Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 159.928.22
Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ
Е. Б. Лактионова, А. В. Орлова, И. В. Кондакова, А. С. Тузова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Аннотация. Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ в оценках учащихся и показателей их психологического благополучия.
Материалы и методы. Использовались методики «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н. Н. Лепешинского), «Шкала субъективного благополучия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М. В. Соколовой) и «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баевой). Результаты исследования. Более высокий уровень психологического благополучия выявлен у учащихся специализированных школ. Они характеризуются стремлением к росту и развитию, открытостью новому опыту, осознают реализацию своего потенциала, имеют развитую систему личных критериев и независимы от мнения окружающих. Заключение. Результаты исследования показали, что образовательная среда специализированных школ выше оценивается учащимися по большинству исследуемых показателей по сравнению с общеобразовательными школами.
Ключевые
слова: психологическое благополучие, образовательная среда,
одарённость, специализированные школы.
Для
цитирования: Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 500-515. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
Дата поступления Введение
статьи в редакцию: Исследования в области психического здоровья и пси-
14 ноября 2019 г.
хологического благополучия современных россииских школьников традиционно сохраняют высокую востребованность. Изучение специфики обучения и развития детей в образовательных учреждениях разного типа и решение задачи создания благоприятных условий образовательной среды для одарённых учащихся в настоящее время являются одними из приоритетных направлений современной психологической науки.
Объективно хорошие условия среды не оказывают прямого, непосредственного, влияния на удовлетворённость, на переживания эмоционального комфорта и благополучия. Эти переживания в большей степени зависят от того, как учащийся воспринимает себя в образовательной среде, какое место в ней он занимает. Учёт средовых факторов является одним из ключевых в процессе развития ребёнка, поэтому исследовать психологическое благополучие учащихся необходимо в контексте изучения условий, в которых осуществляется обучение.
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности и возможности для её развития (И. А. Баева [2], Е. Б. Лактионова [11], В. И. Панов [17], В. В. Рубцов [16], В. А. Ясвин [27] и др.).
Важно отметить, что образовательная среда является совокупностью возможностей не только для обучения, но и для развития способностей учащихся. В таком контексте рассматривали образовательную среду для одарённых учащихся J. S. Renzulli [19], Л. И. Ларионова [13], Е. И. Ще-бланова [26] и др.
Интерес отечественных психологов фокусировался либо на организации обучения одарённых детей в специализированных школах (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадри-ков, Ю. Д. Бабаева [18], А. И. Савенков [20] и др.), либо на исследовании психологических проблем одарённых подростков в общеобразовательных школах (Н. М. Фостик [24], А. В. Балаш [3], В. В. Казарина [10] и др.).
В работах зарубежных и отечественных авторов содержатся неоднозначные трактовки понятия «психологическое благополучие», однако характерной особенностью является рассмотрение этого феномена как приобретённого качества, предполагающее активность субъекта жизнедеятельности. Подходы к определению понятия благополучия в психологической науке разрабатывались как зарубежными (М. Аргайл [1], М. Селигман [21], C. D. Ryff [29] и др.), так
и отечественными исследователями (Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафа-рова [4], И. А. Джидарьян [8], П. П. Фесенко [23], Р. М. Шамионов [25] и др.).
В нашем исследовании за основу была принята многомерная модель психологического благополучия, предложенная К. Рифф, как одна из наиболее разработанных и обоснованных как в теоретическом, так и в практическом плане. По мнению К. Рифф, вопрос психологического благополучия является актуальным для человека на любом этапе его включения в образовательную среду, так как имеет непосредственное отношение к здоровью личности (ментальному и физическому), улучшению её состояния, повышению качества жизни и безопасности [28].
Круг работ, посвящённых проблеме психологического благополучия субъектов образования, достаточно узок. Феномен психологического благополучия участников образовательной среды являлся предметом ограниченного круга исследований (С. А. Водяха [5], М. В. Григорьева [7], О. А. Елисеева [9], Е. Б. Лактионова [12] и др.).
В исследованиях, посвящённых личностным особенностям одарённых подростков, подчёркивается особая важность благоприятных условий для развития (Дж. Рензулли [19], Е. И. Щебланова [26] и др.).
