Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654
http://vestnik.mednet.ru
11.05.2018 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-60-2-9
Куделина О.В., Бразовская Н.Г.
ОЦЕНКА ВОСПРИЯТИЯ ВРАЧАМИ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Томск, Россия
Kudelina O.V., Brazovskaya N.G.
ASSESSMENT OF PHYSICIANS' PERCEPTION OF CHANGES IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF HUMAN RESOURCES OF MEDICAL INSTITUTIONS
Siberian State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Tomsk,
Russia
Контактная информация: Куделина Ольга Владимировна, e-mail: koudelina@ngs.ru Contacts: Kudelina O.V., e-mail: koudelina@ngs.ru Information about authors: Kudelina O., http://orcid.org/0000-0003-2921-3272 Brazovskaya N., http://orcid.org/0000-0002-0706-9735 Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Актуальность. Совершенствование управления трудовыми ресурсами медицинских организаций требует осуществления мероприятий на основе принципов стратегии развития системы здравоохранения.
Цель работы: проанализировать изменения в системе управления трудовыми ресурсами в медицинских организациях Томской области на основе оценки динамики мнения врачей за пятилетний период.
Методы. Проведено сравнение мнения врачей медицинских организаций Томской области в 2012 и 2017 годах по вопросам оценки процессов реформирования здравоохранения, кадровых проблемах, экономических аспектах оказания медицинской помощи населению. Всего анонимно было опрошено 2535 чел. Полученные данные были обработаны при помощи статистических методов с использованием среды статистического анализа R.
Результаты. Изучение мнения респондентов об экономических аспектах деятельности системы здравоохранения позволило выявить, что большая часть опрошенных предпочитает, как и прежде, работать в государственной системе здравоохранения. Доля
Резюме.
работников, не оказывающих платные услуги, увеличилась на всех уровнях примерно до 35%. Практически опрошенных работников областных организаций осведомлены о
территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению: в полном объеме число информированных возросло до 23,0%, по отдельным направлениям - до 53,7% (по сравнению с 2012 г.).
Проблемы кадровой обеспеченности для работников здравоохранения стали стоять более остро - их отметили на 10% работников больше, степень выраженности данной проблематики выше в областных организациях. Степень информированности о происходящих изменениях в системе здравоохранения существенно увеличилась.
Выводы. За пятилетний период информированность врачей о происходящих изменениях в системе здравоохранения и обоснованности территориальной программы государственных гарантий существенно увеличилась. Кадровые проблемы в медицинских организациях, по мнению, респондентов, продолжают оставаться актуальными, особенно, в областных организациях. В федеральных организациях врачи более удовлетворены качеством, как своей работы, так и работой своих руководителей.
Область применения результатов. Необходимо продолжать модернизировать систему управления трудовыми ресурсами медицинских организаций области, обращая внимание на изменения восприятия врачами мероприятий по развитию здравоохранения: совершенствованию механизмов оказания медицинской помощи населению и системы профессиональной подготовки кадров.
Ключевые слова: медицинские организации; модернизация; кадры здравоохранения, управление; организация здравоохранения; непрерывное медицинское образование.
Abstract.
Significance. Improvements in human resources management in medical institutions require implementation of actions based on principles of the healthcare system development strategy.
Purpose. To analyse changes in systems of human resources management in the Tomsk oblast medical institutions based on the assessment of trends in physicians' opinion over five years.
Methods. Comparative analysis of opinions of physicians employed at medical organizations of the Tomsk oblast, collected in 2012 and 2017 has been conducted regarding questions about evaluation of processes of healthcare reforming, human resources issues, and economic aspects of health care delivery. A total of 2535 individuals were anonymously surveyed. The obtained raw data were processed using statistical methods within the R statistical environment.
Results. Analysis of the respondents' opinion on economic aspects of healthcare system performance made it possible to reveal that, in the same way as before, the majority of the respondents prefer to work at the state healthcare system. The share of workers who do not provide paid services increased up to about 35% at all levels.
Almost three fourths of the respondents employed at the oblast institutions are aware of the territorial program of state guarantees for free care delivery: the share of full awareness increased up to 23.0%, partial awareness - to 53.7% (in comparison with 2012).
Issues related to staffing level in healthcare are becoming more important, 10% more employees mentioned this problem. However, the problem intensity is higher at the oblast level institutions. The level of awareness of current changes in the healthcare system has significantly increased.
Conclusions. Over five years, awareness of physicians of current changes in the healthcare system and substantiation of the territorial program of state guarantees have significantly increased.
According to the respondents' opinion, the staffing issues in medical institutions remain relevant, especially at the oblast institutions. In the federal level organizations physicians are more satisfied with both quality of their work and performance of their supervisors.
Scope of application. It is necessary to continue modernization of human resources management system at the oblast level medical institutions, paying attention to changing perception of physicians regarding activities aimed at healthcare development: improvement of care provision to population and system of professional training.
Keywords: medical institutions; modernization; health care workforce; management; organization of healthcare; continuous medical education.
Введение
Столкнувшись с растущими расходами на здравоохранение, правительства стран мира, в том числе и Российской Федерации, осуществляют новые реформы по контролю расходов и улучшению эффективности и качества медицинских услуг, уделяя значимое внимание развитию трудового потенциала. Совершенствование системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения должно быть направлено, прежде всего, на усиление ответственности работников, их заинтересованности в результатах своего труда и в получении новой информации [12], формируя поведение сотрудников, таким образом, чтобы оно отвечало интересам и целям лечебно-профилактического учреждения [20].
