Научная статья на тему 'Отношение к государственной экономической политике в сфере малого, среднего и крупного бизнеса'

Отношение к государственной экономической политике в сфере малого, среднего и крупного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к государственной экономической политике в сфере малого, среднего и крупного бизнеса»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА*

В. Приписнов

1. Характеристика выборки

Исследование осуществлялось на основе четырёх опросов промышленных предприятий, проведённых Российским экономическим барометром (РЭБ) в апреле и октябре 2002 и 2003 гг. Всего исследовалось 654 предприятия.

Группировка по величине предприятий производилась на основе данных о численности работников, включая нештатных сотрудников и работающих по договорам. Выборка была разделена на 4 примерно равных по численности респондентов группы: малые предприятия (МП) с числом работников до 200 человек, средние предприятия (СП), насчитывающие в своём составе от 200 до 500 работников, а также две группы крупных предприятий (КП) с численностью работников в первой группе от 500 до 1000 человек и свыше 1000 человек - во второй группе. Данная классификация соответствует методике статистического учёта малого, среднего и крупного бизнеса, принятой в странах ЕС.

Настоящее исследование выполнено в рамках проекта «Экономическая политика и промышленные предприятия», поддержанного Московским общественным научным фондом (МОНФ) за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID).

4

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

Диаграмма 1

Структура выборки по величине предприятий

Доля в общем числе респондентов (%)

Доля в общей численности занятых на опрошенных предприятиях (%)

до 200 чел. 3%

от 200 до 500 чел.

1000 чел. и более 22%

от 500 до 1000 чел.

21%

до 200 чел. 26%

+++++++^ч

+++++++++} '++++++++++/ +++++++++1

'++++++++++/ +++++++++> '+++++++++> +++++++<

от 200 до 500 чел.

31%

от 500 до 1000 чел. 16%

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

2. Уровень понимания и одобрения экономической политики правительства руководителями крупных, малых и средних предприятий.

Данные опросов РЭБ свидетельствуют о том, что подавляющее большинство руководителей промышленных предприятий (72%) работают, не имея ясного представления об экономической политике правительства. Доля респондентов, ответивших в той или иной степени положительно на вопрос о понимании государственной экономической политики, составляет всего 28%, что лишь немногим превышает долю респондентов, ответивших отрицательно - 25%. При этом почти половина респондентов (46%) не смогла дать сколько-нибудь определённого ответа на этот вопрос. Рассчитанный по результатам опроса интегральный показатель «Индекс понимания» экономической политики в целом по выборке составляет всего 104 пункта. Индекс равен 100, если суммарная величина положительных оценок равна сумме негативных высказываний (см. таблицу 1).

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

5

Таблица 1

Степень понимания промышленными предприятиями экономической политики правительства

Понятна ли вам экономическая политика Доля респондентов в процентах предприятий с числом занятых (%): по группе Выборка

правительства за последние 3-4 месяца? до 200 чел. от 200 до 500 чел. От 500 до 1000 чел. 1000 чел. и более в целом (%)

а). «Да» 3,6 1,5 4,6 4,4 3,4

б). «В основном да» 17,6 26,5 30,0 27,4 25,1

в). «Трудно сказать» 45,5 45,4 45,4 48,9 46,2

г). «В основном нет» 22,4 20,4 16,9 14,8 19,0

д). «Нет» 10,9 6,2 3,1 4,5 6,3

Итого 100 100 100 100 100

«Индекс понимания» экономической политики правительства*’ 85 102 122 118 104

* «Индекс понимания», используемый в данной работе, представляет собой умноженное на 100 частное от деления суммы положительных и нейтральных высказываний («Да», «В основном да» и «Трудно сказать») на сумму соответствующих негативных и нейтральных оценок («Нет», «В основном нет», «Трудно сказать»).

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Результаты опроса свидетельствуют также, что уровень понимания экономической политики правительства руководителями промышленных предприятий существенно зависит от величины подчинённых им предприятий. Представители малого бизнеса чувствуют себя менее компетентными в этом вопросе по сравнению с руководством средних и тем более крупных предприятий. В группе малых предприятий с числом работников до 200 чел. доля респондентов, заявивших о понимании экономической политики правительства, составляет всего 21% против 32-35% в двух группах крупных предприятий. В то же время доля респондентов, признающих своё непонимание экономической политики правительства, в группе МП достигает 33% против 19-20% в группах КП. В руководстве средних предприятий степень понимания экономической политики правительства находится на промежуточном уровне по сравнению с МП и КП.

