Научная статья на тему 'Отношение молодежи к региону и малой родине как особенность проявления региональной идентичности (на примере удмуртской Республики)'

Отношение молодежи к региону и малой родине как особенность проявления региональной идентичности (на примере удмуртской Республики) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1054
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОН / МАЛАЯ РОДИНА / IDENTITY / REGIONAL IDENTITY / YOUTH / REGION / HOMETOWN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахтина Юлия Германовна

В статье анализируются особенности проявления современной региональной идентичности удмуртской, русской и татарской молодежи, проживающей на территории Удмуртской Республики. В сравнении трех уровней идентичности (этнической, национально-гражданской и региональной) автор рассматривает отношение молодежи к региону и сопричастность к малой Родине как одной из форм проявления регионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шахтина Юлия Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO THE REGION AND HOMELAND AS A FEATURE OF THE MANIFESTATIONS REGIONAL IDENTITY (FOR EXAMPLE, THE UDMURT REPUBLIC)

The article analyzes the peculiarities of manifestations of contemporary regional identity Udmurt, Russian and Tatar youth living of the Udmurt Republic. In comparing the three levels of identity (ethnic, national, civil and regional) the author examines the attitude of young people to the region and commitment to his Homeland as one of the forms of regional identity.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к региону и малой родине как особенность проявления региональной идентичности (на примере удмуртской Республики)»

УДК: 391/395 ББК: 63 (5)

Шахтина Ю.Г.

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К РЕГИОНУ И МАЛОЙ РОДИНЕ КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Shakhtina Y.G.

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO THE REGION AND HOMELAND AS A FEATURE OF THE MANIFESTATIONS REGIONAL IDENTITY (FOR EXAMPLE, THE

UDMURT REPUBLIC)

Ключевые слова: идентичность, региональная идентичность, молодежь, регион, малая Родина.

Key words: identity, regional identity, youth, region, hometown.

Аннотация: в статье анализируются особенности проявления современной региональной идентичности удмуртской, русской и татарской молодежи, проживающей на территории Удмуртской Республики. В сравнении трех уровней идентичности (этнической, национально-гражданской и региональной) автор рассматривает отношение молодежи к региону и сопричастность к малой Родине как одной из форм проявления регионального самосознания.

Abstract: the article analyzes the peculiarities of manifestations of contemporary regional identity Udmurt, Russian and Tatar youth living of the Udmurt Republic. In comparing the three levels of identity (ethnic, national, civil and regional) the author examines the attitude of young people to the region and commitment to his Homeland as one of the forms of regional identity.

В контексте идентификационных процессов современного общества проблема принадлежности того или иного этноса к историко-географическому и политическому региону приобретает всё более высокую значимость. Развитие сетевых взаимосвязей, высокая мобильность людей, рост открытого информационного пространства меняют, а порой подрывают представления человека о своем месте в мире. С одной стороны, в силу ускоряющейся глобализации, постепенно, с большим трудом складывается российская общегражданская идентичность, с другой же стороны, «происходит регионализация общественного сознания»1, как реакция на кризис общенациональной идентичности, возникшей в результате распада СССР.

По мнению многих современных этносоциологов, историков и политологов, политические изменения в России в начале

1 Туровский, Р.Ф. Региональная идентичность в современной России. Российское общество: становление демократических ценностей? - М., 1999. - С. 88.

90-х годов прошлого столетия привели ее к идентификационному кризису. Перед обществом остро встали вопросы, характерные для периодов

трансформационных изменений: «Кто мы?» «Куда мы идем?». Отсутствие четких ответов еще более усугубили ситуацию и актуализировали повышение научного интереса к проблемам регионализации и регионального самосознания граждан страны.

Одним из ключевых понятий регионализации является дефиниция «регион», которая в то же время не имеет универсального определения. Так, одни исследователи к региону относят круг близлежащих стран, связанных с определенными историческими,

социокультурными и цивилизационными явлениями, другие - хозяйственно-экономическую общность; третьи -территориально-административную единицу в составе государства2.

