Научная статья на тему 'СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС'

СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РИСК / АДАПТАЦИЯ К РИСКУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зорина Анна Евгеньевна

Развитие предпринимательства в России представляет собой одно из важнейших условий социально-экономического развития страны. Этим обусловлена актуальность исследований факторов, способствующих успешной предпринимательской деятельности. Для определения исследовательской проблемы автором статьи реализован информационно-аналитический анализ документов по соответствующим национальным проектам, а также вторичный анализ данных социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, РАНХиГС, НАФИ по проблематике предпринимательства. Анализ показал, что, несмотря на трудности в период пандемии коронавируса и негативные оценки перспектив развития бизнеса со стороны предпринимателей, эта деятельность не утратила своей привлекательности в обществе. Проблема состоит в недостаточности эмпирического социологического знания относительно личностных качеств успешных предпринимателей в сравнении с иными категориями населения. Эмпирическую базу исследования представляют собой данные 27-ой «волны» (2018 год) «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)». Методика анализа данных направлена на выявление специфических качеств, которые способствуют реализации предпринимательской инициативы и «удержанию» созданного бизнеса в условиях неопределённости, то есть на выявление адаптационных ресурсов, способствующих поддержанию предпринимательской инициативы. Результаты исследования убедительно показывают, что имеется целый ряд личностных особенностей, определяющих успех рискованной деятельности создателей своего дела, которые можно считать составными частями предпринимательской инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OWNING YOUR OWN BUSINESS IN THE FACE OF UNCERTAINTY: ENTREPRENEURIAL ABILITY AS AN ADAPTIVE RESOURCE

The development of entrepreneurship in Russia is one of the most important conditions for the socio-economic development of the country. This is due to the relevance of research on factors contributing to successful entrepreneurial activity. The author implemented information and analytical analysis of documents and the secondary analysis of data from sociological studies of WTsIOM, FOM, RANEPA, NAFI on entrepreneurship. The analysis showed that this activity has not lost attractiveness in society. The problem is the lack of empirical sociological knowledge regarding the personal qualities of successful entrepreneurs in comparison with other categories. The empirical base of the study is the data of the 27th “wave” (2018) of the “Russian Monitoring of the Economic Situation and Health of the Population of the HSE (RLMS-HSE)”. The data analysis methodology is aimed at identifying specific qualities that contribute to the implementation of entrepreneurial initiative and the “retention” of the created business in conditions of uncertainty, to the identification of adaptation resources that contribute to the maintenance of entrepreneurial initiative. The results show that there is a number of personal characteristics that determine the success of the risk activities of the creators of their business, which can be considered integral parts of entrepreneurial initiative.

Текст научной работы на тему «СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС»

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 4,2021. С. 108-122 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 4. 2021. P. 108-122

Исследовательская статья

УДК 316.4.063 Зорина А. Е.

Б01: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-7

Собственное дело в условиях неопределённости: предпринимательские способности как адаптационный ресурс

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, Москва, 117218, Россия

аппаеиг@уапёвх. ги

Аннотация. Развитие предпринимательства в России представляет собой одно из важнейших условий социально-экономического развития страны. Этим обусловлена актуальность исследований факторов, способствующих успешной предпринимательской деятельности. Для определения исследовательской проблемы автором статьи реализован информационно-аналитический анализ документов по соответствующим национальным проектам, а также вторичный анализ данных социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, РАНХиГС, НАФИ по проблематике предпринимательства. Анализ показал, что, несмотря на трудности в период пандемии коронавируса и негативные оценки перспектив развития бизнеса со стороны предпринимателей, эта деятельность не утратила своей привлекательности в обществе. Проблема состоит в недостаточности эмпирического социологического знания относительно личностных качеств успешных предпринимателей в сравнении с иными категориями населения. Эмпирическую базу исследования представляют собой данные 27-ой «волны» (2018 год) «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)». Методика анализа данных направлена на выявление специфических качеств, которые способствуют реализации предпринимательской инициативы и «удержанию» созданного бизнеса в условиях неопределённости, то есть на выявление адаптационных ресурсов, способствующих поддержанию предпринимательской инициативы. Результаты исследования убедительно показывают, что имеется целый ряд личностных особенностей, определяющих успех рискованной деятельности создателей своего дела, которые можно считать составными частями предпринимательской инициативы.

Ключевые слова: предприниматель; предпринимательские способности; риск; адаптация к риску

Информация для цитирования: Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости: предпринимательские способности как адаптационный ресурс // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 108-122. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-7.

НАУЧНЫЙ Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости:

РН/^У^У I I А | Ev- Zorina. Owning your own business in the face of uncertainty:

RESEARCH RESUL

Anna Ev. Zorina

Research article

Owning your own business in the face of uncertainty: entrepreneurial ability as an adaptive resource_

Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology,

Russian Academy of Sciences bld. 24/35, 5 Krzhizhanovsky St., Moscow, 117218, Russia annacur@yandex.ru

Abstract: The development of entrepreneurship in Russia is one of the most important conditions for the socio-economic development of the country. This is due to the relevance of research on factors contributing to successful entrepreneurial activity. The author implemented information and analytical analysis of documents and the secondary analysis of data from sociological studies of WTsIOM, FOM, RANEPA, NAFI on entrepreneurship. The analysis showed that this activity has not lost attractiveness in society. The problem is the lack of empirical sociological knowledge regarding the personal qualities of successful entrepreneurs in comparison with other categories. The empirical base of the study is the data of the 27th "wave" (2018) of the "Russian Monitoring of the Economic Situation and Health of the Population of the HSE (RLMS-HSE)". The data analysis methodology is aimed at identifying specific qualities that contribute to the implementation of entrepreneurial initiative and the "retention" of the created business in conditions of uncertainty, to the identification of adaptation resources that contribute to the maintenance of entrepreneurial initiative. The results show that there is a number of personal characteristics that determine the success of the risk activities of the creators of their business, which can be considered integral parts of entrepreneurial initiative. Keywords: entrepreneur; entrepreneurial abilities; risk; risk adaptation Information for citation: Zorina A. Ev. (2021), "Owning your own business in the face of uncertainty: entrepreneurial ability as an adaptive resource", Research Result. Sociology and management, 7(4), 108-122. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-7.