Общий уровень одобрения предприятиями государственной экономической политики, т.е. признания её правильной, существенно ниже степени понимания экономического курса правительства. В целом по выборке наблюдается значительное преобладание негативных оценок правительственной политики над позитивными. Доля одобрительных высказываний составляет всего 14%, что в два с лишним раза меньше доли негативных оценок - 32% (см. таблицу 2).

6

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

Таблица 2

Степень одобрения промышленными предприятиями экономической политики правительства

Считаете ли вы правильной Доля респондентов в процентах по группе предприятий с числом занятых (%): Выборка в целом (%)

экономическую политику правительства за последние 3-4 месяца? до 200 чел. от 200 до 500 чел. от 500 до 1000 чел. 1000 чел. и более

а). «Да» 1,3 0,5 0 0 0,5

б). «В основном да» 12,0 9,4 15,4 17,9 13,2

в). «Трудно сказать» 51,3 53,2 53,8 61,9 54,7

г). «В основном нет» 22,2 28,6 18,5 14,9 21,8

д). «Нет» 13,2 8,3 12,3 5,3 9,8

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

"Индекс одобрения" экономической политики правительства*’ 74 70 82 97 79

* "Индекс одобрения", используемый в данной работе, рассчитан тем же способом, что и «индекс понимания» (см. пояснения к табл. 1).

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Ощущение неопределенности у руководителей предприятий в оценке того, насколько правильной является экономическая политика правительства, весьма высока - более половины респондентов (55%) не смогли дать четкий ответ на вопрос: «Считаете ли вы эту политику правильной?», выбрав вариант ответа «Трудно сказать». В итоге интегральный показатель "индекс одобрения" экономической политики правительства оказался на 25 пунктов ниже «индекса понимания» (соответственно 79 против 104).

Недовольство экономической политикой правительства особенно сильно в сфере малого и среднего бизнеса. Более трети опрошенных руководителей промышленных МП и СП (35-36%) считают экономическую политику правительства в той или иной степени неправильной. Среди руководителей КП с числом занятых более 1000 человек несогласие с политикой правительства выразили только 20% респондентов.

По данным всех четырех опросов позитивные оценки правительственной политики в МП и СП высказывались в среднем примерно в полтора раза реже, чем в КП. Доля руководителей, считающих политику правительства правильной, в сфере малого и среднего бизнеса в целом составляет всего 11% против 17% в КП.

По интегральному показателю «индекс одобрения» экономической политики правительства, МП и СП находятся примерно на одинаково низком уровне При переходе же к КП, он начинает расти примерно пропорционально увеличению размеров предприятия. Зависимость же понимания политики от размеров предприятия носит зеркально перевернутый характер. Индекс понимания экономической политики правительства в двух группах КП находится примерно на одинаково высоком уровне, а при переходе к более мелким предприятиям, падает пропорционально их размерам (см. диаграмму 2).

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

7

Диаграмма 2

Зависимость уровня понимания и одобрения экономической политики правительства от величины предприятий

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг

3. Значение «прозрачности» экономической политики правительства для повышения эффективности деятельности промышленных предприятий

Данные опросов свидетельствуют о том, что понимание руководителями экономической политики правительства является важным фактором повышения рентабельности возглавляемых ими объектов промышленности. В группе респондентов, положительно ответивших на вопрос о понимании политики правительства, число прибыльных предприятий в два с лишним раза превышало число убыточных предприятий (соотношение 2,3:1).

В тех случаях, когда ответ был отрицательным, число прибыльных и убыточных предприятий практически совпало (1,2:1). В наиболее многочисленной группе респондентов, которые не могли чётко сказать понимают они экономическую политику правительства или нет, число прибыльных предприятий примерно в полтора раз превышало число убыточных предприятий (1,6:1). Таким образом, в целом по выборке фактор понимания экономической политики правительства способствовал повышению индекса рентабельности предприятий примерно в два раза с 117 до 226 пунктов (см. таблицу 3).

