УДК 316.654
DOI 10.26425/1816-4277-2022-12-180-187
Отношение молодежи Москвы к теме патриотизма в отечественном кинематографе
Куликова Ольга Андреевна
Канд. психол. наук, доц. каф. социологии, психологии управления и истории ORCID: 0000-0003-3204-2494, e-mail: [email protected]
Рябовичева Анастасия Сергеевна
Студент, ORCID: 0000-0002-3095-8821, e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Ключевые слова
Статья посвящена теме патриотизма в отечественных фильмах, создан- Кинематограф, патриотизм, русское кино, ных в различные исторические эпохи. Авторы отмечают, что патрио- патриотическое воспитание, советское тические киноленты создаются с целью воспитать в зрителях любовь кино, телевидение, молодежь, культура и уважение к Родине, однако в настоящее время возникает проблема ослабления популярности отечественных фильмов данной тематики и снижения интереса к ним среди представителей молодежи. Противоречие заключается в том, что актуальность подобных кинокартин только растет, что главным образом связано с общей политической обстановкой и изменениями в российском кинопрокате. При этом качество отечественных патриотических фильмов активно обсуждается. Ставятся вопросы о том, какие картины считать лучшими, какие идеи стоит популяризовать среди населения, действительно ли фильмы вызывают чувство гордости за Родину или лишь рождают насмешки, эффективен ли показ кинолент в рамках программ патриотического воспитания. Для оценки текущей ситуации авторами статьи были собраны и проанализированы мнения представителей молодежи о теме патриотизма в отечественном кинематографе. Результаты исследования позволяют понять, каким образом можно использовать произведения киноискусства в целях воспитания граждан и развития культуры.
Для цитирования: Куликова О.А., Рябовичева А.С. Отношение молодежи Москвы к теме патриотизма в отечественном кинематографе // Вестник университета. 2022. № 12. С. 180—187.
© Куликова О.А., Рябовичева А.С., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The attitude of Moscow youth to the topic of patriotism in domestic cinema
Olga A. Kulikova
Cand. Sci. (Psy.), Assoc. Prof. at the Sociology, Management Psychology and History Department ORCID: 0000-0003-3204-2494, e-mail: [email protected]
Anastasiya S. Ryabovicheva
Student, ORCID: 0000-0002-3095-8821, e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
The article is devoted to the theme of patriotism in Russian films from different time periods. The authors point out that such films are being created in order to foster love and respect for the Motherland; however, there is an emerging problem of a decline in the popularity of domestic films on such topics and that of the lack of interest in the topics among young people. The contradiction lies in the fact that such films are becoming increasingly relevant, mainly due to the overall political situation and changes in Russian film distribution. Meanwhile, there is a lot of talk about the quality of domestic patriotic films. Questions are being raised as to which films are of higher quality, what ideas should be popularized among the population, whether such movies really evoke a sense of pride in the Motherland or only ridicule, and whether they are effective in the framework of patriotic education programs. To assess the current situation, the authors of the article collected and analyzed youth representatives' opinions on the topic of patriotism in domestic cinema. The results of the study allow to form an idea of how works of cinematic art can be used for educating citizens and moving the culture forward.
Keywords
Cinema, patriotism, Russian cinema, patriotic education, Soviet cinema, television, youth, culture
For citation: Kulikova O.A., Ryabovicheva A.S. (2022) The attitude of Moscow youth to the topic of patriotism in domestic cinema. Vestnik universiteta, no. 12, pp. 180—187.
© Kulikova O.A., Ryabovicheva A.S., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
В данной статье рассматривается проблема снижения популярности современных отечественных патриотических фильмов, связанная со сформировавшимся в обществе стереотипом о том, что все российские фильмы отличаются плохим качеством. Патриотические картины создаются с целью донести до зрителя чувство любви и гордости за Родину, поэтому решение поставленной проблемы является важной задачей, стоящей перед российским кинопрокатом и культурой в целом в 2022 г. Как представляется, следует сформировать понимание того, какие фильмы стоит повторно показывать и каким образом снимать новые. Для этого необходимо изучить и проанализировать отношение потенциальных зрителей к данной тематике, что и является основной целью настоящего исследования. К рассмотрению предлагаются художественные картины, поскольку на их производство тратится больше средств, а для продвижения в СМИ и на различных интернет-площадках применяется широкий спектр методов. Кроме того, такие фильмы больше подвержены критике, и ответственность за их создание лежит на съемочной группе.
