УДК 316.347
ЧЕРЕВКО Марина Александровна, кандидат социологических наук, доцент
ПИГУЛЬ Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Особенности развития миграционных процессов в Российской Федерации свидетельствуют о том, что наряду с постепенной нормализацией миграционной ситуации актуализируются проблемы иностранных граждан, связанные с их адаптацией и интеграцией. Ежегодно на территорию Хабаровского сельского поселения беспрепятственно прибывает значительное число мигрантов, не знающих русский язык, основы миграционного законодательства. В Хабаровский край в 2014 г. въехало 43 940 человек, на миграционный учет поставлено 131 479 иностранных граждан и лиц без гражданства. В результате изменения природно-климатических, социально-экономических, психолого-педагогических условий, иностранные граждане, в большинстве случаев, проявляют низкий уровень социально-психологической готовности к интеграции в местное сообщество в ее реальных границах. Факт смены места постоянного жительства выступает дестабилизирующим фактором и влечет за собой определенные неудобства: смену социального окружения, климата, правового поля. В новых условиях проживания иностранному гражданину необходимо ориентироваться в окружающем его пространстве - устанавливать социальные связи (дружеские, деловые, взаимоотношения с соседями), изучать и усваивать законы местного сообщества, получать (восстанавливать) социально-правовой статус (трудоустройство, реализация права на обучение и воспитание детей, достойные средства для существования). Решение данного круга проблем осложняется специфическими условиями проживания в сельском поселении. Вместе с тем немногочисленные социологические исследования, посвященные миграционным процессам, акцентируют внимание на изучении проблем мигрантов, проживающих в городах, не затрагивая проблемы адаптации данной категории населения в сельской местности.
Ключевые слова: социальная работа; мигранты; иностранные граждане; специалисты; местное население; сельское поселение.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.173-179
CHEREVKO Marina Aleksandrovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
PIGUL Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
SOCIAL WORK WITH MIGRANTS IN RURAL SETTLEMENTS: SOCIOLOGICAL ASPECT
Peculiarities of migration processes development in the Russian Federation indicate that along with the gradual normalization of the migration situation there is an actual problem of foreign nationals connected with their adaptation and integration. Annually, a significant number of migrants arrive at the territory of Khabarovsk rural settlements. Most of them do not know Russian language and the basics of immigration law. In 2014, 43940 people arrived in Khabarovsk Krai; 131479 foreign citizens and persons without citizenship were registered in the migration office. As a result of changing climatic, socioeconomic, psychological-pedagogical conditions, foreign citizens, in most cases, show a low level of socio-psychological readiness to integrate into the local community in its actual borders.
The fact of changing the place of residence is a destabilizing factor and entails certain disadvantages: the change of the social environment, the climate, the legal field. Under the new conditions of residence foreign citizens must adapt to the surrounding space - establish social relationships (friendship, business, relations with neighbors), study and know the laws of the community, receive (restore) the social and legal status (employment, realization of the right to education and training children, decent livelihood). Solution of this problem is complicated by specific conditions of life in rural areas. At the same time, the few sociological studies of migration processes focus on the research of problems of migrants living in cities and do not consider the adaptation problems of this category of population living in rural areas.
Key words: social work; migrants; foreign citizens; experts; local population; rural settlement.
ВВЕДЕНИЕ
Миграция представляет собой сложный процесс, который затрагивает социально-экономические, общественно-политические, нравственно-психологические, религиозно-духовные стороны жизни целых стран и народов.
Согласно исследованиям ООН, каждый 35-й человек в мире в настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные мигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах [5].
Массовый приток иноэтничных мигрантов станет глобальным вызовом, если не удастся обеспечить их адаптацию и интеграцию. Фокус проблем миграционной политики смешается в социально-культурную сферу, особое значение приобретают вопросы социальной работы с мигрантами, в частности их социализация [5].
Социальная работа с мигрантами находится на этапе своей научной и практической ин-ституализации. В рамках различных направлений проводятся исследования, сбор теоретического и эмпирического материала, ценного для социальной работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Составной частью понятия «миграция населения» является дефиниция «мигрант». В настоящее время понятие «мигрант» раскрывается лишь в теории. В международном праве, как
и в российском законодательстве, данного понятия не существует. В Российском праве человека, совершающего миграцию из какого-либо государства в РФ, называют иностранным гражданином или лицом без гражданства [6]. Обратившись к работам А. А. Акмаловой, В. М. Капицы-на, мы можем отметить, что социальная работа с мигрантами находится в начале своего становления, как и технологии социальной работы с данной категорией граждан [1, с. 150].
