Научная статья на тему 'Отношение молодёжи к цифровизации образования'

Отношение молодёжи к цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
332
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжь / цифровизация / клиповое мышление / особенности отношения к цифровизации образования / цифровая среда / цифровая компетентность / качественные методы исследования. / youth / digitalization / peculiarities of attitude to digitalization of education / digital environment / digital competence / qualitative research methods.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Разина Лидия Сергеевна

В статье проанализированы предпосылки цифровизации образования, позитивные и негативные тенденции развития личности обучающихся в условиях цифровизации. Дана характеристика рискам, связанным с использованием цифровых технологий. В статье представлено исследование особенностей отношения к цифровизации образования современной молодежи. Автор анализирует данные опроса студентов СмолГУ и Смоленской православной духовной семинарии об удовлетворенности образованием с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of young people to digitalization of education

The article analyzes the prerequisites for the digitalization of education, positive and negative trends in the development of the personality of students in the context of the modern social situation. The characteristics of the risks associated with the use of digital technologies are given. The article presents a study of the peculiarities of attitudes towards digitalization of education of modern youth. The author analyzes data from a survey of Smolensk State University students about their satisfaction with education using digital technologies.

Текст научной работы на тему «Отношение молодёжи к цифровизации образования»

Гуманитарные исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №4. С. 110-119

УДК 37.01; 159.922 Разина Лидия Сергеевна Смоленский государственный университет

Отношение молодёжи к цифровизации образования

Аннотация: В статье проанализированы предпосылки цифровизации образования, позитивные и негативные тенденции развития личности обучающихся в условиях цифровизации. Дана характеристика рискам, связанным с использованием цифровых технологий. В статье представлено исследование особенностей отношения к цифровизации образования современной молодежи. Автор анализирует данные опроса студентов СмолГУ и Смоленской православной духовной семинарии об удовлетворенности образованием с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова: молодёжь, цифровизация, клиповое мышление, особенности отношения к цифровизации образования, цифровая среда, цифровая компетентность, качественные методы исследования.

Данные исследований последних лет показывают, что сформировалась новая социальная ситуация развития подрастающего поколения. Современный ребенок наряду с традиционной социальной средой активно включен в цифровое пространство, что приводит к трансформации прежних и ведет к формированию новых отношений, способов деятельности, культурных образований. Процессы, диктуемые быстро меняющимся миром, предъявляют детям новые требования и в то же время дают им совсем другие возможности развития, чем это было десятилетия назад. Новая реальность привела, по мнению А.Г. Асмолова, к появлению нового феномена, который можно назвать «№1тап» или сетевой человек. Социальные трансформации могли привести не только к изменениям в способах общения, взаимодействия, но и к трансформации разума, когнитивных функций современного человека.

К ключевым компонентам современной социальной ситуации развития можно отнести: раннее овладение высокотехнологичными ресурсами; длительное нахождение в цифровом пространстве; активное освоение онлайн возможностей, в том числе для самопрезентации; расширение круга социальных знакомств многие из которых завязываются и поддерживаются

только в виртуальном пространстве; недостаточная цифровая компетентность; несоответствие системы образования изменениям цифрового общества.

Вопросы влияния цифровой среды на развитие, становление и проявления человека все чаще становятся предметом исследований представителей общественных наук. В разных аспектах к этой проблеме обращаются А.Г. Асмолов, А.Н. Алехин, А.А. Грекова, Т.Д. Марцинковская, Е.П. Белинская, Ю.В. Воронина, С.Л. Кандыбович, Г.У. Солдатова, Ю.П. Зинченко, Л.Б. Шнейдер, М. Пренски, Д. Рамер и другие.

В исследовании С.Л. Кандыбович и Т.В. Разиной показана роль цифровой среды в процессе социализации молодежи. Авторы предположили, что отработка социальных навыков у молодых людей преимущественно происходит в цифровом пространстве. Используя методику семантического дифференциала, исследователи установили, какие факторы являются ключевыми в оценивании социальных объектов у студентов, а также место различных социальных объектов в их когнитивной схеме. Было выделено два вектора: благонамеренность (благо/зло) и новации

(прогрессивный/регрессивный). Примечательно, что испытуемые отнесли к области «благонамеренных» и «прогрессивных» такие объекты как «интернет», «мессенджеры», «соцсети», «друзей» и целый ряд ценностей индивидуализма. В область «благонамеренных», но «регрессивных» попали «родители», «педагоги», «книга», «обучение». В область «злонамеренного» и «прогрессивного» попали: «труд», «искусственный интеллект», «профессия»1. Полученные данные заставляют задуматься над приоритетами современной молодежи. С одной стороны студенты стремятся к самореализации, общению, творчеству. С другой - на низком уровне находится мотивация к регулярному, традиционному обучению и труду.