В выборку исследования вошли представители молодежи Москвы: данная категория граждан крайне активна, и ее представители могут посмотреть и оценить любую картину за пару часов. Однако по этой же причине они крайне подвержены стороннему влиянию, и их отношение к фильму может поменяться в зависимости от того, что скажет их любимых блогер или какую рецензию напишут кинокритики [1].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Прежде всего необходимо провести теоретический анализ рассматриваемой тематики. В ходе исследования используются следующие понятия: патриотизм, патриотическое воспитание, внушение, убеждение, кинематограф, патриотическое кино, общественное мнение. Важно знать, что патриотизм связан в первую очередь не с вопросами войны или политики в целом, а с уважением и любовью к своей Родине, ее культуре, традициям и истории [2]. То есть патриотизм носит не только политический, но и культурно-этический характер. Частью современной культуры является и кинематограф, который представляет собой набор техник, авторских решений, творческих идей и их реализацию, с помощью и посредством которых создаются фильмы, посвященные различным темам.
Выделяют следующие функции кино: познавательную, рекреационную, воспитательную, функцию социального контроля и функцию управления общественным мнением, которая подразумевает использования механизмов убеждения и внушения и имеет своей целью изменение сознания и мыслей зрителей [3]. Существует ряд устойчивых жанров кинематографа, самыми популярными из которых являются комедия, драма, ужасы и детектив; в настоящей статье рассматриваются фильмы различных жанров, объединенные патриотической тематикой [4]. Необходимо осознавать, что патриотические фильмы представляют собой целый цикл картин, содержащий художественные и документальные произведения о войне, истории, достижениях в спортивной и научной сфере, о героях и их судьбах [5]. К основным функциям патриотических фильмов относят повышение общего культурного развития человека и стремления к изучению истории Отечества, формирование основы характера, сферы интересов и общественной позиции, расширение кругозора, а также знакомство с этно-социальной основой общества [6]. Ключевыми особенностями данных картин являются их исторический характер, пафос и ностальгическое настроение, через которые создатели стараются вызвать у зрителей желаемые эмоции и чувства, связанные с гордостью и уважением. Патриотические фильмы входят в число ключевых инструментов программ патриотического воспитания, их все чаще показывают на школьных уроках [7].
В рамках настоящего исследования предлагается проверить, действительно ли фильмы патриотической тематики оказывают воздействие на молодых людей, каково мнение представителей молодежи о патриотических картинах в целом и кажется ли им, что есть действительно хорошие и воодушевляющие произведения данного типа.
АНАЛИЗ РЫНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ
При исследовании проблемы снижения популярности современных патриотических кинокартин были использованы методы контент-анализа, анкетирования и интервьюирования. Итак, обратимся к методу контент-анализа. Необходимо определить, что на самом деле происходит на рынке патриотического
кино в России, однако очевидно, что проанализировать все существующие картины невозможно. Поэтому предлагается обратить внимание на фильмы, особенно отмеченные зрителями на различных интернет-площадках.