Отмечается, что среда для детей с признаками одарённости должна обеспечивать высокий уровень психологической комфортности и иметь развивающий характер [10]. Система отношений субъектов образования в такой среде характеризуется позитивной направленностью, высокой степенью доверия и позволяет не только удовлетворять познавательные потребности одарённых школьников, но и способствовать их психологическому благополучию. Современное образовательное пространство характеризуется наличием разнообразных типов школ, имеющих определённые характеристики, которые будут оказывать влияние на развитие личностных качеств учащихся и их психологическое благополучие. Однако исследований психологического благополучия учащихся в связи со спецификой образовательных учреждений крайне мало. В специализированных школах учатся одарённые учащиеся, по крайней мере, те, которые прошли специальный отбор и имеют повышенную познавательную мотивацию и интеллектуальное развитие выше среднего. Поэтому их благополучие будет обусловлено как спецификой одарённых детей, так и особенностями образовательной среды, где происходит их обучение и развитие.
Целью эмпирического исследования являлся сравнительный анализ образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ в оценках учащихся и показателях их психологического благополучия.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 602 человека, учащиеся 8-10 классов специализированных и общеобразовательных школ.
Из них: 302 - учащиеся 8-10 классов специализированных школ физико-математической и естественнонаучной направленности (184 юноши и 118 девушек), средний возраст М=14,9, SD=1,1, и 300 - учащиеся 8-10 классов общеобразовательных школ (134 юноши, 166 девушек), средний возраст М=14,4, SD=1. Сравнительный анализ результатов оценки психологических характеристик образовательной среды с использованием ^критерия Стьюдента не выявил различий по полу.
Для достижения поставленной цели мы придерживались следующих линий анализа эмпирических данных: описание психологических характеристик образовательной среды в оценках учащихся специализированных и общеобразовательных школ, рассмотрение различий между ними с использованием t-критерия Стьюдента, сравнительный анализ показателей психологического благополучия учащихся в разных типах школ.
В исследовании для определения уровня психологического благополучия и его компонентов была использована методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н. Н. Лепешинского) [14]. В дополнение к ней была использована «Шкала субъективного благополучия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М. В. Соколовой) [22], направленная на выявление уровня эмоционального комфорта. Для изучения отношения учащихся к образовательной среде использовалась методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой [15], позволяющая оценить образовательную среду по следующим показателям: референтность (отношение к образовательной среде), удовлетворённость значимыми характеристиками образовательной среды и защищённость от психологического насилия во взаимодействии с одноклассниками и учителями.
Результаты исследования
Учащиеся специализированных школ более позитивно относятся к образовательной среде в сравнении со сверстниками из общеобразовательных школ. Вероятно, что для них школа является более значимой и ценной (табл. 1).
Результаты позволяют увидеть, что уровень показателей удовлетворённости и защищённости от психологического насилия во взаимодействии с учителями и одноклассниками также выше у учащихся специализированных школ, что может объясняться иным психологическим качеством взаимоотношений между педагогами и учащимися в этих школах.
Таблица 1
Образовательная среда специализированных и общеобразовательных
школ в оценках учащихся
Table 1
The educational environment of specialized and general education schools
in the assessments made by students
Показатели образовательной среды Специализированные школы Общеобразовательные школы
Отношение к образовательной среде (референтность) 1,36±0,42 1,29±0,42
Удовлетворённость значимыми характеристиками образовательной среды 3,59±0,78* 3,45±0,78*
Защищённость от психологического насилия во взаимодействии с одноклассниками 3,89±0,87*** 3,60±1,08***
Защищённость от психологического насилия во взаимодействии с учителями 3,73±1,04* 3,55±0,97*
Примечание: *p<0,05, ***p<0,001
Более низкий уровень удовлетворённости образовательной средой у учащихся общеобразовательных школ может быть связан как с дефицитом диалога учащихся с учителями, так и с трудностями индивидуализации образовательного маршрута вследствие большой численности учащихся в общеобразовательных школах. Переполненность классов зачастую затрудняет включённость учеников в образовательный процесс, а перегрузки учителей повышают вероятность авторитарного воздействия на учащихся, что в итоге приводит к чувству незащищённости учащихся. Имеет место больший разброс данных по показателю защищённости от психологического насилия со стороны одноклассников у учащихся общеобразовательных школ. Можно предположить, что подростки, добиваясь признания у сверстников, чаще используют методы, направленные на подавление другого человека, что не характерно для специализированных школ, где соперничество разворачивается в сфере достижений, реже затрагивая личностную сферу.
