Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДЕНЦЫ / ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Деева Анастасия Алексеевна

Статья посвящена изучению взаимосвязей параметров отношения к ребенку, психического здоровья матери (ее эмоционального состояния) и психического развития младенца в период пандемии. Выборка: 78 диад мать-ребенок, возраст детей от 4 до 6 месяцев. Методики: Тест отношений матери (модификация ТОБ), Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона, Шкала психологического функционирования (Achenbach T., Rescorla L., в адаптации Е.Р. Слободской), Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (шкала ситуативной тревожности), Шкала оценки влияния травматического события (Weiss & Marmar; адаптация Н.В. Тарабриной) и Методика комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale) (Kent Infant Development Scale). С помощью психодиагностических методов выявлено преобладание у матерей оптимального типа отношения к материнству и ребенку и достаточно высокий уровень привязанности к детям. Депрессивные и тревожные расстройства, а также симптомы посттравматического стрессового расстройства у женщин практически не обнаружены. Ситуативная тревожность в целом соответствует среднему уровню, при этом 35% женщин обладают высокой тревожностью. 74% младенцев характеризуются нормативным психическим развитием, 15% - опережающим 11% - некоторым отставанием. Корреляционный анализ выявил, что при тенденции к депрессивным, тревожным расстройствам и ситуативной тревожности отмечаются и соответствующие типы отношения к материнству и ребенку, более низкая привязанность к младенцу. При признаках ПТСР более выражен тревожный тип отношения к материнству и ребенку, при этом ниже привязанность. Психическое развитие младенцев в большей степени взаимосвязано с отношением женщин к материнству и ребенку, чем с эмоциональным состоянием матерей. Так, с уровнем развития ребенка выявлены положительные взаимосвязи у эйфорического типа и негативные у тревожного. Моторное, предречевое и социальное развитие детей, а также общий показатель их психического развития выше при более высокой привязанности к ним матерей. Познавательное развитие младенцев ниже при более высокой ситуативной тревожности матерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Деева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TOWARDS THE CHILD, MENTAL HEALTH OF THE MOTHER AND MENTAL DEVELOPMENT OF THE INFANT DURING THE PANDEMIC

The article is devoted to analysis of the correlations between the parameters of attitude towards the child, the mental health of the mother (her emotional state) and the mental development of the infant during the pandemic. Sample: 78 mother-child dyads, children aged 4 to 6 months. Methods: Maternal relationship test, Maternal Postnatal Attachment Scale, (MPAS; Condon J.), The Achenbach System of Empirically Based Assessment, (Adult ASR/18-59; Achenbach T., Rescorla L.), State and trait anxiety (Spielberger, Khanin), Traumatic Event Impact Assessment Scale (Weiss & Marmar; adapted by N.V. Tarabrina) and Kent Infant Development Scale. The study with using psychodiagnostic methods revealed the prevalence of the optimal type of attitude towards motherhood and the child and a fairly high level of attachment to children in mothers. Depressive and anxiety disorders, as well as symptoms of post-traumatic stress disorder, are practically not found in women, situational anxiety generally corresponds to the average level, while 35% of women have high anxiety. 74% of infants are characterized by normative mental development, 15% - advanced, 11% - some lag. Correlation analysis revealed that with a tendency to depressive, anxiety disorders and situational anxiety, there are also corresponding types of attitudes towards motherhood and the child, a lower attachment to the baby. With signs of PTSD, an anxious type of attitude towards motherhood and a child is more pronounced, while attachment is lower. The mental development of infants is more interconnected with the attitude of women towards motherhood and the child than with the emotional state of mothers. The mental development of infants is more closely related to the attitude of women towards motherhood and the child than with the mothers’ emotional state. So, positive relationships of the level of development of the child were found with the euphoric type and negative - with the anxious type. The motor, preverbal and social development of children, as well as the general indicator of their mental development, is higher with a higher attachment of mothers. Cognitive development of infants is lower with higher state anxiety of mothers.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

ровья, что отражается на

негативном мировосприятии; нарушение данного баланса связаны с субъективными, так и глобальными факторами, что может перерасти в депрессию. И респондентам свойственен средний

