Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ПЕРСПЕКТИВАМ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ПЕРСПЕКТИВАМ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДРОСТКОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гараева Э.И., Гилева И.С., Калугина Д.А.

Представлены результаты пилотного социологического исследования по проблемам потенциала подросткового предпринимательства, мотивации современных школьников к организации собственного дела и определения концептуальных положений программ для предпринимательских классов. Актуальность исследования подтверждается потребностью в предприимчивых людях, способных в перспективе обеспечить самостоятельность российской экономики в различных сферах производства товаров и услуг. В ситуации снижения интереса населения России к предпринимательской деятельности и уменьшения числа организаций малого и среднего бизнеса особенно важна поддержка стремления молодежи к созданию собственного дела. Анализ источников позволил авторам сделать вывод, что, с одной стороны, современный образ жизни и воспитания не способствует формированию у детей поведенческой модели предпринимателя в силу внешней регламентации со стороны взрослых их досуга, игр, обучения. С другой стороны, представители нового поколения гораздо быстрее приспосабливаются к новым технологиям, больше ориентированы на индивидуализм и стремятся получить максимум выгоды при минимуме затрат, что позволяет надеяться на наличие у них предпринимательского потенциала. В ходе исследования авторами были конкретизированы представления обучающихся старших классов общеобразовательной школы о содержании и целях предпринимательской деятельности, предпринимательском успехе. Респондентам было предложено «примерить» образ бизнесмена: школьники пытались определить, обладают ли они предпринимательским мышлением, есть ли у них качества, позволяющие заниматься бизнесом. Результаты опроса показали, что наиболее интересными для подростков являются сферы услуг и торговли. Также исследование позволило выявить случаи фактического занятия современных школьников предпринимательской деятельностью в доступных сферах, чаще всего связанных с бизнесом в Интернете, оказанием мелких услуг и даже посильным производством. Внимание исследователей было уделено внешним и внутренним факторам, влияющим на вовлечение подростков в предпринимательство. В качестве выводов формулируются возможные базовые положения образовательных программ по обучению подростков предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гараева Э.И., Гилева И.С., Калугина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TOWARDS ENTREPRENEURSHIP AND THE PROSPECTS OF STARTING YOUR OWN BUSINESS: MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY

The article presents the results of a pilot sociological study on the problems of the potential of adolescent entrepreneurship, the motivation of modern schoolchildren to organize their own business and the definition of conceptual provisions of programs for entrepreneurial classes. The relevance of the study is confirmed by the need for enterprising people who are able to ensure the independence of the Russian economy in various areas of production of goods and services in the future. In a situation of declining interest of the Russian population in entrepreneurship and a decrease in the number of small and medium-sized businesses, it is especially important to support the aspirations of young people to create their own business.The analysis of the sources allowed the authors to conclude that, on the one hand, the modern lifestyle and upbringing does not contribute to the formation of a behavioral model of an entrepreneur in children due to external regulation by adults of their leisure, games, and education. On the other hand, representatives of the new generation adapt much faster to new technologies, are more focused on individualism and strive to get maximum benefits with minimum costs, which allows us to hope for their entrepreneurial potential.In the course of the study, the authors concretized the ideas of high school students about the content and goals of entrepreneurial activity, entrepreneurial success. Respondents were asked to "try on" the image of a businessman: school-children tried to determine whether they have entrepreneurial thinking, whether they have qualities that allow them to do business.The survey results showed that the services and trade sectors are the most interesting for teenagers. The study also revealed cases of modern schoolchildren actually engaging in entrepreneurial activities in accessible areas, most often related to business on the Internet, the provision of small services and even feasible production. The attention of researchers was also paid to external and internal factors affecting the involvement of adolescents in entrepreneurship. As conclusions, possible basic provisions of educational programs for teaching entrepreneurship to teenagers are formulated.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ПЕРСПЕКТИВАМ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 3 (67), с. 91-100 91

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2022_3_91

ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ПЕРСПЕКТИВАМ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2022 г. Э.И. Гараева, И.С. Гилева, Д.А. Калугина

Гараева Эльнара Ильфатовна, старший преподаватель кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург

garaeva-ei@ranepa.ru Гилева Ирина Сергеевна, доцент кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург

gileva-is@ranepa.ru

Калугина Диана Александровна, доцент кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург

diana-kalugina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2022 Статья принята к публикации 22.07.2022

Представлены результаты пилотного социологического исследования по проблемам потенциала подросткового предпринимательства, мотивации современных школьников к организации собственного дела и определения концептуальных положений программ для предпринимательских классов. Актуальность исследования подтверждается потребностью в предприимчивых людях, способных в перспективе обеспечить самостоятельность российской экономики в различных сферах производства товаров и услуг. В ситуации снижения интереса населения России к предпринимательской деятельности и уменьшения числа организаций малого и среднего бизнеса особенно важна поддержка стремления молодежи к созданию собственного дела.