Первая часть анализа подразумевает изучение материалов социальной сети «Яндекс.Дзен», которая в последнее время стала более популярной из-за запрета схожих платформ. Любой пользователь «Яндекс.Дзен» может опубликовать свои тезисы и высказывания, в том числе рецензии на фильмы. Вторая часть связана с изучением рейтинга фильмов, заранее отобранных авторами настоящей исследования и принадлежащих к различным направлениям и временным периодам, на портале «Кинопоиск», где обычные пользователи выставляют оценки по 10-балльной шкале. Названные ресурсы доступны молодому населению страны и позволяют оценить даже непросмотренные фильмы. В целях статьи предлагается изучить ряд картин, выделив четыре тематических направления [8]:
1) военные фильмы: «Они сражались за Родину» (1975) с рейтингом 8,4; «В бой идут одни старики» (1973) с рейтингом 8,7; «Сволочи» (2006) с рейтингом 6,7; «Брестская крепость» (2010) с рейтингом 8; «Битва за Севастополь» (2015) с рейтингом 7,6; «28 панфиловцев» (2016) с рейтингом 7,5; «Т-34» (2018) с рейтингом 6,6 [9];
2) спортивные картины: «Удар! Еще удар!» (1968) с рейтингом 6,3; «Восьмое чудо света» (1981) с рейтингом 5,9; «Девушка и Гранд» (1982) с рейтингом 7,2; «Легенда № 17» (2012) с рейтингом 8; «Движение вверх» (2017) с рейтингом 7,5; «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019) с рейтингом 7,3; «Стрельцов» (2020) с рейтингом 6,3 [10];
3) фильмы про культуру (искусство и научные достижения): «Андрей Рублев» (1966) с рейтингом 8,2; «Василий Суриков» (1959) с рейтингом 7,6; «Рок» (1987) с рейтингом 7,3; «Укрощение огня» (1972) с рейтингом 7,9; «Время первых» (2017) с рейтингом 7,5; «Спутник» (2020) с рейтингом 6,3; «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) с рейтингом 7; «Королёв» (2007) с рейтингом 6,1; «Салют-7» (2017) с рейтингом 7,4 [11];
4) исторические фильмы: «Война и мир» (1967) с рейтингом 8,1; «И на камнях растут деревья» (1985) с рейтингом 7,7; «Легенда о княгине Ольге» (1983) с рейтингом 7,3; «Брат» (1997) с рейтингом 8,3; «Союз спасения» (2019) с рейтингом 5,9; «Легенда о Коловрате» (2017) с рейтингом 6,6; «Тобол» (2019) с рейтингом 6,4 [12].
С опорой на данные направления авторами исследования была проанализирована динамика того, как часто пользователи поисковой системы «Яндекс» искали некоторые из перечисленных фильмов с 1 мая 2020 г. по 30 апреля 2022 г., и сделаны некоторые выводы. Основная информация была получена через сервис «Яндекса» «Подбор слов». Ниже представлены проверенные ключевые слова и даны соответствующие описания.
1. «Русские военные фильмы». Наибольшее количество запросов было сделано в мае 2020 г. (220 830) и в мае 2021 г. (248 470), что можно связать с празднованием Дня Победы. В каждый из остальных месяцев количество запросов превышало 100 тыс.
2. «А зори здесь тихие». В мае 2020 г. количество запросов составило 542 788, в апреле 2021 г. — 453 186, в мае 2021 г. — 577 041. С данным фильмом связано наибольшее количество запросов. Именно его чаще всего ищут в связи с Днем Победы, причем по мере приближения к празднику динамика поиска меняется. В другие месяцы количество запросов не превышает 300 тыс., но и не падает ниже 100 тыс.
3. «Брестская крепость». Результаты анализа схожи с предыдущими, однако показатели поиска данного фильма немного ниже и пик пришелся на май 2020 г. (319 726 запросов).
4. «Битва за Севастополь». При сравнении данного фильма с перечисленными ранее картинами можно отметить, что количество связанных с ним поисковых запросов намного меньше и не превышает 100 000 в месяц. Наибольшее количество запросов было сделано в мае 2020 г. (93 774). Прослеживается взаимосвязь поиска с периодом самоизоляции, когда в День Победы не было народных шествий и многие люди отмечали праздник дома.
5. «Девушка и Гранд». Несмотря на то что, как представляется, качество картины высокое, о ней мало кто знает, и количество запросов составляет около 1 000 в месяц. Можно сделать вывод, что советские спортивные фильмы не продвигались так активно, как современные. Кроме того, сегодня речь чаще всего идет о военных картинах, созданных в СССР, при этом другим достижениям уделяется меньше внимания, из-за чего действительно качественные фильмы теряются в информационном потоке.