О том, как цифровые технологии влияют на наше настроение, психическое здоровье, социальное поведение ученые ведут активные дискуссии. Дэн Ромер из университета Пенсильвании опубликовал данные лонгитюдного исследования влияния информационно-коммуникативных технологий на физическое и психологическое здоровье, успешность в обучении молодежи. Полученные выводы подтверждают некоторые опасения. Так, оказалось, что телевидение негативно влияет на школьную успеваемость, а чтение книг положительно коррелирует с успешностью в обучении. Умеренное использование интернета в образовательных целях скорее способствует развитию и успешности в образовании, в то же время интенсивная вовлеченность в интернет пространство, видеоигры могут выступать как симптомы психологического не благополучия, даже признаками депрессии2.

1 Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации, 2019 №3-4, https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

2 Ramer D. Older Versus Newer Media and the Well-being of United States Youth: Results From a National Longitudinal Panel // J Adolesc Health, 2012. 52 (5). 613-619. (https://www.researchgate.net/publication/235396087_Older_Versus_Newer_Media_and_the_Well-being_of_United_States_Youth_Results_From_a_National_Longitudinal_Panel)

Работа с большими потоками информации, высокая скорость смены информации, работа с гипертекстами и прочее характеризуют привычную среду детей цифрового поколения и влияют на особенности формирования психических процессов. «Прогресс должен быть исследован как один из факторов формирования новых, не существовавших ранее форм аномалий психического развития» 3 . «Темная» сторона современной культуры заключается в том, что человек утрачивает ряд функций, которые на себя берет прогресс. Так, использование калькулятора ведет к слабому развитию арифметических навыков, совершение многих действий в сети одновременно приводит к нарушениям внимания, предпочтению образов символам.

Недостатки формирующегося у детей клипового мышления, тем не менее, являются следствием растущих требований к ребенку со стороны общества. Одной из задач школы является передать как можно больше знаний обучающемуся по самым разным наукам в единицу времени. То есть ребенок развивается в условиях, которые требуют от него быстрого переключения внимания между учебниками (6-7 предметов в день), при этом подавляется механизм получения удовольствия, наслаждения от получаемой информации, при работе с учебником требуется обращаться к фрагментам информации для ответов на вопросы4. Стоит обратить внимание на возникшее в современной практике противоречие между жесткой критикой клипового мышления и требованиями образования, которые в определенной мере способствуют формированию такого типа мышления. В то же время сильные стороны клипового мышления: быстрое переключение между разрозненными фрагментами информации, высокая скорость обработки информации, предпочтение образов, а не текстов с вою очередь помогают ребенку эффективно выполнять, в том числе образовательные, задачи.

Мышление как высший психический процесс формируется в онтогенезе и вбирает в себя черты культурно-исторических практик, которые составляют социокультурные условия развития. Цифровизация всех форм деятельности (игра, общение, учение, труд) сопровождается нарушением традиционный форм отношения знака и значения. Знак из-за дефицита опыта непосредственного взаимодействия с вещами приобретает характер «многозначности». Результаты патопсихологических экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что мышление психически здоровых молодых людей становится более многозначным, отмечается ослабление связи суждений с практической стороной действительности 5 . У современных здоровых респондентов гораздо чаще регистрируются псевдопаталогические формы мышления, сходные с формами, характерными для больных людей с нарушениями связи между знаком и значением. А. Н. Алехин и А. А. Грекова фиксируют у студентов обобщения, основанные на латентных признаках,

3 Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации // Национальный психологический журнал. 2006. Т. 1. №1. С. 27.

4 Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. 2010. URL: https://www.topos.ru/article/7371

5 Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды [Электронный ресурс]. // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. C. 163.

широкие обобщения, а также ряд признаков, характерных по своей форме для искажения мышления6. Особенности мышления в свою очередь влияют на поведение человека, его взаимодействие с миром, отношение к людям и самому себе. В образовательной практике невозможно игнорировать факт иного течения мыслительных операций, педагогам необходимо искать новые методы и методики работы с обучающимися.

В эмпирическом исследовании Г.У. Солдатовой и коллег были определены типы интернет-пользователей среди старшеклассников: ориентированные на обучение (29%), ориентированные на коммуникацию (25%), сетевые читатели (22%), игроки (17%) и универсалы (5%) . Хочется обратить внимание на то, что цифровые ресурсы достаточно прочно проникли во все сферы жизни и образовательное пространство.