Анализ источников позволил авторам сделать вывод, что, с одной стороны, современный образ жизни и воспитания не способствует формированию у детей поведенческой модели предпринимателя в силу внешней регламентации со стороны взрослых их досуга, игр, обучения. С другой стороны, представители нового поколения гораздо быстрее приспосабливаются к новым технологиям, больше ориентированы на индивидуализм и стремятся получить максимум выгоды при минимуме затрат, что позволяет надеяться на наличие у них предпринимательского потенциала.

В ходе исследования авторами были конкретизированы представления обучающихся старших классов общеобразовательной школы о содержании и целях предпринимательской деятельности, предпринимательском успехе. Респондентам было предложено «примерить» образ бизнесмена: школьники пытались определить, обладают ли они предпринимательским мышлением, есть ли у них качества, позволяющие заниматься бизнесом. Результаты опроса показали, что наиболее интересными для подростков являются сферы услуг и торговли. Также исследование позволило выявить случаи фактического занятия современных школьников предпринимательской деятельностью в доступных сферах, чаще всего связанных с бизнесом в Интернете, оказанием мелких услуг и даже посильным производством. Внимание исследователей было уделено внешним и внутренним факторам, влияющим на вовлечение подростков в предпринимательство. В качестве выводов формулируются возможные базовые положения образовательных программ по обучению подростков предпринимательству.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; подростковое предпринимательство; теория поколений; предпринимательское мышление; готовность к предпринимательству; обучение предпринимательству.

Введение

Изучение предпринимательского потенциала жителей многих стран является предметом довольно большой группы современных исследователей разных областей науки. Ярчайшим примером является известнейший Global Entre-preneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства), который своей це-

лью и задачами ставит изучение феномена и практик проявления предпринимательской активности на уровне отдельных стран [1]. Это колоссального объема и масштабов исследование связано с выявлением особенностей предпринимательской активности, вклада предпринимательства в экономики различных стран. Важной особенностью является и то, что в отличие от официальной государственной стати-

стики, которая оперирует только численностью и прочими параметрами именно официально зарегистрированных предпринимателей, Глобальный мониторинг охватывает и другие виды трудовой активности, которая не регулируется и не поддерживается государством. Безусловно, этот мониторинг содержит важнейшие данные, которые свидетельствуют об изменениях и ключевых трендах в важнейшей для многих экономик сфере - сфере предпринимательства, но некоторые вопросы остаются нерешенными, однако, на наш взгляд, обладающими огромным потенциалом. В данном случае имеются в виду вопросы предпринимательского потенциала отдельных социальных групп и категорий населения.

Основываясь на результатах международных исследований, которые рассматривают потенциал молодых людей в сельскохозяйственном предпринимательстве в странах Африки [2] и напрямую доказывают, что предпринимательство считается более успешным с точки зрения выбора карьеры [3], считаем, что одной из актуальных тем для России является молодежное предпринимательство. Примечательно, что зарубежные авторы [4] обосновывают в своих исследованиях такие закономерности, как взаимосвязь образования молодых людей и их успехов в бизнесе, уровень финансовой грамотности молодых предпринимателей и качественных характеристик их семей (таких как доходы родителей, их уровень образования и профессии) и т.п.

Для нашей страны также было бы интересным и практически значимым определение особенностей и возможностей для занятия предпринимательством молодых людей, специфики и условий становления и формирования их предпринимательского потенциала. Ведь будущее каждого государства и общества зависит во многом от того, какими вырастут новые поколения, насколько успешными они будут в самых разных сферах, как будут реализовывать свои способности и начинания, в том числе и в трудовой, и в профессиональной сфере. Поэтому ценностные установки, настроения, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи часто становятся объектом исследований не только педагогов и психологов, но также политологов, социологов и экономистов. Полученные выводы позволят адаптировать образовательные программы для подготовки и формирования успешных предпринимательских компетенций у молодых людей.