В соответствии с программой «Развитие здравоохранения Томской области на 20132022 годы» [5] многие проблемы кадрового обеспечения успешно решаются в Томской области при участии Сибирского государственного медицинского университета, осуществляющего не только подготовку медицинских кадров в соответствии с запросами медицинских организаций области [13], но и исследующего проблемы медицинского сообщества [11, 12].
Цель: проанализировать изменения в системе управления трудовыми ресурсами в медицинских организациях Томской области на основе оценки динамики мнения врачей за пятилетний период.
Методы
Социологический опрос врачей медицинских организаций Томской области был проведен в 2012 [12] и 2017 годах на основании анкеты, включающей в себя следующие группы вопросов: общая оценка процессов реформирования здравоохранения, кадровые проблемы и оплата труда, осведомленность об экономических аспектах оказания медицинской помощи населению. Всего анонимно было опрошено 2535 чел. (1362 чел. в 2012 г. и 1173 чел. тех же организаций в 2017 г., рис. 1). В исследовании приняли участие сотрудники больниц для взрослых и детей, родильных домов и женских консультаций, научно-исследовательских институтов, диспансеров и поликлиник. Доля работников федеральных организаций составила 55,1/48,8% и областных - 44,9/51,2% (2012/2017 соответственно). Учитывая, что в 2014 г. в Томской области произошло объединение муниципального здравоохранения с областным, результаты опроса сотрудников были также объединены. Необходимо отметить, что количество сотрудников в результате оптимизации федеральных медицинских организаций снизилось более, чем в 2 раза (3133 чел. [8] и 1302 [9] чел. в 2012 г. и 2016 г.).
Рис. 1. Дизайн исследования.
Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием среды статистического анализа R. Описание качественных данных выполнялось путем построения таблиц сопряженности с указанием абсолютных и относительных (в процентах) частот встречаемости признаков. Определение статистической значимости различий исследуемых выборок использовали анализ таблиц сопряженности (критерий х2 Пирсона, а также двусторонний точный тест Фишера в случае, если ожидаемое значение, хотя бы в одной ячейке таблицы сопряженности, было меньше 5). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05 (р -достигнутый уровень значимости).
Был проведен анализ мнения работников медицинских организаций здравоохранения по изучаемым вопросам в сравнении попарно между уровнями или внутри уровня в каждый соответствующий год (рис. 1).
Результаты
При изучении возрастных характеристик было обнаружено, что на областном уровне к 2017 г. число врачей в возрасте старше 55 лет стало на 8,0% больше (табл. 1; х2=11,806, р=0,003), в федеральных на 14,5% (табл. 1, х2=47,755, р<0,001).Можно предположить, что такие изменения связаны с процессами реструктуризации в медицинских организациях, в частности, при объедении областных организаций с муниципальными, в которых доля работников в возрасте старше 55 лет превышала на 10% областной и федеральный уровни в 2012 г. [12]. Около половины респондентов медицинских организаций находятся в возрастной категории 35-55 лет, что ниже предыдущих показателей на 4,4% и 11,3% соответственно в областных и федеральных организациях (рис. 2).
Место работы опрошенных на областном уровне практически не изменилось: 67% составили работники стационаров и 33% - поликлиник (табл. 1). В федеральных организациях произошли структурные изменения, сопровождающиеся увеличением числа специалистов первичного звена здравоохранения (х2=4,49, р=0,003 и х2=90,28, р<0,001 соответственно). Доля узких специалистов статистически значимо снизилась и в областных и в федеральных организациях (табл. 1)
Федеральные организации
ОблагтныЕ
|2017
2012
2012
2017
2012
2017
2012
24,1 50,2 25,7
61.4 11,2
24,5
23,1 54,3 16,5
|муж
|жен
|доЗ-5лет И35-55лет ■ сгарше55лет
Рис. 2. Половозрастная характеристика респондентов, %.
Подавляющее большинство респондентов в 2012 г. являлись сертифицированными специалистами (94,9%), 70,3% из которых имели стаж работы более 10 лет [12]. В настоящее время число работников, имеющих сертификат, приблизилось практически к 100% (99,2%) [9], поэтому респондентам было предложено ответить на вопрос о наличии врачебной категории, (вопрос о наличии сертификата был исключен). Количество работников федеральных организаций, имеющих врачебную категорию, оказалось выше на 7,5%, чем областных; 27,3% и 34,8% респондентов (соответственно федеральных и областных организаций) не имели категории. Обращает на себя внимание и то, что аттестованные специалисты активнее участвовали в опросе, поскольку, по официальным статистическим данным, коэффициент аттестации в 2016 г. составил в области 42,4%, снизившись на 9,0% по сравнению с 2012 г. (37,6% и 57,3% в областных и федеральных организациях соответственно) [8, 9].