Для того чтобы успешно учиться, работать, жить, общаться в современном цифровизированном мире необходимо формирование цифровой компетентности. Не смотря на различия в деталях, по мнению большинства специалистов, цифровые навыки (digital skills) включают в себя умение пользоваться ИКТ, информационную грамотность, цифровое сотрудничество, цифровое решение проблем и творчество, цифровую идентификацию.

В 2019 году России началась реализация Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Основная цель проекта состоит в «создании к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех

о

видов и уровней» . Образовательные учреждения начали активно использовать цифровые образовательные платформы, в том числе бесплатные онлайн сервисы для реализации своих образовательных задач.

Как никогда остро в современных условиях встает вопрос о достаточном уровне цифровой грамотности учеников и педагогов. Аналитическим центром НАФИ применяется подход, предложенный группой специалистов в рамках Саммита G20, проходившего в Берлине в апреле 2017 года. Подход базируется на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиа-грамотности и отношения к технологиям. Каждый из перечисленных индикаторов оценивается в трёх аспектах: когнитивном (знания), техническом (навыки) и этическом (установки) 9 . Результаты проведенного исследования показали, что российские педагоги обладают довольно высоким уровнем цифровой грамотности по сравнению со среднестатистическими показателями (выше на 35 п.п.). Несмотря на то, что

6 Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды [Электронный ресурс]. // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1.

7 Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М., 2018. С. 44 - 45.

8 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 No 16) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72192486 п. 4.4

9 Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. М., 2019.

ученики тоже имеют высокий уровень цифровой грамотности, он все же ниже, чем у педагогов (на 12-15 п.п. )10. Мы полагаем, что развитие цифровой грамотности необходимое условие совершенствования педагогической и учебной компетенций. Тем не менее, предлагаем задуматься о рисках, связанных с вовлеченностью в цифровое и интернет пространство.

В нашем исследовании мы стремились оценить отношение студентов к цифровизации образования, степень их удовлетворенности образовательной средой.

В исследовании приняли участие 146 студентов и магистрантов СмолГУ и Смоленской православной духовной семинарии различных направлений подготовки («Психология в образовании», «Начальное образование», «Психология в социальных практиках», «Лингвистика», «Прикладная математика и информатика», «Социология», «Образовательный менеджмет», «Психологическое консультирование», «Теология»).

Методами исследования стали: модифицированный опросник «Удовлетворенность образованием с использованием цифровых ресурсов» и анализ эссе студентов о цифровизации образования с помощью феноменологического метода анализа текстов.

Оценивают свою удовлетворенность содержанием образования в целом студенты высоко. Данные опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Удовлетворенность содержанием образования

Варианты ответов Число ответов в %

Все отлично, изменения не нужны 5,09

В целом хорошо, но возможны улучшения 75,34

Необходимы улучшения 17,52

Нужно все изменить 2,05

При анализе образовательных условий (материально-технических, кадровых, аудиторных) мы также заметили тенденцию к положительной оценке (см. Таблицу 2). Любопытно, что цифровую среду студенты в большей степени оценивают положительно, чем остальные условия.

Таблица 2.

Удовлетворенность условиями образования

Варианты ответов Число ответов в %

Все отлично, изменения не нужны 21,92

В целом хорошо, но возможны улучшения 47,95

Необходимы улучшения 28,08

Нужно все изменить 2,05

Свою удовлетворенность методами обучения, реализуемыми образовательной организацией студенты оценивают высоко. При анализе мы разделили методы на традиционные (лекции и практические занятия) и

10 Там же. С. 58.

цифровые (задания на онлайн платформе, общение с педагогами в чате, встречи в google meet и прочие). Результаты представлены в Таблице 3 и 4.

Таблица 3.

Удовлетворенность традиционными методами обучения

Варианты ответов Число ответов в %

Все отлично, изменения не нужны 17,8

В целом хорошо, но возможны улучшения 51,37

Необходимы улучшения 30,15

Нужно все изменить 0,68

Таблица 4.

