СРОЧНО В НОМЕР
ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП К РЕФОРМАМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
С.В. Шульгина1
Медицинский информационно-аналитический центр,
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Представлены результаты социологического исследования общественного мнения населения Архангельской области о реформировании системы здравоохранения. Полученные результаты показали невысокую оценку населением общего состояния системы здравоохранения. При анализе отношений к реализации социальных программ выявлены статистические значимые различия в зависимости от возрастного восприятия, семейного положения, уровня образования, занятости и оценки здоровья.
Ключевые слова: реформа, система здравоохранения, общественное мнение, модернизация здравоохранения
Реформы, начавшиеся в 90-е годы прошлого века, привели к изменению положения пациента в системе здравоохранения и сместили приоритеты в общественном сознании [1]. Пациент в доперестроечные времена был уверен, что государство в лице системы здравоохранения заботится о его здоровье. После ряда реформ все изменилось. Человек, если он хочет быть здоровым, должен прилагать значительные моральные и финансовые усилия для его поддержания. Данные изменения привели к росту заболеваемости среди населения, неудовлетворенности оказанием медицинской помощи и как следствие утрате доверия к социальной политике государства [2].
1 Шульгина Светлана Викторовна — начальник отдела дополнительного лекарственного обеспечения ГБУЗ АО «МИАЦ»; аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северного государственного медицинского университета; 163045, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 311; тел.: (818-2) 24-30-81; e-mail: s.shulgina@list.ru.
Сегодня эксперты по реформированию системы здравоохранения много говорят о продолжении реформ с учетом реальных потребностей населения [1, 3]. При планировании государственных программ необходимо учитывать, что не все люди одинаково реагируют на изменения социальных условий существования. На сегодняшний день исследователями доказана прямая зависимость здоровья от социальных факторов, а восприятие социальных факторов — от жизненных обстоятельств [4—7].
Цель работы — изучить состояние современного здравоохранения в России на основании оценок населения и проанализировать зависимость отношения населения к реформам системы здравоохранения от социально-демографических характеристик.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведено медико-социологическое исследование. Социологический опрос выполнен с использова-
нием метода подворовых обходов. Включение респондентов в выборочную совокупность осуществлялось методом кластерной выборки. Кластеры (жилые дома) отбирались методом жеребьевки. Расчетный объем выборки в популяции численностью 964 825 человек при максимальной абсолютной ошибке не более 4%, при 95% доверительном уровне и ожидаемой распространенности 50% составил 600 человек. С учетом коррекции на кластерный подход к формированию выборки и с учетом ожидаемого отклика на уровне 60% объем выборки составил 1200 человек. Выборочная совокупность формировалась из жителей 3 крупных городов: Архангельска, Северодвинска и Новодвинска и 4 районов области. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением пропорций между городским и сельским населением, количеством населения в городах и районах. Анкетирование проходило в период с октября 2012 по январь 2013 г. В это время проводились мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения области, и респондентам предлагалось высказать свое мнение по этому поводу. В опросе согласились принять участие 1416 человек.
Социально-демографические характеристики респондентов: пол, возраст, семейное положение, образование, занятость и место жительства, посещаемость медицинских организаций и уровень оценки здоровья — отнесены к независимым переменным. Распределение респондентов по возрастным группам проведено с учетом классификации Всемирной организации здравоохранения. По субъективному восприятию состояния своего здоровья население распределено на 2 группы, оценивших его в целом как хорошее (84,6%), плохое (15,4%).
По числу контактов населения с медицинскими организациями выделено 2 группы посещающих поликлинику: редко — до 1 раза в полугодие и реже (52,1%), часто — чаще 1 раза в полугодие (47,9%).
Отношение населения к реализации программ модернизации оценивалось по следующим критериям: информированность о реализации в области программы модернизации; необходимость проведения модернизации здравоохранения; социальная значимость профессии медицинского работника; наличие взаимосвязи между качеством оказания медицинской помощи и уровнем заработной платы медицинского персонала.
Наличие связи между переменными проверялось тестом Хи-квадрат, сила и направленность связи — коэффициентом Пирсона и Спирмена. Для проверки значимости статистических различий использовался U-критерий Манна и Уитни. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимался равным 0,05. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 14.0 for Windows.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В течение последнего года в лечебно-профилактические учреждения обратились 67,6% общего числа опрошенных респондентов. Только 7,4% не обращались за медицинской помощью более 4 лет. Среднее число посещений в поликлинику в течение года составило 3,7 на 1 человека. Данное число посещений приближается к оптимальным значениям показателя (4—5 посещений в год).