2 Мансуров, Т.З. Теретико-методолгические подходы к проблеме региональной идентичности в

Впервые в современном российском праве термин «регион» был употреблен в «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803, где регион определен как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономичес-ких, национально-культурных и других условий»1. В дальнейшем термин практически остался без содержательного наполнения.

В политической науке регион рассматривается как одна из единиц территориальной структуры национального государства, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и финансовыми ресурсами для их реализации. В широком смысле регион определяют как институт или систему институтов и организаций, действующих на определенной территории, представляющей собой фрагмент территории государства2.

По мнению В.В. Коротеевой, регионом внутри Российской Федерации может быть «территориальная единица любого уровня - область, край и республика, некоторые подразделения внутри них, а также крупные экономгеографические районы - Поволжье, Восточная Сибирь или даже Сибирь в целом»3. Так или иначе, в основу термина «регион» положен территориально-географический фактор, а региональная идентичность определяется как осознание и ощущение совместного проживания группы людей на определенной территории, имеющей свои административные, хозяйственные, социально-культурные границы.

В данной статье сделана попытка выявления уровня региональной

идентичности молодых удмуртов, русских,

политической науке // Ученые записки Казанского университа Т. 153. кн. 1., 2011. - С. 185.

1 Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 [Электронный ресурс].

2 Бусыгина, И.М. Политическая регионалистика.- М., 2006. - С. 7.

3 Дробижева, Л.М. Демократизация и образцы

национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М., 1996. - С. 209.

татар, проживающих на территории Удмуртской Республикис точки зрения формирования отношения к малой Родине. В рамках изучения этнической, региональной и общегражданской принадлежности молодежи представляется важным выявить факторы и особенности, влияющие на национальное и территориальное самоопределение

человека, определить возможную связь взаимодополнения многоуровневой

системы идентичностей.

Источником анализа поставленной проблемы стали результаты

этносоциологического опроса,

проведенного в 2013-2014 гг. среди молодежи Удмуртской Республики (выборка составила 572 человек в возрасте от 17 до 30 лет, муж. - 38%, жен. - 62%). Так, реализованные этносоциологические замеры убедительно свидетельствуют о том, что и по уровню распространнености, и по степени важности у молодого населения Удмуртской Республики в структуре трех идентичностей доминирует национально-гражданская идентичность (я - гражданин Российской Федерации, гражданин Удмуртской Республики) (72%), на втором месте - этническая идентичность (я -удмурт, я - русский, я - татарин) (18%) и на третьем - идентичность региональная (я - житель России, житель Удмуртии) (10%). Такое соотношение структуры идентичностей объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, складывание системы общенациональных ценностей и приоритетов приобретает все более актуализированный характер в российском обществе. Сегодня активно складываются механизмы современного

нациестроительства - стимулирования чувства достоинства, самоценности граждан. Только в посланиях Президента РФ Федеральному собранию из года в год увеличивается количество определений «национальный» - «российская нация», «единый народ России», «мы -многонациональный народ России»4. За 2013 год данные понятия употреблялись в послании 19 раз. Во-вторых, среди

Послание Президента РФ Федеральному Собранию за 2013 год [Электронный ресурс].

пропагандируемых идей и смыслов в качестве консолидирующих со страной для русских, удмуртов, и татар Удмуртии считаются спортивные достижения и государственная поддержка массового спорта. Актуальность проявилась с последними событиями в области спортивной культуры, как проведение в России XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр. 86% респондентов отметили высокий подъем чувства патриотизма и гордости за страну в виду не просто победы сборной России в общем зачете в Олимпийских и Параолимпийских играх, но и учитывая факт того, что мировое спортивное событие проходило в нашей стране.