6. «Легенда № 17». Когда фильм получил высокие рейтинги, деятели кинематографа, вероятно, поняли, в чем заключается залог успеха: зрителям нравится наблюдать за тем, как герои, преодолевшие ряд
препятствий, одерживают спортивные победы. В 2012 г. фильм был новинкой, а к настоящему моменту многие уже его посмотрели и знают знают сюжет, в связи с чем соответствующих запросов не так много — в среднем около 10 тыс. в месяц.
7. «Движение вверх». Популярность данной картины подтверждает тезис, выраженный ранее. Речь идет об успешном фильме спортивной тематики, по сюжету которого команда одерживает победу в невероятно сложной игре. Фильм был снят не так давно и получает больше внимания в социальных сетях, о чем свидетельствует количество среднее запросов в месяц, составляющее около 130 тыс.
8. «Рок». Первый фильм о русском роке, снятый в СССР. В съемках принимали участие Виктор Цой, Борис Гребенщиков, группа «Аквариум». Творчество данных исполнителей уже вошло в национальную культуру, а поклонники, вероятно, захотят посмотреть все, что связано с их деятельностью, с чем и можно связать количество поисковых запросов, стабильно равное 50—70 тыс. в месяц.
9. «Высоцкий. Спасибо, что живой». Число запросов увеличивалось в месяцы рождения и смерти Владимира Высоцкого — в январе и июле. За январь 2021 г. и 2022 г. было сделано 24 535 и 30 373 запроса соответственно. Активнее всего, а именно 44 986 раз, фильм искали в июле 2020 г. Стоит отметить, что 25 июля указанного года исполнилось 40 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. Зачастую биографические фильмы смотрят именно в дни памяти.
10. «Время первых». Среднее количество запросов в месяц составляло примерно 440 тыс., причем более 600 тыс. пришлось на апрель 2020 г. (в апреле отмечается День космонавтики). Собранные данные свидетельствуют об успехе фильма. Можно заключить, что тема космоса нравится зрителю и вызывает у него реальный интерес.
11. «В начале славных дел». Динамика поиска схожа с динамикой поиска советских фильмов на спортивную тематику. Речь идет об успешной картине, известной малому числу потенциальных зрителей. Рост количества запросов наблюдался в январе 2022 г. (10 125). Вероятнее всего, фильм наиболее востребован в новогодние праздники: в данный период по телевидению обычно показывают советские комедии, однако целесообразно ставить в эфир и исторические картины.
12. «Союз спасения». Этот фильм активно продвигался в СМИ, однако, исходя из рейтинга и оценок, можно заключить, что у многих зрителей и кинокритиков он вызвал негативную реакцию. При этом картину ищут в сети «Интернет» чаще, чем советское кино, — в среднем примерно 95 тыс. раз в месяц. В данном случае также можно выявить взаимосвязь роста запросов и праздничных дней; вероятнее всего, следует чаще показывать исторические фильмы, и тогда спрос на них увеличится еще больше.
Итак, необходимо заключить, что в последнее время, особенно начиная с 2012 г., когда с успехом вышел фильм «Легенда № 17», отмечается рост качества и количества фильмов спортивной тематики. Кроме того, после 2017 г. повысился зрительский интерес к картинам про научные достижения и космос. Наименьшую популярность получают современные фильмы на исторические темы. Многие качественные киноленты игнорируются зрителем из-за того, что информация о них почти не распространяется ни в СМИ, ни через иные каналы. Что касается времени роста запросов, интерес к подобным фильмам повышается в связи с праздниками (Новым годом, Днем Победы, Днем космонавтики) и днями памяти некоторых известных личностей. Снижение рейтинга и уменьшение количества поисковых запросов, касающихся фильмов военной и исторической тематики, свидетельствует о проблеме ослабления их популярности. В целях решения данной проблемы следует глубже изучить отношение зрителей к отечественным картинам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ МОСКВЫ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ФИЛЬМАМ
В ходе исследования авторами использовался метод анкетирования, позволивший раскрыть уровень общего интереса граждан к фильмам рассматриваемой тематики. В анкетировании приняло участие 310 человек. Было выяснено, что 40 % не смотрят подобное кино из-за того, что оно кажется им скучным или недостаточно качественным. Выявлены некоторые закономерности: чаще всего от просмотра отказываются мужчины, поскольку их не устраивает качество фильмов, в то время как женщины обращают большее внимание на сюжет и сценарий. Эти 40 % респондентов, а именно 124 человека, не проходили последующее анкетирование по соображениям практической логики: если определенная категория не входит в круг интересов респондента, он не сможет ответить на более узкие вопросы. При помощи
оставшихся 186 респондентов было выяснено, что одним из самых узнаваемых патриотических фильмов, с точки зрения московской молодежи, является фильм «А зори здесь тихие», самым любимым — «Движение вверх», самые успешные картины — советские, а современные фильмы продвигаются активнее всего.