При оценке лечащего врача как специалиста для лечения (диагностики) своего заболевания (состояния) больше половины респондентов охарактеризовали его как средний — 61,9%. Следует отметить, что опрашиваемые в возрасте старше 60 лет старались избегать отрицательных оценок (13,9%), а в возрасте от 25 до 40 лет наиболее критичны были 41,7% опрошенных. В целом расценили уровень лечащего врача как низкий — 11,6% респондентов, а высокий — 26,5%.
Анализ технического оснащения медицинской организации, по оценкам респондентов исходя из уровня своего здоровья, показал, что доля пациентов, которым приходится обращаться в другие лечебные учреждения ввиду отсутствия необходимого оборудования, составила 42,5%. Удовлетворительно оценили уровень технического состояние медицинских организаций 34,4%, хорошо — 23,1% респондентов.
В структуре группы респондентов, которые как «хороший» оценили уровень технического оснащения медицинской организации, при сравнении с группой «низкой оснащенности», в 2 раза меньше респондентов, оценивших свое здоровье как плохое и удовлетворительное. При этом не зафиксировано увеличение лиц с хорошей самооценкой здоровья. Среди лиц, отметивших хорошее оснащение медицинских организаций медицинской техникой, преобладают жители крупных городов (80%).
Высокую оценку комплексу оказываемых услуг в поликлиниках, который необходим респондентам по состоянию здоровья для диагностики и лечения, поставили 30%, нейтральную — 34,8%, плохую — 35,2% опрошенных.
Также было изучено мнение населения об изменениях в медицинском обслуживании в системе здравоохранения на момент проведения опроса. Для этого респондентам предложили ответить на вопрос «Согласны ли Вы с суждением: «Современное медицинское обслуживание с каждым го-
дом все хуже и хуже. Качество и уровень медицинского обслуживания падает?». Доля согласных с данным суждением составила 48,4%, не задумывались об этом — 27,7%. Причем отношение к медицинскому обслуживанию отличается в зависимости от возраста (р < 0,001). Большинство респондентов практически во всех возрастных группах согласились с мнением, что качество медицинского обслуживания падает. Исключение составила лишь группа в возрасте от 18 до 24 лет. 41,6% респондентов этой группы заявили, что не думали об этом. Самая высокая доля опрошенных, считающих, что качество медицинского обслуживания становится все хуже, приходится на группу в возрасте от 44 до 60 лет (56,5%). В этом возрасте состояние здоровья ухудшается, но, как подчеркивали респонденты, у работающего человека существует много препятствий для обращения в медицинскую организацию. Особенностью этой группы является также то, что в сравнении с другими возрастными группами анализ показал самую малую долю довольных системой здравоохранения (19,8%) и тех, кто не задумывался об этом (23,6%). Также 51,4% респондентов пожилого возраста и 47,5% зрелого возраста считают, что качество медицинского обслуживания ухудшается.
Анализ информированности населения в изучаемых областях о реализации программы модернизации выявил статистически значимые различия с переменными: возраст (р = 0,046), уровень образования (р = 0,001) и занятость (р< 0,001).
Низкий уровень информированности характерен для всех возрастных групп. Ничего не слышали о мероприятиях реализации программы модернизации 53% в возрастной группе от 18 до 24 лет, 42,8% в возрасте от 25 до 44 лет и 40,8% в зрелом возрасте. Пожилые люди являются самыми информированными в структуре населения, только 31,1% не знают о реализации программы.
При повышении уровня образования информированность населения возрастает. Уровень информированности в группе респондентов со средним общим образованием составляет 54,5%, в группе со средним специальным уровнем — 56,1%, а в группе с высшим образованием — 65,1%.
Работающие респонденты более информированы о реализации программы модернизации здравоохранения (34,0%), чем неработающие (24,5%). Пенсионеры в группе неработающих респондентов остаются самыми информирован-
ными (65%,) а безработные менее всего интересуются общественной жизнью (33,4%). Следует отметить тот факт, что в группе работающих респондентов больше всех знают о реализации программы модернизации работники бюджетных учреждений (67,1%). Вероятно, это связано с тем, что в составе данной группы преобладают медицинские работники. В целом информированность респондентов составила 58,5% (таблица). Данный показатель слабо связан с уровнем образования (г = 0,1), занятостью респондентов (г = 0,1) и незначительно зависит от возраста опрашиваемого населения (г = 0,03).
При анализе ответов респондентов о необходимости проведения реформирования системы здравоохранения статистически значимых различий с таким переменными как: пол (р = 0,38), возраст (р = 0,09), место жительства (р = 0,61) и посещаемость лечебных учреждений (р = 0,659) не выявлено.
