Во многих письмах крестьяне жаловались на недостатки в работе изб-читален; но такую критику, точно так же, как и положительные отзывы, можно трактовать как стремление к знаниям, к новой жизни. Писали ведь во многих случаях с просьбой разобраться, сами выявляли причины плохой работы, просили наказать виновных, помочь с литературой, кадрами и т. д.
Критика, как правило, была связана со стремлением добиться большей эффективности от диалога с властью.
Проведённый нами контент-анализ крестьянских писем в «Крестьянскую газету» показал, что вопросы организации и работы культурно-просветительных учреждений волновали крестьян больше, чем вопросы ликвидации неграмотности и школьная работа. Из 32 % крестьян, высказавшихся по вопросам просвещения, 14 % вопросов были посвящены работе изб-читален.
Крестьянка Томина из с. Михайловка Славгородского уезда Омской губернии, работающая рай-организатором в своем селе, писала в Крестьянскую газету (1925 г.): «Есть у нас в районном селе Ми-хайловка Славгородского уезда Омской губернии изба-читальня, но она очень мало походит на культурный центр деревни, а скорее всего на сборище. Одна небольшая комната при нардоме. В эту комнату вечером собираются в пешки и шашки играть. Тут же библиотека в это же время книги выдает, тут же в фисгармонь играют в это же время громкое чтение газет и также собирается много народу, для того, чтобы почитать газеты, а собирается деревенская молодежь с гармошкой устраивают около избы-читальни пляску, шум, а газеты лежат расположенные по порядку, ждут читателя» [12, л. 5]. Далее Томина отмечает, что изба-читальня богата литературой, да нет умелого руководства и предлагала «создать такую избу-читальню, где бы крестьянин пришел усталый от дневной работы в уютную тихую комнату почитать газеты, или определенные дни, установленные для громкого чтения, послушал бы и вернулся домой довольным». Вероятно, именно так представлялась крестьянам обещанная новая культурная жизнь. Томина была недовольна тем, что в праздничные дни, когда идут спектакли, изба-читальня закрывается (там переодеваются актеры) и бедняки, не имеющие 20 коп. на билет, «ходят и в окна заглядывают, как богатые и совслужащие наслаждаются какой-нибудь украинской пьесой, где играет секретарь райкома партии влюбленного молодого человека». Далее крестьянка просит «Крестьянскую газету» рассказать как надо вести культурную работу в деревне, т. к. «крестьянам у нас надоело такое просвещение». Таким образом, причина плохой работы избы-читальни автору видится в отсутствии организатора.
В конце 1920-х гг. изба-читальня по-прежнему оставалась центром культурного досуга и политической активности крестьян. Для развития работы в избах-читальнях создавались постоянные кадры избачей, повышалась заработная плата (в три раза), организовывались различные курсы деревенских куль-тпросветчиков.
Список источников
1. Жизнь Сибири. - № 2. - 1924. - С. 20.
2. ГАНО-П. Ф. 2. Оп. 1. Д. 566. Л. 30.
3. ГАНО-П. Ф. 2. Оп. 1. Д. 369. Л. 13.
4. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 95. Л. 9.
5. РГАЭ.Ф. 396. Оп. 3. Д. 644. Л. 32-33.
6. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л.12.
7. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л.14.
8. Миненко Н. А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни (XVIII - первой половине XIX в.) / Н. А. Миненко. - Новосибирск, 1989. - 260 с.
9. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л. 10.
10. ГАНО-П. Ф.2 Оп. 2. Д. 2605. Л. 19.
11. ГАНО-П. Ф.2. Оп.1. Д. 566. Л. 30.
12. РГАЭ. Ф. 396. Оп. 3. Д. 435. Л. 5.
УДК 784.3(571.150-25)''191''
В. А. Виноградов Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА БАРНАУЛА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Статья посвящена проблеме изучения хоровой культуры Барнаула. Рассматривается история хорового-певческого, музыкального образования, проблемы организации концертов в городе в начале XX века.
Ключевые слова: духовный концерт, музыкальные утренники и вечера, Второе сибирское хоровое певческое общество.
V. A. Vinogradov Altai state Institute of culture, Barnaul, Russia
THE CHORAL CULTURE OF BARNAUL IN THE EARLY 20th CENTURY
The article is devoted to the study of choral culture of Barnaul. The history of choral singing, music education, problems of organizing concerts in the city at the beginning of the 20th century is considered.
Keywords: spiritual concert, musical matinees and evenings, the Second Siberian choral singing society.
