Научная статья на тему 'Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа'

Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9678
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа»

В.И.Меркушин,

кандидат исторических наук, доцент

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

1941—1945 ГОДОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. — важнейшее историческое событие XX века, коренным образом повлиявшее на ход мирового процесса, на историческую картину в целом. Среди всех исторических дат Великая Отечественная война оставила, пожалуй, наиболее глубокий след в памяти российского народа. Даже реформы Петра I, война с Наполеоном, события 1917 г. и последующая за ними Гражданская война меркнут перед трагедией нашей страны, на которую и болью и гордостью отзывается сердце каждого нашего соотечественника, независимо от поколенческих, социально-экономических, национальных и других различий.

Память об этой войне является одной из основных составляющих исторического сознания российского народа, как никакое другое духовное явление выполняющее объединяющую российский социум функцию. Память о событиях этой войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь понесенных огромных утрат несут заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Она играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества. Для нее характерно образное, эмоциональное оформление ее содержания, что является главным препятствием при попытках ее корреляции с помощью различных идеологем.

Роль исторической памяти о Великой Отечественной войне особенно важна и актуальна в процессе формирования патриотического отношения граждан к Отечеству в наши дни, в ходе социального переструктурирования общества, становления новых форм российской государственности, экономических отношений, политической системы, требующих соответствующих идейных, ценностных ориен-таций для социального поведения участников этих процессов. В этой связи анализ состояния исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. представляет научный и практический интерес. Этой проблеме было посвящено социологическое исследование, проведенное социологами Российской ака-

демии государственной службы при Президенте Российской Федерации1.

Отношение населения к событиям Великой Отечественной войны

В памяти людей аккумулируются представления о героических события Великой Отечественной войны, выдающихся героях, массовом героизме на фронтах, самоотверженном труде в тылу. Эти представления играют роль ценностных ориентиров, способствуют формированию гражданского самосознания и патриотизма.

Несмотря на радикальные изменения в российском обществе, драма великой войны не была вытеснена из сознания россиян и по-прежнему сохраняет свой духовно консолидирующий потенциал. Опрос показал, что в современном российском обществе сохраняется интерес к событиям прошедшей войны, что подтверждают более 60% респондентов.

В массовом сознании утвердилось представление о Великой Отечественной войне как войне священной, она затронула огромные массы населения. На вопрос: «Был ли кто-то из Ваших ближайших родственников на фронте в годы Великой Отечественной войны?», утвердительно ответили 71,3% респондентов.

Согласно данным исследования, спустя 60 лет события Великой Отечественной войны не интересуют сегодня только 3,8% россиян. Для основной части наших соотечественников Победа в войне — это нравственная ценность, предмет национальной гордости, стереотип самосознания. Память об этой войне не была вытеснена из массового сознания другими историческими событиями. Этот факт подтверждают и итоги предшествующего социологического мониторинга, когда в качестве наиболее интересующих эпох были в первую очередь названы эпоха Петра I и Великая Отечественная война (соответственно 61,1% и 59,0%).

Исследование показало существенное единство мнений оценок, суждений всех категорий населения по наиболее значимым сражениям Великой Отечественной войны. На вопрос: «Какие чувства преобладают у Вас в связи с итогами войны?», ответы распредели-

1 Исследование проведено в ноябре 2004 г. в 18 субъектах Федерации. Выборочная совокупность опрошенных объемом 1601 человека формировалась по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации. Она репрезентирует этнический состав российского населения, его территориальное размещение, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей в возрасте 18 лет и старше.

лись практически одинаково в группе 18—24-летних и тех, кто старше 60 лет: гордость за победу над фашизмом испытывают 32,7% молодых и 33% пожилых людей; горечь и гордость одновременно — 51,3% молодых и 47,2% пожилых. Это весьма высокий уровень ценностного восприятия разных поколений современного российского общества.