Введение (Introduction). В 2018 году Указом Президента РФ были определены приоритетные направления стратегического развития страны (Указ, 2020). В дальнейшем они получили название «Национальных проектов». Интересующий нас в рамках данной статьи проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является продолжением одноименного проекта, который разрабатывался с 2016 года. На сайте «националь-ныепроекты.рф» цель данного проекта определена как поддержка бизнеса на всех этапах его развития: от стартовой идеи до расширения и выхода на экспорт; устране-

ние административных барьеров и популяризация образа предпринимателя1. Как раз в целях развития этого вида деятельности, активного привлечения населения и популяризации образа предпринимателя 2020 год был анонсирован как «Год предпринимательства». Соответствующий проект Указа «О проведении в Российской Федерации Года предпринимательства» был подготовлен Минэкономразвития РФ 6 мая 2019 года2.

1 Подробнее со всеми нацпроектами можно ознакомиться на сайте «Национальные проекты России» URL: https://национальныепроекты.рф/pшjects (дата обращения: 05.05.2021).

2 Проект Указа Президента Российской Федерации

Но в 2020 году из-за изменившихся мировых обстоятельств программа нацпроектов была пересмотрена и скорректирована с учётом повысившейся роли здравоохранения. В дальнейшем были анонсированы меры поддержки, направленные также на социальную политику и помощь бизнесу в результате последствий пандемии.

В качестве популярных мер поддержки малого бизнеса в сезон пандемии COVID-19 можно выделить следующие:

- предоставление отсрочек бизнесу на уплату налогов, социальных платежей, сдачу налоговых деклараций;

- предоставление налоговых льгот бизнесу по взносам на социальное обеспечение, налогам на заработную плату или налогам на имущество;

- помощь бизнесу в сохранении рабочих мест (субсидии на выплату заработных плат)1.

Во время выступления с Посланием Федеральному Собранию 21.04.2021 Президент РФ заметил, что цели всех национальных проектов были подвержены корректировке из-за пандемии, но акцент был сделан на демографии, поддержке семьи, борьбе с бедностью, повышении доходов граждан и, в том числе, улучшении предпринимательской среды. Президент отметил высокую ответственность бизнеса в условиях пандемии; роль предпринимателей в стремлении менять жизнь к лучшему; их инициативы по сохранению и созданию рабочих мест. Заверил, что предприниматели получат поддержку от государства, и в дальнейшем предпринимательская инициатива будет поощряться

«О проведении в Российской Федерации Года предпринимательства» // Правовой портал «Гарант». 22.05.2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/5669262 5/#review (дата обращения: 05.05.2021).

1 Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы // «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - рейтинги, исследования, обзоры, конференции». 28.07.2020. URL: https ://raexpert.ru/researches/national_project_2020/

(дата обращения: 05.05.2021).

(Послание, 2021).

В целом предпринимательское сообщество и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» согласны с тем фактом, что необходимо формирование положительного образа предпринимателя в общественном сознании. Но при работе важно не «романтизировать» образ данной деятельности, а доносить, что предпринимательство - ответственная и тяжёлая работа (ТАСС, 2019). И СМИ должны не только призывать заниматься предпринимательством, но и подробно освещать истории тех людей, у которых все получилось2.

С помощью социологических исследований можно определить интерес граждан к осуществлению предпринимательской деятельности; выявить факторы и компетентности, способствующие началу предпринимательской деятельности, уровни осведомлённости о мерах государственной поддержки. А по результатам проведённых исследований предоставить рекомендации всем заинтересованным лицам.

Методология и методы (Methodology and methods). Результаты многолетних исследований семейного предпринимательства, фермерского движения нашли отражение в работах О. Б. Божкова (Божков, 2019 а, б). Профиль деятельности женщины-предпринимателя и возрастные особенности женской предпринимательской активности исследовались М. Э. Елютиной вместе с коллегами на основе анализа материалов количественного и качественного исследований (Елютина, Ситникова, Семенова, 2020). В результате исследования предпринимателей с разным

2 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию: главные тезисы и комментарии «ОПОРЫ РОССИИ» // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». 21.04.2021. URL: https ://opora. ru/news/poslanie-prezidenta-rf-vladimira-putma-federalnomu-sobraniyu-glavnye-tezisy-i-kommentarii-opory-ros.html (дата обращения: 06.05.2021).

стажем деятельности были выявлены предполагаемые различия в их личностных качествах (Михайлова, Глазунова, 2020). В ходе пилотажного исследования Т. А. Тереховой и Е. Л. Трофимовой среди предпринимателей малого бизнеса были выделены и описаны двенадцать субсистем экономического самоопределения предпринимателя (Терехова, Трофимова, 2019).

Как «расшифровать» в социологическом представлении предпринимательские способности, деловую инициативу?

Социологи выделяют как отличительные черты предпринимателя инициативу, стремление к свободному целепола-ганию и планированию, готовность к рискованным решениям и ответственность за подобные решения (Голенкова, Игитханян, 2006; Заславская, 1995).

Предприниматель создаёт своё дело, но может потерпеть неудачу и «сломаться». Какие стержневые качества личности удерживают предпринимательскую инициативу в постоянно меняющейся институциональной среде, обеспечивают оперативную адаптацию в неопределённости социальных изменений?

