Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна, Кульбах Ольга Станиславовна, Заварзина Наталия Юрьевна

Цель. Статья поднимает актуальную проблему современного высшего медицинского образования, связанную с педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава клинических кафедр. Целью исследования является изучение отношения преподавателей клинических дисциплин к педагогической деятельности, имеющей свою специфику, обусловленную ее интеграцией в процесс лечебно-профилактической работы. Метод или методология проведения работы. В основу исследования положены гуманистический и культурологический подходы, традиции медицинского образования России, значимые для формирования личности будущего врача, понимание особенностей педагогической деятельности, интегрированной в процесс лечебной и профилактической работы. В ходе исследования использовались психологические и математико-статистические методы. Результаты. Установлено, что среди факторов, определяющих отношение представителей профессорско-преподавательского состава клинических кафедр к педагогической деятельности, ведущими являются профессионально-педагогическая подготовка и профессиональная мотивация, от которых зависят ее качество и характер. Область применения результатов. Полученные результаты могут выступить основанием для внедрения в работу с профессорско-преподавательским составом тренингов, направленных на развитие их способности к рефлексии своей педагогической деятельности, профилактику возможного профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна, Кульбах Ольга Станиславовна, Заварзина Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS OF CLINICAL DISCIPLINES IN MEDICAL UNIVERSITY

The article raises an urgent problem of the modern higher medical education related to the pedagogical activity of the teaching staff of clinical departments. The aim of the research is to study the attitude of teachers of clinical disciplines to pedagogical activity, which has its own specifics, due to its integration into the process of medical and preventive care work. Methodology. The research is based on humanistic and cultural approaches, traditions of medical education in Russia, important for the formation of the future doctor’s personality, understanding of the peculiarities of pedagogical activity, integrated into the process of medical and preventive work. The study used psychological and mathematical-statistical methods. Results. It is established that among the factors that determine the attitude of the representatives of the teaching staff of clinical departments to pedagogical activity, the leading ones are professional pedagogical training and professional motivation, on which its quality and nature depend. Practical implications. The results obtained can serve as a basis for the integration of training courses into the work with teaching staff, aimed at developing their ability to reflect on their teaching activities, and preventing possible professional burnout.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

педагогические исследования

educational and pedagogical studies

DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-7-20 УДК 378.046.4

ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С., Заварзина Н.Ю.

Цель. Статья поднимает актуальную проблему современного высшего медицинского образования, связанную с педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава клинических кафедр. Целью исследования является изучение отношения преподавателей клинических дисциплин к педагогической деятельности, имеющей свою специфику, обусловленную ее интеграцией в процесс лечебно-профилактической работы.

Метод или методология проведения работы. В основу исследования положены гуманистический и культурологический подходы, традиции медицинского образования России, значимые для формирования личности будущего врача, понимание особенностей педагогической деятельности, интегрированной в процесс лечебной и профилактической работы. В ходе исследования использовались психологические и математико-статистические методы.

Результаты. Установлено, что среди факторов, определяющих отношение представителей профессорско-преподавательского состава клинических кафедр к педагогической деятельности, ведущими являются профессионально-педагогическая подготовка и профессиональная мотивация, от которых зависят ее качество и характер.

Область применения результатов. Полученные результаты могут выступить основанием для внедрения в работу с профессорско-преподавательским составом тренингов, направленных на развитие их способности к рефлексии своей педагогической деятельности, профилактику возможного профессионального выгорания.

Ключевые слова: преподаватели клинических дисциплин; отношение к педагогической деятельности; профессиональное выгорание; педагогическая рефлексия.

ATTITUDE TO PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS OF CLINICAL DISCIPLINES IN MEDICAL UNIVERSITY

Zinkevich E.R., Kulbakh O.S., Zavarzinа N.Yu.

The article raises an urgent problem of the modern higher medical education related to the pedagogical activity of the teaching staff of clinical departments. The aim of the research is to study the attitude of teachers of clinical disciplines to pedagogical activity, which has its own specifics, due to its integration into the process of medical and preventive care work.