Совпадают в основном и оценки причин начала войны. Респонденты на первые места единодушно поставили «стремление фашизма к мировому господству» и «стремление ведущих государств мира завладеть новыми территориями, сырьевыми ресурсами, рынками сбыта». Совпадают, как правило, мнения о причинах поражений Красной армии в первые месяцы войны. Несмотря на многообразие существующих ныне трактовок при анализе обнаружилось преобладание устоявшихся ответов: «внезапность нападения фашистской Германии», «военно-техническое превосходство фашистской Германии».

При оценках победы и отношений к ней как знаковому событию в жизни нашего народа самым острым является вопрос о жертвах, их большом количестве. При ответе вопрос: «Какие события, факты войны 1941—1945 гг. вызывают у Вас чувства горечи и боли?», 91% респондентов указали «людские потери». Вопрос: «Какие чувства преобладают у Вас в связи с итогами войны?», показал, что 12,6% опрошенных испытывают горечь за понесенные нашей страной поражения и потери, а еще 51,8% и гордость, и горечь одновременно.

Вместе с тем интересен тот факт, что 68,5% респондентов считают, что победа стоила той цены, которую за нее заплатили. Иначе говоря, победа над фашизмом значительно важнее, чем собственно людские жертвы. Этой точки зрения придерживаются как молодые люди (62,8%), так и те, кому за 60 (71,4%), что является важным показателем духовной консолидации общества в понимании проблем Великой Отечественной войны.

Однако под влиянием времени, а подчас искажения фактов, в исторической памяти россиян в последние десятилетия появились новые оценки, ранее не свойственные ей. По данным исследования значительное место в исторической памяти современников занимает тема репрессий. Так, важнейшей причиной поражений в войне 36,5% респондентов считают «репрессии против военачальников Красной армии». В большинстве своем об этом говорят люди с высшим образованием и в возрасте от 30 лет и старше. Основная группа респондентов, акцентирующая внимание на этой проблеме, 40—49-летние. Меньше всего так считает группа 18—24 летних (27,9% опрошенных).

Весьма устойчиво вошли в историческую память населения такие реалии военных лет, как штрафные батальоны и роты (на них указали 17,3% респондентов), насильственная депортация некоторых на-

родов СССР (10,3%), заградительные отряды (8,8%), переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были противниками советского строя (6,6%). Все это вызывает чувство горечи, особенно в группе людей с высшим образованием и частично в группе со среднеспециальным образованием (например, по вопросам депортации). В возрастной группе 60 лет и старше случаи обращения к этим проблемам встречаются реже.

Исследование выявило наличие в исторической памяти россиян и такого мифа, сотворенного еще фашистскими генералами, что Россию в войне спасли не массовый героизм, а огромная территория и прочие геоклиматические факторы. Так считают в 23,6% респондентов, причем почти в равной степени во всех возрастных группах. Однако историческая правда заключается в том, что эти невероятно сложные обстоятельства работали и против Красной армии, которая, однако, будучи вначале технически менее оснащенной, смогла все же одержать победу. Для этого потребовались и героизм на фронте и в тылу (отметили 63,0% респондентов), и патриотизм (62,8%), и ненависть к фашизму (48,3%), и наличие талантливых полководцев и военачальников (36,6%) и т.д.

Исследование зафиксировало и такой новый феномен памяти о войне, сближающий молодые и старшие поколения, как наличие искажений ее истории. На вопрос: «Как Вы считаете, искажается ли история войны 1941—1945 гг. в некоторых публикациях в печати, передачах, телевидении и радио?», 78,1% молодых людей (18—24 лет) и 79,7% пожилых (60 лет и старше) согласились с этим. Отметим, что это мнение не специализированного, а массового сознания россиян.

Отношение населения к героям Великой Отечественной войны

Герои войны, выдающиеся полководцы — символы легендарного времени. Через них происходит восприятие эпохи, времени Великой Отечественной войны. Многих из них хранит память народная. Вопрос о том, помнят ли современные россияне полководцев, героев войны, в ходе исследования был оставлен открытым. Ответы показали, что 86,2% опрошенных хорошо известны крупные военачальники, 70% респондентов помнят Героев Советского Союза военных лет.