Интересной исследовательской задачей, на наш взгляд, представляется сравнительный анализ представителей предпринимательского сообщества и категории людей, никогда не интересовавшихся такой деятельностью, на предмет наличия качеств и свойств, которые обобщённо можно назвать «предпринимательскими способностями». Под «предпринимательскими способностями» мы будем понимать индивидуальные особенности личности, способствующие продуктивной деятельности, в результате которой индивид использует нужное сочетание ресурсов, принимает последовательные решения, создаёт новый продукт и идёт на риск.

В статье анализируются наличие и особенности тех личностных качеств предпринимателей, исследование которых возможно, исходя из данных, полученных в ходе опроса по конкретному инструментарию комплексного мониторингового ис-

следования.

Эмпирическую базу для осуществления заявленной выше задачи составляют данные репрезентативного социологического опроса населения России, проведённого в 2018 году в рамках многолетнего исследовательского проекта мониторингового типа1.

Из общего массива опрошенных (18234 человека) на основе двух вопросов анкеты2 («Как Вы считаете, на этой работе Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью?» и «Скажите, пожалуйста, Вы когда-нибудь пытались организовать своё собственное предприятие, начать своё собственное дело?») была образована целевая совокупность респондентов (7133 человека), внутри которой под цели анализа формировались 5 категорий респондентов.

В первую группу включены те респонденты, кто никогда не пытался организовать своё дело, но, по их мнению, они на работе занимаются предпринимательской деятельностью; и те, кто предприняли неудачную организаторскую попытку, но по работе занимаются предпринимательской деятельностью. Их численность 2,6% всей совокупности и специфика этой группы состоит в том, что они не создавали собственного дела, но, тем не менее, занимаются предпринимательской деятельностью. Условно назовём их предпринима-

1 Использована база 27-ой «волны» (2018 год) «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. URL: (Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms) (дата обращения: 27.05.2021).

2 Выбор этих вопросов как индикаторов обусловлен исследовательской задачей, которая заключалась в сравнительном анализе представителей предпринимательского сообщества и категории людей, не интересовавшихся такой деятельностью.

телями без опыта создания своего дела.

Респонденты второй группы - никогда не пытались организовать своё дело и не занимаются предпринимательством на своей работе. Группа составляет 6323 человека (88,6% целевой совокупности), их условно можно назвать избегающими предпринимательства.

В третью группу включены те, кто предприняли попытку организовать своё дело, но потерпели неудачу, и на своей работе предпринимательством не занимаются (329 человек, что составляет 4,7% совокупности) - несостоявшиеся предприниматели.

У респондентов из четвертой группы все сложилось удачно: у них организация своего дела и реализация этого проекта успешны. Их численность - 162 человека (2,3% совокупности), назовём их успешными создателями своего дела.

Последнюю группу составили те респонденты (131 человек или 1,8% целевой совокупности), у которых состоялась удачная организация своего дела, от участия в ведении которого они отказались. Назовём их создателями, отказавшимися от своего дела.

Цель формирования целевых групп -сравнительный анализ для выявления ряда личностных особенностей, которые определяют «предпринимательскую жилку».

Таким образом, количество респондентов, которые тем или иным способом осуществляют предпринимательскую деятельность, составляет 4,9% от общего объёма целевой совокупности, что совпадает с данными предпринимательского сообщества. Сами предприниматели заявляют о 5%, например, член совета московского отделения бизнес-объединения «Деловая Россия» Евгений Нифантьев подчёркивает, что каждый и не может быть предприни-мателем1.

А по данным предыдущих исследо-

1 Эксперты заявили о важности реальных примеров поддержки для популяризации малого бизнеса // ТАСС. 03.12.2019. URL: https://tass.ru/msp/7249865 (дата обращения: 06.05.2021).

ваний RLMS-HSE (2012 г.), из всех респондентов, кто когда-нибудь пытался организовать собственное предприятие, но в итоге сумели преодолеть все трудности и осуществить задуманное только 4,7% опрошенных, т.е. около половины тех, кто пытался заняться предпринимательской деятельностью (Козырева, 2015: 48).

Согласно сведениям «Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» на 10.05.2021 количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляло 5 830 343, из них индивидуальных - 3 410 779, а это 4,5% от работоспособного населения Российской Федерации2.

Методика анализа данных направлена на выявление специфических качеств, которые способствуют реализации предпринимательской инициативы и «удержанию» созданного бизнеса в условиях неопределённости, то есть на выявление адаптационных ресурсов, способствующих поддержанию предпринимательской инициативы. В частности, рассматриваются такие ресурсы как: наличие и степень осуществления жизненных планов как показатель целеполагания; установки респондентов относительно субъектов ответственности за рискованные решения и готовность к риску; стратегия решения проблем; ценностные ориентации; адаптивные способности. Для того чтобы выделить сущностные качества успешного предпринимателя произведём сравнительный анализ в двух вариантах: а) сначала по перечисленным параметрам сравним две группы: тех, кто не является предпринимателями, и успешных создателей собственного дела; затем -

2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба // Статистика. URL:

https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.05.2021 &level=2&fo=&ssrf=&t=1623408186086&t= 1623408 186086 (дата обращения: 10.05.2021); Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2021 года // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg /d02/38.htm (дата обращения: 21.06.2021).

Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости: A. Ev. Zorina. Owning your own business in the face of uncertainty:

б) успешных предпринимателей, которые и создали своё дело и продолжают вести его, с теми, кто не создавал, но занимается предпринимательством, с теми, кто имеет предпринимательскую «жилку» и пытался создать своё дело, но либо не вышло, либо вышло, но отказались от дальнейшего ведения бизнеса.

Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). В сформированных целевых группах доля мужчин преобладает над долей женщин почти в два раза в группах, куда вошли респонденты, попытавшиеся с разным исходом создать своё дело; в группе предпринимателей без опыта создания своего дела эти доли равны, а вот в группе, где респонденты не пытались и не занимаются предпринимательством, доля женщин незначительно выше.

Что же касается возрастного распределения, то, практически во всех группах, преобладают респонденты 35-44 лет, их доля составляет около одной трети. И только среди тех, кто не пытался и не занимается предпринимательством, можно выделить две возрастные категории: 25-34 года и 35-44 лет, обе по 28-29%.

В группах предпринимателей без опыта создания своего дела, избегающих предпринимательства, несостоявшихся предпринимателей -больше всего респондентов с законченным средним и средним специальным образованием, а доля людей с законченным высшим в среднем 36%. Среди успешно организовавших своё дело, ведущих его и отказавшихся от его ведения, высшее образование имеют более 50% респондентов.

Тезис наших коллег о том, что важным фактором для успеха предпринимательской деятельности является образование, подтверждается и нашими изысканиями (Козырева, 2015: 48).

Таблицы 1 и 2 дают представление о наличии и степени осуществления жизненных целей респондентов и практике планирования своей деятельности на различных временных дистанциях. Задача анализа состоит в оценке того, насколько целеполагание и практика планирования жизни характерны для представителей анализируемых групп. От степени достижения жизненно важных целей, от решения текущих задач зависит разнообразие поведенческих стратегий субъекта.

Таблица 1

Наличие и степень осуществления жизненных целей (доля в % от количества респондентов в каждой группе)

Table 1

Целевые аналитические группы / Target ana ytical groups

Предприниматели без опыта создания своего дела / Entrepreneurs without experience in creating their own business Не пытались и не занимаются предпринимательством / Have not tried and are not engaged in entrepreneur-ship Несостоявшиеся предприниматели (пытались - не получилось) / Failed entrepreneurs (tried - failed) Создатели собственного успешного дела / Creators of their own successful business Создатели успешного дела, отказавшиеся от его ведения / Creators of a successful business who refused to conduct it

Осуществились полностью / ^mpletely fulfilled

5,9 8 5,3 11,9 3,1

Какие-то да, другие нет, и нет намерения их добиваться / Some - yes, others - no, and there is no intention to achieve them

19,9 19,5 18,4 20,6 16,1

Не все получилось, но есть уверенность, что добьются / Not everything worked out, but there is confidence that they will succeed

56,5 53,1 59,1 59,4 68,5

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 4,2021. С. 108-122 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 4. 2021. P. 108-122

Не всё получилось и нет веры в осуществление / Not everything worked out and there is no faith in _the implementation

14

14,4

13,1

5

10,

Ни одна из намеченных целей не осуществилась, но есть намерение добиваться / None of the set

goals were realized, but there is an intention ^ to achieve

2,7

3,2

2,5

2,5

1,5

Ни одна из намеченных целей не осуществилась и нет намерения их добиваться / None of the set goals were realized and there is no intention to achieve them

1

1,

1,6

0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Большинство респондентов во всех целевых аналитических группах добились осуществления задуманных целей в той или иной мере. Среди тех, у кого жизненные цели осуществились полностью больше всего создателей собственного успешного дела. Более того, среди них меньше всего доля респондентов, у которых нет «веры» в осуществление своих целей. Доля таковых в группе, избегающих предпринимательства, в три раза выше. Среди респондентов, предпринимавших попытки по созданию собственного дела, в большей степени преобладает уверенность, что они добьются своих целей, чем среди не пы-

тавшихся создать своё дело.

Около 90% респондентов во всех группах планируют свою деятельность в течение дня. Фиксируется тенденция на снижение доли респондентов, планирующих деятельность на более длительный период, во всех группах. Но большая доля планирующих фиксируется в группе «создателей собственного успешного дела» в течение всего временного периода. Среди тех, кто не пытался организовать собственное дело, выявлены низкие доли планирующих. У предпринимателей без опыта создания своего дела самые низкие доли планирующих на долгосрочный период.

Таблица 2

Планирование деятельности респондентами (доля в % от количества респондентов в каждой группе)

Table 2

Целевые аналитические группы / Target analytical groups

Предприниматели без опыта создания своего дела / Entrepreneurs without experience in creating their own business Не пытались и не занимаются предпринимательством / Have not tried and are not engaged in entrepreneur-ship Несостоявшиеся предприниматели (пытались - не получилось) / Failed entrepreneurs (tried - failed) Создатели собственного успешного дела / Creators of their own successful business Создатели успешного дела, отказавшиеся от его ведения / Creators of a successful business who refused to conduct it

на день / for a day

90,9 88,3 90,6 93,2 88,5

на неделю / for a week

70,1 68,1 73,9 84,5 73,3

на месяц / for a month

34,4 36 41 61,9 47,3

на год / for a year

15,9 21,5 26,6 35,4 33,6

При решении проблем большинство респондентов во всех группах пытаются сделать это самостоятельно. Однако среди избегающих предпринимательской деятельности доля решительных и самостоятельных составляет 69,2%; у не имеющих опыта создания своего дела - 74,3%; у успешных предпринимателей - 83%; у пытавшихся создать своё дело, но потерпевших неудачу - 79%; среди достигших успеха и отказавшихся - 78,6. Иными словами, среди тех, кто имеет предпринимательскую «жилку», доли склонных к само-

lls

стоятельности и ответственности за свои решения в проблемных ситуациях выше.

Риск присутствует в жизни постоянно, повседневно, и далеко не всегда он бывает добровольным, а зачастую даже вынужденным и навязанным. В табл. 3 сведены данные о поведенческих установках респондентов по «отношению к риску», полученные в результате анализа и обобщения нескольких вопросов. Эти данные характеризуют позицию респондентов относительно субъектов рисковых решений и субъектов ответственности за такие решения.