уровень жизненных ориентаций и

2001. - № 6. - С. 146-154

// Методология современной психологии. - Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. - 2017. - С. 128-142. журнал КубГАУ. -№25(1). - 2007. - С. 76-70

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Василенко Виктория Евгеньевна Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); бакалавр Деева Анастасия Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязей параметров отношения к ребенку, психического здоровья матери (ее эмоционального состояния) и психического развития младенца в период пандемии. Выборка: 78 диад мать-ребенок, возраст детей от 4 до 6 месяцев. Методики: Тест отношений матери (модификация ТОБ), Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона, Шкала психологического функционирования (Achenbach T., Rescorla L., в адаптации Е.Р. Слободской), Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (шкала ситуативной тревожности), Шкала оценки влияния травматического события (Weiss & Marmar; адаптация Н.В. Тарабриной) и Методика комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale) (Kent Infant Development Scale). С помощью психодиагностических методов выявлено преобладание у матерей оптимального типа отношения к материнству и ребенку и достаточно высокий уровень привязанности к детям. Депрессивные и тревожные расстройства, а также симптомы посттравматического стрессового расстройства у женщин практически не обнаружены. Ситуативная тревожность в целом соответствует среднему уровню, при этом 35% женщин обладают высокой тревожностью. 74% младенцев характеризуются нормативным психическим развитием, 15% - опережающим 11% - некоторым отставанием. Корреляционный анализ выявил, что при тенденции к депрессивным, тревожным расстройствам и ситуативной тревожности отмечаются и соответствующие типы отношения к материнству и ребенку, более низкая привязанность к младенцу. При признаках ПТСР более выражен тревожный тип отношения к материнству и ребенку, при этом ниже привязанность. Психическое развитие младенцев в большей степени взаимосвязано с отношением женщин к материнству и ребенку, чем с эмоциональным состоянием матерей. Так, с уровнем развития ребенка выявлены положительные взаимосвязи у эйфорического типа и негативные у тревожного. Моторное, предречевое и социальное развитие детей, а также общий показатель их психического развития выше при более высокой привязанности к ним матерей. Познавательное развитие младенцев ниже при более высокой ситуативной тревожности матерей.

Ключевые слова: младенцы, отношение к ребенку, психическое здоровье матери, эмоциональное состояние матери, психическое развитие ребенка, период пандемии.

Annоtation. The article is devoted to analysis of the correlations between the parameters of attitude towards the child, the mental health of the mother (her emotional state) and the mental development of the infant during the pandemic. Sample: 78 mother-child dyads, children aged 4 to 6 months. Methods: Maternal relationship test, Maternal Postnatal Attachment Scale, (MPAS; Condon J.), The Achenbach System of Empirically Based Assessment, (Adult ASR/18-59; Achenbach T., Rescorla L.), State and trait anxiety (Spielberger, Khanin), Traumatic Event Impact Assessment Scale (Weiss & Marmar; adapted by N.V. Tarabrina) and Kent Infant Development Scale. The study with using psychodiagnostic methods revealed the prevalence of the optimal type of attitude towards motherhood and the child and a fairly high level of attachment to children in mothers. Depressive and anxiety disorders, as well as symptoms of post-traumatic stress disorder, are practically not found in women, situational anxiety generally corresponds to the average level, while 35% of women have high anxiety. 74% of infants are characterized by normative mental development, 15% -advanced, 11% - some lag. Correlation analysis revealed that with a tendency to depressive, anxiety disorders and situational anxiety, there are also corresponding types of attitudes towards motherhood and the child, a lower attachment to the baby. With signs of PTSD, an anxious type of attitude towards motherhood and a child is more pronounced, while attachment is lower. The mental development of infants is more interconnected with the attitude of women towards motherhood and the child than with the emotional state of mothers. The mental development of infants is more closely related to the attitude of women towards motherhood and the child than with the mothers' emotional state. So, positive relationships of the level of development of the child were found with the euphoric type and negative - with the anxious type. The motor, preverbal and social development of children, as well as the general indicator of their mental development, is higher with a higher attachment of mothers. Cognitive development of infants is lower with higher state anxiety of mothers.

