Научная статья на тему 'Отношение к сиротам в исламе'

Отношение к сиротам в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4593
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ИСЛАМ / ИМУЩЕСТВО / ОПЕКУН / ХАДИС / СИРОТА / МУСУЛЬМАНЕ / CUSTODY / ISLAM / PROPERTY GUARDIAN / HADITH / ORPHAN / MUSLIMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яшадов М.Х.,

Рассмотрены основные положения отношений мусульман к сиротам, а также определено место сирот в исламе, на основе религиозно-правовых источников Корана и Сунны. Изложена система предписаний, направленные на защиту имущества сирот от злостного опекуна и на всестороннее приумножения их имущества. Особое внимание акцентируется на проблеме о положении сирых в Исламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude towards orphans in Islam

The basic provisions of the relationship of Muslims to orphans, as well as the place of orphans in Islam, on the basis of religious and legal sources the Koran and the Sunnah. The system of regulations aimed at protecting the property of orphans from a malicious guardian and at the comprehensive multiplication of their property is described. Special attention is paid to the problem of the situation of the Syrian in Islam.

Текст научной работы на тему «Отношение к сиротам в исламе»

Отношение к сиротам в исламе Attitude towards orphans in Islam

Яшадов М.Х.,

Студент 2 курса юридический факультет Чеченский государственный университет

РФ, г. Грозный e-mail: elita8881 @mail.ru

Asadov M. H.,

2nd year student law faculty Chechen state University Russia, Grozny e-mail: elita8881 @mail.ru

Научный руководитель: Абдулаева Э.С.,

к.филос.н., доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Чеченский государственный университет

РФ, г. Грозный

Scientific adviser: E. S. Abdulaeva,

candidate of philosophical Sciences, associate рrofessor of theory and technology of social work

Chechen state University Russia, Grozny e-mail: elita8881@mail.ru

Аннотация.

Рассмотрены основные положения отношений мусульман к сиротам, а также определено место сирот в исламе, на основе религиозно-правовых источников - Корана и Сунны. Изложена система предписаний, направленные на защиту имущества сирот от злостного опекуна и на всестороннее приумножения их имущества. Особое внимание акцентируется на проблеме о положении сирых в Исламе.

Annotation.

The basic provisions of the relationship of Muslims to orphans, as well as the place of orphans in Islam, on the basis of religious and legal sources - the Koran and the Sunnah. The system of regulations aimed at protecting the property of orphans from a malicious guardian and at the comprehensive multiplication of their property is described. Special attention is paid to the problem of the situation of the Syrian in Islam.

Ключевые слова: опека, ислам, имущество, опекун, хадис, сирота, мусульмане.

Key words: custody, Islam, property guardian, the hadith, the orphan, the Muslims.

Проблема сирот стала развиваться на ранних стадиях становления ислама. В следствии военных походов, число сирых преумножалось. Вследствие того, особую значимость обрели отношения опеки, в частности, обеспечение их имуществом, распоряжение их унаследованной утварью. Сироты - один из слабозащищенных слоев населения. Во всех мировых религиях свое особое место в обществе занимают сироты. В каждой религии есть свои льготы, свои предписания по защите сирых и их имущества, предписания, определяющие их роль в социуме, не является исключением и религия мусульман -ислам.

Цель исследования: изучить отношение к сиротам в исламе.

Задачи:

• Дать определение термину «сирота» с точки исламского видения.

• Определить роль сирот в исламе, посредством изучения основных религиозно-правовых источников мусульманского верования- Коран, Сунна и достоверные Хадисы.

• Рассмотреть имущественный вопрос сирых.

• Определении места и роли опекуна.

• Рассмотреть вопрос об усыновлении (удочерении).

Что понимается под словом «сирота» в исламе? Определение вышеупомянутому термину можно истолковать следующим образом: Сирота- это несовершеннолетнее лицо, потерявшее обоих родителей либо одного из них. В переданном Абу Даудом (№2873) достоверном хадисе говорится: - «Нет сиротства после достижения совершеннолетия, и не следует молчать весь день до наступления ночи»". Подлинность приведенного хадиса заверили имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани. Как известно, религия ислам пропагандирует мир, доброту и справедливость. Среди выделенных особых догматов, в религиозном веровании мусульман, является - забота и добрейшее отношения к сиротам. В священном писании мусульман - Коране приведены 23 аята, в которых говорится о сироте. Их можно условно разделить на три группы:

• Аяты из первой группы предполагают проявления благого отношения, заботы и почтения в отношении сирот.

• Следующая группа аятов определяет их социальные права.

• Третьей определены правила распоряжения имущества сирот, а также ее защиты[3].