Степень удовлетворённости значимыми характеристиками образовательной среды учащихся разных типов школ представлена на рис. 1.
4,00 3,80 3,60 3,40 3,20 3,00 2,80
12345678 —♦—Специализированные школы —Общеобразовательные школы
Рис. 1. Степень удовлетворённости значимыми характеристиками образовательной среды у учащихся разных типов школ
Примечание: 1 - взаимоотношения с учителями, 2 - взаимоотношения с учениками, 3 - возможность высказать свою точку зрения, 4 - уважительное отношение к себе, 5 - сохранение личного достоинства, 6- возможность обратиться за помощью, 7 - возможность проявлять инициативу, активность, 8 - учёт личных проблем и затруднений.
Fig. l.The degree of satisfaction with significant characteristics of the educational environment in students of different types of schools
Note: 1 - relationships with teachers, 2 - relationships with students, 3 - the possibility of expressing your point of view, 4 - respectful attitude to yourself, 5 - preservation of personal dignity, 6 - the opportunity to ask for help, 7 - the opportunity to show initiative, activity, 8 - consideration of personal problems and difficulties.
Установлены значимые различия по показателям «возможность высказать свою точку зрения» (p<0,05) и «возможность проявлять инициативу, актив-
ность» (p<0,05). Это свидетельствует о том, что в специализированных школах для учащихся созданы условия в целях формирования собственного мировоззрения, оригинального мышления, проявления индивидуальности. Вероятно, что в общеобразовательной школе подобные проявления поощряются в меньшей степени. Важно отметить, что для повышения комфортности обучения для обеих групп подростков необходим учёт их проблем и затруднений. Причём для учащихся общеобразовательных школ наиболее значима возможность высказывать свою точку зрения и быть активными, а для учащихся специализированных школ - возможность обратиться за помощью. Это может быть обусловлено тем, что специфика обучения в специализированных школах предполагает не только высокую сложность образовательных программ и большие объёмы учебного материала, но и большую степень самостоятельности, к которой не все учащиеся оказываются готовы.
Результаты исследования выявили высокий уровень защищённости учащихся от психологического насилия во взаимодействии как с преподавателями, так и со сверстниками.
Представленные в таблице 2 данные показывают, что в специализированных школах учащиеся в общении с учителями наиболее защищены от угроз и игнорирования, а наименее - от принуждения. Очевидно, что педагоги специализированных школ не прибегают к угрозам как методу воздействия на учеников. Для учащихся этих школ принуждение со стороны учителей является неприемлемым и свидетельствует о необходимости уделять внимание развитию внутренней мотивации к учебной деятельности.
Таблица 2
Оценка защищённости от психологического насилия в образовательной среде учащимися разных типов школ
Table 2
Assessment of protection from psychological violence in the educational environment by students of different types of schools
Показатели защищённости от Участник образовательной среды Специализированные школы Общеобразовательные школы
унижений или оскорблений учитель 3,83±1,09*** 3,45±1,31***
ученики 3,94±1,28*** 3,58±1,22***
угроз учитель 4,14±1,06*** 3,74±1,28***
ученики 3,75±1,35 3,91±1,19
принуждения учитель 3,69±1,23* 3,90±1,16*
ученики 3,71±1,26*** 3,29±1,26***
игнорирования учитель 3,99±1,15*** 3,44±1,31***
ученики 3,53±1,34 3,50±1,21
недоброжелательного отношения учитель 3,78±1,20** 3,48±1,33**
ученики 3,71±1,27 3,50±1,24
Примечание: *р<0,05, **р<0,01, ***р<0,001
Во взаимодействии с другими учащимися ученики наименее защищены от игнорирования, что свидетельствует о потребности в признании среди свер-
стников. Поскольку общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, то игнорирование группой одноклассников будет вызывать фрустрацию этой потребности.
В общеобразовательных школах учащиеся во взаимодействии с учителями менее всего защищены от игнорирования. Можно предположить, что в связи с переполненностью классов педагог не может уделить внимание каждому ученику, и в такой ситуации подростку сложно получить оценку собственных достижений от учителя. Кроме того, зачастую учителя уклоняются от конфликтов с учащимися, предпочитая не обращать на них внимания. Во взаимодействии с одноклассниками учащиеся менее всего защищены от принуждения. За счёт группового давления подростки воздействуют друг на друга, принуждая своих сверстников действовать против собственного желания.