8

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

Таблица 3

Зависимость успеха в деятельности малых, средних и крупных предприятий от понимания их руководителями экономической политики правительства

Понятна ли вам экономическая политика правительства за последние 3-4 месяца? «Индекс рентабельности»* Выборка в целом

МП (до 200 работников) СП (от 200 до 500 работников) КП (500 работников и более)

"Да" или "В основном да" 250 157 271 226

"Трудно сказать" 160 152 154 155

"Нет" или "В основном нет" 80 192 118 117

В среднем по группе 136 163 173 159

*/ «Индекс рентабельности» представляет собой умноженное на 100 частное от деления числа прибыльных предприятий на число убыточных предприятий.

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Фактор понимания экономической политики правительства наибольшее значение имеет для деятельности малых и крупных предприятий. Под его влиянием индекс рентабельности в МП, судя по результатам опроса, повышается более чем в 3 раза (с 80 до 250 пунктов), а в КП - в 2,3 раза (с 118 до 271 пункта). В деятельности средних предприятий влияние данного фактора на индекс рентабельности на порядок слабее и к тому же не обладает столь же явно выраженной направленностью. Возможно, это объясняется маскирующим эффектом других более значимых для деятельности СП факторов.

С чем связано плохое понимание того, что делает правительство? Наш опыт исследования предприятий (по прошлым проектам, в которых довелось участвовать) говорит о том, что в значительной степени - с недостаточной компетентностью многих российских промышленников. Учитывая сравнительно низкий уровень понимания государственной экономической политики у подавляющего большинства опрошенных руководителей предприятий, можно предположить, что в макроэкономическом масштабе недостаток соответствующей компетентности со стороны руководства предприятий является сильным тормозом для развития отечественной промышленности.

В то же время это означает, что сравнительно небольшие затраты, необходимые для переподготовки руководящих кадров и создание им со стороны государственных органов беспрепятственного доступа к соответствующей информации, могли бы окупиться сторицей, способствуя подъёму промышленного производства. Особенно в сфере малого предпринимательства, принимая во внимание: во-первых, значительное отставание руководителей МП по уровню понимания экономической политики правительства и, во-вторых, сильную зависимость успеха их деятельности от этого фактора.

Справедливости ради, следует заметить, что сами предприниматели и руководители предприятий не сидят, сложа руки, в пассивном ожидании «манны небесной». Большая работа по «наведению мостов» и обмену информацией между предпринимателями с одной стороны и правительственными органами - с другой, осуществляется силами различного рода союзов, ассоциаций и отраслевых объединений, созданных на основе самоорганизации предпринимателей (Подробнее об этой деятельности см. «Российский экономический барометр», № 3, 2002, с. 3-23).

Однако, инициатива «снизу» далеко не всегда находит адекватную поддержку «сверху», т.е., со стороны многочисленных административных структур государственной власти. Несмотря на широко-рекламируемую кампанию борьбы с «административными барьерами» сохраняется тенденция к сокрытию бюрократическими структурами самой необходимой для деловых кругов экономической информации. Так, например, Министерство

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

9

по налогам и сборам РФ (МНС) в начале февраля 2004 г. засекретило собственные методические рекомендации по порядку исчисления налогов, наложив на них гриф «Для служебного пользования» (см. «Время новостей», 09 февраля 2004 г.).

Отныне, налоговые инспектора получают возможность штрафовать предпринимателей за невольное нарушение или неисполнение ими секретных инструкций МНС. Таким образом, предприниматели могут быть наказаны за незнание того, что знать им запрещено!

Очевидно, что подобные нововведения вызывают бурный протест в предпринимательской среде, выражающийся, судя по данным опросов РЭБ, в преобладании среди руководителей промышленных предприятий негативного отношения к экономической политике правительства.

