Научная статья на тему 'Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ'

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
827
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ»

• формирование представлений, способствующих становлению позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью, другим людям, саморазвитию, самореализации;

• помощь в самопознании, поддержка процесса планирования и реализации личностно-профессионального развития, выбора жизненной стратегии.

Процессуальный компонент психологической подготовки опирается на идеи личностно-развивающего взаимодействия, предполагающие понимание и принятие студента как личности, субъекта учения и жизнедеятельности в целом, ценностно-смысловой диалог, обучение в контексте жизненных проблем, организацию рефлексии и обогащения субъективного психологического опыта, использование активных тренинговых и игровых методов обучения.

В процессе психологической подготовки студентов проводилось исследование динамики их взглядов, установок, интересов, связанных с саморазвитием. Использовались методы опроса, проводилось наблюдение за работой студентов во время занятий, анализировались творческие и учебно-исследовательские работы.

Результаты наших исследований показывают, что в процессе занятий:

• повышается интерес к самопознанию;

• повышается мотивация студентов к освоению психологических и педагогических знаний и умений, к использованию этих знаний в целях самопознания и самосовершенствования;

• изменяются представления студентов о самом себе (когнитивный компонент «Я-концепции»);

• повышается степень осознанности социальных установок, стереотипов поведения и восприятия людей;

• изменяется взгляд на возможности, ограничения и роль информационных технологий в собственном развитии.

Как было показано выше, общий уровень осмысленности жизни у студентов технических специальностей достаточно высок. Это позволяет предположить, что развивающиеся в процессе занятий по психологии интересы с помощью сформированной системы смысловой регуляции будут направлять дальнейшее развитие личности.

Таким образом, психологическая подготовка студентов, рассматриваемая как средство развития психологической культуры, обладает возможностями влияния на направленность личности, создавая тем самым предпосылки для снижения негативного влияния технизированной образовательной среды на личностное развитие студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ЛеонтьевД.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1997.

2. Лызь Н.А. Теоретические основы психологического образования // Психология в вузе. 2004. №1. С. 113-122.

Л.Б. Дыхан, Ю.В. Панова

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ

Проблема здоровья, будучи долгое время прерогативой медицины, в последние годы привлекает все более пристальное внимание педагогов, психологов, социологов. Интерес современной педагогической науки и практики образования к

данной проблематике закономерно возрастает по мере перехода от знаниевой парадигмы, нацеленной на формирование знаний, умений и навыков, к личностно ориентированной, гуманистической парадигме, ориентированной на целостное развитие личности, самоценность каждого человека, его самоактуализацию и самореализацию. В этих условиях здоровье человека, его формирование, сохранение и совершенствование, как основа успешной и полноценной жизнедеятельности, становится одной из значимых педагогических проблем.

Для российской действительности актуальность комплексных, в том числе и педагогических, исследований в области здоровья обостряется в связи с фиксируемой в последние десятилетия тенденцией ухудшения здоровья населения. Так, по данным В.П. Казначеева, коэффициент здоровья россиян в 90-е годы ХХ столетия составил 0,2, то есть только два человека из десяти могут считаться здоровыми. С начала 90-х годов наша страна вступила в полосу острого демографического кризиса. За это время уровень общей смертности в стране возрос в 1,5 раза. Коэффициент рождаемости упал до 1,4 против 2,14-2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Удручающими особенностями демографического кризиса являются мужская сверхсмертность (59 лет); темпы распространения алкоголизма и наркотиков; резкий рост смертности от несчастных случаев; рождение большого количества детей с функциональными отклонениями и врожденными патологиями [1].

Перечисленные негативные тенденции особо остро отражаются на здоровье детской популяции россиян. По данным Института возрастной физиологии РАО за последние тридцать лет численность практически здоровых детей в начальных классах (I и II группы здоровья) снизилась с 61 до 20%, а доля детей III-IV групп здоровья возросла с 30 до 75%. Эти неблагоприятные тенденции наслаиваются на отмеченные в последние 10-20 лет явления деселерации (снижение темпов развития): чаще стали появляться дети с общей задержкой физического развития, низко-рослостью, у 10-15% детей наблюдается дефицит массы тела, явления астенизации. За последние 20 лет на 15-20% снизились функциональные резервы подростков, особенно девочек [2].

Среди причин массового нездоровья россиян называют затянувшийся переход к новым экономическим отношениям, ухудшение общей экологической ситуации, пассивное отношение населения к своему здоровью, низкий уровень информированности в вопросах поддержания здоровья и многое другое [3, 4].