Таблица 1
Сравнение мнения врачей по уровням управления медицинскими
организациями, %
Вопросы/варианты ответов Областные организации Федеральные организации
2012 2016 различия 2012 2016 различия
Место работы стационар 66,9 66,7 74,2 68,9 Х2=4,5 р-0,034
поликлиника 33,1 33,3 25,8 31,1
Специальность узкий специалист 81,2 73,5 /2-10,1 р=0,001 95,3 78,1 Х2=90,3 р<0,001
врач первичного звена (ВОП, терапевт) 18,8 26,5 4,7 21,9
Должность руководитель 14,4 19,2 /2-4,9 р-0,027 12,9 15,2
специалист 85,6 80,9 87,1 84,8
Частота оказания платных услуг ежедневно 16,5 10,3 Х2=25,0 р<0,001 14,9 12,8
2-3 раза в неделю 15,2 17,3 14,1 13,5
несколько раз в месяц 44,0 37,3 42,3 39,3
не оказываю 24,2 35,2 28,6 34,4
Предпочтительная форма оплаты труда повременная 23,7 10,6 Х2=50,3 р<0,001 15,7 10,1 Х2=9,7 р=0,008
по тарифной сетке 30,1 25,3 34,2 33,9
по индивидуальному трудовому договору 46,2 64,1 50,1 55,9
Предпочтительная система здравоохранения го сударственная 84,6 81,5 88,5 91,1
частная 15,4 18,5 11,5 8,9
Экономическая обоснованность стандартов лечения да 16,7 26,6 Х2=17,6 р<0,001 11,7 19,8 Х2=16,3 р<0,001
нет 83,3 73,4 88,3 80,2
Осведомленность о ТПГГ в полном объеме 18,7 23,0 Х2=29,4 р<0,001 18,0 24,1 Х2=11,8 р=0,003
по отдельным направлениям 43,7 53,7 57,0 48,1
не информированы 37,6 23,3 25,0 27,8
Наличие проблем кадровой обеспеченности да 70,9 80,2 Х2=14,3 р<0,001 41,9 51,9 Х2=13,0 р<0,001
нет 29,1 19,8 58,1 48,1
Наличие кадрового резерва да 29,3 22,0 Х2=14,8 р=0,001 52,7 38,8 Х2=28,5 р<0,001
нет 31,1 28,0 13,7 14,2
не знаю 39,6 50,1 33,6 47,0
Необходимость подготовки специалистов в области экономики здравоохранения да 76,9 66,4 Х2=17,8 р<0,001 64,2 80,1 Х2=39,9 р<0,001
нет 8,7 14,6 12,3 7,0
не знаю 14,4 19,0 23,6 12,9
Необходимость экономических знаний да 79,5 73,5 Х2=6,1 р=0,014 70,3 78,3 Х2=10,8 р=0,001
нет 20,5 26,5 29,7 21,7
Оценка кадров экономического профиля низкий уровень 26,8 21,1 17,0 19,6 Х2=16,6 р<0,001
средний уровень 53,4 57,7 55,8 62,8
высокий уровень 19,8 21,1 27,2 17,7
Оценка качества работы врачей низкий уровень 2,0 2,7 Х2=10,4 р=0,006 0,7 0,9 Х2=8,1 р=0,017
средний уровень 35,2 43,6 39,0 31,5
высокий уровень 62,8 53,7 60,3 67,7
Оценка качества работы руководителей низкий уровень 13,6 10,3 8,1 4,4 Х2=8,4 р=0,014
средний уровень 42,7 45,6 42,9 42,0
высокий уровень 43,7 44,1 49,0 53,7
Степень информированности о происходящих изменениях (реформе) в системе здравоохранения информированы в полном объеме 7,2 7,3 Х2=82,3 р<0,001 10,7 11,7 Х2=89,2 р<0,001
информированы по отдельным направлениям 58,9 80,5 56,1 77,1
не информированы 33,9 12,1 33,3 11,2
Изучение мнения респондентов об экономических аспектах деятельности в системе
здравоохранения позволило выявить, что большая часть опрошенных предпочитает, как и прежде, работать в государственной системе здравоохранения. Однако, если в областных организациях доля предпочитающих частное здравоохранение немного возросла (на 3,1%), то в федеральных, напротив, - снизилась на 2,6% (табл. 1). При этом врачи федеральных организаций в большей степени ориентированы на государственное здравоохранение.
Предпочтительной формой оплаты труды для врачей системы здравоохранения области стал индивидуальный трудовой договор, доля специалистов, предпочитающих такую форму оплаты труда по сравнению с 2012 г., возросла в областных организациях на 17,9%, в федеральных - на 5,8% (х2=50,3, р<0,001 и х2=9,7, р=0,008, соответственно). Повременную оплату труда (по конечному результату) выбрали в 2017 г. на 13,1% и 5,6% респондентов областных и федеральных организаций (табл. 1).
Доля работников, не оказывающих платные услуги, к 2017 г. составила на всех уровнях примерно 35%. Но если частота оказания платных услуг врачами федеральных организаций статистически значимо не изменилась, то на областном уровне число врачей, принимающих участие во внебюджетной деятельности, стало меньше. Так, доля специалистов областных организаций, не принимающих участие во внебюджетной
деятельности, увеличилась на 11,0%, а оказывающих платные услуги ежедневно или несколько раз в месяц -снизилась на 6,2%-6,7% (х2=25,03, р<0,001по сравнению с 2017 г., табл. 1).
Подушевой норматив более 10 тыс. руб. поддерживает подавляющее большинство сотрудников (более 90%). Наиболее правильный диапазон размера подушевого норматива на 2016-2017 гг. (15380,9-15358,7 руб. [15]), выбирали подавляющее большинство врачей областных (77,0%) и федеральных (72,0%) организаций, указывая, что он должен быть более 15 тыс. руб., определяя, таким образом, самую большую сумму из предложенных вариантов ответа.
С экономической обоснованностью стандартов оказания медицинской помощи населению согласились только 26,6% сотрудников областных организаций здравоохранения и 19,8% федеральных, однако это выше на 9,9% и 8,8%, чем в 2012 г. Значительная часть респондентов обоих уровней по-прежнему схожи во мнении о том, что стандарты не имеют должного экономического обоснования (х2=17,6, р<0,001; х2=16,3, р<0,001 соответственно).
