УДК 351.77
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-93-99
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НИЖНЕКАМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (С ПОЗИЦИИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ)
И.В. Багаева1, Г.Н. Ларионова2
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург,
Российская Федерация
2 Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета, Нижнекамск, Российская Федерация
Аннотация. В статье с позиции теории и методологии описываются результаты и дается оценка проведенной реформе муниципального здравоохранения. Целью данной статьи было изучение и оценка результатов реформы модернизации системы здравоохранения как одного из важнейших направлений социальной муниципальной политики. Для получения результатов оценки реформы проводилось социологическое исследование на основе анализа документов (результаты поставленных задач в Программе модернизации муниципального здравоохранения, выявление степени обеспеченности населения квалифицированной медицинской помощью), выявления мнений медицинских работников (что принесла с собой реформа) с помощью анкетного опроса. Полученные результаты исследования свидетельствуют о неоднозначности оценки реформы. Результаты исследования указывают на необходимость поиска новых подходов к управлению муниципальным здравоохранением. В статье обосновывается гипотеза о том, что только комплексная оценка всех воздействующих факторов позволит сбалансировать и демпфировать негативные влияния при реформировании отрасли, сохранить, а возможно, и повысить уровень оказания медицинской помощи населению муниципального образования, принимать правильные управленческие решения.
Ключевые слова: реформа здравоохранения, удовлетворенность трудом, медицинский персонал Для цитирования: Багаева И.В., Ларионова Г.Н. Анализ результатов реформы здравоохранения в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан (с позиции удовлетворенности медицинских работников) // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 93-99. https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-3-93-99 Конфликт интересов отсутствует
ANALYSIS OF THE RESULTS OF HEALTH REFORM IN THE NIZHNY KAMA MUNICIPAL AREA IN REPUBLIC OF TATARSTAN (FROM THE POSITION OF SATISFACTION OF MEDICAL WORKERS)
Irina V. Bagaeva1, Galina N. Larionova2
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation 2 Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (branch) Kazan National Research Technological University
Nizhnekamsk, Russian Federation
Abstract. The article describes the results of the theory and methodology and evaluates the reform of municipal health care. The purpose of this article was to study and evaluate the results of the reform of the modernization of the healthcare system as one of the most important areas of social municipal policy. To obtain the results of the reform assessment a sociological study was carried out on the basis of an analysis of documents (the results of the tasks set in the Municipal Healthcare Modernization Program identifying the degree of provision of the population with qualified medical care), identifying the opinions of medical workers (that came with the reform) using a
questionnaire. The results of the study indicate the ambiguity of the reform assessment. The results of the study indicate the need to find new approaches to the management of municipal health care. The article substantiates the hypothesis that only a comprehensive assessment of all influencing factors will make it possible to make the right managerial decisions when reforming healthcare, balance and smooth out negative influences, maintain and maybe even increase the existing level of medical care for the population of the municipality Keywords: health care reform, job satisfaction, medical staff
For citation: Bagaeva I.V., Larionova G.N. Analysis of the results of health reform in the Nizhnekamsk municipal area in Republic of Tatarstan (from the position of satisfaction of medical workers). Scientific Bulletin of the Southern Management Institute. 2019; (3): 93-99. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-93-99 There is no conflict of interests
В середине 2016 года решением Совета Нижнекамского муниципального района были приняты Основные направления модернизации и дальнейшего развития здравоохранения в Нижнекамском муниципальном районе на 2016-20181.
Основной целью реализации программы являлось улучшение состояния здоровья населения Нижнекамского муниципального района, совершенствование системы оказания медицинской помощи, повышение доступности и качества медицинской помощи населению, эффективность использования и распределения ресурсов.
Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
• создание больничного многопрофильного комплекса, соответствующего европейским стандартам качества оказания медицинской помощи и управления персоналом учреждения;
• развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы;
• освоение и внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
• раннее выявление и лечение острых форм заболеваний, и предупреждение их перехода в хроническую форму;
• обеспечение жителей Нижнекамского муниципального района высокотехнологичной медицинской помощью;
• дальнейшее развитие амбулаторно-поли-клинического звена;
• централизация узкоспециализированной поликлинической помощи и отдельных видов диагностики и медицинских исследований.
Основные усилия были направлены на модернизацию амбулаторного звена: созданы две поликлиники, где сконцентрированы врачи общей практики, участковые терапевты; для удобства населения в этих поликлиниках прием ведут хирурги, инфекционисты; делается забор для анализа крови; оказываются физиотерапевтические услуги. Для узких специалистов был образован Консультативно-диагностический центр, где сконцентрировали всё диагностическое оборудование. Это позволило ликвидировать различия в бесплатных гарантиях для жителей в зависимости от места жительства. В ходе реформы также была изменена и логистика движения пациента.