Key words: infants, attitude to the child, mother's mental health, mother's emotional state, child's mental development, pandemic period

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №20-04-60368 Вирусы «Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца»

Введение. Психологическая практика и исследования в области привязанности показывают, что психическое развитие ребенка в раннем возрасте очень тесно связано с особенностями взаимодействия близкого взрослого и ребенка, эмоционального состояния матери, ее депрессии и уровня привязанности ребенка [2, 3].

С другой стороны, в последние два года ситуация пандемии коронавируса, как показывают зарубежные и отечественные исследования, сказывается на уровне стресса, тревоги и депрессии женщин как в период беременности, так и после рождения ребенка [1, 5]. При этом ранее проведенные исследования демонстрируют важную роль влияния эмоционального состояния матери в период беременности на последующее психическое развитие ребенка [4]. В связи с этим очень важно проследить как сказывается ситуация пандемии на психическом здоровье матерей, а также как психическое здоровье матери и отношение матери влияют на психическое развитие младенца, пренатальный период которого совпал с периодом пандемии.

Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязей между отношением к ребенку, психическим здоровьем матери и психическим развитием младенца в период пандемии.

Под психическим здоровьем матери мы понимаем параметры ее эмоционального состояния (отсутствие депрессивных и тревожных расстройств, умеренная ситуативная тревожность и отсутствие посттравматических расстройств).

Гипотезы:

1. Эмоциональное состояние женщин после родов тесно связано с отношением к ребенку - при более позитивном отношении к ребенку характерен меньший уровень тревожности и депрессии;

2. Психическое развитие младенца тесно связано как с эмоциональным состоянием матери, так и с отношением к нему.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 78 диад мать-ребенок из разных регионов России. Средний возраст женщин - 31 год (от 23 до 42 лет), возраст детей от 4 до 6 мес.

Методы исследования. Использовались социально-демографическая анкета, Тест отношений матери (модификация ТОБ М.В. Блох, С.С. Савенышевой, В.О. Аникиной, И.В. Грандилевской), Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона (Maternal Postnatal Attachment Scale, MPAS; Condon J.), Шкала психологического функционирования (The Achenbach System of Empirically Based Assessment, Adult ASR/18-59; Achenbach T., Rescorla L., в адаптации Е.Р. Слободской), Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (шкала ситуативной тревожности), Шкала оценки влияния травматического события (Weiss & Marmar; адаптация Н.В. Тарабриной) и Методика комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale) (Kent Infant Development Scale) (адаптация И.А. Чистович, Ж. Рейтер, Я.Н. Шапиро).

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 21: анализ средних, частотный анализ, корреляционный анализ по Спирмену.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим результаты исследования отношения к материнству и ребенку у матерей (включая постнатальную привязанность).

Таблица 1

Показатели отношения к материнству и ребенку у матерей

Вся выборка (n=78)

Среднее значение Стандартное отклонение

Тест отношений матери (модификация ТОБ М.В. Блох, С.С. Савенышевой,

В.О. Аникиной, И.В. Грандилевской, maх = 9)

Оптимальный тип 5,24 1,71

Гипогестогнозический тип 0,74 0,98

Эйфорический тип 2,45 1,65

Тревожный тип 0,47 0,81

Депрессивный тип 0,90 0,36

Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона

Качество привязанности (тах=45) 38,54 3,69

Отсутствие враждебности (тах=25) 19,24 2,99

Удовольствие от взаимодействия (тах=25) 18,99 4,36

Общий показатель (тах=95) 76,78 8,65

Как видно из табл. 1, проведенное исследование выявило преобладание у женщин оптимального типа отношения к материнству и ребенку. Это свидетельствует о том, что большинство матерей характеризуется адекватным, ответственным отношением к материнству и к здоровью как своему, так и ребенка. Второе место по выраженности имеет эйфорический тип, который отражает повышенный эмоциональный фон и усиленное внимание к ребенку. Значительно меньше представлены депрессивный, гипогестогнозический и тревожный типы.