Methodology. The research is based on humanistic and cultural approaches, traditions of medical education in Russia, important for the formation ofthe future doctor's personality, understanding ofthe peculiarities of pedagogical activity, integrated into the process of medical andpreventive work. The study used psychological and mathematical-statistical methods.

Results. It is established that among the factors that determine the attitude of the representatives of the teaching staffofclinical departments to pedagogical activity, the leading ones are professional pedagogical training and professional motivation, on which its quality and nature depend.

Practical implications. The results obtained can serve as a basis for the integration of training courses into the work with teaching staff, aimed at developing their ability to reflect on their teaching activities, and preventing possible professional burnout.

Keywords: teachers of clinical disciplines; attitude to pedagogical activity; professional burnout; pedagogical reflection.

Введение

На современном этапе развития высшего образования педагогическая деятельность остается в фокусе внимания специалистов, что, прежде всего, связано со стремительно меняющимися социально-экономическими, политическими, культурологическими и образовательными условиями нашей жизни. По мнению Л.В. Сибилевой, отношение к педагогической деятельности - динамическая характеристика, которая меняется в процессе роста педагогического мастерства, стажа работы, опыта [10].

Интерес к проблеме отношения преподавателей клинических кафедр к педагогической деятельности, интегрированной в процесс лечебно-профилактической работы, связан со стремлением сохранить и преумножить традиции российского медицинского образования, значимые для формирования личности будущего врача [11].

История медицины второй половины XVIII века свидетельствует о том, что методическим вопросам преподавания, которое базировалось, главным образом, на отрефлексированном педагогическом опыте, уже тогда уделялось большое внимание [6].

Педагогическая деятельность врачей-преподавателей имеет свои особенности, определяемые ее интеграцией с процессом лечебно-профилактической работы. Характерным для педагогической деятельности, интегрированной в процесс медицинской практики, является то, что она направлена не только на студентов, но и на пациентов, находящихся на излечении в медицинском учреждении, а также их родственников, которые взаимодействуют с врачами на кафедрах медицинских учреждений [8].

Принимая во внимание ответственность, сложность и напряженность профессиональной деятельности врача-преподавателя, становится понятным, почему педагогическая деятельность для него не является приоритетной. Заметим, Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Педиатрия», декларирует необходимость формирования педагогических компетенций обучающихся [13]. Таким образом, преподаватель-клиницист, осуществляющий сочетанную медико-педагогическую деятельность как

врач и педагог, нередко имеет признаки профессиональной деформации, психоэмоционального выгорания, испытывает физическое нездоровье, вызванное разнообразием межличностных отношений и их характером [9].

Публикации Е.Г. Блиновой и других авторов убедительно свидетельствуют, что обучающиеся медицинских университетов недостатками педагогической деятельности называют авторитаризм преподавателей, их низкую мотивацию, неудовлетворительную организацию процесса обучения в клинике [3]; [4]. С точки зрения российских ученых эти проблемы вполне вписываются в картину профессиональной подготовки врачей-преподавателей, в содержании которой незначительное внимание уделяется вопросам педагогики и психологии [1]. Нередко формальный характер повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы также накладывает отпечаток на негативное отношение профессорско-преподавательского состава к собственной педагогической деятельности [14].

Петербургские ученые Е.Р. Зинкевич, А.В. Козлов, Е.С. Трегу-бова и другие, рассматривающие проблематику высшего медицинского образования, неоднократно подчеркивали, что пересмотр всех сторон повышения квалификации профессорско-преподавательского состава может повлиять не только на отношение к собственной педагогической деятельности, но и на качество подготовки специалистов в области лечебно-профилактической работы [5], [7]; [12].

Материалы и методы

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава РФ на факультете послевузовского и дополнительного профессионального образования в 2020 году проводилось исследование, направленное на изучение отношения профессорско-преподавательского состава к педагогической деятельности, осуществляемой на клинических базах.

