Научная статья на тему 'Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения z'

Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВУЗА / ПОКОЛЕНИЕ Z / БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ADVANCED TRAINING / UNIVERSITY FACULTY / GENERATION Z / FUTURE OF EDUCATION / LEARNING TECHNOLOGIES / TUTOR POSITION OF THE TEACHER / SUBJECT-SUBJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамарская Нина Васильевна

В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, учитывающие важнейшие тенденции совершенствования современного образовательного процесса. В качестве одной из ведущих признается тенденция ориентации на будущее образования, в связи с чем существенно меняется роль преподавателя. Не менее важной является тенденция, учитывающая тот факт, что поколение Z, так называемое «цифровое поколение», имеет существенные когнитивно-психологические и социально-педагогические особенности, по сравнению с другими поколениями. Приведены исследования поколения Z, характеризующие его как «цифровое поколение», научные теории, детерминирующие исследование поколения Z естественно-научными методами, для подтверждения важности учета поколенческой теории в совершенствовании образовательного процесса. Исследуется отношение профессорско-преподавательского состава инженерного вуза к будущему образования и поколению Z, изучается уровень знаний педагогов о направлениях развития образования, особенностях поколения Z, владение ими современными теоретическими представлениями об изменениях образовательного процесса, которые основываются на современных тенденциях. Рассматриваются современные образовательные технологии, учитывающие будущее образования и особенности поколения Z. Актуализируется роль субъект-субъектного подхода в повышении качества образования и установлении партнерских отношений с обучающимися. Исследованы особенности организации учебного процесса по подготовке преподавателей к обучению поколения Z, которые определяются тем, что приоритетно используются формы и методы работы, комплементарные изучаемым особенностям поколения Z; активизируется процесс саморазвития преподавателей для более успешного освоения содержания подготовки; максимально эффективно используются рефлексивные возможности интерактивных методов; результативность обучения определяется не только осознанием, но и принятием особенностей поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities in training of University faculty to training the generation Z

The article considers modern approaches to advanced training of the university faculty, taking into account the most important trends of improving the modern educational process. The trend towards the future of education is recognized as a leading factor, and the role of the teacher is changing significantly. The trend is important that takes into account the fact that Generation Z, the so-called, «digital generation», has substantial cognitive-psychological and socio-pedagogical features compared to other generations. Here are presented researches of the generation Z, characterizing it as a «digital generation», scientific theories, determining the study of the generation Z by natural-scientific methods to confirm the importance of taking into account the generational theory in the improvement of the educational process. The attitude of the engineering university faculty to the future of education and generation Z is studied, the level of teachers’ knowledge about the directions of education development, peculiarities of the generation Z, how they are skillful in modern theoretical ideas about changes in the educational process, which are based on modern trends. Modern educational technologies are considered, taking into account the future of education and the peculiarities of the generation Z. The role of the subject-subject approach is updated in improving the quality of education and establishing partnership with students. The peculiarities of the educational process organization in training of teachers for the training of the generation Z have been studied, which are determined by the fact that the forms and methods of work complementary to the studied features of the generation Z are used as a priority; the process of teachers’ self-development is being intensified for better learning the content of the training; reflexive possibilities of interactive methods are used to maximum effect; learning effectiveness is determined not only by awareness, but also by acceptance of the generation Z features.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения z»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10522