Исследование постнатальной привязанности к ребенку подтверждает данные тенденции - общий показатель и все параметры привязанности соответствуют уровню выше среднего. Женщины характеризуются преобладанием оптимистичных чувств и мыслей по поводу своих детей, доброжелательностью, активной вовлеченностью в общение с ними.

Перейдем к анализу психического здоровья (эмоционального состояния) женщин.

Таблица 2

Показатели эмоционального состояния матерей

Вся выборка (n=78)

Среднее значение Стандартное отклонение

Шкала психологического функционирования Т. Ахенбаха

Депрессивные расстройства 57,12 7,28

Тревожные расстройства 54,63 5,07

Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Ситуативная тревожность 41,28 10,69

Шкала оценки влияния травматического события Weiss & Marmar в адаптации Н.В. Тарабриной

Симптомы посттравматического стрессового 15,72 13,4

расстройства

Средние показатели депрессивных и тревожных расстройств по выборке свидетельствуют об отсутствии тенденции к таким расстройствам. При этом частотный анализ выявил, что по первому параметру для 82% женщин характерно нормальное функционирование, 13% находятся в зоне риска и у 5% можно говорить о тенденции к депрессивным расстройствам. По второму параметру для 94% женщин характерно нормальное функционирование, 5% находятся в зоне риска, и у 1% женщин отмечается тенденция к тревожным расстройствам.

Что касается ситуативной тревожности, то можно говорить о средней ее степени с тенденцией к повышению. По данным частотного анализа 48% женщин имеют средний уровень ситуативной тревоги, 35% - высокий и 17% - низкий. Таким образом, в первые месяцы после рождения ребенка многие женщины характеризуются ситуативной тревожностью. Сравнение этих данных с допандемическим периодом.

Анализ симптомов посттравматического стрессового расстройства свидетельствует в целом об отсутствии этих симптомов, частотный анализ выявил их наличие только у 7% выборки.

Как мы видим, в период пандемии эмоциональное состояние женщин после родов характеризуется средней степенью тревожности с тенденцией к повышению, но без клинических проявлений тревожного расстройства. При этом у 5% женщин отмечается клинический уровень выраженности депрессивных симптомов, а у 7% - признаки посттравматического расстройства в связи с пандемией. Интересно, что все показатели психического здоровья исследуемой группы женщин ниже, чем в период беременности в период пандемии коронавируса [5], что может отражать адаптацию к пандемии.

Перейдем к результатам исследования психического развития детей.

Таблица 3

Показатели психического развития детей по методике комплексной оценки уровня развития младенцев в

возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale)

Вся выборка (n=78)

Среднее значение Стандартное отклонение

Познание ,664 1,332

Движение -,134 1,147

Речь -,378 1,700

Обслуживание -,436 1,693

Социальная сфера ,535 1,463

Общий показатель (средний) ,057 1,060

Показатель психического развития ребенка рассматривался как разница между психическим возрастом ребенка и его реальным возрастом, т.е. 0 баллов соответствует норме развития.

Данные табл. 3 свидетельствуют, что общий показатель психического развития у младенцев и его параметры, связанные с развитием моторики и речи соответствуют нормативным значениям. При этом наблюдается опережение развития в сфере познания и социальной сферы, и отставание в сфере самообслуживания.

Интересны также данные частотного анализа, который выявил у 74% детей нормативное психическое развитие, у 15% - опережение и у 11% - отставание.

Перейдем к результатам корреляционного анализа. Рассмотрим сначала взаимосвязи параметров эмоционального состояния матери и отношения к ребенку.

У показателей тенденции к депрессивным, к тревожным расстройствам и ситуативной тревожности обнаружено по 6 корреляций. Так, при более выраженной тенденции к депрессивным расстройствам у матерей более выражены депрессивный (р<0,01) и тревожный (р<0,05) типы отношения к материнству и ребенку, ниже общий уровень привязанности и такие ее проявления, как качество привязанности, отсутствие враждебности и удовольствие от взаимодействия (р<0,01).