Методология и методы

Целью исследования являлось изучение трактовок категории подросткового предпри-

нимательства, выявление мнения подростков относительно понимания и содержания подобного рода деятельности. Для достижения данной цели было проведено пилотное исследование в 2020 г. в Екатеринбурге, Серове, Перми, Сысерти методом интернет-опроса (всего было опрошено 96 человек). В опросе приняли участие обучающиеся образовательных организаций среднего образования 9-11-х классов.

Результаты исследования

Для начала попробуем представить динамику отношения молодежи к предпринимательству. С начала 90-х гг. ХХ века данная сфера деятельности привлекла наиболее активную часть населения. Образ удачливого, обеспеченного и свободного от «начальства» человека был популярен достаточно долго. Согласно опросам, каждый второй студент или школьник так называемых «нулевых» годов мечтал открыть собственное дело [5; 6], но эти настроения постепенно сменились некоторым разочарованием. Исследователи выявляют сомнения студентов в выборе возможностей трудоустройства после окончания вуза - «наемного труда, сопряженного с меньшим риском и, возможно, меньшими вознаграждениями, и предпринимательства, связанного с предварительными финансовыми и трудовыми затратами, риском, но и с потенциально большими вознаграждениями -как материального, так и нематериального характера» [7, с. 125-126].

Непростые для экономики страны времена сыграли свою роль в снижении привлекательности предпринимательской деятельности. Национальный отчет GEM показывает снижение предпринимательской активности в России уже в 2011-2012 гг. [8]. «В 2019 г. число субъектов МСП сократилось по сравнению с 2018 г. на 118 тыс. ед., а число занятых в секторе упало до 18.8 млн, т.е. сократилось почти на полмиллиона человек» [9, с. 280].

По данным статистики, осенью 2020 г. количество вновь открытых юридических лиц составило 187107 против 423354 закрытых предприятий. Актуальной эта печальная тенденция стала и для ИП: в 2020 г. 498961 были зарегистрированы и 520593 перестали существовать. Свою лепту внесли и последствия ковидных ограничений: к концу 2021 г. на 169988 зарегистрированных юридических лиц пришлось 279880 ликвидированных, на 580474 вновь созданных ИП - 660690 закрытых [10].

Интернет-издания «Ведомости» и «Коммерсантъ», ссылаясь на исследования Центра социально-политического мониторинга Института

общественных наук РАНХиГС (социологический опрос россиян, май 2019 г.), указывают, что «доля не желающих вести собственное дело почти вдвое - до 50.3% - выросла среди молодежи 25-29 лет и в 1.5 раза - до 55.3% - у 30-39-летних, т.е. у людей тех возрастов, в которых энергия сочетается со знаниями и накопленным опытом работы. Исключение - молодежь 18-24 лет, среди них доля принципиальных «отказников» от бизнеса незначительно снизилась» [11, 12].

Таким образом, ставку в развитии частного предпринимательства следует делать именно на молодежь. Причем поддержать интерес к такой деятельности лучше еще раньше - в школьном возрасте. «Свыше 80% опрошенных по всей России школьников хотели бы иметь свой бизнес. Об этом говорится в исследовании, проведенном образовательной компанией Maximum Education совместно с Бизнес-платформой Общероссийского народного фронта (ОНФ)» -такие данные появились в октябре 2020 года в СМИ на сайте платформы [13].

Однако есть и некоторые сомнения в способности современных подростков заниматься бизнесом. Эти проблемы «родом из детства»: в отличие от предыдущих поколений, которые росли «во дворе», где учились коммунициро-вать, моделировать игровые ситуации, распределять роли, современные дети и подростки много времени проводят дома, посещают организованные кружки и секции и практически лишены самостоятельных прогулок. Об озабоченности родительского и педагогического сообщества данной проблемой говорят заголовки постов в сети Интернет: «Конец дворовой жизни» [14], «Человек неиграющий» [15], «Почему дети не умеют играть?» [16], «Ребенок во дворе -важный этап социализации» [17], «Почему дети больше не играют во дворах, и как это исправить» [18]. Авторы сетуют на установки на раннее обучение, подмену реальных игр со сверстниками виртуальными играми, ограничение свободы действий детей, отсутствие поддержки игровых ситуаций взрослыми.

У предыдущих поколений в дворовых играх без вмешательства взрослых формировались лидерские качества, ответственность за младших, умение разрешать конфликты и отстаивать свои позиции. Современные дети, как правило, гуляют под присмотром родителей или бабушек, играют в готовые игры на компьютере по уже разработанным кем-то правилам. Свою роль в снижении интереса к нестандартным проблемам и самостоятельным решениям сыграла и система основного общего образования, ориентированная на «натаскивание» на решение тестовых заданий, а не на формирование си-

стемного знания и творческого применения компетенций в различных ситуациях.