Практически 3/4 опрошенных работников областных организаций осведомлены о
территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, где определены нормы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы. В полном объеме число информированных возросло до 23,0%, по отдельным направлениям - до 53,7% (х2=22,4, р<0,001 по сравнению с 2012 г.). В организациях федерального уровня доля не информированных респондентов стала на 2,8% выше, но и доля информированных в полном объеме возросла на 6,1% (табл. 1). В 2012 г. степень информированности областных организаций была ниже, чем федеральных (доля не информированных на областном уровне составляла 37,6% vs 25,0% на федеральном уровне, х2=29,2, р<0,001). В дальнейшем данные различия были нивелированы благодаря расширению функциональных возможностей сайта Департамента здравоохранения и Территориального фонда ОМС области, проведения различных мероприятий по информированию участников медицинского страхования о предоставлении медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
Обнаружена разнонаправленная динамика мнения сотрудников разных уровней здравоохранения о необходимости подготовки специалистов в области экономики здравоохранения. Так, если в 2012 г. 76,9% респондентов областного уровня указывали на необходимость подготовки таких специалистов, то к 2017 г. их доля снизилась до 66,4% (х2=17,75, р<0,001). Среди врачей федеральных организаций эта доля, напротив, возросла на 15,9% (х2=39,88, р<0,001). Обращает на себя внимание тот факт, что число сомневающихся специалистов на федеральным уровне, снизилось почти в 2 раза (1,8), а на областном возросло на 4,6% (х2=29,87, р<0,001, табл. 1).
В таком же аспекте респонденты отвечали и на вопрос о необходимости получения дополнительных экономических знаний. Не нужным для себя разбираться в экономических аспектах оказания медицинской помощи считают 26,5% областных работников, что на 6,0% больше, чем в 2012 г. (х2=6,1, р=0,014). При этом доля врачей федерального уровня, желающих получить экономические знания, наоборот возросла на 8,0% (х2=39,9, р<0,001).
Проблемы кадровой обеспеченности для работников на обоих уровнях управлениях стали стоять более остро - их отметили на 10% врачей больше. Однако степень выраженности данной проблематики выше в областных организациях: в 2012 г. наличие данной проблемы указали 70,9% врачей, к 2017 г. их количество возросло до 80,2% (х2=14,3, р<0,001). В федеральных организациях так на вопрос ответили 41,9% и 51,9%,
соответственно (х2=13,0, р<0,001). Мнение о наличии кадрового резерва разделилось следующим образом: работники федеральных организаций в большей степени осведомлены о формировании кадрового резерва, однако их число снизилась на 13,9%, а доля ничего не знающих о формировании резерва возросла на 13,4% до 47,0% (х2=28,5, р<0,001). В 2017 г. 28,0% областных респондентов утверждают, что кадровый резерв в их организации не готовится, 50,1% испытывают затруднения при ответе, 22,0% сообщают о его наличии. Статистически значимые различия, обнаруженные при сравнении результатов ответов респондентов медицинских организаций области, позволяют предполагать, что информирование врачей о кадровой политике отсутствует, и положение по сравнению с 2012 г. только усугубилось.
Мнение сотрудников областных организаций о качестве работы руководителей практически не изменилось за прошедший пятилетний период. Работники федерального уровня более высоко оценили работу своих руководителей (х2=8,5, р=0,014 в сравнении с 2012 г.). Работу врачей высоко оценили 53,7% работников областных организаций, что хуже по сравнению с предыдущим периодом на 9,1%, что, конечно же, не может не вызывать тревогу, поскольку это самооценка респондентов (х2=10,4, р=0,006). Специалисты федерального уровня качество своей работы стали оценивать еще лучше, если в 2012 г. число врачей, оценивающих уровень своей работы, как высокий, составляло 60,3%, то на момент повторного опроса - 67,7% (х2=8,1, р=0,017).
Уровень профессиональной подготовленности специалистов экономических служб областные работники оценили более критично, доля низких оценок снизилась на 5,7%. Респонденты федерального уровня оценили работу экономистов хуже: если в 2017 г. высокая оценка была отмечена в 27,2%, низкая - в 17%, то в настоящий момент высокая - в 17,7%, низкая - в 19,6% (х2=16,6, р<0,001 по сравнению с 2012 г.) (табл. 1).
Степень информированности о происходящих изменениях в системе здравоохранения (ранее вопрос о реформировании) существенно увеличилась. Доля неинформированных респондентов сократилась практически в 3 раза. Количество специалистов, информированных по отдельным направлениям, в областных организациях увеличилось на 21,6% (х2=82,3, р<0,001), в федеральных - на 21,0% (х2=89,2, р<0,001). Принимая во внимание, что негативное отношение к изменениям в здравоохранении было связано с низкой степенью информированности о них, уместно предположить, что степень заинтересованности и желание разобраться в происходящих изменениях у врачей стало более выражено. К сожалению, в полном объеме информированы об изменениях только 7,3% респондентов областного и 11,7% федерального уровня.
В настоящем опросе респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответа об основных источниках информации, а не предпочтительный ответ, как ранее. Наиболее популярными ответами в областных и федеральных организациях стали средства массовой информации (64,6% vs 82.0%) и рабочие совещания (73.5% vs 80,1%), однако наиболее часто их выбирали в федеральных организациях (х2=45,2, р<0,001 и х2=6,9, р=0,008 соответственно). Официальные документы Минздрава используют в своей деятельности более 50% работников организаций, около 40% - материалы профессиональных сообществ. Пятым - последним источником информации оказались социальные сети, которые в 1,8 раза чаще используют в федеральных организациях (19,6% vs 35,5%, х2=37,1, р<0,001).