Очевидно, что большинство перечисленных причин в основе своей имеют выбор взрослыми членами общества тех или иных ценностных, мировоззренческих установок, поведенческих паттернов, в том числе и установок в отношении к здоровью своему и окружающих. Основным социальным институтом, призванным способствовать формированию мировоззрения, ценностных ориентаций, знаний человека, является система образования. Однако задача формирования здоровья и, как итог, индивидуальной концепции здоровья, способствующей его поддержанию в течение жизни, продолжает решаться в системе образования традиционно фрагментарно, представляя собой «вкрапления» в курсы естественнонаучного цикла школьного образования. Эффективен ли подобный подход к образованию в области здоровья? Попыткой ответа на этот вопрос и является представляемая статья.

Понятие «индивидуальная концепция здоровья», подразумевающее совокупность представлений, установок человека в отношении здоровья, предложено испанскими исследователями Д. Сиерес, В. Гавидия [5]. Необходимо уточнить, что в аналогичных российских исследованиях более употребимы понятийные конструкты «отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), «внутренняя картина здоровья» (В.М. Смирнов, В.Е. Каган, В.А. Ананьев), «валеоустановки» (О.С. Васильева) и др. Результаты анализа содержания этих понятий позволяют утверждать, что они по

сути своей синонимичны, и речь идет, фактически, о предпочтениях в использовании терминов. Существенным преимуществом исследований Д. Сиерес, В. Гавидия является тот факт, что в нем представлены в единстве методологические основания и инструментарий для эмпирического исследования.

Согласно концепции Д. Сиерес, В. Гавидия представления о здоровье рассматриваются в единстве двух компонентов: природы и причин здоровья. Представления о природе здоровья - это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье - отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом - здоровье как сохраняющийся баланс, как «инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем», где важной является психическая, ментальная составляющая. Причины здоровья также рассматриваются как протяженность с двумя полюсами: на одном - здоровье зависит от внешних элементов или от удачи; на другом - здоровье - это то, что определяется стилем жизни.

На основе эмпирических исследований Д. Сиерес, В. Гавидия выделили четыре основные тенденции в представлениях людей о природе и причинах здоровья. Полученные типы индивидуальных концепций здоровья авторы представляют графически, где Х-ось связана с природой здоровья, а Y-ось - с причинами, которые приводят к его улучшению или ухудшению (рис. 1). На левом конце Х-оси располагаются представления, согласно которым здоровье рассматривается как отсутствие заболеваний и состояние благополучия (статическая ориентация); на правом конце оси - помещена «психическая, инструментальная и балансовая ориентация» (динамическое видение природы здоровья).

На Y-оси располагаются причины, по которым люди обладают здоровьем. Внизу локализованы аспекты удачи и окружающей среды (здоровье - дар, не зависящий от человека), вверху - ориентация на стиль жизни и превентивные (предохранительные) меры (здоровье зависит от усилий человека). Д. Сиерес, В. Гавидия дают следующие характеристики основным типам индивидуальных концепций здоровья:

1. Здоровье - отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия в зависимости от хорошей физической конституции или рождения в определенном месте. Все выдвигаемые индикаторы здоровья от человека не зависят. Акцент делается на физическое здоровье. Тенденция: «Обладание хорошим здоровьем подобно счастью. Здоровье есть отсутствие заболеваний» (левый нижний квадрант - № 1).

2. Здоровье - отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия, но причины изменения состояния здоровья зависят от поведения самого человека. Достижение высокого уровня благополучия принадлежит к категориям персональной ответственности. Здесь принимаются во внимание психические и ментальные составляющие. Тенденция: «Здоровье, как состояние благополучия, завоевывается, т.е. зависит от поведения человека» (левый верхний квадрант - № 2).

3. Здоровье - нечто динамическое, балансирующее, инструментально измеряемое как показатель качества жизни. Однако ресурсы здоровья определены при рождении, человек имеет счастье (или несчастье) быть рожденным в определенной культуре, в определенных географических и экологических условиях. Окружающая среда в данном типе индивидуальной концепции здоровья присутствует как постоянный фактор. Индивидуальное здоровье исходит не от самого человека, а из вне, из «системы». Тенденция: «Баланс данных конкретных ресурсов» (правый нижний квадрант - № 3).

