Научная статья на тему 'Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека как субъекта психического развития и субъекта творческой самореализации'

Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека как субъекта психического развития и субъекта творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека как субъекта психического развития и субъекта творческой самореализации»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Шибаева Л.В. (Сургут)

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОЕКТНОГО ТИПА В ИНТЕГРАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СУБЪЕКТА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Проблема изучения человека как субъекта творческого саморазвития, взятая в ее неразрывной связи со становлением человека как субъекта социально-практического бытия, является одной из ключевых для культурно-антропологических исследований, имеющих значение для разных сфер современной общественной практики.

Последние десятилетия вносят новые коррективы в понимание особых требований к праксическому потенциалу современного человека и его «духовной» самоорганизации, которые позволяли бы ему быть соразмерным вызовам усложняющейся социальной действительности.

В этой проблеме центральными необходимо сделать те ракурсы анализа, которые предполагают признание того, что нельзя представить себе становление зрелой социально-практической рациональности человека, обеспечиваемой хорошим образованием, без культуры «заботы и попечения» о самом себе (Фуко М.), без оформления «идей творческого самополагания» (Лейбниц Г.В.), без способности создания плана практического знания (Сартр П.), без «подчинения и овладения» собственной психикой (Выготский Л.С.).

Своеобразие сложной внутренней активности человека, соразмерной сложностям неоднозначного динамичного социального бытия эмпирически может быть охарактеризовано как непрерывное подчинение и переподчинение субъектом личностнозначимых задач, которые релевантны замыслам его социокультурной реализации.

Феномены «субъективации» задач, т.е. превращения их из существующих «перед человеком» в психологически принятые субъектом задачи, значение которых согласовано с его «концепцией Я», задачи, внутри которых он начинает движение к поиску решения, ориентируясь на предельные для себя возможности или, даже, возможности, которые только предстоит обрести в связи с «примериванием» заманчивых, но не обеспеченных субъективно-психологическим ресурсом целей, -все эти явления выступают как крайне интересный и важный эмпирический материал для исследований, преодолевающих известные постулаты парадигмы «социальной адаптации-дезадаптации», «устойчивости-неустойчивости».

Актуальность заявляемой проблемы исследования имеет яркие онтологические и гносеологические ракурсы отражения в общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии управления.

Методологические и концептуально-теоретические подходы, позволяющие исследовать развивающийся праксис субъекта в его неразрывной связи с развитием психического потенциала человека, были определены в отечественной психологии, ориентирующейся на традиции культурно-исторического и деятельностного подходов (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Божович Л.И., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.).

Методологически и методически выигрышным направлением продолжения этой традиции, в тоже время ее обогащения, является реализация проектного подхода при воплощении генетико-моделирующего эксперимента в условиях школ-лабораторий, школ-экспериментальных площадок, ориентированных на изучение развивающихся детско-родительского и педагогического сообществ как коллектив-

Раздел V. Философия и методология психологии

ных субъектов творческих стратегий образования.

Одним из центральных фокусов изучения заявленной проблемы является создание и апробация программ психологически обоснованной поддержки в разрешении задач образования педагогически запущенных подростков с задержками социально-психологического развития, занимающих маргинальное положение между подростками социально крайне неблагополучными с выраженными проявлениями психической деформации и социально успешными подростками.

Проводимые автором исследования в процессе консультирования школ-лабораторий позволяют обозначить направления разработки проблемы изучения онтогенеза позиции субъекта учения на основных ступенях школьного образования, ориентированного на такую самоорганизацию субъектно-психологической стороны задач образования, которая отвечает подходу к ее разрешению как ответственного личностного поступка учащихся в процессе его «бытийного» самоопределения. Организация масштабного генетико-моделирующего эксперимента проектного типа, позволяющего психологу становиться лидером разработки и реализации концепций образования развивающихся школьных сообществ, ориентированных на поддержку, культивирование личностно ответственных стратегий образования учеников, изначально далеких от ценностей развития и творческой самореализации, оказывается одним из наиболее трудоемких и в тоже время незаменимым гуманитарно-антропологических методов познания и преобразования социальной действительности.

Шутова Л.В. (Таганрог)

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Тема смерти является во многом традиционной, так как относится к экзистенциальным проблемам человечества. В настоящем психологическая наука уже достаточно накопила эмпирического материала относительно многих психических феноменов, однако вопрос отношения человека к смерти только в последнее время начинает привлекать внимание исследователей.

Разговор на тему смерти молодежью в настоящее время считается деликатным и щепетильным. При этом современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от творчества мультипликационных и художественных фильмов, содержания компьютерных игр и направлений современной музыки, изобилующих разнообразной символикой смерти, и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу - смерти. При этом, если проблема полового воспитания и просвещения в настоящее время активно развивается в отечественно науке, то проблема танатической пропедевтики, затрагивающей вопросы о здоровье человека, ценности его жизни, построении жизненных планов на будущее, раскрытии смысла жизни, остается неисследованной. Таким образом, дефицит исследований на тему отношения к жизни и смерти среди молодежи определил цель настоящего исследования - изучение отношения к смерти лиц юношеского возраста. В исследовании приняли участие 200 студентов 1-3 курсов Таганрогского государственного радиотехнического университета. Для изучения отношения к смерти была разработана авторская анкета; для исследования страха и тревоги смерти использовались шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера, методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.