С целью стимулирования более качественной и эффективной работы введена контрактная форма оплаты труда всех заведующих и старших медсестер, и это приносит свои плоды. Количество жалоб от населения и штрафных санкций со стороны страховых организаций снижается.
Вопрос привлечения кадров по-прежнему остается одним из самых насущных. По данным статистики укомплектованность врачами и медицинскими сестрами остается на уровне 60-70%.
Для изучения мнений медицинских работников о прошедшей реформе нами было проведено исследование методом анкетирования. Анкетирование охватило 100 человек медицинского персонала. Нами были выявлены следующие факты. Важным фактором эффективной и самое главное качественной работы медицинского работника является рабочее место, на котором он проводит большее количество рабочего времени. От того, каковы условия, во многом зависит и качество выполняемой работы.
На вопрос анкеты «Как бы Вы оценили отношение работников больницы к тем условиям, в которых они работают?» были получены следующие результаты.
1 Основные направления модернизации и дальнейшего развития здравоохранения в Нижнекамском муниципальном районе на 2016-2018. Приложение к решению Совета Нижнекамского муниципального района № 27 от 6 июля 2016 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.e-nkama.ru/documents/351/#.
Примерно 20% врачей и медицинских сестер вполне удовлетворены условиями работы и имеют положительное отношение, 35,5% врачей и 20,6% медицинских сестер имеют скорее положительное отношение, чем отрицательное. В целом отрицательное отношение высказало лишь 11,3% врачей и 21,6 % медицинских сестер. Что в целом говорит о неплохих условиях, созданных для работы персонала в больнице.
Вопрос морально-психологического комфорта работников больницы является не менее важным, чем все остальные. Ведь именно от настроения медицинского работника во многом зависит то, как он принимает пациента, как с ним беседует. Поэтому, мы посчитали, не менее важным, выявить морально-психологический климат в коллективе, как его оценивают сами работники больницы. В целом можно дать удовлетворительную оценку. Морально-психологический климат как «хороший» оценили 25,8% врачей и 36,6% медицинских сестер, как
«удовлетворительный» 53,2% врачей и 47%меди-цинских сестер.
Объем выполняемой работы должен соответствовать всем нормам и правилам, определяемым законодательством. Объем работы, превышающий существующий норматив может отрицательным образом сказаться и на самочувствии работника и на его отношении к пациенту. Нами был задан вопрос: «Оцените, пожалуйста, объем выполняемой Вами работы». Респонденты ответили следующим образом (рис. 3).
Для определения глубины понимания проблем волнующих работников ГАУЗ НЦРМБ респондентам были представлены позиции, которые они должны были распределить по степени значимости. Эту позицию определяли сразу три вопроса. Исследование показало следующие результаты.
На вопрос «Считаете ли Вы, что уровень Вашей заработной платы адекватен объему выполняемой Вами работы» респонденты ответили следующее (рис. 4).
В целом отношение отрицательное.
Отношение скорее отрицательное, чем положительное.
Затрудняюсь ответить.
Отношение скорее положительное, чем отрицательное.
В целом отношение положительное.
□ врачи
□ м/с
121,6%
11,3%
15,7% 17,7%
20,6%
17,6% 17,7%
□ здание АБК
И 40%
20% 24,5% 17,7%
40%
1 35,5%
Рисунок 1. Удовлетворенность работников больницы своим рабочим местом
53,2%
25,8%
47%
А
50% 50%
36,3%
7% 11,3%
11,8% 4,9%
0% 0% у '
врачи
м/с
здание АБК
□ хороший □ удовлетворительный
□ неудовлетворительный □ затрудняюсь ответить
Рисунок 2. Оценка медицинскими работниками морально-психологического климата в больнице
56,4%
19,4%
36,3%
24,2% 0%
30,4%
L.32,3%
1%
врачи
м/с
80%
10%
-0%
10%
здание АБК
□ превышает физические возможности
□ превышает существующие нормативы
□ соответствует возможностям и нормативам
□ ниже возможностей
Рисунок З. Оценка работниками объемов выполняемой работы
Рисунок 4. Мнение медицинских работников об уровне заработной платы и выполняемой работе
На вопрос «Что изменилось для Вас за годы проведенной реформы» мы получили следующие ответы. Данные представлены в таблице 1.
