УДК 316
Черевко Марина Александровна
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий Дальневосточного государственного гуманитарного университета milena.555@mail.ru Фарафонова Людмила Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики социально-гуманитарных технологий, Дальневосточного государственного гуманитарного университета mil ena.555@mail .ru Marina A. Cherevko candidate of sociological Sciences, associate Professor of the theory and practice of social and humanitarian technologies department The Far Eastern state mil ena.555@mail .ru Lyudmila N. Farafonova head of the Department of theory and practice of social and humanitarian technologies, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor The Far Eastern state University of Humanities mil ena.555@mail .ru
Отношение обучающихся к этническим мигрантам в социологическом измерении
The learner's attitude to ethnic migrants in sociological dimension
Аннотация. С целью создания экспериментальной площадки по формированию условий для адаптации детей из семей этнических мигрантов в образовательное пространство на базе МОУ СОШ №16 города Хабаровска на первом этапе реализации проекта было проведение социологического исследования на предмет выявления отношения обучающихся к гражданам разных национальностей, проживающих на территории города Хабаровска. Выбор базы эмпирического исследования был обусловлен увеличением притока детей, родители которых являлись мигрантами из стран ближнего зарубежья. На данный период времени в школе обучаются представители 38 национальных
групп. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса обучающихся 5-8, 11 классов МОУ СОШ №16 города Хабаровска (n = 600). Тип выборочной совокупности случайный на этапе отбора респондентов.
Ключевые слова: поликультурное образование, мигранты, этнические мигранты, толерантность, обучающиеся.
Summary. To create an experimental platform for the creation of adaptation conditions individually for children from ethnic migrants families to the educational environment on the basis of Comprehensive Secondary school №16, Khabarovsk. During the first project stage the sociological research was to conduct identity of the students' attitudes to the citizens of different nationalities living on the territory of the city Khabarovsk.
The basis of the empirical research selection was due to increased influx of children whose parents were migrants from neighboring countries. At present time the school has 38 representatives of national groups. The empirical research data-base was a survey of students 5-8, 11 grades of the secondary comprehensive school No. 16, city Khabarovsk (n = 600). Type of sample is a random selection of respondents.
Keywords: multicultural education, migrants, ethnic migrants, tolerance, learners.
Российская Федерация - один из наиболее активных участников миграционных процессов, происходящих сегодня в мире. Высокая миграционная нагрузка характерна и для Хабаровска, города экономически привлекательного для трудовых мигрантов. Многие из прибывающих в Россию международных мигрантов, а также российские граждане из других субъектов РФ, оседая в Хабаровске, привозят сюда свои семьи, порой довольно многочисленные. Результатом этого стало значительное увеличение в образовательных учреждениях города контингента детей из семей мигрантов, для которых русский язык является неродным, а исторически сложившаяся социально-культурная среда Хабаровского края, в большой степени, чужой.
Процессы миграции носят сложный характер и определяются совокупностью экономических, социокультурных, образовательных факторов и проблем. Среди них наиболее актуальными являются языковой и социокультурный барьеры, мешающие успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности. Ряд сложностей сопровождает детей-мигрантов на всем их этапе обучения в средней школе: трудности включения в иную культурную среду, освоения русского языка, не сформированные представления о базовых ценностях культуры российского общества. Поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
Результаты исследования проиллюстрировали отношение детей к иностранным гражданам. Доминирующая часть респондентов проявляет недоверчивое, с одной стороны, и индифферентное отношение, с другой стороны,
к данной категории населения (Рис.1). Данные установки являются в сознании детей отражением отношения, существующего среди взрослого населения. Опрос по репрезентативной выборке среди 1560 россиян в октябре 2012 года выявил отрицательные настроения респондентов к мигрантам в целом. Таким образом, 71% опрошенных считают, что мигранты способствуют увеличению уровня преступности, 67% - отбирают рабочие места, 29% продемонстрировали безразличное отношение к мигрантам [1].
Рис.1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы в целом оцениваете свое
отношение к мигрантам?» (в % от общего числа респондентов) Опрос показал, что среди респондентов прослеживается неготовность к восприятию и совместному обучению с детьми - мигрантами. Данный факт является закономерным процессом, как справедливо отмечает В. Дятлов, исследовавший феномен различных миграционных групп, появление любого нового элемента в социальном организме - это неизбежное нарушение сложившегося равновесия. Следовательно, дети пытаются дистанцироваться от культурных различий, усиливающих восприятие мигрантов как «чужих» (Рис.2.)
Рис.2. Распределение ответов на вопрос: «Как должно быть организовано обучение мигрантов?» (в % от общего числа респондентов) Вместе с тем, как иллюстрируют результаты исследования, у детей, обучающихся в поликультурном образовательном пространстве, не сформирован интерес к получению дополнительной информации о культуре других народов (Рис.3).