Таблица 3

Отношение к риску (доля в % от количества респондентов в каждой группе,

ответивших «Да»)

Table 3

Attitude to risk (% of the number of respondents in each group, who chose the answer "yes")

Целевые аналитические группы / Target analytical groups

Создатели

Предприниматели без опыта создания своего дела / Entrepreneurs without experience in creating their own business Не пытались и не за- Несостоявшиеся предприниматели (пытались -не получилось) / Failed entrepreneurs (tried - failed) Создатели собственно- успешного дела, отка-

нимаются предпринимательством/ Have not tried and are not engaged in entrepreneur-ship го успешного дела / Creators of their own successful business завшиеся от его ведения / Creators of a successful business who refused to conduct it

Рискуют, чтобы улучшить ситуацию, выиграть / Risk to improve the situation, win

39,6 37,2 50,2 68,6 54

Риск возникает вследствие собственных решений / Risk arises from your own decisions

50,3 40,4 47,1 57,3 54,5

В проблемных ситуациях ответственность за возможный риск для других респондент берет на себя / In problem situations, the respondent assumes responsibility for possible risk to others

56,6 53 65,5 71,9 67,5

Люди сами должны влиять на решения, которые могут нанести вред их здоровью / People themselves must influence decisions that may harm their health

54 53,9 57,3 70,3 71,8

Индекс готовности к риску* / Risk Readiness Index

1,5 0,99 1,22 2,27 1,75

* Примечание: индекс конструировался как соотношение высокой и низкой степени готовности (процент высоких оценок делится на процент низких). Если индекс принимает значения меньше единицы, это свидетельствует о неготовности субъекта к риску в целом, или конкретной рисковой ситуации.

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 4,2021. С. 108-122 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 4. 2021. P. 108-122

Респонденты из групп, предпринимавших попытки организации собственного дела, более склонны рисковать для улучшения ситуации. Среди них большинство - создатели собственного успешного дела (68,6%).

У большинства респондентов, предпринявших удачные попытки организации собственного дела, риски возникают как результат самостоятельно принятых решений. Об этом заявляют 57,3% создателей собственного успешного дела и 54,5% создателей успешного дела, отказавшихся от его ведения. А 59,6% тех, кто не пытался и не занимается предпринимательством, подчёркивают, что риски возникают в основном из-за чужих решений.

Большая ответственность отмечается в группах, предпринявших попытки орга-

низации собственного дела, в отличие от групп, где такие попытки не были предприняты. Среди успешных предпринимателей фиксируется высокая осознанность влияния на решения, несущие гипотетический вред здоровью человека и окружающей среды. Самые высокие доли среди позиций респондентов относительно субъектов рисковых решений и субъектов ответственности за такие решения принадлежат тем, кто предпринял удачные попытки организации своего дела.

Анализ самооценок способностей к приспособлению к меняющимся жизненным условиям показывает, что выше оценивают свои способности успешные предприниматели (табл. 4).

Самооценки способностей адаптации к изменениям в жизни (доля в % от количества респондентов в каждой группе)**

Self-assessment of the ability to adapt to changes in life

Таблица 4

Table 4

Делевые аналитические г руппы / Target analytical groups

Предприниматели без опыта создания своего дела / Entrepreneurs without experience in creating their own business Не пытались и не занимаются предпринимательством / Have not tried and are not engaged in entrepreneur-ship Несостоявшиеся предприниматели (пытались -не получилось) / Failed entrepreneurs (tried - failed) Создатели собственного успешного дела/ Creators of their own successful business Создатели успешного дела, отказавшиеся от его ведения/ Creators of a successful business who refused to conduct it

Совсем не могут приспособиться / They can't adapt at all

2,3 1,3 2 0,6 0,8

Плохо приспосабливаются / They do not adapt well

10,2 9,3 7 2,5 5,5

Средние оценки способности приспосабливаться / Average adaptability estimates

55,1 50 48,1 38,4 46,5

Хорошо приспосабливаются / They adapt well

25,6 29,8 35,9 46,5 33,1

Легко приспосабливаются / They are easy to adapt

6,8 9,6 7 12 14,1

** Примечание: в таблицу были сведены обобщённые данные из распределения респондентов по шкале приспособления к меняющимся жизненным условиям.

Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости: A. Ev. Zorina. Owning your own business in the face of uncertainty:

Анализ ценностных предпочтений замерялся через вопрос о том, чем респондент готов рискнуть ради важной жизненной цели. На графике (см. рис.) представлены те ценности, по которым наблюдаются существенные статистически значимые различия между анализируемыми группами. Данные показывают, что материальные

ценности и статус для людей, имеющих предпринимательскую жилку, обладают меньшей значимостью по сравнению с другими группами. А свобода в поступках и суждениях - большей, хотя и для тех, кто своего дела не создавал, а предпринимательством занимается, свобода тоже представляет значимую ценность.

.

28,8

25,7

19,4

28,1 I 30,4

17,3

24,4 24,2 24,s

30,6

24,4

42,6 42,6 41,7

s

4 3 2 1

34,8

26,8

38

26,s

43,9 43,9

44,3

46,9

48,4 48,1

29

Н

Е

С

В

А

Рис. Риск ради важной цели (доля в % от количества респондентов в каждой группе,

ответивших «Да» на данный вопрос)1 Fig. Taking risks for an important goal (% of the number of respondents in each group,

who chose the answer "yes")

Заключение (Conclusions). Выводы сформулируем по результатам двух вариантов сравнительного анализа: а) успешные создатели собственного дела и те, кто не является предпринимателями; б) успешные предприниматели, которые и создали своё дело и продолжают вести его; те, кто не создавал, но занимается

предпринимательством; и те, кто имеет предпринимательскую «жилку» и пытался создать своё дело, но либо не вышло, либо вышло, но отказались от дальнейшего ведения бизнеса.

