Научная статья на тему 'Отношение крестьян к избам-читальням в 1920-е гг. (по материалам Западной Сибири)'

Отношение крестьян к избам-читальням в 1920-е гг. (по материалам Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ / "КРЕСТЬЯНСКАЯ ГАЗЕТА" / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРЕСТЬЯНСТВО / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение крестьян к избам-читальням в 1920-е гг. (по материалам Западной Сибири)»

большинство профессоров и преподавателей участвуют в республиканских и международных семинарах, симпозиумах и конференциях.

Вопросы национальной культуры и национального самосознания находят отражение в репертуаре творческих коллективов института в ежегодно проводимых отчетных концертах института и консерватории перед общественностью города.

Таким образом, с приобретением суверенитета начался новый этап развития Таджикистана, в ходе которого были созданы благоприятные условия для возрождения национальной культуры, способствовавшие развитию её национальной самобытности и сохранению национальных традиций, обогащённых новым содержанием. Культура Республики Таджикистан продолжила развиваться как составная часть мировой культуры.

Список литературы

1. Рахмонов, Э. Ш. Независимость - великое благо для страны и народа / Э. Ш. Рахмонов // Нар. газета. -2004. - 15 сент.

2. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.

3. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.

4. Рахмонов, Э. Ш. Культурная независимость / Э. Ш. Рахмонов. - Душанбе, 2001.

5. Отчёт о деятельности Министерства культуры РТ. - Душанбе, 2001.

6. Отчёт о деятельности Министерства культуры РТ. - Душанбе, 2016.

УДК 316.343.37:027.9(571.1)''192"

С.И. Бондаренко

Алтайский государственный аграрный университет,

Барнаул, Россия

ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К ИЗБАМ-ЧИТАЛЬНЯМ В 1920-е гг.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

В статье рассматриваются особенности восприятия крестьянством социокультурных новаций в годы НЭПа. Выделяются проблемы организации изб-читален, которые крестьяне вскрывали в своих письмах во власть.

Ключевые слова: изба-читальня, «Крестьянская газета», культурно-просветительная работа, крестьянство, советская власть.

S. I. Bondarenko Altai SAU, Barnaul, Russia

THE ATTITUDE OF THE PEASANTS TO THE READING ROOMS HUTS IN THE 1920s (ON THE MATERIALS OF WESTERN SIBERIA)

In the article the features of perception of the peasantry of social and cultural innovations in the years of the NEP. Highlighted the problem of reading room huts, which the peasants were revealed in their letters to power.

Keywords: reading room hut, «Krest'janskaja gazeta», cultural and educational work, the peasants, Soviet authority.

Простой ликвидации неграмотности в 1920-е гг. было недостаточно для воспитания человека с новым советским мышлением. Именно эта задача ставилась новым советским руководством. Данную проблему в какой-то мере должны были решать новые культурные учреждения. XIII съезд РКП(б) в мае 1924 г. констатировал: «Политпросвет работа в деревне теперь наиболее насущная с точки зрения победы коммунизма» [1, с. 20]. Появлялись клубы, избы-читальни, массовые библиотеки, народные дома, дома крестьянина, культурно-просветительные кружки.

Опорным пунктом, центром всей политпросветительной работы в деревне последние партийные съезды признавали избу-читальню. По определению Н. К. Крупской «... изба-читальня была суммой всех просветительных учреждений и опорным пунктом культурной работы».

Об отношении самих крестьян к новшествам говорят письма в центральные газеты и журналы: «Крестьянскую газету», «Беднота», местные газеты «Новая деревня», «Молодая деревня», «Красный Алтай», «Алтайская деревня». Письма отражают неоднозначную реакцию крестьян на нововведения.

Особенно репрезентативными могут быть письма в «Крестьянскую газету», не попавшие на ее страницы, но сохранившиеся в архиве.

Материалы обследования Панкрушихинского р-на Каменского уезда Новониколаевской губернии свидетельствуют о популярности «Крестьянской газеты» среди крестьян района. «Очень многие крестьяне выписывают «Крестьянскую газету». По цене сходна и по приложениям она чрезвычайно ценна для крестьян» [2, л. 30]. Месячный отчет крестьянской газеты (февраль 1924 г.) по Новониколаевской губернии выявил 2830 - индивидуальных подписчиков, 257 - коллективных [3, л. 13].

