л
j
fz
о. 15. Цветков П. Братство преп. Сергия для вспомоществования нуждающимся R студентам и воспитанникам МДА в первое 25-летие (1880-1895) // Бого-
словский вестник, 1905. Т. 2. № 7/8. С. 2. го 16. Церковно-приходские школы Московской губернии. М., 1899. J 17. Четвертая годовщина братства св. Николая // Московские епархиальные
g ведомости. 1869. № 42. С. 11.
^ 18. Ширяева С.В. Основные тенденции развития частной благотворительно-
f^ сти в дореволюционной России // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер.
«История и политология». 2013. № 4. С. 34-43.
19. Ширяева С.В. Генезис социальной помощи в России (с момента появления христианства до рубежа XVIII-XIX вв.) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2015. № 2. С. 5-15.
В.В. Кулачков, Т.И. Рябова, В.И. Конова
Популяризация правовых знаний в сельской местности Брянской губернии в 1920-е гг.
Статья посвящена изучению распространения правовых знаний в крестьянской среде в 1920-х гг. на материалах Брянской губернии. В 1920-е гг. одну из ведущих позиций в культурно-просветительской работе в деревне занимали избы-читальни. Распространение юридического просвещения являлось одной из главных задач справочных столов, которые работали в тесном контакте с судебными работниками. Одновременно проводилась деятельность, связанная с регламентацией юридического просвещения и публикацией правовой литературы для села. Функционировали и специализированные структуры по распространению правовых знаний, к которым относились юридические кружки, консультации, бюро и другие учреждения. При этом у подавляющей массы сельских жителей отсутствовали время, возможности и средства для повышения общего уровня правовой культуры. Дефицит материально-финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и особенности сельского менталитета усугубляли положение дел в этой сфере. Однако в целом организация справочных юридических столов, кружков, консультаций, бюро, работа в избах-читальнях, издание юридической литературы оказывали положительное влияние на развитие правового сознания крестьянства.
Ключевые слова: русское крестьянство в 1920-е гг., Брянская губерния,
27
•О 2 rN m ^ oi
к и Z и з
изба-читальня, правовые знания в 1920-е гг., марксистская пропаганда в СССР, ^ s г-с юридическое просвещение в СССР. з °
I ^
Правовые знания являются одной из основных составляющих куль- ^ Е| туры общества и подразумевают совокупность взглядов, убеждений, > установок, которые определяют отношение индивидов к правовой о жизни общества. Упущения в формировании правовой культуры населения и распространение настроений правового нигилизма актуализируют обращение к историческому опыту для использования его уроков в настоящем. Целью данной статьи является изучение распространения правовых знаний в крестьянской среде 1920-х гг. на материалах Брянской губернии.
Историография данного вопроса достаточно обширна, поэтому необходимо выделить наиболее значимые работы исследователей. Современники изучаемого периода (М.А. Рейснер, П.И. Стучка и др.) уделяли большое внимание как теоретическим вопросам права, так и его практической реализации советским государством [15; 16; 19; 20]. Основным тезисом в указанных работах было положение о том, что право представляет собой инструмент государственной власти в лице диктатуры пролетариата.
Важную роль в изучении проблематики правовой пропаганды в рамках господствующей марксистской методологии сыграли работы И.В. Рябко, Н.Я. Соколова, И.Е. Фарбера, Е.А. Лукашевой и др. [7; 17; 18; 21]. Среди современных авторов, исследования которых имеют наибольшее значение в разработке изучаемой темы, необходимо назвать А.М. Евстратова, И.В. Абдурахманову, Т.В. Шатковскую. [1; 3; 23]. Ценную информацию содержит коллективная монография В.Я. Филимонова, Ю.В. Журо-ва и Д.И. Будаева, которая посвящена истории крестьянства Западного региона России с 1917 по 1941 гг. [22]. Таким образом, тема распространения правовых знаний в крестьянской среде является недостаточно изученной, особенно ее региональная специфика.