Похожие взаимосвязи выявлены для тенденции к тревожным расстройствам и ситуативной тревожности: их показатели положительно коррелируют с депрессивным и тревожными типами отношения к материнству и ребенку (р<0,01) и отрицательно - с оптимальным типом отношения, общим показателем привязанности и отсутствием враждебности (р<0,01), а также с удовольствием от взаимодействия (р<0,05).

Что касается общего показателя ПТСР, то он положительно коррелирует с тревожным типом отношения к материнству и ребенку (р<0,05) и отрицательно с удовольствием от взаимодействия (р<0,01), отсутствием враждебности и с общим уровнем привязанности (р<0,05). Из отдельных показателей ПТСР наибольшее количество взаимосвязей имеет физическая возбудимость. Чем она выше, тем более выражен тревожный тип отношения к материнству и ребенку (р<0,01) и тем ниже оптимальный тип (р<0,05), общий показатель привязанности, отсутствие враждебности (р<0,01) и удовольствие от взаимодействия (р<0,05). Параметр «вторжение» отрицательно коррелирует с общим показателем привязанности и отсутствием враждебности (р<0,01).

Далее рассмотрим взаимосвязи показателей психического развития младенцев с показателями отношения к материнству и ребенку и эмоционального состояния женщин.

Что касается типов отношения к материнству и ребенку, то взаимосвязи выявлены у эйфорического и тревожного типов. Так, при большей выраженности эйфорического типа у женщин, у их детей выше показатель развития моторной сферы (р<0,01), а также навыков самообслуживания и общий показатель психического развития (р<0,05). Тревожный тип отрицательно коррелирует с показателями в сфере познания, языка и общим показателем психического развития (р<0,05).

Выявлены взаимосвязи параметров привязанности с показателями психического развития ребенка.

Так, общий показатель психического развития ребенка выше при более высоком интегративном показателе привязанности (р<0,01) и при более выраженных всех ее компонентах (р<0,05). Моторные навыки лучше сформированы при более высоком качестве привязанности (р<0,01) и ее общем показателе (р<0,05). Предречевое развитие положительно коррелирует с общим уровнем привязанности, с удовольствием от взаимодействия (р<0,01) и с качеством привязанности (р<0,05). Социальные навыки лучше сформированы при удовольствии от взаимодействии (р<0,01) и более высоком общем показателе привязанности (р<0,05).

Что касается эмоционального состояния женщин, то с психическим развитием ребенка были выявлены взаимосвязи только у ситуативной тревожности матерей. Чем она выше, тем ниже показатель познавательного развития у младенцев (р<0,05).

Таким образом, по нашим данным психическое развитие ребенка 4-6 месяцев оказалось в большей степени взаимосвязано с отношением матери к ребенку, чем с ее эмоциональным состоянием. Возможно, это связано с тем, что в исследуемой выборке практически не встречаются матери с клиническим уровнем выраженности тревожности и депрессии. При высокой ситуативной тревожности у матерей отмечается меньшая сформированность когнитивных навыков у младенцев.

Что касается отношения женщин к материнству и ребенку, то для психического развития младенца обнаружено позитивное значение эйфорического типа и негативное - тревожного. Эти результаты можно связать с тем, что ведущим типом деятельности в младенчестве является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым, которое скорее стимулируется при эйфорическом типе. В то же время опосредованное влияние на данные результаты может оказывать и тот факт, что матери с эйфорическим типом могут быть склонны к преувеличению уровня развития навыков у своего ребенка. Также выявлены тесные взаимосвязи психического развития младенца (особенно моторного, предречевого и социального) с параметрами привязанности матери к ребенку.

Выводы:

1. У матерей младенцев 4-6 месяцев преобладает оптимальный тип отношения к материнству и ребенку, затем идет эйфорический тип, что в целом позволяет охарактеризовать отношение к детям как благоприятное. Женщины характеризуются достаточно высоким уровнем привязанности к детям по всем ее параметрам.