Прочное место в памяти народа принадлежит легендарному полководцу Г.Жукову, о чем заявили 80%. Хорошо помнят К.Рокоссовского (40,1%), И.Конева (23,2%), Р.Малиновского (9,1%), В.Василевского (6,2%), К.Ворошилова (7,4%), С.Буденного (5,6%) и других военачальников. Из числа Героев Советского Союза были названы Александр

Матросов, Александр Покрышкин, Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев, Николай Гастелло, Иван Кожедуб, другие герои.

Одним из главных индикаторов восприятия исторических событий, связанных с войной, является оценка населением роли И.Сталина в войне. Почти 2/3 респондентов рассматривают ее положительно. Обращает на себя внимание выраженная дифференциация количества и степени положительных и отрицательных оценок по возрастным группам. Так, наблюдается постепенное возрастание положительных оценок от 47,6% в младшей группе (18—24 года) к 84,4% — в старшей (свыше 60 лет) и, соответственно, убывание отрицательных оценок от 18,9% к 5,0%. Сравнение опросов 2001 и 2003 гг. показывает, что дифференциация оценок роли Сталина в войне по возрастным группам устойчиво сохраняет отмеченную направленность. В то же время количество положительных оценок роли Сталина в целом в судьбе России на порядок ниже —1/3 респондентов по сравнению с 2/3 по отношению к войне.

Это свидетельствует о том, что в массовом историческом сознании победа советского народа над фашизмом устойчиво связывается с именем Сталина. Однако оценка его роли не является безусловно положительной для всех периодов войны. Так, значительная часть опрошенных (45,4%) в числе основных причин поражений Красной армии в первые месяцы войны назвали стратегические просчеты Сталина и советского руководства. Этот факт, несомненно, влияет на более критическую оценку роли Сталина в истории страны в целом.

В целом по массиву крупных советских военачальников военных лет «никого не помнят» 13,8% респондентов, из них люди со средним и неполным средним образованием составляют уже 18,4% и 19,9%, соответственно. В группе же 18—24-летних таких 28,6%. Еще более тревожно выглядит ситуация со знанием Героев Советского Союза: «никого не помнят» 30% респондентов, причем возрастной диапазон здесь расширен. В него входят не только 18—24-летние (53,5%), но и 25—29-летние (37%), и 30—39-летние (34,1%), в основном люди со средним специальным (29,2%), средним (38%) и неполным средним (33,3%) образованием.

Широко известный в свое время подвиг подпольной организации «Молодая гвардия» уходит из сознания молодежи вместе с исключением произведения А.Фадеева из школьной программы и практическим отсутствием в кинопрокате фильма, снятого по мотивам романа (см. табл. 1). На момент опроса ничего не знают о молодогвардейцах в группе 18—24 лет и 25—29 лет 39,8% и 22,7%, соответственно. Причем наблюдается весьма высокий процент затруднившихся дать какие-либо ответы по данному вопросу во всех возрастных группах — в среднем 20,6%. В оценках молодогвардейцев особенно у предста-

вителей среднего поколения (30—39 лет), (40—49 лет) и (50—59 лет) наблюдается определенный скептицизм, безразличие к их подвигу. Они считают молодогвардейцев романтиками, не понимавшими, что жизнь — высшая человеческая ценность.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Кем являются для Вас молодогвардейцы сегодня?»

(в % от числа опрошенных)

Группы возрастов

Варианты ответа 18—24 года 25—29 лет 30—39 лет 40—49 лет 50—59 лет 60 лет и старше Всего

Ничего о них не знаю 39,8 22,7 12,7 12,0 8,7 10,3 16,8

Настоящие герои, патриоты Отечества 30,9 47,9 46,5 53,0 59,3 63,1 50,8

Романтики, не понимавшие, что жизнь — высшая человеческая ценность 6,7 8,4 14,4 17,2 14,1 7,7 11,8

Затруднились ответить 22,6 21,0 26,4 17,8 17,9 18,9 20,6

Судя по всему, производимая переоценка ценностей Великой Отечественной войны в последнее десятилетие значительно дезориентировала население и пошатнула устоявшие оценки военных событий и фактов. Многообразие и неоднозначность трактовок событий и итогов Великой Отечественной войны породили ситуацию не столько «приближения к правде о войне», сколько ситуацию «отказа от каких-либо выраженных позиций по отношению к ней».