4. Значение согласования государственной экономической политики с интересами предпринимателей для развития малого и среднего бизнеса в промышленности

По данным опросов в группе респондентов, считающих экономическую политику правительства более или менее «правильной», число прибыльных предприятий в три с лишним раза превышало число убыточных предприятий (соотношение 3,3:1). В группе несогласных с политикой правительства, число прибыльных примерно равнялось числу убыточных предприятий (см. таблицу 4)

Таблица 4

Зависимость успеха в деятельности малых, средних и крупных предприятий от учёта их интересов в экономической политике правительства

Считаете ли вы правильной экономическую политику правительства за последние 34 месяца? «Индекс рентабельности»* Выборка в целом

МП (до 200 работников) СП (от 200 до 500 работников) КП (500 работников и более)

"Да" или "В основном да" 800 450 210 329

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Трудно сказать" 174 155 147 156

"Нет" или "В основном нет" 56 147 213 124

В среднем по группе 137 164 170 158

*Умноженное на 100 частное от деления числа прибыльных предприятий на число убыточных предприятий.

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Наибольшее значение фактор согласования экономического курса правительства с интересами предпринимателей имеет для малого и среднего бизнеса. По данным опроса, в зависимости от степени согласия с политикой правительства индекс рентабельности МП, изменялся в 14 раз (с 56 до 800 пунктов!), а в СП - в 3 раза (с 147 до 450 пунктов).

В группе крупных предприятий влияние данного фактора на индекс рентабельности не обнаружено.

Текущую экономическую политику правительства более или менее одобряет лишь один из десяти респондентов, представляющих малые и средние предприятия. Таким образом, поиск разумного баланса в экономической политике правительства между

10

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

интересами государства и представителями руководства промышленными предприятиями является необходимым условием выживания МП и СП в российской промышленности.

Учитывая сильную зависимость рентабельности малого и среднего бизнеса от экономической политики правительства, можно уверенно утверждать, что согласование государственной политики с интересами МП и СП могло бы в короткие сроки внести важный вклад в ускорение роста российской экономики и улучшение социально-экономического положения в стране.

5. Важнейшие направления государственной поддержки промышленных предприятий

По результатам опросов можно выделить пять основных направлений государственной экономической политики, представляющих наибольший интерес для отечественных промышленных предприятий. Подавляющее большинство респондентов высказывается в первую очередь за реформирование налоговой системы. В совершенствовании кредитной политики правительства заинтересованы две трети опрошенных предприятий. Почти половина респондентов проявляет интерес к мерам прямого государственного стимулирования и поддержки промышленности. Деятельность государства во внешней торговле и на валютном рынке представляют интерес соответственно для примерно одной трети и одной четверти респондентов (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Распределение предприятими требо сферам эконом выдвигаемых промышленными ваний к правительству по основным ической политики в 2002-2003 гг.

g Фискальная 0)

86

S о. о Кредитная О) I -Я- о s

66

u О s тї >s ё Промышленная X ° я

48

0 1 с 1 0 Я 5 Внешнеторговая О о Cl

36

CZ S' Валютная О |_

24

20 40 60 80 100 В процентах от общего числа респондентов (%)

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Особая трудность в разработке и осуществлении экономической политики, согласованной с интересами промышленных предприятий, заключается в том, что интересы больших групп предприятий далеко не всегда полностью совпадают между собой. В частности, наблюдаются весьма существенные расхождения интересов по определённым мероприятиям правительства в зависимости от величины предприятий.

В сфере фискальной политики подавляющее большинство респондентов единодушно требуют в первую очередь снижения налогов. При этом, в группах МП и СП доля респондентов, стремящихся к снижению налогов несколько выше ,чем в группах крупных предприятий. Кроме того, МП значительно сильнее других заинтересованы в изменении структуры налогов (см. диаграмму 4).

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

11

Диаграмма 4

Степень поддержки предприятиями мероприятий правительства в сфере фискальной политики

m X о. Э" ^

^ к ц v ш 65

і 5 £ ^ ГО ф Ш Q.

го с 55 ~ 1 т~ о m н

ф 45 I 5 Sg 35 Изменить структуру налогов

Q_ О 35 О ф N Б 1 1 1 X 1 1 1 1 г / !

О О S 1=1 І 1= ф о ІІ до 200 чел. малые от 200 до 500 чел. средние от 500 до 1000 чел. 1000 чел. и бо; крупные предприятия

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

В том, что касается мер по прямой государственной поддержки промышленности, наиболее крупные предприятия (с числом занятых более 1000 человек) проявляют повышенный интерес к получению госзаказов (см. диаграмму 5).