В музыкальном наследии Барнаула прочное место занимает хоровая культура. Первоначально широкое распространение оно получило в виде церковного пения в храмах. Многие годы церковная музыка оставалась почти единственным средством приобщения жителей города к вокально-хоровой музыке. Высоким исполнительским уровнем отличались хоры Петропавловского Собора, Дмитриевской, Знаменской, Нагорной церквей, которые в значительной степени стимулировали не только творческий рост хорового музицирования, но и вызвали к созданию многочисленных хоровых коллективов в городе.
Изучение истории хоровой культуры Барнаула начала XX века в различных ее аспектах было не системным. Отдельные фрагменты, сюжеты хоровой культуры в контексте музыкальной жизни Барнаула рассматривались в статьях С. В. Нестеровой, В. Ф. Гришаева, Г. Д. Гребенщикова, воспоминаниях
A. М. Топорова и др.
В 90-е годы XIX века в музыкальной жизни Барнаула появилась новая форма публичных выступлений - духовные концерты. Один из первых таких концертов состоялся под управлением В. И. Губина, учителя пения бывшего Горного училища, с участием соборных певчих и местных любителей [1]. Впоследствии, духовные концерты проводились неоднократно. В программы включались сложные композиции, исполнение которых без образцовой постановки хорового пения было бы невозможным. Подтверждением тому - программа из 3-х отделений: 1. Духовно-историческая музыка. 2. Эпоха расцвета русской духовной музыки. 3. Новая русская национальная духовная музыка, исполненная церковными хорами Дмитриевского, Знаменского и Петропавловского собора, где прозвучали сочинения Палестри-ны, Гайдна, Страделлы, Чайковского, Турчанинова, Ипполитова-Иванова, Чеснокова, Калинникова и Гречанинова [2].
На рубеже XX века, существенное влияние на развитие хорового пения, оказали результаты обучения музыке в учебных заведениях города. Официально пение считалось необязательным предметом, но там где понимали значение музыкального воспитания подрастающего поколения, оно занимало достойное место. Приглашались музыканты-педагоги, создавались условия для работы, выделялись необходимые материальные средства. В первую очередь, здесь необходимо отметить частные женские гимназии М. Ф. Будкевич и Н. Н. Красулиной, Реальное, Торговое, Духовное училища, женскую прогимназию. Знанием дела отличалась работа преподавателей пения А. А. Филимонова, В. В. Титова, Д. К. Головко,
B. С. Ракина, А. И. Марцинковского, В. Н. Королькова, С. В. Шаронова, дьякона Добросердова. Благодаря их усилиям зародились и стали традиционными музыкально-литературные вечера и утренники, в программы которых, включались номера сольного и хорового пения, вокальных ансамблей из числа учащихся. Утренники и вечера устраивались не только в стенах учебных заведений. Для наиболее удачных программ зачастую арендовались залы Народного дома, Общественного собрания, Алтайского горного округа. Они привлекали многочисленных слушателей, и это обстоятельство, несомненно, способствовало общему подъему музыкальной культуры жителей Барнаула.
Итак, к 1911 году, Барнаул имел серьезные достижения в области хорового пения. Тем самым была создана благодарная почва для организации и открытия Второго Сибирского Хорового Певческого Общества (первый был создан в Томске в 1908 году - прим. В. В.). Это стало, в свою очередь, завершающим этапом развития хорового и вокального искусства. За свой, сравнительно короткий срок существования (1911-1916), общество сумело организовать хоровые классы, открыть нотную библиотеку и курсы практического пения, дважды в год устраивать концерты хоровой музыки. Правда, хоровому обществу не удалось создать своего постоянно действующего коллектива, но на все проводимые концерты ему удавалось комплектовать хор в количестве до 70 человек.
Обширная и плодотворная музыкально-просветительская деятельность Хорового общества была настолько значительной, что без нее невозможно представить музыкальную жизнь Барнаула не только до 1917 года, но и первых лет Советской власти. Многие члены общества стали видными представителями музыкального искусства, инициаторами создания Музыкального общества, Барнаульской Рабоче-крестьянской консерватории, преподавателями пения в общеобразовательных школах.
Хоровое певческое общество, при отсутствии в Барнауле системы профессионального музыкального образования и концертных организации, явилось хорошей творческой школой в области музыкального просвещения, обучения, очагом пропаганды лучших образцов классической и народной музыки. Благодаря целенаправленной работе с любителями музыки (вокалисты, певцы хора) обществу удалось осу-
ществить постановку оперных сцен из «Аскольдовой могилы» А. Верстовского, «Жизнь за Царя» М. Глинки.