Поколение современных школьников (поколение <^»), по мнению исследователей, характеризуется такими чертами, как «клиповость» мышления, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся информационным технологиям, индивидуализм, ориентированность на развитие компетенций и «самореализацию». Кроме того, четко прослеживается предпочтение виртуальной коммуникации, ориентация в будущем на получение высокого дохода при минимизации ответственности, особенно за других людей, прагматичный подход к получению образования [19-21].

Именно поэтому целью исследования стало выявление представлений школьников о сущности предпринимательской деятельности, связанных с ней «бонусах» и рисках. Кроме того, важно было выявить, как представляют себе основные направления образовательной программы предприниматели, какие способности и склонности есть у современных школьников.

Понимание подростками предприниматель ств а

Первым делом мы выяснили у наших респондентов-школьников: что они вкладывают в понятие «предпринимательство» (рис. 1).

Почти каждый третий опрошенный (29.4%) понимает значение этого термина - «работать на себя». Практически каждый пятый считает, что предпринимательство - это «производить нужные людям товары и услуги», для 16.2% школьников это «заниматься тем, что интересно», для 11.8% это «заработать денег столько, сколько захочешь», и всего 5.9% опрошенных связывают предпринимательство с ответственностью за других. Для юной аудитории важно скорее заниматься интересным делом и приносить пользу людям, в то время как мнение предпринимателей со стажем в большей степени связано с извлечением прибыли и дохода.

Для более углубленного понимания трактовок и отношения к предпринимательству было конкретизировано понятие «предпринимательского успеха». Полученные данные представлены на рис. 2.

Предпринимательский успех для большей части опрошенных заключается в создании устойчивого бизнеса (55.9%). Для 14.7% подростков успех предпринимательства заключается в реализации своих личных интересов, хобби. На этом акцентировала внимание только одна из наших экспертов, самая молодая, которой именно это и удалось. 17.6%

Рис. 1. Содержание понятия «предпринимательство» с точки зрения школьников 9-11-х классов. Составлено авторами.

Таблица 1

Динамика количества действующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Годы 2015 2016 2017 2018 2019 2020

ЮЛ 4 816 965 4 558 186 4 379 068 4 098014 4 047 635 3 502 676

ИП 3 633 377 3 723 314 3 837 909 3 973413 3 738 923 4 026 003

Всего 8 450 342 8281 500 8 216 977 8 071 427 7 786 558 7 528 677

*Составлено авторами.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

Таблица 2

Годы 2015 2016 2017 2018 2019 2020

ЮЛ + 503 084 494 885 450 649 375 614 312 752 187 107

ЮЛ - 334 809 753 664 629 767 656 668 671 848 423 354

ИП + 680 878 705 321 763 407 854 031 827 814 498 961

ИП - 585 889 615 384 648 812 718 527 753 592 520 593

*Составлено авторами.

Рис. 2. Трактовки понятия «предпринимательский успех» школьниками старших классов. Составлено авторами

опрошенных школьников определяют успешность не только устойчивостью, а условием хорошей работы бизнеса без участия самого предпринимателя.

Следующим этапом исследования являлось определение идентификации личностью школьника себя с предпринимательством.

Данный блок вопросов был направлен на выявление способностей или склонностей молодых людей к предпринимательской деятельности. На вопрос о наличии способности мыслить, как предприниматель, мы получили следующее распределение ответов (рис. 3).

Почти 39% респондентов считают, что они, скорее всего, способны мыслить, как предприниматели. Каждый четвертый считает, что он способен мыслить, как предприниматель (24%).

Таким образом, больше половины школьников (61.7%) считают, что им свойственно предпринимательское мышление, остальным либо сложно так мыслить (17%), либо они вообще затруднились ответить на этот вопрос (20%).

Важно в связи с этим было определить, смогут ли старшеклассники стать предпринимателями. Результаты ответов на этот вопрос приведены на рис. 4.

Практически половина участников опроса думают, что им удастся стать предпринимателями (56%). Они в этом уверены или считают, что, скорее всего, у них все получится. Современная молодежь все чаще поднимает вопросы о том, что необходимо работать на себя, а не на «чужого дядю» или государство. Частично это может быть связано с тем, что все чаще люди

Рис. 3. Наличие предпринимательского

мышления у старшеклассников. Составлено авторами

Рис. 4. Мнения респондентов о возможностях старшеклассников стать предпринимателями. Составлено авторами

стали получать «серую» зарплату в конвертах, нейшем»; «организовываю бизнес по изготовле-

имея небольшие отчисления в пенсионный фонд. СМИ и другие источники информации уверяют, что с годами вопрос не будет решен в пользу уменьшения пенсионного возраста, скорее, наоборот. Это также может быть связано с появлением новых профессий и направлений деятельности в сфере предпринимательства и фри-ланса, например менеджеры онлайн-продаж, блогеры, ведущие каналов в сети и др.

