Научная статья на тему 'Региональная идентичность в национальном самосознании удмуртской молодежи'

Региональная идентичность в национальном самосознании удмуртской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
928
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОН / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УРОВНИ ИДЕНТИЧНОСТИ / REGIONAL IDENTITY / REGION / ETHNIC SELF-CONSCIOUS / ETHNIC IDENTITY / LEVELS OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитина Юлия Германовна

В статье анализируется уровень региональной идентичности в этническом самосознании молодых удмуртов, проживающих на территории Удмуртской Республики. Основное внимание уделяется выявлению и описанию факторов и особенностей, влияющих на осознание индивидом своей территориальной принадлежности в многоуровневой системе идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никитина Юлия Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL IDENTITY IN THE ETHNIC IDENTITY OF THE UDMURT YOUNG PEOPLE

The article analyzes the level of regional identity in the ethnic identity of young Udmurts living in the Udmurt Republic. The focus is on the identification and description of the factors and features that affect the individual's awareness of their territorial jurisdiction in the tiered system of identities.

Текст научной работы на тему «Региональная идентичность в национальном самосознании удмуртской молодежи»

РЕАЛИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНАЯ 1 II _____________________________________ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Р? |

УДХ 17.035.3

Никитина Юлия Г ермановна

Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, г. Ижевск

Nikitina Y.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ УДМУРТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

REGIONAL IDENTITY IN THE ETHNIC IDENTITY OF THE UDMURT

YOUNG PEOPLE

Аннотация: В статье анализируется уровень региональной идентичности в этническом самосознании молодых удмуртов, проживающих на территории Удмуртской Республики. Основное внимание уделяется выявлению и описанию факторов и особенностей, влияющих на осознание индивидом своей территориальной принадлежности в многоуровневой системе идентичностей.

Ключевые слова: региональная идентичность, регион, этническое

самосознание, этническая идентичность, уровни идентичности.

Abstract: The article analyzes the level of regional identity in the ethnic identity of young Udmurts living in the Udmurt Republic. The focus is on the identification and description of the factors and features that affect the individual's awareness of their territorial jurisdiction in the tiered system of identities.

Key words: regional identity, region, ethnic self-conscious, ethnic identity, levels of identity.

Проблема принадлежности того или иного этноса к историкогеографическому и политическому региону приобретает все более высокую значимость в контексте идентификационных процессов современного общества. С происходящими в мире процессами, такими как активное развитие сетевых взаимосвязей, высокая мобильность людей, рост открытого информационного пространства, меняются, а порой подрываются представления человека о своем месте в мире. В силу ускоряющейся глобализации, с одной стороны, с большим

© Никитина Ю.Г., 2013

трудом, постепенно складывается российская общегражданская идентичность, с другой же стороны, «происходит регионализация общественного сознания» [7. С. 88], которая стала реакцией на кризис общенациональной идентичности, возникший в результате распада СССР.

Региональная идентичность в отечественной науке пока не получила должного теоретического осмысления, однако данная тема часто встречается в междисциплинарных исследованиях социологов, историков, географов, политологов. Одним из ключевых понятий процесса регионализации является понятие «регион», которое, впрочем, не имеет универсального определения. Так, одни исследователи к региону относят близлежащие страны, связанные определенными историческими, социокультурными и цивилизационными явлениями, другие - хозяйственно-экономическую общность, третьи -территориально-административную единицу в составе государства.

По мнению В.В. Коротеевой, регионом внутри Российской Федерации могут быть «территориальная единица любого уровня - область, край и республика, некоторые подразделения внутри них, а также крупные экономгеографические районы - Поволжье, Восточная Сибирь или даже Сибирь в целом» [1. С. 209].

Так или иначе, в основу термина «регион» положен территориальногеографический фактор. Региональная идентичность определяется как осознание и ощущение совместного проживания группы людей на определенной территории, имеющей свои административные, хозяйственные, социально-культурные границы.

В данной статье сделана попытка выявления уровня региональной идентичности в этническом самосознании молодых удмуртов, проживающих на территории Удмуртской Республики. В рамках изучения этнической, региональной и общегражданской идентичности молодежи представляется важным описать факторы и особенности, влияющие на осознание человека национальной и территориальной принадлежности, выявить возможную связь взаимодополнения многоуровневой системы идентичностей.

Исследуемая территория, как, собственно, и каждый российский регион, представляет собой совершенно уникальный набор проявлений региональной идентичности в содержательном выражении. Удмуртская Республика - это

один из полиэтничных субъектов Российской Федерации с численным преобладанием таких этнических групп, как русские (62,2 %), удмурты (28 %), татары (6,7 %) [5]. Удмуртия сегодня является одним из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа, ранее - Уральского федерального округа. В рамках классификации народов по историко-этнографическим областям (ИЭО) удмурты, составляющие коренной этнос республики, входят в ВолгоУральскую ИЭО (Камско-Вятское междуречье, Прикамье, Приуралье), что позволяет им идентифицировать себя и с этим регионом.

Результаты проведенного в феврале-сентябре 2013 г. этносоциологического опроса среди удмуртской молодежи Удмуртской Республики (выборка 150 человек в возрасте от 17 до 30 лет, мужчины - 38 %, женщины - 62 %) показывают, что в структуре трех идентичностей молодых людей лидирует общегражданская идентичность (я - гражданин Российской Федерации, гражданин Удмуртской Республики) (7 %), на втором месте - этническая идентичность (я - удмурт) (18 %) и затем следует региональная идентичность (я - житель России, житель Удмуртии) (10 %). Такое соотношение структуры идентичностей подтверждает мысль о формировании стабильного общества, когда «региональная идентичность не выходит на первый план в иерархии территориальных идентичностей» в отличие от общегражданской идентичности. В обычных условиях региональная идентичность проявляется в формировании определенной системы ценностей и норм поведения жителей региона вне связи с этнической принадлежностью. И наоборот, «в условиях ослабления или кризиса общегражданской идентичности регионально-этническая идентичность может составить ей конкуренцию и, получив политический оттенок, поставить под угрозу единство страны» [3. С. 217].