По мнению В.Д. Альперовича, социальная работа с мигрантами представляет собой профессиональную деятельность по оказанию помощи иностранным гражданам в повседневной жизни и в способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления кризисного состояния и возвращения к самостоятельной жизни и жизнеобеспечению [7, с. 151]. При этом целью социальной работы является повышение социального статуса и улучшение положения мигрантов, а также воздействие на среду, в которую они интегрируются [11, с. 413].
Согласно И.Г. Зайнышеву, социальная работа с мигрантами разделяется на практическую, реализуемую через непосредственное взаимодействие с клиентом, и организационную работу, то есть организацию работы социальной службы [12, с. 185]. Направления, по которым ведется работа с иностранными гражданами, представлены в трудах Л.Л. Кузнецовой и Е.И. Холостовой.
Во-первых, исследователи выделяют трудовую и профессиональную адаптацию, реализуемую через использование трудового и профессионального потенциала мигрантов.
Во-вторых, решение проблем материальной компенсации понесенного ущерба, предоставление жилья, оказание необходимой медицинской помощи, назначение пособий.
В-третьих, формирование и развитие гармоничной системы взаимоотношений с местным населением, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду.
В-четвертых, развитие системы правовой защиты, пресечение и недопущение дискриминации [3].
В работах А.А. Акмаловой, В.М. Капицына, Е.И. Холостовой рассмотрены формы работы с мигрантами, которые подразделяются на классические и неклассические. К классическим формам относят: индивидуальную помощь, реализуемую через консультирование, предоставление материальной помощи, курсы изучения языка; работу с группами мигрантов, а также с принимающим обществом по средствам использования групповых форм работы и созданию групп самопомощи; общественно-государственные, направленные на изменение или стабилизацию государственной социальной политики. Неклассические формы работы с мигрантами -психологические диагностики, психотерапевтическая деятельность, тренинги, семейная терапия, сотрудничество социальных работников с миграционными службами. Технологии социальной работы с мигрантами предусматривают оказание помощи индивидам и группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, численности мигрантов, их категорий.
В рамках статьи целесообразным представляется рассмотрение особенностей сельской среды. По мнению А.В. Якушева, М.Н. Гусловой, Е.И. Холостовой, для сельской социальной среды характерны такие особенности, как открытость жизни каждой семьи, тесные соседские связи, сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом, близость к природе. Следует отметить, что существуют различные факторы, затрудняющие организацию социальной работы в сельской местности. Среди них следует выделить: ограниченный доступ к социальным услугам (образование, здравоохранение, социальное обеспечение); недостаточный уровень государственной социальной помощи, немногочисленное количество источников общественной и частной поддержки; изолированность и территориальная отдаленность; отсутствие конфиденциальности; консерватизм и социальная инертность; слаборазвитая социальная инфраструктура.
Специалисты, осуществляющие свою деятельность в небольших сельских учреждениях, сталкиваются с множеством проблем при предоставлении социальных услуг иностранным гражданам. Сельские социальные работники должны уметь использовать системы неформальной поддержки при решении проблем клиентов, знать культурные характеристики этнических и расовых групп, с которыми будут взаимодействовать. В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года предусматриваются меры по стимулированию внешней и внутренней миграции на селе. Они, в свою очередь, должны способствовать повышению эффективности управления миграционными процессами, нормативно-правовому регулированию распределения миграционных потоков по сельским территориям, созданию организационно-экономических условий для привлечения рабочих кадров в сельское хозяйство. В целях создания благоприятных условий для привлечения мигрантов необходимо решение следующих проблем: упорядочение регистрации по месту пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности, защита трудовых прав, доступность
социальных услуг. Поэтому проблема мигрантов требует комплексного решения с участием ведомств различного уровня. Однако в системе органов социальной защиты населения отсутствует развитая система специализированных учреждений, работающих с мигрантами [1].