Крестьяне живо реагировали на работу избы-читальни, писали письма. В письмах описывали, как у них ведется работа, предлагали меры по улучшению работы, хвалили, критиковали, считая что, если изменения касаются их жизни, значит, они имеют право голоса в этих вопросах.

Крестьянин Степан из с. Усть-Калманка, Бийского уезда. (1925 г.) писал в «Крестьянскую газету»: «После перевыборов с/совета, у нас в селе работа начинает оживать, несмотря на то, что до этого изба-читальня была закрыта, на помещении нардома висел большой ржавый замок, с/совет работу эту возобновил, пригласил нового избача, который повел культурно-просветительную работу. Мужики к избачу Кожевникову обращаются днем и ночью, который им выдает все справки и пишет заявления о переплате с/х налога, о падеже скота и прочее» [4, л. 9]. И в заключении говорит о том, что население охотно идет навстречу с/совету по благоустройству села.

Таким образом, крестьянин культурно-массовую работу понимал не только, как работу избы-читальни в плане просвещения граждан, но и как общую работу всех организаций села, направленную на улучшение благосостояния деревни. В этом же русле написано письмо в «Крестьянскую газету» крестьянином Микуловым (село Зырянское Томский округ), а точнее его дочкой, под диктовку [5, л. 32-33]. Микулов сообщает о том, как к лучшему изменилась жизнь деревни с приездом к ним т. Янкшина. Янк-шиным был создан крестьянский клуб, кружки по сельскому хозяйству, детские ясли и также школы изучения политики РКП(б) и Советской власти.

Из письма видно, что Янкшин достаточно верно понимал крестьян, все старался объяснить, рассказать, что для крестьян очень важно. В заключении автор говорит о том, что доверие к нему крестьян громадное. По всей видимости, крестьянин не ошибается, говоря о доверии крестьян к Якшину т. к. весной, когда начинаются весенне-полевые работы, собрать 100-120 крестьян в школу изучения политики РКП(б), было не всем секретарям под силу. Для этого нужно было зарекомендовать себя в глазах крестьян. О заинтересованности крестьян в работе изб-читален свидетельствуют многие письма.

Избач Кононов из с. Усть-Нигим Тарского уезда Омской губернии. (1925 г.) писал в журнал «Изба-читальня» (приложение к Крестьянской газете):

«Я, избач и подписчик на журнал, внимательно следя за материалами, помещенными в нем, отмечаю, что совершенно не уделяется внимание положению пропагандистской работы в нашей неграмотной Сибири, где условия работы изб-читален совершенно не те, нежели в Российских губерниях, и у нас, например, в нашем уезде, пропагандистская работа только в нынешний год организационно оформилась и требует внимательного руководства, что журнал до некоторой степени выполнит, уделяя и выполняя отдельно достижения и недостатки» [6, л. 12]. Далее Кононов пишет о работе своего справочного стола, из чего можно сделать вывод, что это главное направление работы избы-читальни, безусловно, нужно крестьянам.

«99 % всех запросов к нашему справочному столу - это вопросы чисто судебного характера, земельного, налогового и сводятся к писанию заявлений в то или иное соответствующее учреждение, конечно, наряду с написанием заявления, узнаешь подробности, причину, из которой вытекает вопрос, и разъясняешь крестьянину дальнейший ход его вопроса, пользу и сущность». Автор огорчается, что не хватает времени записать все запросы. «Плакат нашего справочного стола с ящиком для письменных вопросов, уже начинает превращаться в ненужный, т. к. благодаря живой работе стола, авторитет его среди крестьянства возрос до желательной степени и все вопросы в большинстве (90 %) устные» [7, л. 14]. Как видим, крестьяне данного села «подредактировали» работу справочного стола. Крестьяне считали, что если их послушают, поговорят с ними, то лучше их поймут и сделают все более правильно. Вероятно, сказывалось и традиционное нежелание крестьян «прикладываться» к бумаге. Недаром в сибирской деревне бытовала пословица «Бумажки клочок далеко поволочет» [8, с. 31]. Да и политические события недавнего прошлого не прибавили уверенности в завтрашнем дне.