Предпринятый анализ данных эмпирического исследования по описанной выше методике и по тем личностным

1 Пояснения к рисунку, где 1 - Предприниматели без опыта создания своего дела / Entrepreneurs without experience in creating their own business; 2 - Не пытались и не занимаются предпринимательством/ Have not tried and are not engaged in entrepreneurship; 3 - Несостоявшиеся предприниматели (пытались - не получилось) / Failed entrepreneurs (tried - failed); 4 - Создатели собственного успешного дела / Creators of their own successful business; 5 - Создатели успешного дела, отказавшиеся от его ведения / Creators of a successful business who refused to conduct it; А - Деньги, имущество / Money, property; В - Служебное положение, рабочее место / Official position, workplace; С - Интересная работа / Interesting job; Е - Независимость в поступках и действиях / Independence in acts and actions; Н - Независимость в суждениях и оценках / Independence in judgments and assessments.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

особенностям, измерение которых доступно в инструментарии опроса, позволяет выявить критерии, отличающие создателей собственного успешного дела:

- высокая степень осуществления жизненных планов и планирование своей деятельности, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

-наличие развитых способностей к оперативной адаптации к меняющимся жизненным условиям (по самооценкам);

-осознанность влияния на решения, несущие гипотетический вред здоровью человека и окружающей среде;

-высокий уровень ответственности за рискованные решения;

-стремление к самостоятельности и независимости в принятии решений в проблемных ситуациях;

-такие ценности, как свобода в поступках и суждениях, обладают для них большей значимостью, чем статус и материальное благополучие.

Перечисленные выше критерии, или специфические качества, или личностные особенности, отличающие «создателей собственного успешного дела» являются мощным ресурсом адаптации к постоянно меняющейся для предпринимательского сообщества институциональной среде.

Полагаем, планирующим начать своё дело и тем, кто готов им оказывать поддержку, интересно было бы соотнести свои личные способности с обнаруженными в ходе исследования личностными качествами успешных предпринимателей, определяющими деловую «жилку» как успех рискованной деятельности.

Список литературы

Алексашкина С. Р. Мотивация предпринимателя к достижению стратегических целей // Научный аспект. 2020. Т. 2, № 4. С. 256-263.

Ариф Э. М., Кузьминова Т. А. Некоммерческая активность молодых предпринимателей Санкт-Петербурга в крафтовой сфере // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19, № 1. С. 55-68. DOI: 10.17323/7270634-2021-19-1-55-68.

Атанасова А. А. Трансформация ценно-

стей социального предпринимателя в природоохранной деятельности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 1. С. 12-24. Б01: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-2.

Байдаков А. Н., Запорожец Д. В., Кенина Д. С. О личностном факторе в предпринимательстве // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2, № 3. С. 86-91.

Башлаева М. С. Формирование ценностных ориентаций студентов управленческих направлений подготовки в процессе профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 49-51.

Бийжанова Э. К. Проблемы и возможности развития частного предпринимательства в малом городе российского приграничья // Человеческий потенциал Центрально-Азиатского региона: перспективы развития. Материалы Всероссийской науч.-практич. конференции с межд. участием (Кызыл, 15-18 сентября 2020 г.); отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 61-69.

Божков О. Б. Семейное предпринимательство и развитие сельских территорий // Островские чтения. 2019. № 1. С. 282-288. (а)

Божков О. Б. Семейное предпринимательство на селе: штрихи к портрету // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 4. С. 787799. Б01: 10.22363/2313-2272-2019-19-4-787799. (б)

Бочкарев Д. А., Гуськова И. В., Сереб-ровская Н.Е. Современное российское предпринимательство: актуальные характеристики и тренды // Казанский экономический вестник. 2020. № 2(46). С. 13-19.

Гнездилов Г. В., Густова Е. А., Твердов-ская А. В. Психология риска в профессиональной деятельности современного предпринимателя // Человеческий капитал. 2020. № S4(136). С. 127-136.

Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В., Горина Т. И. Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 4. С. 821-836. Б01: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836.

Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 29-37.

Горина Т. И. Вызовы времени: тернистый путь российского малого бизнеса // Со-

циальные и экономические системы. 2020. № 2.С. 123-147.

Григорьева И. А., Парфенова О. А. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности // Журнал исследований социальной политики. 2021. № 19(1). С. 7-22. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22.

Елютина М. Э., Ситникова С. В., Семенова Ю. А. Возрастные особенности женской предпринимательской активности (на примере женщин-предпринимателей Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: социология. Политология. 2020. Т. 20, № 4. С. 399-406.

Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17-32.

Козырева П. М. Малое предпринимательство в России: повседневные проблемы и трудности развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 1(37). С. 43-58.

Левашов В. К., Шушпанова И. С., Ани-щенко А. В. Государственные меры и резервы поддержки российского предпринимательства в условиях COVID-кризиса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 11. С. 92-102. DOI: 10.20339/AM.11-20.092.

Михайлова О. Б., Глазунова В. Е. Личностные особенности индивидуальных предпринимателей с различным стажем экономической деятельности // Человеческий капитал. 2020. № 8(140). С. 219-231. DOI: 10.25629/HC.2020.08.21

Мурзина Ю. С., Поздняков В. П. Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 212-224.

Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Предпринимательская активность в России и её межрегиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 14, № 2. С. 198-210. DOI: 10.31737/2221-22642020-46-2-12.

Окладникова Е. А., Воронцов А. В. Образы будущего села: мнение сельских предпринимателей Нечерноземья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 3. С. 292-314.

