Научная статья на тему 'ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИНО И ЕГО РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН РОССИИ'

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИНО И ЕГО РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1035
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КИНО / ВЛИЯНИЕ КИНЕМАТОГРАФА НА ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капустин В. В.

В статье представлены результаты проведенного в 2020 г. Исследования, целью которого явился анализ отношения военнослужащих и гражданской молодёжи, к современному отечественному кино и телевидению и оценки их роли в патриотическом воспитании граждан России. В исследовании приняли участие 467 человек (246 военнослужащих и 221 человек гражданской молодёжи) в возрасте 18-35 лет, проживающих в Москве и Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Капустин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH EXPERIENCE OF MODERN CINEMA AND ITS ROLE IN PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN CITIZENS

The article presents the results of the research, the purpose of which was to analyze the attitude of servicemen and civilians to modern Russian cinema and TV and to evaluate its role in patriotic education of citizens of Russia. The research involved 467 people (246 servicemen and 221 civilians) at the age of 18-35, living in Moscow and Moscow region.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИНО И ЕГО РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН РОССИИ»

УДК 316

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51849

В.В. КАПУСТИН кандидат социологических наук, докторант кафедры социологии ФГКВОУ ВО «Военный университет» имени князя Александра Невского МО РФ E-mail: [email protected]

Опыт исследования современного кино и его роль в патриотическом воспитании граждан России

В статье представлены результаты проведенного в 2020 г. Исследования, целью которого явился анализ отношения военнослужащих и гражданской молодёжи, к современному отечественному кино и телевидению и оценки их роли в патриотическом воспитании граждан России. В исследовании приняли участие 467 человек (246 военнослужащих и 221 человек гражданской молодёжи) в возрасте 18-35 лет, проживающих в Москве и Московской области.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, социологические исследования кино, влияние кинематографа на патриотизм.

Патриотическому воспитанию всегда уделялось приоритетное внимание. В нем участвовали все средства массовой информации, искусства. Важнейшее место среди них занимало кино, благодаря своей способности массового охвата населения, наглядности и доступности информации, ее глубокому психологическому воздействию. Социологическими исследованиями кино - изучением его влияния на социум, модели поведения и ценности современной российской молодежи, занимались многие отечественные социологи, работы некоторых из них, автор считает необходимым выделить: Глотова А.О. [1], Зиновьева П.М. [2], Колесниченко М.Б. [3], Мартьянова И.А. [4].

Кино как специфический вид искусства, который разделяет проблему «текста и реальности. В этом смысле парадоксальный и противоречивый вид искусства. Как никакое другое искусство, кино может задокументировать реаль-

ность, но это документ, созданный кино, может быть достоверной фальсификацией» [5]. Так же может создавать у человека ощущение реально происходящих событий или живого участия в событиях, показанных в нём. В процессе постоянного систематического воздействия на социальное через кинематограф как способ организации и упорядоченной практической деятельности вызывают у объекта воздействия, реакцию и постепенно проходя стадии: ознакомления - различения - запоминания - понимания - восприятия -воспроизведения - перенос полученных образов в практическую сферу, преобразуют объект и создают у него необходимые заданные чувственные образы предмета или явления.

В период становления Российского государства в конце XX в. Работа по патриотическому воспитанию молодежи была практически свернута. Слову «патриотизм» стали придавать негативный оттенок, фактически приравнивая его к национализму, шовинизму, формируя этим общественное сознание, прежде всего молодежи. Тяжелая ситуация в это время складывалась и в отечественном кино. Повальное засилье зарубежной кинопродукции, экономический кризис в стране, отсутствие государственной поддержки поставили отечественных кинопроизводителей на грань банкротства и «вымирания».

Начало XXI в. Ознаменовалось качественно новым подъемом отечественного кино, заявившим на весь мир о своей жизнеспособности и конкурентоспособности. В это же время была качественно пересмотрена позиция государства относительно патриотизма и патриотического воспитания, как среди военнослужащих, так и среди гражданской молодежи.

