8. Girling, R. AI and the future of design: What will the designer of 2025 look like? - 2022. - URL: https://www.artefactgroup.com/ideas/ai_design_2025
9. Искусственный интеллект в дизайне интерфейсов и генеративный дизайн. - 2021. - URL: https://ux.pub/editorial/iskusstviennyi-intielliekt-v-dizainie-intierfieisov-i-ghienierativnyi-dizain-c9k
10. Искусственный интеллект в дизайне: способна ли машина справиться с творческой работой. - 2022. - URL: https://www.ucraft.ru/blog/iskusstvenniy-intellekt-v-dizayne/
11. Искусственный дизайн-интеллект вместо конструкторов сайтов. - 2019. - URL: medшmxom/@grifer163/Искусственный-дизайн-интеллект-вместо- конструкторов-сайтов-4bb0d58e44ce/
12. Долгая, О.И. Искусственный интеллект и обучение в школе: ответ на современные вызовы. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-obuchenie-v-shkole-otvet-na-sovremennye-vyzovy/viewer
Педагогика
УДК 377
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат исторических наук, доцент Маковецкая Юлия Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (г. Челябинск)
ОТНОШЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z К НОВЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Статья посвящена исследованию отношения поколения Z к новым формам обучения в условиях цифровизации образовательной среды. Цель нашей статьи - выявить отношение поколения Z к новым формам обучения в условиях цифровизации образовательной среды. Проблема обучения поколения центелиалов рассматривается в контексте нейрокогнитивных исследований, психолого-педагогических исследований и исследований посвященных проблемам трансформации образовательного процесса и применению новых форм обучения. Представители поколения Z имеют неограниченные возможности получать и отправлять информацию, с детства имеют доступ к уже сформулированным знаниям, способны к быстрому обучению и быстрой обработке информации, могут мгновенно переключаются с одного вида деятельности на другой. Авторы показывают картину ценностей поколения центелиалов: они редко используют традиционные медиа, с детства пользуются смартфонами и компьютерами, реалистичны из-за взросления, пришедшегося на время рецессий, более скрытны и осторожны, пробуют себя во множестве сфер, получают разнообразные навыки и знания. В статье приводятся результаты исследования отношения поколения Z к новым формам обучения. В исследовании приняли участие 406 школьников 9-11 классов средних общеобразовательных школ г. Челябинска. Авторы делают вывод о том, что поколение Z выбирает для себя обучение в классе при непосредственном контакте с учителем и одноклассниками, но, тем не менее, для получения дополнительных знаний учащиеся выбирают онлайн-обучение.
Ключевые слова: поколение Z, образовательный процесс, цифровизация образовательной среды, формы обучения, онлайн-обучение.
Annotation. The article is devoted to the study of the attitude of generation Z to new forms of learning in the conditions of digitalization of the educational environment. The purpose of our article is to reveal the attitude of generation Z to new forms of learning in the conditions of digitalization of the educational environment. The problem of teaching the centennial generation is considered in the context of neurocognitive research, psychological and pedagogical research and research on the problems of transformation of the educational process and the use of new forms of learning. Representatives of generation Z have unlimited opportunities to receive and send information, have access to already formulated knowledge since childhood, are capable of rapid learning and rapid processing of information, can instantly switch from one type of activity to another. The authors show a picture of the values of the centennial generation: they rarely use traditional media, have been using smartphones and computers since childhood, are realistic because of growing up during recessions, are more secretive and cautious, try themselves in a variety of fields, get a variety of skills and knowledge. The article presents the results of a study of the attitude of generation Z to new forms of learning. The study involved 406 schoolchildren of grades 9-11 of secondary schools in Chelyabinsk. The authors conclude that generation Z chooses to study in the classroom with direct contact with the teacher and classmates, but, nevertheless, students choose online learning to gain additional knowledge.
Key words: generation Z, educational process, digitalization of the educational environment, forms of education, online learning.