Пациорковский В. В. Адаптационные стратегии различных групп населения к нега-

тивным социально-экономическим условиям // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы V междунар. науч.-практ. интернет-конф. В 2-х частях; ФГБУН ВолНЦ РАН. Вологда, 2020. С. 88-94.

Пешкова В. М. Трудовая миграция и предпринимательство в России: анализ бизнес-платформы «Табарман» // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 1. С. 99-112. DOI:

https://doi.Org/10.19181/snsp.2019.7.1.6272.

Пилясов А. Н., Кибенко В. А. Оленеводы-предприниматели: трудный путь к обретению экономической самостоятельности // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2020. № 1(106). С. 20-46. DOI: 10.26110/ARCTIC.2020.106.1.003.

Поздняков В. П., Поздняков П. В. Ценностные и смысложизненные ориентации предпринимателей как факторы их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4, № 4(16). С. 161-180.

Помазкова Е. В. Сущность и структура предпринимательской культуры // Вестник донского государственного аграрного университета. 2020. № 3-2(37). С. 28-33.

Попов Е. В., Веретенникова А. Ю., Ко-зинская К. М. Финансовые инструменты развития социального предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 91-108.

Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. 21.04.2021. URL:

http: //www.kremlin.ru/events/president/news/654 18 (дата обращения: 06.05.2021).

Потенциальные установки на предпринимательскую деятельность: кто хочет стать предпринимателем? / В. А. Иншаков, Н. В. Ивашкина, Л. Ю. Максимова, Л. А. Автайкина // Управленческий учёт. 2021. № 3-2. С. 440-445.

Ротманова Н. В. Образ предпринимателя и его влияние на эффективность предпринимательской деятельности // Научный альманах. 2019. № 5-3(55). С. 139-142.

Соболева И. В. Социальное самочувствие предпринимателей и наёмных работников в малом бизнесе // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 57-69. DOI:

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 4,2021. С. 108-122 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 4. 2021. P. 108-122

10.31857/S013216250004586-7.

Солнцева Г. Н. Предпринимательство: социальные функции, особенности деятельности и психологические детерминанты успешности // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 637-653.

Темницкий А. Л. Формирование индивидуальной субъектности наёмных работников в условиях внеорганизационой занятости // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса; отв. ред. В. А. Мансуров. М., 2020. С. 4142-4150. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM).

Терехова Т. А., Трофимова E. Л. Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2019. Т. 30. С. 68-82.

Халикова С. С. Формирование положительного образа предпринимателя в Российской Федерации // Власть и управление на востоке России. 2021. № 1(94). С. 148-156.

Шапсугова М. Д. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 5(173). С. 74-77.

Якимец В. Н., Никовская Л. И. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 99-109. DOI: 10.31857/S013216250004962-1.

References

Aleksashkina, S. R. (2020), "Entrepreneur motivation to achieve strategic goals", Nauchny aspect, 2 (4), 256-263. (In Russian)

Arif, E. M. and Kuz'minova, T. A. (2021), "Non-profit activity of young entrepreneurs of St. Petersburg in the craft sphere", The Journal of Social Policy Studies, 19 (1), 55-68. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-55-68 (In Russian) Atanasova, A. A. (2019), "Value transformation of the social entrepreneur in environmental activity", Research Result. Sociology and management, 5 (1), 12-24, DOI: 10.18413/2408-93382019-5-1-0-2 (In Russian)

Baydakov, A. N., Zaporozhets, D. V. and Kenina, D. S. (2019), "On the personality factor in entrepreneurship", Economics and Management: problems, solutions, 2 (3), 86-91. (In Russian)

Bashlaeva, M. S. (2019), "Formation of

value orientation of students of management training directions in the process of vocational training", Problems of Modern Education, (65-2), 4951. (In Russian)

Biyzhanova, E. K. (2020), "Problems and opportunities for developing private entrepreneur-ship in a small town on the Russian border", in Golenkova, Z.T. (ed), Human potential of the Central Asian region: development prospects, FNISTC RAS, Moscow, Russia, 61-69. (In Russian)

Bozhkov, O. B. (2019), "Family entrepre-neurship and rural development", Ostrovsky readings, (1), 282-288. (In Russian)

Bozhkov, O. B. (2019), "Family entrepre-neurship in the countryside: Some details of the portrait", RUDN Journal of Sociology, 19 (4), 787-799. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-4787-799 (In Russian)

Bochkarev, D. A., Gus'kova, I. V. and Ser-ebrovskaya, N. E. (2020), "Modern Russian en-trepreneurship: current characteristics and trends", Kazan Economic Vestnik, (2), 13-19. (In Russian) Gnezdilov, G. V., Gustova, E. A. and Tver-dovskaya, A. V. (2020), "Psychology of risk in the professional activity of the modern entrepreneur", Human capital, (S4), 127-136. (In Russian) Golenkova, Z. T., Goliusova, Yu. V. and Gorina, T. I. (2020), "Contemporary Society: The Urgent Issues and Prospects for Development", RUDN Journal of Sociology, 20 (4), 821-836. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836. (In Russian)

Golenkova, Z. T. and Ighitkhanian, E. D. (2006), "Russian entrepreneurs: some aspects of current existence", Sociological Research, (11), 29-37. (In Russian)

Gorina, T. I. (2020), "Challenges of time: thorny path of Russian small business", Social and economic systems, 2020, (2), 123-147. (In Russian)

Grigoryeva, I. A. and Parfenova, O. A. (2021), "Socially-oriented NPOS and social enterprises as drivers of denationalization in social services: barriers and opportunities", The Journal of Social Policy Studies, (19), 7-22. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22 (In Russian)

Elutina, M. E., Sitnikova, S. V. and Semenova, Ju. A. (2020), "The age-specific features of women's entrepreneurial activity (on the example of women entrepreneurs in Saratov region)", Izvestiya of Saratov University. Sociology. Polit-ology, 20 (4), 399-406. (In Russian)