В 1920-е гг. распространению правовых знаний в крестьянской среде уделялось достаточно много внимания. Одним из культурно-просветительных учреждений, активно занимающихся данным видом деятельности, были избы-читальни. Анализ архивных и опубликованных материалов позволяет сделать вывод, что изба-читальня была одной из ведущих форм культурно-просветительной работы в сельской местности исследуемого периода. Совместное чтение газет и журналов, обсуждение насущных проблем оказывало существенное влияние на мировосприятие крестьян, формируемое большевистским государством [9].
о. Советские органы власти признавали доминирующую роль изб-чита-5 лен в распространении правовых знаний. В частности, 12 июня 1928 г. к состоялось заседание агитационно-пропагандисткого отдела Почепско-го укома ВКП(б), на котором слушали доклад уездного бюро о пропа-р ганде права. В докладе содержалась информация о том, что «юридиче-^ ских кружков было организовано 5, из которых большинство в городе. ^ Столов организовано 23, большинство из которых при избах-читальнях» [2, л. 87]. В связи с этим, партийные и советские органы власти возлагали на них большие надежды в плане повышения правовой культуры крестьянства. Тем более что и сами крестьяне в период нэпа интересовались всем новым, что проникало в деревенскую жизнь.
Избы-читальни осуществляли свою деятельность в тесном сотрудничестве с другими структурами. Среди них выделялись народные суды, которые были обязаны укреплять социалистическую законность и воспитывать граждан в духе уважения советских законов. Судебные циркуляры содержали обязательную установку для работников в плане проведения, помимо основной правоохранительной деятельности, лекций и докладов по вопросам жизни деревни [4]. Народные судьи шли навстречу пожеланиям сельских жителей, что выражалось в совместной деятельности с работниками изб-читален. Как правило, представители судебных структур консультировали избачей с целью повышения уровня их юридической подготовки. Например, в отчете Брянского губернского суда и его учреждений за период с 29 ноября 1924 г. по 28 ноября 1925 г. отмечалось, что «народный судья шестого участка Жиздринского уезда установил тесную связь с местными избачами, которые... пользуясь основными указаниями народного судьи, выслушивают жалобы и различные обращения со стороны местных граждан... пишут в соответствующих случаях заявления и направляют их в народный суд» [11, л. 97].
Пропаганда юридических знаний была важным средством формирования нового, советского правового сознания, поэтому специально издавалась юридическая литература для сельской местности. Содержание правовых изданий для деревни включало в себя основы советского права, к которым относились вопросы конституционного права, законодательные основы работы низового советского аппарата, земельные вопросы, лесная и налоговая проблематика и т.д. [6]. Издательская деятельность в юридической сфере подтверждает, что просветительской деятельности, агитации и пропаганде уделялось особое внимание.
Не отрицая важной социокультурной роли изб-читален, следует заметить, что они были многофункциональными учреждениями. Для большей эффективности юридической пропаганды создавались
о" -О ^
специализированные структуры по распространению правовых знаний. ¡2 5 ^ К ним относились юридические кружки, консультации, бюро и другие ^ 2 г-с учреждения, которые занимались деятельностью именно в сфере права 'о з °
Брянского губернского суда и его учреждений за период с 29 ноября о 1924 г. по 28 ноября 1925 г. содержится информация о том, что «народным судьей 6 участка Почепского уезда организован кружок из 9 лиц (из членов РКП, РЛКСМ, профсоюзов и отдельных трудящихся) для юридического самовоспитания. Программой занятий обоих кружков являются: Конституции СССР, РСФСР и кодексы законов» [11, л. 97].
Кроме народных судей, активное участие в распространении правовых знаний принимали члены адвокатского корпуса Брянской губернии. Выполнение функций защиты в судебных процессах стимулировало адвокатов к расширению круга функциональных обязанностей. Судебные циркуляры указывают, что адвокаты участвовали в работе кружков, проводили собеседования и доклады на разные темы.