Уровень сформированности

национально-гражданской идентичности зависит от условий, в которых происходит этот процесс, от воздействия окружающего социума, развития социальных отношений и их отражения в идеологии. Выражение гражданской позиции личности - это её отношение к обществу, к деятельности, к самой себе, которое должно базироваться на активном начале в каждом ребенке как субъекте собственного развития и как члене общества. Лозунги по типу «Россия -вперед!», основанные на памяти о славных победах Отечества в военных и спортивных мероприятиях, сегодня, находят условный отклик в сердцах молодых. От великих военных побед молодежь эмоционально далеко, однако историческая память о Великой Отечественной войне у многих респондентов является главным

обстоятельством объединения с Россией (50%). Следующим консолидирующим обстоятельством указывается «когда слышу о достижениях в спорте, спортивной культуре» - 35%, и «когда слышу о достижениях России в области культуры, науки, искусства» - 32%. Относительно большой процент среди русской молодежи занимает также «когда в выступлениях политиков говорится о наших успехах в международной политике» (10%). Примечательно, что только удмурты отметили, что чувствуют единство со страной в условиях обиды и досады за неудачу России в области политики, экономики (4%) и только татары - когда выезжают заграницу (8%).

Такие результаты отчасти объясняются и фактором испытания чувств к стране. Большинство респондентов ответили, что чувствуют гордость за страну (65%). Примечательно, что больший процент гордости испытывает удмуртская молодежь (40%), тогда как татарская (46%) и русская (35%) испытывают больше сопричастность к стране. Нередко молодые граждане испытывают чувство стыда за нынешнее состояние своей страны. О таких чувствах говорили 5% респондентов. По мнению одного из опрашиваемых молодых людей, «чувство гордости за свою страну присуще всегда. Скорее, это даже от того, что я просто живу в России, в государстве с богатой историей, большой территорией. Особенно «гордость зашкаливает», когда я выезжаю заграницу и гордо заявляю о наших героях, брендах, которые славят нашу страну». Есть и такие мнения среди участников беседы, которые ссылаются на последние геополитические события, связанные с Украиной: «Россия - мировая держава, которой без военных и разрушительных последствий удалось вернуть полуостров Крым на историческую Родину. Я думаю, после этих событий каждый россиянин был вдвойне горд, что он живет в этой стране». Говоря о чувствах досады и обиды, чаще всего опрашиваемые указывают на социально-экономические условия России, падение духовно-нравственного воспитания молодежи, меркантильность и последствия рыночной экономики.

Что касаетя региональной идентичности и регионального самосознания молодых граждан Удмуртии можно отметить следующий набор характеристик, учитывающий специфику пространства и масштабы территорий, с которыми она сопряжена. Результаты опроса показали, что среди всех уровней региональной идентичности преобладает республиканская («житель Удмуртской республики») (44%), далее следует локальная («единство с теми, кто живет в том же населенном пункте», «моя малая Родина») (32%), и третью позицию занимает макроидентичность - «Житель Поволжья» (14%). Отношение к своей малой родине, региону, городу, селу конструируется через две категории. Во-первых, родной

город, село воспринимается как в широком смысле «дом» (53%). Особенно это выражено среди сельской удмуртской и татарской, городской татарской молодежи. Во-вторых, ключевым аспектом отношения к городу, селу как к родному является биографический фактор, а именно то обстоятельство, что в данной местности прошло детство и юношество молодого человека, здесь он вырос (40%). Эта категория больше характерна для русской молодежи.

Локальная идентичность ярко выражена среди активной удмуртской молодежи (29%). К примеру, вот как характеризует собственную региональную идентичность один из жителей удмуртской деревни: «Я ощущаю себя в первую очередь жителем деревни Кузебаево Алнашского района, затем только жителем Удмуртии и жителем России. Здесь моя родина и для меня важно ощущать единство с этой территорией, потому что здесь жили мои предки, я хочу, чтобы и мои дети знали и жили на этом месте. Кузебаево дает мне силы и энергию»1. Можно предположить, что данная региональная идентификация сформирована через приверженность к культурным традициям, связь с историей народа, сакральные и религиозные верования.

Интересно, что другой из респондентов выделяет собственную локальную идентичность, основываясь на сформированный положительный имидж населенного пункта, ощущения чувств гордости и радости за малую Родину: «На сегодняшний день я ощущаю себя в полной мере жителем деревни Быги Шарканского района. Еще вчера я мог сказать, что, прежде всего, я житель Удмуртии, но сегодня, когда о моей деревне знает весь финно-угорский мир - я горжусь, что моя родина это Быги»2.

