Научная статья на тему 'Отношение к смерти у лиц юношеского возраста'

Отношение к смерти у лиц юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1146
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к смерти у лиц юношеского возраста»

ных субъектов творческих стратегий образования.

Одним из центральных фокусов изучения заявленной проблемы является создание и апробация программ психологически обоснованной поддержки в разрешении задач образования педагогически запущенных подростков с задержками социально-психологического развития, занимающих маргинальное положение между подростками социально крайне неблагополучными с выраженными проявлениями психической деформации и социально успешными подростками.

Проводимые автором исследования в процессе консультирования школ-лабораторий позволяют обозначить направления разработки проблемы изучения онтогенеза позиции субъекта учения на основных ступенях школьного образования, ориентированного на такую самоорганизацию субъектно-психологической стороны задач образования, которая отвечает подходу к ее разрешению как ответственного личностного поступка учащихся в процессе его «бытийного» самоопределения. Организация масштабного генетико-моделирующего эксперимента проектного типа, позволяющего психологу становиться лидером разработки и реализации концепций образования развивающихся школьных сообществ, ориентированных на поддержку, культивирование личностно ответственных стратегий образования учеников, изначально далеких от ценностей развития и творческой самореализации, оказывается одним из наиболее трудоемких и в тоже время незаменимым гуманитарно-антропологических методов познания и преобразования социальной действительности.

Шутова Л.В. (Таганрог)

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Тема смерти является во многом традиционной, так как относится к экзистенциальным проблемам человечества. В настоящем психологическая наука уже достаточно накопила эмпирического материала относительно многих психических феноменов, однако вопрос отношения человека к смерти только в последнее время начинает привлекать внимание исследователей.

Разговор на тему смерти молодежью в настоящее время считается деликатным и щепетильным. При этом современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от творчества мультипликационных и художественных фильмов, содержания компьютерных игр и направлений современной музыки, изобилующих разнообразной символикой смерти, и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу - смерти. При этом, если проблема полового воспитания и просвещения в настоящее время активно развивается в отечественно науке, то проблема танатической пропедевтики, затрагивающей вопросы о здоровье человека, ценности его жизни, построении жизненных планов на будущее, раскрытии смысла жизни, остается неисследованной. Таким образом, дефицит исследований на тему отношения к жизни и смерти среди молодежи определил цель настоящего исследования - изучение отношения к смерти лиц юношеского возраста. В исследовании приняли участие 200 студентов 1-3 курсов Таганрогского государственного радиотехнического университета. Для изучения отношения к смерти была разработана авторская анкета; для исследования страха и тревоги смерти использовались шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера, методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Проведенное анкетирование показало, что тема смерти является актуальной для современного молодого человека. Анализ анкет позволил выделить шесть основных видов отношения к смерти среди современного студенчества: смерть как переход, смерть как фактор развития, смерть как прекращение жизни, протест против смерти, отрицание смерти, смерть как избавление от жизни.

Основными особенностями отношения к смерти как к переходу являются принятие смерти как закономерного конца земной жизни и, одновременно, начала новой жизни. Смерть рассматривается как новое рождение, переход на другой этап или виток существования. Такая точка зрения подразумевает веру в последующую жизнь после смерти. Для респондентов с таким понимаем смерти характерно непринятие самостоятельного ухода из жизни. По результатам методики МакЛеннана смерть описывается как «новый опыт», «возвращение домой», «большое путешествие», «воссоединение семьи». При таком понимании смерти жизнь также имеет свою ценность, т.к. именно в ее процессе происходит определенное развитие, которое и завершается смертью тела и переходом на новый этап. Для данной группы испытуемых характерен низкий страх смерти, измеренный по методике Д. Темпле-ра.

Отношение к смерти как к фактору развития мы назвали экзистенциальным, потому что для него характерно рассмотрение смерти в контексте той жизни, которую проживает человек. Для испытуемых с таким отношением к смерти сам факт человеческой конечности - это шанс изменить свою жизнь. Смерти присваивается значение двигателя или главного фактора развития, способствующего раскрытию смысла жизни человека. Здесь не рассматривается посмертная жизнь, хотя такое рассмотрение смерти не исключает веру в загробную жизнь. Но, по мнению респондентов, важнее знать и помнить о возможном конце, т.к. это значит наполнить свою жизнь духовным содержанием. Смерть воспринимается здесь как мерило многих событий, происходящих в жизни, т.к. перед ее лицом многие факты меняют свое значение и содержание, теряется или приобретается их значимость. При таком отношении к смерти подчеркивается процессуальность проживания жизни, когда для человека единственным смыслом жизни является сама жизнь. По результатам методики МакЛеннана смерть описывается как «новый опыт», «возвращение домой», «большое путешествие», «воссоединение семьи». Для данной группы испытуемых характерен низкий и средний уровень страх смерти.