УДК 37

Н. В. Тамарская https://orcid.org/0000-0002-5012-8980

Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z

В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, учитывающие важнейшие тенденции совершенствования современного образовательного процесса. В качестве одной из ведущих признается тенденция ориентации на будущее образования, в связи с чем существенно меняется роль преподавателя. Не менее важной является тенденция, учитывающая тот факт, что поколение Z, так называемое «цифровое поколение», имеет существенные когнитивно-психологические и социально-педагогические особенности, по сравнению с другими поколениями. Приведены исследования поколения Z, характеризующие его как «цифровое поколение», научные теории, детерминирующие исследование поколения Z естественно-научными методами, для подтверждения важности учета поколенческой теории в совершенствовании образовательного процесса. Исследуется отношение профессорско-преподавательского состава инженерного вуза к будущему образования и поколению Z, изучается уровень знаний педагогов о направлениях развития образования, особенностях поколения Z, владение ими современными теоретическими представлениями об изменениях образовательного процесса, которые основываются на современных тенденциях. Рассматриваются современные образовательные технологии, учитывающие будущее образования и особенности поколения Z. Актуализируется роль субъект-субъектного подхода в повышении качества образования и установлении партнерских отношений с обучающимися. Исследованы особенности организации учебного процесса по подготовке преподавателей к обучению поколения Z, которые определяются тем, что приоритетно используются формы и методы работы, комплементарные изучаемым особенностям поколения Z; активизируется процесс саморазвития преподавателей для более успешного освоения содержания подготовки; максимально эффективно используются рефлексивные возможности интерактивных методов; результативность обучения определяется не только осознанием, но и принятием особенностей поколения Z.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессорско-преподавательский состав вуза, поколение Z, будущее образования, технологии обучения, тьюторская позиция преподавателя, субъект-субъектный подход.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

N. V. Tamarskaya

Peculiarities in training of University faculty to training the generation Z

The article considers modern approaches to advanced training of the university faculty, taking into account the most important trends of improving the modern educational process. The trend towards the future of education is recognized as a leading factor, and the role of the teacher is changing significantly. The trend is important that takes into account the fact that Generation Z, the so-called, «digital generation», has substantial cognitive-psychological and socio-pedagogical features compared to other generations. Here are presented researches of the generation Z, characterizing it as a «digital generation», scientific theories, determining the study of the generation Z by natural-scientific methods to confirm the importance of taking into account the generational theory in the improvement of the educational process. The attitude of the engineering university faculty to the future of education and generation Z is studied, the level of teachers' knowledge about the directions of education development, peculiarities of the generation Z, how they are skillful in modern theoretical ideas about changes in the educational process, which are based on modern trends. Modern

© Тамарская Н. В., 2019

educational technologies are considered, taking into account the future of education and the peculiarities of the generation Z. The role of the subject-subject approach is updated in improving the quality of education and establishing partnership with students. The peculiarities of the educational process organization in training of teachers for the training of the generation Z have been studied, which are determined by the fact that the forms and methods of work complementary to the studied features of the generation Z are used as a priority; the process of teachers' self-development is being intensified for better learning the content of the training; reflexive possibilities of interactive methods are used to maximum effect; learning effectiveness is determined not only by awareness, but also by acceptance of the generation Z features.

Keywords: advanced training, the university faculty, generation Z, future of education, learning technologies, tutor position of the teacher, subject-subject approach.

Быстро меняющийся мир детерминирует существенные изменения в образовании, которые ставят перед профессорско-преподавательским составом вузов задачи по повышению квалификации не только в сфере преподаваемых дисциплин, но, прежде всего, в сфере психолого-педагогических знаний. Ситуация «цифровые дети - нецифровые учителя», обозначенная в форсайт-проекте «Образование 2030», актуальна не только для школьного образования, но и для вузовского, поскольку очевидно, что далеко не все преподаватели владеют компьютерными технологиями, свободно вращаются в виртуальном мире и используют информационные технологии в процессе преподавания дисциплин. Именно поэтому Г. Смолл [20] всем другим поколениям дает определение «цифровые иммигранты», в то время как поколение Z характеризуется им как «аборигены цифрового мира». Данная характеристика - не совсем метафора, поскольку обоснована нейрокогнитивными исследованиями, подтверждающими отличия поколения Z от других поколений. Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова [16] характеризуют новое поколение как активных граждан цифрового мира, поскольку в Интернете они выбирают активные просоциальные роли («творец», «актер», «защитник», «наставник», «посредник») в два раза чаще, чем взрослые.