2. Депрессивные и тревожные расстройства у женщин практически не выражены, при этом в плане депрессивных признаков 13% матерей находятся в зоне риска и у 5% можно говорить о тенденции к депрессивным расстройствам. Что касается тревожных расстройств, то 5% матерей находятся в зоне риска и только у 1% женщин отмечается тенденция к тревожным расстройствам. Ситуативная тревожность матерей в целом соответствует среднему уровню с тенденцией в сторону повышения, при этом 35% женщин характеризуются высокой тревожностью, 48% - средней и 17% - низкой. Симптомы посттравматического стрессового расстройства обнаружены только у 7% матерей нашей выборки.

3. Большинство младенцев нашей выборки (74%) характеризуются нормативным психическим развитием, для 15% детей характерно опережающее развитие и для 11% - некоторое отставание. Анализ отдельных параметров свидетельствует об опережении в когнитивном развитии и социальной сфере, и отставании в сфере самообслуживания.

4. Выявлены тесные взаимосвязи параметров эмоционального состояния матери и отношения к ребенку. Так, при тенденции к депрессивным, тревожным расстройствам и ситуативной тревожности отмечаются и соответствующие типы отношения к материнству и ребенку, более низкая привязанность к младенцу. При признаках ПТСР более выражен тревожный тип отношения к материнству и ребенку, при этом ниже привязанность.

5. Психическое развитие младенцев оказалось в большей степени взаимосвязано с отношением женщин к материнству и ребенку, чем с эмоциональным состоянием матерей. Так, с уровнем развития ребенка выявлены положительные взаимосвязи у эйфорического типа и негативные у тревожного. Моторное, предречевое и социальное развитие детей, а также общий показатель их психического развития выше при более высокой привязанности к ним матерей. Познавательное развитие младенцев ниже при более высокой ситуативной тревожности матерей.

Таким образом, гипотезы исследования подтвердились.

Литература:

1. Аникина, В.О. Психическое здоровье женщин в период беременности в условиях пандемии коронавируса СОУГО-19: обзор зарубежных исследований / В.О. Аникина, С.С. Савенышева, М.Е. Блох // Современная зарубежная психология. -2021. - Т. 10. № 1. - С. 70-78. Ш1: 10.17759/|шф.2021100107

2. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. Пер. с англ.: Н. Григорьева, Г. Бурменская. - М.: Гардарики, 2003. - 447 с.

3. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. - СПб, 2003. - 285 с.

4. Савенышева, С.С. Влияние состояния и отношения к ребенку матери в период беременности на последующее психическое развитие ребенка: анализ зарубежных исследований / С.С. Савенышева // Мир науки. - 2018. - №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Савенышева, С.С. Психическое здоровье и отношение к беременности и ребенку у беременных женщин в период пандемии коронавируса СОУГЭ-19 / С.С. Савенышева, В.О. Аникина, М.Е. Блох // Проблемы современного педагогического образования. 2021. - № 72-1. - С. 398-401.

Психология

УДК 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

соискатель ученой степени кандидата психологических наук Иконникова Дарья Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ

РЕФЛЕКСИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена новыми подходами к качеству подготовки молодых специалистов в системе высшего профессионального образования. Это касается требований к созданию условий для формирования универсальных (надпрофессиональных) компетенций, способствующих успешности в избранной профессии. К числу таких компетенций относится временная компетентность. Ее позитивный эффект проявляется в более высоком уровне организации деятельности за счет своевременности выполнения задач, координации, синхронизации времени, повышении уровня саморегуляции субъекта. Отмечено, что формирование данной компетенции в традиционной системе вузовского образования затруднено, так как в научном познании не сложилось единого подхода к сущности феномена «временная компетентность личности». Цель данной статьи состояла в обобщении представлений, имеющихся в системе гуманитарного знания: философской антропологии, социологии, культурологии, экономики, клинико-психиатрического подхода, психологии. Делается вывод о наибольшем вкладе психологической науки в разработку понятия «временная компетентность личности». В психологии феномен временной компетентности исследуется в русле таких теоретических концептов, как: «временная перспектива», «личностная организация времени», «профессионально-важное качество». Понимание временной компетентности личности в рамках концепта «временная перспектива» основано на идее о «темпоральной интеграции». В этом случае человек способен переживать свою жизнь во всей полноте и ощущении неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Раскрытие сущности временной компетентности в логике «личностной организации времени» осуществлено с позиции субъектно-деятельностного подхода. Он обуславливает раскрытие значимости временной компетентности в аспекте самостоятельного построения индивидом стратегии своей жизни на основе умений планировать события будущего, учитывать опыт прошлого, адекватно отражать предъявляемые социумом требования, действовать в условиях преград, временного лимита, многозадачности. Рассмотрение временной компетентности как «профессионально-важного качества» разворачивалось в аспекте профессиональной готовности личности к выполнению деятельности в режиме определенных временных параметров, задаваемых конкретной сферой труда. Обоснован тезис, что временная компетентность в отличие от профессионально-важного качества проявляется в различных сферах жизни человека, то есть имеет комплексный характер. К другим ее сущностным характеристикам относится: многофункциональность, влияние на формирование других компетенций (профессиональных, метапрофессиональных). Делается обобщающий вывод о сущности временной компетентности как системном личностно-профессиональном качестве индивида, формируемом на основе интеграции временных предикторов (сбалансированная временная перспектива, опыт успешного планирования и использования времени) и индивидуально-психологических особенностей личности (осмысленность жизни, локус-Я, мотивация достижения, когнитивные и рефлексивные способности).