К исследованию были привлечены 46 респондентов (22 женщины и 24 мужчины), из которых один доктор медицинских наук, профессор, а остальные - кандидаты медицинских наук, доценты. Все участники экспериментальной работы являлись слушателями курса повышения квалификации по направлению «Педагогика и психология высшей школы». Возраст преподавателей - 54,5 года, стаж работы по профессии - 27,5 лет.

Использованный комплекс диагностических методик включал: методику изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядо-ва (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); тест «Определение стиля педагогического общения» Е.И. Рогова; методику оценки профессиональной направленности личности педагога Е.И. Рогова; тест «Определение типа центрации - направленности педагогической деятельности» К.М. Левитана; методику выявления мотивации профессиональной деятельности К. Замфира (модификация А.А. Реана). Гуманистический и культурологический подходы, иллюстрирующие особенности современной образовательной ситуации в России, положены в основу исследования [8].

Для доказательства достоверности полученных результатов применялись математико-статистические описательные методы и корреляционный анализ по критерию Спирмена с использованием пакета прикладных программ «Statistica 12.0».

Результаты и обсуждение

Данные, полученные с помощью методики изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), показали, что значимыми для преподавателей являются такие как: соответствие деятельности характеру, способностям респондентов (71%); возможность самосовершенствования (86 %); реализация творческих ресурсов в профессии (93%). Обращает на себя внимание следующее: эти факторы имеют высокий уровень коэффициента значимости (0,43; 0,71 и 0,79 балла соответственно) и в совокупности создают имидж педагогической профессии для большинства преподавателей.

В качестве отрицательных признаков, определяющих непривлекательность педагогической деятельности, респонденты отметили низкую заработную плату (- 0,5 балла) и фактор переутомляемости на рабочем мести (- 0,07 балла). Самую низкую оценку получил фактор частоты контактов с людьми, хотя общение составляет основу преподавательской деятельности, сочетающей в себе и обучающие, и помогающие смыслы.

Тест «Определение стиля педагогического общения» Е.И. Рогова показал, что значительное число клиницистов (85,7 %) предпочитают демократический стиль общения, в основе которого такие ценности как сотрудничество и принятие друг друга (31,86 ± 8,1 баллов). Вероятно, в обучении преподаватели придерживаются тактик развивающего учебного диалога, создают оптимальную образовательную среду для инициативности, самостоятельности, креативности, развития критического мышления обучающихся.

Методика оценки профессиональной направленности личности педагога Е.И. Рогова позволила сделать вывод о том, что 78,6% участников исследования имеют личностные особенности, свидетельствующие о профессиональной разноплановости субъектов. Эти качества дают возможность успешно сочетать педагогическую и медицинскую деятельность. Методика также позволила установить, что 57% респондентов характеризуются неконструктивной мотивацией одобрения (5,9 ± 1,6 балла), что, вероятно, сказывается на результатах учебно-познавательной деятельности будущих врачей. Среди других важных показателей направленности личности у этого числа участников исследования следует отметить: интеллигентность (5,5 ± 1,1 балла), направленность на предмет (5,4 ± 1,8 балла) и организованность (4,3 ± 1,8 балла).

У остальных 43% определен профиль профессиональной направленности личности, объединяющий такие показатели как: направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения. По нашему мнению, интеллигентность в сочетании с направленностью на предмет иллюстрирует образованность, культуру поведения преподавателя, уровень развития интеллекта, что вписывается в гума-

нистическую парадигму современного образования. Здесь нельзя не отметить, желание значительной части врачей-преподавателей осуществлять деонтологическое воспитание через содержание своего предмета, направленное на подготовку обучающихся к будущей деятельности в сфере здравоохранения.