Этнический фактор, в частности этническое самосознание, в структуре региональной идентичности играет взаимодополняющую роль. Современные исследователи часто придают

конкурентный характер в отношении

1 НОА УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. № 2-Н. Д. 1437. Л. 4.

2 Там же, Л. 10.

этнической и региональной идентичности. Нередко «региональная идентичность выглядит как некое производное от этнической, возникающее только там, где этнические идентичности пересекаются на территории и порождают конфликт

3 ^

территориального характера» . С данным определением сложно согласиться, поскольку у этих форм идентичности совершенно разные основания, разные механизмы развития. Региональную идентичность можно сменить. Региональная идентичность - это «переживаемые и осознаваемые людьми ценности

определенной системы локальной общности, которые, в свою очередь, формируют чувство территориальной принадлежности группы и индивида» , тогда как этническая идентичность в сочетании и дополнении усиливает особенности регионального самосознания. В данном случае это находит отражение в определении факторов, сближающих удмуртов с русскими и татарами в качестве территории совместного проживания.

В целом результаты

этносоциологических замеров позволяют квалифицировать условия проживания в исследуемом регионе как более или менее благоприятные. В связи с этим целесообразно рассмотреть как выявленные выше оценки отражаются на миграционном поведении молодежи. Значительно подверженным миграционным потокам является центр региона - город Ижевск. Если по республике за последние пять лет прибыло до 4% молодежной аудитории, то в Ижевске этот показатель приближается к 7,8% - практически в два раза выше. Главными причинами переезда в город стали личные обстоятельства (78%), а также потребность в получении образования (20%). Основную долю приезжих составляют удмурты (78,4%) и татары (31,2%).

3 Исмагилов, Н.Н. Проблема региональной идентичности в российском социокультурном пространстве // География и природные ресурсы. 2009. № 3. С. 130.

4Еремина, Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современно России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. С. 282.

Наряду с причинами переезда в Удмуртскую Республику не менее интересными для исследования являются причины, по которым молодежь готова покинуть свой родной край. Данные опроса показывают, что уровень лояльности к своей малой родине (к республике) составляет 49%. Привязанность удмуртов, особенно сельских, к своему месту жительства отражается в ментальности этноса. Как отмечает Г.А. Никитина, «удмурты по сравнению с русскими гораздо сильнее привязаны к сельской местности, их склонность к сельскому образу жизни, веками проверенные любовь к земле и трудолюбие, слабая горизонтальная мобильность вкупе с некоторыми чертами национального характера сыграли стабилизирующую роль, способствовавшую сохранению сельской местности»1.

Среди причин, по которым остальные 61 % в той или иной мере рассматривают возможность переезда, лидируют две позиции. Во-первых, это стремление жить в более комфортных условиях (31%), во-вторых, стремление к новому (29%). Таким образом, речь идет преимущественно о специфически молодежных установках -потребности в комфорте и новых впечатлениях. Мотивационная

интерпретация таких оценок может заключаться в том, что молодое поколение чувствует в себе потенциал самореализации, приложения своих сил и таланта в других регионах, где бы они были в большей мере востребованы. Определенным

подтверждением данным суждениям является и характер третьей по популярности причины - низкая оплата труда в регионе (11%).

Устойчивые образные и

семантические конструкции, которые ассоциируются у молодежи с Удмуртией являются важнейшим аспектом

исследования отношения к малой Родине и формирования региональной

принадлежности, поскольку они

репрезентируют символический уровень

1 Никитина, Г.А. О соответствии этнической ментальности сельских удмуртов российским социальным трансформациям // Идентичность и изменяющийся мир. Сыктывкар, 2008. С. 113.