Введение. Быстро меняющийся мир детерминирует существенные изменения в образовании. Форсайт-проект «Образование 2030» обозначает ситуацию «цифровые дети - нецифровые учителя». Эта ситуация объясняется Г. Смоллом [10]: поколение Z - это «аборигены цифрового мира», а все остальные поколения - «цифровые иммигранты».
Изучению особенностей поколения Z сегодня посвящено большое количество научных исследований. Нас будут интересовать три группы таких исследований. Первая группа - нейрокогнитивные исследования нейронной активности и познавательных способностей человека, которые детерминируют его познавательное поведение. Как показывают исследования Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой и Е.Ю. Зотовой [8], А.В. Голубинской [3], представители этого поколения выбирают активные просоциальные роли своего поведения в Интернете.
Вторая группа - психолого-педагогические исследования. Н.Н. Нечаев и Е.Е. Дурнева [6] отмечают, что в современном мире атрибуты цифровой реальности (компьютеры, гаджеты) способствуют развитию «цифрового поколения», которое необходимо исследовать естественно-научными методами для подтверждения их особенностей, связанных с глобальной цифровизацией мира.
Третья группа исследований посвящена проблемам трансформации образовательного процесса и применению новых форм обучения. Н.В. Тамарская [7] изучает концепции и технологии обучения, учитывающие особенности поколения Z. О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк [2] развивают концепцию педагогики индивидуальности. Л.В. Байбородова, Т.Н. Гущина, В.Н. Белкина и М.В. Груздев [1] предлагает использовать субъектно-ориентированную технологию.
Цель нашей статьи - выявить отношение поколения Z к новым формам обучения в условиях цифровизации образовательной среды.
Изложение основного материала статьи. Поколение мы понимаем как группу людей, которые родились в определенный временной период, испытали влияние одних и тех же исторических событий, характеризуются одними и теми же особенностями воспитания, имеют похожие ценности. Важно, что эти ценности детерминируют поведение представителей конкретного поколения, а именно: обучение, общение, способы решения конфликтов, мотивацию и целеполагание. Наличие общих ценностей у большинства людей, родившихся в определенное время, послужило основанием для выделения типов поколений.
В «теории поколений» Н. Хоува и В. Штрауса выделяются определенные периоды в истории, в которые большинство людей имеют сходные ценности. Е. Шамис и А. Антипов [9] адаптировали эту теорию к российской действительности.
Для нашего исследования мы выбрали поколение, родившееся в цифровую эпоху и вступающее в активной жизни. Это «поколение Z» (родились в период с 2000 г. по настоящее время). Представители этого поколения имеют неограниченные возможности получать и отправлять информацию, с детства имеют доступ к уже сформулированным знаниям, способны к быстрому обучению и быстрой обработке информации, могут мгновенно переключаются с одного вида деятельности на другой. Существование в условиях избыточной информации, умение найти и интерпретировать её в соответствии с ситуацией сформировали у поколения Z уверенность в себе, настойчивость и самостоятельность. Еще одна характеристика поколения Z является - это преобладание партнерских, дружеских отношений с педагогами.
Систему ценностей «поколения Z» или «центелиалов» можно охарактеризовать следующим образом:
1. Они родились, когда технологии стали использовать повсеместно, поэтому они редко используют традиционные медиа. С детства пользуются смартфонами и компьютерами;
2. В целом реалистичны из-за взросления, пришедшегося на время рецессий;
3. Более скрытны и осторожны;
4. В целом заинтересованы в смене работ; приоритет — попробовать себя во множестве сфер, получить разнообразные навыки и знания;
5. Пьют алкоголь и употребляют наркотики в меньших количествах, чем предыдущие поколения;
6. Страдают от депрессии и стресса сильнее, чем предыдущие поколения;
7. Начинают зарабатывать в подростковом возрасте через социальные сети, многие начинают карьеру ещё в школе, но при этом тратят меньше денег, чем их родители;
8. Придерживаются либеральные взгляды, голосуют за демократов, поддерживают однополые браки, гендерное равенство и права трансгендеров;
9. Хотят сами определять, сколько будут работать (гибкий рабочий график);
10. Обеспокоены изменением климата.
