Научная статья на тему 'Отношение к здоровью студентов вуза как проблема психологии здоровья (гендерный аспект)'

Отношение к здоровью студентов вуза как проблема психологии здоровья (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1260
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к здоровью студентов вуза как проблема психологии здоровья (гендерный аспект)»

качеств, необходимых образу успешного экономиста. Подобная стратегия поведения, по нашему мнению, является достаточно позитивной, а психологические механизмы защит - конструктивными.

3. В сравниваемой студенческой группе с низкими и средними показателями уровня успеваемости, интеллекта, низким социометрическим статусом, с отсутствием экономических профессий в сводных профилях по всем блокам («Профкон-сультант») выбранная стратегия поведения и ригидные механизмы защит затрудняют процесс личностной самоактуализации и формирования профессиональной идентичности.

4. Для реализации целей профессионального обучения и формирования необходимых качеств личностной и профессиональной идентичности у студентов-экономистов 1-го года обучения необходима организация психолого-педагогическо-го сопровождения с целью выявления и психокоррекционного воздействия на студентов группы «риска».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 400с.

2. Шмелев А.Г. Компьютеризированный комплекс «Профконсультант». -М.: МГУ, HR-Лаборатория «Human Technologies», 2002.

3. Улыбина Е.В. Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Прикладная психосемантика». - Ставрополь: СКСИ МОСУ, 1997. - 54с.

Л.Б. Дыхам ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Здоровье является как инструментальной, так и терминальной ценностью для каждого человека. От количества и качества здоровья зависит не только реализация жизненных планов, становление человека как личности и индивидуальности, но и сама его жизнь. Этим объясняется непреходящая актуальность проблем здоровья и факторов, его определяющих, для научного знания вообще и психологии в частности.

Современное понимание целостного феномена здоровья подразумевает наличие в нем физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов. Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20%), экологических факторов (20-25%), здравоохранения (8-10%). Подобное распределение факторов, влияющих на здоровье, характеризует в большей степени медико-социальный подход к проблеме. С психологической же точки зрения, каждый из вышеназванных агентов влияния (исключая, в некоторой степени, наследственность) является внешним выражением, результатом тех ценностей, представлений, установок и стереотипов, которые доминируют в обществе в целом и у конкретного человека в частности, то есть психологических факторов здоровья.

В качестве одного из комплексных и наиболее значимых психологических факторов здоровья выделяют единое смысловое, ценностное и эмоциональнооценочное образование, существующее в психике каждого человека, - «отношение к здоровью» по Р.А. Березовской, «внутренняя картина здоровья» по В.А. Ананьеву, И.И. Мамайчук, «социальные представления о здоровье» по О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатову и т.д. Исследователи Д. Сиерес, В. Гавидия используют для этих целей

термин «индивидуальная концепция здоровья» [1, 3, 7, 8].

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р.А. Березовской, Л.В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий [7, 9].

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение». Ряд исследователей считает более адекватным использование понятия «внутренняя картина здоровья». Понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ), по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), было предложено первоначально В.М. Смирновым и Т.Н. Резниковой (1983), затем уточнено В.Е. Каганом. В.Е. Каган утверждает, что понятие «здоровье» - это не только антоним понятия «болезни», но и мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм. Человек - субъект этой индивидуальной нормы - так или иначе, знает, что такое здоровье и соотносит с этим свое актуальное состояние. «Человек считает себя больным только лишь, когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимают широкий круг патологических состояний» [5, С.87]. Внутренняя картина здоровья описывается как своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений.

В.А. Ананьев рассматривает внутреннюю картину здоровья как самоосоз-нание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. ВКЗ по В.А. Ананьеву представляет собой совокупность элементов здоровья и внутренне связанных с ним содержательно-психологических, субъективно-оценочных моментов существования. В таком понимании внутренняя картина здоровья представляет собой «поле здоровья для себя» (отличающееся от суммы знаний, имеющихся в науке), в пространстве которого человек познает свое здоровье [1].

Несколько в ином ключе внутреннюю картину здоровья описывает И.И. Ма-майчук. По его мнению, ВКЗ - динамическая система, включающая в себя совокупность представлений человека о своем здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов. Внутренняя картина здоровья в понимании, предложенном И.И. Мамайчук, рассматривается как часть «Я-концепции» личности с повторением ее общей структуры, широко известной в психологической науке [7].