Удовлетворенность цифровыми методами обучения

Варианты ответов Число ответов в %

Все отлично, изменения не нужны 15,75

В целом хорошщ, но возможны улучшения 58,9

Необходимы улучшения 25,35

Нужно все изменить 0

Качественный анализ отношения студентов к цифровизации образования был проведен и использованием феноменологического анализа эссе. Студентам было предложено написать эссе на тему «Мое отношение к цифровизации образования». Нами были выделены смысловые единицы в текстах респондентов, которые позволили проследить определенные тенденции в оценке цифровой среды, ее влияния на образовательный процесс и самих учащихся, проанализировать эффекты цифровизации образования. Результаты исследования представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Сводные данные анализа эссе респондентов

Конденсированный смысл Темы Обобщенные темы

Широкие возможности обучения (из дома, с места работы, во время болезни ит.п.) Широкие возможности цифровизации Положительные эффекты цифровизации образования

Более структурирован материал Легкодоступность материала для изучения Положительные эффекты цифровизации образования

Легче искать информацию (даны ссылки на статьи, видео, добавлены тексты) Легкодоступность материала для изучения Положительные эффекты цифровизации образования

Возможность изменять методы получения информации (найти альтернативные, более понятнятные ресурсы по изучаемой теме, видео, схемы и т.п.) Легкодоступность материала для изучения Положительные эффекты цифровизации образования

Возможность распределять время (дольше или быстрее изучать тот или иной курс или тему) Самостоятельность в образовании и саморегуляция времени Положительные эффекты цифровизации образования

Больше свободного времени (не С амостоятельность Положительные

тратится на дорогу)

в образовании саморегуляция времени_

и

эффекты цифровизации образования

Возможность читать онлайн книги (юрайт, знаниум и другие библиотеки)

Широкие

возможности

цифровизации

Положительные эффекты цифровизации образования_

Возможность изучать больше информации в контексте (используя другие учебники и т.п.)_

Широкие

возможности

цифровизации

Положительные эффекты цифровизации образования_

Не страшно сдавать зачет или экзамен (уверенность в знании тем, отсутствие личностной неприязни, которая может возникать при личном контакте и т.п.)

Снижение тревожности

Положительные эффекты цифровизации образования

Привычная среда

Снижение тревожности

Положительные эффекты цифровизации образования_

Меньше двигательной и социальной активности (не надо выходить из дома, общаться непосредственно)_

Снижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

активности

продуктивности

и

Негативные эффекты цифровизации образования_

Больше отвлекающих факторов (желание «серфить в интернете», просматривать соц.сети и т.п.)_

Снижение

активности

продуктивности

и

Негативные эффекты цифровизации образования_

Меньше возможностей применения полученных знаний из-за снижения социальной активности

Снижение

активности

продуктивности

и

Негативные эффекты цифровизации образования_

Сложности с определением истинной и «фейковой» информации

Страх ошибиться

Негативные эффекты цифровизации образования_

Хуже запоминается информация

Снижение

активности

продуктивности

и

Негативные эффекты цифровизации образования_

Страх личного контакта вне цифровой среды (боязнь опозориться при личном общении, страх перед необходимостью быстрого ответа при беседе)_

Страх ошибиться

Негативные эффекты

цифровизации

образования

Ухудшение физического

самочувствия (большая нагрузка на зрение, снижение зрения, боли в спине и плечах, усталость, переутомление)

Недомогания

Негативные эффекты

цифровизации

образования

На основании этих данных нами были обозначены две обобщенные темы высказываний: «положительные эффекты цифровизации образования» и «отрицательные эффекты цифровизации образования». При этом оценочные суждения респондентов, как правило, звучали так: «Мне очень нравится цифровой формат», «Благодаря технологиям я могу...», «Цифровой ресурс необходим для.», «Есть небольшие недостатки.», «Следует отметить некоторые сложности.», «Кое-что в цифровом образовании мне не нравится...». То есть молодежь, более восторженно оценивает плюсы цифровизации, однако видит и многие минусы. Положительная сторона

цифровизации образования включила в себя четыре темы, отрицательная - три, количество конденсированных смыслов десять и семь соответственно. Доля положительных высказываний о цифровизации образования, как мы видим, дала небольшой количественный перевес.

Предлагаем подробнее остановиться на рисках цифровизации, которые высветились в нашем исследовании:

1. Снижение активности и продуктивности: меньше двигательной и социальной активности, больше отвлекающих факторов, хуже запоминается материал.

2. Страх ошибиться, связан с тревогой по поводу истинности информации, опубликованной на различных интернет сервисах, социальной тревогой, общением вне цифрового ресурса (боязнь личного контакта, боязнь показаться смешным, медлительным, глупым и т.д.)

3. Недомогания включают в себя снижения физических показателей здоровья (зрение, боли в спине, гиподинамия, утомление) и психологические аспекты (уход от реальности, более комфортное нахождение в виртуальной среде).

Новые возможности, которые дает нам цифровая образовательная среда, методы обучения с использованием ИКТ, имеют и противоположную сторону, порождая своеобразные риски. Негативные стороны цифровизации образования в свою очередь могут порождать нарушения физического и психического здоровья, препятствия формированию необходимых для специалиста компетенций, нарушению социализации, сложностям социальной адаптации и межличностного общения.