Встречаются в ответах и несомненные казусы. Называют героями участников Гражданской войны, не доживших даже до 1941 г. Это Фрунзе, Котовский и Дзержинский. Встречаются даже единичные упоминания Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова — крупнейших полководцев совсем других войн и времен. Несколько человек в числе полководцев назвали маршала Градова (вымышленный образ из показанного по телевидению в конце 2004 г. телевизионного сериала «Московская сага»).

Такие аберрации массового сознания свидетельствуют о том, что истинные знания и память о войне во многом деформируются, их место занимают мифы, легенды. Зачастую весьма целенаправленно и искусно создаются искаженные представления о прошлом. Все меньше и серьезнее изучают молодые люди историю Великой Отече-

ственной войны в школе, представления о ней начинают формироваться в основном за счет восприятия создаваемых в наши дни художественных образов, часто весьма субъективно отражающих былое.

Отношение населения к открытию второго фронта. Оценка его лидеров

Проведенное исследование затронуло и вопросы международного характера. Оно позволило, в частности, рассмотреть динамику отношения россиян к странам — союзницам во Второй мировой войне. Большинство респондентов знают, что ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США (72% опрошенных) и Англия (67,7%). Наиболее существенным вкладом союзников в разгром фашизма для респондентов стало открытие второго фронта (38,9%) и поставка вооружений, боеприпасов и техники (27%).

82,1% респондентов считают, что именно СССР внес решающий вклад в победу, а не союзники (2,0% — США, 1,9% — Англия). Но показательно и то, что 9,7% россиян считают, что победа в войне — это достижение коалиции в целом. Вопрос коалиционности в новых геополитических условиях — вопрос не праздный. Распад СССР, создание Европейского союза, расширение НАТО, другие процессы демонстрируют перераспределение сил и их новое соотношение на мировой арене.

В народной памяти о войне имманентно содержатся представления о сущностных чертах россиян. Осознавая свою роль в достижении победы над «чумой ХХ века», они отдают должное и союзникам по борьбе. На вопрос: «Как Вы считаете, мог ли СССР победить в войне 1941—1945 гг. без второго фронта?», почти 70 % опрошенных отметили, что победа была неизбежна. Но при этом отмечается большое значение открытия второго фронта (38,9%), поставок вооружений, боеприпасов и продовольствия (27%) со стороны союзников по антигитлеровской коалиции.

Память о войне является важным фактором формирования отношений между Россией и США в современных условиях. Эта война и ее последствия до сих пор оказывают влияние на международные отношения через массовое сознание населения не только России, но и других стран, участвовавших в ней. Треть россиян считает США противником России, пятая часть признает ее нейтральное отношение к России и только треть считает партнером. В российском массовом сознании продолжает сохраняться «образ врага» в лице США. Причиной этому служат расхождения между Россией и США по ряду значимых для страны и мира вопросов (пересмотр договора по ПРО, ситуация на Балканах, расширение НАТО, война в Ираке и

т.д.), а также внешнеполитический курс администрации Дж.Буша-младшего.

В проведенном исследовании проблема международного партнерства была рассмотрена через призму борьбы с международным терроризмом. Был задан вопрос: нужна ли сегодня коалиция России с другими странами, подобная антигитлеровской коалиции, для борьбы с международным терроризмом. О необходимости объединения в той или иной степени на этой основе высказались 75,1% респондентов, считают такую коалицию скорее не нужной 10% россиян при 14,4% затруднившихся.