29 октября 1911 года стал днем неофициального открытия Хорового общества, когда впервые, члены будущего общества собрались на учредительное собрание. На нем был утвержден Устав, определены цели и задачи. Газета «Жизнь Алтая» писала: «В недалеком будущем в Барнауле откроется Второе Сибирское Хоровое Певческое Общество... Цели общества следующие: развитие и распространение художественного церковного и светского хорового пения... Содействие лучшей постановке пения... Урегулирование взаимных отношений между учителями пения и регентами, хористами. Заботы об улучшении материального быта своих членов» [3]. Сообщение о создании нового общества получили поддержку у участников хоровых коллективов, любителей пения и музыки. Уже в начале ноября в частной музыкальной школе А.И. Смирновой собрались члены будущего общества для обсуждения вопросов первого публичного выступления, программы концерта. Наиболее острую дискуссию, по мнению газеты «Жизнь Алтая» вызвал выбор хормейстеров для подготовки концертных номеров. Она, в частности, писала: «... концерты много выиграют в отношении профессионализма, если в них будут принимать активное участие все местные регенты, - доказывал Филимонов - преподаватель торговой школы. Большинство присутствующих с мнением Филимонова согласилось» [4].
С середины ноября 1911 года начались репетиции. Они проходили в сложных условиях: не было собственного помещения, инструмента. Каждому из дирижеров приходилось приглашать певцов на спевку по месту их работы. Наконец все трудности остались позади и 12 марта 1912 года состоялся концерт в зале Народного дома, в котором приняли участие «любители пения и хоры всех церквей Барнаула в количестве 100 человек под управлением регентов: священника М. В. Серебренникова, Д. К. Головко, А. И. Марцинковского, Л. П. Лаптева, В. В. Титова, А. А. Филимонова» [5].
В марте 1912 года были решены организационные вопросы. Общество получило разрешение от Министерства внутренних дел Томской губернии на свою деятельность, состоялись выборы членов правления. Тайным голосованием в руководящий состав были избраны Л. П. Лаптев (председатель), А. И. Смирнова, В. В. Титов (секретарь), Д. К. Головко (библиотекарь), И. Н. Кокшенев (товарищ председателя), М. В. Серебренников, С. В. Холин и Л. Д. Степанов (казначей). 1 апреля в Дмитриевской церкви «был отслужен торжественный молебен по случаю официального открытия Хорового общества» [6].
Одним из наиболее важных и значительных в работе Хорового общества оказалась концертно-исполнительская деятельность, требовавшая от правления мобилизации творческого потенциала не только членов общества, но и всех любителей музыки города. Согласно уставу, общество устраивало их дважды в год, подразделяя их на духовные и светские. В программу первых включалась музыка на религиозные тексты не только русских композиторов, но и зарубежных, что обуславливалось наличием в Барнауле церквей других вероисповеданий: лютеранской, католической, иудейской.
Первый светский концерт, проведенный 11 ноября 1912 года, стал значительным событием в музыкальной жизни Барнаула. Во втором и третьем отделении хору и солистам аккомпанировал симфонический оркестр Общественного собрания. Перед началом концерта был прочитан доклад «Русская песня в прошлом и настоящем». В третьем отделении была осуществлена постановка последнего акта оперы А. Верстовского «Аскольдова могила». «... Такой хор я слышал в Томске только под руководством директора ИРМО (Императорское Русское музыкальное общество - В. В.) Цветкова, но про тот хор знатоки говорили, что он не уступает столичным оперным хорам. Барнаульское Хоровое Певческое Общество смело может гордиться своим хором» - писал Г. Гребенщиков на страницах газеты «Жизнь Алтая» [7].
Исключительно важная роль принадлежит обществу в популяризации народной песни. На одном из концертов прозвучала русская, украинская и польская народная музыка, дирижеры - В. В. Титов, Д. К. Головко, А. И. Марцинковский [8].
В Барнауле особой популярностью пользовалась музыка П. И. Чайковского. Многие его сочинения звучали неоднократно: «Торжественная увертюра "1812 год"», «Славянский марш», романсы, инструментальные пьесы для скрипки и фортепиано. В октябре 1913 года, правление Хорового общества решило отметить 20-летие со дня кончины великого русского композитора проведением вечеров его памяти. 21 октября соединенными хорами в Дмитриевской церкви прозвучала его Литургия «Св. Иоанн Златоуст», а 23 ноября концерт из его произведений, куда вошли не только хоровые сочинения, но оркестровые и оперные арии [9].