При анализе региональной идентичности следует учитывать специфику пространства, масштабы территорий, с которыми она сопряжена. Пространственное самосознание на макроуровне - это идентификация с крупными природно-экономическими регионами, на мезоуровне -идентификация с районом, соразмерным краю, области, республике, на микроуровне - идентификация на уровне населенного пункта, улицы, квартала [4. С. 133]. Выделение данных подуровней является весьма продуктивным при диагностике региональной идентичности. Результаты

опроса удмуртской молодежи показали, что среди всех уровней региональной идентичности преобладает республиканская идентичность («житель Удмуртской республики») - 44 %, далее следует локальная идентификация («единство с теми, кто живет в том же населенном пункте», «моя малая Родина») - 32 % и на третьей позиции макроидентичность - «Житель Поволжья» - 14 %.

О роли локальной идентичности для удмуртской молодежи свидетельствуют миграционные настроения. На вопрос «Хотели бы Вы уехать навсегда или на длительное время из сегодняшнего места проживания в город/другой регион/другую страну?» 45 % респондентов ответили «однозначно нет», 40 % - «готовы переехать в другой город моей республики», 15 % - «готовы переехать в другой регион».

Привязанность у удмуртов, особенно сельских, к своему месту жительства отражается и в ментальности этноса. Как отмечает Г.А. Никитина, «удмурты по сравнению с русскими гораздо сильнее привязаны к сельской местности, их склонность к сельскому образу жизни, веками проверенные любовь к земле и трудолюбие, слабая горизонтальная мобильность вкупе с некоторыми чертами национального характера сыграли стабилизирующую роль, способствовавшую сохранению сельской местности» [6. С. 113].

Определенное место в территориальной идентичности молодых удмуртов занимает сопричастность к стране. На вопрос «Ваша региональная идентичность?» большинство удмуртов (32 %) ответили, что считают себя в равной мере и жителями Удмуртии, и жителями России, тогда как 26 % -только жителями Удмуртии, 19 % - только россиянами. Результаты опроса дают основание считать, что респонденты идентифицируют себя с россиянами, но в рамках своей республики. Возможно, это есть свидетельство усиления роли общегражданской идентичности не за счет региональной, а наряду и в сочетании с ней, поскольку общегражданская ориентация преобладающего большинства удмуртов связана в равной мере с республиканской и общероссийской идентичностью.

Этнический фактор, в частности этническое самосознание, в структуре региональной идентичности играет взаимодополняющую роль. Современные исследователи отношению этнической и региональной идентичности часто

придают конкурентный характер. Нередко «региональная идентичность выглядит как некое производное от этнической, возникающее только там, где этнические идентичности пересекаются на территории и порождают конфликт территориального характера» [4. С. 130].

С данным определением сложно согласиться, поскольку у этих форм идентичности совершенно разные основания, разные механизмы развития. Региональную идентичность можно сменить. Региональная идентичность - это «переживаемые и осознаваемые людьми ценности определенной системы локальной общности, которые, в свою очередь, формируют чувство территориальной принадлежности группы и индивида» [2. С. 282].

Этническая идентичность, сочетаясь с региональной, дополняет и усиливает особенности последней за счет этнического самосознания. В данном случае это находит отражение в определении факторов, сближающих удмуртов с представителями удмуртского народа. 57 % удмуртской молодежи считают одним из главных факторов территорию совместного проживания. Действительно, удмурты являются коренным, автохтонным населением ВолгоУральского региона. Осознание причастности к данной территории передается из поколения в поколение, сохраняя богатство языка и культуры удмуртского народа.

Полученные результаты этносоциологического опроса показывают высокий уровень этнического самосознания среди молодых удмуртов. Так, 52 % удмуртской молодежи «никогда не забывают о своей национальности», гордятся ею. Возможно, это связано с укреплением образа «мы», которое основано на позитивном образе этноса и места проживания.

Подводя итог, можно сказать, что региональная идентичность в структуре трех уровней идентичности молодых удмуртов Удмуртской Республики занимает третье место. Однако степень территориального самосознания имеет вполне оформившийся характер и положительный оценочный фон регионального самосознания. Территориальная ориентация большинства удмуртов связана в равной мере с республиканской и общероссийской идентичностью. Можно утверждать и то, что степень восприятия собственной этнической группы связана с общегражданской и региональной идентичностью молодых людей. Собственно, на этом и построена концепция многоуровневой

идентичности: каждый уровень, вступая в диалог, приобретает интегративное значение и способствует большей устойчивости малых общностей и общества в целом.

Список литературы:

1. Демократизация и образцы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова - М.: Мысль, 1996.

2. Еремина Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 5.

3. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа // Регионология. - 2011. - № 3.

4. Исмагилов Н.Н. Проблема региональной идентичности в российском социокультурном пространстве // География и природные ресурсы. - 2009. - № 3.

5. Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике.

6. Никитина Г.А. О соответствии этнической ментальности сельских удмуртов российским социальным трансформациям // Идентичность и изменяющийся мир: (Материалы к дискуссии на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов, г. Ханты-Мансийск, Россия, 2008 г.). - Сыктывкар: Изд-во Коми НЦ УрО РАН, 2008.

7. Туровский Р.Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? - М: Гендальф, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.