Крестьянин Павел Аксенов из с. Ново-Троицкое Славгородского уезда Омской губернии отмечает в своем письме позитивную динамику отношения крестьян к избе-читальне, когда там заработали разные кружки и нуждающимся в справках «даются удовлетворительные ответы» [9, л. 10]. По результатам обследования Старо-Бардинского р-на Бийского уезда Алтайской губернии (1928 г.) было выявлено, что стол справок работал особенно интенсивно в тех селах, где к его работе привлекались агрономы, врачи, фининспектора, страхагенты. Они дежурили по очереди, и вся работа в избе-читальне протекала под непосредственным наблюдением зав. избой-читальней [10, л. 19]. Обычно такие заведующие пользовались авторитетом среди крестьян [11, л. 30]. Но такая работа столов справок наблюдалась не во всех избах-читальнях Западной Сибири.

Во многих письмах крестьяне жаловались на недостатки в работе изб-читален; но такую критику, точно так же, как и положительные отзывы, можно трактовать как стремление к знаниям, к новой жизни. Писали ведь во многих случаях с просьбой разобраться, сами выявляли причины плохой работы, просили наказать виновных, помочь с литературой, кадрами и т. д.

Критика, как правило, была связана со стремлением добиться большей эффективности от диалога с властью.

Проведённый нами контент-анализ крестьянских писем в «Крестьянскую газету» показал, что вопросы организации и работы культурно-просветительных учреждений волновали крестьян больше, чем вопросы ликвидации неграмотности и школьная работа. Из 32 % крестьян, высказавшихся по вопросам просвещения, 14 % вопросов были посвящены работе изб-читален.

Крестьянка Томина из с. Михайловка Славгородского уезда Омской губернии, работающая рай-организатором в своем селе, писала в Крестьянскую газету (1925 г.): «Есть у нас в районном селе Ми-хайловка Славгородского уезда Омской губернии изба-читальня, но она очень мало походит на культурный центр деревни, а скорее всего на сборище. Одна небольшая комната при нардоме. В эту комнату вечером собираются в пешки и шашки играть. Тут же библиотека в это же время книги выдает, тут же в фисгармонь играют в это же время громкое чтение газет и также собирается много народу, для того, чтобы почитать газеты, а собирается деревенская молодежь с гармошкой устраивают около избы-читальни пляску, шум, а газеты лежат расположенные по порядку, ждут читателя» [12, л. 5]. Далее Томина отмечает, что изба-читальня богата литературой, да нет умелого руководства и предлагала «создать такую избу-читальню, где бы крестьянин пришел усталый от дневной работы в уютную тихую комнату почитать газеты, или определенные дни, установленные для громкого чтения, послушал бы и вернулся домой довольным». Вероятно, именно так представлялась крестьянам обещанная новая культурная жизнь. Томина была недовольна тем, что в праздничные дни, когда идут спектакли, изба-читальня закрывается (там переодеваются актеры) и бедняки, не имеющие 20 коп. на билет, «ходят и в окна заглядывают, как богатые и совслужащие наслаждаются какой-нибудь украинской пьесой, где играет секретарь райкома партии влюбленного молодого человека». Далее крестьянка просит «Крестьянскую газету» рассказать как надо вести культурную работу в деревне, т. к. «крестьянам у нас надоело такое просвещение». Таким образом, причина плохой работы избы-читальни автору видится в отсутствии организатора.

В конце 1920-х гг. изба-читальня по-прежнему оставалась центром культурного досуга и политической активности крестьян. Для развития работы в избах-читальнях создавались постоянные кадры избачей, повышалась заработная плата (в три раза), организовывались различные курсы деревенских куль-тпросветчиков.

Список источников

1. Жизнь Сибири. - № 2. - 1924. - С. 20.

2. ГАНО-П. Ф. 2. Оп. 1. Д. 566. Л. 30.

3. ГАНО-П. Ф. 2. Оп. 1. Д. 369. Л. 13.

4. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 95. Л. 9.

5. РГАЭ.Ф. 396. Оп. 3. Д. 644. Л. 32-33.

6. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л.12.

7. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л.14.

8. Миненко Н. А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни (XVIII - первой половине XIX в.) / Н. А. Миненко. - Новосибирск, 1989. - 260 с.

9. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л. 10.

10. ГАНО-П. Ф.2 Оп. 2. Д. 2605. Л. 19.

11. ГАНО-П. Ф.2. Оп.1. Д. 566. Л. 30.

12. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л. 5.

УДК 784.3(571.150-25)''191''

В. А. Виноградов Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА БАРНАУЛА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена проблеме изучения хоровой культуры Барнаула. Рассматривается история хорового-певческого, музыкального образования, проблемы организации концертов в городе в начале XX века.

Ключевые слова: духовный концерт, музыкальные утренники и вечера, Второе сибирское хоровое певческое общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.