Отношение к смерти как к факту физиологического прекращения существования можно назвать атеистическим, поскольку он содержит строго научные и академические формулировки, описывающие, что представляет собой смерть, а также лишены эмоционального окраса. Смерть рассматривается как прекращение жизнедеятельности организма, разрушение тела до стадии прекращения жизнеобеспечивающих процессов. Существование посмертной жизни при таком отношении к смерти отрицается, предлагается понимание смерти как ухода в ничто, полного уничтожения, освобождения «места для новой комбинации генов». При таком отношении смерть - это механизм популяции, необходимый для существования человечества как вида, населяющего Землю, здесь подчеркивается ее целесообразность и необходимость. Такое отношение к смерти внешне безэмоционально. По результатам методики МакЛеннана смерть описывается как «пустое сумрачное пространство», «холодное одинокое путешествие», «густой туман», «черная дыра». Уровень страха смерти, характерный для лиц с таким отношением, средний.

Протестное отношение к смерти характеризуется ярким эмоциональным накалом, т.к. сопровождается такими эмоциональными переживаниями как гнев и отчаяние. При таком отношении к смерти, смерть - это зло, которое невозможно победить или преодолеть: смерть приходит неожиданно, ее приход нельзя прокон-

тролировать, и в связи с этим мысли о смерти сопровождаются целым спектром чувств - от отчаяния и ненависти до обиды и горечи. Для лиц с таким отношением к смерти характерно противопоставление смерти и жизни. По результатам методики МакЛеннана смерть описывается с как «жрущий тигр», «молот», «безобразный монстр», «черная дыра», «несправедливость». Несправедливость смерти заключается в том, что она не дает возможности реализовать все планы и желания, и человек чувствует себя перед ней бессильным. Для испытуемых с протестным отношением к смерти характерен средний и высокий уровни страха смерти.

Отрицание смерти проявляется как нежелание задумываться о возможной кончине, выражаясь словами одного из респондентов, «надо жить жизнь, чтобы было как можно меньше этих мрачных мыслей». По результатам методики МакЛенна-на смерть описывается как «холодное одинокое путешествие», «черная дыра», «падение со скалы», «густой туман». Испытуемые с таким отношением к жизни характеризуются ощущением собственной неуязвимости в силу молодого возраста. Испытуемые верят, что смерть является необходимым атрибутом старости, и пока они молоды, о смерти задумываться не стоит. Данная группа испытуемых характеризуется долговременным планирование на будущее, построение планов и проектов на будущее, по словам респондентов, является способом совладания с мыслями о смерти. Лица, для которых характерно отрицание смерти и избегания мыслей о ней, склонны испытывать средний и высокий страх смерти.

Последний вид отношения к смерти, выделенный нами в результате анализа анкет, можно охарактеризовать как отношение к смерти как к избавлению от жизни. Лица с таким отношением характеризуются непринятием скорее жизни, чем смерти, т.к. смерть, по их мнению, приносит покой и отдых. По словам самих испытуемых, мысли о смерти не вызывают у них неприятия, а скорее радость и спокойствие. Жизнь имеет малую ценность, и в основном эту ценность составляют близкие люди. Жизнь воспринимается как обременительная и мучительная обязанность. Смерть же спасает от несовершенства мира, проблем и давления жизни. По результатам методики МакЛеннана смерть описывается как «заслуженный отдых», «мирный сад», «воссоединение семьи», «утешающий родитель», «успокаивающий ветерок». Для испытуемых, которые воспринимают смерть как избавление от тяжести жизни, характерен низкий уровень страха смерти.

Таким образом, в результате исследования нами было выделено шесть видов отношения к смерти, характерного для современного молодого человека. Развитие личности в юношеском возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем человеческой жизни. В связи с этим, на наш взгляд, одним из аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, т.к. ценности, которые определяет для себя молодой человек, и характеризуют его отношение к жизни. Беглый анализ анкет показал, что отношение к смерти высвечивает отношение испытуемых к жизни, к самому себе, к миру. Поэтому в качестве перспективных направлений настоящего исследования нам видится исследование смысложизненных и ценностных ориентаций, характерных для каждого вида отношения к смерти, что позволить, на наш взгляд, дать полную картину отношения к жизни-смерти у лиц юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.