Сложились следующие стереотипы о поколении: они зависимы от технологий, редко общаются вживую, чувствительны, иронично шутят о своём самоубийстве, не верят в будущее.
Новое поколение требует и нового стиля обучения и новых форм обучения. Дж. Коатс [5] выделяет следующие черты стиля общения и обучения нового поколения, адекватного вызовам современности:
1. Структурирование учебного процесса;
2. Обязательная «обратная связь»;
3. «Яркость и зримость» учебного материала, объединяющего в себе традиционные инструменты (доска, мел, маркеры) и новые технологии обучения (современные мультимедийные средства);
4. Использование простых для восприятия текстов, структура которых должна соответствовать их содержанию, а ключевые пункты - выделены визуально;
5. Точная, универсальная, доступная, оптимистичная подача учебного материала;
6. Эффективное использование времени (тайм-менеджмент);
7. Сужение сферы клипового мышления за счет использования технологии развития критического мышления и различных приемов работы с текстом.
Обучение современных школьников должно быть направлено на формирование у них нового набора компетенций, которые можно обозначить формулой «4 К»: креативность, коллаборация, критическое мышление, коммуникация [4].
Нами было проведено исследование отношения поколения Z к новым формам обучения.
Для проведения исследования был разработана анкета, распространенная при помощи Google Forms. В исследовании приняли участие 406 школьников 9-11 классов средних общеобразовательных школ г. Челябинска.
Тип выборки - стихийная. Контур выборки образуют зарегистрированные пользователи, проявившие интерес к данному интернет-опросу. Механизм отбора респондентов - self-selection.
В результате проведенного опроса были получены следующие результаты.
Проанализировав ответы респондентов на первый вопрос, связанный с предпочтением формы обучения, мы можем сделать выводы о том, что большинство ответивших выбирают урок в школе. Об этом свидетельствует максимальное количество положительных ответов на данный вопрос - 72,3% респондентов. Онлайн-урок урок выбрали 27,7% опрошеных.
Ответы на вопрос «Каким образом большую часть времени вы обучаетесь?» распределились так: «в классе» ответили 65,5% респондентов, «онлайн» - 34,5%. Соответственно можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных большую часть своего времени тратят на обучение в классе.
Ответы на вопрос «Испытываете ли вы потребность в получении новых знаний (не предусмотренных школьной программой)?» распределились следующим образом: «да» - 74%, «нет» - 26%, что связано, вероятно, с тем, что респонденты обучаются в выпускных старших классах и имеют потребность в дополнительных знаниях при подготовке к ОГЭ (основному государственному экзамену) и ЕГЭ (единому государственному экзамену). При этом, большая часть опрошенных, а именно 76,4% ответили, что для получения дополнительных знаний предпочтут онлайн-обучение.
Рассмотрев результаты ответов на четвертый вопрос о том, что является для вас преимуществом при выборе онлайн-обучения, мы пришли к выводу, что большинство респондентов (59%) назвали возможность обучения в любое время из любой точки мира и экономию времени (30%).
Ответы на вопрос «Считаете ли вы, что в будущем традиционная система обучения будет не актуальна и ее место займет онлайн-обучение?» показали, что большинство респондентов (76%) считают, что традиционная система обучения сохранится.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что данная категория респондентов выбирает для себя обучение в классе при непосредственном контакте с учителем и одноклассниками, но, тем не менее, для получения дополнительных знаний учащиеся выбирают онлайн-обучение.
Выводы. Поколение Z как «поколение цифры» требует качественно нового подхода в обучении. Перспективы нашего исследования мы видим в анализе форм обучения, применимых в условиях современного образовательного процесса.