Р.А. Березовская с соавторами с целью выбора более адекватного понятия провели сравнение понятий «отношение к здоровью» и ВКЗ по основным структурным компонентам. В ходе анализа они пришли к выводу, что данные понятия являются синонимичными. Однако, по мнению этих авторов, в теоретическом плане предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности [7].

Д. Сиерес, В. Гавидия в качестве базового термина для определения совокупности знаний, представлений и оценок человека в отношении здоровья используют выражение «индивидуальная концепция здоровья» (ИКЗ). Согласно концепции Д. Сиерес, В. Гавидия представления о здоровье рассматриваются в единстве двух компонентов: природы и причин здоровья. Представления о природе здоровья

- это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье - отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом - здоровье как сохраняющийся баланс, как «инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем», где важной является психическая, ментальная составляющая (ось Х). Причины здоровья также рассматриваются как протяженность с двумя полюсами: на одном - здоровье зависит от внешних элементов или от удачи; на другом - здоровье - это то, что определяется стилем жизни (ось У). Соответственно Д. Сиерес, В. Гавидия выделяют четыре основные тенденции в представлениях людей о природе и причинах здоровья как четыре квадранта при графическом представлении концепции [8].

Сравнивая концепцию Д. Сиерес, В. Гавидия с описанными выше понятийными конструктами, можно отметить, что в данной концепции не выделены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты ИКЗ. Анализ утверждений приводимого ими опросника позволяет утверждать, что их методика отслеживает в большей степени именно когнитивный, в меньшей - поведенческий, понимаемый как установка - готовность к действию в определенном направлении (респондентам предлагается выбрать три наиболее приемлемых для них утверждения). С другой стороны, концепция Д. Сиерес, В. Гавидия отличается более точной структурой (когнитивного компонента), позволяющей выделить для анализа отдельно природу и причины здоровья; в ней приводятся типологии индивидуальных концепций здоровья, что значительно облегчает понимание общих тенденций и анализ представлений респондентов о здоровье. Кроме того, это единственная из известных нам концепций, в которой представлены в единстве методологические основания и инструментарий для эмпирического исследования, прошедший апробацию. В этой связи, не умаляя достоинств отечественных концепций отношения к здоровью (и синонимичных смысловых конструктов), в качестве базового для представляемого в статье эмпирического исследования мы выбрали понятийный конструкт «индивидуальная концепция здоровья» Д. Сиерес, В. Гавидия.

В проводимом эмпирическом исследовании помимо общих характеристик индивидуальной концепции здоровья студентов вуза нас интересовал также гендерный аспект проблемы. При этом мы основывались на общем тезисе о том, что ценности, установки и представления человека о здоровье зависят от условий социализации человека, в том числе и от гендерных (полоролевых) стереотипов и ожиданий. Не случайно, Всемирная Организация Здравоохранения в последнее десятилетие рекомендует придерживаться гендерного подхода к решению проблем здоровья.

В качестве респондентов выступали 50 девушек и 50 юношей, студентов ТРТУ в возрасте около 20 лет. Для конкретизации данных, полученных по методике ИКЗ (ось «причины здоровья»), использовался опросник «Локус контроля здоровья» К. Вэлстон с соавторами в модификации Д. Гринберга [4]. Данная методика позволяет определить общее восприятие человеком степени контроля над своим здоровьем. Опросник состоит из трёх шкал: шкала внутреннего локуса контроля -отражает степень ощущения человеком контроля над своим здоровьем; шкала контроля «могущественными другими» показывает степень убеждённости человека в том, что за его здоровье несут ответственность врачи, социальные службы и т.д.; шкала контроля случая (воли случая) показывает, насколько человек убеждён в том, что здоровье зависит от случая, удачи или судьбы.

Для самооценки здоровья респондентами использовалась модификация методики «Самооценка» Дембо-Рубинштейн. Кроме того, испытуемые опрашивались по двум открытым вопросам: какого человека Вы считаете физически здоровым? Что для Вас означают понятия: А) физическое здоровье; Б) психическое здоровье?

Данный опрос позволил уточнить качественные характеристики (смысловое наполнение) индивидуальных концепций здоровья студентов.