Музыка звучала и в так называемых «Семейных вечерах», куда приглашались члены общества. За отдельную плату могли присутствовать и все желающие. В феврале один из вечеров был посвящен А. Н. Даргомыжскому [10].
Культурно-просветительная направленность Хорового общества ярко проявилась в участии благотворительных концертах, мероприятиях связанных с религиозными праздниками, юбилейными датами в истории государства (100-летие Отечественной войны, 300-летие Дома Романовых и т. д.).
С первых дней своего существования Правление общества неоднократно обсуждала вопросы организации курсов (в том числе летних курсов в Павловске для учителей пения), взаимоотношения между
хормейстерами, певцами хора, приобретения нот. С 10 декабря 1912 года открылись вечерние курсы хорового пения, которые в конце 1913 года были преобразованы в хоровые классы. Занятия в хоровых классах велись по теории музыки, сольфеджио, постановке голоса. Отдельно оплачивались уроки на духовых и струнных инструментах, фортепиано. Занятия вели В.В. Титов, выпускница Московской консерватории Н. В. Назаревская. Обучение в классах продолжались вплоть до 1917 года, и многие любители музыки получили необходимые знания, умения и навыки для работы с хором. Количество обучающихся в разные годы доходило до 25 человек. Содержание классов обходилось дорого обществу и поэтому основные денежные средства уходили на оплату преподавателей. Так, например, доходная часть ВСХПО на 1914 год была запланирована в сумме 719 рублей 31 копеек. Из них, 285 рублей назначены на содержание хоровых классов [11].
Отсутствие собственного помещения, инструментария, финансовых средств, методических пособий, нотного материала вынудило Правление обратиться с заявлением в городскую управу о материальной поддержке. В январе 1913 года Барнаульская городская дума внесла в смету расходов 100 рублей на нужды Хорового Певческого общества [12].
Летом 1914 года в Петрограде состоялся 5 съезд Всероссийских хоровых деятелей. В работе представительного форума принимал участие и делегат местного хорового общества В.В. Титов. Результатом его поездки стало серьезное обсуждение идеи открытия Певческого училища в Барнауле, но начавшаяся Первая империалистическая война помешала осуществить задуманное.
Подводя итоги деятельности Второго Сибирского Хорового Певческого Общества необходимо отметить следующее. При отсутствии в Барнауле регламентирующих, контролирующих сферу культуры, в том числе и музыкальную, государственных организации, названное общество сумело реализовать себя во многих направлениях хорового музицирования. Были найдены оптимальные решения в вопросах методики обучения пения, комплектовании преподавателей, консолидации среди любителей музыки, организации репетиционного процесса, взаимоотношении между певчими и руководителями хоров, организации концертов. Творческие достижения Хорового общества явились вершиной в становлении и развитии хоровой исполнительской культуры Барнаула до 1917 года.
Таким образом, оценивая некоторые события и факты из истории хоровой культуры Барнаула в начале XX века, мы можем сказать, что она не существовала обособленно. Каждый из ее проявлений, имея самостоятельное значение, присутствовал во всех своих проявлениях: организационном, учебно-образовательном, музыкально-просветительском уровне. В современных условиях изучение достижений прошлого может послужить конструктивному использованию в организации творческих коллективов, устройства концертов, музыкальных праздников.
Список источников
1. Сибирский вестник. - 1899. - № 103.
2. Жизнь Алтая. - 911. - №№ 65, 68.
3. Жизнь Алтая. - 911. - № 242.
4. Жизнь Алтая. - 911. - № 243.
5. Жизнь Алтая. - 912. - № 53.
6. Жизнь Алтая. - 913. - № 74.
7. Жизнь Алтая. - 912. - № 254
8. Жизнь Алтая. - 915. - № 271.
9. Жизнь Алтая. - 913. - №№ 225, 262
10. Жизнь Алтая. - 913. - № 32.
11. Жизнь Алтая. - 914. - № 16.
12. ГААК, Ф-51, оп. 1, д. 12, л. 50, 50 об.
УДК [316.723(=512.1)]::069.016(571.13)
А. М. Диянова
Ресурсный центр развития и сопровождения работников образования,
Ш. И. Сексембаева Каразюкская основная общеобразовательная школа,
Омская область, Россия
СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХОВ А. КАРАЗЮК ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В статье раскрывается значимость научно-исследовательской деятельности школьных музеев в области сохранения, популяризации культурного наследия казахов на примере системы организации ис-