4. Здоровье - способность к развитию. Эта тенденция представляет здоровье как динамический процесс, состоящий из серии мер, которые совершенствуются и развиваются при их использовании. Поведение - наиболее важная составляющая в этой тенденции (правый верхний квадрант - № 4).

Персональные причины

(осторожность, стиль жизни)

Природа:

отсутствие

заболеваний,

состояние

благополучия

к У Состояние благополучия завоевывается ь Способность к развитию

X

Состояние Ресурсы - это

благополучия - данность

это данность

Природа:

динамическая,

инструменталь

ная

Независимые от человека причины (счастье, случай, окружающая среда)

Рис. 1. Графическая модель основных типов индивидуальных концепций здоровья

(по Д. Сиерес, В. Гавидия)

Для определения принадлежности концепции здоровья конкретного человека к одному из рассмотренных типов авторы разработали опросник, включающий два блока утверждений - о природе и о причинах здоровья. Респонденту предлагается выбрать из каждого блока по три утверждения, наиболее точно совпадающих с его точкой зрения. Выбранные утверждения ранжируются самим отвечающим по степени их значимости для него (3, 2 и 1 балл соответственно). При обработке определенным ответам присваивается знак минус - «негативные ценности» по Д. Сиерес, В. Гавидия, остальным - знак плюс. Затем полученные по каждому блоку баллы складываются с учетом знака и определяется точка на графике согласно значениям по осям абсцисс и ординат.

Примечательно, что Д. Сиерес, В. Гавидия установили соответствие между типами индивидуальных концепций здоровья и различными стратегиями образования в области здоровья. На основе исследований К. Тоунс (К. Tones) ими выделены следующие стратегии образования в области здоровья:

1. Информационный тип образования (соответствует левому нижнему квадранту). Подразумевает трансляцию знаний с биологической и медицинской точек зрения: анатомия и конституция тела, функции органов, первая помощь, заболеваемость, микробы, вакцины и так далее. Наиболее важной характеристикой является заболеваемость, то, чего люди боятся и стараются избежать.

2. Превентивный тип образования в области здоровья (соответствует левому верхнему квадранту). При изучении анатомии и физиологии органов особое

внимание уделяется профилактике и гигиене: несчастные случаи, гигиена полости рта, наркотики, пища, что делать и чего не делать для достижения состояния благополучия... Важно информировать людей, как они должны вести себя в определенных ситуациях, для того, чтобы сделать выбор, какое поведение для них предпочтительнее, так как хотя здоровье есть данность, но поведение, ориентированное на здоровье, очень важно.

3. Энвироменталистический тип образования (правый нижний квадрант). Предполагает изучение возможностей окружающей среды, так как если «ресурсы -это данность», то персональное здоровье исходит не от самого человека, а из вне, из «системы». Более важно работать в направлении сокращения разницы между социальными классами, чем внушать людям необходимость здорового поведения, например, отказ от курения или приверженность рациональному питанию. Важными представляются различные кампании по защите от загрязнений воздуха, воды, пищи.

4. Индивидуально-развивающий тип образования (правый верхний квадрант), который подразумевает сочетание образования и собственной ответственности личности при трансляции культуры здоровья. Авторы называют эту тенденцию индивидуальным развитием. Причины здоровья и болезней людей вызываются ими самими, поскольку каждый сам ответственен за свое здоровье. «Человек, - утверждают Д. Сиерес, В. Гавидия, - это развивающаяся история, в которой мы можем быть наблюдателями, поскольку мы - собственники нашей жизни и можем делать с ней что нам нравится». Изменить экологическую ситуацию очень трудно, поэтому действия направлены на людей, которые, развивая свои способности и ресурсы, не только избегают болезней, но постоянно приобретают более высокие уровни жизни. К предотвращению заболеваний авторы добавляют вопросы межличностных отношений, самоуважения, развитие способностей к росту и другие.

На основании приведенных сведений можно предположить, что в зависимости от преобладающей в конкретной системе образования стратегии обучения и воспитания учащихся в области здоровья в мировоззрении выпускников школ должны преобладать те или иные типы индивидуальных концепций здоровья. Соответственно, наличие доминирующего типа индивидуальной концепции здоровья (ИКЗ) у выпускников школ может рассматриваться как результат успешной реализации той или иной стратегии образования в области здоровья, или, что более вероятно, как результат направленного влияния социальной среды в целом.