Какие же исследования характеризуют поколение Z как цифровое поколение и какие научные теории детерминируют исследование поколения Z естественно-научными методами для подтверждения важности учета поколенческой теории в совершенствовании образовательного процесса?

Наиболее существенной отличительной нейрокогнитивной характеристикой является способность поколения Z к быстрому поиску информации, сопровождающемуся отличной от других поколений нейронной активностью. Такую характерную активность зафиксировал профессор Г. Смолл, исследования которого показа-

ли, что в головном мозге детей поколения Z, «родившихся в двух реальностях» (виртуальной и реальной), постоянное использование гаджетов создает новые нейронные пути, что отличает данное поколение от всех других поколений [19].

Российские исследования (Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова) также подтверждают высокую информационную активность современных молодых людей, которые существенно обгоняют своих родителей по частоте использования Интернета: ежедневно Интернет используют 89 % подростков и лишь 53 %, родителей, причем 17 % родителей вообще не пользуются Интернетом. Авторы отмечают, что от 5 до 12 часов и больше ежедневно в будни в Интернете проводит каждый восьмой ребенок, в выходные - каждый четвертый.

Характеристика типов пользователей дает понимание потребностей и мотивов, с которыми школьники обращаются в Интернет. Выделяют пять типов пользователей: «ориентированные на обучение» (29 %), «коммуникаторы» (25 %), «сетевые читатели» (22%), «игроки» (17%), «универсалы» (7%) [16]. Исследование цифровой компетентности подростков выявило тот факт, что наиболее высокой она является у «универсалов», «игроков» и «коммуникаторов». Таким образом, более половины современной молодежи имеет достаточно высокий уровень цифровой компетентности. Представители «цифрового поколения» отметили, что потребность в доступе к Интернету оказывается для них более важной, чем потребность в пище и крове, и занимает в рейтинге второе место после «потребности в родителях».

В 2016 г. Сбербанком и Vаlidata (https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/fil es/pdf/youth_presentatюn.pdf) было проведено социологическое исследование, результатом которого стали тридцать фактов, характеризующих новое поколение. Так, в обозначенном исследовании дается

характеристика поколению Z как «цифровому

поколению» в следующих дефинициях: родились «с кнопкой на пальце», живут в двух реальностях одновременно, концентрируют внимание на 8 секунд, имеют клиповое мышление, постоянно находятся в информационном потоке.

Социологические, педагогические, психологические исследования поколения Ъ (А. Антипов [17], М. Р. Мирошкина [8, 9], В. И. Пищик [11], Е. Шамис [17]) определяют не только соответствующие особенности этого поколения, но и возрастные рамки, согласно которым поколение Ъ - это дети, родившихся после 2000-2003 гг. (для России). Обязательное условие причисления детей к поколению Ъ - воспитание в активной цифровой среде, где гаджеты являются неотъемлемой частью их жизни [13, 15].

Анализ тенденций общественного развития и социально-экономические теории (Ф. Энгельс) показывают, что движение общества сопровождается сменой орудий труда на различных этапах развития человечества. Эволюционный характер изменений орудий труда объясняет особенности современного этапа развития человечества и позволяет утверждать, что в настоящее время свершилась технологическая революция, основой которой являются цифровые технологии и гадже-ты как новые орудия труда, что в целом детерминирует изменения познавательных способностей человека.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л. С. Выготский) говорит о том, что новые культурно-исторические орудия, опосредуюшие деятельность и общение, не могут не влиять на характер высших психических функций человека. В. Д. Нечаев, Е. Е. Дурнева [10] высказывают мнение, что, очевидно, в современном мире новые информационные технологии, компьютеры, гаджеты как атрибуты цифровой реальности способствуют развитию «цифрового поколения», которое необходимо исследовать естественнонаучными методами для подтверждения их особенностей, связанных с глобальной цифровиза-цией мира.