Исследование выявило наибольшие различия в уровнях защищённости учащихся от психологического насилия во взаимодействии с учителями и одноклассниками. Это позволяет предположить, что существуют различия в уровне психологического благополучия учащихся в образовательной среде специализированных и общеобразовательных школ. Для проверки этого предположения был осуществлён сравнительный анализ показателей психологического благополучия учащихся в разных типах школ.
Характеризуя психологическое благополучие исследованной выборки, отметим, что более высокий уровень выявлен у учащихся специализированных школ (рис. 2). Значимые различия между двумя группами респондентов установлены по показателям «личностный рост» (р<0,001) и «автономия» (р<0,05), что свидетельствует о большей выраженности у учащихся специализированных школ стремления к личностному развитию, самосовершенствованию, открытости новому опыту, самостоятельности и независимости. Эти различия могут быть во многом обусловлены спецификой одарённых детей. Они способны оценивать собственное поведение и поступки, обладают внутренними критериями оценки своих достижений. В целом, результаты по всем показателям психологического благополучия выше у учащихся специализированных школ.
66,00
64,00
62,00
60,00
58,00
56,00
54,00
Позитивные Автономия Управление Личностный Цели в жизни Самопринятие отношения средой рост
I Специализированные школы —■ Общеобразовательные школь
Рис. 2. Профили психологического благополучия учащихся специализированных и общеобразовательных школ
Fig. 2. Profiles of psychological well-being of students in specialized and general education schools
В структуре психологического благополучия учащихся специализированных школ наименьшее значение выявлено по показателю «Управление средой», что говорит о низком контроле над текущими событиями и происходящим вокруг. Это может быть следствием жёсткой регламентации их жизни, обусловленной определёнными целями, - углублённому обучению, подготовке и участию в предметных олимпиадах различных уровней, что в итоге приводит к отсутствию свободного времени и опыта в его управлении.
У учащихся общеобразовательных школ наименьшее значение выявлено по показателю «самопринятие», что свидетельствует о недовольстве собой и беспокойстве за собственное будущее. Вероятно, это связано с предстоящей аттестацией и отсутствием выраженной склонности к определённой области знаний. Такая неопределённость расширяет потенциально возможный выбор будущей профессии и усиливает тревожность. Трудность этого выбора подтверждается и другими исследователями [6].
Полученные результаты показывают, что около трети учащихся в обеих группах в процессе обучения испытывают эмоциональный дискомфорт, что приводит к снижению уровня субъективного благополучия, отражающего степень эмоционального комфорта. На уровне тенденции уровень субъективного благополучия и его компонентов выше у учащихся специализированных школ, за исключением показателей «значимость социального окружения» и «изменение настроения». Снижение показателей благополучия в эмоциональной сфере учащихся могут являться следствием перегрузок и высоких требований к учебной деятельности.
Заключение
Исследование показало, что существуют значимые различия в уровне психологического благополучия учащихся в разных типах образовательной среды. Более высокий уровень выявлен у учащихся специализированных школ. Они характеризуются стремлением к развитию, открытостью новому опыту, рефлексируют собственные изменения и достижения, осознают реализацию своего потенциала. У них развита система личных критериев, независимость от мнения окружающих и способность противостоять внешнему давлению. Выявлены сложности в эмоциональной сфере учащихся в разных типах образовательной среды. У учащихся специализированных школ они связаны с фрустрацией в межличностных отношениях, частыми изменениями настроения и снижением оптимистического модуса восприятия. У учащихся общеобразовательных школ сниженный эмоциональный фон вызван субъективными переживаниями тяжести выполняемых заданий и низкой удовлетворённостью от повседневной деятельности.
Результаты исследования показали, что образовательная среда специализированных школ выше оценивается учащимися по большинству исследуемых показателей по сравнению с общеобразовательными школами. Учащиеся позитивнее относятся к своим школам, в большей степени удовлетворены основными характеристиками взаимодействия и имеют высокую степень защищённости от психологического насилия. Выявленные различия в уровне психологического благополучия учащихся в разных типах школ дают основания предположить, что эти различия могут быть обусловлены как спецификой
одарённых детей, так и образовательной средой, поскольку в специализированных школах учащиеся оценивают её выше. В контексте нашего исследования планируется эмпирически выявить, какие показатели образовательной среды, а также личностные и когнитивные особенности одарённых учащихся влияют на их психологическое благополучие.
Публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ №19-01300410, «Образовательная среда как фактор психологического благополучия одарённых учащихся подросткового возраста», 2019-2021 гг.
Заявленный вклад авторов
Лактионова Е. Б.: научное руководство, идея статьи, проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов, введение и заключение.
Орлова А. В.: сбор и анализ материалов в отечественных и зарубежных публикациях, анализ результатов эмпирических исследований, подготовка текста статьи.
Кондакова И. В.: сбор, анализ и обобщение результатов эмпирического исследования, оформление текста статьи и подготовка к публикации.
Тузова А. С.: сбор эмпирических данных по результатам исследования.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Список литературы
1. Аргайл М. Психология счастья ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 271 с.
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М. : Нестор-История, 2011. 272 с.
3. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101-105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104/
4. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГу. Сер.: Психология. 2013. Вып. 6. № 4. С. 4-14.
5. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114-120.
6. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63-73. doi: 10.17759/ pse.2019240606.
7. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 2. С. 41-46.
8. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М. : Институт психологии РАН, 2013. 268 с.
9. Елисеева О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образова-
тельной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 368-375.
10. Казарина В. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности одаренных подростков / Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 202-215.
11. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб. : Книжный Дом, 2013. 283 с.
12. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63-72.
13. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М. : Институт психологии РАН, 2011. 320 с.
14. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24-32.
15. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. СПб. : Речь, 2006. 287 с.
16. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. М. : ПИ РАО, 2007. 288 с.
17. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход: монография. М. : Изд-во РУДН, 2005. 300 с.
18. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрико-ва, Ю. Д. Бабаевой и др. ; 2-е изд., расш. и перераб. М. : М-во образования РФ, 2003. 94 с.
19. Рензулли Дж., Рис С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М. : Молодая гвардия, 1997. С. 214-241.
20. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Юрайт, 2019. 334 с.
21. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия ; пер. с англ. М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
22. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль : Психодиагностика, 1996. 42 с.
23. Фесенко П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социокультурную специфику? // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 132-138.
24. Фостик Н. М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2005. 24 с.
25. Шамионов Р. М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова. Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. С. 36-41.
26. Щебланова Е. И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI века // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 138-148.
27. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.
28. Ryff C. D. Psychological Weil-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatic. 2014. 83: 10-28. DOI: https://doi. org/10.1159/000353263.
29. Ryff C. D. & Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. Issue 1. Pp. 1-28. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1.
References
1. Argyle M. Psikhologiya schast'ya [The Psychology of Happiness], 2nd ed. St. Petersburg, Piter Publ. House, 2003, 271 p. (In Russian).
2. Baeva I.A., Volkova E.N., Laktionova E.B. Psikhologicheskaya bezopasnost' obra-zovatel'noy sredy: razvitie lichnosti [Psychological safety of the educational environment: personality development]. Moscow, Nestor-Istoriya Publ., 2011, 272 p. (In Russian).
3. Balash A.V., Topoeva E.Yu. Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starshi-kh podrostkov s priznakami odarennosti [Specific features of psychological well-being of older teenagers with signs of gift]. Vestniknauki i obrazovaniya [Herald of Science and Education], 2020, no. 1 (79), pp. 101-105. (In Russian). DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104.
4. Baturin N.A., Bashkatov S.A., Gafarova N.V. Teoreticheskaya model' lichnostnogo blagopoluchiya [The theoretical model of personal welfare]. Vestnik YuUrGu. Ser.: Psikhologiya [Bulletin of South Ural State University. Ser. Psychology], 2013, vol. 6, no. 4, pp. 4-14. (In Russian).
5. Vodyaha S.A. Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starsheklassnikov [Features of psychological well-being of high-school students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2013, vol. 18, no. 6, pp. 114-120. (In Russian).
6. Golovey L.A., Danilova M.V., Gruzdeva I.A. Psikhoemotsional'noe blagopoluchie starsheklassnikov v svyazi s gotovnost'yu k professional'nomu samoopredeleniyu [Psycho-Emotional Well-Being of High School Students in Relation to Their Readiness for Professional Self-Determination]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2019, vol. 24, no.6, pp. 63-73. (In Russian). DOI: 10.17759/ pse.2019240606.