Значительная доля респондентов, состоящих в браке (86,7%), убеждена в необходимости проведения реформирования системы здравоохранения, чем одинокие (81,2%). Среди одиноких вдовы и вдовцы дали всех меньше положительных оценок (75,5%) и больше отрицательных (12,6%). Необходимо отметить, что убежденность в необходимости изменений в системе здравоохранения растет при увеличении уровня образования (р < 0,001). В ответах респондентов с высшим образованием отмечается меньше отрицательных (6,3%) и больше положительных оценок (89,6%), чем у респондентов со средним общим и специальным образованием. Работающих граждан (86,9%), считающих, что прове-
Структура оценок респондентов по изучаемым признакам, %
Переменные Оценка
высокая средняя низкая
Информированность о реали- 30,2 28,3 41,5
зации программы модерниза-
ции здравоохранения
Необходимость проведения 84,4 6,8 8,8
программы модернизации
здравоохранения
Социальная значимость про- 16,7 25,7 57,6
фессии медицинского работ-
ника
Связь между качеством оказа- 41,7 12,2 46,1
ния медицинской помощи и
уровнем заработной платы
медицинского персонала
дение реформирования в здравоохранении необходимо на 6,1% больше, чем неработающих (80,8%). Наиболее позитивны в своих оценках госслужащие (94,9%), среди них нет сомневающихся в необходимости реформ, отрицательную оценку дали лишь 5,1%. В целом положительно оценили необходимость проведения реформирования в системе здравоохранения 84,4% респондентов.
Социальная значимость профессии в глазах населения рассматривалась через призму материального вознаграждения, получаемого за свой труд медицинскими работниками. Критерий Манна и Уитни подтвердил значимые различия только у переменной «семейное положение» (p = 0,03). Семейные люди более уверены в благополучии медицинских работников, чем одинокие, и они чаще дают положительные и отрицательные, чем нейтральные оценки. 57,6% опрошенных считают материальное вознаграждение недостаточным для жизни и только 16,7% уверены в высоком уровне заработной платы медицинских работников.
Также у респондентов выяснили их мнение о влиянии уровня заработной платы на качество оказания медицинской помощи. Чем моложе респонденты, тем больше среди них доля убежденных, что большая заработная плата обеспечивает высокое качество работы (p < 0,001). Удельный вес варьирует от 55,4% в возрасте от 18 до 24 лет, до 33,6% в возрасте старше 60 лет. В группе работающих разница в удельном весе среди согласных (43,4%) и несогласных (46,3%) с наличием связи между уровнем заработной платы и качеством медицинской помощи на 3,7% меньше, чем в группе неработающих (p = 0,018). В группе работающих оценки максимально отличаются между согласными и несогласными у работников бюджетных организаций и госслужащих (более 9%). Студенты в 55% убеждены, что высокая заработная плата гарантирует высокое качество обслуживания. Лица с хорошей самооценкой здоровья имели значительно больший процент высоких оценок (42,6%) по сравнению с плохой (37,2%), различия значимы (Р = 0,01).
Анализ ответов респондентов подтвердил данные П. Аристона [8] и А.В. Изотовой [1, 2] о низком уровне институционного доверия, возникшем в процессе социальной адаптации населения к новым условиям существования. Данные, полученные Т.М. Максимовой [6], свиде-
тельствующие о том, что респонденты в пожилом возрасте являются самой социально незащищенной группой населения, также подтвердились. Представители данной возрастной группы не готовы к партнерским взаимоотношениям с медицинскими работниками.
Результаты настоящего медико-социологического исследования показали влияние ряда социальных факторов: демографических, профессиональных и других на отношение населения к реформированию системы здравоохранения. В процессе исследования нами выявлены достоверные различия у лиц разного возраста, образования, семейного положения, занятости и уровня здоровья в отношении к реформированию системы здравоохранения.
Таким образом, вопросы, связанные с формированием положительного общественного мнения о деятельности системы здравоохранения, требуют дальнейшего рассмотрения и изучения. Возникает необходимость проведения исследований, нацеленных на более детальное изучение специфики восприятия социальных изменений для отдельных индивидов, в различных социальных группах, ценность которых заключается не только в их потенциальной научной новизне, но и в том, что их результаты помогут при планировании мероприятий дальнейших социальных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богдан И.В. Некоторые аспекты реформы здравоохранения в России. Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. № 29. М.: Научный эксперт, 2013. 40 с.
2. Изотова А.В. Доверие в системе здравоохранения// Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 132—138.
3. Захарова С.А. Общественное мнение как обратная связь между политическим субъектом и населением // Социология власти. 2007. № 4. С. 107—113.
4. Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / Под ред. Н.М. Римашевской. М.: Агентство «Социальный проект», 2007. 240 с.
5. Лебедева-Несевря Н.А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления // Вестник Пермского университета. 2010. № 3. С. 36-41.
6. Максимова Т.М. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 3. С. 8—10.
7. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Вып. 1. 2012. Март. С. 53—90.
8. Аронсон П. Утрата институционального доверия в Российском здравоохранении // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 2. С. 120—125.