Ученые предполагают, что цифровой мир существенно влияет на развитие современных детей, родившихся с «кнопкой на пальце», и активно исследуют возможности реализации нейроко-гнитивного подхода для установления особенностей поколения Ъ, отличающих его от других поколений. Таким образом, исследование когнитивных процессов, характерных для разных поколений, естественно-научными методами

предоставляет объективную информацию об их различиях [18]. В рамках нейрокогнитивного подхода [3] исследуются нейронная активность и познавательные способности человека, детерминирующие его познавательное поведение.

Приведенные выше исследования, а также целый ряд других исследований позволяют утверждать, что на данный момент педагогическая практика имеет дело с субъектом образовательного процесса, существенно отличающимся от всех предыдущих. Очевидно, что и подходы к обучению поколения Ъ должны учитывать его особенности и адаптироваться к нему.

Исследование, проведенное среди профессорско-преподавательского состава Калининградского государственного технического университета, дает основания говорить о необходимости организации специальной подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению поколения Ъ. Более половины респондентов на вопрос о том, что они знают о поколении Ъ, ответили, что практически ничего, преподаватели пользуются своими наблюдениями и выводами об этом поколении и предполагают, что нужно как-то адаптировать свою педагогическую деятельность к особенностям очевидно меняющихся детей. Девять процентов опрошенных считают, что вообще не стоит выделять данное поколение, так как «конфликт поколений» существовал всегда и «ничего нового в этом поколении нет». Десять процентов преподавателей считают, что это откровенно деградирующее поколение, не способное мыслить, обучать студентов очень трудно, на лекциях они невнимательны, занимаются своими делами, «если не запрещать им пользоваться телефонами, они могут просидеть в них всю лекцию».

Большинство опрошенных преподавателей считают, что все-таки что-то отличает новое поколение от предыдущих, но глубоко этот вопрос не изучали и, соответственно, не слишком меняли свои подходы к преподаванию дисциплины. Некоторые преподаватели в категоричной форме отрицают необходимость изменения системы преподавания, по их мнению, нужно, скорее, подстраивать детей под существующую систему, а не наоборот. Практически все преподаватели считают, что большинство студентов лучше них разбираются в цифровых технологиях, однако применение этих технологий для их предмета может принести больше вреда, чем пользы. Между тем активнее других цифровые технологии, игровые формы и методы педагогической деятельности используют преподаватели-

экономисты и гуманитарии, более консервативными оказываются преподаватели технических дисциплин. Большая осведомленность преподавателей экономики об особенностях поколения Z объясняется тем, что экономисты достаточно активно используют социологические и психологические знания о поколении Z [4, 5, 6]. Две трети преподавателей не смогли назвать компетенции будущего и, соответственно, не формируют их у студентов или формируют неосознанно.

Феномен клипового мышления рассматривается большинством преподавателей с отрицательной стороны, четко суть явления смогли объяснить менее трети, четверть преподавателей считают, что это показатель деградации, и игнорируют эту характеристику, не учитывая ее в своей педагогической деятельности.

Содержание повышения квалификации профессорско-преподавательского состава предполагает как изучение особенностей поколения Z и результатов нейрокогнитивных исследований этого поколения, так и концепций и технологий обучения, адекватных этим особенностям.

С опорой на исследования Сбербанка и Vаli-data (https://www.sberbank.ru/common/

img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf) в процессе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава изучаются особенности поколения Z, связанные с восприятием и обработкой информации («родились с кнопкой на пальце», воспринимают краткую и наглядную информацию, нет долгосрочных трендов); особенности самовосприятия (не могут без социального взаимодействия, уверенность в собственной исключительности, поколение мейнстрима, не видят себя единым поколением, модель постепенного движения к успеху повредилась, отсутствие гендерного равенства); установки и ценности поколения Z (главное - найти свой путь, установка на гедонизм, счастье - это и есть успех, саморазвитие - это модно, жизнь хороша, когда разнообразна, работа должна быть в радость, установка на индивидуализм, страстно хотят признания, модно быть умным, апология семейных ценностей); ожидания поколения Z от будущего (минимальный горизонт планирования, главные ожидания от будущего - комфорт и спокойствие); фрустрации и страхи поколения Z (страх разочаровать родителей, неправильный выбор - это катастрофа, свобода выбора - не помощь, а затруднение, страх «обычной» жизни, страх одиночества и социального несоответствия); особенности поколения Z в отношениях с