Для изучения социальной работы с мигрантами, проживающими в сельской местности, был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 250 респондентов (50 человек - иностранные граждане; 85 - специалисты центров по работе с населением, 115 - местные жители), проживающие и работающие на территории Хабаровского района. Исследование было проведено с целью выявления проблем, с которыми сталкиваются мигранты, проживающие на территории сельского поселения.
Исследование проиллюстрировало, что ведущей причиной, побудившей иностранных граждан изменить прежнее место жительства, является отсутствие работы (50%). 25% решили иммигрировать из-за низкой заработной платы, 25% - из-за отсутствия перспектив развития (рис. 1.).
0%
■ отсутствие работы
■ низкая заработная плата
■ отсутствие перспектив развития
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Укажите причины смены Вашего места жительства» (в % от общего числа респондентов в данной группе)
Fig. 1. Distribution of answers to the question: "Specify the reasons for the change of your place of Ms-ment" (as a% of total number of respondents in this group)
Вместе с тем, основные трудностями, с которыми сталкиваются мигранты на территории РФ, представлены на рисунке 2.
получение разрешения на
устройство детей в школьные и дошкольные учреждения 8%
жилье 11%
временное проживание 5%
получение медицинских услуг 8%
регистра ция по месту пребыва ния 5%
получение социальных выплат 10°%
получение вида на жительство
8% конфликты с местным наслением 8%
незнание языка 8%
трудоустройство 13%
низкая заработная плата 13%
оформление визы
3%
Рис. 2. Трудности, испытываемые мигрантами, на территории Хабаровского сельского поселения (в % от общего числа респондентов в данной группе)
Fig. 2. The difficulties experienced by migrants in the Khabarovsk rural settlement (in% of total number of respondents in this group)
Из рисунка видно, что ведущими (13%) являются трудности в трудоустройстве и недовольство мигрантов низкой заработной платой, 11% - условия проживания, 10% - получение социальных выплат. Также были отмечены такие проблемы, как получение медицинских услуг, конфликты с местным населением, незнание языка, получение вида на жительство, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения.
На рисунке 3 представлены сферы деятельности, в которых заняты респонденты.
сельское строительство торговля безработный
хозяйство
Рис. 3. Сфера деятельности мигрантов на территории Хабаровского сельского поселения (в % от общего числа респондентов в данной группе)
Fig. 3. Scope of migrants in the Khabarovsk rural settlements to-tion (% of total number of respondents in this group)
Результаты исследования показали, что, по мнению 50% мигрантов, местное население относится к ним равнодушно, 20% - оценивают такое отношение как дружелюбное и 30% -чувствуют неприязнь со стороны населения (рис. 4).
дружелюбное равнодушное неприязненное
Рис. 4. Отношение местного населения к мигрантам (в % от общего количества респондентов в данной группе)
Fig. 4. The attitude of the local population towards migrants (in% of total number of respondents in this group)
Вместе с тем анализ результатов исследования подтверждает достаточно высокую потребность мигрантов в помощи специалистов при разрешении возникающих трудных жизненных ситуаций. Из 70% респондентов 16% отметили, что основной трудностью, с которой сталкиваются иностранные граждане, пребывая в РФ, является незнание языка, 15% указали на отсутствие возможности в устройстве детей в школьные и дошкольные учреждения, 13% - получение разрешения на временное проживание, 13% - возникающие конфликты с местным населением.
Вместе с тем, исследование проиллюстрировало иерархию проблем, возникающих, по мнению жителей, по вине мигрантов (рис. 5).
18%
13%
11%
13°%
18°%
27%
I рост преступности
конкуренция на рынке труда
межэтнические конфликты
дополнительная нагрузка на социальную сферу
эпидемиологическая I проблемы отсутствуют
Рис. 5. Проблемы, возникающие по вине мигрантов (в % от общего числа респондентов) Fig. 5. Problems arising through the fault of migrants (in% of total respondents)
По мнению 27% опрошенных, из-за мигрантов возникают межэтнические конфликты, 18% - отмечают увеличение нагрузки на социальную сферу, для 18% - проблемы отсутствуют, 13% - выделяют усиление конкуренции на рынке труда и рост преступности. На рисунке 6 отражено отношение местного населения к иностранным гражданам.