7. Grigoryeva M.V. Sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti kak rezul'tat shkol'noy adap-tatsii v raznykh usloviyakh obucheniya [Person's Subjective Well-Being as a Result of the School Adaptation under Different Learning Conditions]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2009, vol. 14, no. 2, pp. 41-46. (In Russian).
8. Dzhidaryan I.A. Psikhologiya schast'ya i optimizma [Psychology of happiness and optimism]. Moscow, Institut Psikhologii RAN. [Institute of Psychology RAS Publ.], 2013, 268 p. (In Russian).
9. Eliseeva O.A. Struktura sub"ektivnogo blagopoluchiya podrostkov v obrazovatel'noy srede s nizkim urovnem psikhologicheskoy bezopasnosti [The structure of subjective well-being of adolescents in the educational environment with a low level of psychological safety]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2011, no. 132, pp. 368-375. (In Russian).
10. Kazarina V.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya sotsial'noy kompetentnosti odarennykh podrostkov [Psychological and pedagogical support for the development of social competence of gifted adolescents]. Larionova L.I., Savenkov A.I. (eds). Psikhologiya odarennosti i tvorchestva [Psychology of giftedness and creativity]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017, pp. 202-215. (In Russian).
11. Laktionova E.B. Psikhologicheskaya ekspertiza obrazovatel'noy sredy [Psychological examination of the educational environment]. St. Petersburg, Knizhny Dom Publ., 2013, 283 p. (In Russian).
12. Laktionova E.B., Matyushina M.G. Psikhologicheskie determinanty i lichnostnye re-sursy sub"ektivnogo blagopoluchiya uchastnikov obrazovatel'noy sredy [Psychological determinants and personal resources of subjective well-being of participants in the educational environment]. Nauchnoe mnenie [Scientific Opinion], 2018, no. 1, pp. 63-72. (In Russian).
13. Larionova L.I. Kul 'turno-psikhologicheskie faktory razvitiya intellektual'noy odarennosti [Cultural and psychological factors in the development of intellectual giftedness]. Mos-
cow, Institut psikhologii RAN [Institute of Psychology RAS Publ.], 2011, 320 p. (In Russian).
14. Lepeshinskiy N.N. Adaptatsiya oprosnika «Shkaly psikhologicheskogo blagopoluchiya» K. Riff [Adaptation of the questionnaire "Scales of psychological well-being" by K. Riff]. Psikhologicheskiyzhurnal [Psychological Journal], 2007, no. 3, pp. 24-32. (In Russian).
15. Baeva I.A. (ed.) Obespechenie psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution]. St. Petersburg, Rech Publ., 2006, 287 p. (In Russian).
16. Rubtsov V.V, Polivanova N.I. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak faktor psikhich-eskogo razvitiya uchashchikhsya [The educational environment of the school as a factor in the mental development of students]. Moscow, PI RAO [Psychological Institute RAE Publ.], 2007, 288 p. (In Russian).
17. Panov V.I. Odarennost' i odarennye deti: ekopsikhologicheskiy podkhod [Giftedness and gifted children: an eco-psychological approach]. Moscow, RUDN University Publ., 2005, 300 p. (In Russian).
18. Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D., Babaeva Yu.D. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [A working concept of giftedness], 2nd ed. Moscow, Ministry of Education of the Russian Federation Publ., 2003, 94 p. (In Russian).
19. Renzulli J.S., Reis S.M. Model' obogashchayushchego shkol'nogo obucheniya: prak-ticheskaya programma stimulirovaniya odarennosti detey [Model of enriching schooling: a practical program to stimulate gifted children]. Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorches-tva i odarennosti [Basic modern concepts of creativity and giftedness]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1997, pp. 214-241. (In Russian).
20. Savenkov A.I. Psikhologiya detskoy odarennosti [Psychology of gifted children]. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 334 p. (In Russian).
21. Seligman M. Put' k protsvetaniyu. Novoe ponimanie schast'ya i blagopoluchiya [The path to prosperity. A new understanding of happiness and well-being]. Moscow, Mann, Ivan-ov & Ferber Publ., 2013, 440 p. (In Russian).
22. Sokolova M.V. Shkala sub"ektivnogo blagopoluchiya [Subjective well-being scale]. Yaroslavl, Psikhodiagnostika Publ., 1996, 42 p. (In Russian).