родителями (конфликт поколений смазан, взрослые - не безусловный авторитет, центениалов гиперопекают).

Изучение преподавателями особенностей поколения Z дает возможность понять мотивы и потребности современных детей, а также оценить адекватность собственных педагогических действий. В результате изучения модуля «Особенности поколения Z», по мнению преподавателей, они «открыли для себя много нового», «поняли возможные мотивы студентов», отметили, что эта информация дала им уверенность при взаимодействии со студентами и явилась и познавательной, существенно повлияв на их представления о новом поколении. Изучение нейро-когнитивных особенностей поколения Z утвердило преподавателей в мысли о том, что это поколение объективно отличается от предыдущих и требует более внимательного к себе отношения. Преподавателями также изучались концепции и технологии, учитывающие особенности поколения Z (Н. В. Тамарская) [14]. В качестве таких технологий были актуализированы концепция педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк) [2], концепция экзистенциального воспитания (М. И. Рожков) [12], субъектно-ориентированная технология (Л. В. Байбородо-ва), технология гибридного обучения, игровые технологии, квест-технологии, которые нужно знать современному преподавателю, чтобы скорректировать свою педагогическую систему.

Исследование также показало, что лишь одна треть преподавателей имеют представление о том, что сегодня роль преподавателя меняется и все больше уходит от традиционной передачи знаний к тьюторству. Тьюторство востребовано как будущим образования в связи с такой особенностью поколения Z, как ориентация во взаимоотношениях со взрослыми на партнерство. Тьютор - это преподаватель с новыми востребованными функциями, он обладает компетенциями будущего (Л. В. Байбородова) [1].

По мнению Т. М. Ковалевой [7], главная задача тьютора - это работа с принципом индивидуализации и сопровождение в построении учащимся своей индивидуальной образовательной траектории. В системе высшего профессионального образования преподаватель, использующий философию и технологию тьюторства, сопровождает студента в освоении дисциплины, а также работает со смыслами и ценностями, важными для студента. Методологической основой тьюторской позиции

является субъект-субъектный подход, реализация которого обеспечивает возможность

переосмысления своей педагогической роли.

Особенности организации учебного процесса по подготовке преподавателей к обучению поколения Z определяются тем, что приоритетно используются формы и методы работы, комплементарные изучаемым особенностям поколения Z; активизируется процесс саморазвития преподавателей для более успешного освоения содержания подготовки; максимально эффективно используются рефлексивные возможности интерактивных методов; результативность обучения определяется не только осознанием, но и принятием особенностей поколения Z.

Поскольку организация процесса подготовки преподавателей к обучению поколения Z приоритетно опирается на тезис о том, что в процессе подготовки используются формы и методы работы, комплементарные изучаемым особенностям поколения Z, можно продемонстрировать, как этот тезис применялся в процессе подготовки. Так, изучение содержания, касающегося установок и ценностей поколения Z, в частности такой установки, как «страстное желание признания», проводилось с использованием такой формы работы, как презентация. Преподавателям предлагалось на время стать поколением Z, войти в установку страстного желания признания и сделать презентацию о себе, своих достижениях и увлечениях. Рефлексия результативности использования данного метода показала, что большинство преподавателей затруднились в составлении быстрого рассказа о себе, они отметили, что для успешного составления самопрезентации потребовался высокий уровень осознания своей личности и деятельности и достаточно высокая самооценка. По мнению преподавателей, самопрезентация должна опираться на адекватность самовосприятия, чего, как они утверждают, не хватает современным студентам.