Рис. 6. Отношение местного населения к иностранным гражданам (в % от общего числа респондентов в данной группе)
Fig. 6. The attitude of the local population to foreigners (in% of total number of respondents in this group)
Исследование показало, что доминирующая часть мигрантов (29%) обращается к специалистам в социально-медицинские учреждения для получения материальной помощи; 22% -за натуральной помощью; 20% - по вопросам улучшения жилищных условий; 10% - с целью получения медицинских услуг (рис. 7).
■ материальная помощь
■ натуральная помощь
■ помощь в трудоустройстве
■ улучшение жилищных условий
■ конфликты с местным населением
■ получение медицинских услуг
■ устройство детей в школьные и дошкольные учреждения
Рис. 7. Виды помощи, предоставляемые иностранным гражданам на территории Хабаровского сельского поселения (в % от общего количества респондентов в данной группе)
Fig. 7. Types of assistance provided to foreign nationals on the territory of the Hub-Doppler rural settlement (in% of total number of respondents in this group)
По оценкам специалистов, работающих в медицинских учреждениях и учреждениях социального обслуживания населения, основными трудностями, возникающими при работе с иностранными гражданами, выступают правовая неграмотность самих специалистов, а также существующие неточности и расхождения в оформлении документации (рис. 8).
Рис. 8. Трудности в работе с мигрантами (в % от общего количества респондентов в данной группе)
Fig. 8. Difficulties in working with migrants (in% of total number of respondents in this group) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует отметить, что в рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо организовывать взаимодействие с ведомствами и учреждениями Российской Федерации, решающими проблемы иностранных граждан, общественными организациями и фондами, которые осуществляют социальную защиту и помощь приезжим. Организуя социальную работу с мигрантами в сельской местности, специалистам необходимо учитывать специфические особенности сельской среды, а также факторы, которые затрудняют работу, такие как недостаточная государственная, общественная и частная поддержка, территориальная удаленность и изолированность территорий, слаборазвитая социальная инфраструктура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 21636-р // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2014).
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2014).
3. Цориева Е.С. Конституционные основы правового статуса мигрантов: проблемы и перспективы // Конституция и конституционная законность. Материалы V-й Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции / Е.В. Цориева. - Владикавказ: Изд-во Владикавказ Института управления, 2011. - С. 101-109.
4. Яндекс-ресурс [http://rybakovsky.ru/migracia2.html] - Рыбаковский Л. Л.
5. Яндекс-ресурс [http://taktaktak.org/companies/migrant] - Официальный сайт Нижегородской региональной благотворительной общественной организации «Центр помощи мигрантам».
6. Яндекс-ресурс [http://www.gks.ru] - Официальный веб-сайт Федеральной службы государственной статистики.
7. Яндекс-ресурс [http://www.raionlazo.ru] - Официальный веб-сайт Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
REFERENCES
1. The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2020: the Decree of the RF Government dated 30.11.2010 No. 21636-R, Available at: http://www.consultant.ru (accessed 10.12.2014).
2. The state national policy of the Russian Federation strategy for the period till 2025: the Decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 No. 1666. Available at: http://www.consultant.ru (date of access 10.12.2014).
3. Tsorieva E.S. The constitutional basics of the migrants legal status of: problems and prospects // the Constitution and the constitutional legality. The materials of the V-th of the North-Caucasian regional scientific-practical conference, E.S. Tsorieva. Vladikavkaz (in Vladikavkaz Institute of management, 2011. P. 101-109.
4. Yandex resource [Available at: http://rybakovsky.ru/migracia2.html]. Rybak L.L.
5. Yandex resource [Available at: http://taktaktak.org/companies/migrant]. Official website of Nizhny Novgorod regional public charitable organization "Center for assistance to migrants".
6. Yandex resource [http://www.gks.ru].Official web site of the Federal service of state statistics.
7. Yandex resource [Available at: http://www.raionlazo.ru]. Official web site of the Administration of the Municipal district by the name of Lazo Khabarovsk Territory.
Информация об авторе
Черевко Марина Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Хабаровск, Россия
Пигуль Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики социально-гуманитарных технологий Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Хабаровск, Россия
Получена: 08.05.2015
Information about the author
Cherevko Marina Aleksandrovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Chair for Theory and Practice of Social-Humanitarian Technologies, Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk city, Russia
Pigul Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Chair for Theory and Practice of Social and Humanitarian Technologies, Associate Professor, Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk city, Russia
Received: 08.05.2015