Для проверки данной гипотезы авторами статьи было предпринято эмпирическое исследование, в ходе которого опрашивались согласно вышерассмотренной методике учащиеся 11 классов школ №№ 35, 15, лицея ТРТУ г. Таганрога общим количеством 105 человек. Графический анализ результатов показал, что в общей выборке не наблюдается явного доминирования определенной концепции здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Квадрант № 1 Квадрант № 2 Квадрант № 3 Квадрант № 4 На Х-оси (от- риц. знач.) На Х-оси (по- ложит. знач.) На У-оси (от- риц. знач.) На У-оси (по- ложит знач.) (0; 0)

15 % 12 % 15 % 16 % 9 % 7 % 7 % 12 % 7 %

Ввиду значительного количества ИКЗ, занимающих на графике промежуточное положение, т.е. располагающихся на осях Х и У, стандартная обработка результатов была дополнена их группировкой относительно оси Х (природа здоровья) и оси У (причины здоровья) путем объединения данных из смежных квадрантов и

данных «по осям». Следует уточнить, что ИКЗ, располагающиеся на графике по осям, несут требуемую информацию: представления данных респондентов о природе или же о причинах здоровья занимают промежуточное положение между рассмотренными выше полюсами. В результате были получены две группы ИКЗ, расположенных слева от оси У («здоровье как дар») и справа от нее («здоровье как баланс») и две группы ИКЗ, расположенные выше и ниже оси Х (соответственно «здоровье зависит от усилий человека» - «здоровье не зависит от усилий человека») (табл. 2, 3).

Таблица 2

Процентное соотношение представлений учащихся о природе здоровья

Школа №15 Школа №35 Лицей ТРТУ Выборка в целом

Здоровье имеет динамическую природу 38,4% 29,1% 44,2% 38,0%

Здоровье имеет статическую природу 23,2% 41,9% 30,2% 32,0%

Промежуточные 38,4% 29,0% 25,6% 30,0%

Таблица 3

Процентное соотношение представлений учащихся о причинах здоровья

Школа №15 Школа №35 Лицей ТРТУ Выборка в целом

Здоровье зависит от усилий самого человека 42,3% 22,6% 53,5% 41,0%

Здоровье не зависит от усилий самого человека 34,6% 64,5% 27,9% 40,0%

Промежуточные 23,1% 12,9% 18,6% 19,0%

Результаты статистической обработки процентных соотношений полученных групп ИКЗ попарно по биноминальному критерию также показали отсутствие достоверных различий в представлениях учащихся как о природе здоровья («дар или баланс»), так и о причинах здоровья (зависимость или независимость здоровья от усилий человека) по выборке в целом.

Анализ полученных результатов по отдельным подвыборкам выявил ряд особенностей в распределении типов ИКЗ у учащихся разных образовательных учреждений. Уточним, что выбранные для проведения исследования школы имеют ряд особенностей. Так, специализация школы №15 связана с подготовкой старшеклассников к поступлению в Таганрогский институт экономики и управления (комплекс «школа-вуз»); лицей Таганрогского государственного радиотехнического университета имеет физико-математическую направленность; в школе №35 специализация отсутствует, набор учащихся в старшие классы определяется только местом их жительства.

Как видно из таблицы 3, в подвыборке школы №35 представления о независимости здоровья от усилий человека встречаются почти в 3 раза чаще, чем представления о его зависимости. В подвыборках же школы № 15 и лицея преобладают представления о зависимости здоровье от усилий человека. Статистическая обработка полученных результатов по критерию углового преобразования Фишера, позволяющего сравнивать несколько выборок, подтвердила достоверность этих различий (р<0,05).

Однако на наш взгляд, вышеуказанные соотношения связаны не столько с обучением опрошенных учащихся в области здоровья, сколько с особенностями отбора в профильные классы школы № 15 и лицея. В старшие классы этих школ

зачисляются учащиеся, успешно освоившие курс основной школы и прошедшие конкурсный отбор. Для таких учащихся характерен более высокий уровень интер-нальности, как результат общего развития личности, что распространяется и на сферу представлений о причинах здоровья. Этот вывод подтверждается тем фактом, что по представлениям о природе здоровья (дар или баланс), более тесно связанным с систематическим обучением в области здоровья, достоверных различий у учащихся разных школ не обнаружено.