Анализ отношения к цифровизации молодежи показал интересные и в чем-то противоречивые тенденции. С одной стороны технологии дарят нам новые, более широкие возможности, позволяют учащимся сделать процесс обучения более удобным, скорректировать его сообразно своим стратегиям обучения и образовательным потребностям, то есть сделать образование индивидуализированным, снизить тревожность. В своих эссе студенты отмечали также возможность быть самим собой (аутентичным, а не играющим роль), контактировать с различными людьми (педагогами разных вузов, участвовать в различных вебинарах), более свободными в выборе группы общения. Нечто подобное упоминает известный философ Хармут Роза в своих теориях ускорения и резонанса11. С другой стороны мы встречаем целый ряд опасений, рисков, тенденции к социальной разобщенности.

Студенты признают необходимость цифровизации образования, позитивно оценивают использование ИКТ в образовании, легко принимают цифровую среду, чувствуют себя комфортно в такой системе образования. В то же время отмечают негативные стороны и опасаются за свое здоровье и успешность вне цифровой среды.

Среди наиважнейших задач, стоящих перед современным образованием и педагогами, на наш взгляд, можно назвать поддержание позитивных сторон

11 Hartmut Rosa. Rezonanz: Eine Soziologie der Welt-beziehung. Suhrkamp, 2016.

117

цифровизации как неизбежной тенденции современности и поиск путей преодоления негативных эффектов.

Литература

1. Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды [Электронный ресурс]. // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. C. 162-176. URL: https://www.psycljn.2019080110

2. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. URL: http://www.vestospu.ru

3. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации, 2019 №3-4, https://wcj.worM/PDF/06PSMZ319.pdf

4. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 No 16) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72192486

5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М., 2018.

6. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации // Национальный психологический журнал. 2006. Т. 1. №1. С. 20-27.

7. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. 2010. URL: https://www.topos.ru/article/7371

8. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. М., 2019.

9. Hartmut Rosa. Rezonanz: Eine Soziologie der Welt-beziehung. Suhrkamp, 2016.

10. Ramer D. Older Versus Newer Media and the Well-being of United States Youth: Results From a National Longitudinal Panel // J Adolesc Health, 2012. 52 (5). 613-619. (https://www.researchgate.net/publication/235396087_Older_Versus_Newer_Media_and_the_Well -being_of_United_States_Youth_Results_From_a_National_Longitudinal_Panel)

Razina Lidiya Sergeevna Smolensk State University

Attitude of young people to digitalization of education

Abstract: The article analyzes the prerequisites for the digitalization of education, positive and negative trends in the development of the personality of students in the context of the modern social situation. The characteristics of the risks associated with the use of digital technologies are given. The article presents a study of the peculiarities of attitudes towards digitalization of

education of modern youth. The author analyzes data from a survey of Smolensk State University students about their satisfaction with education using digital technologies.

Keywords: youth, digitalization, peculiarities of attitude to digitalization of education, digital environment, digital competence, qualitative research methods.

References

• Alekhin A.N., Grekova A.A. Features of the formation of thinking in a digital environment [Electronic resource]. // Clinical and special psychology. 2019. Volume 8. No. 1. C. 162-176. URL: https://www.psycljn.2019080110

• Voronina Yu.V. Digital literacy of the teacher: analysis of the content of the concept and structure [Electronic resource] // Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. URL: http://www.vestospu.ru

• Kandybovich S.L., Razina T.V. Features of youth socialization in the modern digital environment // World Civilizations, 2019 No. 3-4, https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

• Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated December 24, 2018 No 16) [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/72192486

• Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Digital generation of Russia: competence and security. M., 2018.

• Tkhostov A.Sh., Surnov K.G. Culture and pathology: side effects of socialization // National Psychological Journal. 2006. Vol. 1. No. 1. pp. 20-27.

• Frumkin K.G. Clip thinking and the fate of linear text. 2010. URL: https://www.topos.ru/article/7371

• Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process./ Authors: T.A. Aimaletdinov, L.R. Baimuratova, O.A. Zaitseva, G.R. Imaeva, L.V. Spiridonov. Analytical center NAFI. M., 2019.

• Hartmut Rosa. Rezonanz: Eine Soziologie der Welt-beziehung. Suhrkamp, 2016.

• Ramer D. Older Versus Newer Media and the Well-being of United States Youth: Results From a National Longitudinal Panel // J Adolesc Health, 2012. 52 (5). 613-619. (https://www.researchgate.net/publication/235396087_Older_Versus_Newer_Media_and_the_Well -being_of_United_States_Youth_Results_From_a_National_Longitudinal_Panel)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.