Тот факт, что более чем 3/4 респондентов сочли необходимым ответить на важный вопрос о необходимости объединения России с другими странами для борьбы с терроризмом, говорит об озабоченности населения страны этой проблемой. Дело в том, что вопросы безопасности и меры по их обеспечению — это функции государства, а не населения. Если население активно отвечает на подобные вопросы, значит, они стали для него чрезвычайно актуальными.

Высоко оценивая роль Сталина в победе над фашизмом, наши соотечественники отдают дань уважения и другим лидерам «Большой тройки». Почти половина опрошенных признала роль Сталина решающей. Роль Рузвельта и Черчилля в достижении победы считают значительной более трети россиян (36,0% и 35,7%, соответственно). Около трети респондентов (31,4% и 31,3%, соответственно) затруднились дать оценку роли названных государственных деятелей, тогда как оценка роли Сталина вызвала гораздо меньше затруднений (14,0%). Более четверти опрошенных считают роль Черчилля и Рузвельта в достижении победы над фашизмом незначительной (28,9% и 29,2%, соответственно). Эти данные свидетельствуют о том, что историческая память российского населения о Великой Отечественной войне становится более объемной. Лидеры ведущих государств антигитлеровской коалиции занимают в ней довольно значительное место.

Черчилль и Рузвельт выступают в массовом сознании как фигуры одного масштаба. Респонденты практически не видят различий между ними. То же самое относится и к оценке вклада Англии и США в победу над фашистской Германией. Значительно большее число опрошенных указали на более высокую роль стран антигитлеровской коалиции в целом. Однако лишь 1,9% и 2,0%, соответственно, опрошенных считают вклад Англии и США в достижение победы над фашистской Германией более значительным, чем вклад СССР, а 9,7% стремятся не выделять решающую силу, предпочитая считать победу коллективной борьбы всех стран антигитлеровской коалиции в целом.

Таким образом, в исторической памяти россиян победа над фашизмом является итогом совместной борьбы СССР, внесшего наибольший

вклад в победу над фашизмом, и других стран антигитлеровской коалиции — вклад их в достижение победы выступает как единое целое.

Отношение населения к фашизму

Несмотря на то что прошло почти 60 лет со дня окончания войны, население России и сегодня резко негативно относится к фашизму. 98,4% россиян считают, что в 1941—1945 гг. советский народ воевал прежде всего против фашистской Германии. 79,3% респондентов в числе главных причин начала войны указали «стремление фашизма к мировому господству». 61,3% видят одну из главных причин поражения Красной армии в первые месяцы войны внезапность нападения фашистской Германии. 48,3% ответивших указали, что движущим фактором победы в войне являлась ненависть к фашизму. При оценках того, что испытывают россияне в День Победы, 55,2% отметили благодарность поколению, разгромившему фашизм. Таким образом, более половины россиян до настоящего времени жестко не приемлют фашизм как идеологию. Поэтому как-либо принижать победу Советского Союза над фашизмом —значит вести ценностно-смысловую войну против собственного народа.

В исследовании выявлено отношение россиян к бывшему противнику — Германии. Казалось бы, что потери в войне должны вызвать стойкую негативную реакцию по отношению к стране-захватчице — фашистской Германии. Однако к чести россиян, они четко различают фашистскую и современную Германию. 51,2% опрошенных считают, что Германия является партнером России, 27,3% называют ее нейтральной по отношению к России страной. И только 6% продолжают считать Германию противником России. Таким образом, историческое сознание россиян не только устойчиво сохраняет память о наиболее жестком противостоянии в годы войны, но и настойчиво ищет пути взаимовыгодного сотрудничества в условиях изменившейся геополитической обстановки.

Отношение населения к фронтовикам и труженикам тыла

Исследование показало, что абсолютное большинство опрошенного населения высоко оценивает ратный и трудовой подвиг советских людей, совершенный ими в годы Великой Отечественной войны, гордится им.