Результаты теста «Определение типа центрации - направленности педагогической деятельности» К.М. Левитана продемонстрировали методическую центрацию у 36 % опрошенных, основанную на необходимости дисциплинарных требований в обучении клиническим дисциплинам.

Принимая во внимание научно-педагогический стаж участников экспериментальной работы, эту тенденцию можно назвать закономерной [1]; [2]; [5]. Самой распространенной центрацией стала эгоцентричная (29%), на следующей позиции оказалась конформная (14%). Эту ситуацию можно интерпретировать как нацеленность преподавателей на реализацию собственных целей, интересов, но, с другой стороны, - стремление к нормативности в реализации методической деятельности.

Методика выявления мотивации профессиональной деятельности К. Замфира (модификация А.А. Реана) позволила выяснить, что факторы внутренней мотивации доминируют над факторами внешней мотивации, что обусловливает способность к целеполаганию в процессе обучающей деятельности преподавателей.

Полученные данные позволили сформировать представления об иерархии мотивов педагогической деятельности. Самую высокую ступень занимают показатели внутренней личной мотивации (4,4 ± 0,6 баллов), за ней следуют показатели внешней положительной мотивации (3,1 ± 0,9 балла), на самой низкой ступени - показатели внешней отрицательной (2,4 ± 0,8 балла). Безусловно, такое сочетание мотивов наиболее благоприятно для формирования чувства удовлетворенности своей педагогической деятельностью.

В свою очередь, 36% участников исследования показали, что наряду с высокой внутренней мотивацией, внешняя мотивация в равной степени представлена положительными и отрицательными

факторами, такими как престиж профессии, ее социальная значимость, зарплата. Это может рассматриваться как фактор риска возможного профессионального выгорания субъектов педагогической деятельности при условии изменения сочетаний вариантов внешней мотивации.

У 14% респондентов наблюдается тенденция к низкому уровню мотивации. Последнее может отрицательно сказываться на качестве и эффективности их работы, особенно принимая во внимание длительный стаж педагогической работы (более четверти века).

В результате корреляционного анализа показателей педагогической деятельности преподавателей был выявлен ряд значимых связей. Например, было установлено следующее: демократический стиль общения преподавателей связан с их высокой мотивацией одобрения (р < 0,05, 0,57). Это позволяет сделать вывод о том, что врачи-преподаватели стремятся к сохранению партнерского взаимодействия с участниками процесса обучения на клинической базе.

Организованность респондентов как личностное качество и компонент профессиональной направленности оказалась взаимосвязана с методической центрированностью (р < 0,05, 0,76) и внешней положительной мотивацией профессионально-педагогической деятельности (р < 0,05, 0,6). Данная плеяда обусловлена взаимосвязью отдельных характеристик педагогической деятельности: четкая организация, регламентированность процесса обучения, стремление преподавателей следовать методическим рекомендациям, требованиям стандарта и рабочей программы.

На наш взгляд, интересен результат исследования, иллюстрирующий взаимосвязь внутренней личной мотивации с педагогической профессией и направленностью субъекта педагогической деятельности на преподаваемую учебную дисциплину (р < 0,05, 0,55), с одной стороны, с другой - довольно низкой центрацией на требования, предъявляемые администрацией медицинского педиатрического университета (р < 0,05, - 0,57). Такая взаимосвязь наглядно иллюстрирует ценностное отношение преподавателей к предмету преподавания: очевидно, что смысл их деятельности заключается

в стремлении передать медицинские знания, свой интерес к медицине и ценностное отношение к ней.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют резюмировать следующее:

1. Отношение преподавателей клинических кафедр к педагогической деятельности, интегрированной в медицинскую практику, обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, в котором первое место принадлежит профессиональной мотивации и имеющейся педагогической подготовке, именно они являются залогом успешности преподавания в условиях клиники, формируют гуманистический характер педагогической деятельности, ее методическое и дидактическое качество.