Рост количества организаций и их функциональных обязанностей, несомненно, способствовали распространению правовых знаний. Следует заметить, что значительную роль в формировании у крестьян базисных основ правовой культуры сыграли Дома крестьянина. Данный тип учреждений появился в 1920-е гг. в качестве формы бытового и культурного обслуживания приезжающих в город деревенских жителей. В Брянске Дом крестьянина был открыт в 1926-1927 гг., и уже в декабре 1928 г. при нем было создано юридическое бюро из 5 человек, представляющих губернский суд, губернскую прокуратуру, губернский политпросвет, сам Дом крестьянина, президиум коллегии защитников. Главной целью провозглашалось оказание юридической помощи и распространение правового просвещения среди крестьянского населения [5].
Для повышения эффективности в сфере популяризации правовых знаний периодически проводились проверки организаций, которые этим занимались. В частности, волостные юридические бюро должны были систематически проводить обследования изб-читален на предмет оказания юридической помощи. В качестве примера можно привести сведения об изучении популяризации правовых знаний в селах Любыши, Сосновке, Ольщанице и Верещевке. Так, в обзоре деятельности волостного юридического бюро в г. Дятьково Брянской губернии с 1 января по 1 октября 1928 г. указывалось, что «из обследованных изб можно признать удовлетворительной избу в с. Любыши. Избач окончил курсы
и закона.
И здесь судьи проявляли инициативу, занимаясь не только основной работой, но и выполнением дополнительных обязанностей. В отчете
о. избачей, сравнительно юридически грамотен. Все обращения им реги-5 стрируются, имеется кое-какая юридическая литература (Земельный к и Уголовный кодексы)» [10, л. 91].
Деятельность в сфере распространения правовых знаний, кото-¡2 рую осуществляли юридические кружки и бюро, также периодически ^ контролировалась. Систематическая проверка их работы выявляла ^ определенные недостатки и упущения. Так, 12 сентября 1928 г. была произведена проверка деятельности Выгоничского волостного бюро по оказанию юридической помощи. В результате был сделан вывод о том, что «за 1928 год в консультацию при ВИКе было до 67 обращений, в консультацию при нарсуде до 159 обращений. Юридический кружок пробовали организовать, но ничего не вышло, т.к. никто на собрания кружка не является» [13, л. 2].
Весьма слабое посещение крестьянами мест распространения правовых знаний можно объяснить хозяйственной занятостью, однако это препятствовало развитию правового сознания сельских жителей. Отчеты о деятельности юридических консультаций по Брянской губерний содержат информацию о том, что крестьяне не стремились активно пользоваться юридической помощью. Например, при Овстугском ВИКе за период с 1 июля по 1 октября 1925 гг. юридическую консультацию посетило 27 крестьян, при Навлинском волисполкоме Брянской губернии в сентябре 1925 г. обратилось за правовыми советами 6 крестьян [12, л. 2, 5].
По всей видимости, отсутствие активного посещения крестьянами юридических консультаций можно объяснить и тем, что у большинства из них не было средств для оплаты юридических услуг. Так, 20-22 ноября 1926 г. в прениях на X Брянском губернском совещании работников среди женщин отмечались отсутствие безвозмездной помощи со стороны защитников и необходимость строгого контроля за соблюдением графика работы в юридических консультациях [8, л. 42]. В Карачевском уезде ситуация с распространением правовых знаний была примерно на таком же невысоком уровне. Так, 2-3 сентября 1927 г. состоялось заседание Пленума Карачевского уездного исполнительного комитета, на котором указывалось, что следует «обратить внимание на оживление работы юридического бюро» [14, л. 97-97 об.].
Таким образом, в 1920-е гг. государственные и общественные структуры предпринимали попытки распространения правовых знаний в крестьянской среде Брянской губернии. В результате культурно-массовой работы происходило постепенное изменение сельской жизни, однако эффект от распространения правовых знаний находился в прямой зависимости от согласованности действий всех заинтересованных структур.