Внедряемая в настоящее время система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО) стала неотъемлемой составляющей профессионального самосовершенствования врачей. Положительное отношение к переходу в систему НМФО выразили 28,8% респондентов областных и 28,1% - федеральных
организаций, отрицательное или резко негативное - 50,1% и 58,7%, соответственно. Число врачей, которые не могут определиться, т.к. не знают ничего об этом, оказалось выше на 8,0% на областном уровне (21,1% vs 13,1%). При этом число специалистов, зарегистрировавшихся (в момент опроса) на портале edu.rosminzdrav.ru в федеральных организациях оказалось на 16,5% больше (38,3% vs 21,8%).
Для выявления особенностей лояльности к новой системе повышения квалификации были сформированы две группы сравнения: 1) врачи, вступившие в систему НМФО и прошедшие регистрацию на портале Минздрава (350 чел.); 2) врачи, не имеющие регистрации на образовательном портале (823 чел.).
Наиболее информированными об изменениях в системе здравоохранения оказались врачи, вступившие в систему непрерывного медицинского образования (14,6% vs 7,3%, х2=16,9, р<0,001). Подтвердился факт, что наименее информированы о системе НМФО специалисты, которые там не зарегистрированы (рис. 3). При этом, врачи, работающие в системе непрерывного медицинского образования, демонстрировали «полярные» мнения о переходе к ней: доля респондентов, имеющих положительное мнение составила 36,3%, а резко негативно - 12,9%, в то время как во второй группе сравнения эти доли составляли 25,2% и 7,5%, соответственно (х2=53,0, р<0,001). Установлено, что чаще участвуют в работе различных конференций и семинаров профессиональных сообществ специалисты, вступившие в систему НМФО (88,9% vs 80,0%, х2=13,6, р<0,001). Интересно отметить, что источником информации об изменениях в здравоохранении респонденты, зарегистрированные на портале, на 10,5% чаще называют официальные документы Минздрава и на 16% чаще - социальные сети (х2=35,1, р<0,001 и х2=31,5, р<0,001, соответственно).
не могусказать, не знаю, что это
резко негативное
21.3% *
отрицательное
положительное
3б,3№
не зарегистрированы | зарегистиробаны
Рис. 3. Мнение врачей о переходе к системе НМФО среди зарегистрированных и не зарегистрированных на портале Минздрава (* - р<0,001).
Статистически значимые различия отсутствуют при сравнении ответов, характеризующих традиционные способы информирования:
• повышение квалификации путем самостоятельного изучения литературы (около 80% в обеих группах),
• ознакомление с происходящими изменениями в сети Интернет и СМИ (около 75%);
• рабочие совещания в организации (около 77%).
Обсуждение
В результате проведенного исследования выяснилось, что число респондентов, мужчин и женщин, работающих в областных или федеральных организациях, не изменилось, а вот доля лиц старше 55 лет возросла за прошедший пятилетний период. Доля узких специалистов статистически значимо снизилась, как в областных, так и в федеральных организациях, что обусловлено реструктуризацией здравоохранения области в последние годы [9]. Однако, по мнению ученых, вполне оправданное для системы здравоохранения частичное перемещение медицинской помощи из стационаров в амбулаторное звено и превращение стационаров в центры оказания сложной и высокотехнологичной помощи в значительной степени тормозятся слабым кадровым обеспечением [17].
Проблемы кадровой обеспеченности для работников здравоохранения стали стоять более остро - их отметили на 10% врачей больше, при этом степень выраженности данной проблематики выше в областных организациях. Доля лиц, предпочитающих работать по индивидуальному трудовому договору существенно возросла в 2017 г. (в 2,7 и 3,6 раза соответственно в областных и федеральных организациях), хотя в 2012 г. наиболее популярной формой оплаты труда была «тарифная сетка». В то же время число врачей, не оказывающих платные медицинские услуги, несколько увеличилось, особенно в областных организациях. Нельзя не отметить, что для улучшения ситуации с оплатой труда Минздрав России разработал программу повышения заработной платы работников здравоохранения, во всех медицинских организациях были составлены дорожные карты. Так, например, за период 2012-2015 гг. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника возросла на 40,8%, составив 29945,9 руб. [6] и была выше, чем по Российской Федерации и Сибирскому Федеральному округу, однако по отношению к заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, составляет только 81,3% [7].
Сибурина Т.А. отмечает, что порочна сама по себе структура заработной платы с приоритетом стимулирующих выплат [19]. При этом международные подходы (даже самые эффективные) не могут быть положены на отечественные реалии функционирования системы здравоохранения, необходима адаптация стратегии развития здравоохранения России, в которую целесообразно включать и методы управления развитием трудового потенциала медицинских работников с учетом региональных особенностей и социально-экономических проблем, стоящих на современном этапе [10].