Далее мы предложили медицинским работникам ответить на следующие вопросы и разместить их по степени значимости для них. Нам было интересно выяснить, повлияла ли проведенная реформа на мнения работников. «Проранжируйте по 10-балльной системе факторы, которые, на Ваш
Таблица 1
взгляд, могут повысить Вашу производительность труда» респонденты дали следующие ответы: Наибольшее предпочтение отдается материальному фактору, а именно стабильный заработок волнует как врачей, так и медицинских сестер.
Среди опрошенных врачей были получены следующие ответы. Данные представлены в таблице 2.
Медицинские сестры расположили свои предпочтения следующим образом. Данные представлены в таблице 3.
Что изменилось для Вас за годы проведенной реформы
врачи м/с здание АБК
Уровень материального вознаграждения 16,1% 21,6% 10%
Служебный рост, самореализация на работе 37,1% 34,3% 40%
Ничего 46,8% 44% 50%
Таблица 3
Факторы, повышающие производительность труда медицинской сестры
Таблица 2
Факторы, повышающие производительность труда врача
Врачи
1. Стабильный заработок 50%
2. Оплата связанная с результатами труда (дифференцированная заработная плата) 33,9%
3. Признание и одобрение хорошо выполненной работы со стороны руководства 27,4%
4. Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои способности 26%
5. Общение с коллегами, партнерами и клиентами 24,2%
6. Работа, позволяющая думать самостоятельно 23%
7. Хорошие шансы продвижения по службе 19,4%
8. Высокая степень ответственности 17,7%
9. Интересная работа, требующая творческого подхода 15%
10. Сложная и трудная работа 15%
м/с
1. Стабильный заработок 69%
2. Оплата связанная с результатами труда (дифференцированная заработная плата) 47,1%
3. Признание и одобрение хорошо выполненной работы со стороны руководства 34,3%
4. Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои способности 28,4%
5. Общение с коллегами, партнерами и клиентами 22,5%
6. Работа, позволяющая думать самостоятельно 18,6%
7. Хорошие шансы продвижения по службе 16%
8. Интересная работа, требующая творческого подхода 14,7%
9. Высокая степень ответственности 11,7%
10. Сложная и трудная работа 9,8%
Эти три вопроса и ответы на них четко дают понять, что, прежде всего, работника волнует его материальное вознаграждение, признание его заслуг и возможность самореализации на работе. Получается, что решив эти три данные проблемы, мы получим «идеального медицинского работника».
Среди вопросов анкеты были и так называемые открытые вопросы, где работнику самому предоставлялась возможность высказать свои мнения и пожелания. Реформа прошла, а работников по-прежнему волнуют следующие проблемы. Это, прежде всего, дополнительные льготы:
• бесплатное обучение с целью повышения профессионального уровня;
• санаторно-курортное лечение;
• бесплатный проезд в общественном транспорте;
• достойная заработная плата;
• повышение пенсии оперирующим хирургам;
• компенсация расходов сотовой связи;
• денежное вознаграждение в виде премии, увеличение доплат за количество и качество операций, компенсаторно-лечебные выплаты при уходе в отпуск;
• бесплатные медицинские услуги.
Принятое Главой муниципального образования решение о выделении жилья молодым специалистам несколько снизило остроту, но полностью ее не решило. За 2 года удалось привлечь более 30 врачей. Но до сих пор не хватает порядка 40 врачей специалистов, а если учесть, что среди работающих ещё и 58 пенсионеров, то острота проблемы становится гораздо серьезней. В этом году отмечается нехватка и медицинских сестёр, требуется более 50 человек. В такой ситуации необходимо принятие долгосрочной программы по привлечению кадров в здравоохранение района.
Положительным моментом, несомненно является процесс обновления парка медицинского обо-
Таблица 4
Мнение респондентов о ситуации в здравоохранении
В абс. В %
Стала лучше 11 11
Стала хуже 29 29
Все осталось, как было 43 43
Ничего не знаю об этом 18 18
рудования. С 2004 года Министерством финансов РТ в плановом порядке не закладываются средства на приобретение и ремонты. А федеральные средства - только под ПСЦ, и требования МЗ РФ зачастую доходят до того, что даже компьютерный томограф нельзя использовать для других целей. А ведь речь идет не об отсутствии 1-2 аппаратов, которые могла бы купить больница, а 16 аппаратов ИВЛ, 22 мониторов, а это десятки, и даже сотни миллионов рублей. Необходимо срочно, может быть программно, принимать решение по закупу этого оборудования.
Большое внимание было уделено в Программе вопросам аутсорсинга, т.е. передаче несвойственных функций сторонним организациям. Эту идеологию поддерживает и высшее руководство республики. У нас уже более 15 лет это - услуги автотранспорта, прачка, ремонт медтехники, обслуживание лифтов, охрана, к ним добавились услуги центрального стерилизационного отделения и организация питания.
