативный и деловой уровень взаимоотношений и т. п.
Кроме того, учеными отмечается, что в отечественных социологических исследованиях отсутствует методически надежная социально-экономическая статистика о структуре слоя предпринимате-
лей, направлениях и темпах его развития, об особенностях его регионально-поселенческого размещения, культурно-возрастного уровня и результатах его экономической деятельности, что не дает полного и объективного представления в целом.
Выводы
1. Малый бизнес в России обеспечивает ведущие функции по занятости трудоспособного населения, увеличению доли вклада в ВВП, и многое другое, укрепляя социально-экономический потенциал страны в целом.
2. Показатели объема занятых в предпринимательской сфере в составе социальной структуры российского общества весьма низкий, по сравнению с развитыми странами. Доля российского малого бизнеса в ВВП страны не превышает 20 %.
3. Уровень предпринимательской активности за последние годы постепенно снижается. Основным препятствием служат высокие ставки по налогам и кредитам, как показали данные исследования, отрицательное восприятие россиян самого явления предпринимательства. Объем предпринимательского слоя в России заметно уступает показателю развитых стран, что составляет 62 человека на 10000 жителей.
4. Важной характеристикой современного состояния предпринимательского класса в России является количество занятых в теневом бизнесе -около 40 % всего трудоспособного населения страны. Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик мира.
5. Спекулятивный характер стихийного рынка России, часто вынуждает предпринимателей сворачивать производство, монополисты вкладываются в иностранные активы, развивая зарубежную экономику.
6. Высокие экономические риски предпринимательства связаны с административными прессами, дефицитом инвестиционных фондов и дотаций финансов из центра, влиянием внешней экономической конъюнктуры, а главное - отсутствием должной государственной поддержки, и, прежде всего, неразвитостью механизмов социальной защищенности в данной области.
7. Сдерживающими факторами в развитии социальной бизнес-прослойки в российском обществе является:
- недостаточно развитый уровень администрирования обязательных страховых взносов;
- непосильная налоговая нагрузка;
- большое количество препятствий для ведения малого бизнеса;
- «непрозрачность» ведения бизнеса;
- отсутствие равных условий для развития малого, среднего и крупного предпринимательства;
V. А. NIKONOV, М. V. SUKHOMLINOVA
- неразвитость форм поддержки малого бизнеса со стороны региональных властей;
- низкий уровень информирования предпринимателей о новых возможностях развития бизнеса и доступных мерах социальной защищенности.
8. Данный анализ выявил ряд проблем, которые зависят от самих предпринимателей: недостаточный уровень профессиональных знаний, умений и навыков, опыта и самодисциплины; низкий уровень культуры и социальной ответственности; наличие представителей предпринимательского слоя - выходцев из криминальной среды; стартовый капитал, заработанный в теневой экономике.
Литература
1. План Президента Путина // Российская газета --2018 - №7509 (46) - 1 марта.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // ФНС РФ, июль 2018 г. URL: https://rmsp.nalog.ru.
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017 // Стат.сб. (М 19). M.: Росстат, 2017.
4. Global Entrepreneurship Monitor Entrepreneurial Behaviour and Attitudes. URL: http://www.gemcon-sortium.org.
5. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности // Минэкономразвития РФ, декабрь 2017 г. URL: http ://economy. gov.ru/minec/about/structure/depmb/20172 8124
6. Предпринимательство и самозанятость в России // Исследования ВЦИОМ, февраль 2017 г. URL: https://wciom.ru
7. Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха // Исследования ВЦИОМ, октябрь 2017 г. URL: https://wciom.ru
8. Что мешает малому и среднему бизнесу в России // Интернет-опрос РБК, январь 2015 г. URL: https://www.rbc.ru/own_business
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru
10. Васильев В. А. Сложности создания экономического фундамента гражданского общества в России // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 92-104.
11. Путин потребовал у правительства вывести из тени 30 млн россиян // Forbes: ежедн. интернет-изд. 2016. 14 июля. URL: http://www.forbes.ru/news/324895
12. Emerging from the shadows. The shadow economy to 2025 // Research АССА, June 2016. URL: https://www.accaglobal.com/content
13. «Гаражная экономика» спасает россиян от нищеты и безработицы // Известия: ежедн. интернет-изд. 2016. 19 апр. URL: http://izvestia.ru/news/610539
14. Статистика внешнего сектора // Центральный банк Российской Федерации, июль 2018 г. URL: https://www.cbr.ru/statistics
15. Пульс малого бизнеса // Исследование Альфа-Банка, декабрь 2015 г. URL: https://alfabank.ru/press-/news/2015/12/22
16. Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах // Доклады аудиторов, январь 2018 г. URL: http://www.ach.gov.ru
References
1. Plan Prezidenta Putina [the President Putin's plan] // Rossijskaya gazeta - -2018 - №7509 (46) - 1 marta.
2. Edinyj reestr sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified register of subjects of small and medium business] // FNS RF, iyul' 2018 g. URL: https://rmsp.nalog.ru.
3. Maloye i sredneye predprinimatel'stvo v Rossii. 2017 [Small and medium business in Russia. 2017] // Stat.sb. (M 19). M.: Rosstat, 2017.