23. Fesenko P.P. Imeet li ponyatie psikhologicheskogo blagopoluchiya sotsiokul'turnuyu spetsifiku? [Is the Concept of Psychological Well-Being Culturally and Socially Specific?]. Psikhologiya [PSYCHOLOGY, the Journal of the Higher School of Economics], 2005, vol. 2, no. 4, pp. 132-138. (In Russian).
24. Fostik N.M. Psikhologicheskie problemy odarennykh podrostkov v protsesse shkol'nogo obucheniya. Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Psychological problems of gifted adolescents in the process of schooling. Cand. psy. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2005, 24 p. (In Russian).
25. Shamionov R.M. Samosoznanie i sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti [Self-awareness and subjective well-being of an individual]. Shamionov R.M. (ed.) Problemy sotsial'noy psikhologii lichnosti [Problems of social psychology of personality]. Saratov, SGU im. N. G. Chernyshevskogo [N. G. Chernyshevsky Saratov State University Publ.], 2008, pp. 36-41. (In Russian).
26. Shcheblanova E. I. Diskussionnye aspekty kontseptsii odarennosti v XXI veke [Discussion aspects of the giftedness concepts in the XXI century]. Larionova L.I., Savenkov A.I. (eds). Psikhologiya odarennosti i tvorchestva [Psychology of giftedness and creativity]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017, pp. 138-148. (In Russian).
27. Yasvin VA. Shkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [The school environment as a subject of measurement: expertise, design, management.]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publishing House, 2019, 448 p. (In Russian).
28. Ryff C.D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice
of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatic, 2014, no. 83, pp. 10-28. DOI: https:// doi.org/10.1159/000353263.
29. Ryff C. D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological Inquiry, 1998. vol. 9, no. 1, pp. 1-28. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1.
An Attitude of Students in Specialized and Secondary Schools to the Educational Environment and Their Psychological
Well-Being
Elena B. Laktionova, Anna V. Orlova, Irina V. Kondakova, Aleksandra S. Tuzova
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Abstract. Introduction. The paper presents the results of a comparative analysis of the educational environment at specialized and secondary schools in the assessments made by students, and indices of their psychological well-being. Materials and Methods. The study relied on the methods of "The scale ofpsychological well-being" (C. Riff, as adapted by N. N. Lepeshinsky), "The scale of subjective well-being" (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn and J. Chiche, as adapted by M. V. Sokolova), and "Psychological safety of the school's educational environment" (I. A. Baeva).
Results. Students of specialized schools have a higher level of psychological well-being. They are characterized by a desire to grow and develop, and openness to a new experience. They are aware of the realization of their potential, have a developed system ofpersonal criteria, and are independent of the opinions of others. Conclusion. The findings have shown that the educational environment of specialized schools is rated higher by students in most of the studied indices compared to secondary schools.
Keywords: psychological well-being, educational environment, giftedness, specialized schools.
Лактионова Елена Борисовна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7(812)3150725 e-mail: [email protected]
Орлова
Анна Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-2748-9478
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7(812)3150725 e-mail: [email protected]
Elena B. Laktionova
Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of the Department of Developmental and Educational Psychology
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414
Herzen State Pedagogical University of Russia
48Moika Nab., Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7(812)3150725
e-mail: [email protected]
Anna V. Orlova
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor at the Department of Developmental and Educational Psychology
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-2748-9478
Herzen State Pedagogical University of Russia
48, Moika Nab., Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7(812)3150725 e-mail: [email protected]
Кондакова
Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-6320-5757
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7(812)3150725
e-mail: [email protected]
Тузова
Александра Сергеевна
аспирант кафедры психологии развития и образования
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6830-5543
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48
тел.: +7(812)3150725
e-mail: alexandra.tuzova25@mail.
ru
Irina V. Kondakova
Candidate of Sciences (Psychology), Senior Lecturer of the Department of Educational and Developmental Psychology
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-6320-5757
Herzen State Pedagogical University of Russia
48, Moika Nab., Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7(812)3150725
e-mail: [email protected]
Aleksandra S. Tuzova
Second-Year Post-Graduate Student of the Department of Educational and Developmental Psychology
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6830-5543
Herzen State Pedagogical University of Russia
48, Moika Nab., Saint-Petersburg, Russia, 191186
tel.: +7(812)3150725
e-mail: alexandra.tuzova25@mail.
ru