Враждебное;
Безразличное;
Дружелюбное;
Сочувствующее; Недоверчивое;
Они должны обучаться совместно с местным населением;
■ Следует создавать отдельные образовательные учреждения исключительно для мигрантов;
Рис.3. Распределение ответов на вопрос «Вы хотите знать о культуре других
народов больше?» (в % от общего числа респондентов) Вместе с тем, согласно выводам, дети более терпимы по отношению к представителям других этнических групп и имеют более высокий уровень мотивационной готовности к межэтническому взаимодействию, не обращая внимания при выборе друзей на этнические различия (Рис.4).
-предсгавителитолько вашей национальности
■ -представители вашей и других на циона льносгей
Рис.4. Распределение ответов на вопрос: «Кого Вы хотите видеть среди ваших друзей?» (в % от общего числа респондентов) Следует отметить, что в отношении этнокультурных различий доминирующая часть респондентов проявила толерантность (Рис.5). Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют о том, что у 73% респондентов нет друзей из мигрантов, только 27% детей отметили, что поддерживают с мигрантами формальные контакты на уровне знакомства, соседства, работы, обучения.
явлением
50° о
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к различиям,
присущим другим народам?»
Вместе с тем, 79% респондентов указали на то, что именно к мигрантам из стран СНГ (таджики, армяне, грузины, азербайджанцы) они относятся скорее негативно, чем терпимо, 20% отметили такую этническую группу, как цыгане, и у 13 % опрошенных негативное отношение вызывают мигранты из стран Балтии
(эстонцы, латыши, литовцы). Результаты исследования зафиксировали доминирование у детей негативного отношения к мигрантам. Данный факт отчетливо выражается в представлениях школьников о возможных вариантах развития миграционной политики на территории российской Федерации. Респондентам был задан вопрос: «В каком направлении следует развивать миграционную политику на территории РФ?», выяснилось, что 40% школьников настаивают на выселении всех приехавших мигрантов, 33% респондентов предложили ограничить въезд мигрантов, 13% считают, что не следует отказывать в приеме мигрантов, но и специально их привлекать не надо. Вместе с тем, 13% школьников отметили, что целесообразно проводить политику ограничения мигрантов в правах и 7% придерживаются принципиальной позиции запрета въезда мигрантов с семьями на территорию Российской Федерации. Целесообразно отметить тот факт, что в вопросах, связанных с расселением мигрантов, ответы школьников можно дифференцировать с учетом уровня освоения ими основного общего образования (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Где должны расселяться мигранты,
прибывавшие на территорию РФ?» (в % от общего числа респондентов)
Варианты ответов 5-8 класс 11 класс
Им нужно предоставлять право свободного выбора места жительства 26 55
Исключительно в сельской местности 7 3
В специально созданных районах и поселках 7 25
Нигде не расселять, отправлять обратно 60 17
Полученные данные свидетельствуют о том, что обучающиеся старших классов имеют более высокий уровень толерантности по сравнению с обучающимися 5-8 классов. Данный факт прослеживается и в ответах, связанных с проявлением нетерпимости в отношении этнических мигрантов (Таблица 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Вы когда-либо проявляли нетерпимость к представителям других национальностей?»
Варианты ответов 5-8 класс 11 класс
Да, делаю это регулярно 53 34
Иногда, теперь жалею об этом 0 3
Никогда, потому что «мы все равны» 47 63
Вместе с тем, данные проиллюстрировали некоторые противоречия,
наблюдаемые в ответах респондентов 5-8 классов. Можно отметить, что,
несмотря на существующие негативные тенденции в отношении мигрантов,
обучающиеся данной группы стараются не вступать в конфликты с детьми мигрантов.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что реализация идеалов поликультурного образовательного пространства должна предполагать воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; выработке умений вступать в межкультурный диалог. Поликультурное образовательное пространство призвано реализовать ценностное, бережное отношение к взрослому человеку, и к ребенку в частности, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования; творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Национальная политика и отношение к мигрантам. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2012/0535/opros03.php (дата обращения: 26.10.2014).
3. Родина, Н.М. Двуязычный ребенок-диалог языков и культур/ Н.М. Родина, М.Ю. Свиридова// Управление Д0У.-2010.-№7.
4. Солдатова, Г. У. Психологическая помощь мигрантам/ Г.У. Солдатова.-М.: Смысл, 2002
References
1. Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for the period until 2025, approved by the President of the Russian Federation of 13 June 2012. // Background legal system «Consultant Plus».
2. National policies and attitudes towards migrants. URL: http: // demoscope.ru/weekly/2012/0535/opros03.php (date accessed: 10/26/2014).
3. Homeland, NM Bilingual baby Dialogue Languages and Cultures / NM Rodina, M. Sviridov //Management DOU.-2010.-№7.
4. Soldatov, HWPsychological assistance to migrants / HW Soldatova.-M.: The meaning of 2002