Патриотизм личности также определяется высокой нравственностью. Развитие патриотической личности совершается на основе социальных связей, через укрепление духовных ценностей, способствующих объединению общества. Патриотическое мировоззрение закрепляется с помощью ярких эмоций в эстетической сфере. Патриотические идеалы, отраженные в искусстве и воспринятые личностью, становятся как бы частью биографии, сохраняются в сознании в виде зримых, волнующих образов, эстетического наслаждения при восприятии, глубоких переживаний явлений социальной действительности, литературы и искусства, художественного творчества. Также хотелось бы отметить важную роль музыки и киноискусства.

В феврале 2020 г. Было проведено исследование отношения военнослужащих и гражданской молодёжи, к современному отечественному кинематографу и оценки роли этого вида искусства в военно-патриотической деятельности. В исследовании приняли участие 467 человек (246 военнослужащих и 221 человек гражданской молодёжи) в возрасте 18-35 лет, проживающих в Москве и Московской области.

В итоге проведенного опроса удалось установить, что в основе формирования любви к Родине, как сложного, длительного, многогранного процесса, должны лежать, прежде всего, нравственная позиция каждого гражданина (59%) и способность Вооруженных Сил обеспечить национальную безопасность (40%). В процессе формирования чувства любви к Родине военнослужащие выступают более оптимистично и активно по сравнению с гражданами, пребывающими в запасе, предлагая более разнообразные методы работы в этом направлении (см. рис. 1).

Нравственная лознцня Боеспособность Вооруженных сил Исторические знания Уровень жизни населения Экономическая мощь страны Героическая история армии Достижения в науке, новые технологии Военио исторические и патриотические Спортивные достижения Встречи с ветеранами н воекнослужаищнн Деятельность по укреплению основ общества Художественная н мемуарная литература

а Гражданская молодёжь ■ Военнослужащие

Рис. 1. Факторы, формирующие чувство любви к Родине (в %)

Одним из основных медиаторов киноискусства в современной культуре является телевидение. По данным опроса, среди телепередач наибольшей популярностью у опрошенных пользуются новости (80%) и кино- или телефильмы (62%). Находящиеся на третьем месте по популярности спортивные телепередачи интересуют только 38% респондентов.

Среди кино- и телефильмов наибольший интерес у респондентов вызывают произведения исторической (59%) и военной (51%) тематики, а также комедии (45%), детективы (23%) и фантастика или фэнтези - 22%.

Причем вкусы у опрошенных категорий довольно сильно расходятся. Так, если военнослужащие предпочитают военные (63%) и исторические (60%) фильмы, то граждане, пребывающие в запасе, с большим интересом смотрят исторические фильмы (57%) и комедии (40%) (см. рис. 2).

Среди художественных кинофильмов большинству опрошенных нравится старое советское кино (60%) и современное российское кино (56%). Американские кинофильмы нравятся только одной трети опрошенных, в основном это граждане от 17 до 26 лет, военнослужащие, призывники или лица, имеющие отсрочку от армии, из семей рабочих, служащих и военнослужащих. Среди военнослужащих к ним относятся младшие офицеры, солдаты или сержанты, проходящие военную службу по контракту или по призыву.

И Гражданская молодёжь □ Военнослужащие

Рис. 2. Тематика художественных кино- и телефильмов, пользующихся наибольшим интересом (в %)

Далее симпатии опрошенных распределились следующим образом: советское кино времен перестройки (19%), французское кино (11%), кино других европейских стран (10%) и индийское кино (5%). В любви к латиноамериканским сериалам признались всего 1,3% респондентов (в основном это граждане, пребывающие в запасе). При этом у военнослужащих современное российское и американское кино пользуется значительно большей популярностью, чем у граждан, пребывающих в запасе (см. рис. 3).