Изучение особенностей поколения Z в отношениях с родителями (конфликт поколений смазан, взрослые - не безусловный авторитет, цен-тениалов гиперопекают) изучались с помощью ролевой игры «Партнерство в обучении», где рассматривались субъект-субъектный подход, основания для партнерства, технологии сотрудничества и партнерства. Как эффективные для поколения Z в аспекте партнерства и выстраивания партнерских взаимоотношений рассматривались методика коллективного творческого дела, проектная методика.

Активизация процесса саморазвития преподавателей для более успешного освоения содержания подготовки к обучению поколения Z осуществлялась за счет создания проблемных ситуаций, а также применения метода кейс-стади, когда разбирались конкретные ситуации, связанные с необходимостью, в частности, конкурировать за внимание студентов с гаджетами и диагностировать возможную компьютерную зависимость.

Максимальная эффективность использования рефлексивных возможностей интерактивных методов достигалась как за счет анкетирования преподавателей, так и в процессе обсуждения соответствия применяемых методов подготовки ее содержанию. Как наиболее предпочтительные были отмечены следующие формы работы: самопрезентация, кейс-стади, имитационные игры.

Ориентация на результативность подготовки, которая определяется не только осознанием, но и принятием особенностей поколения Z, обеспечивалась дискуссионным характером обсуждения результатов нейрокогнитивных, социологических и психолого-педагогических исследований особенностей поколения Z, неоспоримо доказывающих существование особенностей этого поколения.

Таким образом, необходимо акцентировать внимание на следующих положениях. Во-первых, современный период развития образования требует от преподавателя особого внимания к своей психолого-педагогической подготовке, что детерминируется важнейшими тенденциями, связанными с ориентацией на будущее образования, а также и когнитивно-психологическими и социально-педагогическими особенностями поколения Z. Во-вторых, существуют объективные исследования, подтверждающие необходимость учета поколенческой теории в организации образовательного процесса. В-третьих, знание особенностей поколения Z существенно меняет подходы к преподаванию и позволяет построить образовательный процесс в соответствии с образовательными потребностями изменившегося субъекта.

В целом проблема подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению поколения Z является актуальной, а создание условий для ее организации способствует совершенствованию профессионализма преподавателей.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Гущина, Т. Н., Белкина, В. Н., Груздев, М. В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации об-

разовательного процесса в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова, Т. Н. Гущина,

B. Н. Белкина, М. В. Груздев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Том 8. - № 5. - С. 7-21.

2. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; Калинингр. ун-т. -Калининград, 2000. - 572 с.

3. Голубинская, А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Ъ [Текст] /

A. В. Голубинская // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 1. - № 1. -

C. 161-167.

4. Гурова, И. М., Евдокимова, С. Ш. Теория поколений: современное развитие и прикладные аспекты [Текст] / И. М. Гурова, С. Ш. Евдокимова // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2016. -№ 14. - С. 78-86.

5. Еременко, К. Б., Кирюшина, А. В. Развитие предпринимательства в России в свете теории поколений [Текст] / К. Б. Еременко, А. В. Кирюшина // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 194. - № 194. - С. 76-80.

6. Ермакова, С. Г. Совершенствование механизмов и методов взаимодействия образовательных структур и бизнеса через призму «Теории поколений» [Текст] / С. Г. Ермакова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 15 (300). - С. 59-68.

7. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тью-торского сопровождения в общем образовании» : лекции 5-8 [Текст] / Т. М. Ковалева. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.

8. Мирошкина, М. Р. Разные поколения - разный педагогический подход [Текст] / М. Р. Мирошкина // Школьные технологии. - 2014. - № 2. - С. 8-20.