Обработка результатов показала, что в выборке в целом (100 респондентов) наблюдается достоверное преобладание типа ИКЗ «Здоровье как данность конкретных ресурсов» (правый нижний квадрант) - этой концепции придерживаются около половины (51%) студентов вуза. Для данной концепции характерно представление о том, что, с одной стороны, здоровье состоит не в достижении состояния благополучия, а в сохраняющемся балансе - процессе уравновешенности, с другой стороны, здоровье рассматривается как «счастье (или несчастье) быть рожденным и жить в детерминированной культуре или атмосфере». Последняя точка зрения подразумевает, что основным фактором (причиной) здоровья является экологическая составляющая. В этом случае ответственность за здоровье принадлежит не самому человеку, а «системе» - обществу, культуре, состоянию окружающей среды. Таким образом, можно сказать, что большая часть студентов придерживается «экологической» концепции здоровья. Это можно расценивать как итог усилившегося в последние десятилетия экологического воспитания в системе образования и СМИ.

В то же время около трети опрошенных студентов (34%) придерживаются наиболее прогрессивной с точки зрения современной психологии здоровья ИКЗ «здоровье - способность к развитию». При сохранении понимания здоровья как сбалансированного процесса жизни, (характерного и для представлений рассмотренной выше группы студентов), а не идеального состояния благополучия, для этой ИКЗ характерно понимание здоровья как переменной, ответственность за которую несет сам человек: «причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый из нас ответствен за свое здоровье» [11, С.14]. Придерживаясь этой ИКЗ, человек понимает здоровье как постоянное развитие всех своих способностей и ресурсов, не только физических, но и личностных. Именно в этой концепции присутствует целостное понимание здоровья, включающее психологический и социальный компоненты, самоактуализацию и самореализацию. Таким образом, прогрессивная идея о том, что человек сам отвечает за свое здоровье, что здоровье можно развивать и совершенствовать, что психическая и ментальная его составляющие не менее важны, чем физическая, все больше проникает в сознание студенчества.

Два оставшихся типа ИКЗ («информативная ИКЗ» и «превентивная ИКЗ»), сосредоточенные на биологическом понимании здоровья, распространены среди опрошенных студентов незначительно (6% и 9% соответственно).

При сравнительном анализе расположения концепций отдельно с точки зрения природы здоровья (относительно оси У) и причин здоровья (относительно оси Х) заметно, что среди опрошенных студентов на 85% преобладает представление о том, что здоровье есть сбалансированный процесс жизни, а не идеальное состояние. Мнения о причинах здоровья (зависит / не зависит от человека) в общей выборке разделяются не настолько выражено: точка зрения о том, что здоровье не зависит от усилий человека преобладает на 14% (57% 43% соответственно). Данные различия при проверке по биномиальному критерию т статистически недостоверны.

При сравнении этих данных с результатами, полученными по методике «Локус контроля здоровья», наблюдается следующая картина.

У испытуемых наиболее выражен средний уровень контроля здоровья по всем шкалам. 62% склонны считать, что они контролируют свое здоровье время от времени (средний уровень по шкале «внутренний локус здоровья»). Только 9% студентов имеют низкий уровень внутреннего локуса контроля здоровья. В то же время студенты соглашаются в 55% и 46% случаев с тем, что их здоровье контролируется время от времени (средний уровень) соответственно «могущественными другими» (прежде всего врачи, а также семья, друзья) и «волей случая». По последним двум

шкалам студентами практически не признается высокий уровень контроля, а в 45% случаев им приписывается низкий уровень контроля за состоянием их здоровья.

При сравнении этих данных с результатами, полученными по методике ИКЗ, где нет достоверного преобладания интернальности / экстернальности относительно здоровья по общей выборке, наблюдается тенденция несколько большего проявления интернальности по второй методике. В этом отношении можно выдвинуть ряд предположений, требующих дальнейшей экспериментальной и аналитической проверки.

В методике «Локус контроля здоровья» отсутствует шкала экологической составляющей, на которую, как рассматривалось, ориентируется половина студентов. В ней акцент делается на медицину и везение (волю случая). Таким образом, эти две обсуждаемые методики относительно локуса контроля здоровья в определенной степени могут дополнять друг друга.