Старое юдетсхое нов

Кнно | ремен перепронкн Кнноцрутнх»ропенгккхпраи

Рис. 3. Предпочтение художественных кинофильмов по стране-производителю (в %)

Причем старое советское кино пользуется популярностью у граждан старше 30 лет, военнослужащих (старших или младших офицеров), служащих, пенсионеров или интеллигенции. Современное российское кино пользуется популярностью у граждан всех возрастов, различных социальных слоев и видов деятельности. Среди военнослужащих - это младшие офицеры, сержанты или солдаты, проходящие военную службу по контракту.

Так, 35% респондентов посещают кинотеатры лишь изредка - на просмотр отдельных кинофильмов, а 33% - не чаще 1-2 раз в год. Более 20% опрошенных кинотеатры не посещают. По частоте посещения кинотеатров военнослужащие выглядят лишь немного благополучнее гражданской молодёжи (см. рис. 4).

По данным опроса, в кинотеатры чаще ходят граждане от 16 до 30 лет, холостые, не имеющие детей; среди военнослужащих - это младшие офицеры, солдаты или сержанты, проходящие военную службу по контракту.

Не ходят в кинотеатры в основном граждане старше 30 лет, женатые, имеющие детей, граждане, пребывающие в запасе, особенно пенсионеры, рабочие, работники сельского хозяйства; среди военнослужащих - это прапорщики, солдаты или сержанты, проходящие военную службу по призыву. Главными причинами являются высокие цены билетов, отсутствие действующих кинотеатров высокого качества и отсутствие потребности в посещении кинотеатров.

3$ 37

Регутмрнс Часто Редко Крайне рекко Не хошгт

В Военнослужащие ■ Гражданская молодёжь

Рис. 4. Частота посещения кинотеатров участниками опроса (в %)

Анализ материалов опроса показал, что военнослужащие посмотрели больше отечественных художественных кинофильмов, чем гражданская молодёжь, 4% военнослужащих посмотрели практически все новые отечественные кинофильмы, которые демонстрировались в кинотеатрах. Причем кинофильмы военной тематики вызывали у военнослужащих больший интерес, чем у граждан, пребывающих в запасе. Кинофильмы исторического содержания, несущие патриотический потенциал, получили более высокие оценки, чем выполненные в голливудском стиле сюрреалистичные кинокартины или боевики.

Опрос показал, что основными критериями, по которым респонденты выбирают тот или иной кинофильм, являются положительные отзывы и рекомендации родственников и друзей (40%), реклама кинофильма в средствах массовой информации (40%) и задействованные в кинофильме актеры (29%). При этом для военнослужащих большее значение имеют рекомендации родственников и друзей, а для граждан, пребывающих в запасе, реклама кинофильма в средствах массовой информации (см. рис. 5).

Рекомендации Реклама I СМИ Актеры Режиссер

Литературное произведение Страна про изгоните ль Название Яркая афиша Случайность

□ Гражданская молодёжь ■ Военнослужащие

Рис. 5. Основные критерии выбора кинофильмов для просмотра (в %)

Так же, 71 % респондентов имеют мнение, что в отечественном кинематографе должно быть больше фильмов военно-патриотической направленности. Однако 7% опрошенных не согласны с этим (см. рис. 6).

□ Согласны

71

■ Не согласны

□ Затрудннлнсь ответить

Рис. 6. Показатель отношения респондентов к необходимости увеличения военно-патриотических фильмов (в %)

Большинство опрошенных (77%) хотели бы увидеть на телеэкранах и в кинотеатрах новый хороший фильм о становлении современной российской армии. Против этого выступают 14% респондентов. По данному вопросу военнослужащие высказали более единодушное и конкретное мнение, нежели граждане, пребывающие в запасе (см. рис. 7).

Для съемки нового кинофильма об армии важно определить, какой образ армии больше соответствует запросам общества и интересам государства.

