Научная статья на тему 'Отношение Петербургской молодежи к Великой Отечественной войне: социологическое исследование'

Отношение Петербургской молодежи к Великой Отечественной войне: социологическое исследование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МОЛОДЕЖЬ / ОПРОС / GREAT PATRIOTIC WAR / YOUTH / POLL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Е.М.

В статье анализируются материалы социологического исследования, посвященного отношению петербургской молодежи к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение Петербургской молодежи к Великой Отечественной войне: социологическое исследование»

Захарова Е.М. ©

Младший научный сотрудник, кафедра теории и истории социологии, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет

ОТНОШЕНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация

В статье анализируются материалы социологического исследования, посвященного отношению петербургской молодежи к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, молодежь, опрос.

Keywords: The Great Patriotic war, youth, poll.

В 2015 году, когда наш народ отмечает 70-летие Великой Победы, вновь приобретает актуальность тема отношения современной молодежи к Великой Отечественной войне. Многие российские социологи занимаются исследованиями в рамках данной проблематики [см.: 1-7]. Их выводы, основанные на результатах собственных исследований, сходятся в том, что большинство молодых россиян проявляют значительный интерес к Великой Отечественной войне [2; 7]. Некоторые исследователи отмечают еще и такой в общем-то закономерный факт: чем больший промежуток времени отделяет нас от войны, тем более размытые и неточные представления об этих событиях демонстрируют в своих ответах молодые люди [5; 7].

В данной статье предлагается рассмотреть результаты анализа материалов социологического опроса молодежи Санкт-Петербурга, проведенного в 2010 году НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета (НИИКСИ СПбГУ). Методика исследования разработана А.А.Козловым, заведующим лабораторией проблем молодежи НИИКСИ, опрос проведен сотрудниками той же лаборатории. Представленные в этой статье анализ и интерпретация эмпирических материалов опроса выполнены автором статьи.

Целью рассматриваемого в данной работе исследования является изучение отношения современной молодежи к Великой Отечественной войне. Среди основных задач исследования можно назвать следующие: определить, насколько молодые люди

интересуются событиями, связанными с Великой Отечественной войной, как хорошо они их помнят; испытывают ли чувство гордости по поводу победы нашего народа; как молодые люди относятся к изменению в последние годы в ряде СМИ отношения к событиям и фактам войны. Предметом исследования выступало отношение молодежи к Великой Отечественной войне. Объектом исследования были молодые люди Санкт-Петербурга.

Дадим краткие социально-демографические характеристики выборки. В опросе приняли участие 430 человек. Из них: юноши - 51%, девушки - 49%. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 14-17 лет - 45%, 18-22 года - 51%, 23 года и старше - 4%. По роду занятий: учащиеся школ и гимназий - 35%, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ и техникумов - 17%, студенты вузов - 37%, работающие - 1%, совмещающие работу с учебой - 10%.

Приведем результаты исследования. Прежде всего, исследование выявило высокий уровень интереса у молодежи к Великой Отечественной войне - подавляющее большинство опрошенных (83%), судя по их ответам, интересуют события, связанные с войной. Большой интерес к войне может отчасти объясняться тем, что у большинства респондентов есть (или были) родственники - участники войны: фронтовики (66%), блокадники (64%), участники

© Захарова Е.М., 2015 г.

героической обороны Ленинграда (37%), труженики тыла (62%), узники концлагерей (17%), жившие на оккупированной территории (51%). 42% опрошенных отметили, что во время войны погибли их родственники. Во многих семьях (57%) хранятся награды, фотографии военных лет, письма с фронта. (В тех распределениях, где сумма ответов превышает 100%, респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа).

Вопреки высказываемым в некоторых научных публикациях и средствах массовой информации суждениям о чуть ли не полном отсутствии у современной молодежи знаний о прошедшей войне, опрошенные нами студенты продемонстрировали довольно высокий уровень информированности о событиях и героях ВОВ: 66% респондентов знают основные вехи и события Великой Отечественной войны, 67% помнят героев войны.

Большинство опрошенных молодых людей (69%) указали, что у них есть любимые книги и фильмы о войне. Из предложенного списка 60 художественных фильмов разных лет о войне респондентам предлагалось выбрать те, которые они видели и запомнили. Распределения ответов на этот вопрос выглядят следующим образом. Первые пять мест при ранжировании по количеству отмеченных заняли: «17 мгновений весны» (1973) - 67%, «В бой идут одни старики» (1973) - 64%, «Мы из будущего» (2008) - 59%, «А зори здесь тихие» (1972) - 56%, «Офицеры» (1971) - 46%. Эти фильмы смотрели и запомнили половина и более опрошенных. Следующие 5 мест занимают следующие фильмы (их отметили около трети респондентов): «В августе 44-го» (2000) - 31%, «Они сражались за Родину» (1975) - 31%, «Молодая гвардия» (1948) - 29%, «Кукушка» (2002) - 28%, «Летят журавли» (1957) - 27%. И, наконец, отметим еще 5 фильмов, которые отметила четверть опрошенных: «Сталинград» (1989) - 25%, «Блокада Ленинграда (2004)» - 25%, «Диверсант. Конец войны» (2007) - 24%, «Завтра была война» (1987) - 24%, «Сын полка» (1946) - 23%. Остальные 45 фильмов набрали от 1 до 20% ответов. Как видим, большинство фильмов о войне, наиболее запомнившихся респондентам (две трети) - это старые фильмы 40-х, 70-х и 80-х годов. Но новые фильмы тоже пользуются определенной популярностью молодежи.