На рисунках 1, 2, 3 и 4 представлены результаты анкетирования 310, 186, 137 и 49 респондентов, соответственно. Исходя из собранных данных, можно заключить, что фильмы патриотической тематики чаще смотрит молодежь в возрасте 22—25 лет (рис. 1 и 2), представители которой особенно ценят военные картины (рис. 3), тогда как молодые люди в возрасте 18—21 года предпочитают фильмы спортивной тематики (рис. 4).
к У
20-,
15-
10-
5-
0
18
19
20
23
24
21 22
Возраст, годы
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту
25 -,
25
к ■У
20 -
15 -
10 -
5 -
0
24
19
15
13
18
19
20
23
24
21 22 Возраст, годы
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Востребованность патриотических фильмов в зависимости от возраста респондентов
25
29 %
43 %
12 %
| Военные (7) Спортивные (2)
14 %
Про культуру (3) Исторические (4)
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 3. Лучшие патриотические фильмы, по мнению респондентов в возрасте 22—25 лет
4 %
29 %
Ш Военные (1) | Про культуру (3)
Спортивные (2) Ш Исторические (4) Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 4. Лучшие патриотические фильмы, по мнению респондентов в возрасте 18—21 года
Становится очевидной еще одна закономерность: интерес, который вызывают исторические и военные фильмы у представителей молодежи в возрасте 18—21 года, ниже интереса другой возрастной группы. Можно сделать вывод, что необходимо работать над общим процессом передачи исторических и культурных знаний более молодому поколению.
В интервьюировании приняли участие 25 человек. Респондентам заранее было предложено посмотреть следующие фильмы: «А зори здесь тихие», «Брат», «Сталинград», «Движение вверх» и «Время первых».
8
6
6
4
После просмотра были проведены анонимные интервью через звонок с помощью инструментов платформы Zoom. Выбор перечисленных картин не случаен: фильм «А зори здесь тихие» респонденты упоминали в рамках анкетирования чаще всего; картина «Брат» выделяется среди других тем, что имела успех, выйдя в повторный прокат; «Сталинград» был снят в 2010-е гг. и представлен как фильм в формате IMAX на русском языке; «Движение вверх» оказался любимым фильмом респондентов; «Время первых» чаще всего ищут в поисковой системе «Яндекс».
Во второй части интервью обсуждался круг вопросов, связанных с проблемой исследования. Респонденты пришли к общему выводу, что наиболее ярким и успешным фильмом из перечисленных выше является «Брат», и отметили, что его суровый реализм лучше лжи, навязываемой другими картинами. Было подчеркнуто, что «Брат» выделяется среди представленных фильмов и факт его создания вызывает гордость. Советское кино, по мнению респондентов, является классикой, с которой необходимо ознакомиться хотя бы для общего развития. Современные картины патриотической тематики представляются опрошенным однотипными, подходящими для разового просмотра и переполненными рекламой и плагиатом, однако от спортивных и научных фильмов порой захватывает дух. Суть проблемы была определена следующим образом: любовь к истории и героям исторических сюжетов почти не прививается, и часто кинодеятели хотят скорее не раскрыть сюжет или тему, а заработать, в связи с чем популярность производимых фильмов падает. Респонденты отметили, что, по общему мнению, в отечественных фильмах огромное количество рекламы.