Военнослужащие Гражданская молодёжь

Рис. 7. Отношение к появлению новых кинофильмов о становлении современной армии (в %)

По данным опроса, наибольшему числу опрошенных нравится патриотический образ армии в кино, как в кинофильме «Офицеры». Далее мнение военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, разделилось: военнослужащим импонируют кинофильмы, пропагандирующие военную службу (как в кинофильмах «В зоне особого внимания» или «Ответный удар») или трагические кинофильмы (как «9 рота»), а гражданской молодёжи, больше нравится юмористический образ армии (телесериал «Солдаты») (см. рис. 8).

ЕЗ Гражданская молодежь ■ Военнослужащие

Рис. 8. Предпочтительный образ армии в кино (в %)

Среди предпочтительных жанров кино об армии опрошенные проявили единодушие, выдвинув на первые места боевики (41%) и приключенческие кинофильмы, далее следуют комедии (26%), исторические кинофильмы (24%) и киноэпопеи (20%). Жанры кино, отражающие простые мирные будни, личные судьбы, семейные отношения и житейские проблемы людей в погонах, вызывают интерес менее чем у одной пятой части опрошенных. Так, киноповести нравятся 18% опрошенных, а кинофильмы бытового жанра - 17%, причем у самих военнослужащих бытовой жанр интересует

лишь 14% респондентов (остальные зачастую рассуждают так: «Зачем смотреть в кино то, что и так видишь ежедневно»).

Опрос показал, что в настоящее время у опрошенных категорий граждан отсутствует единый образ человека в погонах. С другой стороны, появилось много хороших талантливых актеров, уже снявшихся в различных художественных кинофильмах и телесериалах об армии или о службе в других силовых структурах, чей образ импонирует участникам опроса. Поэтому на главные роли в новом хорошем кинофильме об армии опрошенные предложили около 100 отечественных актеров. Среди них однозначными лидерами оказались К. Хабенский (9%) и А. Балуев (7%), далее следуют известные по многим кино- и телефильмам, а также телесериалам Д. Певцов, М. Пореченков, Г. Куценко, С. Безруков, О. Меньшиков, Н. Михалков. Среди других актеров чаще назывались имена А. Петрова, Д. Дюжева, А. Кравченко, Е. Миронова, И. Петренко, Е. Бероева. Многие опрошенные хотели бы увидеть молодых, талантливых актеров (21%) или приходят к выводу, что главное - не имена актеров, а чтобы сюжет фильма был хороший (12%), и актеры в нем хорошо сыграли (9%).

В ключе исследования приоритетной направленности нового кинофильма представляет интерес анализ основных жизненных ценностей участников опроса. Опрос показал, что жизненными приоритетами для респондентов являются материальный достаток (58%), благополучие родных и близких людей (43%) и семейное счастье (35%). Анализ показал, что для военнослужащих и гражданской молодёжи, жизненные ценности несколько различаются. Например, военнослужащие сохраняют надежды на более успешное будущее, на первые позиции выдвигая обеспечение будущего своим детям, а способом достижения этого - возможность реализации своих способностей и профессиональное совершенствование. В то время как у граждан, пребывающих в запасе, главным приоритетом является нынешний материальный достаток. О процветании страны участники опроса думают уже после удовлетворения своих основных жизненных потребностей (см. рис. 9).

Обеспечение будущего детям Матер иалъкый достаток Благополучие близких Семенное счастье Реализация своих способностей Здоровье Хорошее образование Профессиональное совершенствование Любимая работа Процветание страны Хорошие друзья

□ Гражданская молодёжь ■ Военнослужащие

Рис. 9. Наиболее важные жизненные ценности для участников опроса

(в %)

По субъективному мнению, опрошенных, образцом для подражания у современной молодежи в настоящее время являются успешные (43%), независимые и смелые (29%) люди, а также выдающиеся спортсмены (28%). Образцом для молодежи 24% опрошенных считают участников боевых действий в «горячих точках», 21% - бизнесменов, 21% - богатых людей, 20% - киноактеров, 20% - киногероев боевиков, 19% - героев Великой Отечественной войны. Военнослужащих современной армии относят к образцам для подражания молодежи всего 7% опрошенных, что подчеркивает низкий уровень престижа и популярности армии в современном российском обществе (и соответствующую самооценку этого самими военнослужащими).