В области внешней торговли наблюдается чёткая зависимость: чем крупнее предприятия, тем слабее их интерес к мерам по ограничению импорта, и тем сильнее они ратуют за создание более благоприятных условий для экспорта товаров. В целом по выборке доля респондентов, заинтересованных в защите внутреннего рынка, почти втрое превышает долю, тех, кто стремится к либерализации и стимулированию экспорта товаров. Этот разрыв особенно велик в группе МП -- число сторонников протекционизма в 6 с лишним раз превышает число стремящихся к либерализации экспорта. Только в группе наиболее крупных предприятий достигается равновесие сил между сторонниками протекционизма и либерализации внешней торговли.

12

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

Диаграмма 5

Степень поддержки предприятиями основных государственных мероприятий экономического характера

в зависимости от величины опрошенных предприятий

Кредитная политика

Государственная поддержка промышленности

и =\

и

о

о

с

8 « а В

S * О Ч

о «

X ^

х 8

в I

О о

5 ж к н

Г

ОЭ

Он

s &

ч

<D

Л

С

X 3 я я

Й *

и Й

эт С Й с *

и В" о и « Й я ч

* о о 2 а

g ”

S w

5 и

о н

«8

о

Внешняя торговля

Валютная политика

20

15

10

5

0

Источник: опросы РЭБ в апреле и октябре 2002 и 2003 гг.

Российский Экономический Барометр, №3, 2004

13

С точки зрения перспектив вступления России в ВТО МП и СП в российской промышленности, судя по результатам опроса, явно предпочли бы оттянуть это событие на возможно более длительный срок. В стане наиболее крупных промышленных предприятий (с числом занятых более 1000 человек) между активными сторонниками и противниками этого процесса наблюдается примерное численное равенство. В целом активную позицию по проблемам внешней торговли занимают около половины руководителей крупных предприятий. Остальные, по-видимому, не придают этому событию достаточно большого значения.

В сфере валютных отношений большинство высказываний со стороны опрошенных руководителей промышленных предприятий сводится к необходимости стабилизировать курс рубля. Лишь сравнительно небольшая часть респондентов (около 10%) проявили интерес к изменению валютного курса, при этом преобладает заинтересованность в повышении курса рубля. Особенно заметна эта заинтересованность у малых предприятий.

6. Основные выводы

• Подавляющее большинство руководителей промышленных предприятий не имеют ясного представления об экономической политике правительства, причём представители малого бизнеса наименее компетентны в этом вопросе по сравнению с руководством средних и тем более крупных предприятий

• Уровень одобрения предприятиями государственной экономической политики, существенно ниже степени её понимания, причём недовольство экономической политикой правительства особенно сильно проявляется в сфере малого и среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Понимание руководителями предприятий экономической

политики правительства заметно (и позитивно) связано с уровнем рентабельности возглавляемых ими предприятий, особенно в деятельности малых и крупных предприятий. Недостаток соответствующей

компетентности со стороны руководства подавляющего большинства предприятий является сильным тормозом для развития отечественной промышленности.

• Поиск разумного баланса в экономической политике правительства между интересами государства и предприятий является необходимым условием выживания МП и СП в российской промышленности.

• Наиболее важной сферой экономической политики

правительства для промышленных предприятий является фискальная политика. В первую очередь подавляющее большинство предприятий требуют снижения налогового бремени, причём в малом и среднем бизнесе эта потребность острее, чем у крупных предприятий. Кроме того, малые предприятия значительно сильнее других заинтересованы в изменении структуры налогов

• В сфере прямой государственной поддержки промышленности, наиболее крупные предприятия проявляют повышенный интерес к получению госзаказов

• В области внешней торговли наблюдается чёткая зависимость: чем крупнее предприятия, тем слабее их интерес к мерам по ограничению импорта, и тем сильнее они ратуют за создание более благоприятных условий для экспорта товаров.

• В сфере валютных отношений большинство руководителей промышленных предприятий заинтересовано в стабилизации курса рубля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.