Частично уверены в своих силах 27% школьников, и 17% совсем не уверены в этом или в принципе затруднились ответить, что говорит о неготовности к такой деятельности, неуверенности в своих силах.

Далее школьникам было предложено дать самостоятельный ответ на вопрос о том, какие бы направления бизнеса они выбрали для себя сегодня. Самый популярный вариант сферы предпринимательской деятельности, который был назван ребятами, - это торговля (37 человек), предоставление различных услуг, бьюти-сфера (по 17 человек). На третьем месте интернет-сфера (11 человек), далее сельскохозяйственная сфера или лесная, кулинария (по 5 человек), сфера образования, развитие творчества (по 1 человеку), спортивная сфера, кинология и туризм (по 1 человеку).

Также мы попросили ответить на вопрос: «Пытались ли Вы организовать собственное дело? Если да, то напишите, в какой сфере, и продолжаете ли Вы его сейчас». Мы получили следующие ответы от некоторых респондентов.

Сферы, в которых продолжают бизнес в настоящее время: услуги, образование, медиа-район «О», создание и ведение аккаунта, искусство, шитьё изделий, перепродажа, «занимаюсь платной дрессировкой собак».

Есть те, кто находится в процессе организации своего небольшого бизнеса: «на данный момент я организовываю собственное дело в сфере красоты и буду развивать его в даль-

нию изделий из дерева, фанеры, пластика, металла и на данный момент прохожу этап накопления для покупки оборудования».

Есть и проекты на стадии «заката»: «оказывал услуги по сборке и продаже ПК, но все затухло, так как маленький город, и очень маленький спрос»; «да, мыловарение, продажи идут раз-два в неделю».

Важнейшими особенностями успешной предпринимательской деятельности можно назвать личные качества такого человека.

Респондентам-школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале влияние характера человека, его способностей и самостоятельности на формирование предпринимательского мышления, где 1 - наименьшее влияние, 10 - наибольшее влияние (результаты расчета среднего значения для каждого параметра представлены в табл. 3). Самое большое значение у параметра «самостоятельность человека» - 7.6, и на единицу меньше у таких показателей, как «характер человека» и «способности».

Еще одним важным качеством, которое характеризует успешных предпринимателей, является способность заниматься несколькими делами сразу и легко переключиться с одного занятия на другое. Ответы на эти вопросы представлены в табл. 4.

Среди опрошенных школьников больше половины считают, что они этими качествами обладают (характерная черта поколения Z!): 59% и 56% опрошенных отвечали, что способны делать несколько дел одновременно, а также имеют способность переключаться с одного дела на другое. И почти треть опрошенных -33% и 36% соответственно - обладают такими способностями, но не во всех случаях.

Важно было рассмотреть еще варианты возможного поведения респондентов при самых разнообразных проблемах в делах. Результаты представлены на рис. 5.

Таблица 3

Оценка респондентами влияния характера, способности воспринимать новое

Среднее значение (школьники)

Характер и темперамент 6.6

Способность воспринимать новое 6.3

Самостоятельность 7.6

Составлено авторами.

Таблица 4

Можете ли заниматься несколькими делами одновременно? Можете ли легко переключаться с одного занятия на другое?

Да 59 56

Нет 8 8

Не всегда 33 36

Всего 100 100

Составлено авторами.

Рис. 5. Варианты поведения респондентов при возможных проблемах в делах Составлено авторами

Полученные данные свидетельствуют нам о том, что если дело не задалось, то подавляющая часть молодых людей (83%) готова все равно довести его до конца сразу или позже. Только 8% не станут доводить его до конца. Это хорошее качество для человека как такового и для предпринимателя в том числе. И десятая часть участников исследования бросят дело сразу или вообще затруднились ответить.

Хорошего предпринимателя очень часто характеризует решительность, способность принимать кардинальные решения, умение рисковать, приспосабливаться к меняющимся условиям рынка и пр. Мы поинтересовались у респондентов, готовы ли они принимать различные изменения в собственной жизни. Результаты представлены на рис. 6.