Учитывая, что индивидуальная концепция здоровья является результатом социализации, исследование было дополнено опросом старшеклассников о влиянии различных компонентов социальной среды на формирование их представлений о здоровье. С этой целью респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале источники, из которых они черпают информацию о здоровье: уроки в школе; воспитательная работа (классные часы, общешкольные мероприятия, неформальное общение с учителями); семья; врачи, у которых они наблюдались; телепередачи; газеты и журналы; художественная литература; неформальные контакты (дружеское общение). Для каждой из оценок приводилось ее содержательное наполнение (например, 4 балла - данный источник оказал достаточно большое влияние; 5 баллов -данный источник оказал определяющее влияние и т.д.).

Представления учащихся о влиянии каждого из вышеназванных компонентов социальной среды на формирование их ИКЗ статистически обрабатывались (построение вариационных рядов, расчет медиан для общей выборки и для подвыборок каждой школы). Как видно на рис 2, наивысшие оценки получил пункт «семья» (5 баллов как для выборки в целом, так и для частных подвыборок), немного ниже оценены пункты «врачи» и «неформальное общение» (3, 4 балла). Воспитательная работа и уроки в школе получили одни из самых низких оценок.

Полученные в ходе исследования результаты, бесспорно, носят предварительный характер. Во-первых, в них представлены данные только по г. Таганрогу, во-вторых более обоснованные результаты требуют проведения исследований на больших выборках. Тем не менее, они позволяют уловить неутешительную тенденцию - существующие в настоящее время подходы к решению задач образования в области здоровья, не отличающиеся принципиально в различных городах России, не оказывают направленного влияния на формирование определенного типа индивидуальной концепции здоровья. Представления учащихся об источниках знаний о здоровье также подтверждают данный вывод.

Медианы оценок влияния компонентов социальной

среды

5 і 4 3 2

1 н

о

уроки в школе воспитат. работа

дружба

-ра

□ 5 - определяющее влияние □ 4 - большое влияние

□ 2 - минимальное влияние □ 1 - не оказал влияние

□ 3 - небольшое влияние

Рис. 2. Медианы оценок влияния компонентов социальной среды на формирование

ИКЗ (общая выборка)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология. 1998. № 3. С. 17-23.

2. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т.2. №2. С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

5. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа здоровья. 1998. Т.5. №1. С. 7-16.

Л.В. Лайер, А.В. Непомнящий

ВИРТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

В психологии личности наблюдается большое разнообразие мнений и взглядов как на личность в целом, так и на отдельные ее свойства и явления. Существует разнообразие концептуальных подходов к изучению личности и теоретических направлений исследований. Однако ни одна теория не может в полной мере описать личность как психологический феномен в силу того, что все эти теории порождаются личностями, т.е. они (теории) имеют принципиально внутрисистемный характер, иными словами, соответствуют теореме К. Геделя «О неполноте». Тем не менее, этот факт, как и все сущее, имеет и положительную сторону - множественность теорий способствует дальнейшему развитию рационального ума, временами ускоряя его движение к надличностному, надрациональному уровню. Такое ускорение, как известно, появляется тогда, когда достигнутое количество дает новое качество, в том числе и в разработке новых теорий.

Сравнительно недавно в современной психологической науке произошел качественный скачок: от идеи моноонтологичности знаний (унификации типов знаний) она перешла к признанию идеи полионтологичности (множественности, разнородности знаний) [6]. Идея моноонтологичности заключается в стремлении свести весь набор факторов, касающихся какого-либо явления, в единую модель, в рамках которой все факторы упорядочиваются по принципу «сущность - явление». Это означает, что вся совокупность фактов должна быть сведена к одному механизму, одной сущности, объясняющей происхождение всей совокупности явлений. Попытка согласования оснований, претендующих на знание сущности, приводит, как правило, лишь к усилению разногласий, или к призывам построить самую общую модель, объединяющую все основания [5].

Идея полионтологичности знаний исходит из того, что существует множество несводимых друг к другу, т.е. онтологически самостоятельных реальностей, например, бодрствование и сон, измененные и обычные состояния сознания. Современные психологические концепции сновидения не сводят реальность сновидения не только к биологическим основаниям, но даже и к психологическим, существующим в бодрствующем состоянии, и рассматривают сновидение как самостоятельную реальность, по сути, т.е. онтологически, не зависимую от бодрствующего состояния, хотя определенным образом и связанную с ним. Разумеется, эта идея также является внутрисистемным порождением психологии и может быть мгновенно развенчана с позиции метасистемного видения, но цель данной работы другая -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.