2. Субъектам педагогической деятельности, интегрированной в медицинскую практику, необходимо изменить сложившуюся картину профессионально-педагогической деятельности, возможно, пересмотреть свое отношение к ней, к себе, к ее участникам, в этом случае педагогическая деятельность сможет стать ресурсом, позволяющим сохранить врачам-преподавателям свое профессиональное долголетие, как в медицине, так и в педагогике.

3. Для поступательного роста педагогического мастерства преподавателей клинических дисциплин необходимо сформировать информационно-развивающую и коммуникативную среду в процессе повышения квалификации, способную обеспечить их профессиональное и личностное развитие; систематически обновлять содержание программ повышения квалификации; использовать различные формы и методы обучения, стратифицированные с учетом социально-психологических особенностей, запросов и образовательных потребностей такой целевой аудитории.

4. Для развития педагогического мышления, рефлексивных способностей преподавателей медицинского педиатрического университета необходимо усилить психологический модуль программы повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы.

5. Следует внедрять в процесс повышения квалификации профессорско-преподавательского состава клинических дисциплин социально-педагогические и психологические тренинги, целью которых будет преодоление признаков их профессиональной деформации, профессионального выгорания, обусловленного особенностями педагогической деятельности, интегрированной в медицинскую практику.

6. Полученные данные могут в дальнейшем стать основанием для изменения организационных, содержательных и технологических аспектов процесса повышения квалификации преподавателей-клиницистов, пересмотра дидактических подходов к его реализации.

Список литературы

1. Ахмедова М.М. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. N° 10 (54). С. 463-465. https://web.snauka. ru/issues/2015/10/58472

2. Белов Е.В. Медицинская педагогика и ее роль в профессиональной деятельности врача (преподавателя медицинского вуза) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 3 (5). С. 67-69. https://interactive-plus.ru/ru/article/11902/discussion_platform

3. Блинова Е.Г., Гегечкори И.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12537 (дата обращения: 15.08.2020).

4. Голенков А.В., Козлов А.В., Сапожников С.П. Динамика показателей удовлетворенности студентов медицинского вуза образовательными услугами // Acta medica Eurasica. 2015. № 3. С. 42-47. http:// acta-medica-eurasica.ru/single/2015/3/5/

5. Зинкевич Е.Р. Исследование педагогической компетентности преподавателей высшей медицинской школы на факультете переподготовки и дополнительного профессионального образования // Вестник угроведения. 2017. №1 (28) С. 160-167. https://vestnik-ugrovedenia. ru/sites/default/files/vu/zinkevich_e.r_1.pdf

6. Зинкевич Е.Р. Подготовка врачей к педагогической деятельности на примере высшей медицинской школы России XVIII - начала XX века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 21-29. http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika_06_2016.pdf

7. Козлов А.В., Потанин С.П. Педагогическая подготовка преподавателя медицинского вуза // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 96-100.

8. Мандриков В.Б., Артюхина А.И. Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей. 2017. № 2. С. 61-63.

9. Петренко Е.А., Ульшина М.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности медицинских работников и преподавателей вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 41. С. 189-194. https://sibac.info/conf/ pedagog/xli/38642

10. Сибилева Л.В. Привлекательность профессии как фактор самоопределения // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: Сб. статей II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2013. Ч. 2. 324 с.

11. Скибицкий В.В., Запевина В.В., Звягинцева Ю.Г. и др. О роли врачебной этики и деонтологии в формировании личности врача-интерниста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. Часть 1. №4. С. 273-276. https://applied-research. ru/ru/article/view?id=8900

12. Трегубова Е.С. Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для системы здравоохранения в медицинском вузе: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.02.03 / Трегубова Елена Сергеевна. Санкт-Петербург, 2014. 46 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета) № 853 от 17 августа 2015 г. [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/71191194/

14. Эрман Л.В. и др. Кто вы, преподаватель клинических дисциплин медицинского вуза? // Вопросы современной педиатрии. 2015. Т. 14, №4. С. 446-449. https://doi.org/10.15690/vsp.v14.i4.1383