Сложнее всего нашим респондентам дались бы перемены, связанные с переходом в другую школу (23.5% респондентов). Возможно, это связано с тем, что в подростковом возрасте большую роль играют друзья и социальное окружение. Они являются референтными группами и первичными агентами социализации.

Здесь отметим, что в будущих исследованиях нужно заложить вопросы не только о влия-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии семьи на формирование предпринимательского мышления, но и о влиянии друзей, сверстников. В этом возрасте юношам и девушкам хочется самостоятельности и независимости, поэтому большая часть школьников спокойно могут согласиться жить отдельно от родителей. Обыграть такой проект с участниками программы было бы интересно.

Также юношеский возраст характеризуется открытостью к новым возможностям, например к участию в различных проектах (готовность к такой работе отмечается 48.5% опрошенных). А вот кардинально поменять свою жизнь и переехать в другой город решилась бы только половина опрошенных нами представителей молодого поколения (47.1%).

Одним из важных для предпринимателя качеств является способность отстоять принятое решение. Мы планировали узнать, как наши респонденты оценят это качество у себя. Вопрос был задан в прожективной форме, и полученные результаты приведены на рис. 7.

44.1% наших респондентов, скорее всего, продолжат настаивать на своем решении, даже если их будут настойчиво отговаривать, а каждый пятый однозначно настоит на своем. С од-

Рис. 6. Варианты действий респондентов при появлении конкретных возможностей. Составлено авторами

Рис. 7. Варианты поведения респондентов при настойчивом отговаривании их от принятого решения. Составлено авторами.

ной стороны, это позитивный момент, когда человек уверен в себе, тверд и решителен. С другой стороны, есть риск, что, не прислушавшись к более опытным людям, он примет неверные решения, полагаясь только на себя. Одна четвертая часть подростков допускают, что они, возможно, поддадутся на уговор.

Важное качество предпринимателя - уметь организовывать. Мы поинтересовались у подростков, был ли у них опыт организации какого-либо мероприятия. Половина ребят организовывали мероприятия в классе (школе), чуть меньше половины - вечеринку для друзей, примерно одинаковое количество школьников организовывали поход (28.4%) и ремонт в своей комнате (26.9%), коллективную поездку организовывали 16.4%. По сути это тоже проекты, в которых закладываются и проявляются предпринимательские наклонности.

Влияние среды на возникновение предпринимательских намерений

Следующий блок вопросов был посвящен влиянию семьи и окружающего контекста на формирование предпринимательского мышления и желания стать предпринимателем.

По данным рис. 8 мы обобщили ответы молодых респондентов по наличию в их семье ро-

дителей-предпринимателей. Среди респондентов 22.1% указали, что их родители занимаются предпринимательством и у 7.4% занимались раньше. При этом 11.8% детей указали, что родители рассматривают такой вариант, что дети продолжат заниматься предпринимательством так же, как и они.

Зачастую родители, стараясь дать своему ребенку лучшее, принимают решения за него, в том числе и настаивают на профессиональном выборе своих детей. Больше трети подростков (39.7%) отметили, что родители настраивают их на выбор какой-либо профессии, но при этом практически все респонденты предпочитают сделать такой важный выбор самостоятельно (95.6%).

Заняться предпринимательством рекомендует своим детям каждый четвертый родитель (25%). При этом таблицы сопряженности не зафиксировали зависимости между советами заниматься предпринимательской деятельностью и тем, кто сам ею занимается.

Рассматривая влияние макросреды, можно сказать, что в целом молодежь отслеживает деловую жизнь своего города. Знают основные предприятия города, в котором они живут, 64.7%

Рис. 8. Занятость родителей

респондентов бизнесом. Составлено авторами

Рис. 9. Мнения респондентов о степени развития

малого и среднего бизнеса. Составлено авторами

Рис. 10. Активно развивающиеся направления бизнеса

опрошенных. И все же каждый третий подросток не располагает такой информацией (32.4%).

Эти мнения были объединены в результаты, представленные на рис. 9.

По данным рис. 9 можно утверждать, что, по мнению 29.4% подростков, малый и средний бизнес в городе активно развивается, появляются новые предприятия и магазины, и примерно столько же (22.1%) считают, что остается на том же уровне - новые предприятия открываются мало, но уже открытые продолжают работать. То есть стремление анализировать состояние внешней среды явно прослеживается. Однако почти каждый третий опрошенный не обращает на это внимания, поэтому затрудняется дать ответ на этот вопрос.