Доля врачей, поддерживающих экономическую обоснованность стандартов лечения, возросла в пределах 10% (на 9,9% и 8,7% в областных и федеральных организациях соответственно), при этом доля сомневающихся в их обоснованности составила 73,4% в областных организациях и 80,2% в федеральных (табл. 1). По результатам опроса 539 врачей, работающих в государственных организациях здравоохранения Российской Федерации, где реализуются федеральные медицинские стандарты, установлено, что только 37,2% высоко оценили качество стандартов (на 4 и 5 баллов). Среди причин плохого соответствия медицинской помощи федеральным стандартам были определены: нехватка финансовых ресурсов для приобретения лекарств и реактивов, недостаточное качество стандартов, нехватка оборудования и помещений, а также 60,4% врачей указали, что уровень их квалификации недостаточен для работы по стандарту [3]. Так, например, врачи областных организаций Томской области оценили уровень качества своей работы, как «высокий» на 9,0% меньше, чем в 2012 г. (табл. 1). А вот доля врачей в федеральных организациях, оценивающих свой уровень работы, как и уровень работы руководителей высоким, напротив несколько возросла.
В одном из социологических исследований более половины (56%) главных врачей указали на несоответствие между тем, как рассчитываются нормативы, и реальными
затратами учреждений (26% охарактеризовали ситуацию как «полностью не соответствует» и еще 30% — как «скорее не соответствует»). Аналогично — в отношении нормативов: полностью либо скорее не соответствующим потребностям учреждений его сочли две трети руководителей медицинских организаций [1]. Лишь 37% главных врачей полагали, что медицинское сообщество имеет возможность влиять на принятие решений, серьезно сказывающихся на условиях работы отрасли, но и из них большинство (62% респондентов) были вынуждены признать, что их мнение, если и учитывается структурами управления, то в «очень слабой степени» [1].
Предполагаемый размер подушевого норматива врачи медицинских организаций области выбирают правильно, что указывает на достаточную осведомленность об экономических аспектах деятельности здравоохранения. Доля респондентов, информированных о Территориальной программе государственных гарантий статистически значимо возросла, как «в полном объеме», так и «по отдельным направлениям», но около четверти специалистов в 2017 г. считают себя не информированными (23,3% и 27,8% соответственно в областных и федеральных организациях, табл. 1).
Врачи федеральных организаций в большей степени заинтересованы в получении экономических знаний, их доля составила 78,3% (табл. 1). Распространение рыночных механизмов в сфере здравоохранения сформировало условия для развития конкуренции между медицинскими работниками, привело к изменению системы мотивации через управление профессиональной конкурентоспособностью, а также к встраиванию в систему социально-трудовых отношений новых технологий и форм деятельности, усилению научной составляющей труда медицинских работников [4].
Рассматривая проблемы организации здравоохранения с точки зрения управления трудовыми ресурсами, необходимо пристальное внимание уделять вопросам повышения квалификации с учетом мнения самих сотрудников. В нашей системе образования принято считать проблему своего обучения и усовершенствования прежде всего проблемой государства, и в меньшей степени - собственной проблемой и ответственностью, результатом чего является в том числе и неприятие системы непрерывного образования и оплаты обучения. Например, в исследовании Богаческой С.А., отмечено, что на потребность в новой информации по диагностике и лечению болезней системы кровообращения указывают более 85% врачей, а более четверти из них (не менее 27%), испытывая эту потребность, не предпринимают активных мер к получению информации и новых знаний [2]. При выявлении источников информации о качестве медицинской помощи среди врачей двух крупных многопрофильных больниц было установлено, что среди врачей существенно выше доля лиц, получавших знания о КМП на курсах повышения квалификации, а не на больничных конференциях или при чтении специальной литературы [16].
Одним из важных нововведений в системе здравоохранения, направленных на совершенствование системы управления трудовыми ресурсами, повышения из профессионализма, стала система непрерывного медицинского образования. Около 30% респондентов организаций здравоохранения Томской области выразили положительное отношение к переходу в систему НМФО. Лица, вступившие в НМФО, чаще используют официальные документы Минздрава, профессиональных сообществ, что помогает им формировать мнение, основанное на достоверной информации. При этом социальные сети, являющиеся для них привычным инструментом общения, вероятно, могут вносить позитивный вклад в создание благоприятного отношения к изменениям в системе здравоохранения. Однако стоит учитывать, что Интернет и СМИ, приобретающие в настоящее время важное значение, не всегда мотивируют врачей морально, поскольку преподносят в ряде случаев факты оказания медицинской помощи преимущественно с
позиции журналистов, адвокатов и конкурентов, а не врачебного сообщества, чаще представляя общественности неудачные результаты сложных случаев лечения [18].
ВОЗ обращает внимание, что социальные сети все чаще используются медицинскими работниками для научно-исследовательской работы, согласования деятельности и обсуждения вопросов лечения, политики и управления. Благодаря сетевому общению друг с другом врачи могут умножать свои знания и содействовать более быстрому внедрению передовых клинических методов, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности лечения. Участие работников здравоохранения в социальных сетях может иметь этические и политические последствия, которые важно понимать и соответствующим образом учитывать [14]. 81% государств-членов сообщили, что медицинские организации используют социальные сети для распространения сообщений по вопросам здоровья как часть кампаний в сфере здравоохранения, но только лишь 14% государств-членов имеют национальную политику или стратегию по использованию социальных сетей в здравоохранении [14].
Выводы
За пятилетний период информированность врачей о происходящих изменениях в системе здравоохранения существенно увеличилась - доля неинформированных специалистов снизилась практически в 3 раза.
Врачи стали лучше понимать основы территориальной программы государственных гарантий и более адекватно оценивать экономическую обоснованность стандартов оказания медицинской помощи.
Кадровые проблемы в медицинских организациях, по мнению респондентов, продолжают оставаться актуальными.