Литература:
1. Байбородова, Л.В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л.В. Байбородова, Т.Н. Гущина, В.Н. Белкина, М.В. Груздев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Том 8. - № 5. - С. 7-21
2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк; Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
3. Голубинская, А.В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А.В. Голубинская // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 161-167
4. Киуру, К.В. Креативность, коллаборация, критическое мышление, коммуникация как индикаторы вовлеченности студента в процесс обучения / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 1. - С. 151-155
5. Коатс, Дж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л.Е. Колбачева. - М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. - 213 с.
6. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45
7. Тамарская, Н.В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z / Н.В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5 (110). - С. 51-57
8. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд. Развития Интернет, 2013. - 144 с.
9. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. - URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения 19.10.2022).
10. Small, G. Meet your iBrain / G. Small, G. Vorgan // Scientific American Mind. - 2008. - Vol. 19. - № 5. - P. 40-49
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №9 Г. ЛЕСОСИБИРСКА»)
Аннотация. ФГОС начального общего образования ставит перед начальной школой новые цели. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социальной активности [4]. Тем самым, стандарт определяет актуальность выбранной нами темы. При высоком уровне развития социальной активности люди включаются в деятельность, которая проявляется в общественно-полезном результате. В нашей статье мы рассмотрим, каким образом включение участников образовательного процесса в волонтерскую деятельность влияет на их уровень социальной активности. Дадим понятие социальной активности, волонтерской деятельности и волонтеру. Приведем примеры разнообразных видов волонтерской деятельности, которая осуществляется в условиях образовательного учреждения (МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирск») и за ее пределами. Опишем, к каким личностным изменениям приводит занятие волонтерской деятельности. Актуализируем данные и изложим 5 видов безвозмездной помощи, которые реализуются в МБОУ СОШ №9 в последние годы.
Ключевые слова: социальная активность, волонтерская деятельность, волонтер, учащиеся, образовательное учреждение.
Annotation. The Federal State Educational Standard for Primary General Education sets new goals for primary schools. One of the features of this standard is the presentation of serious requirements not only to the subject results of students, but also to the personal results of mastering the basic educational program of primary general education. One of the main goals of primary school education is the socialization of the child, and one of the indicators of the child's socialization is the level of his social activity [4]. Thus, the standard determines the relevance of the topic we have chosen. In our article, we will look at how the inclusion of participants in the educational process in volunteer activities affects their level of social activity. Let's give the concept of social activity, volunteer activity and the volunteer. Here are examples of various types of volunteer activities that are carried out in the conditions of an educational institution (MBOU "Secondary school No. 9 Lesosibirsk") and beyond. Let's describe to what personal changes the occupation of volunteer activity leads. We update the data and describe 5 types of gratuitous assistance that have been implemented in MBOU Secondary School No. 9 in recent years.
Key words: social activity, volunteer activity, volunteer, students, educational institution.
Введение. Особенности явления социальной активности, как полезной деятельности человека, изучали следующие мыслители: Ю.В. Колесников, В.З. Коган, Н.В. Савин. Волонтерская деятельность в нашей статье выступает в качестве одного из проявлений видов социальной активности. Е.Г. Чумак, Е.Р. Комлева занимались изучением особенностей проявления волонтерской деятельности.
По мнению, Ю.В. Колесникова, социальная активность (СА) - целенаправленная деятельность человека, предполагающая преобразование внешней среды и формирования в ней общественно одобряемых качеств (активной жизненной позиции, способности к самоорганизации); характеристика деятельности, показывающая на что способны социальные возможности человека (его знаний, навыков, способностей и умений) [5]. Мы предлагаем рассмотреть, как через включения школьников в волонтерскую деятельность происходит влияние на их уровень С.А. Волонтерская деятельность (ВД) - это многообразие видов деятельности, предполагающие действия взаимопомощи и самопомощи,