9. Мирошкина, М. Р. Цифровое поколение в образовании : научный доклад по результатам комплексного исследования «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования [Текст] / М. Р. Мирошкина. -иКЬ: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/5622-tsifrovoe-pokolenie-v-obrazovaшi-nauchnvi-doklad-po-rezultatam-issledovaniva.pdf (дата обращения 10.05.2019)

10. Нечаев, Н. Н., Дурнева, Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы [Текст] / Н. Н. Нечаев, Е. Е. Дурнева // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45.

11. Пищик, В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности [Текст] /

B. И. Пищик // Социальная психология и общество. -2011. - № 2. - С. 80-88.

12. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. -№ 4(33). - УЯЬ: http://vestnik.vspu.org/releases/ pedagoka i psichologiv/18 1

13. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете [Текст] / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотовой, О. С. Гостимской. -М. : Фонд развития интернет, 2011. - 176 с.

14. Тамарская, Н. В. Технологии и методы обучения в современной высшей школе [Электронный ресурс] / Н. В. Тамарская // БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФОРУМ : материалы VI Международного Балтийского морского форума 3-6 сентября 2018 года : в 6 томах. Т. 1. «Инновации в науке, образовании и предпринимательстве - 2018», XVI Международная научная конференция. - Электронные данные. - Калининград : Изд-во БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2018. - 1 электрон. опт. диск. - С. 262-266.

15. Теория поколений в России [Электронный ресурс]. - URL: http://rugenerations.su/ (Дата обращения: 1.04.2014).

16. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. - М. : Фонд. Развития Интернет, 2013. -144 с.

17. Шамис, Е., Антипов, А. Теория поколений [Электронный ресурс] / Е. Шамис, А. Антипов. -URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения 19.01.2019).

18. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us. // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.

19. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.

Reference List

1. Bajborodova, L. V., Gushhina, T. N., Belkina, V N., Gruzdev, M. V. Kljuchevye idei sub#ektno-orientirovannoj tehnologii individualizacii obra-zovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze = Key ideas of subject-oriented technology in individualization of the educational process in pedagogical university [Tekst] / L. V. Bajborodova, T. N. Gushhina, V N. Belkina, M. V Gruzdev // Vestnik Novosibirskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - Tom 8. - № 5. - S. 7-21.

2. Grebenjuk, O. S., Grebenjuk, T. B. Osnovy peda-gogiki individual'nosti = Fundamentals of identity pedagogics [Tekst] : ucheb. posobie / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk ; Kaliningr. un-t. - Kaliningrad, 2000. - 572 s.

3. Golubinskaja, A. V Nejrokognitivnyj podhod k is-sledovaniju pokolenija = Z Neurocognitive approach to Generation Z exploration [Tekst] / A. V Golubinskaja // Mezhdunarodnyj zhurnal social'nyh i gumanitarnyh nauk. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 161-167.

4. Gurova, I. M., Evdokimova, S. Sh. Teorija pokolenij : sovremennoe razvitie i prikladnye aspekty = Theory of generations: modern development and applied aspects [Tekst] / I. M. Gurova, S. Sh. Evdokimova // Ak-

tual'nye voprosy innovacionnoj jekonomiki. - 2016. -№ 14. - S. 78-86.

5. Eremenko, K. B., Kiijushina, A. V Razvitie predprinimatel'stva v Rossii v svete teorii pokolenij = Development of entrepreneurship in Russia according to the theory of generations [Tekst] / K. B. Eremenko, A. V. Kiijushina // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomich-eskogo obshhestva Rossii. - 2015. - T. 194. - № 194. -S. 76-80.

6. Ermakova, S. G. Sovershenstvovanie mehanizmov i metodov vzaimodejstvija obrazovatel'nyh struktur i bizne-sa cherez prizmu «Teorii pokolenij» = Improvement of mechanisms and methods of interaction between educational structures and business through the prism of «The theory of generations» [Tekst] / S. G. Ermakova // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2015. -№ 15 (300). - S. 59-68.