Более остро кадровые проблемы стоят в областных организациях, в которых снизилась доля респондентов, оценивающих качество своей деятельности, как высокое.
В федеральных организациях врачи более удовлетворены качеством, как своей работы, так и работой своих руководителей.
Дальнейшее совершенствование системы управления трудовыми ресурсами медицинских организаций области должно строиться с учетом уровня оказания медицинской помощи населению и мнения врачей по актуальным аспектам деятельности системы здравоохранения.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Список литературы
1. Александрова О.А. Реформа бюджетных учреждений: мнение пациентов и врачей. Гуманитарные науки. Вестник финансового университета; 2017; Т. 7. 25(1): 54-63.
2. Богачевская С.А. Уровень качества и доступности медицинской помощи при болезнях системы кровообращения в Дальневосточном федеральном округе. Перспективы влияния на него реформы медицинского образования (по данным социологических опросов). Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2017. 54(2) URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/820/30/lang,ru/ (Дата обращения 14 января 2018 г.).
3. Гайнуллина Ю.И., Гундобина А.В., Карпец О.В. Результаты опроса мнения врачей о федеральных стандартах медицинской помощи. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2014; 4 (8): 987.
4. Голотина В.Ю., Чернова О.А. Мультипликативные эффекты развития социально-трудовых отношений в здравоохранении. АНИ: экономика и управление 2017; 6. (1): 58-61.
5. Государственная программа «Развитие здравоохранения Томской области на 2013-2022 годы» [Интернет] 2013. URL: https://tomsk.gov.ru/gosudarstvennye-programmy-dejstvujuschie-do-31122014-goda (Дата обращения 14 января 2018 г.).
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система. (ЕМИСС). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций.URL: https://fedstat.ru/indicator/33433 (Дата обращения 14 ноября 2017 г.).
7. Единая межведомственная информационно-статистическая система. (ЕМИСС). Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона URL: https://fedstat.ru/indicator/43205 (Дата обращения 14 ноября 2017 г.).
8. Здравоохранение Томской области в 2012 году. Статистический сборник. Томск: ОГБУЗ «Бюро медицинской статистики»; 2013. 73 с.
9. Здравоохранение Томской области в 2016 году. Статистический сборник. Томск: ОГБУЗ «Бюро медицинской статистики»; 2017. 79 с.
10.Зюкин Д.А., Беляев С.А. Оптимизация системы управления медицинскими кадрами региона. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2016;11(6): 1145-1148.
11.Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Хомяков К.В., Пименов И.Д., Загромова Т.А., Балаганская М.А. Профессиональное выгорание у врачей Российской Федерации на модели Томскойобласти. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2017; 55(3). URL:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/833/30/lang,ru/ (Дата обращения 14 января 2018 г.).
12.Куделина О.В., Бразовская Н.Г. Совершенствование системы управления трудовыми ресурсами медицинских организаций. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2016; 52(6). URL:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/796/30/langjru/ (Дата обращения 14 января 2018 г.).
13.Куделина О.В., Хлынин С.М. Модернизация системы медицинского образования и кадрового обеспечения в Томской области. Проблемы управления здравоохранением 2011; (5): 43-46.
14.От инноваций к внедрению. Электронное здравоохранение в Европейском регионе ВОЗ. ВОЗ, Копенгаген, 2016. 121 с.
15.Официальный интернет-портал Администрации Томской области URL: https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/17486;
URL:https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/25347 (Дата обращения 14 ноября 2017 г.).
16.Погосян С.Г., Орлова А.Е., Тептин С.Е. Анализ мнения врачей об их профессиональной подготовленности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2014;(1): 33-35.
17.Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / рук. авт. колл. С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 84 с.
18.Семина Т.В. Управление трудовыми ресурсами здравоохранения путем переориентации социальных норм поведения его персонала. Труд и социальные отношения 2013; (7): 3-6.
19.Сибурина Т.А. Мобилизация творческого потенциала врачебных кадров -стратегическое направление кадровой политики в здравоохранении. Социальные
аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2016; 50(4).URL: http://vestmk.mednet.m/content/view/769/30/(fl,aTa обращения 14 ноября 2017 г.).
20.Хрупалов А.А. Обоснование концептуальных подходов гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2014. 35(1). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/540/30/lang,ru/ (Дата обращения 14 января 2018 г.).
References
1. Aleksandrova O.A. Reforma byudzhetnykh uchrezhdeniy: mnenie patsientov i vrachey [The reform of budgetary institutions: views of patients and doctors]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta 2017; 7. 25(1): 54-63. (In Russian).
2. Bogachevskaya S.A. Uroven' kachestva i dostupnosti meditsinskoy pomoshchi pri boleznyakh sistemy krovoobrashcheniya v Dal'nevostochnom federal'nom okruge. Perspektivy vliyaniya na nego reformy meditsinskogo obrazovaniya (po dannym sotsiologicheskikh oprosov) [Quality and accessibility of medical care for patients with circulatory system diseases in the Far East Federal District. Prospects for the impact of the reforms of medical education (according to sociological surveys)]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2017 [cited 2018 Jan 14]; 54(2). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/820/30/langjru/ (In Russian).
3. Gaynullina Yu.I., Gundobina A.V., Karpets O.V. Rezul'taty oprosa mneniya vrachey o federal'nykh standartakh meditsinskoy pomoshchi [The results of survey among doctors about the federal standards of health care]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy 2014; 4(8): 987. (In Russian).