Изучив имеющиеся данные, можно провести сравнительный анализ фильмов различных периодов и выяснить, как к этим фильмам относится современная молодежь Москвы. Советские фильмы славятся своими актерами с поставленной речью, но их сюжеты представляются достаточно однотипными: это связано с чрезвычайно сильным контролем кинематографа со стороны государства. Фильмы 1990-х гг. действительно выглядят смелыми и необычными, на что в значительной степени повлияла отмена цензуры, однако многим зрителям, особенно женской аудитории, они кажутся специфичными. Фильмы 2000-х гг. и 2010-х гг. можно назвать пилотными, поскольку в этот период отечественные кинематографисты учились использовать новые технологии и раскрывать сюжеты; при этом картины спортивной тематики получили настоящий успех и принесли развитие российскому кинематографу. Зрители отмечают, что современные фильмы продвигаются активнее всего; картины на темы науки и космоса особенно интересны молодежи, однако неумение создателей использовать спецэффекты и игнорирование желаний потребителя зачастую ухудшает качество фильмов. Итак, исходя из анализа общего отношения молодежи Москвы к патриотическим темам в отечественном кино, следует заключить, что предпочтение отдается советским военным фильмам, современным фильмам про космос и науку, а также фильмам 2010-х гг., посвященным спортивным достижениям.
ВЫВОДЫ
Нет никаких сомнений в том, что искусством тяжело управлять и идеи каждого режиссера и сценариста уникальны, однако представителям кинематографа необходимо понимать, какова их аудитория и каким образом следует продвигать определенные картины. В данной статье рассмотрен ряд патриотических картин. Успех подобных фильмов может преобразить отечественный кинематограф и разрушить связанные с ним стереотипы. В результате исследования получены данные, с учетом которых рекомендуется составить сетку вещания для кинотеатров и телевидения. Так, в выходные предлагается показывать военные фильмы для зрителей в возрасте 22—25 лет, а в будни — спортивные картины для аудитории в возрасте 18—21 года, поскольку представители первой возрастной категории проводят больше времени на работе.
Также рассмотрены вопросы о том, что могло бы способствовать росту интереса к патриотическому кинематографу и какие фильмы лучше всего показывать в рамках программы патриотического воспитания. По мнению представителей молодого поколения, стоит чаще показывать советское военное кино, современные научные киноленты, углубляться в историю, а главное — не стоит бояться экспериментов и отражения реальной жизни. В заключение следует отметить, что отечественный кинематограф имеет надежду на долгосрочное развитие, необходимо лишь прислушиваться к мнению зрителя.
Библиографический список
1. Голушкова Т.А., Коровкина Т.Е. Технология использования художественных фильмов как средства патриотического воспитания подростков. В кн.: Инновационные технологии в современном образовании: сб. материалов 4-йМеждународ. науч.-практ. интернет-конф., Наукоград Королёв, 16 декабря 2016 г. М.: ООО «Научный консультант»; 2017. С. 136—140.
2. Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления. Вестник Бурятского университета. 2013;6:120-124.
3. Михайлова Я.Д. Социальные функции кинематографа. Молодойученый. 2018;202:272-274.
4. Татаринцев Н.С. Жанры в кинематографе. Молодойученый. 2019;259:541-547.
5. Мелконян К.Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства общества. Вестник Ставропольского государственного университета. 2010;1:259-263.
6. Гуляев А.С., Евченко М.Н. Кино как средство патриотического воспитания. Молодойученый. 2014;67:749-751.
7. Ишуткина Е.В., Карева О.В. Гражданско-патриотическое воспитание. В кн.: Инновации в науке и практике: сб. статей по материалам 13-й Международ. науч.-практ. конф., Барнаул, 26 декабря 2018 г. Уфа: ООО «Дендра»; 2018. С. 16-19.
8. Сидорова Г.П. Великая Отечественная война в современном российском киноискусстве. Патриотизм: история, современность, образ будущего: материалы Международ. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Ульяновск:, 14—16 апреля 2015 г. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет; 2015. С. 207-212.