Ключевые слова: временная компетентность личности, временная перспектива, личностная организация времени, саморазвитие, самодетерминация, тайм-менеджмент, метакомпетентности, высшее профессиональное образование.

Annotation. The relevance of the study is due to new approaches to the quality of training of young specialists in the system of higher professional education. This concerns the requirements for creating conditions for the formation of universal (supraprofessional) competencies that contribute to success in the chosen profession. Temporal competence is one of such competencies. Its positive effect is manifested in a higher level of organization of activities due to the timeliness of tasks, coordination, time synchronization, and an increase in the level of self-regulation of the subject. It is noted that the formation of this competence in the traditional system of higher education is difficult, since scientific knowledge has not developed a unified approach to the essence of the phenomenon of "temporary competence of the individual". The purpose of this article was to summarize the ideas available in the system of humanitarian knowledge: philosophical anthropology, sociology, cultural studies, economics, clinical psychiatric approach, psychology. The conclusion is made about the greatest contribution of psychological science to the development of the concept of "temporal competence of the individual". In psychology, the phenomenon of temporal competence is studied in line with such theoretical concepts as: "time perspective", "personal organization of time", "professionally important quality". Understanding the temporal competence of a person within the concept of "time perspective" is based on the idea of "temporal integration". In this case, a person is able to experience his life in its entirety and feel the inextricable connection of the past, present and future. The disclosure of the essence of temporal competence in the logic of "personal organization of time" is carried out from the standpoint of the subject-activity approach. It determines the disclosure of the significance of temporal competence in the aspect of an individual's independent construction of his life strategy based on the ability to plan future events, take into account the experience of the past, adequately reflect the requirements of society, act in conditions of obstacles, time limit, multitasking. The consideration of temporal competence as a "professional-important quality" unfolded in the aspect of the professional readiness of the individual to perform activities in the mode of certain temporal parameters set by a specific field of work. The thesis is substantiated that temporal competence, in contrast to professionally important quality, manifests itself in various spheres of human life, that is, it has a complex character. Its other essential characteristics include: multifunctionality, influence on the formation of other competencies (professional, metaprofessional). A general conclusion is made about the essence of temporal competence as a systemic personal and professional quality of an individual, formed on the basis of the integration of temporal predictors (balanced time perspective, experience of successful planning and use of time) and individual psychological characteristics of a person (meaningfulness of life, locus-I, achievement motivation, cognitive and reflective abilities).

Key words: personal temporal competence, temporal perspective, personal organization of time, self-development, self-determination, time management, meta-competencies, higher professional education.

Введение. Жизнь современного человека протекает в условиях возрастающей нестабильности, роста стрессовых ситуаций, глобальных изменений в профессиональной занятости, когда одни профессии отмирают, а им на смену приходят новые виды труда. Успешно справляться с вызовами времени могут те индивиды, кто проявляет самостоятельность и ответственность в проектировании и реализации своего жизненного пути. В системе высшего профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.