■О -о ^
Мы полагаем, что организация справочных юридических столов, круж- ¡2 5 ^ ков, консультаций, бюро, работа в избах-читальнях, издание юридиче- ^ 2 ^ ской литературы способствовали приближению права и закона к кре- 'о з ° стьянству. Однако отсутствие достаточного времени, возможностей § ^
о
и средств у основной массы сельских жителей отрицательно сказыва- ^ ^ лись на повышении правовой культуры деревни. Недостаточной эффек- ^ тивности внедрения правовых знаний также способствовали недостаток о финансов, дефицит квалифицированных кадров, особенности традиционной психологии сельских жителей. Реалии 1920-х гг. вносили в жизнь свои коррективы, поэтому достигнутые результаты были скромнее запланированных властями.
Библиографический список
1. Абдурахманова И.В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в.: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009.
2. Доклад Почепского уездного бюро о пропаганде права от 12 июня 1928 г. // Государственный архив Брянской области. Ф. П-8 (Почепский уездный исполнительный комитет). Оп. 1. Д. 817.
3. Евстратов А.М. Правосознание и правовая культура в период формирования Советского государства в 1920-30-е гг.: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2001.
4. Кулачков В.В. Правовая повседневность крестьянства Западного региона России в первой трети XX века. Брянск, 2012.
5. Кулачков В.В. Дома крестьянина в Западном регионе в 1920-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (33). Ч. 1. С. 127-129.
6. Кулачков В.В. Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения): Монография. Брянск, 2014.
7. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
8. Материалы X Брянского губернского совещания работников среди женщин от 20-22 ноября 1926 г. // Государственный архив Брянской области. Ф. П-9 (Севский уездный исполнительный комитет). Оп. 1. Д. 656.
9. Николашин В.П., Кулачков В.В. Избы-читальни российской провинции 1920-х гг. как трансляторы советских ценностей // Былые годы. 2014. № 34 (4). С. 651-654.
10. Обзор деятельности волостного юридического бюро в г. Дятьково Брянской губернии с 1 января по 1 октября 1928 г. // Государственный архив Брянской области. Ф. Р-355 (Уполномоченный Брянского губернского суда по Бежицкому уезду). Оп. 1. Д. 47.
11. Отчет Брянского губернского суда и его учреждений за период с 29 ноября 1924 г. по 28 ноября 1925 г. // Государственный архив Брянской области. Ф. Р-85 (Брянский губернский исполнительный комитет). Оп. 1. Д. 831.
12. Отчеты о деятельности юридических консультаций по Брянской губернии за 1925 г. // Государственный архив Брянской области. Ф. Р-558 (Бежицкий уездный исполнительный комитет). Оп. 1. Д. 412.
о. 13. Отчет о проверке деятельности Выгоничского волостного бюро по ока-
Р занию юридической помощи от 12 сентября 1928 г. // Государственный
архив Брянской области. Ф. Р-355. Оп. 1. Д. 47.
го 14. Протокол заседания Пленума Карачевского уездного исполнительно-
^ го комитета от 2-3 сентября 1927 г. // Государственный архив Брянской
н области. Ф. Р-526 (Карачевский уездный исполнительный комитет). Оп. 1.
ш Д. 621.
^ 15. Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л.-М., 1925.
16. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. М., 2011.
17. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитании масс в советском обществе. Ростов-н/Д., 1969.
18. Соколов Н.Я. Организация правовой пропаганды. М., 1974.
19. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. М., 1931.
20. Стучка П.И. Избр. произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.
21. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
22. Филимонов В.Я., Журов Ю.В., Будаев Д.И. История крестьянства Западного региона России. 1917-1941. Калуга, 2002.
23. Шатковская Т.В. Обычное право российских крестьян второй половины XIX - начала XX века: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009.