Вопросы методики «Локуса контроля здоровья» относятся к прямым, что с достаточной вероятностью может вызвать социально желательные ответы. Вопросы же методики ИКЗ относятся к косвенным, и эти результаты, на наш взгляд, могут быть более достоверными.

При анализе результатов самооценки здоровья в общей выборке выявлено, что для большинства испытуемых (60%) характерен средний уровень самооценки своего физического здоровья. Только 4% испытуемых оценивают уровень своего физического здоровья как низкий. В отношении же психического здоровья наблюдается тенденция более высокой его оценки (высокий уровень встречается на 11% чаще, чем средний в сравнении с самооценкой физического здоровья при одинаково мало выраженном низком уровне). На наш взгляд, это может быть связано с тем, что если о параметрах физического здоровья студенты в ходе учебы и повседневной жизни узнавали достаточно много сведений, то культура психического, или психологического, здоровья в обществе недостаточно широко распространена, что сказывается на оценках в сторону их меньшей дифференцированности и большей завышенности.

Сравнительный анализ характеристик ИКЗ в подвыборках юношей и девушек показал, что как у юношей, так и у девушек преобладает тип ИКЗ «Здоровье как данность конкретных ресурсов», на втором месте по распространенности концепция «Здоровье как способность к развитию». Различия проявляются при сравнительном анализе представлений юношей и девушек о природе здоровья и о причине здоровье в отдельности. Если представления о природе здоровья как о сбалансированном процессе в течение жизни у девушек и юношей практически совпадают (разница составляет 2%), то в представлениях о причинах здоровья у юношей не наблюдается достоверного преобладания точки зрения «зависит / не зависит от усилий человека», у девушек же достоверно преобладает точка зрения о том, что здоровье не зависит от усилий человека.

Анализ частоты выбора тех или иных утверждений опросника показал, что юноши чаще выбирают фразу «Быть здоровым - значит уметь приспосабливаться к обстоятельствам и быть вовлечённым в атмосферу окружающей жизни», что интерпретируется как «отношение к здоровью как к инструментальной ценности, позволяющей решать ежедневные задачи». Девушки же выбирают ценность «Быть здоровым - значит делать то, что нам нравиться, потому что мы ощущаем наше тело и понимаем его реакции», что означает усиление «психологической рефлексивной составляющей», поскольку уделяется внимание телу и ощущается ответственность за него [8]. Эти представления совпадают с полученными Р.А. Березовской данными о гендерных различиях отношения к здоровью в профессиональной группе менеджеров [7]. Таким образом, в подвыборках выявляется некоторое качественное своеобразие в ИКЗ.

Проводя сравнительный анализ результатов, полученных по методике «Ло-кус контроля здоровья» в подвыборках юношей и девушек, следует отметить, что

достоверных гендерных различий в уровне локусе контроля здоровья по отдельным шкалам не выявлено. Однако фиксируются тенденции в большей выраженности внутреннего локуса контроля у юношей и меньшей выраженности контроля со стороны «могущественных других» (врачей, медсестер, семьи и т.д.) у девушек. Это совпадает с данными метаанализа А. Фейнгольда о том, что при наличии различий в отдельных показателях общего локуса контроля, в целом они нивелируются и локус контроля не имеет выраженных различий у мужчин и женщин [2].

Сравнительный анализ результатов самооценки физического и психического здоровья у юношей и девушек показал наличие статистически достоверных различий в самооценке физического здоровья юношей и девушек. Юноши, в среднем, выше оценивают своё физическое здоровье, чем девушки, что совпадает с данными Т.В. Бендас [2]. Самооценка психического здоровья у юношей и девушек не имеет достоверных различий, хотя наблюдается тенденция более высокой оценки своего психического здоровья у юношей.

Юноши более акцентированы на таких качествах, как занятие спортом, отсутствие вредных привычек и т.д. в отличие от девушек, которые больше внимания уделяют отсутствию болезней и патологий и внешнему облику. Очевидно, что приоритеты, выбираемые юношами, более способствуют сохранению физического здоровья, выносливости, закаленности. В то же время, это может быть связано и с тем фактом, фиксируемым в литературе, что мужчины склонны несколько завышать свою самооценку здоровья в сравнении с объективными показателями, самооценка же здоровья у женщин является более адекватной. Подтверждение этих предположений требует дополнительного исследования.