References

1. Ahmedova M.M. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2015, no. 10 (54), pp. 463-465. https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58472

2. Belov E.V. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii, 2015, no. 3 (5), pp. 67-69. https://interactive-plus.ru/ru/article/11902/ discussion_platform

3. Blinova E.G. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 2. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12537

4. Golenkov A.V., Kozlov A.V. Acta medica Eurasica, 2015, no. 3, pp. 42-47. http://acta-medica-eurasica.ru/single/2015/3/5/

5. Zinkevich E.R. Vestnikugrovedenija, 2017, no. №1 (28), pp. 160-167. https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/zinkevich_e.r_1.pdf

6. Zinkevich E.R. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika, 2016, no. 6 (33), pp. 21-29. http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogi-ka_06_2016.pdf

7. Kozlov A.V., Potanin S.P. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013, no. 4, pp. 96-100.

8. Mandrikov V.B., Artjuhina A.I. Zdorov'e i obrazovanie v XXIveke. Zhur-nal nauchnyh statej, 2017, no. 2, pp. 61-63.

9. Petrenko E.A., Ul'shina M.V. Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii, 2014, no. 41, pp. 189-194. https://sibac.info/ conf/pedagog/xli/38642

10. Sibileva L.V. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitija nauchnoj mysli v sovremennom mire: Sb. statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii [Theoretical and practical issues of the development of scientific thought in the modern world: Collection of articles of the II International scientific and practical conference]. Ufa: RIC Bash GU, 2013, part 2, 324 p.

11. Skibickij V. V., Zapevina V. V., Zvjaginceva Ju.G. et al. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no 4, part 1, pp. 273-276. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8900

12. Tregubova E. S. Nauchno-metodologicheskoe obosnovanie sistemy uprav-lenija kachestvom podgotovki specialistov dlja sistemy zdravoohranenija v medicinskom vuze [Scientific and methodological substantiation of the

quality management system for training specialists for the health care system in a medical university]. Sankt-Peterburg, 2014, 46 p.

13. Federal state educational standard of higher education in the specialty 05/31/02 "Pediatrics" (specialist level) No. 853 of August 17, 2015. http://base.garant.ru/71191194/

14. Jerman L.V. et al. Voprosy sovremennojpediatrii, 2015, vol. 14, no. 4, pp. 446-449. https://doi.org/10.15690/vsp.v14.i4.1383

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Зинкевич Елена Романовна, профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор педагогических наук Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

ул. Литовская, 2, г. Санкт-Петербург, 194100, Российская Федерация

lenazinkevich@mail.ru

Кульбах Ольга Станиславовна, профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор медицинских наук Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

ул. Литовская, 2, г. Санкт-Петербург, 194100, Российская

Федерация

os_koulbakh@mail.ru

Заварзина Наталия Юрьевна, доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, кандидат биологических наук Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

ул. Литовская, 2, г. Санкт-Петербург, 194100, Российская

Федерация

Nzavarzina@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Elena R. Zinkevich, MD, PhD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sankt-Petersburg State Pediatric Medical University

StreetLitovskaya, 2, St. Petersburg, 194000, Russian Federation

lenazinkevich@mail.ru

SPIN- code: 6990-6164

ORCID: 0000-0003-2630-3395

Olga S. Kulbakh, MD, PhD, Professor

Sankt-Petersburg State Pediatric Medical University

Street Litovskaya, 2, St. Petersburg, 194000, Russian Federation

os_koulbakh@mail.ru

SPIN-code: 6528-4250

ORCID: 0000-0002-2502-2973

Natalia Yu. Zavarzina, MD, PhD

Sankt-Petersburg State Pediatric Medical University

Street Litovskaya, 2, St. Petersburg, 194000, Russian Federation

Nzavarzina@mail.ru

SPIN- code: 6670-5632

ORCID: 0000-0001-9152-8641

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.