7. Kovaleva, T. M. Materialy kursa «Osnovy tju-torskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii» : lekcii 5-8 = Materials of the course «Basics of tutor support in general education»: 5-8 lectures [Tekst] / T. M. Kovaleva. - M. : Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabija», 2010. - 64 s.

8. Miroshkina, M. R. Raznye pokolenija - raznyj pedagogicheskij podhod = Different generations - different pedagogical approach [Tekst] / M. R. Miroshkina // Shkol'nye tehnologii. - 2014. - № 2. - S. 8-20.

9. Miroshkina, M. R. Cifrovoe pokolenie v obra-zovanii : nauchnyj doklad po rezul'tatam kompleksnogo issledovanija «Cifrovoe pokolenie. Portret v kontekste obrazovanija = Digital generation in education: a scientific report on the results of the comprehensive study «Digital generation. Portrait in the context of education [Tekst] / M. R. Miroshkina. - URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/5622-tsifrovoe-pokolenie-v-obrazovanii-nauchnyj -doklad-po-rezultatam-issledovaniya.pdf (data obrashhenija 10.05. 2019)

10. Nechaev, N. N., Durneva, E. E. Cifrovoe pokolenie: psihologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy = Digital generation: a psycho-pedagogical study of the problem [Tekst] / N. N. Nechaev, E. E. Durneva // Peda-gogika. - 2016. - № 1. - S. 36-45.

11. Pishhik, V I. Pokolenija: social'no-psihologicheskij analiz mental'nosti = Generations: a so-cio-psychological analysis of mentality [Tekst] /

V. I. Pishhik // Social'naja psihologija i obshhestvo. -2011. - № 2. - S. 80-88.

12. Rozhkov, M. I. Koncepcija jekzistencial'noj ped-agogiki = Concept of existential pedagogics [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2002. - № 4(33). - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ pedagoka_i_psichologiy/18_1

13. Soldatova, G. V Pojmannye odnoj set'ju. So-cial'no-psihologicheskij analiz predstavlenij detej i po-drostkov ob internete = Caught by the same network. So-cio-psychological analysis of children and adolescents' perceptions of the Internet [Tekst] / G. V Soldatova, E. Ju. Zotovoj, O. S. Gostimskoj. - M. : Fond razvitija internet, 2011. - 176 s.

14. Tamarskaja, N. V. Tehnologii i metody obucheni-ja v sovremennoj vysshej shkole = Modern higher education technologies and methods [Jelektronnyj resurs] / N. V. Tamarskaja // BALTIJSKIJ MORSKOJ FORUM : materialy VI Mezhdunarodnogo Baltijskogo morskogo foruma 3-6 sentjabrja 2018 goda : v 6 tomah. T. 1. «Inno-vacii v nauke, obrazovanii i predprinimatel'stve - 2018», XVI Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. - Jel-ektronnye dannye. - Kaliningrad : Izd-vo BGARF FGBOU VO «KGTU», 2018. - 1 jelektron. opt. disk. -S. 262-266.

15. Teorija pokolenij v Rossii = The theory of generations in Russia [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://rugenerations.su/ (Data obrashhenija: 1.04.2014).

16. Cifrovaja kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo C75 issledovanija = Digital competence of teenagers and parents. Results of the All-Russian Ts75 study / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E. I. Rasskazova, E. Ju. Zotova. - M. : Fond. Razvitija Internet, 2013. - 144 s.

17. Shamis, E., Antipov, A. Teorija pokolenij = The theory of generations [Jelektronnyj resurs] / E. Shamis, A. Antipov. - URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (data obrashhenija 19.01.2019).

18. Herther N. K. Digital Natives and Immigrants: What Brain Research Tells Us. // An anthology of arguments. Digital Literacies. Minneapolis, MN: University of Minnesota Libraries. 2009. P. 419-425.

19. Small G., Vorgan G. Meet your iBrain // Scientific American Mind. 2008. Vol. 19. № 5. P. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.