идентичности. Он играет важнейшую роль при установлении идентификационного своеобразия («в чем мы отличаемся от других», «в чем проявляется наша уникальность», «наши достижения, заслуги» и т.д.). Кроме того, именно этот уровень наиболее простым образом поддается вербализации, художественному и коммуникативному оформлению. На этапе социализации и аккультурации молодое поколение впитывает

представление о символическом уровне репрезентации региональной идентичности как из собственного повседневного опыта («общение» с природным своеобразием и культурными достижениями региона), так и через образование («приобщение» к культурно-историческому наследию

региона).

Главными компонентами

символической репрезентации

региональной идентичности молодежи Удмуртской Республики являются природное богатство - родниковый край (52%) и культурно-историческое своеобразие, связанное, прежде всего с традициями и наследием коренного этноса -удмуртов (41%). Кроме того, для значительной части опрошенных русской молодежи (19%) представления об Удмуртии преломляются через личную память и ощущения, связанные с детством, юношеством, проведенными в «родном доме», в школе и т.д. Данная позиция не является в чистом виде символическим компонентом, скорее ее можно связать с индивидуальным биографическим опытом, который является эмоционально

насыщенным аспектом личностного восприятия. Наконец, еще одним чисто символическим аспектом идентичности является референция к творчеству и достижениям известных выходцев из Удмуртии: П.И. Чайковский, М.Т. Калашников, Г.А. Кулакова, Бурановские бабушки и др. Значимость известных выходцев и их побед в тех или иных сферах деятельности серьезно повышают региональное самосознание, способствуют сплочению, объединению граждан регионального сообщества.

Подводя итог, можно сказать, что

формирование региональной идентичности молодых граждан Удмуртской Республики связано в равной мере с локальной, республиканской и общероссийской идентичностью. Степень территориального самосознания имеет вполне оформившийся характер и положительный оценочный фон. Результаты опроса дают основание считать, что респонденты идентифицируют себя с россиянами, но в рамках своей республики. Возможно, это есть свидетельство усиления роли общегражданской идентичности не за счет региональной, а наряду и в сочетании с ней, поскольку общегражданская ориентация преобладающего большинства молодежи связана в равной мере с республиканской и общероссийской идентичностью. Можно утверждать и о том, что степень восприятия собственной этнической группы связана также с региональной идентичностью молодых людей. Собственно на этом и построена концепция многоуровневой идентичности: каждый уровень, вступая в диалог, приобретает интегративное значение и способствует большей устойчивости малых общностей и общества в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бусыгина, И.М. Политическая регионалистика / И.М. Бусыгина. - М.: РОССПЭН, 2006. - 279 с.

2. Дробижева, Л.М., Аклаев, А.Р., Коротеева, В.В., Солдатова, Г.У. Демократизация и образцы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.М. Дробижева. - М.: Мысль, 1996. - 389 с.

3. Еремина, Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современно России / Е.В. Еремина // Социально-гуманитарные знания. -2012. - № 5. -С. 276-286.

4. Еремина, Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа / Е.В. Еремина // Регионология. - 2011. - № 3. - С. 216-222.

5. Исмагилов, Н.Н. Проблема региональной идентичности в российском социокультурном пространстве / Н.Н. Исмагилов // География и природные ресурсы. -2009. - № 3. -С. 129-134.

6. Мансуров, Т.З. Теоретико-методологические подходы к проблеме региональной идентичности в политической науке / Т.З. Мансуров // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. - Т. 153, кн. 1. - С. 181-190.

7. Никитина, Г.А. О соответствии этнической ментальности сельских удмуртов российским социальным трансформациям / Г.А. Никитина // Идентичность и изменяющийся мир (материалы к дискуссии на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов, г. Ханты-Мансийск, Россия, 2008 г.). Сыктывкар: Издательство Коми научного центра УрО РАН, 2008. - С. 108-115.

8. НОА УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. № 2-Н. Д. 1437. Л. 1-15

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825. (Дата обращения: 14.06.2014)

10. Туровский, Р.Ф. Региональная идентичность в современной России / Р.Ф. Туровский // Российское общество: становление демократических ценностей? - М: Гендальф, 1999. - С. 87-136.

11. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 [Электронный ресурс]. URL: http://zakonbase.ru/content/base/17877. (Дата обращения: 16.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.