По мнению подростков, в предпринимательской среде есть наиболее привычные и распространенные виды деятельности. Эти мнения представлены на рис. 10.

По данным рис. 10 видно, что наши респонденты отмечают, что в городе, где они живут, активно развивается розничная торговля (продуктовые магазины, хозяйственные магазины и т.п.; 71.6%). На втором месте общественное питание (кафе, рестораны, пекарни; 56.7%), на третьем - строительство и ремонт (16.4%), далее - цветочные киоски (13.4%), авторемонтные мастерские (10.4%) и на последнем месте из предоставленного списка бытовые услуги (химчистки, прачечные, ремонт обуви; 7.5%). Эти указанные сферы в общем и целом соответствуют сложившейся структуре наиболее популярных предпринимательских видов деятельности в нашей стране.

Выводы

Проведенное пилотное исследование позволяет сказать, что сложившееся у большинства подростков понимание сути предпринимательства значительно отличается от понимания опрошенных нами опытных бизнесменов. Есть различия и в понимании того, что значит «мыслить, как предприниматель», в значении влияния внутренних факторов на формирование такого мышления. И все же необходимость таких качеств, как организаторские способности, умение рисковать, принимать решения, разбираться в деле, которым ты занимаешься, школьники признали с большой уверенностью.

Предпринимательство интересно подросткам: значительная их часть на сегодняшний день уже попробовали себя в предпринимательстве, в новых проектах или планируют заниматься предпринимательством в дальнейшем. Больше половины подростков могут с уверенностью сказать, что они обладают многими качествами предпринимателей и смогут быть ими в дальнейшем.

На формирование предпринимательского мышления и позитивного отношения к предпринимательству у молодежи в значительной мере влияют их семьи, которые сами ведут предпринимательскую деятельность или хотят, чтобы их дети имели свое дело в будущем. Примерно две трети подростков фиксируют свое внимание на изменениях предпринимательской среды своего города, неосознанно ее анализируют. У наших респондентов есть желание поучиться предпринимательству, сформировать компетенции, которые касаются как

личностных качеств и коммуникации, так и конкретных знаний и умений, необходимых бизнесмену.

По результатам предварительного исследования можно сформулировать следующие концептуальные положения программы по обучению подростков предпринимательству:

- адаптивное обучение - управление активной самостоятельной деятельностью обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, создание таких условий, при которых новые компетенции и опыт изменяют мышление и поведение;

- интенсификация образовательного процесса - повышение его эффективности за счет реализации игровых технологий обучения, технологии «профессиональной мастерской», когда творческий процесс порождает творческий продукт;

- контекстное обучение - приближение к конкретным условиям внешней среды, что создает возможность трансформации учебной деятельности подростка в практическую деятельность предпринимателя;

- практикоориентированность: создание социально значимого продукта, которым могут воспользоваться как сами обучающиеся, так и другие люди;

- формирование компетенций hard skills и soft skills, сочетание предметного и социального содержания предпринимательской деятельности.

Важно отметить, что создание школьниками «готового бизнеса» на выходе не должно являться самоцелью предпринимательских классов. Значительно большее значение будет иметь сам факт обращения подростка к мысли о создании собственного дела, возможности поиска наиболее востребованного продукта, построения бизнес-модели по его производству. Дополнительные занятия приучат молодого человека грамотно распределять свое время, управлять финансами, концентрироваться на поиске полезной информации, анализировать свои возможности и условия внешней среды. Работа в предпринимательских классах, несомненно, будет способствовать профориентации молодого поколения, желанию участвовать в создании необходимой для государства и общества продукции.

Список литературы

1. Global Entrepreneurship Monitor (GEM) [Электронный ресурс] URL: https://www.gemconsortium. org/reports/latest-global-report (дата обращения: 07.12.2021).

2. Akrong R., Mbogoh S.G., Irungu P. Youth agripreneurship in the horticultural value-chain: The case of small-scale mango farmers in Southern Ghana // African Development Review. 2020. Vol. 32. Is. 1. P. 68-77.

3. Radianto W.E.D., Wijaya O.Y.A., Syahrial R. Young entrepreneur, parental socioeconomic status, and financial literacy: Does supply chain mediate entrepreneurship education? // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Vol. 9. Is. 4. P. 317-323.

4. Xia C.-L., Wu T.-J, Wei A.-P, Wu P.-G. Are chinese entrepreneurs happier than employees? Evidence based on a national workforce survey in China? // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Is. 1. P. 1-21.