Анализ ответов на вопрос «Что для Вас означают понятия А) физическое здоровье, Б) психическое здоровье?» показал, что юноши и девушки имеют в целом достаточно адекватные представления о психическом и физическом здоровье. В ответах часто прослеживается мысль, что здоровье физическое и здоровье психическое взаимосвязаны между собой.

В ответах на вопрос «Какого человека Вы считаете физически здоровым?» обращают на себя внимание следующие факты. В целом, ответы юношей и девушек во многом сходны, но есть и различия. Так, юноши больше внимания уделяли тому, что физически здоровый человек - это человек, занимающийся спортом, сильный, активный, работоспособный и не имеющий вредных привычек. Девушки же чаще уделяли внимание эмоциональной сфере человека и внешнему облику: весёлый, имеющий чувство юмора, жизнерадостный, держит себя в хорошей физической форме, хорошо выглядит, имеет хороший цвет лица. Заметим, что эти характеристики совпадают с выявленными О.С. Васильевой значимыми полоролевыми различиями в представлениях о здоровье: женщины акцентируются на презентативных показателях (характеристик внешнего облика) - быть здоровым, значит иметь здоровый и привлекательный вид, сохранять привлекательность для других людей; опрошенные мужчины чаще фокусируются на показателях активности и работоспособности - быть здоровым, значит проявлять активность, бодрость и сохранять работоспособность [3].

Таким образом, подводя итог анализу полученных результатов, можно констатировать, что у современных студентов (на примере ТРТУ) наблюдается достоверное преобладание типа ИКЗ «Здоровье как данность конкретных ресурсов» («экологическая концепция»). Однако около трети студентов все же придерживаются наиболее прогрессивной ИКЗ «здоровье - способность к развитию». У студентов незначительно доминирует внутренний локус контроля здоровья над контролем «могущественными другими» и «волей случая». В самооценке здоровья достоверно преобладает средний уровень выраженности показателей, при этом проявляется тенденция более высокой самооценки психического здоровья в сравнении с физическим.

При сравнении ИКЗ юношей и девушек выявляются достоверные гендерные различия в таких количественных показателях как физическая самооценка и выраженность ответственности за свое здоровье (по методике ИКЗ). Не выявлено достоверных гендерных различий в таких количественных показателях как выраженность типа ИКЗ, уровень локуса контроля здоровья, самооценка психического здоровья.

Гендерные особенности ИКЗ студентов проявляются в большей степени в качественном своеобразии содержания их ИКЗ по отдельным параметрам. Причем, различия обнаруживаются в тех аспектах, которые совпадают с принятыми в обществе гендерными стереотипами, и не имеют отличий в проявлениях, на которых не акцентируется внимание в ходе гендерной социализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001.

4. ГринбергДж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

5. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.86-88.

6. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004.

7. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.

8. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа здоровья. - 1998. - Т.5. №1. - С.7-16.

Н.В. Кучеренко ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЗНАЧИМАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЕЕ УСПЕШНОСТИ

Отношение, согласно теории В.Н. Мясищева, понимается как компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективнооценочный, сознательно избирательный подход к действительности и представляющий собой интериоризированный опыт существования в социальном окружении. Отношение является одной из сторон психической жизни, наряду с психическими процессами, состояниями и свойствами личности.

Отношение связывается с системой человеческой мотивации и регуляции поведения. В.А. Ядов в качестве механизма регуляции поведения выделяет диспозици-онную систему, в которую входят четыре элемента: общая (доминирующая) направленность интересов личности, система ценностных ориентаций, система социальных установок, система элементарных фиксированных установок. Общей направленности личности и системе ценностных ориентаций принадлежит решающая роль в регуляции поведения, они образуют целостную подструктуру. Направленность интересов личности как компонент отношения может проявлять себя в доминирующих и устойчивых потребностях. В процессе развития личности происходит существенное изменение направленности и доминирующих ценностей личности, следовательно, данный фактор может явиться определяющим для формирования отношения к деньгам.

В современных исследованиях проявляется тенденция рассматривать удовлетворенность как отношение. Если удовлетворенность как эмоциональное состоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.