Наши современники считают, что за ту родину воевать стоило. Эти выводы косвенно подтверждают ответы на вопрос: «За что сражались советские люди в годы войны?». Во всех группах населения

преобладают ответы: «За Родину» (более 80%) и «За родных и близких» — более 60%. В числе факторов, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом, в первую очередь указаны патриотизм (62,7%) и героизм на фронте и в тылу (63,0%).

На вопрос: «Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?», ббльшая часть респондентов также указала «массовый патриотизм и героизм на фронтах» (84,6%). От 80 до 90% опрошенных заявили, что для них День Победы 9 мая является праздником. В этот день они чувствуют гордость за советский народ, государство, Красную армию, за подвиг советских солдат и тружеников тыла, испытывают благодарности поколению, победившему фашизм.

В то же время в массовом сознании населения обозначились факты скептического, иронического отношения к фронтовикам и труженикам тыла (см. табл. 2).

Таблица 2

Мнения респондентов о поколениях людей, победивших в Великой Отечественной войне

(в % от числа опрошенных)

Варианты ответа Распределение ответов

Они совершили великий исторический подвиг,

плодами которого пользуются наши современники 67,8

Это поколение победителей, которые не сумели

воспользоваться плодами Победы 26,6

Иначе 2,4

Затруднились ответить 3,2

Как видно, 26,6% ответивших считают, что это поколение победителей не могло воспользоваться плодами Победы.

Тот факт, что не посещают по различным причинам воинские захоронения более 50% россиян и 10,5% из них не считают нужным посещать, говорит о внутренней девальвации событий, связанных с Великой Отечественной войной, причем в основном так считают группы от 18 до 49 лет.

Воспроизводство «отношения» различных поколений к Великой Отечественной войне как духовному капиталу нации требует сегодня дополнительных мер. Поддержание в сознании образа народа-победителя, столь необходимого в условиях масштабных социальных трансформаций, нуждается в государственной поддержке через разнообразные формы введения новых поколений в данный исторический опыт. В итоге на смену живым носителям (а это произойдет через 20 лет) должна бы прийти грамотно построенная идеология.

Как показывают результаты исследования, сегодня еще можно сделать ставку на толерантное и благодарное отношение поколений, не задетых войной, к старшим поколениям. Например, 71,3% респондентов в целом считают, что в нашей стране недостаточно заботятся о ветеранах войны, причем на первое место вышли именно 18—24-летние (76,2%). В группах 25—39 лет такую заботу считают недостаточной 65,5% респондентов.

Таким образом, Великая Отечественная война является сегодня по сути одним из немногих событий ХХ века, которое позволяет новым поколениям россиян, вступающим в жизнь, причислить себя к великому народу, способному на всемирно-исторические свершения. В условиях идеологических метаморфоз последних десятилетий в России, отсутствия в новейшей истории страны подобного вдохновляющего коллективного опыта актуализация этого события в исторической памяти россиян является важным фактором подъема национального самосознания, российского духа, укрепления единства российского общества.

Историческая память российского народа оценивает минувшую войну как символ для всего народа, а ее итоги и последствия — как выдающиеся в истории Отечества и всего мира. Опыт и оценки старшего поколения трансформировались и приобрели символическую значимость и для последующих поколений. В основе таких оценок лежат объективные и субъективные обстоятельства. Здесь и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей войны, и послевоенная история страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом, которая была и остается днем гордости и скорби, и осознанное и интуитивное признание этой победы как фактора величия Отечества, с одной стороны, и фактора, определившего вектор развития всемирной истории — с другой.

Историческая память о Великой Отечественной войне, великой победе выступает структурообразующим элементом духовного строя народа, фактором его сплочения и мобилизации на преодоление имеющихся недостатков в жизни, на решение стоящих перед ним экономических, социальных и политических задач. Она является также фактором формирования и укрепления оборонно-патриотического сознания, которому, к сожалению, в последние годы уделялось крайне мало внимания.

Историческая память о Великой Отечественной войне достаточно устойчива и в хорошем смысле консервативна. Сегодня она — практически единственный объединяющий феномен, который характеризует дух и характер нашего народа. Эту консервативность целесообразно сохранять и развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.