5. Барсукова С.Ю. Предпринимательские «призывы»: от «старой гвардии» до «новобранцев» // СОЦИС: социологические исследования. 2000. № 3. С. 51-58.

6. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубняко -ва Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2014. № 2. URL: http ://science-education.ru/ru/article/view?id= 12360 (дата обращения: 07.12.2021).

7. Могильчак Е.Л. Факторы, определяющие отношение студентов к предпринимательской деятельности // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015. № 2 (140). С. 118-127.

8. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. 2012. Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsom. spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13 .pdf (дата обращения: 07.12.2021).

9. Земцов С.П., Баринова В.П., Царева Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019-2020 гг. // Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 41. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. С. 279-290.

10. Федеральная служба информации. Статистическая информация [Электронный ресурс]. URL: https://фси.рф/Mam/StatisticaПnformatюn (дата обращения: 25.01.2022).

11. Аптекарь П. Свое дело страшное [Электронный ресурс] // Ведомости. 2019. 4 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/10/03/8 12825-svoe-delo-strashnoe (дата обращения: 01.12.2022).

12. Рассохин А. Собственное дело остается без владельцев [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 5 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4112455 (дата обращения: 01.02.2022).

13. Опрос ОНФ и MaximumEducation: 82% школьников хотели бы иметь свой бизнес [Электронный ресурс] // Бизнес-платформа ОНФ. 26 октября 2020 года. URL: https://onf.ru/2020/10/26/opros-onf-i-maximum-education-82-shkolnikov-hoteli-imet-sv oy-biznes/ (дата обращения: 01.02.2022).

14. Конрадова Н. Конец дворовой жизни [Электронный ресурс]. URL: https://snob-ru.turbopages.org/ snob.ru/s/selected/entry/14142/ (дата обращения: 01.02.2022).

15. Кудрявцева Е. Человек неиграющий [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 9 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3731395 (дата обращения: 01.02.2022).

16. Богачева Т. Почему дети не умеют играть? [Электронный ресурс] // Портал «Я родитель». URL: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pochem u-deti-ne-umeyut-igrat/ (дата обращения: 01.02.2022).

17. Клищенко Т. Ребенок во дворе - важный этап социализации [Электронный ресурс]. URL: https:// deti-sistem.livejournal.com/19602.html/ (дата обращения 01.02.2022).

18. Почему дети больше не играют во дворах, и как это исправить [Электронный ресурс]. URL:

https://n--e--n-ru.turbopages.org/n-e-n.ru/s/newplaygro und/ (дата обращения: 01.02.2022).

19. Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6 (27). С. 150-158.

20. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.

21. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 9-10.

THE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TOWARDS ENTREPRENEURSHIP AND THE PROSPECTS OF STARTING YOUR OWN BUSINESS: MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY

E.I. Garaeva, I.S. Gileva, D.A Kalugina

Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article presents the results of a pilot sociological study on the problems of the potential of adolescent entrepre-neurship, the motivation of modern schoolchildren to organize their own business and the definition of conceptual provisions of programs for entrepreneurial classes. The relevance of the study is confirmed by the need for enterprising people who are able to ensure the independence of the Russian economy in various areas of production of goods and services in the future. In a situation of declining interest of the Russian population in entrepreneurship and a decrease in the number of small and medium-sized businesses, it is especially important to support the aspirations of young people to create their own business.

The analysis of the sources allowed the authors to conclude that, on the one hand, the modern lifestyle and upbringing does not contribute to the formation of a behavioral model of an entrepreneur in children due to external regulation by adults of their leisure, games, and education. On the other hand, representatives of the new generation adapt much faster to new technologies, are more focused on individualism and strive to get maximum benefits with minimum costs, which allows us to hope for their entrepreneurial potential.

In the course of the study, the authors concretized the ideas of high school students about the content and goals of entrepreneurial activity, entrepreneurial success. Respondents were asked to "try on" the image of a businessman: schoolchildren tried to determine whether they have entrepreneurial thinking, whether they have qualities that allow them to do business.

The survey results showed that the services and trade sectors are the most interesting for teenagers. The study also revealed cases of modern schoolchildren actually engaging in entrepreneurial activities in accessible areas, most often related to business on the Internet, the provision of small services and even feasible production. The attention of researchers was also paid to external and internal factors affecting the involvement of adolescents in entrepreneurship. As conclusions, possible basic provisions of educational programs for teaching entrepreneurship to teenagers are formulated.

Keywords: small and medium-sized entrepreneurship; adolescent entrepreneurship; theory of generations; entrepreneurial thinking; readiness for entrepreneurship; entrepreneurship training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.