Рассмотрим некоторые аяты из выше перечисленных групп:

«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: "Делать им добро - благой поступок"» (2 сура Корана «аль-Бакара» 220 аят). В указанном аяте говорится, что милость, проявленная в отношении сирых является благом для верующего, а каждый благой поступок вознаграждается.

«Посему сироту не обижай! И просящего не гони» (93 сура Корана «ад-Духа», 9-10 аят). Ученые в области изучения толкования сур в священном писании данному аяту истолковали следующий тафсир: Всевышний призывает не обходится с ним (то есть с сиротой) плохо, не прогонять его, обходится с ним с почтением, помогать ему в нужде исходя из своих возможностей, обходиться с ним так, как ты хотел бы, чтобы обходились с твоими детьми, после твоей смерти.

В Коране, 152 аяте суры «аль-Ан'ам» говорится: «Не приближайтесь к собственности (имуществу) сирот, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста.. » - здесь же определяется неприкосновенность в отношении утвари сироты со стороны опекунов или иных лиц[2].

Следующая сура предусматривает наказание за нарушение запрета прикосновенности собственности сирых: - «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы огнем и будут гореть в пламени» (4 сура Корана «ан-Ниса» 10 аят),- суть заключается в том, что наказание девианту (то есть нарушителю предписаний), в мире вечном не избежать[2].

Рисунок 1. Дети.

Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что злоупотребление, растрачивание имущества сирот в исламе запрещено и наказуемо. Раскрывая сущность имущественного вопроса продолжим использовать знания священного писания. В Коране также расписано то, как нужно распоряжаться имуществом сирот: -«Испытывайте сирых, пока они не достигнут совершеннолетия. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет» (4 сура Корана «ан-Ниса» 6 аят) [2]. Сущность аята в том, что опекун при достижении его подопечным совершеннолетия, должен подвергнуть его к испытанию. Суть испытания заключается в следующем: попечитель при достижении опекаемого указанного возраста передает часть имущества, чтоб удостоверится, что его подопечный в состоянии правильно распоряжаться своим имуществом.

Ухаживать, воспитывать, просвещать, развивать, следить за здоровьем, поддерживать психологически и морально- все это колоссальный труд для опекуна, более того, это большая ответственность, которую возлагает на себя попечитель.

Какое место и какую роль занимает опекун в исламе? Безусловно его роль важна, так как он способствует формированию у человека (опекаемого), таких важных качеств как: доброта, честность, человеколюбие, бескорыстие, вежливость; те качества, что благоприятно отразятся в его дальнейшей жизнедеятельности. Посланник Аллаха, пророк Мухаммад сказал: «Опекающий сироту (не зависимо от того, является ли он(опекун) его(сироте) родственником или нет) будет в Раю столь же близок ко мне, как указательный и средний палец два этих пальца» - произнося он показал указательный и средний палец[3].

Так же Зурара ибн Аби Ауфа передает, что пророк Мухаммад сказал: «Кто позаботился о сироте в его еде и питье, пока он не перестал нуждаться, для того Рай станет обязательным». (Ахмад 5/29). Подлинность приведенного хадиса подтвердили хафиз- аль-Хайсами и шейх-аль-Альбани.

Исходя из вышеуказанного мы можем сказать, что опекунство сирых в исламе является непомерной милостыней. В современном социуме проблема усыновления каждодневно актуализируется. Как относится ислам к такому явлению как, усыновление?

Как было сказано вначале, жизнедеятельность всех мусульман основывается на предписаниях Корана, на сунне посланника Аллаха, пророка Мухаммада. Об усыновлении в священном писании говорится: - «Он не сделал ваших приемных детей вашими сыновьями. Это - всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь. Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо

перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» (33 сура Корана «аль-Ахзаб» 4 аят)- исходя из этого мы видим, что усыновление запрещается в исламе, табу касается того, чтобы давать ребенку фамилию усыновителя (опекуна), ставить его (опекаемого) в число наследников. Однако стоит отметить то, что «запрет на усыновление» не означает запрет на оказание им помощи, расходовать на них, приютить, воспитывать их.

Таким образом, мы рассмотрели отношение к сиротам в исламе. Милосердное отношение к сироте является отличительной чертой религии ислам. В Коране сказано: «Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного». Пророк Мухаммед (мир ему) говорил: «если останутся сироты или нетрудоспособное потомство, вне зависимости от вероисповедания, национальности, без средств существования после смерти кормильца, то исламское государство ответственно за них и обязано обеспечить им средний уровень жизни - «хад аль кифаят»[1].

Список используемой литературы:

1. Абдулаева Э.С., Байбетирова Н. Милосердие в исламе. // Нана. 2005. № 12. С. 45.

2.Священное писание мусульман- Коран - https://quran-online.ru/ ;

3. http://soliha.com (Дата обращения 14.03.2019)

4. https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 14.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.