Таким образом, в случае возникновения возможности создания нового добротного художественного кинофильма, пропагандирующего Вооруженные Силы РФ, данный фильм будет положительно воспринят большинством военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе. Наибольший успех такому фильму будет обеспечен, если он будет выполнен в лучших традициях отечественного кино, иметь патриотический, пропагандистский и даже немного трагический характер, возможно с долей юмора. Он не должен быть комедией, пародией на армию, высмеивающей или очерняющей ее. Жанр данного кинофильма должен быть остросюжетным, но без перебора, т.е. это приключенческий или исторический боевик (как «Грозовые ворота»). В съемках данного кинофильма должны принять участие молодые отечественные

актеры и кто-нибудь уже известный по кино- или телефильмам такой тематики, с уже сформированным амплуа. Кинофильм должен показать военную службу как путь к достижению наиболее важных жизненных ценностей для современных российских граждан в более референтные для населения страны слои общества. В перспективе данный кинофильм обязательно нужно будет запустить на телевизионные экраны, интернет и социальные сети поскольку они остаются наиболее доступными для многих граждан, особенно в небольших городах, поселках и в сельской местности (откуда поступает большинство добровольцев на военную службу по контракту). В таком случае новое кино об армии может стать тем эпохальным киношедевром, который олицетворяет собой новое состояние Российской армии в новое для нее время, который, как знамя, поведет за собой в ее ряды новые поколения военных кадров.

Литература

1. Глотова А.О. Современное российское кино: экспертная характеристика // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 4(137). С. 111-118.

2. Зиновьева П.М. Модели поведения и ценностные паттерны в современных фильмах. Какими чертами обладает «герой» современных фильмов для молодёжи? // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 1(6). С. 1-10.

3. Колесниченко М.Б. О роли кино в российском обществе: социологический взгляд / М.Б. Колесниченко, А.Н. Тетенов // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2021. Т. 1. С. 109114.

4. Мартьянова И.А. Кинометафора жизни современной русской прозы // Мир русского слова. 2016. № 1. С. 113-118.

5. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф. 1997. С. 130.

V.V. KAPUSTIN D. in Sociology, Doctoral Student at the Department of Sociology, Federal State Educational Institution

of Higher Professional Education "Military University named after prince Alexander Nevsky Ministry of Defense of the Russian Federation

Research experience of modern cinema and its role in patriotic education of Russian citizens

The article presents the results of the research, the purpose of which was to analyze the attitude of servicemen and civilians to modern Russian cinema and TV and to evaluate its role in patriotic education of citizens of Russia. The research involved 467 people (246 servicemen and 221 civilians) at the age of 18-35, living in Moscow and Moscow region.

Keyword: patriotism, military-patriotic education, sociological research of cinema, impact of cinema on patriotism.

Literature

1. Glotova A.O. Modern Russian cinema: expert characteristic // Social Policy and Sociology. 2020. T. 19. № 4(137). C. 111-118.

2. Zinovieva P.M. Models of 46ussian46 and value patterns in modern films. What kind of features has a "hero" of modern films for youth? // Century of information (online edition). 2019. T. 3. № 1(6). C. 1-10.

3. Kolesnichenko M.B. On the role of cinema in Russian society: a sociological view / M.B. Kolesnichenko, A.N. Tetenov // The formation of humanitarian environment in higher education: innovative educational technologies. Competence approach. 2021. T. 1. C. 109-114.

4. Martyanova I. A. Kinomethaphor of life of modern Russian prose / I. A. Martyanova // Mir russkogo slova. 2016. № 1. C. 113-118.

5. Rudnev V.P. Dictionary of culture of the twentieth century. Moscow: Agraf. 1997. C.130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.