Опишем ассоциативные ряды респондентов со словами «победа» и «блокада» - какие понятия и личности связанны в их памяти с этими словами. Так, победа у современных молодых людей вызывает такие ассоциации: «9 Мая 1945 года» - 82%, «парад Победы» -59%, «герои войны» - 53%, «песни, стихи, фильмы военных лет» - 48%, «красный флаг над Рейхстагом» - 38%, «Г.К.Жуков» - 38%, «неизвестный герой, рядовой Победы» - 36%, «генералиссимус И.В. Сталин» - 19%. Подвиг блокадного Ленинграда в памяти молодых людей связан со следующими явлениями: «дорога жизни» - 67%, «кусок блокадного хлеба» -50%, «героическая оборона Ленинграда: рытье окопов, работа на заводах и пр.» - 42%, «воля к жизни» - 39%, «дневник Тани Савичевой» - 30%, «морозы» - 25%, «Пискаревское мемориальное кладбище» - 19%, «артобстрелы» - 15%, «Ольга Бергольц» - 8%.

Какие чувства вызывает у современной молодежи победа нашего народа в Великой Отечественной войне? Абсолютное большинство молодых людей (95%) испытывают гордость за эту Великую Победу. И считают, что победить советскому народу в войне помогли мужество, стойкость, героизм, самоотверженность, боевой дух (84%) и любовь к Родине, чувство патриотизма (75%). Среди главных факторов победы также назывались вера в победу, чувство неодолимости Родины (49%), русский характер - особые качества русского человека (51%), коллективизм, сплоченность (39%) и национальное единство (28%). Кроме того, отмечались вера в Бога (26%) и вера в правое дело (20%). Несколько меньшую роль в победе, по мнению опрошенных, сыграли авторитет и личные заслуги Сталина (10%), социалистический строй (8%) и воспитание нового советского человека (6%). И меньше всего, как считают респонденты, помогла нам победить помощь союзников (5%).

Существует мнение, что в последнее время происходит фальсификация, искажение трактовки событий и фактов Великой Отечественной войны. Половина опрошенных молодых людей согласны с этим (55%) и относятся к этому резко отрицательно (43%). Однако 19% признает, что происходящее закономерно. Так, к примеру, в странах Прибалтики и на Украине героями, борцами за свободу объявляются сотрудничавшие с

фашистами националисты. Мнения студентов по это у поводу были неоднозначными: «это позор, прежде всего, для этих стран» - ответили 35% респондентов, «нельзя судить однозначно отрицательно, просто людям было некуда деться» - 30%, «невозможно быть борцом за свободу, находясь на службе нацистской Германии» - 22%. А 11% опрошенных считает, что «большинство этих людей действительно сражались за свободу своих стран и народов».

В заключение приведем оценку молодыми людьми своего поколения в качестве защитников Отечества. Только 19% считает свое поколение способным победить в случае военного нападения на нашу страну, 35% считает, что не сможет, остальные 46% затруднились с ответом. Как видим, молодые люди довольно скептически оценивают свои шансы победить в гипотетической войне.

Анализ данных исследования позволяет сделать ряд выводов.

Большинство опрошенных молодых людей активно интересуются Великой Отечественной войной, читают художественную и документальную литературу, смотрят фильмы о войне. У многих молодых людей есть (или были) родственники - участники Великой Отечественной войны, в большинстве семей хранятся памятные реликвии о войне. Значительная часть современной молодежи более или менее информирована о войне, знает основные вехи и события, помнит героев войны. Однако у многих респондентов эти знания не всегда полные и четкие.

Практически все респонденты гордятся победой нашей страны в войне с немецкофашистскими захватчиками. И считают, что эта победа явилась результатом героизма и самоотверженности советского народа, его любви к Родине.

Опрошенные в основном негативно относятся к участившимся сегодня случаям фальсификации и искажения событий войны, приуменьшению значимости подвига советского народа, заслуг советских воинов-освободителей и защитников нашей Родины.

Литература

1. Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. - 2005. - № 5. - С. 11-22.

2. Беленко Т.М., Амбарцумян Т.Н. Восприятие событий Великой Отечественной войны глазами студентов Оренбуржья // XIII студенч. междунар. заочная науч.-практ. конф. «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки» // Научфорум, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauchforum.ru/node/3853

3. Великая Отечественная война в исторической памяти народа: результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Социология власти. - 2004. - № 6. -С.60-71.

4. Ильинский И.М. Великая Отечественная: правда и факты против мифов: монография. - Москва, 2014.

5. Куличкина С.П. Отношение современной молодежи к Великой Отечественной войне // mognovse.ru, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mognovse.ru/tsu-otnoshenie-sovremennoj -molodeji-k-velikoj -otechestvennoj -v.html

6. Осепян А.К. Великая отечественная война глазами студентов Оренбургского госуниверситета: результаты социологического опроса // Россия великая Держава: история и современность: Материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. 22-24 апреля 2012 г., посвящ. 200-летию Отечественной войны 1812 г. и 70-летию Сталинградской битвы 1942 г. - Оренбург, 2014. - 261 с.

7. Социологическое исследование «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне» // Московский гуманитарный университет. Пресс-центр университета, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosgu.ru/press-tsentr/news_university/detail.php?ID=27052

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.