4. Global Entrepreneurship Monitor Entrepreneurial Behavior and Attitudes. URL: http://www.gemcon-sortium.org.
5. Doklad o dostignutykh rezul'tatakh po uluchsheniyu uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [The report on the achieved results on improvement of conditions of conducting business activity] // Minekonomrazvitiya RF, dekabr' 2017 g. URL: http://economy.gov.ru/minec/about-/structure/depmb/201728124
6. Predprinimatel'stvo i samozanyatost' v Rossii [Business and self-employment in Russia] // Issledovaniya VTSIOM, fevral' 2017 g. URL: https://wciom.ru
7. Predprinimatel'stvo v Rossii: doveriye, bar'yery i faktory uspekha [Business in Russia: trust, barriers and factors of success] // Issledovaniya VTsIOM, oktyabr' 2017 g. URL: https://wciom.ru
8. Chto meshayet malomu i srednemu biznesu v Rossii [What does prevent small and medium business in Russia] // Internet-opros RBK, yanvar' 2015 g. URL: https://www.rbc.ru/own business
9. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii po voprosam razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 29.12.2015 g. № 408-FZ [About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation concerning development of small and medium business in the Russian Federation: federal law on 29.12.2015 № 408-FL]. URL: http://pravo.gov.ru
10. Vasil'yev V. А. Slozhnosti sozdaniya ekonomi-cheskogo fundamenta grazhdanskogo obshchestva v Rossii [Difficulties of creation of the economic base of civil society in Russia] // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2017. № 3. S. 92-104.
11. Putin potreboval u pravitel'stva vyvesti iz teni 30 mln rossiyan [Putin demanded from the government to bring 30 million Russians out of a shadow] // Forbes: ezhedn. inter-net-izd. 2016. 14 iyulya. URL: http://www.forbes.ru-/news/324895
12. Emerging from the shadows. The shadow economy to 2025 // Research ASSA, June 2016. URL: https://www.accaglobal.com/content
13. «Garazhnaya ekonomika» spasaet rossiyan ot nishchety i bezrabotitsy [«The garage economy» saves Russians from poverty and unemployment] // Izvestiya: ezhedn. internet-izd. 2016. 19 apr. URL: http://izvestia.ru/-news/610539
14. Statistika vneshnego sektora [Statistics of the external sector] // Tsentral'nyj bank Rossijskoj Federatsii, iyul' 2018 g. URL: https://www.cbr.ru/statistics
15. Pul's malogo biznesa [Pulse of small business] // Issledovaniye Al'fa-Banka, dekabr' 2015 g. URL: https://alfabank.ru/press-/news/2015/12/22
16. Analiz osushchestvleniya mer gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v 20142017 godakh [The analysis of implementation of measures of the state support of small and medium business in 2014-2017] // Doklady auditorov, yanvar' 2018 g. URL: http://www.ach.gov.ru
* * *
THE CURRENT STATE OF THE CLASS OF BUSINESSMEN IN THE RUSSIAN FEDERATION
NIKONOV VLADIMIR ALEKSANDROVICH
Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: Nikon561@yandex.ru
SUKHOMLINOVA MARINA VALERYANOVNA
Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: marina27.surina@rambler.ru
The available disproportions of development of the Russian society and its functioning cause the characteristic of a condition of a class of businessmen in social structure of the Russian society. Low social and economic potential of this layer, in comparison with the developed countries, is in an imbalance of orientation of the business activity focused with the main on trade. Forecasts of development of the sphere of small business state decrease in its volume in structure of national economy, and, therefore, reduction of this layer in a basic social group will be. By primary and secondary sociological researches authors showed that most of the settled enterprise organizations in Russia undergoes a set of the difficulties connected with lack of the starting capital, competition, administrative barriers, imperfection of the legislation and lack of support from the state. Monitoring researches indicate negative perception of Russians of the phenomenon of business, and the indicator of density of an enterprise layer in Russia is considerably low. «Shadow/garage» business as a type of trade is a weak link of national economy, and the set of risks forces businessmen to curtail the business. The revealed range of the main difficulties which businessmen meet is not only in areas of relationship with the state, but also at the level of moral ethical standards of individuals, partner and business interactions, etc. For development of domestic sociology of business it is necessary to send researches to the area of social and economic statistics about structure of a layer of businessmen, features of its regional and settlement placement, cultural and age level and development of mechanisms of social security.
Key words: class of businessmen, business, sphere of small business, structure of economy, «shadow/garage» business, social risks, mechanisms of social security
Об авторах:
Никонов Владимир Александрович, аспирант кафедры экономической безопасности и права Института экономики и управления Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск
Сухомлинова Марина Валерьяновна, доктор социологических наук, профессор кафедры экономической безопасности и права Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск
About the authors:
Nikonov Vladimir Aleksandrovich, Post-graduate Student of the Economic Security and Right Department, Institute of Economy and Management, Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk
Sukhomlinova Marina Valeryanovna, Doctor of Sociology, Professor of the Economic Security and Right Department, Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk
V. A. NIKONOV, M. V. SUKHOMLINOVA