В результате реформы создана объединенная (для стационара и поликлиники) служба контроля качества оказания медицинских услуг, на базе Казанского медицинского университета прошли обучение 2 врача-специалиста.
С 2012 года правительство РФ в корне изменило подходы к оказанию медицинской помощи, передав ещё больше прав самому пациенту. Произошел переход уровня ответственности с муниципального на региональный уровень
Проведенный в апреле 2019 года социологический опрос населения показал следующие результаты отношения населения Нижнекамского муниципального района к проведенной реформе здравоохранения. Опрос был проведен среди 100 человек, выборка квотирована по полу и возрасту.
На вопрос «Как по Вашему мнению изменилась ситуация в здравоохранении Нижнекамска» мнения респондентов распределились следующем образом. Почти 30% опрошенных считают, что ситуация ухудшилась. Данные представлены в таблице 4.
Анализ распределения мнений респондентов относительно того, в чьих интересах проводится реформа здравоохранения носит противоречивый характер. 23% считают, что в интересах обычных нижнекамцев, 77% - в интересах властей.
Важную дополнительную информацию об отношении населения к проводимым реформам здравоохранения дал анализ мнений горожан по вопросу о том, что на их взгляд следует менять в здравоохранении в первую очередь и что так и не изменилось за годы реформы. На вопрос «Как вы считаете, что в здравоохранении Нижнекамска нужно менять в первую очередь?», (можно было дать любое число ответов), ответы распределились в первую очередь. Проблема очередей - это то, что волнует жителей больше всего. Разграничение платных и бесплатных медицинских услуг, а также грубость и равнодушие со стороны медицинского персонала. Данные представлены в таблице 5. (Респонденты отвечали по каждому пункту отдельно).
Таблица 5
Мнения респондентов о первоочередных проблемах здравоохранения
Ответы %
Ликвидировать очереди 67
Строго разграничить платные и бесплатные услуги 54
Количество врачей 73
Обеспечение лекарствами 68
Грубость и равнодушие медицинских работников 70
Затрудняюсь ответить
Таким образом, несмотря на принимаемые управленческие решения (все элементы были описаны в тексте выше), муниципальной власти пока не удалось достичь желаемого результата в попытке реформирования здравоохранения. Главная задача пока не решена, а именно удовлетворение потребностей населения в оказании качественной медицинской помощи.
По-прежнему, ведущей проблемой современного муниципального здравоохранения является: катастрофическая нехватка финансовых ресурсов и неукомплектованность врачебными кадрами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bagaeva I., Iliashenko O., Borremans A. Theoretical and methodological aspects of the competence approach to the evaluation of the organization's personnel // MATEC Web of Conferences. Vol. 193. EDP Sciences, 2018.
2. Bagaeva I., Iliashenko O., Levina A. Strategy for establishment of personnel KPI at health care organization digital transformation // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering Vol. 497. 2019.
3. Филатов В.Б., Кальфа Ю.И., Погорелов Я.Д., Жиля-ева Е.П. Организационные технологии в здравоохранении. М.: НИИ им. Н.А. Семашко, 2016. 108 с.
4. Модернизация здравоохранения: сто советов на актуальные вопросы периода реформ / Под ред. д.э.н., профессора Ф.Н. Кадырова. М.: ИД Менеджер здравоохранения, 2008. 312 с.
REFERENCES
1. Bagaeva I., Iliashenko O., Borremans A. Theoretical and methodological aspects of the competence approach to the evaluation of the organization's personnel. MATEC Web of Conferences. Vol. 193. EDP Sciences, 2018.
2. Bagaeva I., Iliashenko O., Levina A. Strategy for establishment of personnel KPI at health care organization digital transformation. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 497. 2019.
3. Filatov V.B., Kalfa Yu.I., Pogorelov Y.D., Zhilyaev E.P. Organizational Technologies in Health Care. Moskow, Semashko Research Institute, 2016. 108 p. (In Russ.)
4. Health modernization: one hundred tips on topical issues of the reform period, Kadyrov F.N., editors. Moskow, Health Manager, 2008. 312 p. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Багаева Ирина Владимировна,
кандидат политических наук, доцент, доцент Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (921) 845 86 81, e-mail: [email protected]
Ларионова Галина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Нижнекамск, Россия. Тел.: (921) 845 86 81, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Bagaeva Irina Vladimirovna,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Higher School of Management and Business, St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Tel.: (921) 845 86 81, e-mail: [email protected]
Larionova Galina Nikolaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (branch) Kazan National Research Technological University, Nizhnekamsk, Russian Federation. Ph.: (921) 845 86 81, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2019