Zaslavskaya, T. I. (1995), "The business

Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости: A. Ev. Zorina. Owning your own business in the face of uncertainty:

layer of Russian society: essence, structure, status" Social Sciences and contemporary world, (1), 17-32. (In Russian)

Kozyreva, P. M. (2015), "Small business in Russia: everyday issues and development constraints", Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, (1), 43-58. (In Russian)

Levashov, V. K., Shushpanova, I. S. and Anishchenko, A. V. (2020), "State measures and reserves to support Russian entrepreneurship in the context of COVID-crisis", Alma mater, (11), 92-102. DOI: 10.20339/AM.11-20.092 (In Russian)

Mikhailova, O. V. and Glazunova, V. E. (2020), "Personal features of individual entrepreneurs with various experience of economic activity", Human capital, (8), 219-231. (In Russian)

Murzina, Yu. S. and Pozdnyakov, V. P.

(2019), "Values of entrepreneurs in the field of family and business", Knowledge. Understanding. Skill, (4), 212-224. (In Russian)

Obraztsova, O. I. and Chepurenko, A. Yu.

(2020), "Entrepreneurial activity in Russia and its cross-regional differences", The Journal of the New Economic Association, 14 (2), 198-210. (In Russian)

Okladnikova, E. A. and Voronzov, A. V. (2020), "Images of the future village: the opinion of rural farmers of the Non-Black Earth Region", Vestnik of Saint-Petersburg University. Sociology, 13 (3), 292-314. (In Russian)

Patsiorkovsky, V. V. (2020), "Adaptation strategies of various population groups to negative socio-economic conditions", in Global challenges and regional development in the mirror of sociological dimensions: materials of the V int. scientific-practical internet conference, Vologda, Russia, 88-94. (In Russian)

Peshkova, V. M. (2019), "Labor migration and business activity in Russia: analysis of the Tabarman business platform", Sotsiologicheskaja Nauka i Sotsial'naja Praktika, 7 (1), 99-112. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.1.6272 (In Russian)

Pilyasov, A. N. and Kibenko, V. A. (2020), "Reindeer breeders-entrepreneurs: a difficult path to economic independence", Scientific Bulletin of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, (1), 2046. DOI: 10.26110 / ARCTIC.2020.106.1.003 (In Russian)

Pozdnyakov, V. P. and Pozdnyakov, P. V. (2019), "Value and meaning-life orientations of entrepreneurs as factors of their economic self-determination", Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psy-

chology, 4 (4), 161-180. (In Russian)

Pomazkova, E. V. (2020), "Essence and structure of entrepreneurial culture", Bulletin of Don State Agrarian University, (3-2), 28-33. (In Russian)

Popov, E. V., Veretennikova, A. Yu. and Kozinskaya, K. M. (2019), "Financial tools to develop social entrepreneurship", Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 12 (5), 91-108. (In Russian)

President's Message to the Federal Assembly (2021), [Online], available at: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/654 18 (Accessed 06 May 2021). (In Russian)

Inshakov, V. A., Ivashkina, N. V., Maksi-mova, L. Y. and Avtaikina, L. A. (2021), "Potential attitudes towards entrepreneurial activity: who wants to become an entrepreneur?", Upravlench-eskij uchet, (3-2), 440-445. (In Russian)

Rotmanova, N. V. (2019), "The image of the entrepreneur and its impact on the effectiveness of business activities", Science Almanac, (5-3), 139-142. (In Russian)

Soboleva, I. V. (2019), "Social well-being of entrepreneurs and employees in small business", Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (4), 57-69. DOI: 10.31857/S013216250004586-7 (In Russian)

Solntseva, G. N. (2019), "Entrepreneurship: social functions, business features and psychological determinants of success", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 16 (4), 637-653. (In Russian)

Temnickiy, A. L. (2020), "Formation of individual subjectivity of employees in conditions of non-organizational employment", in Mansurov, V. A. (ed.), Sociology and society: Traditions and innovations in the social development of regions. Collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress [Electronic], Moscow, Russia, 4142-4150. (CD-ROM). (In Russian)

Terekhova, T. A. and Trofimova, E. L. (2019), "Economic identity of an entrepreneur in keeping with a meta-system approach", "Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta". Seri-ya "Psikhologiya" / "The bulletin of Irkutsk State University". Series "Psychology", 30, 68-82. (In Russian)

Khalikova, S. S. (2021), "Creating a positive image of the entrepreneur in the Russian Federation", Scientific journal "Power and Administration in the East of Russia", (1), 148-156. (In Russian)

Shapsugova, M. D. (2019), "Peasant (Farm)

Научный результат. Социология и управление. Т. 7, № 4,2021. С. 108-122 Research Result. Sociology and management. Vol. 7. № 4. 2021. P. 108-122

economy as a form of individual business activity in the agriculture", Law and State: The Theory and Practice, (5), 74-77. (In Russian)

Yakimets, V. N. and Nikovskaya, L. I. (2019), "Support of Social Entrepreneurship: Evaluation of Mechanisms and Rating of Russian Regions", Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], (5), 99-109. DOI: 10.31857/S013216250004962-1 (In Russian)

Статья поступила в редакцию 02 июля 2021 г. Поступила после доработки 28 ноября 2021 г. Принята к печати 07 декабря 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 02 July 2021. Revised 28 November 2021. Accepted 07 December 2021.

Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflicts of interest to declare.

Зорина Анна Евгеньевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник сектора проблем риска и катастроф Института социологии Федерального научно-

исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.

Anna Ev. Zorina, Candidate of Sociology, Research Associate, Sector of Risk Problems and Accidents, Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.