9. Хомо люденс. Кино о Великой Отечественной: в чем разница фильмов старых и новых. https://dzen.ru/media/ id/5b6ef214914d0f00ac8017d2/kino-o-velikoi-otechestvennoi-v-chem-ra2nica-filmov-staryh-i-novyh-5fb39c7e7eb1fe4ba0aae3a0 (дата обращения: 01.10.2022).
10. Вот это кино! 12 вдохновляющих российских фильмов о спорте с высокими рейтингами. https://dzen.ru/media/ id/5fe355a47b48fd634f868f56/12-vdohnovliaiuscih-rossiiskih-filmov-o-sporte-s-vysokimi-reitingami-60376bb1109f4c102e094e21 (дата обращения 01.10.2022).
11. Дзен. Подборка лучших фильмов про искусство и художников! https://dzen.ru/media/artilike/-podborka-luchshih-film-ov-pro-iskusstvo-i-hudojnikov (дата обращения: 01.10.2022).
12. GameHata. 15 зрелищных фильмов, посвященных истории России. https://dzen.ru/media/gamehata/15-zreliscnyh-filmov-posviascennyh-istorii-rossii-5e52e33eb38ee002b5fc4a64 (дата обращения: 01.10. 2022).
References
1. Golushkova T.A., Korovkina T.E. The technology of using feature films as a means of patriotic education of adolescents. In: Innovative Technologies in Modern Education: Proceedings of the 4th International Scientific & Practical Internet Conference, Naukograd Korolev, December 16, 2016. Moscow: LLC Scientific Consultant; 2017. P. 136-140.
2. Garmaev B.B. The nature of patriotism and forms of its manifestation. The Buryat State University Bulletin. 2013;6:120-124.
3. Mikhailova Ya.D. Social functions of cinema. Young scientist. 2018;202:272-274.
4. Tatarintsev N.S. Genres in cinema. Young scientist. 2019;259:541-547.
5. Melkonyan K.Yu. Film art as a factor of formation of the society's socio-cultural space. Bulletin of Stavropol State University. 2010;1:259-263.
6. Gulyaev A.S., Evchenko M.N. Cinema as a means of patriotic education. Young scientist. 2014;67:749-751.
7. Ishutkina E.V., Kareva O.V. Civil and patriotic education. In: Innovations in Science and Practice: Proceedings of the 13th International Scientific & Practical Conference, Barnaul, December26, 2018. Ufa: LLC Dendra; 2018. P. 16-19.
8. Sidorova G.P. The Great Patriotic War in modern Russian cinema. Patriotism: History, Modernity, Image of the Future: Proceedings of the Scientific & Practical Conference Dedicated to 70 Years of Victory in the Great Patriotic War, Ulyanovsk, April 14—16, 2015. Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University; 2015. P. 207-212.
9. Homo ludens. Cinema about the Great Patriotic War: the difference between old and new films. https://dzen.ru/media/ id/5b6ef214914d0fD0ac8017d2/kino-o-velikoi-otechestvennoi-v-chem-raznica-filmov-staryh-i-novyh-5fb39c7e7eb1fe-4ba0aae3a0 (accessed 01.10.2022).
10. Vot eto kino! 12 inspiring highly rated Russian films about sports. https://dzen.ru/media/id/5fe355a47b48fd634f868f56/12-vd ohnovliaiuscih-rossiiskih-filmov-o-sporte-s-vysokimi-reitingami-60376bb1109f4c102e094e21 (accessed 01.10.2022).
11. Zen. A selection of the best films about art and artists! https://dzen.ru/media/artilike/-podborka-luchshih-filmov-pro-iskusst-vo-i-hudojnikov (accessed 01.10.2022).
12. GameHata. 15 spectacular films dedicated to the history of Russia. https://dzen.ru/media/gamehata/15-zreliscnyh-filmov-pos-viascennyh-istorii-rossii-5e52e33eb38ee002b5fc4a64 (accessed 01.10. 2022).