4. Golotina V.Yu., Chernova O.A. Mul'tiplikativnye effekty razvitiya sotsial'no-trudovykh otnosheniy v zdravookhranenii [Multiplicative effect of development of social and labor relations in public health]. ANI: ekonomika i upravlenie 2017; 6(1): 58-61. (In Russian).
5. Gosudarstvennaya programma «Razvitie zdravookhraneniya Tomskoy oblasti na 2013-2022 gody» ["Healthcare development of Tomsk region for 2013-2022", the government program]]. Ofitsial'nyy sayt Administratsii Tomskoy oblasti [Online]. 2013 [cited 2018 Jan 14]. Available from: https://tomsk.gov.ru/gosudarstvennye-programmy-dejstvujuschie-do-31122014-goda (In Russian).
6. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata na odnogo rabotnika po polnomu krugu organizatsiy [Average monthly nominal wages per one employee for a full range of organizations]. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema (EMISC). [Online] [cited 2017 Nov 14]. Available from: https://fedstat.ru/indicator/33433 (In Russian).
7. Otnoshenie srednemesyachnoy nominal'noy nachislennoy zarabotnoy platy rabotnikov gosudarstvennykh (municipal'nykh) uchrezhdeniy zdravookhraneniya k srednemesyachnoy nominal'noy nachislennoy zarabotnoy plate rabotnikov, zanyatykh v sfere ekonomiki regiona [The ratio of average monthly nominal wages of employees engaged at public (municipal) health care facilities to the average monthly nominal wages for employees engaged at regional economic institutions]. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema (EMISC). [Online] [cited 2017 Nov 14]. Available from: https://fedstat.ru/indicator/43205 (In Russian).
8. Zdravookhranenie Tomskoy oblasti v 2012 godu [Healthcare of Tomsk region in 2012]. Statisticheskiy sbornik. Tomsk: OGBUZ «Byuro meditsinskoy statistiki»; 2013. 73 p. (In Russian).
9. Zdravookhranenie Tomskoy oblasti v 2016 godu. [Healthcare of Tomsk region in 2016]. Statisticheskiy sbornik. Tomsk: OGBUZ «Byuro meditsinskoy statistiki»; 2017. 79 p. (In Russian).
10.Zyukin D.A., Belyaev S.A. Optimizatsiya sistemy upravleniya meditsinskimi kadrami regiona [Optimization of human health resources management in the region]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2016; 11(6): 11451148. (In Russian).
11.Kobyakova O.S., Deev I.A., Kulikov E.S., Khomyakov K.V., Pimenov I.D., Zagromova T.A., et al. Professional'noe vygoranie u vrachey Rossiyskoy Federatsii na modeli Tomskoy oblasti [Professional burnout in the doctors of the Russian Federation by the example of Tomsk region]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2017 [cited 2018 Jan 14]; 55(3). Available from:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/833/30/langjru/ (In Russian).
12.Kudelina O.V., Brazovskaya N.G. Sovershenstvovanie sistemy upravleniya trudovymi resursami meditsinskikh organizatsiy [Improvement of human health resource management in health care facility]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2016 [cited 2018 Jan 14]; 52(6). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/796/30/langjru/ (In Russian).
13.Kudelina O.V., Khlynin S.M. Modernizatsiya sistemy meditsinskogo obrazovaniya i kadrovogo obespecheniya v Tomskoy oblasti [Advancing the system of medical education and human resource provision in Tomsk region]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2011; (5): 43-46. (In Russian).
14.Ot innovatsiy k vnedreniyu. Electronnoe zdravookhranenie v Evropeyskom regione VOZ [From innovation to implementation - eHealth in the WHO European Region]. WHO Copenhagen 2016. 99 р. (In Russian).
15.Ofitsial'nyy internet-portal Administratsii Tomskoy oblasti [The official internetportal of the Administration of the Tomsk region]. [Online] [cited 2017 Nov 14]. Available from: https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/17486; https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/25347 (In Russian).
16.Pogosyan S.G., Orlova A.E., Teptin S.E. Analiz mneniya vrachey ob ikh professional'noy podgotovlennosti [Review of the doctors' opinion about their professional training]. Problemy sotsial'noj gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2014; (1): 3335. (In Russian).
17.Rossiyskoe zdravookhranenie v novykh ekonomicheskikh usloviyah: vyzovy i perspektivy [Russian healthcare under new economical conditions: challenges and prospects]. Doklad NIU VShE po problemam razvitiya sistemy zdravookhraneniya. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. 84 p. (In Russian).
18.Semina T.V. Upravlenie trudovymi resursami zdravookhraneniya putem pereorientatsii sotsial'nykh norm povedeniya ego personala [Human health resources management by reorienting the social norms of staff behavior]. Trud i sotsial'nye otnosheniya 2013; (7): 3-6. (In Russian).
19.Siburina T.A. Mobilizatsiya tvorcheskogo potentsiala vrachebnykh kadrov -strategicheskoe napravlenie kadrovoy politiki v zdravookhranenii [Mobilization of the creative potential of the medical staff is a strategic direction of human policy in healthcare]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2016 [cited 2018 Jan 14]; 50(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/769/30/ (In Russian).
20.Khrupalov A.A. Obosnovanie kontseptual'nykh podkhodov gibridnoy modeli motivatsii dlya upravleniya personalom meditsinskikh uchrezhdeniy [Grounds for conceptual approaches to a hybrid motivation model for staff management in health facility]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2014 [cited 2018 Jan 14]; 35(1). Available from: http://vestnik. mednet.ru /content/view/540/30/lang,ru/ (In Russian).
Дата поступления: 19.03.2018